самоанализ урока по скрипке по итогам аттестации
методическая разработка по теме

Темникова Ирина Геннадьевна

Урок дан по адаптированным рабочим программам «Музыкальный инструмент. Скрипка», «Инструментальный ансамбль» и «Чтение с листа».

      Тема урока: «Значение скрипичных штрихов в раскрытии художественного образа в произведениях».

         Отметим, что хотя тема открытого урока звучит, как «Значение скрипичных штрихов в раскрытии художественного образа в произведениях», название урока для детей можно сформулировать проще, например, «Играем Музыку». Замысел урока сводится к организации работы учащихся по подготовке к выступлению и в то же время, акцентируя их внимание на основные игровые штрихи, раскрывающие художественный образ в различных произведениях. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon samoanaliz_otkrytogo_uroka_po_skripke.doc54 КБ

Предварительный просмотр:

Самоанализ открытого урока преподавателя

МБОУ ДОД «Детская школа искусств №2»

пгт. Высокий города Мегиона
Темниковой Ирины Геннадьевны

       Урок проведён с учащимися 2 класса струнно-смычкового отдела Курниковой Дашей и Маевским Сашей.

      Учащиеся были переведены во 2 класс после освоения образовательной программы «Подготовка детей к обучению на музыкальном отделении» минуя 1 класс, т.к. успешно реализовали курс подготовительного и первого класса по предмету «Музыкальный инструмент. Скрипка» и теоретическим дисциплинам.

      Урок дан по адаптированным рабочим программам «Музыкальный инструмент. Скрипка», «Инструментальный ансамбль» и «Чтение с листа».

      Тема урока: «Значение скрипичных штрихов в раскрытии художественного образа в произведениях».

         Отметим, что хотя тема открытого урока звучит, как «Значение скрипичных штрихов в раскрытии художественного образа в произведениях», название урока для детей можно сформулировать проще, например, «Играем Музыку». Замысел урока сводится к организации работы учащихся по подготовке к выступлению и в то же время, акцентируя их внимание на основные игровые штрихи, раскрывающие художественный образ в различных произведениях.

       Тип урока: урок комплексного применения знаний и умений.

Цель урока: Формирование личностного отношения учащихся к полученным знаниям, а также об умении применять их в своей практической деятельности.

   Задачи:

Образовательные:

  1. научить учащихся и помочь им применить свои знания и умения в самостоятельной деятельности;
  2. приобщить детей к обучению навыкам выразительного исполнения; произведений различного характера;
  3. подвести их к навыкам художественно-образного исполнительского мышления.

Развивающие:

  1. способствовать развитию их творческого воображения и формированию активного, целенаправленного восприятия музыки;
  2. ведение ученика на активном творческом уровне.

   (Это самостоятельная работа ученика, которая опирается на уже решенные задачи воспитания художественного мышления в процессе работы над плановым репертуаром).

Воспитательные:

  1. способствовать формированию эмоциональной отзывчивости
  2. развитие творческого интеллекта.

Помимо общих целей и задач, мной были определены  частные цели:

  1. Цели педагогические (обучения, воспитания, психологического развития учащихся)
  1. Это, во-первых, практическое усвоение учащимися скрипичных штрихов: detache, , legato, martele, смешанные штрихи – 2 легато – 2 отдельно, 3 легато – 1 отдельно и т.д. на художественном материале.
  2.      Во-вторых, это формирование умения читать ноты с листа, т. е. научить учащихся и помочь им применить свои знания и умения в самостоятельной деятельности.
  3.  В-третьих, развитие ряда важных психологических характеристик личности учащихся:
  1. заинтересовать и вовлечь детей в музыкальную деятельность, усилить их эмоциональный отклик на музыку;
  1. развитие памяти (вербальная, образная), внимания, музыкального мышления;
  2. развитие чувства ансамблевой игры.

  1. Цели развития образовательного процесса (диагностические, познавательные, исследовательские)

Основная диагностическая цель – определение зоны ближайшего развития учащегося. В итоге урока должно стать ясно:

  1. Удалось ли вызвать проявление эмоциональности при исполнении пьес у учащихся.

      Основная познавательная цель в отношении образовательного процесса на данном уроке – определение результативности и эффективности ряда дидактических и методических приемов. В этом помогут ответы на следующие вопросы:

  1. Можно ли обеспечить гарантированное качественное исполнение пьесы в должном характере с применением учащимися знаний, умений и навыков на основе образного представления?
  2. Насколько эффективно применение приема диалогового обучения в развитии и воспитании музыкального мышления учащегося?

     Суть открытого урока имеет две составляющие: музыкальную и учебно-технологическую

   Замысел урока с позиции музыкальной (она в данном случае идентична воспитательно-педагогической стороне урока - способствовать формированию эмоциональной отзывчивости) сводится к организации работы учащихся с художественным материалом. Выбор учащимися из ряда суждений об образе в пьесе, характере то, которое покажется им наиболее верным и приемлемым.

   С позиции учебно-технологической суть замысла урока состоит в применении основных музыкальных понятий, штриховой техники, разумного распределения смычка при исполнении пьесы. При этом придерживаясь следующих образовательных технологий:

  1. Диалогового общения;
  2. Индивидуализации обучения.

На данном этапе в построение занятий активно привлекались проблемные ситуации, позволяющие включать обучающихся в процесс самостоятельного решения исполнительских задач. На уроке мы использовали метод сравнения. Проведение аналогий и поиски различий позволило мне активизировать мышление детей, развивать их исполнительскую фантазию, научить их правильному общению между собой, научить анализировать свою игру и игру товарища.

         Методы, используемые на уроке:

  1. словесно-индуктивный,
  2. частично-поисковый,
  3. творческий,
  4. наблюдение,
  5. сопоставление,
  6. побуждение к сопереживанию,
  7. междисциплинарных взаимодействий.

       Содержание урока адекватно педагогическим требованиям, теме и целям урока. Структура урока соответствует типу урока, оправдана с позиции драматургии, урок отличается целостностью, эмоциональной атмосферой познания. Дозировка времени для каждого вида деятельности детей продумана и соответствует психологическим особенностям процесса внимания у учащихся. Методы (словесно-индуктивный, частично-поисковый, творческий, наблюдение, сопоставление, побуждение к сопереживанию, арттерапевтический, междисциплинарных взаимодействий) и основные дидактические принципы (наглядности, доступности, систематичности и последовательности, научности, сознательности и активности, связи теории с практикой, прочности в овладении ЗУН) согласуются с целью и задачами урока. Методика урока адекватна особенностям репертуара. В уроке были использованы различные виды деятельности, каждый из которых логически мотивирован и целесообразен (слушание, игра на инструменте, чтение с листа). На уроке нашло отражение сочетание совместной работы с учащимися и индивидуальной, предусмотрены вопросы и задания детям, а также использование технических средств.

Эффективность реализации цели и задач урока

  Выполнению цели урока (дальнейшая отработка скрипичных штрихов как важного средства в раскрытии художественного образа в пьесах различного характера) способствовали обучающие, развивающие и воспитательные задачи.
   1. Применение в практической деятельности скрипичных штрихов просматривается на всех этапах урока и проведено через совместные и индивидуальные формы работы.

    2. Межпредметные связи просматривались при работе над чтением с листа: тональность, размер, динамические оттенки, жанр, сведения о композиторе, динамические оттенки.

      3. На уроке реализованы воспитательные задачи: формирование эмоциональной отзывчивости, потребность в общении с музыкой.      

        Считаю, что самое главное дать ученику проявить свою индивидуальность и вкус. И в процессе такой работы попутно я стараюсь рассказать своим ученикам много нового, интересного, изменяя в чем - то их игровые приемы.    

        В ходе урока мне, как педагогу, следует помочь ученикам дослушать, додумать, уяснить самим себе, что они хотели - бы выразить своей игрой, поднять неясные музыкальные ощущения до уровня четкого, исполнительского замысла.

        Работая в коллективе у учащихся воспитывается «чувство локтя». Саша-  эмоциональный по природе, которого захлестывают собственные фантазии, перестает порой контролировать свое звукоизвлечение, прислушиваться к звучанию, поэтому один из эффективных приемов работы считаю метод сравнения, практической работы в команде. Именно этому умению слушать свою игру как - бы со стороны, воспитанию "требовательного" слуха - приходится учить ученика месяцами и годами.

        Для того, чтобы раскрыть в ребенке его индивидуальность, развить музыкальные способности, необходимо также научить его самостоятельно мыслить и работать.

        Недостаточно, чтобы ученик был внимательным, воспринимал изучаемый предмет, запоминал его. Я стараюсь побуждать ученика перерабатывать материал, чтобы он чувствовал потребность в анализе собственной игры и умел детально подойти к исправлению собственных ошибок.

       Таким образом, цель и задачи данного урока в основном выполнены. Домашнее задание носит творческий характер, учащимся представляется свобода выбора для его выполнения. Пьеса, которую учащиеся будут исполнять переложена мною для инструментального ансамбля, где I и II партии будут исполнять Саша и Даша в сопровождении преподавательского ансамбля «Классика» (состав: скрипка, альт, виолончель, фортепиано). Такой опыт является одним из продуктивных методов повышения мотивации учащихся к обучению на скрипке, т.к. считаю, что формирование положительных мотивов обучения в школьном возрасте без преувеличения можно назвать одной из центральных проблем школы искусств.  

         


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Приказ об итогах аттестации

ПРиказ ДОИН ХМАО № 267...

Достижения обучающимися положительных результатов по итогам аттестации

Достижения обучающимися положительных результатов по итогам аттестации...

Достижение обучающимися положительных результатов по итогам аттестации

Достижение обучающимися положительных результатов по итогам аттестации...

Приказ об итогах аттестации кабинета

Приказ об итогах аттестации кабинета...