Введение эксперемента модульно- блочной технологии обучения
статья (11 класс) на тему

Бокова Оксана Александровна
Экспериментальная разработка, проектирование блочно-модульной педагогической технологии обучения и ее апробация в процессе преподавания предмета профессионального цикла. Разработка и создание условий для внедрения блочно-модульной педагогической технологии обучения. Актуальной проблемой, является разработка и внедрения новых педагогических технологий, в рамках которых учащийся получает возможность на базе минимума (ядра) знаний развить умения и навыки, необходимые для повышения профессионально - квалификационного уровня.

Скачать:


Предварительный просмотр:

             Точно подмечено в мудрой китайской пословице: Скажи мне, и я забуду. Покажи мне, и я запомню. Вовлеки меня, и я научусь”.

    В условиях экономической реформы подготовка специалистов требует новых форм, методов и содержания обучения. В последнее десятилетие в России широкое распространение получило модульное обучение (блочно-модульное, модульно-рейтинговое, модульно-контекстное).

     Модульная система профессиональной подготовки была рекомендована Международной организацией труда как наиболее гибкая из всех существующих педагогических систем.

      Технология модульного обучения (ТМО) лучше других традиционных технологий подходит в этом случае, так как сущность ее в том, что обучаемый может самостоятельно работать с предложенной ему индивидуальной учебной программой, включающей в себя целевую программу действий, банк информации и методическое руководство по достижению поставленных дидактических целей. При этом функции педагога могут варьироваться от информационно-контролирующей до консультационно-координирующей. Как показала практика, существенными характеристики ТМО являются:

свобода выбора места, времени и темпа обучения;

гибкость в учебных планах и программах;

студент сам может выбрать способ учения, а также средства;

небольшой объем модуля обеспечивает немедленный контроль и коррекцию уровня усвоения знаний и умений.

 При профессиональной подготовке специалистов, по нашему мнению, под модулем следует понимать такой объем учебного материала, благодаря которому обеспечивается приобретение теоретических знаний и практических умений и навыков для выполнения конкретной профессиональной деятельности.

  В составе обучающего модуля мы предлагаем выделять следующие структурные элементы:

информационный блок, в котором содержится теоретический материал, подлежащий изучению, структурированный на учебные элементы, и методические указания по его усвоению и передаче;

исполнительский блок, содержащий банк типовых, комплексных и ситуационных задач , описания лабораторных и практических работ;

контролирующий блок, содержащий входные и выходные контрольные тесты.

     

            Экспериментальная разработка, проектирование блочно-модульной педагогической технологии обучения и ее апробация в процессе преподавания предмета профессионального цикла.

    Разработка и создание условий для внедрения  блочно-модульной педагогической технологии обучения.

   Актуальной проблемой, является разработка и внедрения новых педагогических технологий, в рамках которых учащийся получает возможность на базе минимума (ядра) знаний развить умения и навыки, необходимые для повышения профессионально - квалификационного уровня.

    Предпосылкой для такого подхода в России стала государственная политика в области образования (Закон РФ «Об образовании» 1992г.), ориентированная на гуманистический характер образования, при котором на первый план выходит личностно-ориентированное образование,  предполагающее дифференцированный подход к обучению, в контексте деятельностного подхода к образованию.

      Цель эксперимента: Повышение качества подготовки выпускников межшкольный комбинатов за счет реализации блочно-модульной педагогической технологии обучения предметам   профессионального цикла.

Задачи эксперимента:  

- Конкретизировать, адаптировать и реализовать дидактические принципы при проектировании блочно-модульной педагогической технологии, применяемой при изучении предметов профессионального цикла,

  - Смоделировать учебно-программную документацию, позволяющую
реализовать блочно-модульную педагогическую технологию при подготовке учащихся профессии делопроизводителя,

- Апробировать экспериментальным путем блочно-модульную педагогическую технологию обучения в процессе преподавания предметов профессионального цикла «Делопроизводитель» в межшкольном учебном комбинате.

       
     Экспериментальную работу проводить поэтапно с прошлого учебного2007-2008.года.-
на первом этапе  изучалась литература по теме эксперимента блочно- модульного обучения, позволявшая теоретически осмыслить общее направление работы. Были определены подходы к решению конкретных исследовательских задач. На этом же этапе изучался российский и зарубежный опыт работы по блочно-модульной технологии в профессиональных учебных заведениях. Осуществлялась  и продолжается осуществляться разработка учебных программ по предмету профессионального цикла «Делопроизводитель» и контролирующих средств.
       На втором этапе (2008-2009.г.) планируется осуществление разработки экспериментальных материалов, подготовка базы исследования. Будет организована экспериментальная работа, на основании которой поведутся уточнение рабочей целей и задач эксперимента.
      На третьем этапе (2009-2010г.г.) проводится обобщение полученных исследовательских данных, связанных с оценкой, проектированием и внедрением самой блочно-модульной педагогической технологии обучения и ее корректировкой для повышения качества подготовки выпускников межшкольного учебного комбината.
     На четвертом этапе (2010-2011 г.г.) обобщены данные по внедрению блочно-модульной педагогической технологии обучения и педагогическому эксперименту, проведенному на базе межшкольного учебного комбината. Исследованием охвачено более  ____  учащихся.

КОМПЛЕКСНАЯ ДИДАКТИЧЕСКАЯ ЦЕЛЬ

   В результате овладения содержанием всех модулей учащиеся должны:

знать: основные положения делопроизводства,

- должностные обязанности и права делопроизводителя.

- основные виды деловых документов,

- организационные методы ведения делопроизводства, виды документооборота и этапы  обработки потоков деловых документов,

- правила регистрации документов, методы организации контроля за исполнением документов,

              -  методы организации хранения  исполненных документов,

              - правила составления и  оформления стандартных форм деловых документов.

уметь: применять основные положения по делопроизводству,

            - создавать организационные, распорядительные и  информационно – справочные

              документы,

           - заполнять унифицированные формы документов,

           - вносить записи в трудовые книжки,

           - документировать  движение кадров,

           - обеспечивать оперативное перемещение и исполнение документов

           - формировать дела к архивному хранению.

 развивать: логическое мышление; умение наблюдать, вести поиск, находить,

выделять и опознавать  существенное по заданным признакам;

воспитывать: навыки аккуратности оформления управленческих документов,  стремление к поиску необходимой информации, умение реально оценивать свои возможности по изученному.

      Учебные модули разрабатываются на весь учебный год по разделам, большим темам. Между отдельными учебными модулями возможна организация процесса обучения по традиционной форме.

М О Д У Л Ь Н А Я   П Р О Г Р А М М А

« Делопроизводство»

СТРУКТУРА МОДУЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ

Модуль 1. История развития делопроизводства и современное делопроизводство.(Б1-Б2)

Модуль 2. Документирование управленческой деятельности. (Б3-Б4-Б5)

Модуль 3. Кадровая документация. (Б6)

Модуль 4. Документооборот (Б7)

Модуль 5.  Текущее хранение документов, подготовка дел к архивному хранению. (Б8)

Модуль 6.  Практика работы с документами в организации (Б9)

Трудоемкость: Учебные модули разрабатываются на весь учебный год по разделам, большим темам. Между отдельными учебными модулями возможна организация процесса обучения по традиционной форме. Наиболее оптимальным является учебный модуль, разработанный на 7 – 10 часов.

Обучающим модулем называют автономную часть учебного материала, состоящую из следующих компонентов:

точно сформулированная учебная цель (целевая программа);

банк информации (собственно учебный материал в виде обучающей программы)

практические занятия по формированию необходимых умений

контрольная работа, которая строго соответствует целям, поставленным в данном модуле.

Система контроля и оценки учебных достижений – рейтинговая; накопление рейтинга происходит в процессе текущего, промежуточного и заключительного контроля.

Поскольку модульное обучение в качестве одной из целей преследует формирование у школьника навыков самообразования, весь процесс строится на основе осознанного выбора цели с иерархией ближних (знания, умения и навыки), средних (общеучебные умения и навыки) и перспективных (развитие способностей личности) результатов. Поэтому эффективность обучения будет много выше, если ученик сможет овладевать знаниями сам, а учитель управлять этим процессом – мотивировать, организовывать, консультировать, контролировать.

 Осознанность учебной деятельности переводит учителя из режима информирования в режим консультирования и управления. Данный метод обеспечивает возможность выбора учениками пути движения внутри модуля. Учитель освобождается от чисто информационных функций, передаёт модульной программе некоторые функции управления, которые становятся функциями самоуправления/

 Требуется большая подготовительная работа для преподавателя.

Во-первых, необходимо тщательно проработать учебный материал всей темы и каждого урока в отдельности; выделить главные, основополагающие идеи и сформулировать для учащихся интегрирующую цель, где указывается, что к концу занятия ученик должен изучить, знать, уметь, понять, определить и т.д.

Во-вторых, нужно определить содержание, объём и последовательность учебных элементов (УЭ), указав время, отводимое на каждый из них, и вид работы учащихся.

В-третьих, подобрать дополнительный материал (например, для лекции, беседы), соответствующие наглядные пособия, ТСО, а также задания, тесты, графические диктанты для школьников.

Модульное обучение предполагает жёсткое структурирование учебной информации, содержание обучения и организацию работы учащихся с полными, логически завершёнными учебными блоками. В модуле чётко определены цели, задачи и уровни изучения темы, названы умения и навыки.

СТРУКТУРА МОДУЛЯ.

Номер Учебного элемента

Название учебного элемента. Цели и задачи формулируются для ребёнка.

Управление обучением (содержание, формы, методы).

Рекомендации (Как сделать?)

Время работы. Как работать. Оцени работу по эталону, ключу. Взаимопроверка.

УЭ- 1

Учебный модуль. Цель элемента.

Входной контроль.

Пояснения к учебному материалу.

УЭ - 2

Обобщение. Цель элемента.

Источники информации, алгоритмы решения задач.

УЭ - 3

Контроль (самоконтроль и выходной контроль по трём уровням).

Проверка по ключу, эталону.

Технологическая карта конструирования темы или раздела.

№ урока – модуля в разделе …

Тема урока…

 цель урока (темы)…

Что должен знать ученик в конце темы …

Что должен уметь ученик в конце темы …

Закрепление и развитие общеучебных умений и навыков …

Вид контроля: самоконтроль, взаимоконтроль, экспертная оценка.

ЛИСТ УЧЁТА КОНТРОЛЯ

Лист учёта контроля учитель раздаёт каждому ученику перед началом урока (или в конце изучения целого блока). По этому листу ученик сам выставляет себе оценку по количеству набранных им баллов.

Фамилия, имя ученика___________________________________________

Учебный элемент

(этапы работы)

Количество баллов по номерам заданий.

Итого (кол-во баллов)

№1

№ 2

№ 3

УЭ - 1.
Проверка изученного материала.
УЭ – 2.
Изучение нового материала
УЭ – 3.
Обобщение изученного материала.
УЭ – 4.
Закрепление. Контроль.
Итого:
Оценка:

Модульный подход имеет массу преимуществ по сравнению с традиционным учебным процессом как для учащихся, так и для преподавателей.

Преимущества для учеников:

учащиеся точно знают, что они должны усвоить, в каком объеме и что должны уметь после изучения модуля;

учащиеся могут самостоятельно планировать свое время, эффективно использовать свои способности;

учебный процесс сконцентрирован на ученике, а не на преподавателе.

Преимущества для учителей:

учитель имеет возможность концентрировать свое внимание на индивидуальных проблемах обучающихся;

учитель своевременно идентифицирует проблемы в обучении;

учитель выполняет творческую работу, заключающуюся в стимулировании мышления учащихся, активизации их внимания, мышления и памяти, активизации нужных реакций, оказании всевозможной помощи учащимся.

Основные трудности для учащихся:

ученики должны владеть самодисциплиной, чтобы добиваться поставленных целей;

ученики должны выполнять большой объем самостоятельной работы;

ученики сами несут ответственность за свое обучение.

Основные трудности для учителей:

учителям трудно изменить привычный образ мыслей и действий, так как им необходимо отказаться от центральной роли в учебном процессе и стать помощником ученика в достижении поставленных целей;

учителю необходимо изменить структуру и стиль своей работы для обеспечения активной, самостоятельной, целеустремленной и результативной работы каждого ученика.

Заключение

              Возможности модульной технологии велики, так как раскрывают новые возможности и для ученика и для учителя. Благодаря этой технологии центральное место в системе “учитель – ученик” занимает учащийся, который выполняет задание в тот отрезок времени и с той степенью понимания, осмысления и запоминания, которая соответствует его индивидуальным возможностям.

Мотивация обучения повышает интерес к предмету.

Задания, которые подготовил учитель, предполагают работу ученика с текстами учебника, хрестоматии, художественной, научно-популярной литературы; наблюдения; Интернет ресурсами.

При выполнении заданий школьник может проверить и оценить себя, , проконсультироваться с учителем. Всё это отличает модульное обучение от традиционного обучения.

Модульная технология обучения позволяет определить уровень усвоения нового материала учащимися и быстро выявить пробелы в знаниях.

Работу по освоению данной технологии я считаю незавершённой. Для того чтобы сравнить прохождение и усвоение тем по блокам, их нужно постоянно дорабатывать и дополнять. Необходимо также проводить мониторинг и диагностирование, составлять личные листы учёта контроля, затем сравнивать результаты прохождения тем и контрольных работ с традиционным.

Думаю, что в этом направлении первые шаги сделаны.

Блок 1

 «История развития организации делопроизводства в России». (8 часов)

Входной контрольный тест

Понятийный аппарат   основных групп документации предприятия.

Основные термины о документе и документообороте.

Основные понятия о делопроизводстве и документе

История развития делопроизводства и секретарского дела.

Возникновение и развитие отечественного делопроизводства

Современное делопроизводство: цели, задачи и основные принципы.

Персонал занимающийся делопроизводством на предприятии.

Семинар опрос. .(выходной контрольный тест)

Блок 2

 «Современная регламентация и организация службы делопроизводства» (7 часов)

Входной контрольный тест

Законодательное регулирование делопроизводства.

Законодательные и правовые акты РФ.

Нормативно- методическое регулирование делопроизводства.

Государственная система документационного обеспечения управления (ГСДОУ).

Организация службы делопроизводства

Классификация способов документоведения на предприятии учреждении, организации.

Семинар опрос. .(выходной контрольный тест)

Блок 3

 « Документирование управленческой деятельности» (27 часов)

Входной контрольный тест

Основные термины

Общие требования. Форматы бумаги и поля.

Бланки документов

Требования к изготовлению документов.

Правила оформления реквизитов документов.

Составление текстов служебных документов.

Правила оформления  организационных документов. .(выходной контрольный тест)

Блок 4

Входной контрольный тест

Организационные документы

Составление и оформление отдельных видов документов.

Распорядительные документы.

Правила оформления  распорядительных документов. .(выходной контрольный тест)

Блок 5

Входной контрольный тест

Информационно-справочные документы.

Правила оформления   информационно- справочных  документов

Оформление служебных писем.

Язык служебных документов

Современное деловое письмо. Коммерческая корреспонденция

Правовая охрана документов.

Коммерческая корреспонденция

Классификация деловых писем.

 Зачет. .(выходной контрольный тест)

Блок 6

 «Кадровая документация» (14 часов)

Входной контрольный тест

Классификация документов по личному составу

Командировочные удостоверения и другие документы по личному составу.

Приказы по личному составу.

Основные сведения  документов по личному составу. (заявление, резюме)

Оформление документов при поступлении на работу

Оформление отпуска.

Перевод работника на другую работу

Меры взыскания и поощрения

Оформление и заполнение трудовой книжки.

Состав документации, оформляемой при увольнении работника.

Самостоятельная работа. .(выходной контрольный тест)

Блок 7

 «Организация документооборота» (19 часов)

Входной контрольный тест

Проблема совершенствования документооборота.

Порядок направления на исполнение и работы исполнителя с документами.

Основные правила организации  документооборота в учреждении.

Прием, обработка и распределение поступающих документов

Понятие «документооборот», его развитие и нормативно-методическая регламентация.

Правила обработки исходящих документов

Автоматизация системы регистрации.

Общие правила регистрации документов.

Формы регистрации документов.

Регистрация документов- задачи, основное назначение.

Информационно-справочная работа.

Автоматизированные системы контроля за исполнением документов.

Формы контроля. Сроковая картотека.

Контроль за исполнением документов. Значение  и виды контроля.

Работа с письмами и обращениями граждан

Работа с конфиденциальными документами.

Контрольная работа. .(выходной контрольный тест)

Блок 8

 «Текущее хранение документов и подготовка дел к архивному хранению» (7 часов)

Входной контрольный тест

Номенклатура дел.

Формирование дел.

Хранение дел.

Экспертиза ценности документов.

Подготовка документов к передаче в архив

Самостоятельная работа. .(выходной контрольный тест)

Блок 9

«Практика работы с документами в организации» (16 часов)

Входной контрольный тест

Общие правила оформления документов.

Оформление  приказов, решений, протоколов

Правила составления документов.

Типичные языковые ошибки.

Бумажные и электронные документы. Трафаретные письма.

Оформление  личной карточки сотрудников.

Оформление уставов, должностных инструкций.

Оформление  договоров, соглашений

Оформление кадровой документации прием, перевод на работу.

Оформление актов, докладных  записок, справок.

Оформление кадровой документации увольнение, предоставление отпуска.

Семинар. .(выходной контрольный тест)

Учебная  литература, методическое обеспечение

Басаков М.И. Делопроизводство (документационное обеспечение управления  на основе ГОСТ 6.30-2003). – М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков  и К»», 2004.

Прикладной   программный пакет Microsoft Windows:

           текстовый редактор Word, электронные таблицы Excel.

Басаков М.И. Делопроизводство  и корреспонденция. Р-н-Д, 2001.

Вигер А.М.Секретарское дело Р-н-Д, 2001

Ожегов С.И. «Словарь современного русского языка», Екатеринбург, 1994

Кирсанова М.В. Современное делопроизводство: Учебное пособие. М., 2002.

Макарова Н.В.  Информатика 10-11 класс ,учебник.- СПб:  2001.

Макарова Н.В. Николачук Г.С. Компьютерное делопроизводство: учебный курс. –Спб.: Питер, 2003.

Николайчук Г.С., Титова Ю.Ф. Компьютерное делопроизводство, учебный курс – СПб: 2000.

Кузнецова И.Н. «Практикум по информационным технологиям.» СПБ, 2001.

Карточки с упражнениями, заданиями.

Разработки тестов, электронные тесты.

Прикладной программный пакет Microsoft:    

                                                               Word, Excel, Access, Power Point, Outlook.

 



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«История России XIX века» (разработки уроков в системе модульно-блочной технологии

  Разработки  уроков  по  теме  «История  России    XIX века»   составлены  на  основе  модульно-блочной  с...

«Активизация самостоятельной познавательной деятельности учащихся на уроках технологии с использованием модульно - кейсовой технологии обучения"

Данный методический материал раскрывает суть метода проблемно ситуативного обучения (case-study).Указываются  тенденции, которыми обусловлено внедрение учебных кейсов в практику российского образ...

Презентация "Особенности модульно-рейтинговой технологии обучения"

Презетация по методике обучения информатике...

Статья "ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИННОВАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА. МОДУЛЬНО-БЛОЧНАЯ ТЕХНОЛОГИЯ".

Статья посвящена использованию  модульно-блочной технологии на уроке русского языка....

Статья "Использование модульной и модульно-блочной технологий на уроках русского языка в старшем звене"

Основная задача учителя сегодня – это воспитать компетентного ученика, способного «самостоятельно и мотивированно организовывать свою познавательную деятельность (от постановки цели до получения и оце...

Модульно – блочная система обучения математики в школе

Мы должны сами верить в то, чему учим наших детей.Вудро Вильсон Хорошо известно, что учащиеся, достаточно качественно освоившие теоретическое содержание школьной программы, далеко не всегда оказы...

«Модульно – кейсовая технология обучения проектированию поясных швейных изделий на занятиях профессиональной подготовки по программе «Швея».

Обучающиеся ознакомятся с краткой историей появления юбок, типами фигур, возможными силуэтами, расчетно-графическим методом построения чертежа прямой юбки, через использование интернет-ресурсов, бесед...