Семейное чтение как средство приобщения ребенка к духовно-нравственным ценностям
статья по теме

Кутняхова Наталия Анатолиевна

        Значительную часть жизненного опыта школьника может составить читательский опыт, который способствует и литературному развитию, и развитию личности в целом. Чтение - основа духовного созревания ребенка. Это сложный процесс, связанный с формированием привычки читать, с преодолением себя и общей негативной тенденции забвения искусства чтения, со стремлением сделать свой внутренний мир богаче. Мир художественного произведения должен восприниматься читателем-школьником как сложный, но увлекательный и посильный  способ познания жизни.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon semeynoe_chtenie.doc39 КБ

Предварительный просмотр:

Семейное чтение как средство приобщения ребенка к духовно-нравственным ценностям

        Значительную часть жизненного опыта школьника может составить читательский опыт, который способствует и литературному развитию, и развитию личности в целом. Чтение - основа духовного созревания ребенка. Это сложный процесс, связанный с формированием привычки читать, с преодолением себя и общей негативной тенденции забвения искусства чтения, со стремлением сделать свой внутренний мир богаче. Мир художественного произведения должен восприниматься читателем-школьником как сложный, но увлекательный и посильный  способ познания жизни.

     Современные издатели давно поняли, что юному читателю интересны произведения, героями которых являются ровесники, а события описаны в фантастическом ключе. Верно угадав основную идею детской литературы – для детей и о детях, - издатели насытили рынок произведениями,  содержание которых не осложнено нравственной подоплекой. Роль «интересных книг» в читательской практике современных подростков сегодня выполняют коммерческие поделки, создающие иллюзию художественных произведений, построенные на определенных закономерностях: доступный язык, легкость сюжета, узнаваемость героя, лубочность, элементы фантастики и непритязательного юмора.  И это – серьезная проблема, поскольку читатели-школьники могут пользоваться лишь теми достижениями книжной культуры, которые предоставляют им взрослые. Взрослые же, и библиотекари, и учителя,  и родители,  формируя круг детского чтения, опираются на образ юного читателя, сложившийся в их сознании в эпоху, как минимум на поколение отделяющую их от современности. Они отталкиваются от того, какие книги считают полезными или вредными для ребенка, какое чтение – развивающим, одухотворяющим, а какое – бесполезным. В результате круг чтения подростка неоправданно сужается, за его рамками оказываются произведения многих современных авторов. С другой стороны, художественные произведения, достойные внимания, все-таки можно встретить на полках рядом с бесконечными «детскими страшилками». И  действительно хорошие произведения действительно хороших авторов есть и вполне могут пополнить домашнюю библиотеку.

     Семейное чтение –  наша национальная традиция, назначение которой в увеличении времени общения с детьми, развитии их личности, формировании нравственных идеалов, жизненных принципов. Между тем, среди ряда причин, обусловливающих кризис читательской культуры подрастающего поколения - изменение структуры и содержания семейного досуга, характера внутрисемейного общения, забвение ценностей многих поколений.  Массовый уход взрослых от чтения подорвал авторитет этого занятия в глазах детей. В такой ситуации родители, призывающие (или, что еще хуже – заставляющие) ребенка читать, выглядят неубедительно и фальшиво.  Вдумаемся: что читают взрослые дома, во время краткого досуга? Матери -  женские романы и журналы, отцы – в лучшем случае, журнал «За рулем» или «Деловой квартал». Между тем, подростки, как правило, не в школьном учителе литературы видят транслятора книжной культуры, чаще им близок читательский круг ровесников и интересен читательский опыт родителей. Как может ребенок приобщиться к чтению, если в семье не читают серьезную литературу, не спорят о ней и не обсуждают содержания совместно прочитанных книг? Узнает ли он, какую радость несет в каждый дом старая добрая традиция семейного чтения, о которой тонко и умно писали лучшие представители русской литературы?

              Дополнить семейное чтение произведениями современных авторов, ключевые мотивы которых  интересны, близки и понятны читателю. Это М. Москвина, автор лучшей за последнее десятилетие подростковой книги "Моя собака любит джаз", О. Кургузов, О.Загорская, И.Краева, А.Папченко, А.Усачев, М.Есеновский, Ю. Вийра,  В. Воскобойников, И. Токмакова, Т.Собакина, В.Лунин, А, Гиваргизов и другие писатели, ставшие лауреатами многочисленных литературный премий. Библиографы солидных библиотек, учителя-энтузиасты помогут составить список.  Рекомендациям по организации семейного чтения учитель посвятит темы родительских собраний, пригласит родителей на классные мероприятия к детям, организует участие в них. Встреча поколений, рассказ о литературных персонажах, которые были близки и интересны в детстве, о книгах, которые брали  по очереди в библиотеках, о чтении тайком от мамы под одеялом с фонариком – вот о чем мы можем рассказать своим детям, невольно заражая их тягой к чтению.

        Пробуждению интереса к самостоятельному домашнему чтению художественной литературы будут способствовать специально подготовленные рекомендации учителя-словесника, направленные как на учащихся, так и на их родителей. Это могут быть семинары, темы для обсуждения на родительском собрании, сотрудничество с библиотеками, рекомендации по проведению семейного чтения, организация конкурса на лучшее сочинение о прочитанной в семье книге, ведение «экрана» прочитанных произведений, стенды в кабинете литературы с аннотациями к прочитанным книгам, создание, совместно с родителями, классной библиотеки с целью обмена между семьями, совместные с детьми собрания с рассказом: «Книга, которую мы прочитали вместе», межклассные диспуты, затрагивающие вопросы «модного чтения» и «чтения для души» и так далее.

      Необходимо учитывать, что школьный урок литературы, подготовленный и проведенный талантливым учителем,  не заменит традиции семейного чтения, способствующие укреплению добрых отношений в семье, связи поколений, формированию семейных ценностей. Да, на уроке литературы дети читают под руководством специалиста великие  произведения с глубоким нравственным потенциалом. Да, многие опытные и неравнодушные педагоги пытаются раскрыть своим ученикам внутреннее богатство русской классики. Но только через семью, через призму восприятия своего ближайшего окружения, эстетические и нравственные ценности,  которые может быть, были для ребенка чужими, а подчас и чуждыми, станут восприниматься как необходимая составляющая человеческого общения. Разговор с ребенком поможет понять, умеет ли он думать над прочитанным, сопереживать героям, оценивать их поступки, осмысливать их проблемы, соотносить их со своей жизнью, принимать нравственные нормы и поступать в соответствии с ними.

      Чтение, в том числе и домашнее, обусловленное собственным выбором и литературным вкусом, - труд и творчество. (В.Ф.Асмус). Эта закономерность должна хорошо осознаваться юным читателем. Современное школьное преподавание литературы направлено  на то, чтобы помочь читающему преодолеть трудности постижения художественного произведения и в то же время осознать свою причастность к художественному миру, созданному силой таланта писателя. Подросток, получающий удовольствие от чтения,  воспринимающий книгу как постоянного  жизненного спутника, видящий в ней источник духовного обогащения и самосовершенствования – вот чему должно способствовать сотрудничество учителя и родителей, неравнодушных к нравственному становлению своего ребенка.

       Рамки школьной литературной программы, не включившие в себя, по самым разным причинам, ряд произведений и авторов, могут быть расширены за счет домашнего семейного чтения. Высокохудожественная литература для детей и подростков открывает  большие возможности развития эмоциональной сферы личности ребенка, его образного мышления, нравственных представлений, расширения его кругозора. Назовем имена, которые служат ориентиром при организации семейного чтения и досуга ребенка: С.Т.Аксаков, А.Г.Алексин, Л.Будогоская ("Повесть о рыжей девочке" и "Повесть о фонаре»), А.М.Волков, А.П.Гайдар, В.М.Гаршин, С.Т.Григорьев, В.Ю.Драгунский, В.П.Железников, Л.А.Кассиль,  В.А.Каверин, В.Г.Короленко, В.П.Крапивин, А.И.Куприн, Л.И.Лагин, А.А.Лиханов, В.В.Медведев ("Баранкин, будь человеком!"), А.С.Некрасов, Ю.К.Олеша, Н.Огнев ("Дневник Кости Рябцева"), Л.Пантелеев,  Р.П.Погодин, А.И.Приставкин, А.Н.Рыбаков, Н.Г.Смирнов ("Джек Восьмёркин - американец"), Ю.В.Сотник, К. М. Станюкович, Ю.Н. Тынянов, Р.И. Фраерман («Дикая собака Динго, или Повесть о первой любви»),  В.С.Шефнер, Г.Щербакова.  Эти и многие другие писатели должны войти в круг домашнего чтения школьника, расширив его читательский опыт и читательскую культуру.

           Таким образом, отмечая важнейшую роль семейного чтения в приобщении ребенка к духовно-нравственным ценностям, мы говорим о том, что приобщение ребенка к художественной литературе, является незаменимым этапом в формировании  его личности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок внеклассного чтения в 6-м классе. Развитие духовно-нравственных ценностей через осмысление рассказа Ф.М. Достоевского «Мальчик у Христа на ёлке»

В подобных мероприятиях подготовительный этап играет важную роль. Детям предложено было самим составить вопросы для обсуждения. Чтобы составить вопросы, нужно было внимательно  прочитать текст, о...

Современные формы приобщения учащихся к духовно-нравственным ценностям в новых экономических условиях

Учебное заведение ГМУК-2 стремится быть инновационным, мобильным, выстраивает свою стратегию развития в соответствии с общеевропейскими процессами, чтобы оно являлось эффективной и востребованной част...

Родительское собрание на тему: "Семейное чтение как средство духовно-нравственного становления личности ребёнка"

познакомить родителей с опытом организации семейного чтения, как средством духовно-нравственного становления личности ребёнка; поощрять их стремление развивать у ребёнка интерес к чтению; познакомить ...

Адаптивная программа «Народная кукла» - как средство приобщения ребенка к истокам русской народной культуре»

В настоящее время важнейшим приоритетом современного образования является духовно-нравственное воспитание детей, подростков и молодёжи. Народная культура — это богатый материал для воспитания лю...

Проект духовно-нравственного направления "Ценности, которым нет цены..." (в рамках городского проекта Компетентные родители)

Социальная значимость реализации проекта, на наш взгляд, состоит в том, что  ориентация на семейные ценности является важной частью духовно-нравственного развития  и воспитания личности...