"Физическое воспитание учащихся через интеграцию урочной и внеклассной деятельности".
методическая разработка по физкультуре по теме

Потапова Оксана  Ивановна.

Интеграция в образовании - создание единого педагогического пространства, в котором происходит нравственное развитие, образование и оздоровление школьников через различные формы деятельности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pedagogika_i_obrazovanie.docx29.78 КБ

Предварительный просмотр:

Физическое воспитание учащихся через интеграцию урочной и внеклассной деятельности 

Интеграция в образовании - создание единого педагогического пространства, в котором происходит нравственное развитие, образование и оздоровление школьников через различные формы деятельности.

Интеграция урочной и внеурочной деятельности по физическому воспитанию способствует развитию и восполнению двигательной активности учащихся, устойчивого интереса к занятиям физической культуры, спортом, социализации личности в современных условиях. Современная педагогика все чаще обращается к ребенку как субъекту учебной деятельности, стремящемуся к самоопределению и самореализации. Необходимость развития личности каждого ребенка, его индивидуальных физических способностей и личностных качеств - основная цель школьного образования. Новые методики, программы, технологии не должны становиться самоцелью, главное - подготовить и вырастить человека думающего и чувствующего, который не только обладает определенной суммой знаний, но умеет использовать эти знания в жизни, умеет действовать адекватно любой ситуации, быстро и разумно решать проблемы на разных уровнях (житейских, профессиональных, учебных, нравственных). Иначе говоря, не только научить, а научить учиться. Целью физического воспитания в школе является содействие всестороннему развитию личности школьника. Слагаемыми физической культуры являются: крепкое здоровье, хорошее физическое развитие, оптимальный уровень двигательных способностей, знания и навыки в области физической культуры, мотивы и освоенные способы (умения) осуществлять физкультурно-оздоровительную и спортивную деятельность.

Достижение этой цели обеспечивается решением следующих основных задач:

  • укрепление здоровья, содействие нормальному физическому развитию; обучение жизненно важным двигательным умениям и навыкам; развитие двигательных (кондиционных и координационных) способностей;
  • приобретение необходимых знаний в области физической культуры и спорта;
  • воспитание потребности и умения самостоятельно заниматься физическими упражнениями, сознательно применять их в целях отдыха, тренировки, повышения работоспособности и укрепления здоровья;
  • содействие воспитанию нравственных и волевых качеств, развитию психических процессов и свойств личности.

Система физического воспитания, объединяющая урочные, внеклассные и внешкольные формы занятий физическими упражнениями и спортом, должна создавать максимально благоприятные условия для раскрытия и развития не только физических, но и духовных способностей ребенка, его самоопределения. В этой связи в основе принципов дальнейшего развития системы физического воспитания в школе должны лежать идеи развития, личностного и деятельностного подходов, оптимизации и интенсификации учебно-воспитательного процесса.

При решении задач физического воспитания учителю необходимо ориентировать свою деятельность на такие важные компоненты, как воспитание ценностных ориентаций на физическое и духовное совершенствование личности, формирование потребностей и мотивов к систематическим занятиям физическими упражнениями, моральных и волевых качеств, гуманистических отношений, приобретение опыта общения. Школьников необходимо учить способам творческого применения полученных знаний, умений и навыков для поддержания высокого уровня физической и умственной работоспособности, состояния здоровья, для самостоятельных занятий.

Содержание программного материала уроков состоит из двух основных частей: базовой и вариативной (дифференцированной). Освоение базовых основ физической культуры объективно необходимо и обязательно для каждого ученика. Без базового компонента невозможна успешная адаптация к жизни в человеческом обществе и эффективное осуществление трудовой деятельности вне зависимости от того, чем хотел бы молодой человек заниматься в будущем. Базовый компонент, иначе называемый ядром, составляет основу государственного стандарта общеобразовательной подготовки в сфере физической культуры и не зависит от региональных, национальных и индивидуальных особенностей ученика.

Вариативная (дифференцированная) часть физической культуры обусловлена необходимостью учета индивидуальных способностей детей, региональных, национальных и местных особенностей работы школ.

Задачи физического воспитания учащихся:

  • укрепление здоровья, улучшение осанки, профилактика плоскостопия; содействие гармоническому физическому развитию;
  • выработка устойчивости к неблагоприятным условиям внешней среды;
  • овладение школой движений;
  • развитие координационных (точности воспроизведения и дифференцирования пространственных, временных и силовых параметров движений, равновесия, ритма, быстроты и точности реагирования на сигналы, согласования движений, ориентирования в пространстве) и кондиционных (скоростных, скоростно-силовых, выносливости и гибкости) способностей;
  • формирование элементарных знаний о личной гигиене, режиме дня, влиянии физических упражнений на состояние здоровья, работоспособность и развитие двигательных способностей;
  • выработка представлений об основных видах спорта, снарядах и инвентаре, о соблюдении правил техники безопасности во время занятий;
  • приобщение к самостоятельным занятиям физическими упражнениями, подвижными играми, использование их в свободное время на основе формирования интересов к определенным видам двигательной активности и выявления предрасположенности к тем или иным видам спорта;
  • воспитание дисциплинированности, доброжелательного отношения к товарищам, честности, отзывчивости, смелости во время выполнения физических упражнений; содействие развитию психических процессов (представления, памяти, мышления и др.) в ходе двигательной деятельности.

Моя задача - создать условия для физического воспитания, развития каждого учащегося на уровне его возможностей и способностей, формирование коммуникативных умений и навыков.

Из перечисленных проблем возникла необходимость поиска альтернативы традиционным методам, так как традиционная система образования не дает возможности широко осуществлять личностно-ориентированный подход к учащимся.

В своей педагогической деятельности я столкнулась со следующими проблемой: между основами традиционного обучения школьников и новыми технологиями. Обозначить проблему - полдела, а вот найти пути их решения?!

Где искать? В методической литературе, в педагогическом опыте, позволившем решить эти проблемы и устранить противоречия:

  • между фронтальными формами обучения и индивидуальным темпом учебно-познавательной деятельности ученика;
  • стремление ребят к самостоятельности в работе и неумение организовать свою учебно - познавательную деятельность и управлять ею;
  • стремление работать в группе и неумение работать в коллективах;
  • необходимостью развивать физический потенциал каждого ученика и отсутствием условий работы с каждым.

 

Исходя из выше изложенного, необходимо было выбрать технологию обучения, которая позволила бы практически решить эти противоречия, создать условия для развития физических способностей учащихся.

В связи с этим я считаю целесообразным перейти от педагогики принуждения - к педагогике сотрудничества, преимуществом которой является:

  • в результате регулярно повторяющихся упражнений совершенствуются физические навыки;
  • в процессе выполнения физических упражнений, идет мобилизация и актуализация предшествующего опыта и знаний;
  • каждый чувствует себя расковано, работает в индивидуальном темпе;
  • повышается ответственность не только за свои успехи, но и за результаты коллективного труда;
  • отпадает необходимость в сдерживании темпа продвижения одних и в понукании других учащихся, что позитивно сказывается на микроклимате в коллективе;
  • формируется адекватная самооценка личности, своих возможностей, достоинств и ограничений;
  • обсуждение одной информации с несколькими партнерами увеличивает число ассоциативных связей, а , следовательно, обеспечивает более прочное усвоение;
  • сотрудничество сильных, средних и слабых учеников. Такое сотрудничество разных по уровню успеваемости детей приводит к тому, что слабые доходят до уровня среднего, а средние до уровня сильного ученика;

Важен эффект социализации, формирования коммуникативных умений. Интеграция в ходе воспитательного процесса имеет несколько видов:

  • Эпизодическая интеграция. Дети объединяются во время проведения соревнований, праздников.
  • Временная интеграция. Объединение детей во время летнего отдыха, оздоровительных мероприятий.
  • Частичная интеграция. В данном случае предполагается совместное пребывание лишь в части учебно-воспитательного процесса, например во время выполнения заданий, но в отличие от эпизодической это явление постоянное.

Основными задачами интегрированного воспитания детей являются:

  • укрепление здоровья детей и предупреждение возникновения нарушений физического развития;
  • обеспечение прав детей и родителей в получении необходимого комплекса образовательных услуг;
  • осуществление своевременной социальной адаптации и интеграции ребенка в общество;
  • своевременное исправление, компенсация нарушений физического развития.

Теоретическая база опыта

В своем опыте работы ориентируюсь на развитие физического воспитания учащихся через интеграция урочной и внеклассной деятельности при совместной работе учителя и ученика. В своей работе опираюсь на вариант метода обучения в сотрудничестве, разработанный в университете Джона Хопкинса «Обучение в команде» (Р.Славин, Р.и Д.Джонсон, Дж .Аронсон). Теоретической базой для моей педагогической деятельности послужили также работы И.С. Якиманской по личностно ориентированному развивающему обучению.

Изучение научной литературы по физическому воспитанию свидетельствует о том, что исследуемая нами проблема недостаточно изучена современными учеными. Вместе с тем в истории развития педагогической науки и практики проблемы воспитания учащейся молодежи всегда занимали одно из важнейших мест. Значительный вклад в формирование научной теории воспитания внесли К.Д. Ушинский, П.Ф. Лесгафт, А.В. Луначарский, Н.К. Крупская, В.П. Вахтеров, П.Ф. Каптерев, П.П. Блонский, С.Т. Шацкий, А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинский, Г.В. Запорожец.

Большой интерес для нашего исследования представляют работы известных педагогов и ученых А.М. Арсеньева, Ю.К. Бабанского, Н.Л. Гончарова, М.А. Данилова, Ф.Ф. Королева, И.Я. Лернера, А.М. Коротова, С.Л. Батышева, Б.Т. Лихачева, И.С. Марьенко, М.И. Махмутова, Э.И. Моносзона. С.В. Мягченкова, Л.И. Новиковой, Р.М. Роговой, М.Н. Скаткина, Г.Н. Филонова и др.

Социально-психологическим и психолого-педагогическим аспектам воспитания, проблемам взаимоотношений учителей и учащихся посвящены исследования Ю.П. Азарова, Б.Г. Ананьева, А.Г. Асмолова, А.А. Бодалева, Л.И. Божович, А.Ю. Гордина, И.С. Кона, Э.Г. Костяшина, А.Н. Леонтьева, А.В. Мудрика, А.В. Петровского, М.М. Лоташника, Н.Ф. Талызиной, Т.И. Шамовой.

Внедрение учителем физической культуры в практическую деятельность обучения в сотрудничестве обеспечит:

  • повышение качества образования;
  • формирование коммуникативных умений и навыков;
  • развитие устойчивого интереса к физической культуре;
  • успешную самореализацию;
  • сотрудничество учителя и ученика.

Главным в условиях обучения является то, чтобы помочь товарищу, вместе выполнить любые физические упражнения, разделить радость успеха или горечь неудачи. Главная идея обучения в сотрудничестве на уроках физической культуры - учиться вместе. А не просто что-то выполнять вместе!

Сущность опыта

Обучение в сотрудничестве предполагает именно сотрудничество, а не соревнование. Равные возможности предполагают, что любой ученик должен совершенствовать свои собственные достижения. Это значит, что каждый ученик учится в силу собственных возможностей, способностей и потому имеет шанс оцениваться наравне с другими. Если и продвинутый, и слабый ученик затрачивает максимум усилий - каждый для достижения своего уровня, то будет справедливо, если их усилия (в группе) будут оценены одинаково: ведь и один, и другой сделал, что мог. А учитель приобретает роль организатора самостоятельной деятельности учащихся. Его задача больше не сводится к передаче суммы знаний и опыта.

Роль учителя - помочь ученикам самостоятельно достичь нужных результатов, критически осмыслить полученную информацию, уметь делать выводы, аргументировать их.

Новизна

Применяю элементы технологии обучения в сотрудничестве, делая ставку на работу в малых группах, основываясь на принцип вариативности, дающий возможность выбирать, компоновать известные элементы с собственными разработками. Технология должна постоянно обновляться новыми методами и приемами, а проверка этих внедрений - результаты работ ребят.

Продуктивность опыта заключается в том, что такая система работы позволяет создать между учителем и учеником атмосферу сотрудничества и взаимодействия, шире использовать познавательные возможности учеников, особенно сильных, учит самоконтролю и взаимоконтролю и воздействовать на эмоциональную сферу личности.

Трудоемкость опыта определяется следующими составляющими:

  • диагностика первоначальных знаний и умений по предмету физическая культура;
  • определение базового уровня подготовки учащихся;
  • тематическое планирование уроков с применением данной технологии;
  • организация малых групп;
  • обучение поведению при работе в малых группах;
  • оценивание работы группы;
  • итоговый контроль знаний и умений.

Адресная направленность, возможность внедрения опыта

Развитие физического воспитания учащихся через интеграцию урочной и внеклассной деятельности приемлемо для использования в любом образовательном учреждении.

Возможность внедрения опыта заключается в организации и управлении обучения к особенностям малых групп учащихся, ее контроль представляют интересную область поиска для любого творчески работающего учителя.

Желание учителя, достаточное наличие учебно-методического комплекса: заданий-упражнений для малых групп, специальных материалов -делают возможным освоение данного опыта.

Технология опыта

С чего же начать? А начинать нужно с планировки помещения, с размещения рабочих мест детей, чтобы они могли, прежде всего, общаться в процессе совместной деятельности. Для этого они должны, конечно же, видеть лица друг друга. Располагаем детей так, что бы они были лицом друг к другу. И именно это будет определять приоритетные виды деятельности на уроке, самостоятельную совместную деятельность.

Следующий шаг - обучение культуре общения в группе. Для этого я разработала памятку работы в группе:

Работа в малых группах

  • взаимодействовать в группе с любым партнером или партнерами
  • работать активно, серьезно относясь к порученному заданию
  • вежливо и доброжелательно общаться с партнерами
  • испытывать чувство ответственности не только за собственные успехи, но и за успехи своих партнеров, всего класса
  • полностью осознавать, что совместная работа в группах - это серьезный и ответственный труд.

Что же дальше? Деление класса на группы (поначалу группы не стоит делать большими). В каждой группе должны быть сильный, средний и слабый ученики, мальчики и девочки. Далее важно наметить, какие роли предусматривает деятельность учащихся в группах.

В своей работе я использую метод обучения в команде, отдельными формами которого являются:

  • обучение в малых группах,
  • командно-игровая деятельность,
  • обучение в сотрудничестве,
  • индивидуализация обучения в командах.

Содержание работы по внедрению технологии обучения физическому воспитанию через интеграцию урочной и внеклассной деятельности предполагает несколько этапов:

1. Организационный, когда происходит формирование групп с учетом уровня обученности, личных симпатий учеников друг к другу; происходит размещение учащихся, что способствует общению в процессе совместной деятельности; повторяется памятка «Работа в малых группах».

2. Этап выполнения задания, когда определяется учебно-познавательная цель; происходит определение вида деятельности группы; распределение заданий по группам; распределение ролей среди учащихся каждой группы.

3. Этап обсуждения заданий группами, который включает в себя выступления групп.

4. Анализ и контроль - учащиеся выполняют самостоятельно предложенное задание.

5. Обсуждение достигнутых результатов, где учащиеся сообщают о трудностях, встретившихся в процессе выполнения задания, о путях их преодоления. Учитель подводит итог урока, формулирует выводы.

Варианты физического воспитания через интеграцию урочной и внеклассной деятельности:

Использование интеграции урочной и внеклассной деятельности для развития физического воспитания способствует повышению:

  • мотивации учащихся;
  • уровню физической  сформированности в соответствии с индивидуальными особенностями развития школьников;
  • уровня сотрудничества учащихся.

Из этого следует, что использование интеграции урочной и внеклассной деятельности для развития физического воспитания способствует повышению эффективности уроков физической культуры.

Результативность опыта

Можно проследить по следующим фактам:

  • повысился уровень обученности учащихся;
  • высокий уровень творческой активности по предмету «Физическая культура»;
  • Учащиеся активно принимают участие в соревнованиях и занимают призовые места.

Используемая литература

  • Ксензова Г.Ю. Перспективные школьные технологии: Учебно-методическое пособие.
  • Колеченко А.К.Энциклопедия педагогических технологий.
  • Леонтьев А.А. Психология общения.
  • Селевко Г.В. Современные образовательные технологии.

»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"ОСУЩЕСТВЛЕНИЕ РАННЕЙ ПРОФИЛИЗАЦИИ УЧАЩИХСЯ ЧЕРЕЗ ИНТЕГРАЦИЮ УРОЧНОЙ И ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ".

В распоряжении современного педагога  имеется широкий арсенал педагогических подходов, технологий, методов, средств, форм, а с введением ФГОС НОО ещё и организационных и материальных возможностей...

тема самообразования "Воспитание экологической культуры учащихся через организацию урочной и внеурочной деятельности"

История человечества неразрывно связана с историей природы. На современном этапе вопросы традиционного взаимодействия ее с человеком переросли в глобальный экологический кризис, который включает ...

" Эффективность обучения учащихся через учебно- исследовательскую и внеклассную деятельность по физике".

В работе описываются примеры внеклассных работ по физике, для формирования познавтельных интересов к предмету....

Физическое воспитание обучающихся через интеграцию урочной и внеурочной деятельности.

Интеграция в образовании - создание единого педагогического пространства, в котором происходит нравственное развитие, образование и оздоровление школьников через различные формы деятельности. ...

Совершенствование внеурочной деятельности детей. Интеграция урочной и внеурочной деятельности учащихся по физической культуре и спорту.

Как помогает внеурочная деятельность детям не только на уроках физической культуры, но и  в спорте....

Патриотическое воспитание молодёжи посредством интеграции урочной и внеурочной деятельности.

Из опыта работы учителя русского языка и литературы ГБОУ школа 428 Приморского района Санкт-Петербурга Явдошенко Александры АлександровныВоспитание патриотизма – это неустанная работа по создани...

Формирование целостной картины мира на уроках географии через интеграцию урочной и внеурочной деятельности

      Какой выпускник добивается успехов, социализирован и готов к самостоятельной жизни? Как правило, это выпускник, который за годы учёбы в школе научился учиться и имеет стрем...