Доклады и выступления
методическая разработка (5 класс) на тему

Сырцова Юлия Николаевна

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное образовательное учреждение дополнительного образования детей и юношества

Центр развития творчества детей и юношества

Тема: "Развитие научно-технического творчества обучающихся средствами робототехники"

                                    СырцоваЮлия Николаевна

педагог дополнительного образования

                                                       первой квалификационной категории

пгт Зеленоборский, 2015г.

Концепция развития дополнительного образования детей определяет развитие сферы дополнительного образования, как составляющую  национальной системы поиска и поддержки талантов, как основу для профессионального самоопределения, ориентации и мотивации подростков и молодежи к участию в инновационной деятельности в сфере высоких технологий и промышленного производства.

Обновление содержания и технологий образования  в соответствии с задачами опережающего развития невозможно без формирования в учреждении высотехнологической образовательной среды – техносферы.

Современному обществу необходимы компетентные, творчески мыслящие люди, умеющие решать нестандартные задачи и отвечающие требованиям современной техносферы.

 «Центр развития творчества детей и юношества» реализует общеразвивающие программы по четырем направленностям: художественно-эстетическая, физкультурно-спортивная, туристско-краеведческая  и научно-техническая.

С 2013 года на основе нормативно-правовых документов Российского образования,  в рамках сотрудничества школы и учреждения, СОШ № 6 и «ЦРТДиЮ» реализует «Программу интеграции общего и дополнительного образования на 2013-2015 годы» 

В соответствии с Программой интеграции осуществляется взаимодействие в образовательной, воспитательной областях, организуется сотрудничество педагогических работников, идет совместный процесс организации внеурочной деятельности младших школьников в рамках реализации ФГОС НОО.

На базе СОШ № 6 педагоги ЦРТДиЮ реализуют в течение четырех лет с 1 по 4 класс дополнительную общеразвивающую программу научно-технической направленности «В мире информатики». Школа предоставила для занятий по данной программе специально оборудованный компьютерный класс, четыре набора конструкторов LEGO Education WeDo с программным обеспечением. Для реализации программы «В мире информатики» ЦРТДиЮ предоставило оборудование: ноутбук, фотоаппарат, мультимедийный проектор, три компьютера. Занятия по изучению основ информатики проходят в каждой «параллели» с 1 по 4 класс. Скомплектовано 8 групп численностью от 10 до 15 человек в каждой в зависимости от года обучения. На сегодняшний день по программе занимается 94 ребенка. В группах первоклассников обучение проходит 1 раз в неделю 1 занятие продолжительностью 30 минут; во 2, 3 и 4 классах - 1 раз в неделю 2 занятия по 30 минут.

В 2013-2014 учебном году на третьем году обучения в программу «В мире информатики» введен блок «Робототехника» с использованием четырех конструкторов LEGO Education WeDo,  которые предоставила школа. Работа с данными конструкторами  пробудила у детей  большой интерес к робототехнике. Дети с увлечением собирают модели, знакомятся с правилами установки программного управления, осуществляют манипулирование игрушками (моделями).

         В 2014-2015 учебном году на первом и втором году обучения в программу «В мире информатики» введён блок изучения интегрированной творческой среды ПервоЛого. Эта программа способствует быстрому освоению учащимися навыков общения с современным компьютером. Дети создают в данной программе анимационные мини-проекты с помощью простейших алгоритмов программирования, что повышает мотивации к обучению работы на компьютере.

Педагоги при изучении конструирования и программирования используют метод учебного проектирования. На научно-практической конференции  младших  школьников «Парад интеллектуалов», организованной ЦРТДиЮ  в рамках Программы интеграции в апреле 2014 года два ученика третьего года обучения представили свой учебный проект «Игрушки будущего», а в апреле 2015 года 2 ученика четвёртого года обучения  защитили свой исследовательский проект «Влияние системы ременных передач на скорость и направления движения модели «Танцующие птицы» на базе конструкторов LEGO Education WeDo, одна учащаяся 4 года обучения выступила с творческим проектом «История льва Кинга и его друзей» на основе модели конструктора LEGO Education WeDo «Рычащий лев» и учащаяся второго года обучении представила творческий проект «Создание анимационной открытки к 9 мая в интерактивной среде ПервоЛого».  Все учащиеся успешно защитили свои проекты и получили  положительные отзывы у членов  жюри.

В марта 2015 года ЦРТДиЮ организовал районный семинар для руководителей и педагогов УДОД «Деятельностный подход в образовательном процессе как основа повышения мотивации обучающихся к занятиям в УДОД». В рамках семинара педагоги ЦРТДиЮ Сырцова Ю.Н и Субботина С.Г  давали открытые занятия в объединении «В мире информатики» по темам: «Создание мини-проекта «Волшебная страна» в программе ПервоЛого» и «Программирование моделей LEGO Education WeDo».

Интерес к изучению робототехники появился и у педагогического коллектива учреждения. В марте 2014 года Субботина С.Г., педагог дополнительного образования ЦРТДЮ, в составе группы педагогов Кандалакшского района приняла участие  в совместном российско-шведском проекте «Eneru»,  в программе  которого было посещение лаборатории ЛЕГО-экспериментов г. Питео. В сентябре 2014 года Сырцова Ю.Н., педагог дополнительного образования ЦРТДиЮ, прошла трехдневные курсы повышения квалификации педагогов в г. Мурманске по теме «Основы образовательной робототехники», 1 этап курсов ПК педагогов, организованных при содействии «Института новых технологий». В ноябре 2014 в рамках проекта «Eneru»  два педагога Субботина С.Г., Сырцова Ю.Н. и руководитель учреждения Соколова Е.С.  стали активными участниками международного семинара  по энергосбережению в г. Кандалакша. В марте 2015 года педагог Сырцова Ю.Н. прошла II этап курсов ПК педагогов по робототехнике,  который представляет собой очно-дистанционную форму в виде вебинаров. Темы вебинаров «Образовательная робототехника как средство обучения в STEM - образовании. Обзор конструкторов образовательной робототехники в средней школе» и «Методики подготовки к World Robot Olympiad 2015, обзор стратегий и решений». Так же в марте 2015 года  педагоги Сырцова Ю.Н., Субботина С.Г. и директор ЦРТДиЮ Соколова Е.С. приняли участие и прошли обучение на областном семинаре организованном Центром «Лапландия» в г. Мурманске по теме: «Эффективные формы и технологии обучения детей техническому творчеству».

Анализируя деятельность объединения «В мире информатики» в 2013-2014 учебном году, методический совет ЦРТДиЮ отметил, что  использование конструкторов LEGO Education WeDo в программе третьего года позволяет активизировать процесс обучения, повысить мотивацию детей к занятиям, сделать  обучение не только привлекательным, но и эффективным по результатам. У учащихся, занимающихся Лего-конструированием, улучшается память, наблюдается  улучшение почерка (работа с мелкими деталями конструктора положительно влияет на мелкую моторику, развивается речь).

При изучении спроса на  образовательную программу «В мире информатики» с блоком «Робототехника» и блоком интерактивная среда  «ПервоЛого» среди детей и родителей  наблюдается  повышенный интерес.

Педагоги начальных классов МБОУ СОШ № 6  высказали свои положительные отзывы о работе данного объединения и приступили  к сотрудничеству в области подготовки совместных учебных проектов и проведению интегрированных занятий.

В связи с полученными результатами педагогический коллектив решил продолжить работу по данному направлению и разработать проект по созданию комплекса программ по робототехнике для учащихся 1-6 классов.

В 2014-2015 году коллектив ЦРТДиЮ разработал проект      "Конструкторское бюро робототехники "Игрушки будущего"   направленный на развитие научно-технической направленности центра.  В марте 2015г по итогам конкурса в номинации «Развитие и распространение современных моделей развития техносферы деятельности организаций дополнительного образования по инженерной, технической, конструкторской направленности» ЦРТДиЮ получил грант  в размере 500 тысяч рублей.  На средства гранта закуплены образовательные конструкторы  LEGO "Построй свою историю", LEGO «Простые механизмы», LEGO WeDo (базовые и ресурсные наборы), LEGO Mindstorms EV3(базовые и ресурсные наборы) и ноутбуки.

Конструкторское бюро имеет следующие структуры. Для учащихся 1-2 классов создается «Школа начинающего конструктора», в рамках которой будут проходить занятия  по программам «Занимательная информатика» и «Первые шаги  в Лего - конструирование» - 1, 2 год обучения. Занятия будут проводится 1 раз в неделю по 1 академическому часу, программы будут чередоваться: 1 занятие по информатике, 1 занятие по конструированию. Количество часов по каждой программе - 18 часов в год.  Всего на «Школу начинающего конструктора» отведено 36 часов  в год, 72 часа – на 2 года обучения.

Программа «Занимательная информатика» будет ориентирована на приобретение учащимися знаний и навыков работы с компьютером. Для реализации программы «Первые шаги в Лего - конструирование» будет использоваться базовый набор из кирпичиков ЛЕГО «Построй свою историю». В комплект этого продукта входят "Комплект учебных проектов" и программное обеспечение StoryVisualizer для выполнения 24 заданий, охватывающих широкий круг задач учебной программы по развитию языковых навыков. Задания по программе формируют у обучающихся навыки планирования, определения последовательности, поиска и выделения необходимой информации, моделирования, умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание, строить логическую цепочку рассуждений и т.п. В комплект входит специальное  программное обеспечение. С его помощью учащиеся смогут свободно перенести своих героев  в цифровой мир, создав на основе придуманных историй  свои комиксы, статьи, книжные страницы, что способствует  творческому развитию детей. Таким образом, «Школа начинающего конструктора» даст обучающимся базовые знания по информатике и конструированию, а также будет способствовать формированию основных метапредметных универсальных учебных действий.

«Лаборатория первых экспериментов» рассчитана на учеников 3-4 классов и будет включать в себя общеразвивающие  программы «В мире информатики» и «Мои первые роботы» - 1, 2 год обучения. Занятия будут проводиться 1 раз по 2 академических часа в неделю. Программы будут чередоваться. Количество часов по каждой программе - 36 часов в год.  Всего на «Лабораторию первых экспериментов»  будет отведено 72 часа  в год, 144 часа на 2 года обучения.

 Программа «В мире информатики»  позволит обучающимся расширить навыки работы с компьютером и даст первоначальные основы программирования. Для обучения робототехнике по программе «Мои первые роботы» в 3 и 4 классах может быть использован конструктор Lego WeDo, состоящий из стандартных деталей Lego, а также набора датчиков и приводов, подключаемых к USB. В комплекте с данным конструктором поставляется программное обеспечение, содержащее простую, интуитивно понятную среду программирования. Кроме того, вместе с набором поставляется комплект заданий, представляющих из себя 12 отдельных проектов с подробным пошаговым описанием их выполнения. Это позволяет учащемуся самостоятельно собирать и программировать действующие модели, а затем использовать их для выполнения практических задач. В процессе работы с конструктором на этом этапе обучающиеся получат навыки  проектирования и сборки, обдумывания и поиска нестандартных решений, навыки общения, совместной работы и обсуждения идей.

«Мастерская робототехники» будет включать  одну общеразвивающую программу «Робототехника» 1-2 года обучения  и рассчитана на учащихся 5-6 классов. Занятия будут проводиться 1 раз в неделю по 2 часа. Количество часов в год по программе - 72 часа. Общее количество часов  за два года обучения 144 часа. Постепенное усложнение материала и использование конструкторов LEGO позволит обеспечить преемственность в обучении и в 5-6 классах перейти к более сложным конструкторам Lego Mindstorms. Конструктор состоит  из стандартных деталей Lego (планки, оси, колеса, шестерни), сенсоров, двигателей и программируемого блока. Наличие отдельного программируемого блока в сочетании со средой программирования высокого уровня делает данный набор серьёзным инструментом, позволяющим создавать роботов, решающих достаточно сложные задачи. Набор позволяет подобрать необходимые детали практически под любую задачу либо объединить несколько наборов для решения сложных задач. Работа по созданию робота, во-первых, предполагает активную творческую деятельность ребёнка. Это реализуется через решение нестандартных для учащегося задач и большое количество вариантов решения. Во-вторых, это развитие интереса у учащихся к технике, программированию и конструированию. Использование подобных конструкторов в образовательном процессе ведет к популяризации профессии инженера, а также прививает учащимся интерес к робототехнике. В-третьих, это формирование навыков программирования, развитие логического и алгоритмического мышления.

С 1 сентября 2015 года ЦРТДиЮ начнёт реализацию своего проека "Конструкторское бюро робототехники "Игрушки будущего" и апробацию общеразвивающих программ с 1-6 классы. На сегодняшний день  это будет первое Конструкторское бюро в Кандалакшском районе, которое  качественно изменит образовательную среду научно-технической направленности.

Создание высотехнологичной образовательной среды позволит сформировать новую по качеству систему предъявления результатов деятельности учащихся в научно- техническом творчестве. Планируется проведение выставок технического творчества, турниров по робототехнике, проведения «Дня экспериментов», создание тематического сайта для информирования детей, родителей, педагогов, общественности и презентации результатов обучения  детей, формирование и участие команды учащихся в региональных турнирах и олимпиадах по робототехнике, защита учебных проектов на конференциях «Парад интеллектуалов», «Юность Севера», индивидуальное обучение на дому детей с ОВЗ , увеличение количества детей обучающихся научному техническому творчеству, появление большего количества одарённых детей и т.п.

 «Конструкторское бюро «Игрушки будущего» позволит вывести сетевое взаимодействие между школой и учреждением дополнительного образования с уровня по совместному использованию ресурсов на более высокий уровень интеграции - уровень образовательных программ, где дополнительные общеразвивающие программы имеют точки соприкосновения  с темами общеобразовательных учебных предметов. Такая интеграция позволит повысить интерес у обучающихся к изучению определенного предмета в школе и будет способствовать формированию желания у обучающихся применить знания на практике в объединении дополнительного образования.



Предварительный просмотр:

Муниципальное образовательное учреждение

дополнительного образования детей

 «Центр развития творчества детей и юношества»

 Организация дистанционного обучения детей с ОВЗ.

       

                                      Из опыта работы        

                                                                   педагога дополнительного образования

                                                                   Сырцова Юлия Николаевна

г.п.Зеленоборский 2011 г.

В феврале 2009 года по приглашению коллег из МОЦДОД «Лапландия» на семинар по теме: «Проектирование образовательного процесса с использованием информационных технологий для детей с ОВЗ», который был ориентирован на проведение эксперимента по организации дистанционного обучения детей с ОВЗ по дистанционным дополнительным образовательным программам.

Применение информационных технологий значительно повышает уровень качества образования, расширяет возможности применения новых форм обучения.

По материалам семинара, обсудив возможности учреждения,  МОУДОД ЦРТДиЮ заключил договор о сотрудничестве в сфере образовательной деятельности - о взаимодействии и сотрудничестве в целях реализации программ дополнительного образования детей с использованием технологий дистанционного обучения.

Я прошла в 2012 году краткосрочное целевое обучение по теме «Формирование ИКТ- компетентности педагога дополнительного образования». В 2010 и 2011 году  прошла обучение на областном семинаре для тьюторов  по теме: «Организация дистанционного обучения по программам дополнительного образования детей»  в МОЦДОД «Лапландия»,   имею благодарственное письмо за выступление на областном семинаре по теме: «Развитие психофизический способностей у детей  с ограниченными возможностями здоровья в ходе обучения по дистанционной программе «Мир творчества».

В настоящее время в ЦРТДиЮ 1 ребёнок прошёл двухгодичное  обучение  по программе дистанционного обучения   «Мир творчества», 2 детей продолжают обучение  по программе 2-го года обучения детей с ОВЗ  «Мир творчества» педагога Макаровой Ольги Сергеевны.

Образовательная программа «Мир творчества» является программой дистанционного обучения. Поскольку для нашего учреждения это новый опыт, мне хотелось бы рассказать подробнее об этой программе. Данная программа разработана для детей с выраженной интеллектуальной недостаточностью и другими множественными нарушениями в развитии».  С развитием современных технологий появился новый, прогрессивный вариант – дистанционное обучение. Это способ обучения происходит дистанционно т.е. по интернету на мой электронный адрес приходит разработка занятия, и  презентация с теоретической и практической частью, где подробно показывается все этапы выполнения задания. Дается определённый срок его выполнения. После проведения занятия необходимо отослать отчёт о проведённой работе. В отчёте описывается сложность выполнения, проблемы и трудности т.е что ребёнку удалось сделать самому и на коком этапе педагог помогал учащемуся выполнять работу, к отчёту прилагаются фотографии всех этапов выполнения поделки и фото готовой работы.

Отличительная черта программы – использование нетрадиционных материалов: гофрированного картона, пластиковых бутылок, поролона, ткани; а также природных материалов – бересты, ракушек, листьев, плодов растений. Работа с различными по фактуре и размеру материалами способствует развитию тактильных ощущений, а развитие моторики благотворно влияет на развитие речи ребенка.

Ещё одна особенность программы заключается в том, что в содержании отражаются календарные праздники и времена года, а с учетом национально-регионального компонента в программе предусмотрено проведение занятий, тематика которых посвящена Дню города, а также знакомству с видами саамской вышивки и животными Севера (олень, белый медведь).

Нововведением программы является включение разделов «Художественное конструирование» и «Коллаж».

Для работы по образовательной программе «Мир творчества» обязательно учитываются:

желание ребенка и его родителей;

возможности ребенка, состояние его здоровья;

возможности образовательного учреждения и педагога (материальная база, опыт педагога и его квалификация).

С родителями учащихся (законными представителями) заключаются договора о совместной деятельности на бесплатной основе.

Велика роль родителей в организации образовательного процесса, без их активного участия трудно добиться положительных устойчивых результатов. В работе с родителями необходимо найти взаимопонимание в том, что ребенок не только должен научиться определенным умениям и навыкам, но и использовать полученные знания и умения в дальнейшей жизни. В процессе обучения возможен обмен информацией родителей и педагога.  Родители  знакомят педагога   с основными закономерностями и особенностями развития их ребёнка. Педагоги с согласия и по желанию родителей могут организовать проведение для них индивидуальных консультаций, например, о педагогических технологиях сотрудничества со своим ребёнком, о приемах и методах его воспитания и обучения в условиях семьи. Обязательно рекомендуется  специальная  литература, и та, которая указана в образовательной программе, и  по вопросам воспитания детей.

Занятия рисованием и другими видами художественной деятельности

создают основу для полноценного содержательного общения детей между собой и с взрослыми;

выполняют терапевтическую функцию, отвлекая детей от грустных, печальных событий,

снимают нервное напряжение, страхи, вызывают радостное, приподнятое настроение,

обеспечивают положительное эмоциональное состояние.

Формирование навыков различных видов деятельности средствами  изобразительного искусства у детей с ограниченными возможностями здоровья  является важным звеном в системе работы по коррекции дефектов развития ребенка. Занятия по программе «Мир творчества» направлены на закрепление обучающих, развивающих, воспитательных  задач  с использованием  нетрадиционных приемов и техник.

В программе используются следующие виды продуктивной деятельности: рисование, аппликация, лепка, художественное конструирование.

В программе дистанционного обучения «Мир творчества» – используются нетрадиционные приемы и техники:

в рисовании - пальчиковая живопись, рисование мыльными пузырями, ватными палочками, методом набрызга, методом штриховки, методом сухой кисти;

в аппликации – техника  картонное кружево, трикотажная крошка;

в лепке – мозаика из пластилина и т.д.

В художественном конструировании для изготовления поделок применяются нетрадиционные материалы – поролон, береста, ракушки, плоды растений.

Работа с различными материалами позволяет расширить знания об окружающем мире и формирует эмоционально-эстетическое отношение к явлениям действительности.

Для повышения мотивации организую участие учащихся в конкурсах и выставках. Ежегодно учащиеся с ограниченными возможностями здоровья принимают участие в конкурсе детского творчества в рамках фестиваля «Зеленоборские звёздочки».

В процессе обучения необходимо осуществлять педагогическую диагностику показателей развития обучающихся. Система мониторинга данной программы разработана по видам диагностики.

Предварительная – осуществляется в начале учебного года.

Цель предварительной диагностики – зафиксировать начальный уровень развития обучающихся.

В процессе диагностики осуществляется выявление сформированности отдельных составляющих психофизического развития обучающихся, чтобы в последующей работе предусмотреть трудности у детей и сделать более целенаправленной помощь каждому, так как для одних детей достаточно помощи в виде показа и направляющих действий, для других даже совместное выполнение со взрослым непосильно. Кто-то уже может пользоваться кистью и красками, а кто-то не умеет еще держать карандаш.

Промежуточная диагностика предполагает выявление преобладающих способов деятельности по разделам программы.

Для проведения диагностик применяются методы - наблюдение в практической деятельности, анализ продуктов деятельности, сравнение. Результаты предварительной и итоговой диагностики обучающихся  заносятся разработанные таблицы.

Наташе было 12 лет, когда она начала индивидуальное обучение   на дому по образовательной программе «Мир творчества» в 2008 году.

Девочка находится на домашнем обучении по программе специальной коррекционной школы.

Ребёнок любит рисовать, лепить, вырезать, клеить, поэтому программа «Мир творчества» была  актуальна для обучения и развития психофизических способностей. Такое  образное познание действительности имеет большое значение для всестороннего  развития ребёнка.  Виды деятельности,  представленные в программе,   способствуют этому.

На начало обучения у ребёнка были в достаточной степени развиты и сформированы для занятий по программе следующие  качества:  общая ручная умелость, мелкая моторика,  внимание, память, мышление, речь. Для развития этих качеств в программе предусмотрены: яркие презентации с красочными иллюстрациями; стихи, сказки, былины. Использование красочных электронных презентаций на каждом занятии заметно повышает у ребёнка мотивацию к выполнению работы и улучшает восприятие учебного материала, активизирует деятельность. Содержание нового материала позволяет не только расширить кругозор детей,  но и их словарный запас. Из предложенных программой видов деятельности больше всего Наташу увлекло занятие изобразительной деятельностью. В силу имеющегося заболевания художественное  конструирование оказалось самым сложным видом деятельности, но с помощью педагога работы выполнялись на хорошем качественном уровне, что радовало и стимулировало ребенка к дальнейшим занятиям.

Приобщение ребёнка к изобразительному искусству способствует развитию у него фантазии, воображения, творческого начала, требующего проявления активности.

Программа  разработана так,  что процесс обучения происходит от простого к сложному, что позволяет ребёнку развиваться постепенно в соответствии со своими возможностями.

На первом году обучения на  занятиях использовались простейшие методики  (рисование ватными палочками, рисование соской, метод набрызга),  все эти методы в определенной степени способствовали развитию тех или иных качеств.

На втором году обучения использовались различные материалы для выполнения работы (нитки, картон, поролон и т.д.) Работа с различными по структуре материалами, с различными инструментами влияет на развитие сенсорных качеств, тактильной, зрительной памяти, координации мелкой моторики   и является  важнейшим средством коррекции физического и психического развития ребёнка.

По окончанию обучения по данной образовательной программе у ребёнка заметно улучшилось восприятие цвета, цветоразличение, заметна динамика  развития мелкой моторики, координации движений, мышления. Ребёнок стал активно проявлять творческие способности и вносить в работу свои предложения,  элементы  выполнения    работы, выполнять работу не только на репродуктивном, но и на конструктивном уровне.

По данной образовательной программе в настоящее время в МОУДОД ЦРТДиЮ обучаются  еще двое детей с ОВЗ, которые обучаются индивидуально на дому по программе общеобразовательной школы. У этих детей хорошо развиты и внимание, и память, и мышление и речь.  По программе они занимаются с большим удовольствием, узнавая новое, пробуя различные виды творческой деятельности.

Результат обучения у каждого ребенка свой, но навыки ручного труда у детей сформированы хорошо, здесь в целях и задачах акцент смещается в сторону развития эмоциональной сферы, развития познавательной и мотивационной сторон личности. Обогащение жизненного опыта детей, расширение круга их представлений и знаний через содержание программы  – основные средства улучшения качества восприятий  и ощущений ребенка.

Дистанционное обучение по программе «Мир творчества» предоставило детям возможность учиться прикладным видам деятельности с использованием информационно-коммуникационных технологий. Такое обучение позволяет также  расширить возможности социокультурной реабилитации детей с ОВЗ. Педагогам, работающим по программе, предоставлена возможность изучения опыта конструирования занятий с применением ИКТ.



Предварительный просмотр:

Цели и задачи занятий.

При разработке занятий педагог дополнительного образования внимательно изучает учебно–тематический план реализуемой образовательной программы, определяет взаимосвязь содержания предстоящего занятия с предыдущими и последующими занятиями. Определяются тип и вид, структура занятия, его тема, цель, задачи. Целевые установки занятия должны быть направлены на определение конкретные цели данного занятия, выходящие на реальный, достижимый результат.

Для системы ДОД характерным является реализация основ педагогики развития личности обучающегося, поэтому на первый план задачи по развитию творческих способностей детей и задачи нравственного, эмоционального воздействия путём реализуемой образовательной области. Педагогом продумывается специфика занятия, логика построения. Определяется объём образовательного компонента учебного материала.

Цель -  результат с фиксированным временем его получения, соответствующего потребностям и возможностям обучающихся. Обладая этими признаками, цель должна ориентировать деятельность педагога на выбор средств и создания условий необходимых и достаточных для их достижения.
Основные цели и задачи дополнительного образования  формулируются в рамках следующих общих функций учебно-воспитательного процесса:
* Когнитивной, познавательной функции, "выходом" которой, является система знаний, система специальных предметных умений и навыков, умений осуществлять учебно-познавательную деятельность, включая и самообразование.

* Ценностной, воспитательной функции, "выходом" которой является: становление основ мировоззрения, взглядов, убеждений, ценностных ориентации, направленности личности, желаний, стремлений, потребностей, интересов, обогащения личностного опыта, опыта деятельности, поведения, общения, отношений переживаний, опыта осуществления выбора, поступков и т.д.
* Функции психического развития, "выходом" которой должны стать реальные новообразования в интеллектуальной сфере обучающихся  в их эмоциональной и волевой сферах
* Функции развития творчества, креативности обучающихся.
В зависимости от характера, направления деятельности на занятиях в объединениях дополнительного образования на первый план выступают те или иные из названных выше функций и соответственно этому формулируются цели занятий. В любом случае при постановке целей полезно учитывать следующие требования:
1. Главным основанием постановки целей занятий должны служить анализ имеющихся потребностей и проблем на данном этапе реализации программы объединения, с одной стороны, и анализ  возможностей, средств, ресурсов (в т.ч. временных), с другой.
2. Цели должны быть актуальными, т.е. отвечающими наиболее значимым проблемам объединения.
3. Цели должны быть напряженными, но и реальными, т.е. находиться в зоне ближайшего развития обучающихся .
4. Цели должны быть сформулированы настолько конкретно (включая уровень желаемого результата и возможность его достижения за время одного занятия), чтобы можно было четко определить, достигнуты ли они.
5. Цели должны иметь мотивирующий, стимулирующий характер.
6. Цели должны соответствовать базовым ценностям объединения, учреждения дополнительного образования.
7. Цели должны быть известны всем участникам деятельности, понятны и осознанно приняты ими, что требует специальной работы по коллективной выработке целей и их согласованию.
8. Цель конкретного занятия должна подчиняться более крупным программным целям, долгосрочным ориентирам и устремлениям коллектива, объединения, учреждения дополнительного образования

Сформулировав цель занятия, педагог должен ясно и конкретно представлять себе, что он намерен получить к моменту окончания занятия, какие показатели позволят ему убедиться в достижении этого результата, чем обоснован выбор именно этих показателей.
Что следует иметь в виду при определении цели занятия.
Прежде всего, приступая к формулированию цели занятия,  необходимо еще раз обратитесь к целям всего курса, изложенным в программе занятий, целям и задачам очередного этапа, если таковые имеются. Помните, что цель вашего занятия, будучи достигнутой, должна приближать вас к конечной цели программы. Учтите то, на каком этапе реализации программы находится объединение к моменту планируемого занятия. Проанализируйте уровень освоения программы, имеющийся у обучающихся. Необходимо еще раз обратить внимание на половозрастную характеристику объединения, характер межличностных и деловых взаимоотношений. Важен также учет пространственных и материально-технических возможностей и ресурсов, расчет времени. Бессмысленна постановка цели, не обеспеченной этими ресурсами. Оценив всю совокупность факторов, влияющих на потенциальную результативность занятия, приступайте к формулировке цели.

Как сформулировать цель.

1. Оцените имеющиеся проблемы (расхождения между требуемым и имеющимся состоянием реализации программы) и определите главную проблему.
2.Четко сформулируйте эту проблему.
3. Определите шаги по ее решению, их последовательность.
4. Сформулируйте точно промежуточный результат  от исполнения каждого шага .
5. Оцените какие (и сколько) из этих шагов (действий) можно реально осуществить в рамках одного занятия.
6. Сформулируйте цель занятия, содержащую описание эффекта от действий, которые вы планируете осуществить в рамках одного занятия.

Постановка задач на занятиях.

На занятиях мы ставим обучающие, развивающие, воспитательные  задачи. Их необходимо ставить с учетом возрастных особенностей обучающихся данной группы, их учебной подготовленности, воспитанности, развития.

Образовательные задачи - какие знания, умения и навыки, возможно, развивать на данном  учебном занятии.

Воспитательные задачи -  какому мировоззренческому выводу, возможно, подвести учащихся и какие воспитательные возможности реализовать на учебном  занятии.

Развивающие задачи -какие познавательные способности обучающихся развивать конкретно, как осуществлять развитие воли, эмоций, познавательных интересов.

Педагог должен умело выбирать в зависимости от возраста, степени имеющихся знаний у детей, сложности учебного материала применять многообразный арсенал методов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклады и выступления

Организация дистанционного обучения детей с ОВЗ...

Как делать интересные доклады и выступления

Многие школьники, даже в старших классах, думают, что доклад – это просто пересказ, или даже копирование, какой-то сухой информации. Ничего подобного: в докладе – как в любом хорошем выступлении – дол...

доклад для выступления на МО учителей -логопедов города "Использование приемов мнемотехники для развития связной речи детей"

Данный доклад раскрывает основные приемы мнемотехники и как они помогают в развитии связной речи детей....

Доклад для выступления на МО "Фольклорные жанры в работе с детьми"

Доклад посвящён значимости изучения различных фольклорных жанров в детском саду....

Доклад для выступления на МО "Приобщение детей к народному художественному творчеству"

О значении устного народного творчества в развитии детей....

Доклад для выступления на заседании ШМО воспитателей по теме "Формы и методы профилактической работы по воспитанию негативного отношения к вредным привычкам"

На современном  этапе развития педагогической науки обострились проблемы теоретического и практического характера. Одна из таких проблем - возрастающие в массовых масштабах многообразные формы вр...

Доклад для выступления на заседании ШМО учителей трудового обучения «Психоэмоциональный настрой детей класса со сложной структурой дефекта как важная составляющая здоровьесберегающих технологий»

Доклад для выступления на заседании ШМО учителей трудового обучения  «Психоэмоциональный настрой детей класса со сложной структурой дефекта как важная составляющая здоровьесберегающих технологий»...