Программа «Ритмика и танец»
рабочая программа по теме

Беляева Вера Николаевна
Ритмика – это танцевальные упражнения под музыку, которые учат чувствовать ритм и гармонично развивают тело. Целью программы является приобщение детей к танцевальному искусству, развитие их художественного вкуса и физического совершенствования. Основные задачи: – развитие музыкального слуха, чувства ритма, - привить ребенку необходимые двигательные навыки, - научить элементарным основам хореографического искусства - всестороннее развитие и раскрытие творческого начала

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kopiya_prgrammatpo_ritmike_belyaevoy.doc59.6 КБ

Предварительный просмотр:

МОУ «Гимназия № 19»

Утверждаю:

рассмотрено на заседании

пед. совета

«____» ____________ 2009 г.

Протокол № _____________

Программа

 «Ритмика и танец»

Срок реализации – 7 лет

Возраст детей 7 - 14 лет

Автор: Беляева Вера Николаевна, педагог дополнительного образования детей

Рецензенты: 

Кондратенко Юрий Алексеевич, кандидат философских наук, доцент

кафедры культурологии Института национальной культуры ГОУВПО

 «МГУ Н.П.Огарева»,

Мельник Наталья Борисовна, заслуженный работник культуры РМ,

 Лауреат Государственной премии РМ, педагог, балетмейстер ГУ ДОД

«Мордовская республиканская детская хореографическая школа»

Саранск 2009


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Ритмика – это танцевальные упражнения под музыку, которые учат чувствовать ритм и гармонично развивают тело.

В процессе учебных занятий у школьников происходит снижение работоспособности, ухудшается внимание, память, в результате длительного поддержания статистической позы нарушается осанка, увеличивается тенденция к наклону головы.

На занятиях ритмикой увеличивается объем двигательной активности, который оказывает значительное влияние на повышение умственной активности, развитие физических качеств, функциональное состояние сердечно-сосудистой и нервной системы. Движение в ритме и темпе, заданной музыкой, способствует ритмичной работе всех внутренних органов и систем, что при регулярных занятиях ведет к общему оздоровлению организма.

Целью программы является приобщение детей к танцевальному искусству, развитие их художественного вкуса и физического совершенствования.

Основные задачи:

 – развитие музыкального слуха, чувства ритма,

 - привить ребенку необходимые двигательные навыки,

- научить элементарным основам хореографического искусства

-  всестороннее развитие и раскрытие творческого начала.

 Особенностью программы является то, что, программа включает в себя изучение 3 направлений танцевального искусства: бального, современного и национального, который , в свою очередь,  воспитывает в учащихся уважение к национальным традициям.

Оригинальность данной программы – это творческое мышление учащихся.

Почти в каждом классе отведено время на то, чтобы учащиеся не только учились определенным движениям и танцам, но и могли изложить свои мысли  на «паркете».

 Программа достаточно вариативная и позволяет проявить индивидуальный творческий подход.

Уже через несколько месяцев учащиеся овладевают минимальными навыками танца и способны показать свое умение на различных праздниках, что вносит в процесс обучения работу на результат.

При разработке программы учитываются способности учащихся, их индивидуальные и возрастные особенности. Ритмикой могут заниматься все физически здоровые дети, начиная с 6-7 лет. Программа рассчитана на 7 лет обучения с годовым объемом 36 часов, с  1 по  7 класс, на изучение в каждом классе отведено по 1 часу в неделю.

Учебный материал включает в себя: диско-танцы, бальные танцы, национальные танцы, а также комплексы ритмических танцевальных упражнений , и современные танцы.

ПРИМЕРНЫЙ УЧЕБНЫЙ ПЛАН

Класс

Кол-во часов в неделю

Кол-во учебных недель

Всего часов

Распределение часов по четвертям

Форма

контроля

I

II

III

IV

Контрольный урок

1

2

3

4

5

6

7

1

1

1

1

1

1

1

36

36

36

36

36

36

36

36

36

36

36

36

36

36

9

9

9

9

9

9

9

9

9

9

9

9

9

9

10

10

10

10

10

10

10

8

8

8

8

8

8

8

4

4

4

4

4

4

4


Применый тематический план

№ урока

Название темы

Количество часов

всего

теория

практика

1

Вводное занятие

1

1

2

Основы хореографии

3

1

2

3

Разминка

9

9

4

Общеразвивающие упражнения

9

9

5

Ритмические комбинации

4

1

3

6

Диско танцы

6

6

7

Урок-смотр знаний

4

4

1 класс

№ урока

Название темы

Количество часов

всего

теория

практика

1

Разминка

9

9

2

Общеразвивающие упражнения

9

9

3

Диско танцы

10

1

9

4

Индивидуальное творчество

4

1

3

5

Урок-смотр знаний

4

4

                                                       Итого:              36             3              33

2 класс

№ урока

Название темы

Количество часов

всего

теория

практика

1

Разминка

9

9

2

Общеразвивающие упражнения

9

9

3

Диско танцы

6

      1

5

4

Бальные танцы (латиноамериканская программа)

5

1

4

5

Индивидуальное творчество

3

1

2

6

Урок-смотр знаний

4

4

                                                        Итого:               36              2              34

3 класс

                                                         Итого:               36             3             33


4 класс

№ урока

Название темы

Количество часов

всего

теория

практика

1

Разминка

9

9

2

Общеразвивающие упражнения

9

9

3

Бальные танцы (латиноамериканская программа)

6

1

5

4

Фигурный вальс

8

1

7

5

Урок-смотр знаний

4

4

Итого:               36             2             34

5 класс

№ урока

Название темы

Количество часов

всего

теория

практика

1

Разминка

9

9

2

Общеразвивающие упражнения

9

9

3

Аргентинское танго

4

1

3

4

Пляс и его особенности. Русский танец

4

1

3

5

Групповое и индивидуальное творчество

6

1

5

6

Урок-смотр знаний

4

4

Итого:               36             3             33

6 класс

№ урока

Название темы

Количество часов

всего

теория

практика

1

Разминка

9

9

2

Общеразвивающие упражнения

9

9

3

Современные танцевальные направления

4

1

3

4

Пляс и его особенности. Танцевальная культура Мордвы

4

1

3

5

Групповое и индивидуальное творчество

6

1

5

6

Урок-смотр знаний

4

4

                                                         Итого:               36              3             33


7 класс

№ урока

Название темы

Количество часов

всего

теория

практика

1

Разминка

9

9

2

Современные танцевальные направления

9

1

8

3

Народно-обрядовое творчество Мордвы

4

1

3

4

Пляс и его особенности. Танцевальная культура татарского народа

4

1

3

5

Групповое и индивидуальное творчество

6

6

6

Урок-смотр знаний

4

4

Итого:                36              3               33

Содержание программы

Первый год обучения

1. Вводное занятие

Учащиеся знакомятся с предметом «Ритмика».

Беседа о целях и задачах, правилах поведения на уроках ритмики, о форме одежды для занятий.

2. Основы хореографии

         1   Поклон  

2   Обучающиеся знакомятся со следующими понятиями:

- позиции ног;

- позиции рук;

- позиции в паре.

- точки класса;

     Для ориентации лучше всего использовать схему, принятую  А.Я.Вагановой. Это – квадрат, который условно делит зал на восемь равных треугольников. Ц - положение ученика, точки 1 – 8, располагающиеся по ходу часовой стрелки, - это возможные направления поворотов корпуса или движений в пространстве.

При изучении элементов бального и народного танца целесообразно познакомить детей еще с одной схемой – круг, линия танца. Движение танцующих по кругу против часовой стрелки называется «по линии танца», по часовой стрелке – «против линии танца».

3. Разминка

Проводится на каждом уроке в виде “статистического танца” в стиле аэробики под современную и популярную музыку, что создает благоприятный эмоциональный фон и повышает интерес к упражнениям.

Задача – развитие координации, памяти и внимания, умения “читать” движения, увеличение степени подвижности суставов и укрепление мышечного аппарата.

Примерные упражнения

- наклоны головы вправо, влево, вперед, назад, круговые движения;

- вытягивание шеи вперед из стороны в сторону;

- подъем и опускание плеч (поочередно правого, левого и синхронно обоих);

- круговое движение плечами вперед и назад поочередно правого и левого;

- наклоны корпуса вперед, назад, вправо, влево;

- повороты корпуса вправо, влево, круговые движения;

- движения рук «волна»;

- подъем рук через стороны вверх и опускание вниз;

- то же, с вращением кистей в одну и в другую сторону;

- подъем рук через плечи вверх, вниз, вправо, влево;

- работа бедер вправо, влево, круг, «восьмерка», повороты;

- пружинка на месте по VI позиции;

- перенос веса тела с одной ноги на другую;

- упражнения на развороты стоп из VI позиции в I (полуповоротную) поочередно правой и левой, затем одновременно двух стоп;

4. Общеразвивающие упражнения

Движения по линии танца и диагональ класса:

- на носках, каблуках;

- шаги с вытянутого носка;

- перекаты стопы;

- высоко поднимая колени «Цапля»;

- выпады;

- ход лицом и спиной;

- бег с подскоками;

- галоп лицом и спиной, в центр и со сменой ног.

Упражнения на улучшение гибкости

- наклоны вперед, назад, в стороны, круговые движения;

- ноги во II свободной позиции, наклоны вперед, кисти на полу;

- ноги в VI позиции, наклоны вперед, кисти на полу;

- сидя на полу, наклоны вправо, влево, вперед;

- сидя на полу в парах, наклоны вперед;

- «бабочка»;

- «лягушка»;

- полу шпагат на правую ногу, корпус прямо, руки в стороны;

- полу шпагат на левую ногу, корпус прямо, руки в стороны;

- полу шпагат на правую ногу, руки на пояс, корпус назад;

- полу шпагат на левую ногу, руки на пояс, корпус назад;

- «кошечка»;

- «рыбка».

5. Ритмические комбинации

Отрабатываются разновидности шагов

1. Комбинация «Гуси»:

- шаги на месте;

- шаги с остановкой на каблук;

- шаги по точкам (I, III, V, VII);

- приставные шаги.

Можно исполнить в народном характере. Схема остается та же, только вместо приставных шагов исполняется «гармошка».

2. Комбинация «Слоник»:

- шаг приставка, руками «нарисовать» уши;

- шаг назад, руки вытянуть вперед вверх;

- пружинка на месте, в стороны;

- пружинка назад;

- колено, локоть;

- прыжки.

Дается задание детям «нарисовать» любимое животное. Таким образом выявляются творческие способности учащихся, их воображение и мышление. 

         3. Комбинация «Ладошки»

Пары встают лицом друг к другу и делают различные хлопки по одному и в парах. Можно добавить притопы

6. Диско танцы

Отрабатываются разновидности шагов.

      1.Танец «Стирка»

Имитируется процесс стирки белья.

- два шага вправо, два шага влево, стираем;

- полощем;

- выжимаем;

- развешиваем;

- устали.

      2. Танец «Лимбо»

- приставные шаги вперед-назад;

- приставной шаг вперед, два кик вперед, приставной шаг назад;       - приставной шаг вперед, два кик вперед и два хлопка, приставной шаг назад, поворот.

 Движения повторяются по четырем точкам (1, 3, 5, 7).

7. Урок-смотр знаний

Проводится в конце каждой четверти.

РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПОДБОРУ МУЗЫКАЛЬНЫХ

 ПРОИЗВЕДЕНИЙ

- детские песни из мультфильмов (ремиксы, оригиналы и минусовки);

- популярные детские песни.

        Знания и умения

- знать позиции рук, ног, точки класса;

- знать движения, выученные за год;

- знать названия движений и танцев;

- знать танцы, выученные за год;

- уметь танцевать в заданном темпе.

Второй год обучения

1. Разминка

Закрепляются знания и навыки.

2. Общеразвивающие упражнения

- простые бытовые шаги на каждую четверть;

- шаги на полупальцах;

- шаги с вытянутого носка;

- шаги на пятках;

- сочетание шагов на пятках и носках;

- шаги с высоко поднятыми коленями («цапля»);

- подъем на полупальцы и опускание на всю стопу по VI позиции;

- приседания и выпрямление ног по VI, II и I позициям;

- перенос веса тела с одной ноги на другую;

- упражнения на развороты стоп из VI позиции в I (полувыворотную) поочередно правой и левой, затем одновременно двух стоп;

- упражнения на устойчивость – «цапля». Подъем и опускание согнутой в колене ноги по VI позиции;

- сгибание ноги с отведением голени назад (в дальнейшем исполняется с продвижением на легком беге);

- шаг в сторону с приставкой (раз-два), два хлопка (три-четыре);

- шаг вперед с приставкой (раз-два), два хлопка (три-четыре);

- шаг в сторону и точка (тэп) – удар носком об пол без переноса веса тела (раз-два);

- шаг в сторону и кик – выброс свободной ноги по диагонали вперед накрест перед опорной ногой (раз-два);

- три шага в сторону и кик (раз-два-три-четыре);

- три шага в сторону и тэп с хлопком (раз-два-три-четыре);

- «пружинка» с шагом (на затакт – присесть, раз – шагнуть вправо, выпрямляя колени, и – присесть, два – приставить левую ногу к правой, выпрямляя колени);

- прыжки по VI позиции в различном темпе и ритме;

- прыжки трамплинные по I, II и VI позициям;

- прыжки с согнутыми коленями по VI позиции;

- бег с высоко поднятыми коленями («лошадки»);

- бег с подниманием выпрямленных ног вперед и назад;

- мелкий бег на полупальцах;

- подскоки на месте с поворотом вправо, влево.

Движения по линии танцев:

- на носках, каблуках;

- шаги с вытянутого носка;

- перекаты стопы;

- высоко поднимая колени «цапля»;

- выпады;

- ход лицом и спиной;

- бег с подскоками;

- галоп лицом и спиной, в центр и со сменой ног;

- позиции европейских танцев;

- позиции латиноамериканских танцев;

- линия танца;

- направление движения;

- углы поворотов.

Упражнения на улучшение гибкости

Закрепляются знания и навыки.

3. Диско танцы

     1. Танец «Полька»

- галоп по линии танца;

- подскоки по линии танца;

- «Полька» по линии танца;

- хлопушки и прыжки.

     2. Танец «Вару-Вару»

- шаг-приставка по одному, в парах;

- прыжки по одному, в парах;

- хлопушки по одному, в парах;

- шаг-поворот по одному, в апрах;

- полностью танец по одному, в парах.

     3. Танец «Диско»

- шаг-приставка в сторону (вперед, назад);

- пружинка;

- «треугольник»;

- боковое;

- дорожка вперед;

- дорожка назад;

- приседание по II позиции;

- движения рук.

4. Музыкально-ритмическая игра

«Я - герой любимой сказки»

Выявляются творческие возможности учащихся.

 Каждый ученик представляет себя сказочным героем, изображая его в танце.

 Импровизация сказки.

5. Урок-смотр знаний

Проводится в конце каждой четверти.

РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПОДБОРУ МУЗЫКАЛЬНЫХ

ПРОИЗВЕДЕНИЙ

- детские песни из мультфильмов (ремиксы, оригиналы и минусовки);

- популярные детские песни.

Обязательно иметь в наличии композиции танцев «Полька», «Вару-вару».

Знания и умения

- знать движения, выученные за год;

- знать названия движений и танцев;

- знать танцы, выученные за год;

- уметь координировать движения;

- уметь ориентироваться в танцевальном классе;

- уметь танцевать в заданном темпе.

Третий год обучения

1. Разминка

Закрепляются знания и навыки.

2. Общеразвивающие упражнения

Упражнения на развитие координации

Координировать – значит согласовывать, устанавливать целесообразные соотношения между действиями. Например:

- приставные шаги и работа плеч: вместе, поочередно;

- приставные шаги и работа головы, повороты, круг;

- перекаты стопы, работа рук: вверх, вниз, в стороны.

Свободные комбинации.

Упражнения на улучшение гибкости

Основные направления подготовки в целом сохраняются с некоторым усложнением задач.

3. Диско танцы

     1. Танец «Рилио»

- основной шаг;

- шоссе-проход;

- поворот под рукой;

- поворот в теневую позицию из теневой в позицию л.кл.;

- раскручивание по руке, раскручивание партнерши.

     2. Танец «Сударушка»

- шаг по л. т. по одному, движения рук;

- выход в парах;

- приглашение к танцу;

- «расходимся – сходимся».

4.Бальные танцы (латиноамериканская программа)

     1. Танец «Самба»

- основное движение по одному, в парах;

- самба-ход на месте по одному, в парах;

- бота-фого по одному, в парах;

- виск по одному, в парах;

- виск с поворотом;

- самба-ход;

- самба-ход в променадной позиции;

- поворот под рукой;

- Вольта

      2. Танец «Ча-ча-ча»

- основной шаг по одному, в парах;

- Нью-Йорк по одному, в парах;

- Алемана;

- Три ча-ча-ча по одному, в паре;

- обоюдный поворот;

- правый волчок по одному, в паре;

- раскрытие;

- веер. ,

5. Индивидуальное творчество

Дается задание детям «нарисовать» любимое животное. Таким образом выявляются творческие способности учащихся, их воображение и мышление.

6. Урок-смотр знаний

Проводится в конце каждой четверти.

РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПОДБОРУ МУЗЫКАЛЬНЫХ ПРОИЗВЕДЕНИЙ

Разминку следует проводить под латиноамериканские мотивы. Обязательно иметь в наличии композиции танцев «Рилио», «Сударушка», «Самба», «Ча-ча-ча».

Знания и умения

- знать движения, выученные за год;

- знать названия движений и танцев;

- знать танцы, выученные за год;

- знать танцевальные схемы;

- уметь координировать движения;

- уметь ориентироваться в танцевальном классе;

- уметь танцевать в заданном темпе.

Четвертый год обучения

1. Разминка

Закрепляются знания и навыки.

2. Общеразвивающие упражнения

- движение по линии танцев, перестроение, диагональ класса;

- упражнения на развитие координации;

- Упражнения на улучшение гибкости.

Основные направления подготовки в целом сохраняются с некоторым усложнением задач.

3. Бальные танцы (латиноамериканская программа)

      1.Танец «Джайв»

- основной шаг по одному, в парах;

- раскрытие и закрытие по одному, в парах;

- американ спин;

- хлыст по одному, в парах;

- смена мест справа налево по одному, в парах;

- смена мест слева направо по одному, в парах;

- стоп энд гоу по одному, в парах.

4.Фигурный вальс

- балансе;

- вальс правый поворот;

- вальс левый поворот;

- окошечко;

- раскрытие;

- повороты;

- вальсовая дорожка;

- переходы из позиции в позицию;

- поклон.

5. Урок-смотр знаний

Проводится в конце каждой четверти.

РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПОДБОРУ МУЗЫКАЛЬНЫХ ПРОИЗВЕДЕНИЙ

Разминку следует проводить под латиноамериканские мотивы. Обязательно иметь в наличии композиции танцев «Джайв», «Вальс»:

- фигурный вальс;

- медленный вальс;

- венский вальс;

- классический вальс.

Знания и умения

- знать движения, выученные за год;

- знать названия движений и танцев;

- знать танцы, выученные за год;

- знать танцевальные схемы;

- уметь танцевать в заданном темпе.

Пятый год обучения

1. Разминка

Закрепляются знания и навыки.

2. Общеразвивающие упражнения

Основные направления подготовки в целом сохраняются с некоторым усложнением задач.

3. Аргентинское танго

- ход л. по  л.т.;

- ход с. по л.т.;

- корте по одному, в парах;

- выход в открытый променад по одному, в парах;

- закрытый променад по одному, в парах;

- открытый (основной) левый поворот по одному, в парах;

- фор степ (файв степ) по одному, в парах.

4. Пляс и его особенности. Русский танец

Положения рук

Руки в русском народном танце играют важную роль, их многообразные переходы из одного положения в другое дополняют и украшают движения корпуса. Наиболее простые положения рук:

- руки свободно опущены вдоль корпуса;

- согнуты в локтях, ладони или кулачки лежат на талии;

- раскрыты в стороны чуть ниже II позиции или подняты вверх;

- скрещены на груди, но не прикасаются к корпусу.

Положения ног

При изучении элементов русского народного танца используются, как правило, I, II, III и VI позиции ног, аналогичные позициям классического танца, но в более свободной форме.

Основные движения

- переменный ход вперед;

- переменный ход назад;

- русский ход с каблука;

- гармошка;

- припадание;

- моталочка;

- ход с подскоком и ударом носка;

- веревочка;

- веревочка с шагом на каблук;

- ковырялочка;

- дробный ход.

Свободные композиции русской пляски.

5. Групповое и индивидуальное творчество

- мастер-клип на песню (групповое творчество, обыгрывается любая песня);

- индивидуальные схемы (самостоятельно сочинить схему в определенном характере и стиле на усмотрение учителя).

6. Урок-смотр знаний

Проводится в конце каждой четверти.

РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПОДБОРУ МУЗЫКАЛЬНЫХ ПРОИЗВЕДЕНИЙ

Разминку следует проводить под современную музыку.

Обязательно иметь в наличии композиции танцев

-«Танго»,

-«Аргентинское танго»,

- русские народные мотивы:  хоровод, пляска, кадриль

Знания и умения

- знать движения, выученные за год;

- знать названия движений и танцев;

- знать танцы, выученные за год;

- уметь танцевать в заданном темпе;

- уметь координировать движения;

- уметь сочинять схемы.

Шестой год обучения

1. Разминка

Закрепляются знания и навыки.

2. Общеразвивающие упражнения

Основные направления подготовки в целом сохраняются с некоторым усложнением задач.

3. Современные танцевальные направления

Знакомство с современными танцевальными направлениями. Изучение одного из направлений на усмотрение учащихся и педагога (модерн, хип-хоп, брейк, стрит и т. д.).

4. Пляс и его особенности. Танцевальная культура Мордвы

Положения рук в эрзянском танце

- руки согнуты в локтях и разведены в стороны, кисти опущены вниз, пальцы прямые;

- руки согнуты в локтях и разведены в стороны, кисти подняты на уровень плеч и согнуты в запястье так, что ладони развернуты в стороны. Пальцы собраны в кулак, но не прикасаются к ладоням, большой палец прижат к указательному;

- руки согнуты в локтях, кисти лежат на талии: четыре пальца собраны вместе спереди, большой палец сзади;

- левая рука поднята над головой, согнута в локте, ладонь развернута наружу. Правая рука согнута в локте, кисть на талии. Пальцы прижаты друг к другу. Корпус повернут вправо.

Положения рук в мокшанском танце

- руки согнуты в локтях и разведены в стороны, опущены вниз. Кисти согнуты в запястьях ладонями наружу. Пальцы собраны в кулаки, большие пальцы прижаты к указательным;

- руки подняты вверх, разведены в стороны, согнуты в локтях на 90 градусов. Кисти согнуты в запястьях, ладони развернуты наружу вверх. Пальцы собраны в кулаки, большие пальцы прижаты к указательным.

- кисти рук лежат на талии тыльной стороной, пальцы прямые, большие пальцы прижаты к указательным;

- правая рука переведена вниз, согнута в локте и запястье, ладонь параллельна полу. Левая рука согнута в локте и запястье, переведена вверх за голову так, чтобы кисть располагалась ладонью наружу, касаясь пальцами затылка. Корпус повернут вправо.

Общие положения рук

- руки переведены вперед, согнуты в локтях на 90 градусов так, что тыльные стороны кистей находятся на уровне глаз; пальцы прямые, прижаты  друг к другу;

- кисть левой руки тыльной стороной лежит на талии, пальцы правой руки обхватывают пальцы левой. Локти переведены вперед.

Позиции ног

- свободная: пятки вместе, носки симметрично разведены в стороны на ширину плеч;

- вторая невыворотная: ноги расставлены в стороны на ширину стопы. Стопы расположены параллельно друг к другу;

- третья невыворотная: пятка одной ноги ставится к середине стопы другой. Носки направлены в стороны;

- четвертая невыворотная: ступня одной ноги параллельна и находится впереди другой на расстоянии стопы. Носки стоп направлены вперед;

- шестая невыворотная: стопы стоят рядом, пятки и носки сомкнуты.

Основные движения

- «основной» шаг с каблука;

- «хромающий» шаг с носка;

- «хромающий» шаг с каблука;

- шаг с подскоком;

- шаг с двойным ударом;

- соскоки;

- притопы;

- ход «боковой»;

- ход «дробный» (диагональный);

- ход «триоль»;

- ход «плавный»;

- дробь «разговорная»;

- наклоны головы «поклоны»;

- повороты на ребре каблука;

- «отведение» (перевод) плеч.

Танцевальные этюды, свободные композиции.

5. Групповое и индивидуальное творчество

- мастер-клип на песню (групповое творчество, обыгрывается любая песня);

- индивидуальные схемы (самостоятельно сочинить схему в определенном характере и стиле на усмотрение учителя).

6. Урок-смотр знаний

Проводится в конце каждой четверти.

РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПОДБОРУ МУЗЫКАЛЬНЫХ ПРОИЗВЕДЕНИЙ

Разминку следует проводить под современную музыку.

Обязательно иметь в наличии мордовские мотивы:

- в медленном темпе;

- в среднем темпе;

- в быстром темпе.

Знания и умения

- знать движения, выученные за год;

- знать названия движений и танцев;

- знать танцевальные схемы;

- уметь танцевать в заданном темпе;

- уметь координировать движения;

- уметь сочинять схемы

.

Седьмой год обучения

1. Разминка

Закрепляются знания и навыки.

2. Современные танцевальные направления

Изучение нескольких направлений на усмотрение учащихся и педагога (модерн, хип-хоп, брейк, стрип и т. д.)

3. Народно-обрядовое творчество Мордвы

Знакомство с народно-обрядовым творчеством Мордвы:

- изучение обычаев и традиций.

- обыгрывается один из обрядов на усмотрение учителя.  

4. Пляс и его особенности.

Танцевальная культура татарского народа

Положения рук

Девушки:

- придерживают край фартука;

- опускают руки вниз, ладони слегка отогнуты в стороны;

- одной рукой придерживают край головного платка, вторая рука на талии;

- одной рукой придерживают край фартука, другой – край платка, как бы закрываясь им;

- держатся двумя руками за кончики головного платка на уровне висков.

Во всех положениях одна рука может находиться на талии.

Юноши:

- держат руки на талии;

- закладывают обе руки за спину;

- разводят руки в стороны, ладони слегка отогнуты («смотрят» в стороны);

- двумя руками как бы придерживают сзади тюбетейку;

- скрещивают руки на уровне груди, локти приподняты.

В движениях рук в танце у юношей также активно используется платок, который может быть перекинут через плечо, зажат в вытянутой вперед руке и т. д.

Позиции ног

В татарском танце применяются I, III, V и VI свободные позиции ног.

Основные движения

- первый ход;

- основной ход;

- большой шаг;

- обратное «чалыштыру»;

- забивание гвоздей;

- пятка-носок;

- цепочка;

- елочка;

- эпипе;

- уголок;

- па де баск на носок;

- перебор.

Танцевальные этюды, свободные композиции.

5. Групповое и индивидуальное творчество

- мастер-клип на песню (групповое творчество, обыгрывается любая песня);

- индивидуальные схемы (самостоятельно сочинить схему в определенном характере и стиле на усмотрение учителя).

6. Урок-смотр знаний

Проводится в конце каждой четверти.

РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПОДБОРУ МУЗЫКАЛЬНЫХ ПРОИЗВЕДЕНИЙ

Разминку следует проводить под современную музыку.

Обязательно иметь в наличии татарские мотивы:

- в медленном темпе;

- в среднем темпе;

- в быстром темпе.

Знания и умения

- знать движения и танцы, выученные за год;

- знать названия движений и танцев;

- знать танцевальные схемы;

- уметь танцевать в заданном темпе;

- уметь координировать движения;

- уметь сочинять схемы.

ОСНОВНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К ЗНАНИЯМ И УМЕНИЯМ

К КОНЦУ VII ГОДА ОБУЧЕНИЯ

Учащиеся должны уметь: 

- четко определять музыкальный ритм;

- слышать музыку и понимать команды;

- танцевать в заданном темпе;

- координировать движения;

- ориентироваться в пространстве.

Учащиеся должны знать:

- названия танцев, стилей и направлений;

- владеть сведениями о том, как и где создавались танцы;

- их значимость в обществе.


УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ

Программа не требует в танцевальном классе наличия станков. Специальное оборудование:

- зеркала;

- наличие у каждого ученика коврика;

- магнитола;

- музыкальный материал.

Методическое Обеспечение

В процессе обучения используются следующие методы:

- объяснение;

- показ;

- музыкально-игровой.

В процессе обучения предусмотрены следующие виды контроля:

- текущий, проводимый в ходе учебного занятия, закрепляющий знания по заданной теме;

- итоговый, проводимый после изучения материала одной четверти.

СТРУКТУРА УРОКА

Первая часть урока (подготовительная):

- построение детей в несколько линий;

- поклон педагогу;

- разминка.

Вторая часть урока (основная):

- общеразвивающие упражнения (изучение музыкально-ритмического материала, тренировочных вспомогательных упражнений, элементов хореографической азбуки);

 - работа над танцами, танцевальными схемами).

Третья часть урока (заключительная):

- закрепление выученного материала;

- методические рекомендации;

- поклон педагогу.

Подбору музыкальных произведений следует уделять такое же серьезное внимание, как и подбору движений экзерсиса, танцев и танцевальных схем. Музыкальное сопровождение уроков ритмики не только играет прикладную роль, но имеет также важное значение как самостоятельная часть учебного процесса.


МЕТОДИЧЕСКИЕ  РЕКОМЕНДАЦИИ

       Основными в программе являются принципы: «от простого к сложному», «от медленного к быстрому», «посмотри и повтори», «осмысли и выполни». Знакомство с танцем начинается с музыки, истории танца, его ритмическим характером и темпом. Освоение элементов происходит постепенно. Дети осваивают движения, повторяя его за педагогом. Способность к зрительному восприятию позволяет обучающемуся считывать движения.

В танцах со сложной координацией необходимо четко соблюдать последовательность подачи информации о движении. Танец начинается «от пола», и следует показать и объяснить в последовательности: - куда наступать (как переносить вес); - как ставить ногу (как работает стопа); - что делает колено;

- как работают бедра; - что делает корпус; - как танцуют руки; - куда направлен взгляд (что делает голова).

Успешное усвоение всех рекомендаций должно сочетаться с созданием на занятии такого психологического микроклимата, когда педагог свободно общается с детьми на принципах сотрудничества, содружества, общего интереса к делу, поддерживая атмосферу радости, интереса и веселья, побуждает их к творчеству. На занятиях вырабатывается свой язык общения: речь – жест – музыка, который позволяет быстро сменить вид деятельности, мобилизует внимание.

Дети младшего школьного возраста отличаются, как известно, большой подвижностью, неустойчивостью внимания, неумением долго сосредотачиваться на одном задании. Поэтому следует ограничиваться небольшим количеством самых необходимых подготовительных упражнений,  ознакомление с основными положениями ног и рук, развитие первоначальных танцевальных навыков. Большое внимание уделяется ритмическим упражнениям, построенным на простых движениях, которые принимают и развивают у детей навык согласовать свои движения с музыкой, помогают им освоиться в новой для них обстановке, научиться правильно вести себя в коллективе. В младшем школьном возрасте закладываются основы, от которых в дальнейшем будет зависеть успех занятий ритмикой и танцем. Дети должны усвоить правильную постановку корпуса (при этом нужно обратить внимание на природные особенности сложения учеников): укрепить и развить мышечный аппарат (особенно поясницы, брюшного пресса, укрепление глубоких мышц спины, передних связок грудного отдела позвоночника); научится дифференцировать работу различных групп мышц, владеть центром тяжести тела, ориентироваться в пространстве, чувствовать ракурс, чувство ритма, уметь отражать в движениях характер музыки.

Педагог должен проявлять определенную гибкость в подходе к каждой конкретной группе учащихся, творчески решать вопросы, которые ставит перед ним учебный процесс, учитывая при этом состав группы, физические данные и возможности учащихся. Возможно также некоторое изменение в порядке прохождения материала. В конце каждой четверти проводится контрольный, обобщающий или открытый урок. Форма контроля определяется на усмотрение учителя.

В целях создания положительной мотивации используются игровые моменты, направленные на переключение внимания, разгрузку и отдых.

Приложение

Урок – смотр знаний проводится в конце каждой четверти в форме зачета.

На этом уроке педагог смотрит на знания и умения детей,  полученные в четверти.

Класс делится на несколько групп, которые выполняют задания, данные педагогом.

Задания соответствуют пройденному материалу.

ЛИТЕРАТУРА

1. Базарова Н., Мэй В. Азбука классического танца. Ленинград. 1983 год.

2. Барышникова Т Азбука хореографии. Москва. 2000 год.                      

3. Бурнаев А. Г. Элементы традиционной мордовской хореографии  Саранск. 1995 год.

4. Ерохина О.В. Школа танцев для детей. Ростов-на-Дону. 2003. год.

5. Мошкова Е.И. Ритмика и бальные танцы. Москва. 1997 год.

6. Пуртова Т.В., Беликова А.Н., Кветная О.В. Учите детей танцевать. Москва. 2004 год.

7.Ткаченко Т.С. Народные танцы. Москва. 1975 год.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Авторская рабочая программа "Ритмика и танец" для 5- 9 классов

введение,объяснительная записка, тематическое планирование5-9 классы,учебные нормативы,литература...

Программа "Ритмика и танец"

Программа содержит следующие разделы:-Ритмика-Танцевальные этюды и танцы.    Раздел « Ритмика» состоит из ритмических упражнений и анализа танцевальной музыки. Следует учитывать, ...

Приложение к программе "Ритмика и танец"

    Приведенный здесь материал поможет развить в ребенке выразительность, пластичность, общую культуру движений.       Ритмические  упражнения...

Образовательная программа "РИТМИКА И ТАНЕЦ"

Общеобразовательная рограмма для отделений хореографического искусства со сроком обучения 2 года...

Образовательная программа "Ритмика и танец"

Дополнительная образовательная программа...

Адаптированная образовательная программа "Ритмика и танец"

Программа имеет художественно-эстетическую направленность, ориентирована на развитие артистических, исполнительских способностей детей; формирование чувства коллективизма, взаимопомощи. Программа сост...

Пантомима. Занятие для учащихся младших групп по программам "Ритмика и танец" и "Детский танец"

Пантомимические движения возникают и в жизни и на сцене всегда непроизвольно. Они выражают эмоциональное содержание действия в каждый момент сценической жизни. Пантомимические движения по-разному проя...