Интеграции духовно-нравственной культуры в урочной и внеурочной деятельности
материал на тему

Бухарова Людмила Ивановна
Опыт работы МКОУ « Средняя общеобразовательная школа № 16» в рамках экспериментальной площадки «Создание инновационной модели сетевого взаимодействия образовательного учреждения по формированию духовно-нравственной среды в образовательном пространстве»
 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon vystuplenie_opyt_2poslednee.doc152 КБ

Предварительный просмотр:

Администрация города Дзержинска Нижегородской области

Управление образования Администрации города Дзержинска

Муниципальное казенное образовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 16»

Опыт работы МКОУ

 « Средняя общеобразовательная школа № 16»

в рамках экспериментальной площадки «Создание инновационной модели сетевого взаимодействия образовательного учреждения по формированию духовно-нравственной среды в образовательном пространстве»

по теме:

« Интеграции духовно-нравственной  культуры в урочной и внеурочной деятельности»

Подготовили:

заместитель директора по

воспитательной работе

Бухарова Людмила Ивановна

Методисты учебно-методического сектора

Пешехонова Лариса Викторовна

                                                                Сергачева Ольга Анатольевна

Дзержинск

2012 год


Опыт работы МКОУ

 « Средняя общеобразовательная школа № 16»

по « Интеграции духовно-нравственной  культуры в урочной и внеурочной деятельности»

 «Особая сфера воспитательной работы – ограждение детей, подростков, юношества от одной из самых больших бед – пустоты души, бездуховности… Настоящий человек начинается там, где есть святыни души…-   говорил В.А. Сухомлинский   

Духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся являются первостепенной задачей современной образовательной системы и представляют собой важный компонент социального заказа для образования. Наше государство лишилось официальной идеологии, общество – духовно-нравственных идеалов. Сведенными к минимуму оказались духовно-нравственные и воспитательные функции действующей системы образования. Личность не развивается сама по себе, для ее роста необходима опора на идеалы, которые возвышаются над ней и значимы для нее. Мы живем в стране, в которой 80 % населения идентифицируют себя с православием – религией, с которой связаны героические истории страны. Образование как целенаправленный процесс обучения и воспитания во все времена было важной частью общественной  жизни, поскольку от его состояния напрямую зависит будущее страны.

В 2008 году наша школа получила  статус  городской экспериментальной площадки по духовно-нравственному воспитанию личности ребенка.

 В настоящее время наша школа является единственным культурно-образовательным учреждением в поселках  Горбатовка, Ивановка, Победа, с/х «Доскино».

      Удаленность школы от г.Дзержинска и Н. Новгорода накладывает свой отпечаток на  организацию воспитательного процесса, в частности,  это ограничение возможности посещения  центров дополнительного образования. Поэтому наши дети  активно участвуют во всех мероприятиях, проводимых в школе.    Социальный контингент  микроучастка  школы имеет свою специфику:

  1. большинство  родителей это рабочие
  2. количество  родителей  являются безработными, имеют только временную или сезонную работу 
  3. имеют среднее и среднее – специальное образование.  

  Анализируя сложившуюся ситуацию и учитывая особенности контингента  обучающихся и их родителей мы решили , что основным направлением нашей работы должно  стать совершенствование духовно-нравственного воспитания обучающихся . 

Нами были поставлены следующие задачи духовно-нравственного воспитания

  1. Гармоничное духовное развитие личности, привитие ей основополагающих принципов нравственности: доброты, честности, желания заботиться о ближнем, укрепления семейных уз  любви к детям, уважения к старшим
  2. Усвоение лучших моральных и нравственных принципов, выработанных человечеством на протяжении своей истории, сохранение исторической

       преемственности поколений; воспитание патриотов России

  1. Сохранение и приумножение нравственных, культурных и научных ценностей общества; развитие национальной культуры; воспитание граждан
  2. демократического государства, уважающих права и свободы личности;

      объединение усилий семьи, ОУ в воспитании детей

   В программе «Духовно- нравственное воспитание в школе» были намечены этапы ее реализации:

  1. подготовительный 1 год - 2008-09 уч. г.
  2. основной 2 года - 2009-11 г. г
  3. заключительный 1 год – 2012 г.

Подготовительный этап имеет свои цели и задачи:

  1. Анализ современной ситуации в области теории духовно-нравственного воспитания обучающихся .
  2. Ознакомление педагогов с опытом работы  по  теме духовно-нравственного воспитания обучающихся
  3. Разработка концепции духовно-нравственного воспитания обучающихся в условиях современной средней общеобразовательной школы.
  4. Разработка общей методологии Активизация  работы по использованию психологических методов для сохранения здоровья детей и повышения уровня их духовно-нравственного развития.
  5. Первоначальное анкетирование и тестирование обучающихся
  6. Выбор и обоснование основных методов и форм духовно-нравственного воспитания применительно к различным ступеням обучения.
  7. Разработка методических пособий для классных руководителей.
  8. Разработка методических пособий для учителей предметников
  9. Сбор краеведческих материалов для виртуального музея
  10. Проведение педагогического совета по теме «Воспитание XXI века: духовно- нравственное воспитание личности»

  Подготовительный этап работы прошел достаточно плодотворно. Конкретными результатами подготовительного этапа можно считать выполнение указанных задач.    

   Более подробно хочется остановиться на работе по созданию  виртуального музея. В настоящее время заложены его основы. Накоплен значительный краеведческий материал: предметы старины, одежды России, экспонаты народных промыслов нижегородской губернии, история поселка и школы. Жители поселка отмечают своевременность и необходимость подобной работы и охотно помогают школьникам. В своей деятельности, творчески работающие учителя школы, широко используют материалы музея  не только для воспитания социально-значимых качеств личности, но и для формирования базовых компетенций. Это в первую очередь большая поисковая работа, музейные уроки, работа лекторских групп. В современных условиях учителю необходимо формировать базовые компетенции современного школьника, как в урочной, так и во внеурочной и внешкольной деятельности.

Участвуя в экспериментальной площадке,  стало больше уделяться внимания духовно-нравственному  воспитанию учащихся на следующих предметах:

  1. литература. Сказки, пословицы и поговорки как один из видов УНТ, построенного на основах народных традиций.  
  2. история и обществознание, краеведение, окружающий мир, Нижегородская сторона.  Это не только увлекательные лекции учителя, экскурсии (реальные, виртуальные, с использованием цифровых ресурсов), но и практические работы. На них ребята учатся приемам работы с картой, краеведческой литературой, периодической печатью, документами., вещественными памятниками. На основании данных устных источников(например, пословиц и поговорок) изучаются и пытаются объяснить для себя отношения между ними.. Зародившись на уроке изучение отдельных аспектов истории края и страны в целом, этот интерес выливается в дальнейшее самостоятельное глубокое изучение  у отдельных обучающихся.
  3. мировая художественная культура. Знакомство  с художественным наследием страны, края и всего мира.
  4. ИЗО и музыка. Музыкальное и художественное образование по средством близости к культуре родного края и традиций народов, их многообразие, закрепленных своим  творчеством и экскурсий, а также нашедших свое применение в художественной литературе.

Реализация духовно- нравственного воспитания стало возможным через школьный компонент. Появились новые предметы, факультативы и кружки

           В частности, в учебный план  за счет школьного компонента в 8-9 классе введен      

         -  предмет «Религии России» 

          -   введен предмет «Граждановедение», 5-7 классы   

          В учебный план введены факультативы по духовно – нравственному воспитанию    

         - «Истоки. Семь чудес России» (5-6 класс)

 Одним из блоков программы духовно-нравственного образования и воспитания обучающихся является дополнительное  образование:

- объединение «Истоки», предназначенное для преподавания в начальной школе с дальнейшей преемственностью в средней и старшей школе.

- объединение «Умелые ручки»,для учащихся 2 – 7 классов, раздел «Обрядовая кухня», задача которого ознакомить обучающихся с православными традициями, научить готовить национальные блюда

- объединение «Юный художник», для учащихся 1 – 8 классов, ставит своей целью формировать на протяжении всего времени занятий устойчивый интерес к художественной  деятельности, знакомить детей с различными видами изобразительного искусства, многообразием художественных материалов, приемами работы с ними. Полученные знания дети закрепляли экскурсиями в города Городец,  Семенов, Павлово, Палех, Иваново.

- объединение «Хоровое пение», 1 -9 класс. Высшая цель музыкального образования заключается в передаче ценного духовного опыта поколений и развитие на этой основе положительных черт каждого ребенка. В план занятий включены  пение русского фольклора, прослушивание классической и духовной музыки.

- объединение «Юный краевед», для учащихся 5 – 9 классов. Его цель – развитие у обучающихся чувства любви к Родине, через осознание основных жизненных ценностей, как семья, родной город, поселок, край, страна. Программа предусматривает комплекс исследовательских, творческих мероприятий и туристических походов и поездок.

На уроках и во внеурочной деятельности используются различные формы и методы работы. Наиболее понравилось детям очное и заочное  путешествие по городам России и Нижегородской области с целью углубленного изучения отдельного материала.

             Хотелось бы заострить особое внимание на ставших уже традиционными  коллективных экскурсионных поездках обучающихся в различные города России. В этих поездках  дети знакомятся с народными промыслами, которыми славятся эти города,  знакомятся с их историей, знаменитыми горожанами. Дети посетили города Москва, Санкт- Петербург, Великий Устюг, Большое Болдино, Муром, Кострома, Городец, Суздаль, Флорищева Пустынь, Нижний Новгород, Тула.

      Интересные фотографии посещенных жемчужин России,  обучающиеся размещают  на официальном сайте школы

   В исполнение целей и задач II этапа проводятся традиционные мероприятии,.

   направленные на духовно- нравственное воспитание обучающихся.

В  2009 году школа вступила во 2 (основной) этап реализации программы. Этот этап   имел свои задачи:

  1. Апробация и использование в учебно-воспитательном процессе личностно-ориентированных технологий, приемов, методов воспитания школьников, социальной и психолого-педагогической поддержки личности ребенка в процессе развития и раскрытия его индивидуальных особенностей.
  2. Осуществление опытно-педагогической деятельности по моделированию и построению воспитательной системы по духовно – нравственному воспитанию. 
  3. Пополнение  виртуального музея  истории поселка.

В школе работают объединения дополнительного образования детей различной  

        направленности:  

-духовно- нравственной

-общекультурной,

-спортивно- оздоровительной,

-интеллектуальной.

        Работа объединений дополнительного образования духовно- нравственной направленности  сконцентрированы на воспитании нравственных чувств и этического сознания, воспитание гражданственности, патриотизма уважения к правам, свободам и обязанностям человека

В 2008-2009 учебном году в школе № 16 была организована работа кружка духовно-  

       нравственной направленности « Истоки», основной целью которого явилось    

       воспитание  духовности через изучение русской культурной традиции православия.

       В течение года проводятся два отчётных мероприятия, посвященные празднику    

       Рождества Христова и Пасхи

        Налажена связь с архивом г. Нижнего Новгорода. Неоднократно гостем школы являлся начальник областного Нижегородского архива Харламов В.П., который выступал с беседами перед учащимися школы и предложил свою помощь в поисках краеведческого материала по истории п. Горбатовка.

В нашей школе организована работа детского объединения «Лидер». Для ребят детского объединения  главными установками являются патриотическое, духовно-нравственное становление личности. Здесь принято брать пример с лучших страниц истории детского пионерского движения, выполнять девиз «Один за всех, и все - за одного». Эти дети всегда там, где нужна помощь.  Члены объединения «Лидер» проводят незабываемые встречи с ветеранами поселка Горбатовка, с детьми детского комбината № 147, одинокими стариками.

        В школе вот уже несколько лет успешно работает кружок «Юный краевед». Школьный краеведческий кружок собрал много информации, воспоминаний старожилов, которые раскрывают  яркую историю нашего поселка. Деятельность объединения вышла за рамки кружка и стала самостоятельным направлением, в котором работают не только обучающиеся всех классов, но и многие педагоги, родители и представители общественности поселка Горбатовка. Благодаря им пополняется материалами виртуальный музей.

Особо хочется сказать о тесном сотрудничестве  школы с Советом ветеранов.    Обучающимися школы проводятся регулярные Акции «Ветеран живет рядом». Обучающиеся школы ежегодно проводят, ставшие уже традиционными, митинги у обелиска славы, посвященные Дню Победы и памяти павших в Великой Отечественной войне. В митинге участвуют  жители п. Горбатовка. Они отмечают высокую эмоциональную насыщенность этих мероприятий,  качественный подбор художественного материала и высокий уровень проведения.

Как показывает диаграмма, уровень активности участия обучающихся в        мероприятиях школьного и городского уровня растет из года в год.

Сводная диаграмма
участия обучающихся школы в мероприятиях  
в духовно- нравственного направления

Результатом и показателем эффективности нашей работы можно считать грамоты и  

       дипломы участников школьных,  городских и областных конкурсов.

Работа объединений дополнительного образования общекультурного направления  

 сконцентрированы на воспитании ценностного отношения к природе, окружающей  

 среде . Обучающиеся нашей школы проводят следующие мероприятия, ставшие традиционными:

  1. Цикл экологических урок
  2. Акция «Чистая река»
  3. Акция «Чистая улица»
  4. Акция «Наш школьный двор»
  5. Субботники
  6. Посадка аллеи выпускников
  7. Изготовление кормушек, скворечников

  Работа объединений дополнительного образования общекультурного направления сконцентрирована также на воспитании ценностного отношения к прекрасному, формировании представлений об эстетических идеалах и ценностях. В рамках данного направления создано  объединение дополнительного образования «Хоровое пение».  Хор выступает на всех школьных праздниках и мероприятиях поселка и   всегда производит  яркое  впечатление.

Художественно-эстетическое воспитание  реализуется через занятия в кружке «Умелые ручки». Члены кружка являются постоянными участниками  и призерами выставок «Пасхальный перезвон», «Зеркало природы», «Новогодний подарок для елочки», «Вторая жизнь упаковки», «Книжная Вселенная детства», «Да здравствует, классика», конкурсов, проводимых газетой Студия,   участвует в интернет – конкурсах.

   Как показывает диаграмма, уровень активности обучающихся постоянно растет.

Сводная диаграмма
участия обучающихся школы в мероприятиях  
общекультурного направления

   Результатом целенаправленной работы можно считать участие детей в конкурсах и полученные ими грамоты:

  1. Областной конкурс декоративно-прикладного искусства  «Все профессии нужны – все профессии важны» (газета Студия НН)    – 2011 г – победители
  1. « Мой учитель» (газета Студия НН) - 2010 г - участники
  2.  «Вы поедете на бал» (газета Студия НН) -  2009 г – победители
  3. Неделя детской и юношеской книги – победители в различных номинациях (2009г, 2010 г, 2011 год)
  4. Конкурс рисунков(областной) «Ко Дню Российской милиции» - победители 2009, 2010 годов
  5. Конкурс сочинений и рисунков «Дорога глазами детей»  2009 г – победители 2010г, 2-11 г – участники
  6. «Зеркало природы»  конкурс ЭкБЦ 2009 г – 3 место 2010 г – 3 место 2011 г – участник
  7. Городской конкурс рисунков «От  А до Я» (номинация «Русь изначальная») – 2009 г – 1 место
  8. Конкурс сочинений «Мой город – мой дом»  2010 г – 1 место
  9. Экологический конкурс «Вторая жизнь упаковки» - 20010 г –участники
  10.   Городской конкурс семейных фотографий в рамках программы «Разговор о правильном питании» 2009 г –лауреаты
  11. конкурс «Компьютер  и творчество» 2011г – 2,3 место
  12. Городской конкурс «Праздник птиц» II место, 2011 г.

  Деятельность  объединений дополнительного образования спортивно- оздоровительной направленности  «В здоровом теле- здоровый дух» сконцентрированы на формирование ценностного отношения к здоровью и здоровому образу жизни

   Оздоровительная программа ориентирована на формирование у ребёнка признания ценности здоровья, чувства ответственности за сохранение и укрепление своего здоровья 

  Сводная диаграмма участия в спортивно- оздоровительных  мероприятиях показывает, что активность обучающихся растет из года в год.

  

 Результатом целенаправленной работы можно считать участие детей в соревнованиях различного уровня и полученные ими грамоты:

  1. «Школа безопасности – Дзержинская Зарница»

         2009 г - 3 место    2011 г – 1,3 место в конкурсе «Меткий стрелок»

  1. Фестиваль  туризма

        2009 г- 3 место (команда)

        2010 г – 2,3 место (команда) 1,3 место (личные зачеты)

  1. 46 городской слет юных туристов

       2010 г – 3 место

  1. Военно-спортивная игра «Граница»  

      2009г, 2010 г – 1,3 места (различные номинации)

  1. Спортивные соревнования «Зимний штурм»

       2009г – 2 место   2010 г – 3 место    2011 г – участники

  На данном этапе можно подвести    результаты нашей работы:

  1. конкретизирована и научно обоснована трактовка понятий «духовность»   и  

          нравственность» современного человека.

  1.       на основе анализа современной ситуации в области теории духовно-  

         нравственного воспитания учащихся установлено, что в настоящее  время не

           существует концепции, которая позволяла бы строить эту   работу на научной

          основе.

  1.       просвещение учащихся по вопросам развития и саморазвития личности;
  2.       тестирование учащихся с целью определения их психологического здоровья;
  3.      тестирование учащихся с целью выявления перекосов в развитии их    

         личностных свойств, межличностных отношений и ценностных ориентаций;

  1.      психологические тренинги и ролевые игры, направленные на устранение  

        выявленных  проблем;

  1.      повторное тестирование учащихся с целью определения эффективности  

        проводимой работы;

  1.      индивидуальное психологическое консультирование учащихся;
  2.      психологическое просвещение родителей по вопросам духовно- нравственного развития   детей в форме бесед и  индивидуальных  консультаций.

 Критериями оценки эффективности работы по духовно- нравственному воспитанию  можно считать следующие результаты:

  1. Количественная и качественная динамика проведенных мероприятий;
  2. Увеличение  количества обучающихся, охваченных работой;
  3. Изменение мотивации  обучающихся в их деятельности;
  4. Приобретение обучающимися  социального опыта и повышение  их активности;
  5. Изменение направленности личности   

   Уровень духовно- нравственного воспитания невозможно измерить. Измерению подлежат лишь отдельные параметры. Одним из них является уровень активности участия в «Добрых делах».Как показывает диаграмма, уровень активности обучающихся растет, расширяется круг мероприятий. Более показательна сравнительная диаграмма, которая показывает значительное различие начальных и промежуточных результатов.

Диаграмма
участия обучающихся  в мероприятиях
цикла «Добрые дела»

2008-2009 уч. год

2008-2009 уч. год

                                                                                       

                                                 2010-2011 уч. год

Диаграмма  средних показателей участия

обучающихся  в мероприятиях цикла

«Добрые дела»

Дополнительным показателем эффективности программы духовно- нравственного воспитания является результаты опроса по объяснению нравственных понятий.

 Как показывает диаграмма, уровни информированности экспериментального и контрольного класса значительно отличаются. Экспериментальный класс показал более высокий уровень информированности в понимании отдельных нравственных понятий

Анализ объективных результатов
(объяснение нравственных понятий)
(2-3 классы)
2010-11 уч. Год

Экспериментальные классы

 

 

 Контрольные классы

                                                                          

    Как показывает сравнительная диаграмма, начальные  и промежуточные показатели значительно отличаются. В экспериментальном классе показатели значительно выше, чем в контрольном классе. Хотя, и результаты контрольного класса имеют положительную динамику по причине того , что работа по духовно- нравственному воспитанию ведется Как показывает сравнительная диаграмма, начальные  и промежуточные показатели значительно отличаются. В экспериментальном классе показатели значительно выше, чем в контрольном классе. Хотя, и результаты контрольного класса имеют положительную динамику по причине того , что работа по духовно- нравственному воспитанию ведется  во всех классах.

За время работы экспериментальной площадки по духовно-нравственному воспитанию обучающихся в школе сложился ряд общешкольных традиционных мероприятий, которые раньше проводились в отдельно взятых классах или параллелях:

  1. Праздник Первого и Последнего  звонка
  1. Посвящение в первоклассники
  2. День учителя
  3. 23 февраля и 8 марта
  4. День здоровья
  5. День театра
  6. День матери
  7. День защиты детей
  8. Фестиваль семейного творчества
  9. Масленица широкая
  10. Пасха
  11. Акция «Ветеран живет рядом»
  12. Акция милосердия и «Нет- наркотикам!»
  13. Митинг у обелиска славы, «День Победы»
  14. «Папа, мама и я- спортивная семья»
  15. Праздник Букваря
  16. Коллективные экскурсионные поездки по городам России
  17. Цикл экологических урок
  18. Акция «Чистая река»
  19. Акция «Чистая улица»
  20. Акция «Наш школьный двор»
  21. Субботники
  22. Посадка аллеи выпускников
  23. Изготовление кормушек, скворечников

    Духовно-нравственное воспитание человека – это процесс длительный и не терпит отрывистых действий. Чтобы человек был по истине духовно богат, нужно прилагать максисум усилий, внимания и терпения веем членам общества, в котором проживаем.

Нельзя остановить процесс воспитания человек на каком-то отдельном месте.      

     Экспериментальная площадка подводит только промежуточный итог своей работы, а процесс воспитания продолжается. Он нашел свое отражение в нашей  программе развития школы «Школа -  как  социокультурный центр поселка», в одном из своих основных направлений деятельности.

 Мы надеемся, что благодаря работе нашей школы, учителей и родителей, мы сможем вложить в души наших детей то лучшее, что поможет им в жизни выбрать правильный путь, вырасти достойными людьми своего общества.  

Школе уже больше 70 лет, и нам доверяют самое главное – своих детей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ФОРМИРОВАНИЕ УМЕНИЙ И НАВЫКОВ ПРОЕКТНО- ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ В УСЛОВИЯХ ИНТЕГРАЦИИ УРОЧНОЙ И ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Инновационный педагогический проект, представленный на региональный конкурс научно-исследовательских работ педагогов "Грани педагогического исследования"         ...

Методическая система "Интеграция урочной и внеурочной деятельности как средство формирования ключевых компетенций обучающихся в сельской малокомплектной школе"

В методической системе содержится обоснование её разработки, цели и задачи, основные теоретические и методические идеи, инструментарий, образовательные эффекты....

Творчество как важная составляющая интеграции урочной и внеурочной деятельности в процессе воспитания школьников

В данной работе приводится пример значения творческой деятельности в воспитании учащихся 11-12 и 13-14 лет во взаимодействии урочных и внеурочных занятий на примере уроков литературы, русского языка, ...

"ОСУЩЕСТВЛЕНИЕ РАННЕЙ ПРОФИЛИЗАЦИИ УЧАЩИХСЯ ЧЕРЕЗ ИНТЕГРАЦИЮ УРОЧНОЙ И ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ".

В распоряжении современного педагога  имеется широкий арсенал педагогических подходов, технологий, методов, средств, форм, а с введением ФГОС НОО ещё и организационных и материальных возможностей...

Совершенствование внеурочной деятельности детей. Интеграция урочной и внеурочной деятельности учащихся по физической культуре и спорту.

Как помогает внеурочная деятельность детям не только на уроках физической культуры, но и  в спорте....

Реализация технологии интеграции английского языка в урочную и внеурочную деятельность посредством использования УМК «Звёздный английский» (starlight) / ФГБОУ ВО "Тамбовский государственный университет", 2018

Современный этап развития отечественного образования характеризуется многообразной инновационной деятельностью школ, которая направлена на формирование высоко образованной, интеллектуально развитой ли...