Подготовка ученика к открытому выступлению.
статья по теме

Темникова Ирина Геннадьевна

      Как помочь ученику возможно лучше донести до слушателей то, что было задумано и отработано в классных и домашних занятиях? Какими путями добиться того, чтобы выступление доставило удовлетворение  и ученику и педагогу?

      Многие факторы оказывают влияние на исполнительство. Не говоря уже о музыкальных способностях ученика, имеют значение его физическая и нервная конституция, общий культурный, интеллектуальный уровень, что составляет особенности его индивидуальности. Но решающим, доминирующим фактором является метод обучения музыке. Публичное выступление есть итог всей системы обучения ребенка, подростка музыке, где все взаимосвязано: воспитание музыкального мышления, слышания, памяти, двигательных навыков, контроль педагога над режимом и дисциплиной домашних занятий. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon podgotovka_detey_k_koncertnomu_vystupleniyu.doc54.5 КБ

Предварительный просмотр:

Подготовка ученика к открытому выступлению.

      Существующая форма проверки успеваемости учеников детских музыкальных школ предусматривает некоторое количество зачетов. Следовательно, ученик должен выступить с подготовленной программой в течение учебного года несколько раз (не менее трех). Если к этому прибавить различные отборочные прослушивания, участия в концертах отдела, школы, шефских концертах, на родительских собраниях, то число публичных выступлений соответственно возрастает.

      Как помочь ученику возможно лучше донести до слушателей то, что было задумано и отработано в классных и домашних занятиях? Какими путями добиться того, чтобы выступление доставило удовлетворение  и ученику и педагогу?

      Многие факторы оказывают влияние на исполнительство. Не говоря уже о музыкальных способностях ученика, имеют значение его физическая и нервная конституция, общий культурный, интеллектуальный уровень, что составляет особенности его индивидуальности. Но решающим, доминирующим фактором является метод обучения музыке. Публичное выступление есть итог всей системы обучения ребенка, подростка музыке, где все взаимосвязано: воспитание музыкального мышления, слышания, памяти, двигательных навыков, контроль педагога над режимом и дисциплиной домашних занятий.

      Педагогический процесс есть единая, целенаправленная линия, и если в длительном  сложном пути этого процесса были допущены ошибки, просчеты, то перед «финишем» - выходом на эстраду – не помогут никакие увещевания, никакое психологическое воздействие. Стало быть, нужно проследить весь путь  - начиная от выбора программы и заканчивая поведением на эстраде.

     Один из важнейших залогов успеха – удачно выбранная программа. Составляя учебный план, педагог включает в него произведения, которые ученик будет готовить для зачета, экзамена, концерта, произведения для классной работы, нужные либо для преодоления тех или иных недостатков ученика, либо для закрепления каких-то  его достижений.

     Но, независимо от соображений, которыми руководствуется педагог, в любом случае важно эмоциональное отношение ученика к выбранному произведению. Пьеса, которая нравится ученику, вызывает интерес, усваивается значительно быстрее, так как учит он ее с большей эмоциональной отдачей и, следовательно, внимание его более сконцентрировано.

     Тем не менее это отнюдь не означает, что педагог должен идти на поводу у ученика. Бывают случаи, когда можно услышать произведение, исполняемое с массой погрешностей, с техническими неполадками, наконец, просто непонятное ученику по своему содержанию. Совершенно ясно, что в арсенале ученика нет еще суммы средств, необходимых для исполнения данного произведения.

     Итак, полюбившаяся ученику пьеса будет выучена быстрее и лучше, чем та, которая кажется ему скучной, неинтересной. Но для того, чтобы вызвать интерес к пьесе, увлечь ею, нужно дать возможность увлечь ею,  услышать ее.

     Ученики ДМШ в подавляющем большинстве не так свободно читают с листа, чтобы сразу при разборе текста охватить пьесу целиком, услышать красоту мелодии, гармонии, ритмики, всего того, что даст возможность увлечься именно этой музыкой.

     Весьма желательно, чтобы педагог мог сыграть ученику пьесу или хотя бы отрывки из нее. Очень полезно рассказать ученику коротко об эпохе, в которой жил автор пьесы, о стилевых особенностях его творчества. Каждый педагог умеет найти вопросы, наводящие на нужные ассоциации, активизирующие работу воображения, помогающие раскрыть музыкальный образ пьесы, ее характер, настроение. Зная, к чему нужно стремиться, чего добиваться, ученик с большим интересом, с большим самоконтролем, более сознательно будет работать над пьесой, и домашние занятия дадут большие результаты.

  Итак, цель намечена. Однако самые интересные рассказы, самые разные образы ни к чему не приведут, если не найдены средства для воплощения замыслов.

     Двигательная память более устойчива, чем слуховая. Изменить, переучить заученную неверную или неудобную аппликатуру бывает значительно труднее, чем исправить фальшивую ноту или неправильно разобранный ритмический рисунок. Процесс разбора является едва ли не самым важным этапом в разучивании муз. произведения.

     Каждый педагог требует от ученика внимательного отношения к аппликатуре, напечатанной в нотах. Выполнение этого требования не должно быть бездумным, пассивным. Нужно обратить внимание ученика на то, что пальцы выписаны не над каждой нотой, а только в тех случаях, когда либо требуется подкладывание первого пальца, либо при необычной последовательности (пропуск пальца в поступенном движении и т.д.). Если пальцы не выписаны, значит предполагается их естественная последовательность. А для того, чтобы понимать эту последовательность, нужно знать аппликатуру гамм, аккордов, арпеджио.

     Чаще всего нерациональная аппликатура наблюдается у учеников в стаккатной фактуре. В таких случаях полезно предложить ученику сыграть legato вместо staccato, и логическая последовательность аппликатуры становится ясна.

     Только при систематической работе педагога над сознательным отношением к аппликатуре можно воспитать прочно вошедшие в подсознание навыки.

     Здесь нужно оговориться: в полифонических пьесах нельзя руководствоваться кажущимся удобством – удобная для руки аппликатура может оказаться непригодной для правильного голосоведения, особенно в тех случаях, когда в одной руке два голоса.

     Как в домашних занятиях разучивать муз. произведение – целиком или по частям? Музыкальное произведение при разучивании требует членения. Н.Перельман в своей маленькой, но чрезвычайно емкой книжке «В классе рояля» пишет:

     «Хорошо разучивать – это умело расчленять материал; расчлененный, он легко затем сочленяется. Плохо разучивать – бездумно дробить материал; раздробленный, он с трудом затем пригоняется».

     Дети дома часто учат с начала строки, не обращая внимания на то, что это середина фразы, или учат с первой доли такта, не понимая того, что фраза начинается с затакта, останавливаются перед тактовой чертой, хотя фраза заканчивается в следующем такте. Задавая разучить пьесу дома по частям, следует попросить ученика показать, как он думает расчленить пьесу, и, если понадобится, исправить ошибку, объяснив, почему именно так, а не иначе.

     Еще не зная твердо текста, ученики обычно довольно бойко играют начальные такты пьесы, а дальше все хуже и хуже. Объясняется это тем, что дети каждый день, занимаясь дома, начинают учить с начала, успевают поучить 2-3 фразы, а на остальное времени уже не остается. В таких случаях полезно порекомендовать учить дома в обратном порядке – то есть начиная с последней либо с наиболее трудной части пьесы. И конечно, обязательно хоть раз в день сыграть всю пьесу целиком.

     Также последовательно и систематически следует заниматься развитием гармонического слуха. Понимание формы и хотя бы в общих чертах тонального плана муз. произведений способствует воспитанию и развитию логической памяти.

     Значение памяти для уверенного самочувствия во время публичного исполнения, несомненно, одно из главенствующих.

     Как учить на память? Каждый пианист учит муз. пьесу на рояле по нотам, а затем на рояле без нот. Дети, особенно те, у которых слабая слуховая или двигательная память, затрачивают много времени  на заучивание наизусть. В их дом. занятиях сознание участвует ничтожно мало, работа в основном механическая, процесс длительный, результат мизерный. Такая работа скучна, а скука -  враг усвоения.

  Кроме разучивания пьесы по нотам и без нот И.Гофман предлагает еще такой способ:  по нотам без рояля - закрыв рояль, играть на крышке по нотам; убрав руки с крышки рояля, мысленно играть, глядя в ноты.

     Этот способ запоминания, безусловно, самый надежный. Ученик, умеющий сыграть всю пьесу мысленно, чувствует себя на эстраде гораздо спокойнее тех, кто учит механически.

     Однако, могут оказаться в классе педагога ученики, которым не под силу сыграть пьесу без нот и без рояля. Это чаще всего дети с неразвитым внутренним слухом и низким интеллектуальным уровнем. Таким ученикам можно предложить механический прием: расчленив пьесу, пометить каждый отрывок цифрой и спрашивать с любой цифры без нот, вразбивку.

     Нередко на обсуждениях после неудачного выступления ученика можно услышать от педагога такое «оправдание»: «Он так хорошо играл, теперь заболтал (или заиграл)». Увы, эта фраза не оправдывает педагога, а обвиняет его. С явлением, называемым «забалтыванием», нужно не бороться post factum, а не допускать его. В чем коренятся причины «забалтывания»? В неправильных дом. занятиях.

    Первые тревожные симптомы таких дом. занятий появляются не за день – два до выступления, а значительно раньше. То появилась неточность в артикуляции, то где-то вкралась случайная аппликатура, а то и фальшивые ноты. Опытный педагог сразу улавливает плоды бездумной домашней работы и принимает меры, не дожидаясь того, что ошибки укоренятся в подсознании, станут привычными. Чтобы быть уверенным в том, что ученик дома будет заниматься внимательно, осмысленно, следует посвятить урок новому прочтению пьесы по нотам. Это как бы разбор на новом, более высоком уровне, с более внимательным отношением ко всему, что кроется за текстом. Ошибки в тексте ученик должен находить сам. Самостоятельное исправление ошибки закрепляется в памяти значительно прочнее, чем многократные замечания педагога.

     Однако, близится день выступления, программа готова, и пора подготовить психику ученика к ответственному испытанию.

     У детей  в раннем возрасте, с 2-3х лет, появляется склонность к театральной игре. Разве не театр игра в куклы, где ребенок одновременно и автор, и режиссер, и актер? Выступление на экзамене, на концерте младшие ученики воспринимают как интересную игру, в которой они охотно участвуют. У учеников младших классов, с какой бы ответственностью они не относились к своей задаче, волнение носит характер ожидания праздничного, радостного события. Волнение такого рода не тормозит работу слуховой или двигательной памяти.

     Разумеется, нельзя точно отметить возрастные границы – тут уж подскажет чутье педагога.

     Эстрадное волнение для неопытного исполнителя страшно тем, что застает его неподготовленным к вмешательству непривычных эмоций, затуманивающих сознание, мешающих сосредоточиться. Обычно педагоги перед выступлением напутствуют ученика – «ты только не волнуйся». У любого человека в подобной ситуации эти предупреждения вызовут настороженность, беспокойство, ожидание чего-то неприятного, волнующего. Когда мы перед выступлением советуем ученику не волноваться, мы тем самым поддерживаем в нем чувство ожидания события, которое должно внушать беспокойство, страх. Практика показала, что гораздо лучшие результаты дают наставления обратного порядка: «Волнуешься? Очень хорошо, так и нужно. Если не будешь волноваться, будешь играть бледно, скучно. Слушай себя, «думай вперед» и волнуйся, тогда будешь играть хорошо и интересно». Полезно в классе рассказывать ученикам о волнении как обязательном спутнике любого выступления: о том, что самые великие артисты, выходя на сцену, волнуются; о том, как замечательная артистка Яблочкина, когда ей было уже 90 лет, сказала: «Если я перестану волноваться, выходя на сцену, значит я перестала быть актрисой и нужно уходить со сцены». Спортсмены тоже волнуются перед матчем, однако мобилизация воли, собранность помогает им прийти к победе, и волнение не мешает.

Еще эффективнее, когда педагог приводит пример из своей концертной практики. Благодаря таким беседам волнение не исчезает, но приобретает другой характер: уходит слепой страх, на его место приходит ощущение волнения как чувства нормального, естественного в данной ситуации.

     Но этого недостаточно. Нужно выработать навык исполнения  в состоянии эстрадного волнения. Для этого за неделю – полторы до выступления устраивается «генеральная репетиция». Хорошо, если при этом присутствуют еще ученики, родители или преподаватели, которые играют роль «комиссии».

     В день выступления очень важна спокойная атмосфера дома, в семье. Некоторые чрезмерно честолюбивые мамы и бабушки умеют взвинтить нервную систему самого уравновешенного ребенка. Не следует будить в ребенке дух конкуренции, не ставить перед ним цель играть обязательно лучше своего приятеля. Такие убеждения исполнению не помогут, а воспитанию человеческих качество  безусловно повредят. Об этом и нужно проводить беседы с родителями.

     Если выступление назначено на утренние часы, нужно успеть разыграться. Если выступление вечернее, то придя из общеобразовательной школы, нужно отдохнуть и сесть за инструмент позаниматься. Играть программу «начисто, с настроением» не нужно. Неопытный исполнитель не может дважды за короткий срок сыграть программу с одинаковой эмоциональной отдачей. При повторении «градус накала» будет ниже.

     По этой же причине вряд ли можно признать полезной практику некоторых педагогов повторять в классе всю программу перед самым выступлением. Скорее это делается для спокойствия педагога, чем для пользы ученика. Вполне достаточно попросить сыграть начальные такты каждой пьесы, чтобы проверить, правильны ли темпы. Кстати, для этого не обязателен рояль, можно проверить темпы на столе или на коленях.

     Тем ни менее перед выступлением не мешает напомнить: «Если перед каждой пьесой лишние полминуты подумаешь, никто тебя за это не осудит. А вот если будешь играть одну вещь за другой, не успев перестроиться, все скажут, что ты плохо играл».

     Никогда не следует сразу после выступления, когда еще не улеглось возбуждение, подробно обсуждать с учеником его исполнение программы. Лучше на следующий день, в спокойной обстановке вместе разобрать, что было неудачно, что было хорошо, похвалить за проявленную исполнительскую волю (если это соответствует действительности). Ленивого ученика, чье выступление было неудачным, как бы он ни был огорчен, утешать незачем. Напротив, полезно лишний раз подчеркнуть, что чудес не бывает, что плохое исполнение на экзамене было закономерностью, естественным результатом его легкомысленного, безответственного отношения к занятиям, и напугать повторением подобной неудачи в следующий раз, если и впредь будет лениться.

    Методика обучения музыке не может и не должна быть догматичной. Пути к истине многообразны. Есть только одна неоспоримая, неизменная величина – спокойствие учителя (но не равнодушие), доброжелательное отношение к ученику, умение внушить уверенность в его силах, как бы малы они ни были. Повторения программы перед игрой при публике, уговоры - не волноваться не придадут ученику той уверенности, какую даст одна спокойно сказанная фраза: «Волнуешься? Очень хорошо, значит, будешь играть интересно. Ты волнуешься, а я за тебя спокойна».

 Подготовила преподаватель фортепианного отдела ДШИ №2 пгт. Высокий г. Мегиона  Карпова Ирина Аркадьевна

     

         


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Психологическая подготовка ученика к выступлению на сцене

Данная работа посвящена психологической подготовки ученика к выступлению на сцене. В ней освещены такие проблемы педагогической практики, как выбор произведения, планирование работы над концертной про...

Методическое сообщение "Подготовка ученика к концертному выступлению"

Существующая форма проверки успеваемости учеников ДМШ предусматривает два зачёта в первом и втором полугодиях. Следовательно, ученик должен выступить с подго...

Методическое сообщение "Подготовка ученика к концертному выступлению"

Существующая форма проверки успеваемости учеников ДМШ предусматривает два зачёта в первом и втором полугодиях. Следовательно, ученик должен выступить с подго...

Методическая работа "Подготовка ученика к сценическому выступлению"

В методической работе раскрываются вопросы подготовки юных пианистов к выступлению на сцене. Рассматриваются факторы, влияющие на исполнительство, понятия "Сценическое волнение" и ...

Выступление на Круглом столе по теме: "Подготовка и проведение открытого занятия в учреждении дополнительного образования детей" 28.11.2012 г.

Выступление представлено в форме презентации, в которой подробно описана методика организации и проведения открытого занятия в учреждении дополнительного образования детей....

Подготовка ученика к публичному выступлению

Как помочь ученику возможно лучше донести до слушателей то, что было задумано и отработано в классных и домашних занятиях?    ...

Подготовка к открытым выступлениям и концертное выступление концертмейстера с солистом - скрипачом

Подготовка к публичному выступлению является важным и ответственным моментом в образовательном процессе. Для многих учащихся концертное выступление - это стрессовый момент, сложный психологически, эмо...