Развитие творческих и интеллектуальных способностей на занятиях по информационным технологиям
статья (6 класс) по теме

Тихонова Ольга Александровна

В статье приводятся примеры заданий, способствующих развитию творчества и интеллекта детей.

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Развитие творческих и интеллектуальных способностей воспитанников на занятиях

«Основы информационных технологий»

Тихонова О.А., педагог дополнительного образования , информационные технологии

Одним из важнейших условий реализации моей учебной программы является системный подход к разработке педагогических технологий, которые должны решать дидактические проблемы в рамках процесса обучения, направленного на достижение поставленных образовательных, развивающих и воспитательных задач каждым обучаемым в соответствии с его реальными возможностями. Все компоненты педагогического процесса: организационные формы, методы, приёмы, средства и содержание обучения разрабатываются мною на принципах последовательности, системности, доступности; соответствуют логике процесса обучения и учитывают  мотивационные и психологические сферы личности воспитанников. Я ориентируюсь не столько на усвоение учащимися определённой суммы знаний, сколько на развитие их личности, творчества, познавательных способностей. Одним из средств решения этой задачи является разработка заданий, повышающих интерес к «умственным упражнениям». Чтобы выполнить такие задания, нужны не только знания, но и смекалка и логическое мышление. Развитие этих качеств повышает интеллектуальные способности, являющиеся залогом дальнейшего успеха в жизни.

Разум – высшая ступень познавательной деятельности человека, способность логически и творчески мыслить

Интеллект – разум, мыслительная способность

Мыслить – рассуждать, сопоставляя мысли и делая из них выводы

Информационные технологии обладают интегрирующим потенциалом, они предлагают методы и средства для решения задач из различных предметных областей. При изучении основ программирования и пакета MS OFFICE в заданиях мною используются знания по математике. Изучая графические редакторы, дети применяют знания, полученные на занятиях по рисованию, но в совершенно другой среде с широкими возможностями: они могут использовать растяжку тона (плавное изменение цвета), цветосложение, быстро менять варианты композиционные, колористические. Таким образом, в процессе обучения на моих занятиях появляется  возможность развития кругозора и способностей ребёнка.

Основой информационной культуры, которой необходимо овладеть в информационном обществе, является логическое мышление, которое выражается в умениях рассуждать, доказывать и обосновывать предлагаемые решения. Развить интеллект, то есть разум, мыслительную способность, можно только последовательно тренируя мозг – орган мышления. На простых примерах я продемонстрирую, как обучаемые учатся умению анализировать ситуацию, искать оптимальные решения, выбирать необходимый инструмент. При создании узоров в графическом редакторе PAINT я разработала задания «Узоры».

Задание «Узоры»

1

 

2

Для выполнения этих заданий нужно предварительно проанализировать расположение узора на экране, предусмотреть место для симметричной копии, выявить основной элемент узора (для 1го задания - спираль), продумать его размер, догадаться, как его создать (из половинок окружностей разных диаметров).

Схема рассуждений:

Верхняя половинка

1 шаг

2 шаг

Нижняя половинка (диаметр уменьшили)

Совмещаем половинки

3 шаг

Далее шаги с 1по 3 повторяются, при этом диаметр эллипса или круга уменьшается – происходит закручивание спирали.

После этого заданный узор рисуется. По завершении работы я предлагаю каждому воспитаннику добавить  свои детали, цветовые решения,  рамки и пр. Лучшие варианты обязательно всеми обсуждаются.

Законченные работы

На панели Рисования в WORD действуют уже другие принципы рисования. Поскольку детям свойственен индуктивный способ рассуждений (от частных положений, примеров к общим выводам), я для того чтобы материал был усвоен, разработала ряд заданий, из которых прокомментирую два:

  1. Нарисовать круг, разделённый на 4 равные части, закрашенные разными цветами.
  2. Создание рекламной листовки, в которой используются карандаши различных цветов.

Несмотря на то, что в начале изучения темы я объясняю общий подход к созданию рисунка в новой среде, ошибок делается много, то есть рисуют окружность, 2 линии и пытаются залить полученные четвертинки различными цветами. После совместного анализа ошибки, начинается поиск нужной автофигуры (дуги). Далее с помощью известных приёмов  копирования, отображения, заливки и группировки рисуется нужная конструкция, которая используется в разработке придуманного логотипа.

Задание № 1

Неверное решение!

Верное решение!

Через некоторое время я даю задание № 2 – создать рекламную листовку, в котором отрабатываются другие приёмы, но для контроля и закрепления, ранее полученных знаний, я включаю в это задание рисование разноцветных карандашей. Большинство учащихся с заданием справляются, но некоторые допускают ошибку: остриё карандаша делят прямой и кончик пытаются залить краской. Получив неверный результат, на этот раз уже почти  все догадываются, как выполнить работу правильно.

Задание № 2

текст

текст

Неверное решение

текст

текст

линия

Верное решение

текст

текст

Таким образом, формируется прочное осмысленное знание и умение рассуждать, анализировать свои действия. После выполнения сложных заданий всегда хвалю детей за то, что додумались до верного решения, стараюсь привить им любовь к процессу размышления, научить получать удовольствие от качественного результата.

Развитие творческих способностей я осуществляю с помощью различных творческих заданий и проектов, которые являются также комплексной проверкой знаний и используются как основа для реализации идей воспитанников. Здесь очень важен акт «сотворчества». Я выступаю в роли консультанта и эксперта. Помогаю, если нужно, выстроить логическую цепочку для реализации задания, инициирую любознательность. Вмешательство в творческий процесс детей на моих занятиях происходит мягко и ненавязчиво. Например, на стадии подготовки анимации или презентации я инициирую, если возникает необходимость, поиск возможных сюжетных ходов, идеи по рисованию слайдов или кадров. Поощряю самостоятельное овладение новыми знаниями, умениями, выполнение заданий сверх программы, соревновательный дух. Постоянно напоминаю, что любое творчество украшает жизнь человека, делает её интереснее, полнее. В качестве  творческих работ я использую различные проекты, созданные в графических редакторах, анимационные ролики.

Я убеждена в том, что используемые мною в обучении методы и приёмы способствуют активному развитию детей. У них появляется больше шансов на дальнейшую личностную и профессиональную самореализацию.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Исследовательская деятельность на уроках литературы как средство развития творческих и интеллектуальных способностей учащихся

Презентация о поэтапном приобщении учащихся к исследовательской дея тельности в области литературы, создание алгоритмов выполнения исследовательских работ различного уровня сложности....

Развитие творческих и интеллектуальных способностей учащихся на уроках русского языка и литературы в 5 классе в условиях введения ФГОС

Статья для выступления на круглом столе "Развитие творческих и интеллектуальных способностей учащихся в рамках ФГОС...

«Развитие творческих и интеллектуальных способностей учащихся во внеурочной деятельности.»

laquo;Развитие творческих и интеллектуальных способностей учащихсяво внеурочной деятельности.»...

Статья на тему " Участие в дистанционных конкурсах,как средство развития творческих и интеллектуальных способностей учащихся"

Статья на тему " Участие в дистанционных конкурсах,как средство развития творческих и интеллектуальных способностей учащихся"...

Применение инновационных педагогических технологий для развития творческих и интеллектуальных способностей студентов

       Исследовав методологические аспекты поставленной проблемы, изучив и обобщив ценности, находки в передовом опыте учителей, я направила свою деятельность на развитие и ...

Презентация Развитие творческих и интеллектуальных способностей учащихся на уроках истории и обществознания через систему творческих заданий

Развитие творческих и интеллектуальных способностей учащихся на уроках истории и обществознания через систему творческих заданий...


 

Комментарии

Тихонова Ольга Александровна

Для развития детского творчества необходимо творчество педагога.