Авторская программа « Школьник – исследователь»
элективный курс (9 класс) по теме

Предлагаемая авторская программа нацелена на выявление и развитие исследовательских умений и навыков , грамотное и целесообразное сочетание их с общеучебными , сосредоточение их в процессе обучения по возрастным группам.

Скачать:


Предварительный просмотр:

   Составитель: Учитель истории и обществознания  I квалификационной категории муниципального бюджетного

общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа 21» Мингазова Елена Викторовна

Рецензенты:

Л.М.Владимирова, кандидат исторических наук, преподаватель общегуманитарных дисциплин, ГАОУ СПО «ЖМК»

Н.И.Никифирова, кандидат социологических наук,заместитель по учебно-методической работе НХТИ ФГБОУ ВПО «КНИТУ»

Пояснительная записка

   Одной из основных  задач современного образования сводится к развитию  интеллектуально-творческого потенциала личности ребенка путем развития и совершенствования его исследовательских способностей.

    Под исследовательской деятельностью мы понимаем творческий процесс совместной деятельности двух субъектов (учителя и ученика) по поиску решения неизвестного, результатом которой является формирование исследовательского стиля мышления и мировоззрения в целом.

    Практическая значимость программы  состоит в том, что  разработана методическая система обучения для развития навыков исследовательской работы учащихся.

    Программа способствует  формированию умения оперировать усвоенным материалом в соответствии с различными задачами, которые могут встать при использовании приобретенных знаний в теоретических и практических целях. Наиболее прочно усваиваются знания, добытые самостоятельно, при выполнении исследовательских, поисковых, творческих заданий.

      Место курса в системе проектно-исследовательской работы в школе: курс рассматривается как вспомогательная дисциплина к проектно-исследовательским работам учащихся, к их сотрудничеству с научными руководителями. Программа   рассчитана на 34 часа .

       Целью курса  является создание условий, способствующих развитию и совершенствованию исследовательских умений во внеурочной деятельности.

      Для реализации указанной  цели решаются следующие задачи: 

 отбор технологий, методов и приёмов работы по формированию исследовательских умений;

активизация творческой деятельности школьников на актуальном современном материал ;

развитие поисково-исследовательских видов деятельности школьников;

формирование у школьников познавательных мотивов, готовности к самостоятельному выбору решений и последующим эффективным действиям.

  Структура программы

Примерная программа включает  пояснительную записку, основное содержание, результаты деятельности, приложения.

    I Общеучебные умения, навыки и способы деятельности:  Примерная программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций.

- определение сущностных характеристик изучаемого объекта, сравнение, сопоставление, оценка и классификация объектов по указанным критериям;

-  объяснение изученных положений на предлагаемых конкретных примерах;

- решение познавательных и практических задач, отражающих типичные социальные ситуации;

- применение полученных знаний для определения экономически рационального, правомерного и социально одобряемого поведения и порядка действий в конкретных ситуациях;

- умение обосновывать суждения, давать определения, приводить доказательства (в том числе от противного);

- поиск нужной информации по заданной теме в источниках различного типа и извлечение необходимой информации из источников, созданных в различных знаковых системах (текст, таблица, график, диаграмма, аудиовизуальный ряд и др.). Отделение основной информации от второстепенной, критическое оценивание достоверности полученной информации, передача содержания информации адекватно поставленной цели (сжато, полно, выборочно);

- выбор вида чтения в соответствии с поставленной целью (ознакомительное, просмотровое, поисковое и др.);

- работа с текстами различных стилей, понимание их специфики; адекватное восприятие языка средств массовой информации;

- самостоятельное создание алгоритмов познавательной деятельности для решения задач творческого и поискового характера;

- участие в проектной деятельности, владение приемами исследовательской деятельности, элементарными умениями прогноза (умение отвечать на вопрос: «Что произойдет, если...»);

- формулирование полученных результатов;

- создание собственных произведений, идеальных моделей социальных объектов, процессов, явлений, в том числе с использованием мультимедийных технологий;

- пользования мультимедийными ресурсами и компьютерными технологиями для обработки, передачи, систематизации информации, создания баз данных, презентации результатов познавательной и практической деятельности;

- владение основными видами публичных выступлений (высказывания, монолог, дискуссия, полемика), следование этическим нормам и правилам ведения диалога (диспута).

        Формы проведения занятий: обучающие семинары, практические занятия, работа с интернет-ресурсами, работа в библиотеках, круглый стол, индивидуальные занятия.

II   ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ  

Программа данного курса представлена следующим образом.

Тематика занятий

Основное содержание

Планируемый результат

Характеристика деятельности учащихся или виды учебной деятельности

Часы

1        

 



        

 

Введение. Учебно-исследовательская деятельность как фундаментальная основа успешного обучения        

 

Основные темы курса, содержание, формы организации учебной деятельности, виды и объем исследовательских работ. Смысловая значимость развития исследовательского поведения. Поисковое мышление

Знать структуру курса и его содержание.

Определиться с темой исследовательской работы

Составление конспекта. Определение актуальных тем современного общества. Анализ тем исследовательских работ прошлых конференций. Определение индивидуальных тем учащихся. Индивидуальные выступления учащихся

2

2

Определение  этапов работы

Выбор объектной области исследования, объекта и предмета. Выбор и формулировка темы. Теоретические, практические и смешенные темы. Обоснование актуальности темы и постановка проблемы

Уметь выбирать область и тему исследования, формулировать проблему, Обосновывать актуальность темы

Использование компьютерных технологий для обработки, передачи, систематизации информации, создание баз данных. Презентации результатов познавательной и практической деятельности учащихся

2

3

Гипотеза, цели и задач исследования.

Формулировка гипотезы. Формирование цели и задач исследования. Определение методов исследовательской деятельности

Уметь ставить цели и задачи, определять методику исследовательской работы

Разбор и анализ гипотез, целей и задач исследовательских тем прошлых конференций, объяснение изученных положений на предлагаемых конкретных примерах.

Решение познавательных и практических задач, отражающих типичные социальные ситуации.

Постановка целей и задач по теме  исследовательской работы

2

4

Методы исследовательской деятельности

Понятие метода и методологии. Классификация методов исследовательской деятельности. Принципы исследования. Особенности методов исследовательской деятельности. Понятие анализа, синтеза, дедукции, индукции. Частные и специальные методы

Знать разнообразие методов и форм исследовательской деятельности

Поиск нужной информации по заданной теме в источниках различного типа и извлечение необходимой информации из источников, созданных в различных знаковых системах (текст, таблица, график, диаграмма, аудиовизуальный ряд и др.).

2

5

Дискуссия в учебной исследовательской деятельности

Определение и компоненты дискуссии. Основные требования к ведению дискуссии. Организация дискуссии.

Владеть  основными видами публичных выступлений (высказывания, монолог, дискуссия, полемика), следование этическим нормам и правилам ведения диалога (диспута)Уметь разбираться в проблеме дискуссии, определять альтернативные точки зрения на вопросы , формулировать свою точку зрения, с уважением относиться к противоположному мнению

Работа в группах по созданию проблемных задач для ведения конструктивного диалога.

«Мозговой штурм»

2

6

Эмпирическое и теоретическое познание

Система эмпирических знаний. Эмпирические законы. Понятие факта. Роль логических методов познания. Структура теоретического познания.

Умение обосновывать суждения, давать определения, приводить доказательства ,выявлять  сходства или различия объектов или их признаков. Соединять выделенные в ходе анализа стороны предмета в единое целое

Определение сущностных характеристик изучаемого объекта, сравнение, сопоставление, оценка и классификация объектов по указанным критериям Формулирование полученных результатов

2

7

Исследовательская деятельность

Работа с научной и публицистической литературой; самостоятельный поиск и анализ Работа с литературными первоисточниками;

Уметь подбирать, анализировать и синтезировать информацию, проводить микроисследование

Работа с текстами различных стилей, понимание их специфики; адекватное восприятие языка средств массовой информации. Создание собственных произведений, идеальных моделей социальных объектов, процессов, явлений, в том числе с использованием мультимедийных технологий

12 ч

в теч.

года

8

Написание работы

Оформление в соответствии со стандартами информации. Композиция работы

Уметь оформлять результаты исследовательской работы в форме опорного конспекта, тезисов,  аннотаций, таблиц, схем, рисунков, планов, отзывов, сравнительно оценочных суждений

Оформление работ

2

9

Конференция

Регламент выступления. Структура доклада.

Уметь выразительно и четко выступать перед аудиторией, отвечать на вопросы, объяснять отдельные термины и фразы, пользоваться сопроводительным материалом, доказывать собственную точку зрения, опровергать иную, полемизировать, выстраивать систему доказательств

 Публичные выступления

2

10

         « Круглый стол»

Уметь анализировать, делать выводы

Анализ и корректирование работ

6 После каждого участия

III.  К числу регулятивных универсальных учебных действий отнесены следующие результаты: 

 - определять и формулировать цель деятельности, составлять план действий по решению проблемы;

 - осуществлять действия по реализации плана;

 - соотносить результат своей деятельности с целью и оценить его;

- извлекать информацию;

 - ориентироваться в своей системе знаний;

-  осознавать необходимость нового знания;

 - самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения предметной задачи, состоящей из нескольких шагов;

-  перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую и выбирать наиболее удобную для себя.

- доносить свою позицию до других, владея приемами монологической и диалогической речи;

 - понимать другие позиции и взгляды;

- договариваться с людьми, согласуя с ними свои интересы, для того чтобы сделать что-то сообща.

Приложение1

 Тема исследовательской работы

Выбор темы. Тема определяется в соответствии  с интересами ребенка и ее актуальностью.

Например: Тема: Мотивационные факторы, влияющие  на выбор  

политического лидера.

Тема: Чрезмерная занятость родителей

Тема: Влияние природы воды на прорастание семян

     Объект работы – это процесс или система чего-либо (воспитания, образования, развития, формирования личности, коллектива и ДР.).

 В каждом объекте можно выделить несколько предметов исследования. Объект шире  предмета. Предмет находится внутри объекта.

 Например, объектом исследований может быть образовательный или воспитательный процесс……; система……работы в образовательном учреждении; система подготовки специалистов по… .( Объектом изучения является рифмованный сленг в английском языке. Объектом исследования являются учащиеся школы №21 и их родители.)

     Предмет работы более конкретен, это название темы работы. Он включает совокупность элементов, связей и отношений, которые подлежат непосредственному изучению, устанавливают границы научного поиска. Предмет исследования определяет цель и задачи самого исследования.

  Например, предмет можно определить как содержание образования в области…; формы и методы деятельности специалиста по…; пути, условия, факторы совершенствования обучения и воспитания детей и подростков в процессе занятий…

(Предметом исследования является влияние природы воды на прорастание семян. Предметом исследования являются взаимоотношения родителей и детей. Предметом исследования являются мотивационные факторы, влияющие  на восприятие образа политического лидера.)

     

   Приложение 2

 Методы исследования:

-анализ научно-методической литературы, документальных и архивных материалов,

-педагогическое наблюдение,

-метод опроса (метод беседы, интервьюирование. анкетирование),

-педагогический эксперимент,

-изучение педагогического опыта,

-метод экспертной оценки;

-математико-статистический метод.

Например: (Методика исследования определялась его целями и задачами и носит комплексный характер. Для реализации поставленных выше задач в данной работе применялась следующая система методов:

- метод сплошной выборки применялся при работе с печатными лексикографическими источниками для отбора фактического материала исследования;

-метод дефиниционного анализа, то есть исследование внутренней формы сленга, выявление значений сленга;

- метод семного анализа, с помощью которого выявлялась семантическая структура сленга;

- описательный метод использовался при описании и анализе сленга, позволившии позднее сделать выводы о его специфических особенностях;

- статистический метод дал возможность определить относительную частотность сленга, а также использовался как для подсчета общего числа анализируемых слов, так и для определения количества образований;

- частично использовался метод опроса информантов для выявления речевых особенностей функционирования сленга.)

Приложение 3

Композиция работы

Структура

Требования к содержанию

Титульный лист

Содержит:

-Наименования учебного заведения, где выполнена работа;

-Фамилию, имя и отчество автора;

-Тему научной работы;

-Фамилию, имя и отчество научного руководителя;

-Город и год;

Оглавление

Включает:

-Наименование всех глав, разделов с указанием номеров страниц, на которых размещается материал.

Введение

Содержит:

-Оценку современного состояния решаемой проблемы или задачи;

-Обоснование необходимости проведения работы.

Основная часть

Состоит из глав, в которых содержится материал по конкретно исследуемой теме.

Автор работы должен делать ссылки на авторов и источник, из которого он заимствует материалы.

Выводы

Краткие выводы по результатам выполненной работы должны состоять из нескольких пунктов, подводящих итог выполненной работы.

 Список литературы

Должен содержать перечень источников, использованных при написании работы.

   Приложение 4

Введение.  

    Во введении обосновывается выбор темы, определяется её актуальность для науки и практики, предмет, объект исследования и основной работы, формулируется цель и задачи. Раскрывающие тему работы.

    Необходимо придерживаться следующего расположения элементов:

-Актуальность темы;

-Степень разработанности темы;

- Цель и задачи  работы;

- Объект и предмет работы;

-Теоретико - методологическая база исследования или методы исследования;

-Эмпирические источники;

-Апробация результатов исследования;

-Научная и практическая ценность работы;

-Положения, выносимые на защиту;

-Структура работы.

  Приложение 5

Актуальность темы - это то, что данная тема освещает, раскрывает, изучает, выявляет; в чём состоит проблема; Почему она актуальна в настоящее время; Какие вопросы недостаточно раскрыты; Почему необходимо изучать данную проблему.

         Признаками актуальности темы могут быть: - общий интерес со стороны ученых, педагогов к проблеме;

- наличие потребности практики обучения, воспитания в разработке вопросов на данном этапе;

- необходимость разработки темы в связи с местными условиями (климатическими, демографическими и т.д.).

          Обоснования актуальности темы включает в себя доказательства наличия на сегодня  в теории и практике данной нерешенной проблемы (темы исследования).

          Например: ( Актуальность данной работы заключается в том, что чрезмерная занятость родителей в жизни  детей рассматривается как одна из  важнейших  проблем современного общества. В основе этого понятия лежит представление, согласно которому без активного участия родителей в жизни ребёнка невозможна социализация индивида. Без активного участия родителей невозможно создание полноценного  члена общества. 

Актуальность работы заключается в том, что активность политического участия граждан в жизни  страны рассматривается как одна из  важнейших  характеристик современного общества. В основе этого понятия лежит представление, согласно которому без широкого участия граждан в политической жизни государства, невозможно достижение общественного согласия. В настоящее время в нашей стране происходит процесс формирования  политических элит, появляются новые политические лидеры.  И сегодня важным  представляется  процесс формирования у масс мнения о политическом деятеле. )

   Приложение 6

Цель  конкретизируется и развивается в задачах исследования.

В задачах формулируется конкретные этапы достижения цели.

Содержание задач не должно выходить за пределы содержания цели.

Постановка задач начинается со слов:

1.Изучить…

2.Проанализировать…

3.Выявить…

4.Определить…

5.Доказать…

6.Установить…

7.Разработать…

8.Обосновать…

9.Проверить…

Например:( Цель работы заключается в изучении особенностей  рифмованного сленга в современном английском языке.

В соответствии с поставленной целью исследование предполагает решение ряда конкретных задач:

- определить функционально – стилистическую принадлежность сленга для последующего уточнения их коммуникативного статуса.

- определить место рифмованного сленга в системе английского языка;

- провести анализ семантических особенностей английского рифмованного сленга.

- провести структурный анализ общего и рифмованного сленга английского языка.)

Приложение 7

Гипотеза исследования – это предположение о путях преобразования предмета исследования, по созданию условий для его развития и совершенствования, т.е. научно обоснованное предположение, нуждающееся в дальнейшей экспериментальной и теоретической проверки.

Обычно гипотеза формулируется с помощью следующей синтаксической  конструкции: ,,Если… (например, использовать в обучении методику…), то… (например, повысится эффективность… чего-либо).”

( Гипотеза – главным в отношениях родителей и детей является взаимопонимание и доверие.       Гипотеза – Личность политического лидера является ведущим фактором , определяющим электоральный выбор. )

   Научная и практическая ценность работы определяется в ее теоретической и практической значимостью.

Теоретическая  значимость исследования значения полученных результатов для науки определяется тем, в какие проблемы, концепции, отрасли знания вносится изменение, направленные на развитие науки пополняющее ее содержание.

Практическая значимость  исследование –это возможность использования результатов  в практике различного вида учреждений. Такими результатами могут быть, например , методические рекомендации , авторская программа методика новые формы работы и др.

   Например: (Теоретическое значение данного исследования заключается в том, что выдвинутые и обоснованные в работе выводы и положения способствуют уточнению ряда понятий на материале английского языка. Анализ фактического материала помог установить некоторые закономерности формирования и функционирования сленга в речи, что создает определенные предпосылки для уточнения и углубления перспектив и путей исследования данной группы лексики. полученные результаты могут оказать неоценимую помощь в изучений функциональных особенностей английского сленга.

Практическая ценность определяется возможностью использования материалов исследования на уроках. Целесообразным представляется использование приводимых в работе данных в практике преподавания английского языка, так как учащиеся должны овладевать не только книжно – литературной, но и живой разговорной речью.)

Список рекомендуемой литературы

Волков Ю.Г. Диссертация. Подготовка, защита, оформление. М.: Гардарики, 2002

Гузеев В. В. «Метод проектов» как частный случай интегративной технологии обучения.//Директор школы, № 6, 1995

Гузеев В. В. Развитие образовательной технологии. — М., 1998

Кузин Ф.А. Дипломная работа. М.: Изд-во МПИ, 1990.

Кузин Ф.А. Магистерская диссертация. Методика написания, правила оформления и процедура защиты. М.: Ось-89, 1998.

Новые педагогические и информационные технологии в системе образования. Учеб. пособие для студ. пед. вузов и системы повыш. квалиф. пед. кадров/ Полат Е. С. и др.Под ред Е. С. Полат

Методические подходы политологического исследования и метатеоретические основы политической теории. Комментированное ведение / Сост. Н.Конеген, К.Шуберт. М.: РОССПЭН, 2004.

Пахомова Н. Ю. Метод проектов. //Информатика и образование. Международный специальный выпуск журнала: Технологическое образование. 1996.

Радаев В.В. Как организовать и представить исследовательский проект. 75 простых правил. М.: ГУ-ВШЭ, Инфра-М, 2001. Гл. 6.

Эко У. Как написать дипломную работу. М.: Книжный дом «Университет», 2001.

Интернет-ресурсы по проблемам проектной и исследовательской деятельности

      1.http://rudocs.exdat.com/docs/index-24027.html

      2.http://pochemu4ka.ru/

      3.http://cnit.mpei.ac.ru/textbook/04_07_00_04.htm

      4.http://www.researcher.ru/editors/f_1ye4bz/f_266an5/f_1xkcoo/a_1y17rz.html

      5. www.subscribe.dnttm.ru 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа дополнительного образования "Школьник-исследователь" для 10-11 классов

Представленная программа дополнительного образования "Школьник-исследователь" рассчитана на учащихся 10-11 классов. Программа была опробирована в течение 2 лет 2010-2011гг. За время реализации програм...

АВТОРСКАЯ ПРОГРАММА СПОРТИВНО - ОЗДОРОВИТЕЛЬНОГО НАПРАВЛЕНИЯ «ФИТБОЛ-АЭРОБИКА» Программа составлена для школьников, отнесенных по состоянию здоровья к специальной медицинской группе (СМГ).

Учитывая огромный оздоровительный эффект от упражнений на  фитболах, их большое количество и разнообразие  была разработана программа  «Фитбол - аэробика» предназначенная для школьников, отнесенных по...

Авторская программа "Развитие творческих способностей школьников- билингвов средствами предмета русский язык

Авторская программа "Развитие творческих способностей школьников- билингвов средствами предмета русский язык" содержит методические материалы, отражает методы и приёмы работы по развитию навыков анали...

Приложение к авторской программе "Развитие творческих способностей школьников- билингвов средствами предмета русский язык"

Приложение к авторской программе "Развитие творческих способностей школьников- билингвов средствами предмета русский язык" содержит некоторые разработки кружковых занятий по развитию навыков анализа, ...

Доклад "Преподавание авторской песни школьникам. Взаимосвязь с некоторыми предметами школьной программы"

С данным докладом я выступала на заседании методического объединения Центра детского творчества. В докладе говорится об актуальных связях преподаваемого мной предмета с обязательными предметами ...

Авторская программа внеурочной деятельности "Юный эколог-исследователь"

Цель программы – формирование основ экологической грамотности через исследовательскую деятельность в микрорайоне. ...

Методические рекомендации к авторской программе дополнительного образования по биологии «Юный исследователь» для обучающихся 6 – 8 классов

Создание условий для оптимального развития одаренных детей, включая детей, чья одаренность на настоящий момент может быть еще не проявившейся, а также просто способных детей, в отношении которых есть ...