"ОСУЩЕСТВЛЕНИЕ РАННЕЙ ПРОФИЛИЗАЦИИ УЧАЩИХСЯ ЧЕРЕЗ ИНТЕГРАЦИЮ УРОЧНОЙ И ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ".
статья на тему

Асланова Александра Валерьевна

В распоряжении современного педагога  имеется широкий арсенал педагогических подходов, технологий, методов, средств, форм, а с введением ФГОС НОО ещё и организационных и материальных возможностей для осуществления ранней профилизации учащихся. Несмотря на то что  период ранней профилизации в начальной школе является  подготовительным  в профильном обучении,  он очень важен для школьников. От того,   как начнёт формироваться новый для  младших школьников теоретический тип мышления, позволяющий исследовать и понимать сложность мира, ориентироваться в нестандартных ситуациях, строить жизнь без подсказки, от того, как будут сформированы такие личностные качества, как способность к сотрудничеству в коллективной учебной деятельности и за её пределами, ответственность за полученные результаты, желание и умение учиться, зависит в дальнейшем решение задач предпрофильного, профильного, профессионального и , самое главное, жизненного самоопределения. Интеграция урочной и внеурочной деятельности учащихся в учебно-воспитательном процессе позволяет эффективно и системно вести работу по ранней профилизации.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad_aslanovoy_a.v..rar24.22 КБ

Предварительный просмотр:

ОСУЩЕСТВЛЕНИЕ РАННЕЙ ПРОФИЛИЗАЦИИ УЧАЩИХСЯ ЧЕРЕЗ ИНТЕГРАЦИЮ УРОЧНОЙ И ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.

                           

Асланова Александра Валерьевна, заместитель директора по УВР,

учитель русского языка и литературы  МОУ СОШ №2

г. Серпухова Московской области.

       В современном школьном образовании наметилось немало положительных тенденций: признана вариативность педагогических систем и подходов,   у педагогов появилась свобода  для творческого поиска,  родителям предоставлена возможность принимать участие в проектировании образовательного процесса,  осознана необходимость в педагогической поддержке индивидуальности ребенка, построении его собственной траектории развития; провозглашено единство  предметных,  общеучебных  и личностных результатов учащихся.  Кажется, что найден ключ к успешному развитию современного стремительно изменяющегося общества  -  формирование самостоятельного, ответственного, думающего человека.      

       Каковы же в связи с этим задачи  начального основного общего образования? Развитие ребенка как субъекта отношений с людьми и  с миром, предполагающее побуждение и поддержку детских инициатив во всех видах деятельности;  обучение навыкам общения и сотрудничества,  формирование  оптимистичной самооценки и уверенности в себе,  желания и умения учиться, то есть постоянно расширять границы своих возможностей;  создание условий для получения опыта самостоятельных   проб.  Начальная школа должна стать первой ступенью в  образовательном учреждении, на которой дети учатся  самостоятельно думать, ответственно делать выбор. В рамках профильного обучения такая подготовка  учащихся -  ранняя профилизация  -  особенно актуальна.

      Работа должна вестись в системе, сбой любого компонента которой влечет за собой  разрушение ранее заложенных в сознании ребенка установок.  Известно, что педагогическое воздействие имеет силу только в ряду себе подобных. Именно поэтому педагогический процесс должен идти через совместную деятельность всех участников образовательного процесса: учителя, классного руководителя, воспитателя,  педагога дополнительного образования, учащихся, родителей.

   Учебно-воспитательный процесс начальной школы состоит из трех блоков: урочной деятельности  первого школьного блока, внеурочной деятельности  и дополнительного образования   второго школьного блока и дополнительного образования внешкольного блока.  Для достижения поставленных  задач должно быть обеспечено единство всех блоков, их интеграция.  Интеграция как методический прием должна способствовать формированию у учащихся целостной картины мира и созданию представления о школьных предметах и занятиях как определенной системе.

   В современной школе существует, в основном,  два направления  интеграции: создание новых курсов, объединяющих материал ряда предметов и разовые интегрированные занятия разного уровня, продолжительности и характера. К первой группе, например, относятся разные варианты построения курсов “Окружающий мир”, включающих занятия по введению в образовательные области естествознания, обществознания, истории и  ОБЖ, а также курсы  «Художественный труд и изобразительное искусство».    Ко второй группе относятся,  например,  интегрированные уроки чтения и письма,  литературного чтения и музыки, окружающего мира и технологии,  математики и технологии и другие.

    Введение ФГОС НОО позволяет более эффективно строить работу по ранней профилизации за счет новых форм интеграции. Это может быть интеграция нескольких предметов урочной, внеурочной деятельности и дополнительного образования, например:  «Математика», «Окружающий мир»  и «Занимательное естествознание», «Наш дом и мы в нем», «Первые шаги моего исследования»   или  «Изобразительное искусство», «Технология (труд)» и «Изостудия», «Маленький мастер», «Оригами», «Техническое моделирование», «Эстетика быта».

       Возможен вариант проведения тематических “погружений” интегрированного характера (например, «Птицы и люди» или «Люди и достижения человечества»), проводимых в течение одного-двух учебных дней.  В таком случае необходима интеграция расписания, кроме того, оно должно быть подвижным, а материал планируется в виде образовательных модулей.

       Интеграция  способствует установлению смысловых межпредметных связей и формированию представления о школьной программе как системе взаимосвязанных предметов, одновременно помогая классифицировать спонтанно полученную информацию по различным областям знания. Педагоги получают возможность совместно формировать и контролировать метапредметные и личностные результаты, фиксируя их в общих картах достижений, изучать способности и интересы учащихся за счет расширения границ предметов.

       Важной задачей ранней профилизации является  формирование  общеучебных (или метапредметных)  интеллектуальных умений:   наблюдения, слушания, чтения,  классификации, обобщения,  самопроверки,  самоконтроля,  самооценки,  рефлексии.   Учителя  должны научить детей осмыслению своих впечатлений, ощущений и представлений  и  сформировать умения  выразить их словами,  в рисунке, в изделии,  в таблице,  в формуле.  Условиями  для этого должны стать отказ от репродуктивных методов и способов обучения,  задачный принцип построения предметного содержания,  организация детского самостоятельного и инициативного пробно-поискового действия в образовательном процессе,  широкое использование знаково-символических средств для решения учебных и учебно-практических задач,  ориентация на различные коллективные формы взаимодействия детей и педагогов как в урочной, так и во внеурочной деятельности детей.

      Немаловажной задачей  ранней профилизации в начальной школе является  ориентация ученика на задания, которые побуждают его самостоятельно добывать знания, быть исследователем. Решению данной задачи  способствует проектно-исследовательская деятельность младших школьников. Дети должны иметь возможность свободно выбирать проекты, над которыми они будут работать. Для обеспечения свободы и расширения поля выбора педагогами предлагаются  различные  варианты.  Если известно, что кто-то из детей умеет делать что-то конкретное, то ему предоставляется   возможность проявить себя в том, что он хорошо умеет делать. Учитель учитывает не только способности учащихся, но и их психологические особенности.  Каждый проект должен оставить у ребенка ощущение гордости за полученный результат. Для этого в процессе работы над проектами учитель формирует умение соизмерять свои желания и возможности.  Проектная деятельность способствует формированию универсальных учебных действий: познавательных, регулятивных, коммуникативных; учащиеся получают социально и личностно значимый опыт. Безусловно, интеграция материала урочной и внеурочной деятельности даёт возможность выхода на более интересные, глубокие темы; с учащимся могут работать два педагога, что является новой формой сотрудничества, полезной как для ученика, так и для его наставников.


В процессе работы по ранней профилизации необходимо формировать заинтересованность детей в развитии своих способностей и  мотивации дальнейшего творческого роста. Важную роль в этом вопросе играет психолого-педагогическое сопровождение учащихся: развивающие занятия с психологом и социальным педагогом, индивидуальные тренинги и коррекционные занятия, создание портфолио ученика.  Портфолио как накопительная папка творческих работ, достижений и наград используется в школах с конца 80-х годов.  Роль учителя  в том, чтобы стимулировать детей к сбору материалов,  обсуждать с учениками различные способы демонстрации достижений, рекомендовать, давать советы, проявлять искренний интерес. Портфолио имеет силу только в том случае, если содержание обучения будет ориентировано на деятельность, если содержать оно будет результаты как урочной, так и внеурочной деятельности.

        Неотъемлемой частью ранней профилизации является общее знакомство с профессиями и формирование целостного знания о них. Курс начальной школы сам по себе включает материал по ознакомлению с различными популярными профессиями. Вместе с тем разработка и введение в рамках внеурочной деятельности программы «Введение в мир профессий» позволяет учителю,  начиная с первого класса,  знакомить учащихся с менее известными, но востребованными специальностями, в том числе в родном городе,  а  ученикам испытать себя в приближенной к реальности игровой ситуации.  Учащимся предоставляется  возможность осознанно дифференцировать свои интересы,  уже в младшем школьном возрасте не только расширить свои представления о мире профессий, но и исследовать свои способности. Игровая мотивация, которая  преобладает на занятиях,  перерастает в учебную. Дети становятся заинтересованной стороной, так как у них есть возможность попробовать свои силы в различных областях взрослой деятельности.  

       Содержание программы «Введение в мир профессий» интегрировано с содержанием развивающих психолого-педагогических тренингов и консультаций. Структура занятия включает  разминку с заданиями, рассчитанными на проверку и развитие быстроты реакции, готовности памяти, наблюдательности, глазомера, пространственно-образного, логического, творческого мышления, внимания, мыслительных операций анализа и синтеза, зрительной и моторной памяти.  Затем идет знакомство с профессией. Это может быть коллективное обсуждение, дискуссия, ролевая игра. Следующий этап – выполнение развивающих упражнений в соответствии с рассматриваемой способностью и профессией. Например, спроектировать дом для сказочного персонажа, смоделировать одежду для куклы, расследовать несколько дел, вывести новое растение по заданным признакам, нарисовать транспорт будущего, проанализировать дорожно-транспортную ситуацию и другие задания. Все задания имеют игровой, занимательный, исследовательский характер.

        Итак, в распоряжении современного педагога начальных классов имеется широкий арсенал педагогических подходов, технологий, методов, средств, форм, а с введением ФГОС НОО ещё и организационных и материальных возможностей для осуществления ранней профилизации учащихся. Несмотря на то что  период ранней профилизации в начальной школе является  подготовительным  в профильном обучении,  он очень важен для школьников. От того,   как начнёт формироваться новый для  младших школьников теоретический тип мышления, позволяющий исследовать и понимать сложность мира, ориентироваться в нестандартных ситуациях, строить жизнь без подсказки, от того, как будут сформированы такие личностные качества, как способность к сотрудничеству в коллективной учебной деятельности и за её пределами, ответственность за полученные результаты, желание и умение учиться, зависит в дальнейшем решение задач предпрофильного, профильного, профессионального и , самое главное, жизненного самоопределения.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

1.Воровщиков С.Г., Новожилова М.М. Школа должна учить мыслить, проектировать, исследовать. –М.: 5 за знания, 2008. – 342 с.

2.Воронцов А.Б. Новая философия оценки в начальной школе // Методическая газета  «Начальная школа». – М.: ИД «Медиа-Пресса», 2007, №1, с.5-10.

        



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Принцип интеграции урочной и внеурочной деятельности учащихся по математике».

В  связи с изменением содержания школьного базового математического образования, его дифференциацией в числе приоритетной задачи обучения называется задача максимального раз...

тема самообразования "Воспитание экологической культуры учащихся через организацию урочной и внеурочной деятельности"

История человечества неразрывно связана с историей природы. На современном этапе вопросы традиционного взаимодействия ее с человеком переросли в глобальный экологический кризис, который включает ...

Интеграция урочной и внеурочной деятельности по географии и экологии через социальное партнёрство с учреждениями дополнительного образования

Статья рассказывает об интеграции учебной и внеучебной деятельности по географии и экологии в СОШ №89 Санкт-Петербурга через социальное партнерство организаций дополнительного образования...

Физическое воспитание обучающихся через интеграцию урочной и внеурочной деятельности.

Интеграция в образовании - создание единого педагогического пространства, в котором происходит нравственное развитие, образование и оздоровление школьников через различные формы деятельности. ...

"Физическое воспитание учащихся через интеграцию урочной и внеклассной деятельности".

Интеграция в образовании - создание единого педагогического пространства, в котором происходит нравственное развитие, образование и оздоровление школьников через различные формы деятельности....

Совершенствование внеурочной деятельности детей. Интеграция урочной и внеурочной деятельности учащихся по физической культуре и спорту.

Как помогает внеурочная деятельность детям не только на уроках физической культуры, но и  в спорте....

Формирование целостной картины мира на уроках географии через интеграцию урочной и внеурочной деятельности

      Какой выпускник добивается успехов, социализирован и готов к самостоятельной жизни? Как правило, это выпускник, который за годы учёбы в школе научился учиться и имеет стрем...