Система работы с одарёнными детьми в сельской школе
статья на тему

Ильиных Светлана Николаевна

Описание работы с одареными детьми.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Система работы с одарёнными детьми в сельской школе

За  свою педагогическую деятельность я направила на решение следующих учебно-воспитательных и методических задач:

создать качественно новые условия для развития творческого потенциала учащихся на уроках через индивидуальные формы обучения и внедрение новых методов;

продолжить разработку методических пособий;

повысить собственный профессиональный уровень через участие в научно-методических конференциях, семинарах; педагогических чтениях и т.д.;

усилить мотивационный интерес учащихся через участие в выставках.

Поставленные задачи обусловлены тем, что конечный результат своей профессиональной деятельности я вижу в воспитании в каждом ученике творческой личности, способной к креативной самореализации в социуме; развитии умения применить полученные знания и опыт совместной работы, личные достижения при построении собственного жизненного проекта.

Для достижения поставленной цели была разработана программа по изобразительному искусству. В программе сформулированы цели и задачи курса, а также изложена система педагогической деятельности.

Работа над программой началась с поиска новой структуры урока, где восприятие является конечным результатом, а начальной фазой - анализ жизненных процессов и их связь с искусством. Изобразительные навыки не являются конечным результатом обучения, в наше время программа должна носить более глубокий социальный характер и преследовать более глобальные цели.

Причины создания  программы:

•        Необходимость приобщения детей к духовным и культурным ценностям в условиях глобального мира;

Необходимость помощи в социальной адаптации учащихся средствами ИЗО;

Потребность в развитии не только творческих способностей, но и творческого отношения к жизни (личная активность в социуме);

Необходимость поддержки детей в период возрастных кризисов;

Потребность в развитии восприятия как базы для развития интеллекта.

В процессе подготовки программы была проведена большая предварительная работа по изучению теоретических работ в этой области и существующих популярных программ по изобразительному искусству.

При разработке программы я опиралась на личностно-ориентированные технологии обучения,  используя дифференцированные подходы к обучению учащихся, стремилась к индивидуализации учебного процесса с учётом возрастных и психологических особенностей учащихся.

В результате выполнения намеченных действий, на основании проведенного мониторинга и ежегодного тестового опроса можно констатировать следующее: созданы условия, необходимые для развития и раскрытия творческого потенциала учащихся; психологическая обстановка на уроках и характер отношений с учащимися мною определяется как сотрудничество; на уроках выступаю в роли старшего товарища, готового прийти на помощь в трудную минуту, дать совет. Я никогда не пытаюсь поставить себя над учеником, использую принцип «не сотвори кумира». Созданные мной условия привели к тому, что творческий потенциал ученика высвобождается и развивается, ученик может быть максимально свободным.

При создании своего собственного творческого произведения каждый ученик проходит три стадии.

1 Стадия подготовки решает две задачи: накопление и актуализацию материала. Это всё, что ребёнок берёт из жизни. Некоторым детям для актуализации жизненного опыта требуется возможность выбора из чего-то, что близко его наблюдениям, размышлениям и переживаниям, другим достаточно дать направление поиска источника замысла. Поэтому на каждое задание даётся широкий диапазон вариантов. На первом этапе работы ставится задача - освободить творческую энергию, сделать так, чтобы маленький художник «забыл», что он чего-то не знает и не умеет.

Для ее выполнения  я  использую креативные методы обучения:

метод образной картины, когда работаем над творческими заданиями «Волшебный город» или «Волшебный Дворец», «Тихая жизнь натюрморт

метод агглютинации - соединение несоединимых частей реальных объектов в создаваемом изобразительном («Птица счастья», «Птица удачи», «Фантастическое животное»), используя собственное индивидуальное видение;

метод придумывания основан на замещении качеств одного объекта качествами другого, превращение обычного в необычное путем изменения фактуры и (или) цвета, преувеличения или преуменьшения количественных и качественных характеристик объекта изображения;

метод «как бы» помогает превращению маленького художника в учителя или критика, для того чтобы оценить свою работу в соответствии с требованиями; в зрителя, для того чтобы оценить идейный замысел композиции. Ребенок может превратиться в «ступню» и посмотреть на окружающий пейзаж.

При создании творческих композиций огромное значение придается мотивации: кто-то хочет быть всегда первым и лучшим (объявляется конкурс на лучшего фантазера), кто-то хотел бы поразить своей удачной картиной родных, а кому-то интересен сам процесс, вводятся элементы конкуренции. Я считаю, что для полного самовыражения мотивация необходима на каждом, даже самом малом этапе работы. Исходя из мотивации учеников, для каждого подыскивается свое «заветное» слово.

Стадия освоения способов построения художественной формы. На этой стадии дается определенные знания в виде небольших упражнений, разнообразных по форме и содержанию. Обсуждаются работы профессиональных художников и работы сверстников. Неповторимость художественного решения картины ребёнок осваивает, оценивая рисунки сверстников. Через них ребёнок "строит мост" между своими художественными работами и большим искусством.

Акт творчества. Всегда требует особого состояния и подчинения своих действий тому, что изображается. Акт творчества отличается от других форм обучения тем, что в это время ребёнок не накапливает опыт и знания, а отдаёт их. Отношения между нами при этом строго индивидуальны.

Проблема духовного развития личности, воспитание мира чувств ребенка, его эмоциональной чуткости требует от педагога больших усилий и такта, а сложная задача формирования нравственной ориентации в мире искусства требует индивидуального подхода к каждому ребенку. Для решения этих проблем я использовала определенные методические приемы:

■        Последовательность решения задач как последовательность открытия содержательных элементов.

        Сознательно-направленная деятельность. Возможность у каждого учащегося свободы выбора художественно-творческого решения учебной задачи способствует формированию положительной Я- концепции, осознанию неповторимости собственных творческих и личностных проявлений.

■        Особая форма познания связей искусства с жизнью — проживание
содержания, эмоциональное уподобление.

■ Освоение особых возможностей различных материалов (акварель, гуашь, пастель, карандаш и др. материалы.

■        Сравнение - основной путь активизации мышления. Учащиеся анализируют произведения искусства по различным критериям в зависимости от темы и задач урока:

-техники выполнения по выразительным возможностям;

 -колорит картин;

           -стилевые особенности архитектурных сооружений и т.д.

Сравнения помогают увидеть различные пути воплощения художественного замысла.

■        Игры на уроках. Игровым элементам придается большое значение ,
так как с их помощью решаются следующие задачи:

-закрепление теоретического материала («Определи жанр», «Анализ цветовой гаммы», работа с цветовыми карточками и т.д.)

-активизация творческого процесса («Мой модный образ», «Дом моей мечты» и т.д.)

-формирование ценностных ориентации в искусстве, так как в процессе игры «проживаются» различные ситуации и проблемы, что помогает принять или отвергнуть определенные образы, предлагаемое художественное понимание смысла жизни.

■        Сочетание изобразительного искусства с музыкой и литературой,
что помогает раскрыть тему урока, создать полноценные образы (упражнения «Музыка и характер линии», «Автопортрет в старинном духе»).

За три последних года мною собрана  библиотека, в которую вошли изображения и описания выдающихся архитектурных и художественных произведений, что позволяет представлять на уроках богатый и интересный визуальный ряд.

В результате внедрения креативных методов обучения знания учащиеся получают в ходе собственной творческой деятельности, что способствует появлению устойчивых, качественных и стабильных результатов, формированию индивидуального стиля учения, интереса учащихся к предмету, творческой активности. Результат подтверждается тем, что уровень качества образования учащихся по изобразительному искусству не опускается ниже 94%.

Использование такой индивидуальной формы обучения как консультация ведет к появлению большого количества творческих работ выставочного уровня, выполняемых на уроках. Многие ученики занимаются дополнительно в кружке изобразительного искусства. Результаты подтверждаются тем, что мои ученики являются участниками и победителями выставок детского художественного творчества разного уровня: Областной конкурс-фестиваль «Красота спасет мир», «Цветочная мазайка», «Мир увлечений», Областной фольклорный фестиваль «Веснянки», «Васильковое поле», ежегодно становятся лауреатами областной  научно-практической конференции «Поиск».  Второй год становятся  победителями Областного форума «Способная и талантливая молодежь наше будущее»  

В школе действуют выставки творческих работ учащихся: «В гостях у Осени», «Здравствуй, Зимушка!», «Гимн чести, мужеству и славе», «Звонкая капель».

Многие ученики планируют посвятить свою жизнь архитектурно-художественной деятельности.  Трое учащихся поступили в высшее учебное заведение на дизайнера, и на архитектора.

Для решения поставленных учебно-воспитательных и методических задач, для собственного саморазвития систематически повышаю свою профессиональную квалификацию.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Система работы с одарёнными детьми в школе (презентация)

Данная презентация показывает систему работы с одарёнными детьми в школе, её результативность, использование современных  форм и методов вовлечения детей в креативную деятельность....

Проект - программа работы учителя с одарёнными детьми в сельской школе по подготовке к участию в предметных олимпиадах: «Via scientiarum (дорога знаний)»

Данный проект-программа  является  системой работы учителя-предметника , направленной на успешную подготовку учеников к выступлению на предметных олимпиадах. Опробировано....

Система работы с одарёнными детьми (из опыта работы)

Описание системы работы с одарёнными детьми...

«Система работы с одарёнными детьми в рамках школьного научного общества» (на основе изучения опыта работы Быковой М.И., педагога-психолога, руководителя школьного научного общества «Эврика» МБОУ «Прутская СОШ», Павловский район).

В представленной работе «Система работы с одарёнными детьми в рамках школьного научного общества» рассматривается педагогический опыт работы Быковой Марии Игнатьевны, педагога – психолога, руководител...

Работа с одарёнными детьми: опыт, методики, достижения. "Городской математический праздник "Математическая перестрелка" в рамках городской системы работы с одарёнными детьми"

Выступление на 1 съезде учителей математики Самарской области "Реализация концепции развития Российского математического образования", 20.04.2016Выступление на окружной конференции педагогов "Реализац...

Практико-значимая работа по курсу: «Основа проектирования системы работы с одарёнными детьми» 

Тема: Обеспечение эффективности реализации программы по выявлению и сопровождению одаренных детейАвторы проекта: Нефедова С.Н., учитель химии МАОУ Лицей № 21 Смирнова Ю.В., ст. воспитатель М...

Система работы с одарёнными детьми в рамках общеобразовательного пространства школы, инновационные стратегии поиска и выявления одарённых детей

Глобальные социально-экономические преобразования в нашем обществе выявили потребность в людях творческих, активных, неординарно мыслящих, способных нестандартно решать поставленные задачи и на основе...