Рабочая программа по дисциплине Декоративно-прикладное искусство" художественного отделения ДШИ подготовительный класс
рабочая программа по теме

 Павлова Марина Владимировна.

Рабочая программа

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon dokument_microsoft_word_2.doc98 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Муниципальное образование Березовский район

Ханты-Мансийский автономный округ – Югра

комитет по культуре и средствам массовой информации

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

дополнительного образования детей

«Игримская детская школа искусств»

 

 

Рабочая программа по дисциплине

«Декоративно-прикладное искусство»

Художественное отделение

подготовительный класс

 

Исполнитель:  Павлова М.В.,

преподаватель

художественного      отделения

пгт. Игрим

2012

Пояснительная записка

Рабочая программа по изучению декоративно-прикладного искусства создана в соответствии с концепцией художественного образования Российской Федерации, утвержденной министром образования В.М.Филипповым и министром культуры М.Е. Швыдковым.  И опирается на "Национальную доктрину образования в Российской Федерации", которая определяет стратегию и направления развития системы образования в России на период до 2025 года.

Учебный курс художественного отделения школы искусств по декоративно-прикладному искусству рассчитан на годичное обучение детей в подготовительном классе. Содержанием курса является формирование необходимых теоретических знаний и практических умений.

В учебно-воспитательной работе с детьми ДХШ и ДШИ наряду с изучением изобразительной грамоты по рисунку, живописи, композиции и скульптуре все большее значение приобретают занятия по прикладной композиции и работа в материале. Она способствует развитию мышления, творческого воображения, художественных способностей учащихся и их эстетическому воспитанию.

В процессе занятий декоративной работой преподаватель последовательно и целенаправленно формирует у учащихся чувство композиции, проявляющееся в умении строить предмет, исходя из единства утилитарного и художественного. При этом важно научить воспринимать как действительное, так и зрительное равновесие, соотношение всех ее частей, развивать чувство единства выразительности и архитектоники вещей. Опорные качества способностей, формируемых занятиями декоративно-прикладного искусства, с одной стороны, относятся преимущественно к области восприятия (развитость аналитико-синтетического взгляда на предмет), с другой стороны – к области моторики (опциальная область руки).

Актуальность

Народное и декоративно-прикладное искусство являются неотъемлемой частью художественной культуры. Произведения прикладного искусства отражают художественные традиции нации, миропонимание, мировосприятие и художественный опыт народа, сохраняют историческую память. Именно духовная значимость предметов народного искусства особенно возрастает в наше время. Издавна замечательные рукотворные изделия: кружева и вышивки, гобелены и лоскутные одеяла, вязаные скатерти и салфетки создавались не для выставок и музеев. Они украшали быт, придавали дому уют и особую, радостную атмосферуВо всем мире  больше всего ценятся  работы, выполняемые в ручной технике, которые отличаются наиболее высокой степенью сложности, уникальностью и изяществом.

По средством данной программы учащиеся научатся ценить произведения искусства, создавать творческие работы, переосмысливая увиденное и услышанное, на занятиях по декоративно-прикладному искусству. Сегодня, очевидно, что народное искусство является полноправной и полноценной частью художественной культуры, развиваясь по своим законам, определяемым его сущностью, и как самостоятельный вид творчества взаимодействует с другим типом творчества – искусством профессиональных мастеров.

Цель программы – развить творческую активность, и художественные способности учащихся, понимание художественно-выразительных особенностей языка декоративно-прикладного искусства.

Задачи программы:

1. Научить использовать линию, ритм, силуэт, цвет, пропорции, форму, композицию как средства художественной выразительности в создании образа декоративной вещи.

2. Развивать навыки работы учащихся с различными материалами и в различных техниках.

4. Создавать предметы декоративно-прикладного искусства.

5. Создавать условия для полного самовыражения и реализации творческого потенциала личности.

В подготовительном классе учащиеся изучают вышивку. Для разработки занятий учитываются психологические особенности  возрастной группы.  

Занятия по дисциплине проходят один раз в неделю по 2 часа. Возраст учащихся 7-10 лет. Оптимальное количество детей в группе 7-9 человек, так как при большем количестве воспитанников преподаватель не сможет уделить необходимое количество времени для индивидуальной работы с каждым ребёнком. Задания,  которые предлагаются учащимся для выполнения в материале, учитывают постепенное нарастание сложностей в создании композиции. Практической части задания обязательно предшествует теоретическая часть. Зарисовки народных образцов, сделанные учениками, служат отправными моментами при разработке самостоятельных эскизов. Все технические приёмы народной вышивки учащиеся осваивают в процессе выполнения изделий. Теоретическая часть представлена в виде учебных занятий, экскурсий, выставок, которые могут сопровождаться объяснением материала, показом и демонстрацией наглядных пособий и изделий, обменом опыта и мнения, а так же при помощи бесед и диспутов. Практическая часть представлена в виде практического закрепления, выполнения домашнего задания, изготовления изделий. В процессе занятий осуществляются межпредметные связи с общеобразовательными предметами (математика, ИЗО, черчение, музыка, литература, история и т.д.). Важным является развитие таких межпредметных умений, как умение анализировать, сравнивать, применять знания в новой ситуации, подбирать необходимые материалы и инструменты. Формы работы: групповая, индивидуальная.

При определении содержания деятельности учитываются следующие принципы:

- научности (соблюдение строгой технической терминологии, символики и др.);

- связи теории с практикой;

- систематичности и последовательности;

- учёт возрастных и индивидуальных особенностей личности;

- доступности и посильности;

- наглядности;

- прочности овладения знаниями и умениями (достигается реализацией всех вышеперечисленных принципов).

Предполагаемые результаты выполнения программы.

В результате изучения программы учащиеся должны знать, уметь:

- виды декоративно-прикладного искусства;

- работать с различными материалами и в разных техниках;

- уметь использовать ритм, линию, силуэт, цвет, пропорции, форму, как средства художественной выразительности при создании образа декоративной вещи;

- уметь декорировать формы, предметы и элементы интерьера;

- уметь грамотно вести работу с точки зрения композиции декоративно-прикладного искусства;

- уметь применять полученные знания на практике;

- соблюдать правила безопасного труда и санитарно-гигиенических норм;

Процесс обучения предусматривает следующие виды контроля:

  1. вводный, который проводится перед началом работы и предназначен для закрепления знаний, умений и навыков по пройденным темам;
  2. текущий, проводимый в ходе учебного занятия и закрепляющий знания по данной теме. Он позволяет учащимся усвоить последовательность технологических операций;
  3. рубежный, который проводится после завершения изучения каждого блока. Он закрепляет знания и умения, связанные технологической характеристикой изделия;
  4. итоговый, проводимый после завершения всей учебной программы.

Учебно-тематический план

Подготовительный класс


п/п

Наименование темы

Общее

кол-во

 часов

В том числе

Теория

Практика

1

Введение в образовательную программу.

1

1

-

2

Вводное занятие. История возникновения и развития вышивки, вышивальных промыслов.

1

1

-

3

Материалы, инструменты, приспособления для вышивки. Основные приемы закрепления нити.

2

1

1

4

Подготовка к глухой вышивке.

4

1

3

5

Технология глухой ручной вышивки.

2

-

2

6

Шов «вперед иголка»

4

1

3

7

Шов «назад иголка»

4

1

3

8

«Стебельчатый» шов.

6

1

5

9

«Тамбурный» шов.

8

2

6

10

шов «Козлик».

8

2

6

11

Крест простой и двойной.

8

2

6

12

Основы композиции. Цветоведение. Формообразование.

8

4

4

13

Выбор изделия для выполнения учебного проекта.

10

2

8

14

Итоговое занятие.

2

1

1

15

Подготовка к выставкам

2

-

2

Итого:

70

20

50

Содержание курса

Подготовительный класс 

В подготовительном и первом классе учащиеся знакомятся с видами декоративно-прикладного искусства его особенностями и спецификой. Обучение искусству вышивки, создание условий для самостоятельного творчества учащихся. Многообразием орнаментальных мотивов разных стран и народов. С возможностями декорирования предметов, форм, интерьеров. Знакомятся с художественными промыслами. Овладевают техническими навыками изображения различных видов декоративно-прикладного искусства.

Задание №1.

Введение в образовательную программу – 1 час

Роль и значение ДПИ в процессе обучения. Задачи курса декоративно-прикладного искусства. Знакомство с материалами и рабочими инструментами, их свойствами и их использованием, с приемами работы. Знакомство с организацией рабочего места учащегося, его готовность к работе.

Материал: репродукции, фотографии работ, изделия декоративно-прикладного искусства.

Задание № 2.

Вводное занятие. История возникновения и развития вышивки – 1 час

Цели и задачи курса. Общие сведения о вышивке. Сведения по истории возникновения и развития вышивки и вышивальных промыслов. Крестьянская и городская вышивка. Виды вышивок родного края. Правила безопасности труда, санитарии и гигиены. Общие сведения о материалах, инструментах и приспособлениях, необходимых для ручной вышивки.

Материал – репродукции, фотографии работ, вышитые изделия, пяльцы, нитки, иглы.

Задание №3.

Материалы, инструменты, приспособления для вышивки. Основные приемы закрепления нити – 2 часа

Материалы, инструменты, приспособления, применяемые в вышивке, способы их использования при работе. Основные приемы закрепления нити без образования узелка.

Материалы – пяльцы, нитки, иголки, ножницы.

Задание № 4.

Подготовка к глухой вышивке – 4 часа

Способы перевода рисунка на ткань. Увеличение и уменьшение рисунка. Виды пялец. Правила запяливания ткани в круглые пяльцы. Организация рабочего места и трудового процесса вышивальщицы.

Материал: бумага, карандаши, пяльцы, ткань.

Цель: Знакомство с разнообразием  перевода рисунка на ткань, и организацией процесса вышивания.

Задача: Грамотно и точно перевести рисунок, увеличить и уменьшить рисунок.

Задание № 5.

Технология глухой ручной вышивки – 2 часа

Безузловые способы закрепления рабочей нити на ткани в начале и по окончании вышивки. Понятие об односторонней и двухсторонней вышивке. Счетная и свободная вышивки.

Материал: пяльцы, ткань, нитки, иглы, ножницы.

Цель: Научить технологическим приемом вышивки.

Задача:  Отработка навыков закрепления рабочей нити.

Задание № 6.

Шов «вперед иголка» - 4 часа

Овладение швом «вперед иголка». Выполнение  шва на образце.

Материал: пяльцы, ткань, нитки, иглы, ножницы.

Цель: Научить приемом вышивки.

Задача: Отработка навыков выполнения шва. Аккуратно и точно выполнить шов.

Задание № 7.

Шов «назад иголка» - 4 часа

Овладение швом «назад иголка». Выполнение  шва на образце.

Материал: пяльцы, ткань, нитки, иглы, ножницы.

Цель: Научить приемом вышивки.

Задача: Отработка навыков выполнения шва. Аккуратно и точно выполнить шов.

Задание № 8.

«Стебельчатый» шов – 6 часов

Овладение стебельчатым швом. Выполнение стебельчатого шва на образце.

Материал: пяльцы, ткань, нитки, иглы, ножницы.

Цель: Научить приемом вышивки.

Задача: Отработка навыков выполнения шва. Аккуратно и точно выполнить шов.

Задание № 9.

«Тамбурный» шов – 8часов

Овладение тамбурным швом. Вышивается цепочкой, состоящей из отдельных петель. Выполнение тамбурного шва на образце.

Материал: пяльцы, ткань, нитки, иглы, ножницы.

Цель: Научить приемом вышивки.

Задача: Отработка навыков выполнения шва. Аккуратно и точно выполнить шов.

Задание № 10.

шов «Козлик» – 8 часов

Овладение швом «козлик», и его видами (несколько видов). Выполнение  шва на образце.

Материал: пяльцы, ткань, нитки, иглы, ножницы.

Цель: Научить приемом вышивки.

Задача: Отработка навыков выполнения шва. Аккуратно и точно выполнить шов.

Задание № 11.

Крест простой и двойной – 8 часов

Овладение швом, крест простой и двойной. Выполнение по счету нитей или по канве. Выполнение  шва на образце.

Материал: пяльцы, ткань, нитки, иглы, ножницы.

Цель: Научить приемом вышивки.

Задача: Отработка навыков выполнения шва. Аккуратно и точно выполнить шов.

Задание № 12.

Основы композиции. Цветоведение. Формообразование – 8 часов

Законы построения композиции. Рисунок, композиция, орнамент, раппорт, ритм. Классификация видов орнаментов. Построение растительных и геометрических орнаментов в полосе и прямоугольнике. Цветовой круг. Основные и составные цвета. Теплые и холодные цвета. Контраст. Цветовая сочетаемость. Цветовое решение. Форма и пропорции. Зарисовка основных мотивов, составление композиции изделия в ручной вышивальной технике, цветовое решение составленной композиции.

Материал: бумага, карандаши.

Цель: Знакомство с разнообразием орнаментальных мотивов, законов композиции

Задача: Грамотно закомпоновать изображение в листе. Добиться выразительности линий.

Задание № 13.

Выбор изделия для выполнения учебного проекта – 10 часов

Дизайн и его роль в создании товаров и услуг, применение вышивки в быту. Оформление жилища и отделка швейных изделий вышивкой. Выбор и изготовление изделия учебного проекта.

Материал: пяльцы, ткань, нитки, иглы, ножницы, репродукции, фотографии работ, вышитые изделия,

Цель: Развитие образного мышления, раскрытие творческих способностей учащихся

Задача: Отработка навыков выполнения вышивки. Аккуратно и точно выполнение учебного проекта.

Задание № 14.

Итоговое занятие – 2 часа

Подведение итогов по теме в игровой форме. Практические занятия. Подготовка выставки

Цель: Закрепление изученного материала.

Задание № 15.

Подготовка к выставкам – 2 часа

Подведение итогов по теме в игровой форме. Практические занятия. Подготовка выставки.

Цель: закрепление изученного материала.

Технические средства обучения

Для занятий по данной программе обязательно использование видеоматериалов и слайд – комплектов с наглядными учебными пособиями. Для реализации данной программы, необходимы следующие методические комплексы: 

Подборка наглядного материала: изделия народных мастеров, лучшие работы учащихся, методические пособия, фотографии и репродукции изделий. Литературные произведения.

Подборка технологических карт, схем:

  1. Таблицы: Классификации швов (в вышивке). Терминология ручных работ. Инструкционные карты по выполнению швов.
  2. Схемы: Закрепления нити различными способами, Способы выполнения швов «вперед иголка», «назад иголка», «роспись», «строчка», стебельчатый шов, тамбурный шов и т.д.;
  3. Видеопроектор, экран, интерактивная доска, магнитофон с USB выходом

Видео материалы: тематические презентации. Музыкальные записи – шум природы, воды, лирическая музыка

Инструментарий и материалы, необходимые для работы по данной программе:

Для обеспечения работы учащихся в классе необходимо оборудование:

-помещение, отвечающее санитарно-гигиеническим требованиям: сухое, светлое, с естественным доступом воздуха, хорошо налаженной вентиляцией, по площади, рассчитанное на группу не менее 7-9 человек;

-столы, расположенные таким образом, чтобы свет падал с левой стороны или спереди работающего;

-оформление мастерской должно быть тщательно продумано и соответствовало сочетанию отдельных элементов, масштабности;

-расходные материалы: простой карандаш, глеевая ручка, фломастер, маркер, гуашевые, акварельные краски, краски «Батик», палитра, линейки, нитки мулине, пяльцы, ножницы, подрамник, бисер, леска и т.д.

-демонстрационный материал: альбом выставочных работ, готовые образцы изделий, репродукции картин, образцы рисунков.

Список информационных источников

Основная литература

1. В помощь педагогу дополнительного образования: Сб. программ по дополнительному образованию / Отв. ред. М.А. Шуклина. М.: Методическая лаборатория доп. образования, 2004. выпуск 40 часть Ш. 127с.

2. Дополнительное образование: Научно-методический журнал. М.: ЗАО «Витязь», 2002 № 12. 64с.

3. Дополнительное образование и воспитание: Научно-методический журнал. М.: ООО «Витязь-М», 2006 № 3, 9. 64с.

4. Классный руководитель: Научно-методический журнал. М.: НОУ Центр «Педагогический поиск», 2007 № 2, 3, 6; 2009 № 1. 144с.

5. Особенности художественного воспитания в условиях дополнительного образования: Серия «Библиотечка для педагогов, родителей и детей». М.: ГОУ ЦРСДОД, 2004, 64с.

6. Прикладное творчество: Сборник программ по дополнительному образованию / Отв. ред. Н.Г. Минько. М.: Южное окружное управление Московского комитета образования, 2000, 197с.

7. Программы для внешкольных учреждений и общеобразовательных школ: Культура быта. – М.: «Просвещение» 1986, 219с.

8. Программа. Основы народного и декоративно - прикладного искусства. Для школы с углублённым изучением предметов художественно-эстетического цикла (1-4 классы) / научный рук. Шпикалова Т.Я. – М., 1997, 117с.

9. www. Spbappo.ru/modules/div/cao/cao.php

10. naportal.ru

11. http://www.tnrk.ru

Дополнительная литература

1.Алехин А. Д. Изобразительное искусство. Художник. Педагог. Школа: Книга для Учителя. – М.: Просвещение, 1984, 209с.

2.Искусство и среда в художественно-творческом развитии школьников // Из опыта работы школы-лаборатории № 875 / Ред. и сост. Л. Г. Савенкова. — М.: 2001, 97с.

3.Колякина В. И. Методика организации уроков коллективного творчества: планы и сценарии уроков изобразительного искусства / В. И. 

4.Максимова М., Кузьмина М. «Вышивка». – М.: Изд. «Эксмо». 2004.89с.

5.Некрасова М. А. Народное искусство как часть культуры. – М.: Изобр. Искусство, 1983, 221с.

6.Пульман Л. Г. Методика преподавания композиции декоративно-прикладного искусства в ДХШ. – Минск.: 1980, 170с.

7.Савенкова Л. Г. Человек в мире пространства и культуры / Л. Г. Савенкова. — М.: 2000, 87с.

8.Терещенко Т. Ф. Декоративно-прикладная композиция. – М.: Профиздат, 1987, 138с.

9.Я познаю мир: детская энциклопедия: страны и народы. — М.: 2000

10. Я познаю мир: детская энциклопедия: чудеса света. — М.: 2001


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программ по дисциплине "Декоративно-прикладное искусство" художественного отделения школы искусств 1-5 класс

Рабочая программа по изучению декоративно-прикладного искусства создана в соответствии с концепцией художественного образования Российской Федерации, утвержденной министром образования В.М.Филипповым ...

Рабочая программа кружка по декоративно-прикладному искусству «Фантазеры».

Программа  кружка «Фантазеры»    относится к декоративно – прикладному искусству и  является программой внеурочной деятельности художественно – эстетической направленнос...

Рабочая программа по предмету «Декоративно-прикладное творчество»

Рабочая  программа по предмету «Декоративно-прикладное творчество» дополнительной общеобразовательной (общеразвивающей) программы «Основы декоративно-прикладного творчества» объединения «Ум...

Рабочая программа Изобразительное искусство "Декоративно-прикладное искусство в жизни человека" Н.А. Горяева, О.В. Островская 5 класс

    Учебник создан по программе для общеобразовательной школы “Изобразительное искусство и художественный труд. 1-9 классы”, которая разработана под руководством народного...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «Декоративно-прикладное искусство» (художественно – эстетическое направление) 5-6 КЛАССЫ

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «Декоративно-прикладное искусство»(художественно – эстетическое направление)  5-6 КЛАССЫ...