Урок - концерт преподавателя фортепиано ДШИ Павловой Зои Николаевны "Его величество - рояль"
материал по теме

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

ЕГО ВЕЛИЧЕСТВО РОЯЛЬ…

Слайд 2

ОРГАН – духовой клавишный инструмент

Слайд 5

КЛАВИКОРД

Слайд 8

КЛАВЕСИН

Слайд 13

C. Bechstein

Слайд 14

Бёзендорфер Fazioli

Слайд 15

Steinway & Sons (Стейнвей энд Санс)

Слайд 16

PETROF

Слайд 17

Бартоломео Кристофори ( 1655-1732)

Слайд 18

Фортепиано Кристофори 1709 год

Слайд 19

РОЯЛЬ в переводе с французского – «королевский»


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Франсуа Куперен (1668-1733 ) французский композитор, органист и клавесинист

Слайд 2

Франц Йозеф Гайдн (1732-1809 ) австрийский композитор, представитель венской классической школы, один из основоположников таких музыкальных жанров, как симфония и струнный квартет.

Слайд 3

Вольфганг Амадей Моцарт ( 1756-1791) австрийский композитор, капельмейстер, скрипач-виртуоз, клавесинист, органист

Слайд 4

Муцио Клементи (1752-1832) итальянский композитор, пианист и педагог

Слайд 5

Людвиг ван Бетховен ( 1770-1827) немецкий композитор, дирижёр и пианист, один из трёх «венских классиков»

Слайд 6

Фридрих Кулау (1786-1832) немецко-датский композитор и пианист

Слайд 7

Михаил Огинский (1765-1833) польский композитор-любитель, автор знаменитого полонеза

Слайд 8

Франц Петер Шуберт ( 1797-1828) австрийский композитор, один из основоположников романтизма в музыке, автор около 600 песен, девяти симфоний, а также большого количества камерной и сольной фортепианной музыки

Слайд 9

Рояль Франца Шуберта

Слайд 10

Фредерик Шопен ( 1810-1849) польский композитор и пианист-виртуоз, педагог

Слайд 11

Шопен за роялем

Слайд 12

Михаил Иванович Глинка ( 1804-1857) — русский композитор, основоположник национальной композиторской школы

Слайд 13

Ференц Лист ( 1811-1886) венгерский композитор, пианист-виртуоз, педагог, дирижёр, публицист, один из крупнейших представителей музыкального романтизма, величайший пианист XIX века.

Слайд 14

Иоганнес Брамс ( 1833-1897) немецкий композитор и пианист, один из главных представителей периода романтизма

Слайд 15

Пётр Ильич Чайковский ( 1840-1893) русский композитор, дирижёр, педагог, музыкально-общественный деятель, музыкальный журналист

Слайд 16

Эдвард Григ ( 1843-1907) норвежский композитор периода романтизма, музыкальный деятель, пианист, дирижёр

Слайд 17

Александр Тихонович Гречанинов (1864-1956) русский композитор-академист, ученик Римского-Корсакова, более всего известный своими хоровыми произведениями и обработками народных песен

Слайд 18

Сергей Васильевич Рахманинов (1873-1943) русский композитор, пианист-виртуоз и дирижёр

Слайд 19

Микаэл Леонович Таривердиев (1931-1996) выдающийся советский и российский композитор народный артист РСФСР, народный артист России, автор музыки к фильмам

Слайд 23

Клятва Рояль я преданно люблю, Играть я научусь, Я трудностям не уступлю,- Клянусь, клянусь, клянусь

Слайд 24

Когда меня поманит лень, Я ей не покорюсь, Работать буду каждый день - Клянусь, клянусь, клянусь

Слайд 25

Душа светлей и мысли чисты, К гармонии стремлюсь, Кредо и статус пианиста Не запятнать клянусь!


Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

МБОУ ДОД «ДШИ» г.Инта

Урок  - концерт

«Его величество - рояль»

                                                                                                           Преподаватель ДШИ

                                                                                                                   Павлова З.Н.

Инта

2012 г.

План-конспект открытого урока-концерта

преподавателя фортепиано

МБОУ ДОД «ДШИ г. Инты»

Павловой Зои Николаевны.

Дата проведения: 19 декабря 2012 года.

Тема урока: «Его величество – рояль».

Тип урока: комбинированный.

Вид урока: урок-концерт.

Цель урока:

  1. создать условия для демонстрации учащимися своих достижений в овладении навыками игры на фортепиано.

Задачи урока:

Образовательные: 

  1. сформировать представление о музыкальных инструментах, предшествующих роялю;
  2. прививать учащимся  навыки передачи содержания музыки в соответствии с авторским замыслом;
  3. создать условия для формирования понятие резерва беглости, т.к. он обеспечивает техническую непринужденность;
  4. создать условия для формирования понятия «эстрадная выдержка», чтобы исключить возможность неуверенной игры на сцене.

Воспитательные: 

  1. воспитывать исполнительскую волю, преодоление сценического волнения;
  2. воспитывать коммуникативную культуру поведения и эстетический вкус;
  3. воспитывать умение в состоянии творчества ощущать удобство, ловкость в движениях.

Развивающие: 

  1. расширять кругозор учащихся;
  2. развивать  память, внимание, мышление, моторику рук;
  3. создать условия для развития познавательного интереса и стремления к новым достижениям в исполнительском искусстве;
  4. создать условия, не допускающие физического и психического утомления от исполнения музыкальных произведений на сцене.

Методы:

  1. словесный:

рассказ педагога

декламация стихотворений учащимися

  1. наглядный:

демонстрация видеослайдов «Предшественники рояля», «Рояль на полотнах художников» и «Галерея великих композиторов».

  1. практический:

исполнение учащимися музыкальных произведений.

Оборудование:

- ноутбук

- проектор

- экран

- рояль

- банкетка

- подставка для ног (учащимся 1 класса)

Структура урока-концерта:

  1. Организационный этап:

а) приветствие;

б) актуализация темы.

2.  Теоретическая часть:

 рассказ педагога с демонстрацией видеоряда.

  1. Практическая часть:

исполнение учащимися музыкальных произведений с предварительным прочтением стихотворений.

  1. Заключительная часть: клятва роялю.
  2. Рефлексия: тестирование учащихся психологом.

Ход занятия:

  1. Организационный этап:

а) приветствие:

Сразу включен Слайд 1

- Добрый вечер, наши дорогие слушатели! Сегодняшнюю встречу мы посвящаем роялю, она так и называется «Его величество – Рояль».

б) актуализация темы:

- Вы сможете насладиться музыкой, исполняемой на этом инструменте вашими детьми. С помощью видеоряда познакомитесь с предшественниками фортепиано: органом (Слайды 2-4, звучит в записи отрывок из Токкаты и фуги ре минор И.Баха), клавикордом (Слайды 5-7, звучит в записи отрывок произведения в исполнении на клавикорде), клавесином (Слайды 8-12, звучит в записи "Тамбурин" композитора Ж.Ф.Рамо на клавесине), а также с марками современных фортепиано и роялей (Слайды 9-16). Увидите портреты композиторов, писавших сочинения для рояля и его далёких «родственников». Кроме того, вы услышите стихи, которые не были бы написаны, если бы не существовало нашего любимого инструмента – Его Величества Рояля. И сегодня мы признаёмся ему в любви.

2.  Теоретическая часть:

   (Слайды 17-18)   

- Проводя много времени в обществе рояля, мы, по сути, мало знаем о нём. Изобретение фортепиано принято связывать с именем флорентийца Бартоломео Христофори. Но когда идея носится в воздухе, обычно её воплощают одновременно и независимо разные люди: во Франции – Жан Мариус, в Германии – Готлиб Шрётер. Инструмент Христофори оказался более удачным, и кроме того, был продемонстрирован публике раньше, ведь Бартоломео работал хранителем и реставратором музея музыкальных инструментов во дворце флорентийского герцога Медичи. Там он и представил его гостям, но ожидаемой радости не получилось: многие композиторы и исполнители того времени отзывались о фортепиано неодобрительно.  Инструмент был представлен даже Иоганну Себастьяну Баху, но похвалы не последовало.

        (Слайды 19-20) 

За время существования инструмент много раз пытались усовершенствовать. Например, предлагали две клавиатуры или клавиатуру, как у печатной машинки. Но всё тщетно.

        Рояль имеет уникальный диапазон, охватывает спектр звучания всех оркестровых инструментов: от самых низких нот басового фагота - до верхних нот  флейты-пикколо.

        (Слайды 21-26)

Наш инструмент очень непритязателен при всех своих возможностях. Он – самостоятельный участник различных ансамблей, также играет с оркестром, и он же – аккомпанирующий инструмент.

        (Слайды 27-29)

Рояль вдохновлял не только музыкантов, поэтов, но и художников. Существует много прекрасных полотен с его изображением, где музыкальный инструмент - один из героев сюжета.

        Каждый инструмент имеет свою историю, свой характер. Ведь пианино и рояли всех марок и размеров от бюджетных «Красных Октябрей» и «Аккордов», представительских «Петрофф» и «Вайнбахов» до аристократов «Стенвеев», «Фёрстеров» и «Бехштейнов» достойны нашей любви.

(Слайд 30)

        Недавно в нашей школе произошло чрезвычайное приятное событие, к которому мы приурочили это мероприятие.  У нас появился «иностранец» марки «Карл Майер», первое фортепиано такого класса в нашем учреждении (и по достоверным сведениям, далеко не последнее). Я хочу представить вам человека, с помощью которого был приобретен этот замечательный инструмент – это депутат Городского Совета Администрации МОГО «Инта» Лидия Николаевна Гридчина. Конечно, сейчас она нам помогает, имея административный ресурс. Но я прекрасно помню те времена, когда Лидия Николаевна, будучи человеком образованным и высококультурным, приходила в наши стены по духовному порыву, удовлетворяя свои эстетические потребности. Как частное лицо, она не раз помогала нам выехать на всероссийские или международные конкурсы. А совсем недавно Л.Н. Гридчина учредила премию «Учитель – ученик», и мы гордимся тем, что первой обладательницей её стала ученица нашего класса Арина Куликова.

3.Практическая часть:

(Слайд 31)

        - А сейчас мы начинаем наш концерт. Эпиграфом будем считать замечательные слова: «Её величество Музыка никогда не фальшивит, равно как и душа настоящего Поэта, вот почему они – одно целое». Как я обещала, выступления ваших детей будет ненавязчиво сопровождать видеоряд  «Галерея великих композиторов».

(Слайд 32)

1. Д. Грузда, ученица 1 класса:

«Загадка»

  Н. Болтачёва

Он стоит в концертном зале,

Клавесином был вначале.

Может «форте» и «пиано»

Исполнять вам неустанно.

В нём звучит мажор, минор.

Всем известно с давних пор,

 в мире звуков он – король.

Фа диез и си бемоль

Дружно в нём живут.

Стоя рядом с ним, поют.

Клавиши перебирают

Нажимают на педаль.

Этот инструмент – РОЯЛЬ.

Исполняет ансамбль с педагогом на тему «Венгерская рапсодия» Ф. Листа.

(Слайд 33)

  1. С. Ладно, ученица 1класса

«Мне купили пианино».

В. Макарченко

Мне купили пианино.

- Развивать талант у сына! –

Заявила твёрдо мама. –

Не сутулься. Сядь-ка прямо.

Мы с тобой разучим в сроки

Все домашние уроки…

В небе солнце, или тучи –

Мы упрямо гаммы учим.

Идут мальчишки на футбол.

А Генка с папой в лес пошёл,

На охоту за грибами.

Я играю маме гаммы.

- Ну, прислушайся, как надо!

Тут сажусь я с мамой рядом.

- Послушай, как звучит урок!

И всё у мамы – точно в срок.

И вновь мелодии звучат…

А я за маму очень рад.

Ведь у неё большой талант.

Вот мама – явно музыкант.

Мне купили пианино –

Музыкантом сделать сына…

Я давно забросил гаммы.

Инструмент теперь… для мамы.

Исполняет украинскую народную песню «Ой ты, дивчина».

(Слайд 34)

  1. Р. Рахматуллина, ученица 1класса

 «Нам купили пианино».

А. Боголюбова

- Нам купили пианино! –

Говорит сестрёнка Нина.

- Нам купили фортепьяно! –

Говорит сестрёнка Яна.

Спорит Нина.

- Пианино!

Спорит Яна.

- Фортепьяно!

Спорит Яна, спорит Нина.

- Фортепьяно! Пианино!

Их попробуй, разними, -

Си, ля, соль, фа, до, ре, ми!

Есть диез, и есть бемоль, -

До, ре, ми, фа, си, ля, соль!

Вот играть садится Нина,

И играет пианино.

Вот играть садится Яна,

И играет фортепьяно.

Вот бы им ужиться в мире

И играть в руки четыре!

(Слайд 35)

  1. А. Хрястова, ученица 1класса

«Я целый день играла гаммы».

Инна Левченко

Под неусыпным взором мамы,

Я целый день играла гаммы,

И просто выбилась из сил,

Играя: До – Ре – Ми - Фа… Си…

Не помню, как сползла со стула,

И как на клавишах уснула,

И снились снова те же гаммы,

И клавиши фортепиано…

Исполняет произведение «Балалайка» А. Корольковой.

(Слайд 36)

  1. Л. Загоруйко, ученица 2 класса

«Форте и пиано».

Любовь Добреева

Чтобы музыкой игрушки

Не тревожить утром рано,

Вы играйте тихо-тихо,

«Тихо» в музыке – «пиано».

Наконец, игрушки встали,

Вы теперь их раззадорьте

И играйте громко-громко,

«Громко» - это значит «форте»!

Исполняет произведение К. Гурлитта «Этюд».

(Слайд 37)

  1. Н. Гераськина, ученица  2 класса

«Подготовка».

Л. Слуцкая

Эта игра хоть игра, но и труд.

Руки вначале пускай отдохнут.

В небо взлетят и всей тяжестью вниз,

Чтоб получить музыкальный сюрприз.

Исполняет произведение А. Гречанинова «В разлуке».

(Слайд 38)

  1. К. Чаланова, ученица 2 класса

«Весёлая мышка».

А. Усачёв

Весёлая мышка в рояле жила,

Она музыкальною мышкой была,

И часто под звуки рояля

Пищала она: «Тра – ля – ля – ля!»

Хозяин рояля о мышке не знал.

Он топал ногой и по крышке стучал,

Когда начинало в рояле

Фальшиво звучать: «Тра – ля – ля – ля!»

Но вот знаменитый настройщик пришёл

И сразу дефект у рояля нашёл.

- Ах, вот, - он воскликнул, - в чём дело?! –

И мышь от стыда покраснела.

А мастер из сумки достал инструмент

И правильно мышку настроил в момент.

И вот она вместе с роялем

Отлично поёт: «Тра – ля – ля – ля!»

Поют композитор, настройщик и мышь,

Зовут всех троих на гастроли в Париж,

А если там нету рояля,

Им все подпоют: «Тра – ля – ля – ля!»

Исполняет произведение П. Чайковского «Новая кукла».

(Слайд 39)

  1. А. Ярулина, ученица 2 класса

«В музыкальном магазине».

Д. Смайлз

В музыкальном магазине

Мы сегодня неспроста.

Покупаем пианино,

Наконец сбылась мечта!!!

Разовью свои таланты,

Буду ноты изучать.

Стану юным музыкантом,

Чтоб на сцене выступать.

А пока, расправив плечи,

Чтоб без дела не скучать,

Маме с папой каждый вечер,

Буду Моцарта играть.

Исполняет произведение В. Моцарта «Бурре».

(Слайд 40)

  1. Д. Криволапова, ученица 3 класса

«Наша маленькая Нина».

В. Логовская

Наша маленькая Нина

Разлюбила пианино.

Только сядет за урок,

Котик на коленки – скок!

Кузя скок, и кузя прыг,

Наша Нина в рёв и крик:

- Я играть не буду гаммы, -

Нина жалуется маме.

- Мне мешает вредный кот,

Лапой клавиши он бьёт.

 - Что ж, - сказала Нине мама, -

Выход мы найдём из драмы:

Мы кошачье пианино

Кузе купим. Верно Нина?

Пусть его наш славный кот

Хоть в четыре лапы бьёт!

Исполняет произведение С. Павлюченко  «Фугетта».

(Слайд 41)

  1.   Д. Лебедева, ученица  3 класса

«Звонкие нотки».

Т. Лаврова

В городишке у реки,

Где ромашки, васильки

Нотки звонкие живут,

В доме праздник создают.

Все – певцы и музыканты,

Превосходные таланты!

Имена покрыты славой,

Дружат ноты всей октавой.

Отдыхают на линейках –

Тонких лесенках – скамейках.

Есть своё у всех местечко.

Днём купаться ходят в речке,

Чай гоняют неустанно

Очень дружным нотным станом.

Наши нотки – не лентяйки,

Все отличные хозяйки.

Варят вкусное варенье,

Стол накроют – загляденье!..

А уж если запоют,

Всю округу созовут.

Веселятся от души!

Нотки чудо хороши!

Пляшут-пляшут день-деньской

На полянке за рекой.

Исполняет произведение В. Коровицина «Ветряные мельницы».

(Слайды 42-43)

  1.   Н. Максимова, ученица 7 класса

«По чёрно-белым клавишам».

С. Майер

По чёрно-белым клавишам рояля,

Мелодию настойчиво ища,

Как бабочки, блистательно порхает,

По клавишам стучит твоя душа.

Сплетая звуки в тонкие аккорды,

Пытаясь выразить смятенье своих чувств,

Перебирает друг за другом ноты,

Но, неожиданно, находит только грусть.

По чёрно-белым клавишам рояля

Играешь, выражая чувств фонтан.

Со временем потом душа узнает,

Как из фонтана создан океан.

Исполняет произведение И. Баха «Аллеманда соль-минор» из «Французской сюиты».

(Слайды 44-45)

  1.   Д. Денкевич, ученица  5 класса

«Кошачий вальс»

Л. Добреева

Я сижу за пианино

Вот уже который час.

Я сижу с тоскливой миной

И учу «Собачий вальс».

Вдруг на пианино прямо

Наша Мурка улеглась!

Наиграла лапкой гамму

И мурлыкать принялась.

Почеши меня за ушком, -

Приоткрыла кошка глаз.

Но это ж, кошка, не игрушки,

Это же – «Собачий вальс»!

Я сказала: «Брысь отсюда!»

Принялась ей объяснять,

Что всю жизнь, наверно, буду

Этот вальс запоминать.

И зачем собаки только

Сочинили этот вальс!

Танцевали б лучше польку

Или просто пели джаз!

Исполняет произведение М. Таривердиева «Ноктюрн».

(Слайд 46)

  1.   А. Гнатенко,  ученица 5 класса

«Рояль много клавиш имеет и струн…»

Рояль много клавиш имеет и струн.

У каждой струны – молоточек-игрун.

У клавиш – два цвета: черный и белый.

Медведь на рояле играет умело.

А по-другому рояль зовут странно,

Чудно, непонятно – фортепиано.

И пианино его называют.

Форте – громко обозначает,

 а пиано – тихо, тихонько.

Клавиш коснись рукою легонько.

Слышишь, рояль начинает звучать?

И громко, и тихо может играть.

Посмотри-ка, у рояля

Крышка есть и две педали.

На спине – крыло большое,

Словно парус над волною.

Много черных, белых клавиш –

Сразу все не сосчитаешь!

Исполняет произведение В. Коровицина «Полонез».

(Слайды 47-48)

  1.   К. Сизова,  ученица 5 класса

«Мурка и пианино».

Любовь Добреева

К пианино голову склонила,

Навострила ухо,

Всех нас Мурка удивила

Музыкальным слухом.

«Как чудесно ЛЯ звучит –

Слушаю прилежно я,

Словно Васька мне мурчит

Что-то очень нежное…

Я октавы вверх и вниз

Ноты все прослушаю,

Не зови меня «кис-кис»

Позже я покушаю!»

Исполняет произведение М. Парцхаладзе «В цирке».

(Слайд 49)

  1.   К. Остапчук, ученица 6 класса

«Ноты»

Л. Слуцкая

Чтобы знать все от и до,

Слушай чаще ноту ДО.

Первый лучик на заре

Это наша нота РЕ.

Мёда капельку возьми

И получишь ноту МИ.

ФА – внутри стручка фасоль.

СОЛЬ важна как в пище соль.

ЛЯ прекрасна как Земля.

СИ – сигнал, зовущий в путь.

Ноты ты не позабудь!

Исполняет произведение Ж. Равина «Этюд ля-минор».

(Слайд 50)

  1.   С. Костоглотова, ученица  6 класса

«На гладкой черной крышке пианино…»

Марфи

На гладкой черной крышке пианино,

Ворчавшего порой         по-стариковски,

Стояли две фигурки: балерина

И гипсовый задумчивый Чайковский.

Свидетели немые обученья

Ребёнка в детской музыкальной         школе,

И слёз горючих над этюдом Черни,

И слёз восторга перед «Баркароллой»

Но ученице – как же ей хотелось

Отбарабанить заданное живо

И вынуть из портфеля «Консуэло»…

Но строг был голос бабушки: «Фальшивишь!»

Взирала сверху гипсовая свита,

Как ёжилась она на табурете:

Казалось, что страдает композитор,

Что умирает юная Одетта…

Сорвался палец с черно-белых клавиш,

И будто в сердце что-то укололо:

«Опять фальшиво, девочка, играешь»-

Спустя десятилетья строгий голос…

Исполняет произведение В. Коровицина «Болеро».

(Слайд 51)

  1.   Е. Пасичник, ученица 6 класса

«Наш класс, рояль...»

Н. Битова

Наш класс, рояль, и Вы за ним,

Волшебный звук по классу льётся.

 Мы слушаем и все молчим,

Душа наружу будто рвётся.

А музыка прекрасна та…

Не описать её словами.

В ней сила, нежность, красота,

Так тонко передана Вами.

Хочу сказать спасибо Вам,

 Что душу нам свою дарили,

За то, что помогали нам,

 И нас прекрасному учили.

Исполняет произведение М. Глинки ноктюрн «В разлуке».

(Слайды  52-53)

  1.   С. Чертовских, ученик  7 класса

«Пианино»

Я. Бруштейн

Добрая учительница Нина Ростиславна-

Как она старалась, даже плакала порой,

Говорила «Умничка!», одобряла «Славно!»

Юного оболтуса, голова с дырой.

Пальцами корявыми Черни я уродовал,

В детской подсознании злое зло храня.

Нина Ростиславна называла родами

Все свои попытки выучить меня.

Только не рождался я, хоть отрежь да выбрось,

Ваном типа Клиберном, признаю вину…

В клетчатой рубашечке и в штанах на вырост

Убегал до вечера слушать тишину.

Милая, очкастая, золотая Нина…

С прошлым веком мы росли, с ним же и умрем.

Чёрное, огромное это пианино

Называлось просто – «Красным Октябрём».

Исполняет произведение И. Баха «Аллеманда соль-мажор» из «Английской сюиты».

(Слайд 54)

  1.   А. Куликова, ученица 7 класса

«Старый рояль»

Джелал

Конечно, стар, но как всегда – роскошен,

В углу гостиной у окна грустит рояль –

Король гармоний. Нынче он заброшен

И не тревожит струн старинных сталь.

Король молчит. Он, может быть, мечтает,

Что Королева вновь к нему придёт

И царских рук стремительный полёт

Его клавиатуру обласкает.

Рояль молчит, он вновь не запоёт.

И струн стальных натянутые нервы

Не вздрогнут вдруг под пальцами Её.

Король своей лишился Королевы.

Но кажется порой – на этих струнах спят

Француза польского пленительные вальсы.

Их тронь – и зазвучат, как много лет назад,

Когда по клавишам Её скользили пальцы.

Исполняет произведение Г. Вавилова «Забытый вальс».

  1. Заключительная часть:

(Слайды 55-57)

- А теперь я попрошу всех учащихся, принимавших участие в концерте, подняться на сцену. Давайте все вместе пообещаем Роялю:

- почаще подходить к инструменту;

- теснее с ним дружить;

- любить музыку;

- сохранить эту любовь на долгие годы.

(Слайды 58-60)

Все вместе читают клятву Роялю:

Рояль я преданно люблю,

Играть я научусь,

Я трудностям не уступлю –

Клянусь, клянусь, клянусь!

Когда меня поманит лень,

Я ей не покорюсь,

Работать буду каждый день –

Клянусь, клянусь, клянусь!

Душа светлей и мысли чисты,

К гармонии стремлюсь,

Кредо и статус пианиста

Не запятнать клянусь!!!

  1. Рефлексия: 

(Слайд 61)

Профессиональный психолог проводит тестирование учащихся.

Источники информации:

  1. сайт musikalka@narod.ru
  2. сайт propianino.ru
  3. сайт «Фортепиано и поэзия»
  4. С. Газарян  «В мире музыкальных инструментов», М., Просвещение, 1985 г. с.73, с.121-124



Предварительный просмотр:

Самоанализ открытого урока-концерта

преподавателя по классу фортепиано

МБОУ ДОД «Детская школа искусств»

Павловой Зои Николаевны.

        При подготовке к уроку я подбирала учебный материал, который был бы интересен учащимся разных возрастов. При этом учитывала научность, достоверность сведений и фактов, старалась изложить их в доступной форме. Для лучшего усвоения использовала наглядные средства, а именно – слайды, иллюстрирующие содержательную часть.

        Цель данного урока:

  1. создать условия для демонстрации учащимися своих достижений в овладении навыками игры на фортепиано.

При этом старалась решить следующие задачи:

Образовательные: 

  1. сформировать представление о музыкальных инструментах, предшествующих роялю;
  2. прививать учащимся  навыки передачи содержания музыки в соответствии с авторским замыслом;
  3. создать условия для формирования понятие резерва беглости, т.к. он обеспечивает техническую непринужденность;
  4. создать условия для формирования понятия «эстрадная выдержка», чтобы исключить возможность неуверенной игры на сцене.

Воспитательные: 

  1. воспитывать исполнительскую волю, преодоление сценического волнения;
  2. воспитывать коммуникативную культуру поведения и эстетический вкус;
  3. воспитывать умение в состоянии творчества ощущать удобство, ловкость в движениях.

Развивающие: 

  1. расширять кругозор учащихся;
  2. развивать  память, внимание, мышление, моторику рук;
  3. создать условия для развития познавательного интереса и стремления к новым достижениям в исполнительском искусстве;
  4. создать условия, не допускающие физического и психического утомления от исполнения музыкальных произведений на сцене.

Все этапы урока логически связаны между собой. При проведении мероприятия

соблюдались здоровьесберегающие требования: кресла в зале удобны, не вызывают дискомфорта; учащиеся во время занятия двигались, меняли позы, т.е. не испытывали двигательной утомляемости. Перед началом концерта зал был хорошо проветрен.

        Я считаю, что цель урока достигнута, задачи решены.

 Немаловажную роль сыграл индивидуальный подход в подборе стихотворений и музыкальных произведений для каждого учащегося. Многое зависело от эмоционального настроя учеников, поэтому я старалась создать условия для формирования навыков самоконтроля и последующего анализа выступления. При общении с каждым учеником использую понимающий стиль общения, поддерживаю психологический контроль.

Работая с учащимися над эмоционально-выразительным исполнением на сцене, старюсь передать через ассоциации свое эмоциональное понимание внутреннего содержания каждого произведения. Если некоторые учащиеся сами стремятся работать, имеют побудительный мотив, то в отношении отдельных учеников приходится прибегать поначалу к принудительным методам в разумных пределах.

Это занятие хорошо демонстрирует индивидуальность каждого ребёнка. Например, Даша Денкевич играла собранно, внимание её было сконцентрировано, исполнение стабильное.  Недостаточную исполнительскую волю показали Настя Максимова, Люба Загоруйко, Даша Криволапова, что выражалось в неуверенном исполнении, помарках, т.е. девочкам не удалось преодолеть внутреннее волнение и боязнь сцены.

Многим учащимся, таким как Степан Чертовских, Катя Пасичник, Арина Куликова, обладающим высоким интеллектом, работоспособностью и природным артистизмом, декламация стихотворений помогла настроиться на более эмоциональное исполнение музыкальных произведений, что было отмечено публикой.

В заключение хочу сказать, что такие мероприятия определяют дальнейшую работу с учениками, указывают на промахи и демонстрируют успехи каждого из них. В любом случае ученик и учитель приобретают положительный опыт и мотивацию к профессиональному росту.

        



Предварительный просмотр:

Отзыв  Ильиной Ирины Владимировны.

бабушки ученицы 5 класса Денкевич Дарьи.

В мире прекрасного.

        В зале тишина. На сцену ДШИ вышла красивая статная женщина – наша Зоя Николаевна, педагог по классу фортепиано.  «Его величество – Рояль» - так назывался вечер, который подготовила и  провела Павлова З.Н.

        На первых рядах сидели выступающие, все ученики Зои Николаевны, от младших классов до старших. Маленькие девочки в своих пышных красивых  платьях похожи на фей, а старшеклассники  - в более строй форме: все нарядные и очень серьёзные.

        Вечер начала сама ведущая – Зоя Николаевна, проведя нас – зрителей – и своих учеников в экскурс по истории создания рояля. Для  слайд-шоу  были подобраны интересные кадры, а выступления участников сопровождала трансляция портретов известных русских и зарубежных композиторов.

На сцену выходили дети, и каждый читал стихи, а потом исполнял музыкальное произведение. Надо было видеть, с каким усердием играли дети. Они чувствовали свою значимость и от этого старались изо всех сил. Зрители с благодарностью аплодировали.

В заключение вечера Зоя Николаевна пригласила на сцену всех участников концерта. Вместе они прочитали «Клятву Роялю», текст которой сочинила сама учительница.

Такие творческие вечера всегда радуют нас, родителей-зрителей. Ведь наши дети готовятся к выступлениям с особой тщательностью. Зоя Николаевна находит нужные слова и подход к каждому ребёнку. С её помощью дети не просто учатся играть на рояле, который по праву называют «королём музыки», но и передавать свои чувства, эмоции, настроение.

Спасибо, Зоя Николаевна, за Ваш труд, за то прекрасное, что Вы даете нашим детям, а значит, и всем нам. Желаю Вам доброго здоровья и открытия новых «звездочек» на музыкальном небосклоне.

С уважением,

И.В. Ильина.

Отзывы об уроке – концерте

Константина Евгеньевич Чертовских,

папы ученика 6 класса Степана Чертовских.

        Я присутствовал в музыкальной школе на открытом мероприятии, посвящённом Его величеству – Роялю. На уроке был проведён экскурс в историю рояля. Для себя я открыл много неизвестного, а главное – интересного. В концерте принимали участие дети разных возрастов. Все они уникальны и не похожи друг на друга, но при этом их всех объединяет игра на пианино. Было заметно, как дети прониклись музыкой, её предназначением и глубоким смыслом.

        Можно много говорить о том, что ученики приложили немало усилий, но нельзя забывать и о роли учителя. Зоя Николаевна Павлова – преподаватель моего сына. У Степана есть определённые музыкальные способности, но лень мешает ему воспользоваться своими умениями в полной мере. Зоя Николаевна очень многое сделала для нашего ребёнка: она помогла ему по-настоящему полюбить музыку, не жалела своих сил, занимаясь с ним дополнительно. Но кроме этого, по признанию самого Степана, Зоя Николаевна помогала ему «эмоционально» - учительница могла подолгу беседовать с мальчиком о его проблемах, с которыми он не мог поделиться с родителями или друзьями. Павлова З.Н. не только учитель, она человек, который смог расположить к себе нашего сына, а уж я-то знаю, что этого добиться совсем не просто.

        Возвращаясь к уроку-концерту, хочу сказать, что исполнение  Степаном произведения И.С. Баха «Аллеманда» понравилось не только мне,  как отцу, но и другим слушателям. Удачное выступление на открытом уроке-концерте побудило Степана серьёзнее отнестись к экзаменационной подготовке.

        Я очень рад, что именно Зоя Николаевна занимается музыкой с моим сыном.

Константин Чертовских.

Отзыв Кравчук Оксаны Андреевны,

мамы ученицы 7 класса Куликовой Арины.

        Моя дочь учится у Павловой З.Н. уже 6 лет. За это время я успела хорошо узнать Зою Николаевну и как педагога, и как человека. Она умеет найти подход к любому ребёнку, увлекает своей любовью к музыке не только учеников, но и родителей. Зоя Николаевна учит детей преодолевать трудности, быть терпеливыми в достижении цели. Сама хорошо владеющая инструментом, она передает свои знания и умения детям, не считаясь с личным временем: занятия проводятся и в выходные дни, и во время каникул.  Благодаря  Зое Николаевне, моя дочь Арина значительно повысила технику исполнения, научилась чувствовать глубину звука, эмоционально передавать содержание музыкальных произведений.

        Но Зоя Николаевна не только учитель, она – старший товарищ, наставник, с которым можно посоветоваться. Арина (я думаю, что не только она) доверяет своему педагогу, порой делится школьными проблемами. Иногда они обсуждают прочитанную книгу, фильм или новинки моды, т.е. общение с учениками не ограничивается только музыкой.

        Открытый урок «Его величество – Рояль» я рассматриваю с двух сторон. Как зритель, я была тронута чтением весёлых стихов наивными первоклашками и проникновенной декламацией старшеклассников, с удовольствием слушала  классические и современные музыкальные произведения    в исполнении юных пианистов. А как педагог, отметила методически грамотное построение урока, хорошую подборку иллюстраций, использование современных технологий, завершённость каждого этапа занятия.

        В заключение хочу сказать, что благодаря Зое Николаевне, моя дочь Арина хочет стать профессиональным музыкантом. Она уже поставила перед собой цель: поступить в музыкальное училище, а затем в Петрозаводскую консерваторию.

        Спасибо, Зоя Николаевна, что помогаете моей девочке воплотить мечту в жизнь!

С глубоким уважением

Кравчук О.А.



Предварительный просмотр:

Выписка из заключения по результатам

диагностического обследования

учеников МБОУ ДОД «Детская школа искусств»

(класс фортепиано преподавателя Павловой З.Н.)

Цель: определить эмоциональное состояние подростков, степень их «включенности», заинтересованности на уроках по специальности фортепиано (преподаватель музыкального отделения МБОУ ДОД «Детская школа искусств» Павлова З.Н.)

Методика: цветопись (адаптированный вариант теста Люшера). В ходе диагностики ученику предлагается подобрать цвет, который напоминает внутреннее состояние и эмоции, которые он чаще всего испытывает на определённом уроке.

Контингент: учащиеся класса фортепиано МБОУ ДОД «Детская школа искусств».

Диагност: педагог-психолог МБОУ «Лицей № 1 г. Инты» Евстигнеева Ю.А.

Дата проведения обследования: 19 декабря 2012 г.

Результаты отражены в таблице:

Таблица: соотнесение учениками цвета с настроением

 на уроке по специальности фортепиано преподавателя Павловой З.Н.

цвет и его

интер-

претация











класс

желтый

красный

зелёный

серый

коричневый

чёрный

опрошено

учащихся


Восторг,

радость,

интерес к

учебному предмету


Активная работа

 на уроке,

«включен-

ность»

в ситуацию, интерес к учебному предмету


Спокойствие,

уравно-

вешенность

эмоций, доброже-

лательное отношение к ситуации, настойчивость в преодолении

трудностей


Безразличие к учебному предмету


Ощущение усталости


Негативное отношение к ситуации,

ощущение подавленности


класс фортепиано

2012-2013

учебный

год


5 чел.-

28 %


5 чел. –

28 %


8 чел. –

44 %


0 чел. –

0 %


0 чел. –

0 %


0 чел. –

0 %



18

        В классе обучается 19 человек. На момент обследования присутствовали и были опрошены 18 человек. Возраст учеников находится в диапазоне от 7 до 16 лет. Из 18 человек 1 является представителем мужского пола, остальные 17 – женского.

        В ходе диагностики детям и подросткам предлагалось подобрать цвет, который напоминает внутреннее состояние и эмоции на уроке по специальности фортепиано.

        Большинство ребят, а именно 44 % обучающихся, ассоциируют своё настроение на данных уроках с зелёным цветом, а значит, испытывают спокойное и уравновешенное состояние, доброжелательно относятся к учебному процессу, проявляют настойчивость в преодолении трудностей. Следует отметить, что зелёный цвет в психологии нередко соотносят с упорством и настойчивостью, склонностью к систематизации, чувством соперничества, аккуратностью и педантизмом. Обучение игре на музыкальном инструменте предполагает многократные повторения, нередко одних и тех же действий с целью их постепенной автоматизации.

        Желтый цвет для обозначения своего эмоционального состояния на уроках по специальности выбрали 28 % ребят. Подобные результаты позволяют сделать вывод о том, что ведущими эмоциями этих учеников на уроках данного преподавателя являются восторг, радость и интерес.

        28 % детей, согласно интерпретации результатов опроса, проявляют активность и интерес на уроках, «включенность» в учебную ситуацию и ассоциируют своё состояние на уроках по специальности фортепиано с красным цветом.

        В целом 56 % (28 % + 28 %) учеников используют желтый и красный цвета для обозначения своего настроения на уроках преподавателя музыкального отделения Павловой З.Н. Подобные результаты диагностики свидетельствуют о высокой мотивации данной группы школьников к учебному предмету.

        100 % учеников ассоциируют свое настроение с желтым, красным или зеленым цветами, что часто является показателем наличия комфортных психологических условий на уроках.

        Безразличие к предмету не выявлено ни у 1 человека из 18, что соответствует 0 % от общего числа опрошенных. Ощущение усталости как реакция на урок по специальности в ходе диагностики не зафиксировано. Негативное отношение к предмету также не выявлено.

        Обобщая вышеизложенное, целесообразно сделать вывод о наличии ощущения комфортности на уроках по специальности Павловой З.Н. у 100 % учеников, а также о высоком уровне мотивации у 56 % учащихся данного класса МБОУ ДОД «Детская школа искусств».

Педагог-психолог МБОУ «Лицей № 1 г. Инты»                 Евстигнеева Ю.А.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Реферат для преподавателя фортепиано

Данный реферат раскрывает значение педализации в детских музыкальных школах. Будет полезен как для начинающих специалистов, так и закоренелых педагогов....

Открытый урок - концерт класса фортепиано "Художественные образы в произведениях "Детского альбома" Владимира Коровицына."

Знакомство с творчеством В.Коровицына на примере произведений "Детского альбома"...

Интерактивный урок -концерт "Детские пьесы для фортепиано Д.Шостаковича"

Урок -концерт посвящен музыке для детей, написанной  выдающимся композитором современности  Д.Шостаковичем. ...

План-конспект открытого урока по специнструменту фортепиано преподавателя Кочергиной Ирины Владимировны. тема: "Какие мы разные"

Если вы посмотрите на фортепианную клавиатуру, то увидите, что она состоит из белых и черных клавиш, расположенных в определенной последовательности, которая повторяется семь раз. Почему именно т...

Методическая разработка концерта класса фортепиано, посвященного творчеству Л. Бетховена

ЦельУглубленное знакомство с творчеством Бетховена.ЗадачиПознакомить учеников с жизнью и творчеством Л. БетховенаПогрузить учеников в необъятный мир музыки Л. БетховенаПредоставить ученикам возможност...

Юбилейный концерт класса преподавателя фортепиано и концертмейстера Назлымовой Эльвиры Айдеровны «Разноцветный мир музыки в поколениях».

Организатором концерта выступила Назлымова Э.А. , ведущие концерта: Эльвира Айдеровна Назлымова и учащаяся 2го класса Дарья Савчук.На концерт были приглашены учащиеся школы и их родители, преподавател...

«Детская музыкальная школа в системе образования. Методики и психологии деятельности преподавателя фортепиано»

В моей работе описывается,что такое музыкальная школа. Описаны дошкольный,школьный и донотный периоды обучения. Рассказываю, как музыкальная школа формирует навыки и привычки детей. правильный психоло...