ФОРМИРОВАНИЕ ЦЕЛОСТНОЙ КАРТИНЫ МИРА ЧЕРЕЗ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО
статья по изобразительному искусству (изо)

Масцевая Ирина Константиновна

Стараясь опровергнуть утверждение о «неважности» уроков «Изобразительного искусства», хочется акцентировать внимание на том, что обучение изобразительной деятельности решает две взаимосвязанные задачи: развитие визуального восприятия и формирование умения осознавать увиденное и передавать это в продуктах изобразительного творчества.

Восприятие и анализ предметов окружающего мира, организуемый на уроках «Изобразительного искусства» приводит к пониманию их сути, ценности для человека. Процесс познания мира происходит на уровне чувственного принятия, а полученные таким образом знания формируют целостную картину мира.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ФОРМИРОВАНИЕ ЦЕЛОСТНОЙ КАРТИНЫ МИРА ЧЕРЕЗ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО

Стараясь опровергнуть утверждение о «неважности» уроков «Изобразительного искусства», хочется акцентировать внимание на том, что обучение изобразительной деятельности решает две взаимосвязанные задачи: развитие визуального восприятия и формирование умения осознавать увиденное и передавать это в продуктах изобразительного творчества.

Восприятие и анализ предметов окружающего мира, организуемый на уроках «Изобразительного искусства» приводит к пониманию их сути, ценности для человека. Процесс познания мира происходит на уровне чувственного принятия, а полученные таким образом знания формируют целостную картину мира.

Немного из истории обучения рисованию

Умение рисовать всегда имело и имеет немаловажное значение для человека, а его использование служило и служит одним из средств общения между людьми, т.е. развитию коммуникативных компетенций.

Развивать свои навыки в рисовании человек начал с глубокой древности. Уже первобытные люди достигали в этом больших успехов, о чем убедительно свидетельствуют рисунки, найденные археологами.

В Древнем Египте рисованию учили в школах наряду с черчением.

Эпоха возрождения открывает новую эру и в истории развития изобразительного искусства, и в области методов обучения рисованию.

В своей книге «Эмиль, или о воспитании» философ и мыслитель XVIII века Жан-Жак Руссо указывает на то, что рисование необходимо для развития органов чувств.

Если заглянуть в историю образования в России, то уже вначале XIX века дворянам и разночинцам, наряду с точными и естественными дисциплинами, преподавали изобразительное искусство, и это не случайно! Ведь именно обучение изобразительному искусству способствовало творческому развитию личности.

В ходе исследований и обобщения лучшего педагогического опыта прошлого определялись и получали научное обоснование такие виды работ по изобразительному искусству как: рисование с натуры, на темы, декоративное рисование, беседы об изобразительном искусстве. В современных программах и пособиях по изобразительному искусству подчёркивается важная роль этого предмета как ведущего в познании предметов и объектов действительности, т.е. окружающего мира.

Особенностью сегодняшнего этапа развития России является то, что происходящие в стране социально-экономические преобразования совпали с общемировыми тенденциями перехода индустриального общества к информационному. В этой связи важную роль играют предметы эстетического цикла. Содержание предмета «Изобразительное искусство» строится с учетом современных процессов обновления, происходящих в образовании. Уникальность и значимость учебного предмета определяется нацеленностью на развитие эстетического и художественного образования ребенка.

29 декабря 2018 года была принята КОНЦЕПЦИЯ
преподавания предметной области «Искусство» в образовательных организациях Российской Федерации, реализующих основные общеобразовательные программы в которой обозначено, что предметная область «Искусство» в образовательных организациях
направлена на освоение обучающимися российского и мирового искусства
и на овладение элементарными навыками в области искусства. Учебные предметы имеют огромный воспитательный потенциал, способствующий духовно-нравственному развитию обучающихся.

О значимости преподавания изобразительного искусства

в современной школе

Попав в зависимость от информационных технологий, искусство приобрело новый уровень свободы проявления, определилось и новое положение в культурном развитии человечества. Все это вызвало ряд серьезных изменений в системе художественного образования. 

На каких еще уроках в общеобразовательной школе дети смогут так тесно и системно познакомится с синтетическими видами искусства. Смогут взаимодействовать между собой при выполнении учебных задач в этой области.

Как результат правильно поставленные, хорошо организованные, систематически и интересно проводимые занятия по изобразительному искусству играют большую роль в духовном развитии учащихся, в формировании их мировоззрения, в проявлении и совершенствовании их творческих способностей.

Обучающиеся, выполняя творческие работы, приходят к пониманию, что их наблюдения могут «вырасти» в «визуальный рассказ» о мировосприятии о мироощущении и это очень ценно для дальнейшего их развития.

Изучение учебного предмета «Изобразительное искусство» направлено
на освоение разных видов визуально-пространственных искусств: живописи, графики, скульптуры, дизайна, архитектуры, народного и декоративно-прикладного искусства, изображения в зрелищных и экранных искусствах.

Учебный предмет объединяет в единую образовательную структуру художественно-творческую деятельность, восприятие произведений искусства и художественно-эстетическое освоение окружающей действительности. Художественное развитие обучающихся должно осуществляться в процессе личного художественного творчества, в практической работе с разнообразными художественными материалами. Таким образом, одна из важнейших задач уроков изобразительного искусства заключается в том, чтобы в процессе обучения максимально развить все виды чувств, единство и богатство ощущений, получаемых от внешнего мира, обеспечить единство и богатство образов восприятия.

В основе ФГОС лежит системно-деятельностный подход, который обеспечивает в развитии обучающихся формирование готовности к саморазвитию и непрерывному образованию; дает навыки проектирования и конструирования социальной среды развития обучающихся в системе образования; воспитывает активную учебно-познавательную деятельность обучающихся и т.д. В связи с этим, на уроках изобразительного искусства создаются оптимальные условия для проектирования и организации индивидуальной и групповой деятельности, организации личного времени учащегося с использованием ИКТ; планирования учебного процесса, фиксирования его реализации в целом и отдельных этапов (выступлений, дискуссий и даже экспериментов).

Уроки ИЗО в полной мере формируют все УУД, регламентируемые ФГОС. Индивидуальная учебная деятельность реализуется на каждом уроке при выполнении учебно-творческих заданий. Групповая и коллективная образовательная деятельность чаще всего организуется в случаях обобщения и закрепления учебного материала. Эти виды организации работы очень важны для формирования коммуникативных УУД.

Существует несколько типов уроков «Изобразительного искусства», которые необходимо отметить в данном контексте:

  • Уроки по созданию коллективного учебно-творческого продукта. На таких уроках у детей формируются коммуникативные навыки, умение сотрудничать и проектировать задуманное;
  • «Урок-образ» как форма интеграции предметных умений по видам искусства (по типологии уроков – это урок обобщения и систематизации знаний). Урок больше походит на театральное действо и поэтому требует тщательной подготовки, режиссуры и репетиций. Как результат, интеграция предметных областей знаний из других видов искусств дает учащимся возможность увидеть суть и содержание понятий и явлений «Изобразительного искусства» с позиций нескольких видов искусств;
  • Проектная деятельность обучающихся на уроках изобразительного искусства. Начиная от кратковременных проектов (выставка рисунков), заканчивая долгосрочными. В процессе проектной деятельности происходит развитие личности ребенка, презентация проекта способствует формированию у школьника умения структурировать материал, обсуждать, объяснять, доказывать, планировать выступление, вести диалог, а также проживать ситуации, возможные в будущей работе и жизни;

Необходимо сказать и о работе с «Портфолио» как формой оценивания личностных результатов школьников в области «Изобразительного искусства». На уроках ИЗО, в отличии от многих других предметов портфолио может меняться с учетом образовательной задачи. Например,

  • Портфолио развития;
  • Учебное портфолио;
  • Показательное портфолио;
  • Портфолио учебно-творческого проекта;
  • Портфолио участия во внеурочной деятельности в области «Искусство» (новые освоенные техники рисования, участие в олимпиадах и т.д.);
  • Портфолио посещения культурных мероприятий;
  • Портфолио личного интереса (фотографии, коллекции, статьи, списки ресурсов и т.д.).

Изобразительное искусство, благодаря своей специфике, заключающейся в наглядно-образном отражении действительности, служит эффективным средством умственного, нравственного, эстетического, трудового и физического воспитания средством формирования мировоззрения и должно стоять в одном ряду с другими общеобразовательными предметами, занимая свое особое место и равноправно с ними участвовать в общем развитии школьников.

Занятия изобразительным искусством выступают как действенное средство развития творческого воображения и зрительной памяти, пространственных представлений, художественных способностей, изобразительных умений и навыков, волевых свойств и других качеств личности обучающихся.

Ценность уроков «Изобразительного искусства» - неоспорима, поэтому следует обратить внимание на совершенствование условий (кадровых и материально-технических) для полноценной реализации образовательных задач «изобразительного искусства».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственно образовательной деятельности по формированию целостной картины мира на тему "Лицо"

Воспитание у детей бережного отношения к своему телу; закрепление знаний о строении лица; рассказать детям о роли слуха, зрения в жизни человека; способствовать развитию связной речи; активизиро...

Непосредственно образовательная деятельность в работе с детьми среднего дошкольного возраста по формированию целостной картины мира «Вечерняя сказка».

воспитывать послушание, любовь к родителям; закреплять у детей знания о культурно-гигиенических навыках; о режимных процессах, развивать умение зашнуровывать ботинки; развивать выдержку и вниман...

Непосредственно образовательная деятельность по формированию целостной картины мира (старший дошкольный возраст) «Дружи со спортом. С головы до самых пяток в теле должен быть порядок».

закрепление знаний о том, зачем нужны сердце, ноги, руки. Способы тренировок этих органов. Познакомить детей с традиционными и нетрадиционными методами оздоровления....

Непосредственно образовательная деятельность по формированию целостной картины мира (средний дошкольный возраст) « РАЗ, ДВА, ТРИ! ТРИ, ДВА, РАЗ! ЗУБКИ БЕЛЫЕ У НАС !»

закрепить знания о назначении зубов, об уходе и поддержании их в здоровом состоянии; помочь детям убедиться в необходимости чистить зубы. Показать, какую важную роль в жизнедеятельности организм...

Непосредственно образовательная деятельность по формированию целостной картины мира (старший дошкольный возраст) «Как устроен человечек? Палка, палка, огуречик!»

закрепление знаний у детей о строении человека. Сравнение частей тела у человека и животных. Выработать у детей способность к эстетическому восприятию человеческого тела....

Непосредственно образовательная деятельность по формированию целостной картины мира (старший дошкольный возраст) «Питание».

закреплять у детей знания о строении своего организма, необходимости органов. Воспитывать заботливое отношение к себе, укреплять здоровый дух с помощью питания, воспитывать желание есть тол...

Интегрированное занятие по формированию целостной картины мира и развитию лексико-грамматических представлений в подготовительной группе для детей с ОНР "Зимние забавы"

Интегрированное занятие воспитателя и учителя-логопеда по формированию целостной картины мира и развитию лексико-грамматических представлений у детей подготовительной группы с диагнозом общее недоразв...