Этика в профессиональной культуре педагога
статья по теме

Данная работа может быть использована на заседаниях ШМО и РМО, педагогических советах, производственных совещаниях.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл moyo.docx35.23 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Космодемьянская средняя общеобразовательная школа»

Практикозначимая работа

на тему:

Этика в профессиональной культуре педагога

выполнила

учитель русского языка и литературы

Переведенцева Татьяна Ивановна

2012 год

Оглавление.

  1. Введение.
  2. Основная часть.
  1. Понятие этики.
  2. Профессиональная этика.
  3. Современные этические принципы делового человека.
  4. Педагогическая этика, категории педагогической морали и моральные ценности.
  5. Кодекс профессиональной этики педагога.
  6. Культура общения.
  7. Педагогический такт.
  1. Вывод.
  2. Заключение.
  3. Использованная литература.

Введение.

    В современной действительности огромное внимание уделяется психологии и этике педагогического общения. Сегодня как никогда такие проблемы становятся актуальны. Это связано с развитием демократического общества в нашей стране, при котором на первый план выходит человек как личность, человек, требующий к себе внимания и доброжелательного отношения. Такие отношения не чужды и работе педагогического  коллектива, эффективность работы которого во многом зависит от педагогического такта преподавателя. То, насколько правильно учитель  выберет свой стиль работы, зависит его успешная деятельность.

Объект исследования – деятельность учителя в педагогическом коллективе, в работе с учащимися, с родителями.

Предмет исследования – особенности педагогической этики  и формы её проявления в работе учителя.

Цель – изучить особенности педагогической этики   и формы её проявления в работе учителя.

Для реализации цели необходимо решить следующие задачи:

- проанализировать современные этические принципы делового общения;
- рассмотреть сущность процесса общения;
- проанализировать основные категорий педагогической морали и моральных ценностей ;
- изучить понятие и основные составляющие педагогической этики;
- выявить основные признаки и элементы педагогического такта;
- рассмотреть стиль общения педагога как выражение педагогической этики;

- составить Кодекс профессиональной этики педагога.

Практическая значимость – состоялось выступление на педагогическом совете, по материалам оформлен стенд в учительской как ориентир в работе.

Основная часть.

“Этика – философское учение о морали, её развитии, принципах, нормах и роли в обществе; совокупность норм поведения (обычно применительно к какой – нибудь общественной группе)”. (С.И. Ожегов)

   Этика – есть теоретическая дисциплина, изучающая мораль (нравственность). Два этих термина – мораль и нравственность – синонимы. Нравственность выступает одним из важнейших, тонких и противоречивых компонентов регуляции отношений между людьми. Она – фундаментальный элемент культуры, хотя редко является “в чистом виде”.

  Профессиональной этикой  называют кодексы поведения, обеспечивающие нравственные характер тех взаимоотношений между людьми, которые вытекают из их профессиональной деятельности. Особенностью профессиональной этики является её тесная связь с деятельностью членов конкретной группы и неразрывное единство с общей теорией морали.  Как известно, производственная и общественная деятельность накладывает отпечаток на сознание и поведение личности.

Современные этические принципы делового поведения сформулированы в работе американского социолога Л.  Хосмера,  опирающиеся на мировой философской мысли,  прошедшие многовековую проверку теорией и практикой. Таких принципов и соответственно аксиом десять:

1. Никогда не делай того,  что не в твоих долгосрочных интересах или интересах твоей компании  (принцип основан на учении древнегреческих философов,  в частности Протагора,  о личных интересах,  сочетающихся с интересами других людей,  и различии между интересами долгосрочными и краткосрочными).

2. Никогда не делай того,  о чем нельзя было бы сказать,  что это действительно честное,  открытое и истинное,  о котором можно было бы с гордостью объявить на всю страну в прессе и по телевидению  (принцип основан на взглядах Аристотеля и Платона о личных добродетелях – честности, открытости, умеренности и т. п.).

3. Никогда не делай того,  что не есть добро,  что не способствует формированию чувства локтя,  так как все мы работаем на одну общую цель (принцип основан на заповедях всемирных религий  (св.  Августин), призывающих к добру и состраданию).

4. Никогда не делай того, что нарушает закон, ибо в законе представлены минимальные моральные нормы общества  (принцип основан на учении   Т. Гоббса и Дж. Локка о роли государства как арбитра в конкуренции между людьми за благо).

5. Никогда не делай того, что не ведет к большему благу, нежели вреду для общества,  в котором ты живешь  (принцип основан на этике утилитаризма (практической пользе нравственного поведения), разработанной И. Бентамом и Дж. С. Миллем).

6. Никогда не делай того,  чего ты не желал бы рекомендовать делать другим, оказавшимся в похожей ситуации (принцип основан на категорическом императиве И.  Канта,  в котором декларируется знаменитое правило об универсальной, всеобщей норме).

7. Никогда не делай того,  что ущемляет установленные права других (принцип основан на взглядах Ж.Ж. Руссо и Т. Джеферсона на права личности).

8. Всегда поступай так, чтобы максимизировать прибыль в рамках закона в соответствии с требованиями рынка и с полным учетом затрат.  Ибо максимальная прибыль при соблюдении этих условий свидетельствует о наибольшей эффективности производства  (принцип основан на экономической теории А. Смита и учении В. Паретто об оптимальной сделке).

9. Никогда не делай того,  что могло бы повредить слабейшим в нашем обществе  (принцип основан на правиле распределительной справедливости Ролса).

10. Никогда не делай того, что препятствовало бы праву другого человека на саморазвитие и самореализацию  (принцип основан на теории Нозика о расширении степени свободы личности, необходимой для развития общества).

  Идеальной,  хотя и отдаленной,  целью любого цивилизованного  сообщества становится тип отношений,  основанный на торжестве морально-этических принципов.

  Потребность общества передавать свой опыт и знания подрастающим поколениям вызвала к жизни систему школьного образования и породила особый вид общественно необходимой деятельности – профессиональную педагогическую деятельность.

  И не случайно  в настоящее время основным направлением инновационной работы в школе является реализация гуманистической составляющей образования, которая обеспечивается личностью педагога.

    К педагогам сегодня предъявляются наряду с вполне обоснованными требованиями и много завышенных, нереалистических. Необходимо чёткое разграничение между первыми и вторыми, разобраться в этом помогут хорошо продуманные нормы профессиональной морали. Завышенные требования невольно провоцируют педагогов на минимизацию, сокращение своих профессиональных обязанностей. Увеличивается напряженность в отношениях с родителями, которые разочаровываются в своих ожиданиях и не видят в педагоге партнера по совместному воспитанию детей. Защитить педагогов от преувеличенных и необоснованных требований, а учеников и родителей от профессиональной некомпетентности и ошибок педагогов смогут выверенные нормы реалистической профессиональной морали.

   Без морали и нравственности ни одна организация (деятельность) не может быть эффективной. Свод этических норм, способствующих достижению целей, стоящих перед школой в управленческой науке получил название «корпоративная этика». 

   Педагогическая этика рассматривает сущность основных категорий педагогической морали и моральных ценностей. Моральными ценностями можно назвать систему представлений о добре и зле, справедливости и чести, которые выступают своеобразной оценкой характера жизненных явлений, нравственных достоинств и поступков людей и т.п. К педагогической деятельности применимы все основные моральные понятия, однако отдельные понятия отражают такие черты педагогических воззрений, деятельности и отношений, которые выделяют педагогическую этику в относительно самостоятельный раздел этики. Среди этих категорий - профессиональный педагогический долг, педагогическая справедливость, педагогическая честь и педагогический авторитет.

   Справедливость вообще характеризует соответствие между достоинствами людей и их общественным признанием, правами и обязанностями; педагогическая справедливость имеет специфические черты, представляя собой своеобразное мерило объективности учителя, уровня его нравственной воспитанности (доброты, принципиальности, человечности), проявляющейся в его оценках поступках учащихся, их отношения к учёбе, общественно полезной деятельности и т.д. Справедливость это нравственное качество учителя и оценка мер его воздействия на учащихся, соответствующая их реальным заслугам перед коллективом. Специфика педагогической справедливости заключается в том, что оценка действия и ответная реакция на неё находятся у педагога и учащихся на разных уровнях нравственной зрелости; в том, что определение меры объективности зависит от педагога в большей степени; в том, что общей моральной оценке подвергается взаимодействие сторон с неравной самозащитой; наконец, в том, что педагогически необходимое, запрограммированное педагогом, может не осознаваться учениками.

   Профессиональный педагогический долг - одна из важнейших категорий педагогической этики. В этом понятии концентрируются представления о совокупности требований и моральных предписаний, предъявляемых обществом к личности учителя, к выполнению профессиональных обязанностей: осуществлять определённые трудовые функции, преимущественно интеллектуальные, правильно строить взаимоотношения с учащимися, их родителями (рассмотрение этой проблемы явилось темой настоящего реферата), коллегами по работе, глубоко осознавать свой отношение к выбранной профессии, ученическому и педагогическому коллективу и обществу в целом. Основой профессионального педагогического долга являются объективные и актуальные потребности общества в обучении и воспитании подрастающих поколений. В профессиональном долге педагога запрограммирована необходимость творческого отношения к своему труду, особая требовательность к себе, стремление к пополнению профессиональных знаний и повышению педагогического мастерства, необходимость уважительного и требовательного отношения к учащимся и их родителям, умение разрешать сложные коллизии и конфликты школьной жизни.

   Профессиональная честь в педагогике - это понятие, выражающее не только осознание учителем своей значимости, но и общественное признание, общественное уважение его моральных заслуг и качеств. Высоко развитое осознание индивидуальной чести и личного достоинства в профессии педагога выделяется отчётливо. Если учителем в своём поведении и межличностных отношениях нарушаются требования, предъявляемые обществом к идеалу педагога, то соответственно им демонстрируется пренебрежение к профессиональной чести и достоинству. Честь учителя - общественная оценка его реальных профессиональных достоинств, проявляющихся в процессе выполнения им профессионального долга.

   Наконец, педагогический авторитет учителя - это его моральный статус в коллективе учащихся и коллег, это своеобразная форма дисциплины, при помощи которой авторитетный и уважаемый учитель регулирует поведение воспитуемых, влияет на их убеждения. Педагогический авторитет зависит от предшествующей морально-этической и психолого-педагогической подготовки учителя. Уровень его определяется глубиной знаний, эрудицией, мастерством, отношением к работе и т.д.

  Корпоративная этика педагога  подразумевает определенные требования к его поведению по отношению к себе, коллегам, администрации образовательного учреждения, учащимся и их родителям, а также ко всему социальному окружению.

   Кодекс профессиональной этики педагога определяет совокупность нравственных требований, вытекающих из принципов и норм педагогической морали, и регулирует его поведение и систему отношений в процессе педагогической деятельности. Одной из основ кодекса профессиональной этики учителя является установление основных требований, которые определяют отношение учителя к самому себе, к педагогическому труду, к ученическому и педагогическому коллективам и т.д.

Кодекс профессиональной этики педагога

Отношение к образовательному учреждению – преданность, благодарность.

Отношение к работе – усердие, ответственность, исполнительность, бережливость, чувство гордости за свою работу.

Отношение к старшим коллегам-педагогам – уважение, учтивость.

Отношение к ученикам – сотрудничество, внимание.

   Педагогическая мораль определяет педагогическую целесообразность и необходимость установления партнерских отношений с учащимися за счет

  1. уважения личности учащегося
  2. обращения к учащимся по имени (звук собственного имени для человека – самая приятная мелодия; услышав его, ученик «автоматически» настраивается на доверительное общение с че ловеком)
  3. исключения в общении с учащимися крика и оскорблений. При восприятии слов ребенок сначала реагирует на интона цию и лишь потом усваивает смысл сказанного. Крик педагога вызывает у ученика реакцию защиты и теряет  воздействующую силу.
  4. планирования учебной и внеучебной деятельности совместно с учащимися
  5. раскрытия и развития индивидуальности каждого учащегося в урочной и внеурочной деятельности
  6. выявления и поощрения индивидуальных положительных качеств, достижений учащихся
  7. учета мнения учащихся, признания собственной вины во всех возникающих проблемах
  8. реализации на практике права учащихся на собственное убеждение и выбор.

 Требования кодекса профессиональной этики по отношению к родителям учащихся:

  1. сознание и нравственная ответственность перед родителями учащихся за результаты обучения и воспитания.
  2. поиск контактов с родителями учащихся и осознание своей ответственности за организацию такого сотрудничества, так как родители учащихся и педагог – это две стороны, взаимно ответственные за воспитание ребёнка перед обществом. Педагогическая целесообразность этого требования основана на необходимости всесторонней информации о ребёнке и учёте её в работе педагога, а также на необходимости преодоления разнобоя в требованиях по отношению к ребёнку между сторонами. При этом контакты педагога с родителями учащихся должны носить постоянный характер. Причины нежелания педагога устанавливать контакты с родителями учащихся могут лежать в области высокой самоуверенности в своих педагогических возможностях, равнодушии, отсутствии чувства сознания и ответственности.
  3. повышение авторитета родителей в глазах детей, умение оценить и показать детям наиболее значимые качества их родителей. Причём педагогическая целесообразность этого велика – педагог приобщает детей к важной стороне нравственности, заставляет их задуматься, с какими интересными и уважаемыми людьми они живут. Хотя иногда педагогу приходится прибегать к усилиям, дабы преодолеть отчуждение, которое могло возникнуть в отношениях между ребёнком и его родителями. Педагог, который смог повлиять на рост авторитета родителей в глазах своих детей, поднимает и свой авторитет.
  4. недопущение оскорбления родительских чувств необоснованной оценкой способностей, успеваемости и поведения детей. Ведь всякая небрежность и предвзятость в суждениях о детях ими переживается и передаётся своим родителям, которые чутко реагируют на это. Педагог обязан давать ученикам только объективную характеристику.  Когда педагог осведомлён о семейных устоях и умеет понять родительские чувства, он говорит о ребёнке уважительно и со знанием дела, приобретая в родителях союзников в обучении и воспитании.                                                            
  5. тактичное предъявление необходимых требований к родителям с целью улучшения воспитания детей и совершенствования педагогических взглядов их родителей, но без перекладывания на них своих обязанностей. Это означает, что родители могут в чём-то ошибаться, совершать непедагогические действия, в чём-то пренебрегать воспитанием детей, следовать устаревшим воззрениям – и педагог из соображений сотрудничества и создания благоприятных условий для педагогического процесса должен помочь развивать педагогическую культуру родителей, объяснять им зло педагогической безграмотности по отношению к их ребёнку. Однако при этом педагог не должен пытаться переложить свои обязанности на родителей, так как этим он расписывается в собственном педагогическом бессилии и нежелании нести ответственности за ученика.
  6. анализ критических замечаний родителей учащихся по отношению к педагогу. Профессиональная мораль требует от педагога доброжелательного отношения к замечаниям родителей в его адрес. Хотя психологически педагогу далеко не всегда приятно бывает слышать критические замечания, так как многие их высказывающие мало осведомлены в педагогике вообще. Критика от родителей учащихся приобретает более конкретный и деловой характер, когда педагог сам организует родителей на неё, убедив их в том, что ему необходимо знать их мнение о том, правильно ли его понимают ученики и родители, имеются ли промахи в организации педагогического процесса. Требовательный к себе педагог с развитой самокритикой всегда найдёт в замечаниях родителей нечто полезное. Тем более что при отсутствии критики недовольство родителей сохраняется, приводя к взаимному непониманию и недоверию к авторитету педагога. В конечном итоге родители должны оценивать и положительные качества педагога.

  В своей книге К.М. Левитан определял необходимый минимум этических норм педагога, но, окончательно сжав его , можно выделить главный «Не навреди!» Не навреди воспитаннику, не навреди коллеге, не навреди себе, чтобы не навредить никому.

  Профессиональная этика предполагает высокий уровень общей культуры специалиста.  Педагогическая культура – это некоторая совокупность ценностных отношений к образованию, к ребенку, которые предметно и практически реализуются в образовательных процессах. Задача современной школы, направленная на создание условий для саморазвивающейся свободной и ответственной личности, под силу только педагогам с высоким уровнем культуры. Профессиональное сознание, профессиональную культуру педагога возможно формировать только как культуру специалиста в области человеческого общения, хотя, бесспорно, с предметным «уклоном».

  Культура общения - доброжелательность, эмпатия (умение видеть мир глазами других), умение понять другого, умение управлять своим состоянием, чувствами, чуткость, такт, внимание,  требовательность к себе, терпимость к другому, оптимизм. Внешний облик идеального педагога (обобщение ответов учащихся 9-11 классов): приятное выражение лица, лёгкая улыбка, веселые добрые глаза. Качества, которые учащиеся больше всего ценят в педагоге: чувство юмора, терпение, доброта, весёлый характер, чуткость, внимание, требовательность к себе.

  И не случайно существует такое понятие как педагогический такт. Педагогический такт – это чувство меры в поведении и действиях учителя, включающее в себя высокую гуманность, уважение достоинства ученика, справедливость, выдержку и самообладание в отношениях с детьми, родителями, коллегами по труду. Педагогический такт – одна из форм реализации педагогической этики.

Основные элементы педагогического такта перечислены выше в кодексе профессиональной этики педагога. А проявляется он в следующем:

– во внешнем облике педагога;
– в умении быстро и правильно оценить сложившуюся обстановку и в то же время не торопиться с выводами о поведении и способностях воспитанников;
– в умении сдерживать свои чувства и не терять самообладания в сложной ситуации;
– в сочетании разумной требовательности с чутким отношением к учащимся;
– в хорошем знании возрастных и индивидуальных особенностей учащихся;
– в самокритичной оценке своего труда.

    Тактичный педагог приходит вовремя на работу, деловые встречи; своевременно возвращает то, что одалживал; не повторяет слухов, непроверенных фактов, тем более, если они могут нанести ущерб окружающим. Педагогический такт является важным компонентом нравственной культуры учителя.

   Среди требований, предъявляемых к педагогической культуре учителя, есть общечеловеческие, которые были выработаны в ходе развития педагогической практики. Но в сфере педагогического труда свои особенности и влияние имеет и моральная регуляция, неотъемлемым элементом которой является нравственное самовоспитание. Ведь многие действия педагога никем не контролируются. Зачастую своим действиям и поступкам он сам даёт оценку, сам же их корректирует. Поэтому моральный “барометр” учителя – его педагогическая совесть – должен быть чувствительным в высокой степени.

Вывод.

  “Нравственность учителя, моральные нормы, которыми он руководствуется в своей профессиональной деятельности и жизни, его отношение к своему педагогическому труду, к ученикам, коллегам – всё это имеет первостепенное значение для духовно – нравственного развития и воспитания обучающихся. Никакие воспитательные программы не будут эффективны, если педагог не являет собой всегда главный для обучающихся пример нравственного и гражданского личностного поведения” (“Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России”)

 Поэтому на современном этапе модернизации образования соблюдение педагогами норм корпоративной этики является остро необходимым условием - условием эффективного существования организации.

Заключение.

 Данная работа может быть использована на заседаниях ШМО и РМО, педагогических советах, производственных совещаниях.

Использованная литература

  1. Бачинин В.А. Этика. Энциклопедический словарь. М., Издательство Михайлова В.А., 2005.
  2. Блюм М.А., Герасимов Б.И., Молоткова Н.В.Этика деловых отношений. М., Форум, 2009.
  3. Бороздина Г. В. Психология делового общения : учеб. / Г. В. Бороздина. − 2-е изд.– М. : ИНФРА-М, 2009.
  4. Вердербер К. Психология общения: Тайны эффективного взаимодействия / К. Вердербер, Р. Вердербер. – М. : ЮНИТИ-ДАНА, 2008.
  5. Данилюк А.Я., Кондаков А.М., Тишков В.А. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, М., Просвещение, 2009.
  6.  Канке А. А. Профессиональная этика и психология делового общения : учеб. пособие / А. А. Канке, И. П.  Кошевая.− М. : ИНФРА-М, 2009.
  7. Кузнецов И.Н. Настольная книга практикующего педагога ГроссМедиа Ферлаг, 2008.
  8. Наумчик В.Н. и др. Этика педагога. - М: Изд-во "Университетское", 1999
  9.  О профессиональной этике педагога // Сибирский учитель. - Декабрь. - 2000. - №11 (спецвыпуск)
  10. Психология и этика делового общения: учеб. / под ред. В. Н. Лавриненко.− 5-е изд., перераб. и доп. – М. : ЮНИТИ-ДАНА, 2008.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

презентация этика в профессиональной культуре педагога

презентация к проекту "этика в профессиональной культуре педагога"...

Этика в профессиональной культуре педагога

     Эффективное и устойчивое функционирование системы образования в решающей степени зависит от уровня профессиональной подготовки и развития личности педагога, от его нра...

Этика в профессиональной культуре педагога

     Эффективное и устойчивое функционирование системы образования в решающей степени зависит от уровня профессиональной подготовки и развития личности педагога, от его нра...

ЭТИКА В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЕ ПЕДАГОГА

Презентация по теме "ЭТИКА В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЕ ПЕДАГОГА"...

«Педагогическая этика в профессиональной культуре педагога».

цель:  расширить представления о педагогической этике. Сегодня в российском обществе – обществе XXI века остро стоит вопрос о «правильном» этичном поведении, о том, как педагогу строить свои...

Этика в профессиональной культуре педагога

Как известно, одной из основ профессиональной культуры учителя является педагогическая этика. Именно об этой составляющей профессиональной культуры педагога пойдет речь в этом проекте....

"Этика в профессиональной культуре педагога дополнительного образования"

Презентация на тему "Этика в профессиональной культуре педагога дополнительного образования"...