Программа курса практической журналистики
рабочая программа по теме
Данный курс проводится в рамках реализации Программы Центра гражданского образования, созданного в нашем лицее в 2007-2008 уч.г. Первоначально программа Центра включала три блока: социальное проектирование, право и экономика. Занятия по данным курсам проводились для обучающихся Центра с целью их подготовки к реализации социальных проектов. В прошлом учебном году мы решили добавить к уже существующим еще один блок - "Основы журналистики", целью которого является обучение уч-ся основам журналистского мастерства, грамотному оформлению своих мыслей в ходе представления социально значимых проектов.
К каждому занятию разработана презентация, включающая теоретический и часть практического материала.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 48 КБ |
![]() | 315 КБ |
Предварительный просмотр:
МБОУ «Самусьский лицей»
Центр гражданского образования
ПРОГРАММА
курса практической журналистики
Пояснительная записка
Курс практической журналистики рассчитан на быстрое погружение обучающихся Центра гражданского образования в профессию журналиста.
Курс практической журналистики позволяет расширить представление учащихся об основных способах подачи материала в СМИ, представления и защиты социально значимых проектов, развивать инициативу и творческие способности учащихся, формировать активную жизненную позицию.
На занятиях учащиеся знакомятся с основами журналистики, учатся писать материалы в разных газетных жанрах (заметки, интервью, новости, репортаж, пресс-релиз и др.), приобретают практический навык проведения соц. опроса и интервью.
Результатом занятий является творческое самовыражение учащихся в выпусках школьных газет, представлении социально-значимых проектов в СМИ, на конференциях и Форумах; активное участие в Российских и региональных конкурсах творческих работ.
Цели:
- обучение учащихся основам журналистского мастерства; грамотному оформлению своих идей и мыслей в ходе представления социально значимых проектов;
- воспитание у учащихся интереса к профессии журналиста.
Задачи:
- Формировать практические навыки подачи материала в разных жанрах журналистики;
- Формировать навыки совместной деятельности и делового общения, современного мировоззрения, активной жизненной позиции.
- Развивать инициативу и творческие способности учащихся, индивидуальное мышление, интересы, склонности;
- Расширить общий кругозор учащихся.
Тематическое планирование
п\п | Название темы | Кол-во часов всего | Кол-во часов теории | Кол-во часов практики |
1. | Вводное занятие. Жанры журналистики. Принцип деления на жанры. Информационные, аналитические, художественно-публицистические жанры | 1 | 1 | |
2. | Информационные жанры. Информация и ее основные черты. Правила построения информации. | 1 | 0,5 | 0,5 |
3. | Заметка в газету как один из способов представления проекта. Типы заметок. | 1 | 0,5 | 0,5 |
4. | Интервью как способ получения информации. Интервью и его признаки. Этапы работы над интервью. | 2 | 1 | 1 |
5. | Социология в проектной деятельности. Виды анкеты. Правила проведения опроса. Обработка информации. | 2 | 1 | 1 |
6. | Способы размещения материала на сайте школы. Структура пресс-релиза. | 1 | 0,5 | 0,5 |
Содержание программы
1. Вводное занятие. Жанры журналистики (1 ч)
Основные способы представления социального проекта: заметка в газете, на сайте (пресс-релиз), выступление на радио. Принцип деления на жанры.
Информационные, аналитические, художественно-публицистические жанры.
2. Информационные жанры (1 ч)
Информация (новость) и ее основные черты. Формы подачи новостей. Правила построения информации. Практика: написание информации.
3. Заметка в газету как один из способов представления проекта (1 ч)
Заметка и ее основные черты. Типы заметок: краткая и расширенная. Практика: написание заметки в школьную газету на «Жизнь моего класса». («Значимое событие в жизни школы»). Репортаж, виды и типы репортажа.
4. Интервью как способ получения информации (2 ч)
Интервью и его признаки. Этапы работы над интервью. Классификация вопросов.
Практика: составление вопросов к интервью с предполагаемым социальным партнером.
5. Социология в проектной деятельности (2 ч)
Виды анкеты. Обработка информации. Правила проведения опроса. Практика: проведение соц. опроса (блиц-опроса).
6. Способы размещения материала на сайте (1ч)
Структура пресс-релиза. Практика: написание пресс-релиза
Ожидаемый результат и способы проверки:
Результатом обучения является:
творческое самовыражение учащихся в выпусках школьных газет, представлении социально-значимых проектов в СМИ, на конференциях и Форумах;
участие во всероссийских и региональных конкурсах творческих работ.
Список литературы
для учащихся:
1. Гоне, Ж. Школьные и лицейские газеты / Ж.Гоне; общ. ред. и вступ. А.В. Шарикова. – М.: ЮНПРЕСС, 2000. -200 с.
2. Дзялошинский, И. Жанры журналистики. Описание жанров, их характеристики и назначения с практическими примерами / И. Дзялошинский // Лицейское и гимназическое образование. - 2002. - №2.
3. Лепилкина, О. И. Азбука журналистики: учебное пособие для учащихся 10-11 классов общеобразовательных учреждений / О.И. Лепилкина, Е. Ю. Умнова, А.Е. Зимин, И.А. Горюнова. – М.: Вентана –Граф, 2006. – 272 с. : ил.
4. Лицейское и гимназическое образование: Школьная газета: формула успеха. – 2004. - № 3.
5. Муратов, А. Задай вопрос, и я скажу тебе, кто ты (незабываемые правила для интервьюера) / А. Муратов // Профессия - журналист. – 2000. - № 9.
6. Скоробогатько, В. Заяви о себе громко, но красиво. Дизайн школьных газет и журналов / В. Скоробогатько // Лицейское и гимназическое образование. – 2002. - № 9.
7. Спирина, Н.А. Журналистика в школе: экспериментальная программа дополнительного образования для обучающихся 10-11 классов общеобразовательных учреждений / сост. Н.А. Спирина. – Ленинск-Кузнецкий: Изд-во МОУ «Средняя общеобразовательная школа № 42», 2005. – 53 с.
Список литературы
для педагога:
1. Антонов, В.И. Информационные жанры газетной публицистики / В.И. Антонов. – Саратов, 1996.
2. Бовин, А. Профессия – журналист / А. Бовин // Журналист. – 2001.-№3.
3. Васильева, Л. А. Делаем новости! : учебное пособие / Л.А. Васильева. – М.: Аспект Пресс, 2003. – 190 с.
4. Вовк, Е.Т. Школьная стенгзета и издательские технологии в школе / Е.Т. Вовк // Информатика: прил. к журн. «Первое сентября». – 2004. - №4.
5. Гринева, Л.Г. Как организовать в школе выпуск газеты / Л.Г. Гринева // Программа гимназии №23. – Краснодар, 2004.
6. Максимова, В. Русский язык и культура речи / В. Максимова. – М.: Гардарики, 2000.
7. Плешаков, Л. Интервью: проход по минному полю / Л. Плешаков // Профессия – журналист. – 2001. - № 3.
8. Танкова, Л. Школьная газета от «А» до «Я» / Л. Танкова // Первое сентября. – 2003. - № 43. – (Класс-медиа.
9. Томских, И.С. Организация школьных средств массовой информации (СМИ) / И.С. Томских // Программа по журналистике. Областное государственное учреждение «Читинский детско-юношеский центр «Искра». – Чита, 2004.
10. Рухленко Н.М. Организация работы кружка юных корреспондентов / Н.М. Рухленко // Практика административной работы в школе. - 2005. - № 6.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Мастерская жанров Как правило, неинтересно читать любую газету, если все материалы в ней написаны одинаково. Журналисты-практики активно используют в своей работе много разных жанров: заметка, репортаж, хроника, интервью, статьи. Начинающие журналисты обязаны знать, какие жанры существуют в журналистике, каковы особенности каждого их них и в чем их различие. Жанры газетной журналистики – это исторически сложившиеся типы (виды) публицистических произведений, способ и форма написания газетной публикации.
Газетные жанры Каждому жанру соответствует определенный метод работы с информацией: Заметка сообщает новости и отвечает на вопрос «что происходит?»; Репортаж показывает, как это происходит; Корреспонденция объясняет «почему»; Интервью освещает «что об этом думают?» Обзор представляет положение дел в целом.
Классификация газетных жанров Жанры современной газеты можно условно разделить на три группы: Информационные Аналитические Художественно-публицистические (иногда отдельно выделяют сатирические жанры). Современным жанрам свойственно широкое взаимопроникновение.
Информационные жанры К жанрам новостной информации обращаются тогда, когда стремятся сообщить читателям новость. От того, насколько эта новость важна, ярка, значительна, зависит размер материала и даже место на газетной полосе. Имея в наличии один факт, журналист может написать новость , заметку , интервью , репортаж , отчет , опрос , пресс-релиз , т.е. материал любого информационного жанра. Особенности информационных жанров: высокая оперативность, небольшой объем, узкий масштаб охвата событий. Главная цель – сообщить об единичном факте : сжато, оперативно, без общих рассуждений.
Аналитические жанры Аналитические жанры призваны исследовать. У них общее назначение – анализ ситуаций, возникающих в различных сферах общества. Материалы этих жанров менее оперативны, но зато масштаб событий в них значительно шире и места на газетной полосе они занимают больше. К ним относятся: комментарий, статья, корреспонденция, обозрение, рецензия.
Художественно-публицистические жанры В них, кроме информации, присутствуют художественность и публицистичность. Конкретный, документальный факт как бы отходит на задний план, уступая место впечатлению автора от факта, его оценке, авторской мысли. Жанры: очерк, зарисовка, эссе, политический портрет, путевые заметки … (в целом около 20-и жанров), т.е. «авторская журналистика».
Художественно-публицистические жанры Главная задача: на основе реальных фактов выстроить образ. В художественно-публицистических жанрах широко используются литературные выразительные средства.
Сатирические жанры Содержат критику, выраженную средствами сатиры, юмора, использованием таких приемов, как ирония, сарказм, гротеск, гипербола и т.д. Сатирические жанры: фельетон, памфлет, пародия, эпиграмма, басня, шарж, карикатура, анекдот .
Эпистолярные жанры Это письма читателей и ответы на них. Виды эпистолярных жанров: письмо-предложение, письмо-отклик, письмо-жалоба, письмо-вопрос, письмо-ответ. Письмо в журналистике бывает двух разно-видностей: Обращение автора к широкой аудитории (читателю, слушателю); Стремление автора побудить конкретного адресата к неотложным, активным действиям. * Чаще всего журналист использует жанр письма для обращения к видным деятелям – руководителям государства, министрам, депутатам, президенту и т.д.
Практическое применение Игра «Кто больше?» Назовите не менее 10 жанров журналистики. Есть информационный повод (факт): в окрестностях Самусь обнаружен след снежного человека. Попробуйте сообщить об этом факте в газету, используя: а) жанр «новость», б) жанр «интервью», в) жанр «репортаж», г) средства художественно-публицистического жанра (образ, авторское впечатление, эмоциональность)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
программа курса "Основы журналистики"
Настоящая программа предназначена для редакций детских, подростковых и юношеских газет и журналов и призвана посодействовать формированию функциональной грамотности и устойчивого интереса к профессии ...
![](/sites/default/files/pictures/2012/08/02/picture-98330.jpg)
Рабочая программа элективного курса "Основы журналистики"
Элективный курс "Основы журналистики” предлагается для учащихся 9-ых классов как элемент активизации интереса к урокам развития речи, предпрофильной подготовки для ориентации на гуманитарный профиль о...
![](/sites/default/files/pictures/2012/10/21/picture-126738-1350837955.jpg)
Программа элективного курса "Основы журналистики".
Тематическое планирование, содержание материала для элективного курса "Основы журналистики"....
![](/sites/default/files/pictures/2013/01/11/picture-176289-1357879725.jpg)
Программа курса по выбору "Журналистика"
Программа курса по выбору «Журналистика» разработана для учащихся 9 класса, продолжительностью 8 часов (2 месяца). Курс введен с целью подготовки учащихся к осознанному выбору будущей профессии....
![](/sites/default/files/pictures/2019/09/13/picture-1152327-1568335322.jpg)
Программа курса Практическое право
Курс по выбору дает учащимся сведения практического характера, знакомит учащихся с социально-правовыми проблемами и способами их решения, опираясь на конкретные нормы российского законодательства...
![](/sites/default/files/pictures/2014/07/14/picture-26233-1405358963.jpg)
Рабочая программа курса «Практическая физика» 10 класс
Рабочая программа курса «Практическая физика» 10 класс...
- Мне нравится (1)