Формирование целостной картины мира на уроках географии через интеграцию урочной и внеурочной деятельности
учебно-методический материал по географии

Чернышов Дмитрий Викторович

        Какой выпускник добивается успехов, социализирован и готов к самостоятельной жизни? Как правило, это выпускник, который за годы учёбы в школе научился учиться и имеет стремление развиваться и учиться всю жизнь.

   В Федеральных государственных образовательных стандартах общего образования (Федеральная образовательная программа основного общего образования (ФОП ООО) с 2022 г., но лучше еще раз уточнить) установлено, что личностным результатом обучения географии в основной школе является формирование всесторонне образованной, инициативной и успешной личности, обладающей системой современных мировоззренческих взглядов, ценностных ориентаций, идейно-нравственных, культурных и этических принципов и норм поведения. Многим современным подросткам трудно сформировать у себя эти требуемые образовательные результаты и для того, чтобы помочь ученикам, и была разработана данная система, этим и объясняется актуальность.

     В связи с этим цель развивающего обучения в географическом образовании формулирую так: формирование у учащихся значимого ценностного отношения к знаниям и активной жизненной позиции.

   Решаю, как учитель, в системе работы следующие задачи:

- развить интерес к предмету «география»;

- развить патриотические чувства и хозяйское, культурное отношение к территории и ресурсам своей страны;

- воспитать толерантность и уважение к народам России и стран-соседей, коммуникативной культуры;

- развить гибкости ума, активную мыслительную деятельность, память, умение слушать и концентрировать внимание;

- создать систему максимальной активизации обучения на уроках.

- разработать и применить на практике авторские образовательные путешествия по крепостям и храмам Северо-запада России».

- разработать и провести на метапредметные недели в школе для развития у учеников новых коммуникативных компетенций.

Перед обучающимися стоят следующие задачи:

- сформировать целостную картину мира;

- научиться толерантно и с уважением относиться к социальным и культурным ценностям нашей страны и стран соседей;

- развивать коммуникативные качества личности;

   В условиях резкого увеличения объема знаний необходимо большее внимание уделять развивающему обучению и формированию у учащихся универсальных общенаучных умений и навыков.

Методическая система предлагается к использованию в работе учителям географии основной школы.

 

Методическая разработка состоит из 2 направлений, которые тесно связаны между собой и помогают ученикам формировать целостную картину мира.

Первое направление: изучение природы и хозяйства в курсе географии России и стран ближнего зарубежья в 8-9 классах, использование приемов обучения географии и формирование качественного познавательного интереса у подростков.

Второе направление: Образовательные путешествия и метапредметные недели (развитие личности ученика через внеурочную деятельность).

 

Первое направление - это комплексное изучение природы и хозяйства в курсе географии России и стран ближнего зарубежья в 8-9 классах, где каждый экономический район изучается с позиции: чем народ владеет на этой территории и как хозяйствует? Такой метод позволяет формировать у учащихся целостное представление о природе, хозяйстве и этнокультурном богатстве региона.

 География – школьный предмет, содержание которого меняется ежедневно! В связи с этим подготовка учащимися к урокам политинформации превращает наш предмет в живую географию, позволяет не упустить те события, которые меняют границы на политической карте, влияют на изменение экономическо-политической ситуации, создают угрозу экологии или связаны с мощными природными катастрофами! Использование на уроках информации о последних событиях в повседневной жизни наглядно иллюстрирует многие темы, которые изучаются на уроках теоретически. Такая тесная связь с жизнью воспитывает у учащихся потребность быть в курсе последних событий в стране и в мире, формирует гражданскую сознательность.

 

Второе направление моей методической системы связано с организацией и проведением практикоориентированных Образовательных путешествий по крепостям и храмам Северо-запада России, а также с организацией, проведением метапредметных недель в школе. Основная идея - организация путешествий как средство развития интереса к предмету и формирования потребности в здоровом образе жизни. Эти путешествия формируют зрительные образы географических объектов и явлений, расширяют кругозор, способствуют воспитанию коммуникативной культуры и толерантности. В свою очередь метапредметность подразумевает обучение детей приемам, техникам, схемам, образцам познавательной деятельности, которые могут и должны использоваться
не только при изучении различных дисциплин, но и во внешкольной жизни.

 

Методическая разработка в частности была представлена на разноуровневых конкурсах и форумах (районный конкурс инновационных продуктов, VIII Петроградский педагогический форум, региональный этап всероссийского конкурса «За нравственный подвиг учителя», XIII Петербургский международный образовательный форум «Актуальные проблемы школьного образования в области Наук о Земле»), открытых уроках регионального и районного уровней, творческих и исследовательских работах учащихся, а также во внеурочной деятельности –  работе кружков «Метеомониторинг», «Дистанционное зондирование Земли», «Основы духовно-нравственной культура народов России» и т.д.

Наличие последователей. Опыт разработки позитивно принят коллегами из Методического объединения естественно-научного цикла ГБОУ СОШ №91 (Мордовиной П.А., Савельевой Т.В., Колесниковым А.И.), а также педагогами Санкт-Петербурга: Ивановым Андреем Юрьевичем (учителем географии ГБОУ Гимназии №85), Мартынец Анастасией Сергеевной (учитель географии, ГБОУ СОШ№50) и др.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodicheska_razrabotka_pnpo_2024.docx499.71 КБ

Предварительный просмотр:

Методическая разработка ««Формирование целостной картины мира на

уроках географии через интеграцию урочной и внеурочной деятельности»» 

Пояснительная записка.

        Какой выпускник добивается успехов, социализирован и готов к самостоятельной жизни? Как правило, это выпускник, который за годы учёбы в школе научился учиться и имеет стремление развиваться и учиться всю жизнь.

   В Федеральных государственных образовательных стандартах общего образования (Федеральная образовательная программа основного общего образования (ФОП ООО) с 2022 г., но лучше еще раз уточнить) установлено, что личностным результатом обучения географии в основной школе является формирование всесторонне образованной, инициативной и успешной личности, обладающей системой современных мировоззренческих взглядов, ценностных ориентаций, идейно-нравственных, культурных и этических принципов и норм поведения. Многим современным подросткам трудно сформировать у себя эти требуемые образовательные результаты и для того, чтобы помочь ученикам, и была разработана данная система, этим и объясняется актуальность.

     В связи с этим цель развивающего обучения в географическом образовании формулирую так: формирование у учащихся значимого ценностного отношения к знаниям и активной жизненной позиции.

   Решаю, как учитель, в системе работы следующие задачи:

- развить интерес к предмету «география»;

- развить патриотические чувства и хозяйское, культурное отношение к территории и ресурсам своей страны;

- воспитать толерантность и уважение к народам России и стран-соседей, коммуникативной культуры;

- развить гибкости ума, активную мыслительную деятельность, память, умение слушать и концентрировать внимание;

- создать систему максимальной активизации обучения на уроках.

- разработать и применить на практике авторские образовательные путешествия по крепостям и храмам Северо-запада России».

- разработать и провести на метапредметные недели в школе для развития у учеников новых коммуникативных компетенций.

Перед обучающимися стоят следующие задачи:

- сформировать целостную картину мира;

- научиться толерантно и с уважением относиться к социальным и культурным ценностям нашей страны и стран соседей;

- развивать коммуникативные качества личности;

   В условиях резкого увеличения объема знаний необходимо большее внимание уделять развивающему обучению и формированию у учащихся универсальных общенаучных умений и навыков.

Методическая система предлагается к использованию в работе учителям географии основной школы.

Методическая разработка состоит из 2 направлений, которые тесно связаны между собой и помогают ученикам формировать целостную картину мира.

Первое направление: изучение природы и хозяйства в курсе географии России и стран ближнего зарубежья в 8-9 классах, использование приемов обучения географии и формирование качественного познавательного интереса у подростков.

Второе направление: Образовательные путешествия и метапредметные недели (развитие личности ученика через внеурочную деятельность).

Первое направление - это комплексное изучение природы и хозяйства в курсе географии России и стран ближнего зарубежья в 8-9 классах, где каждый экономический район изучается с позиции: чем народ владеет на этой территории и как хозяйствует? Такой метод позволяет формировать у учащихся целостное представление о природе, хозяйстве и этнокультурном богатстве региона.

 География – школьный предмет, содержание которого меняется ежедневно! В связи с этим подготовка учащимися к урокам политинформации превращает наш предмет в живую географию, позволяет не упустить те события, которые меняют границы на политической карте, влияют на изменение экономическо-политической ситуации, создают угрозу экологии или связаны с мощными природными катастрофами! Использование на уроках информации о последних событиях в повседневной жизни наглядно иллюстрирует многие темы, которые изучаются на уроках теоретически. Такая тесная связь с жизнью воспитывает у учащихся потребность быть в курсе последних событий в стране и в мире, формирует гражданскую сознательность.

Второе направление моей методической системы связано с организацией и проведением практикоориентированных Образовательных путешествий по крепостям и храмам Северо-запада России, а также с организацией, проведением метапредметных недель в школе. Основная идея - организация путешествий как средство развития интереса к предмету и формирования потребности в здоровом образе жизни. Эти путешествия формируют зрительные образы географических объектов и явлений, расширяют кругозор, способствуют воспитанию коммуникативной культуры и толерантности. В свою очередь метапредметность подразумевает обучение детей приемам, техникам, схемам, образцам познавательной деятельности, которые могут и должны использоваться
не только при изучении различных дисциплин, но и во внешкольной жизни.

Методическая разработка в частности была представлена на разноуровневых конкурсах и форумах (районный конкурс инновационных продуктов, VIII Петроградский педагогический форум, региональный этап всероссийского конкурса «За нравственный подвиг учителя», XIII Петербургский международный образовательный форум «Актуальные проблемы школьного образования в области Наук о Земле»), открытых уроках регионального и районного уровней, творческих и исследовательских работах учащихся, а также во внеурочной деятельности –  работе кружков «Метеомониторинг», «Дистанционное зондирование Земли», «Основы духовно-нравственной культура народов России» и т.д.

Наличие последователей. Опыт разработки позитивно принят коллегами из Методического объединения естественно-научного цикла ГБОУ СОШ №91 (Мордовиной П.А., Савельевой Т.В., Колесниковым А.И.), а также педагогами Санкт-Петербурга: Ивановым Андреем Юрьевичем (учителем географии ГБОУ Гимназии №85), Мартынец Анастасией Сергеевной (учитель географии, ГБОУ СОШ№50) и др.

Авторская разработка.

Разработка и применение методической системы  

«Формирование целостной картины мира на

уроках географии через интеграцию урочной и внеурочной деятельности»

Введение

 В условиях резкого увеличения объема знаний требуется научить учащихся учиться. Это означает отказ от ориентации на освоение учащимися суммы знаний как основного результата школьного образования и нацеленность на формирование универсальных общенаучных умений и навыков, общественно-значимого ценностного отношения к знаниям, развитие познавательных и творческих способностей и интересов.

А это значит, что учащихся необходимо научить:

- основам организации собственной учебной деятельности;

- способам поиска, переработки и представления информации;

- приёмам и методам умственного труда;

- основам коммуникативной культуры.

   Педагогическая общественность понимает, что современные реалии выдвигают особые требования к подготовке школьников к жизни - необходимо вооружить их не столько знаниями, сколько способами овладения ими.

Развивающее обучение (РО) выступает как новый, активно - деятельностный способ обучения, альтернативный традиционному. Основной целью традиционного обучения является получение знаний, формирование умений и навыков. Развитие ученика в таком обучении может быть «побочным» продуктом. В РО усвоение знаний является средством для достижения основной цели – всестороннего, комплексного развития ученика.

Цель: формирование у учащихся значимого ценностного отношения к знаниям и активной жизненной позиции.

Задачи:

- развить интерес к предмету «география»;

- развить патриотические чувства и хозяйское, культурное отношение к территории и ресурсам своей страны;

- воспитать толерантность и уважение к народам России и стран-соседей, коммуникативной культуры;

- развить гибкости ума, активную мыслительную деятельность, память, умение слушать и концентрировать внимание;

- создать систему максимальной активизации обучения на уроках;

- разработать и применить на практике авторские образовательные путешествия по крепостям и храмам Северо-запада России»

- разработать и провести на метапредметные недели в школе для развития у учеников новых коммуникативных компетенций.

В системе моей работы представлены 2 главные направления.

Первое направление - это комплексное изучение природы и хозяйства в курсе географии России и стран ближнего зарубежья в 8-9 классах, где каждый экономический район изучается с позиции: чем народ владеет на этой территории и как хозяйствует? Такой метод позволяет формировать у учащихся целостное представление о природе, хозяйстве и этно-культурном богатстве региона.

С распадом СССР из школьного курса географии (в частности, из большинства учебников) исчезла информация о государствах, связанных с Россией общностью исторических судеб. Мы подробно изучаем Китай, Бразилию, страны Северной Африки, Западной и Центральной Европы, а вот государства, являющиеся Родиной для многих учеников наших школ, государства, давшие временный и даже постоянный приют многим нашим соотечественникам, учащиеся теперь не изучают.  В наших школах сейчас учатся дети почти всех национальностей бывших союзных республик. Следовательно, сама жизнь диктует необходимость познакомить учеников с географией стран-соседей, в том числе, и ради воспитания национальной толерантности.  

Преимущество комплексного изучения физической и экономической географии заключается в том, что у учащихся формируется целостное представление о природе, хозяйстве и этнокультурном богатстве регионов России и стран соседей.

Так же это направление моей методической системы связано с использованием в работе приёмов развивающего обучения, которые учат детей учиться, формируют познавательный интерес к учению в целом и к географии в частности. Наиболее продуктивными приёмами считаю задания на сравнение, аналитическое чтение, анализ ответа одноклассника, политинформацию, накопительную систему оценок учащихся, деловые игры на уроках. 

Задания на сравнения, связанные с анализом и синтезом информации, способствуют тренировке мыслительной деятельности учащихся, формируют логическое и креативное мышление школьников; поэтому вместо репродуктивных заданий (пересказать) необходимо включать в работу на уроках задания аналитического характера (сравнить, разделить на части, выделить из разных источников информации ответы на определённые несколько вопросов, выстроить материал в логической последовательности, выделить только положительные или только отрицательные последствия, определить перспективы...).

Аналитическое чтение формирует у учащихся навыки рациональной работы с текстовыми материалами. Для продуктивной учёбы в школе, в ВУЗе, в целом для жизни в цивилизованном обществе очень полезны те умения, которые развивает у учащихся аналитическое чтение: выделять в тексте цели и задачи, находить ответы на поставленные вопросы, делать выводы по тексту, в 2-3 предложениях составлять резюме.

Необходимость анализировать по заданному плану ответы одноклассников развивает у учащихся «активное слушание» (умение максимально концентрировать внимание во время ответов других учащихся на уроках). Этот метод учит выделять в устной речи главное, разделять нужное и ненужное, видеть ошибки, не упускать из виду главную задачу отвечающего. Этот приём стратегически влияет на формирование у учащихся очень полезной привычки – быть внимательным и активным слушателем в жизни, чтобы в любом услышанном материале сразу ухватить главное и не распыляться на ненужные детали.

География – школьный предмет, содержание которого меняется ежедневно! В связи с этим подготовка учащимися к урокам политинформации превращает наш предмет в живую географию, позволяет не упустить те события, которые меняют границы на политико-административной карте, влияют на изменение экономической и политической ситуации в мире и в регионах РФ, создают угрозу экологии или связаны с мощными природными катастрофами! Использование на уроках информации о последних событиях в повседневной жизни наглядно иллюстрирует многие темы, которые изучаются на уроках теоретически. Такая тесная связь с жизнью воспитывает у учащихся потребность быть в курсе последних событий в стране и в мире, формирует сознание неаполитичного человека.

Деловые игры на уроках развивают творческий потенциал учащихся, дают возможность проявить свои организаторские способности, блеснуть теми талантами, которые дети ещё не проявляли в своём коллективе; выявляют ребят с незаурядным мышлением, создают ситуацию успеха для ребёнка, что является мощным стимулом для развития интереса к предмету.

 Второе направление моей работы связано с внеурочной деятельностью. Это организация и проведение образовательных путешествий по крепостям и храмам Северо-запада России и проведение метапредметных недель в школе.

Теперь человек должен получать образование на протяжении всей жизни, а школа, понимая это, меняется, не стоит на месте. Происходит постоянная генерация образовательных идей, которые идут в ногу со временем, а некоторые даже опережают общественный прогресс.

Приоритетным направлением образования XXI века является целостное развитие личности на основе освоения способов деятельности через формирование универсальных учебных действий. Интеграция урочной и внеурочной деятельности – это и есть путь к целостному развитию личности.

Понимая это, автором был разработан цикл внеурочных занятий интегрированных курсов ОДНКНР, истории и географии, и надеясь, что эти разработки будут полезны всем учителям, классным руководителям, которые реализуют ФГОС.

        Данная работа является квинтэссенцией того опыта, который был накоплен автором за последние восемь лет в результате путешествий со своими учениками по Северо-западу России.  По мнению автора путешествия по своему родному краю с целью изучения его истории и истории формирования христианской веры является актуальным, поскольку чтобы почувствовать свою сопричастность нужен зрительный или тактильный контакт с объектами культурного наследия.

За 8 лет работы с учениками через путешествия прошли уже более 300 учеников. Эти путешествия формируют зрительные образы географических объектов и явлений, расширяют кругозор, способствуют воспитанию коммуникативной культуры и толерантности.

        Работа над путешествием включает подготовительный этап, этап выезда и итоговый этап написания отчета. На подготовительном этапе обучающиеся собирали информацию об объекте изучения, а также получали информацию на уроках истории, географии и на внеурочных занятиях по ОДНКНР. Во время выезда ребята работают по образовательному маршруту, им предлагается собрать информацию о маршруте путешествия, географических, исторических и православных объектах. Далее они выполняют задания по истории, географии и ОДНКНР, работая со схемами и другими источниками информации непосредственно на объектах изучения. В конце выезда для обучающихся проводился квест. По возвращению из путешествия группой осуществлялась рефлексия. С помощью образовательных путешествий создаются условия для формирования у обучающихся целостной картины мира, они видят масштабы исторических объектов, православных храмов и соборов и могут к ним непосредственно прикоснуться.

Для доказательства такого подхода обучения автор предлагает методические разработки трех внеурочных занятий, объединенных темой «Путешествия по крепостям и храмам Северо-запада России» (Приложение№ ___).

Второе направление также развивается за счет метапредметных недель.

Метапредметность подразумевает обучение детей приемам, техникам, схемам, образцам познавательной деятельности, которые могут и должны использоваться
не только при изучении различных дисциплин, но и во внешкольной жизни.
        Суть метапредметного подхода – в связи школьного образования с реальным миром: выделение фундаментальных объектов реальности, погружение в эту реальность,
её приближение и детальное рассмотрение. Главный метод – деятельностный подход, когда учащиеся самостоятельно исследуют, создают модели, осваивают роли, действуют в реальных обстоятельствах, для того, чтобы яснее понять связь своего образования с жизнью.  

Школьная метапредметная неделя является инновационной формой организации образовательного процесса и средством развития методической компетентности учителей. Школьная метапредметная неделя является нелинейным образовательным событием, включённым в систему инновационных образовательных практик.
Каждый учащийся школы имеет возможность за время обучения в основной школе принять участие в 12-15 метапредметных неделях. Содержание и формы организации образовательной деятельности в рамках метапредметной недели направлены, прежде всего, на достижение метапредметных образовательных результатов.
 

Цель: создание условий для развития творческих способностей обучающихся, формирование у них основ культуры проектной деятельности, преодоление фрагментарности содержания учебных предметов. Логика программы базируется на идее формирования и развития целостной мировоззренческой картины обучающегося через использование традиционных методов проектной деятельности.

 

  В рамках школьной метапредметной недели решаются следующие образовательные задачи:

  • поддержка и развитие познавательного интереса и образовательной мотивации;
  • развитие представлений о школьной жизни как об интересной и полезной совместной деятельности
  • создание условий для развития индивидуальности и творчества учащихся;
  • формирование условий для совместной деятельности в разновозрастных группах;
  • развитие умения вести диалог, согласовывать свои действия с интересами партнеров по совместной деятельности;
  • развитие способности доброжелательно и чутко относиться к людям, сопереживать;
  • формирование позитивной самооценки, самоуважения, воспитание целеустремленности и настойчивости;
  • обучение методам творческого решения проектных задач в группе и индивидуально;
  • обучение разнообразным способам презентации результатов проектной работы.

Список метапредметных результатов (12 штук в ОШ):

Метапредметные результаты освоения основной образовательной программы основного общего образования должны отражать:

1) умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;

2) умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;

3) умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;

4) умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения;

5) владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;

6) умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;

7) умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;

8) смысловое чтение;

9) умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение;

10) умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью;

11) формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (далее ИКТ – компетенции); развитие мотивации к овладению культурой активного пользования словарями и другими поисковыми системами;

12) формирование и развитие экологического мышления, умение применять его в познавательной, коммуникативной, социальной практике и профессиональной ориентации.

Результаты использования методики «Формирование целостной картины мира на уроках географии через интеграцию урочной и внеурочной деятельности»

О результативности использования в работе системы развивающего обучения для формирования целостной картины мира свидетельствует положительная динамика качества обученности.

Однако самым главным результатом своей работы считаю тот факт, что большинство моих учеников любят географию и с удовольствием изучают предмет. На уроках все учащиеся с интересом и ответственностью решают учебные задачи. Также растет количество обучающихся, которые ездят в образовательные путешествия.

 В заключении своей работы   хотелось бы подчеркнуть, что в связи с громадным ростом объёма фактических знаний сегодня, развивающее обучение является наиболее продуктивным и востребованным, так как учит детей учиться, формирует в них активную жизненную позицию, что позволяет ребятам при необходимости мобилизовать свои усилия и освоить любой необходимый учебный материал или при необходимости – гибко модернизировать приобретённые ранее знания и умения.

Список литературы.

1. Коменский Я.А. Великая дидактика. Избранные  педагогические  сочинения. - М, 1939. -228с.

2. Селевко Г.Х.Современные образовательные технологии. – М., 1998.-256 с.

3.  3анков Л.В. Избранные педагогические труды. - М., 1990.- 608 с.

  1. Эльконин Д.Б. Избранные психологические труды. - М., 1989. – 560 с.
  2. Сухов В.П. Системно - деятельностный подход в развивающем обучении школьников. - СПб.: РГПУ им, А.И.Герцена, 2004.- 225с.
  3. Сухов В.П. Системно - деятельностный подход в развивающем обучении в курсах географии.// География и регион. - Материалы Международной научно-практической конференции. - Пермь, 2002.- 67с.
  4. Сухов В.П. Формирование творческого мышления учащихся в курсе географии. (Логико-методическая разработка для учителя). - Уфа, 1987.-54с.
  5. S.Sibley . Teaching and Estimation of Pupils Skulls in Geography. – Cambridge University, 2003. -107 p.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"ОСУЩЕСТВЛЕНИЕ РАННЕЙ ПРОФИЛИЗАЦИИ УЧАЩИХСЯ ЧЕРЕЗ ИНТЕГРАЦИЮ УРОЧНОЙ И ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ".

В распоряжении современного педагога  имеется широкий арсенал педагогических подходов, технологий, методов, средств, форм, а с введением ФГОС НОО ещё и организационных и материальных возможностей...

Конспект непосредственно образовательной деятельности по формированию целостной картины мира на тему "Лицо"

Воспитание у детей бережного отношения к своему телу; закрепление знаний о строении лица; рассказать детям о роли слуха, зрения в жизни человека; способствовать развитию связной речи; активизиро...

Непосредственно образовательная деятельность в работе с детьми среднего дошкольного возраста по формированию целостной картины мира «Вечерняя сказка».

воспитывать послушание, любовь к родителям; закреплять у детей знания о культурно-гигиенических навыках; о режимных процессах, развивать умение зашнуровывать ботинки; развивать выдержку и вниман...

Непосредственно образовательная деятельность по формированию целостной картины мира (старший дошкольный возраст) «Дружи со спортом. С головы до самых пяток в теле должен быть порядок».

закрепление знаний о том, зачем нужны сердце, ноги, руки. Способы тренировок этих органов. Познакомить детей с традиционными и нетрадиционными методами оздоровления....

Интеграция урочной и внеурочной деятельности по географии и экологии через социальное партнёрство с учреждениями дополнительного образования

Статья рассказывает об интеграции учебной и внеучебной деятельности по географии и экологии в СОШ №89 Санкт-Петербурга через социальное партнерство организаций дополнительного образования...

Физическое воспитание обучающихся через интеграцию урочной и внеурочной деятельности.

Интеграция в образовании - создание единого педагогического пространства, в котором происходит нравственное развитие, образование и оздоровление школьников через различные формы деятельности. ...

ФОРМИРОВАНИЕ ЦЕЛОСТНОЙ КАРТИНЫ МИРА ЧЕРЕЗ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО

Стараясь опровергнуть утверждение о «неважности» уроков «Изобразительного искусства», хочется акцентировать внимание на том, что обучение изобразительной деятельности решает дв...