Факультативный курс "История Российской армии" для 8-9 классов
элективный курс (8 класс) по теме

Горпенюк Станислав Владимирович

Авторская педагогическая разработка факультативного курса "История Российской армии"  для 8-9 классов

Скачать:


Предварительный просмотр:

Министерство образования и науки Российской Федерации

Управление образования, молодёжной политики и спорта

Шелеховского муниципального района

Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №9»

Авторская педагогическая разработка

Факультативный курс «История Российской армии»

(учебная программа)

                              Автор  разработки:

                                                           Горпенюк Станислав Владимирович,

                                                           заместитель директора по безопасности

                                                           жизнедеятельности, безопасности обра-

                                                           зовательного процесса и условий труда

                                                           МКОУ «СОШ №9» г. Шелехова

                                     

г. Шелехов

2012 г.

Пояснительная записка

1. Место курса в образовательном процессе

     Данная программа факультативного курса  «История Российской армии» является составной частью образовательной программы школы. Программа построена с учётом профильного  направления деятельности МКОУ «СОШ №9» - кадетские классы.

     Программа соответствует требованиям:

     -  Конституции РФ;

     -  «Закона об образовании»;

     - Примерным требованиям к программам дополнительного образования

детей (письмо Министерства образования Российской Федерации от 11.12. 2006 г. №06-18-44).

     Программа факультативного курса «История Российской армии» для учащихся 8-9 кадетских классов ориентирована на перспективу развития профильного обучения в старшем звене школы, носит пропедевтический характер для дальнейшего изучения курса в 10-11 профильных кадетских классах.

     Курс «История Российской армии» является межпредметным: наряду со сведениями по истории Российской армии, в его содержание входят аспекты различных знаний из предметов гуманитарного цикла.

     Курс  ориентирован на создание у школьников правильного представления о Российской армии и роли в формировании государственности России, а также приобретение знаний по истории Вооруженных сил РФ.

     Программа курса рассчитана на 34 учебных часа (17 часов в 8 классе и 17 часов в 9 классе при нагрузке 1 час в неделю).

     При изучении курса обучающиеся получают  дополнительные  знания, которые:

     - необходимы учащимся для личностного восприятия исторического процесса, для адекватной оценки событий и явлений тех или иных исторических деятелей;

     - востребованы в дальнейшем изучении курса «История России» в 10-11 классах;

     - способствуют более полному освоению программы по истории и подготовке к выпускным экзаменам за курс основной школы.

2. Цели и задачи курса

     Цель курса: пробудить интерес к военной службе и профессии защищать Родину через более детальное и расширенное изучение  исторических материалов и сведений по истории Российской армии.

     Основные задачи курса:

     - военно-патриотическое воспитание молодёжи;

     - подготовка обучающихся к продолжению обучения в 10-11 классах;

     - расширение и углубление знаний, полученных учащимися в результате изучения основного курса истории России;

     - совершенствование общеучебных умений и навыков  (задания на уровне анализа, сопоставления, обобщения, позволяющие дать импульс работе мысли, творчеству, поиску, способствующие пробуждению и оформлению устойчивого интереса к изучению тех или иных проблем, формулировка выводов, выполнение поисковой работы), которые необходимы учащимся в ходе дальнейшего обучения в 10-11 классах.

В процессе работы по изучению данного курса ученики могут овладеть:

  1. конкретно-историческими сведениями, касающимися различных аспектов развития и становления Вооруженных сил России;
  2. историко-биографической информацией, касающейся выдающихся полководцев России;
  3. историко-техническими и историко-теоретическими знаниями о развитии военной техники и военной мысли;
  4. навыками работы с научно-популярной и справочной литературой (аннотирование, составление тематических карточек, таблиц, схем, рефератов по избранной теме или проблеме);

- элементом исследовательских процедур, связанных с поиском данных, их отбором, анализом, обобщением, представлением результатов самостоятельного (под руководством педагога) микроисследования.

Реализация вышеуказанного обеспечивается содержанием курса, которое систематизирует знания в области истории Российской армии.

3. Содержание курса

Структурно программа курса состоит из 8 разделов.

8 класс

Раздел 1. Русская армия VIII-XI веков

4 часа

Военное воспитание древних славян. Вооружение славян. Игорь, Олег и их походы. Святослав и его походы. Структура военных формирований Киевской Руси. Тактика боевых действий славян.

Раздел 2. Русская армия XII-XV веков

4 часа

Вооружение русских войск этого периода. Борьба с монголо-татарскими захватчиками. Развитие военной мысли. Александр Невский и его борьба с Западом. Дмитрий Донской, Иван III в борьбе за свержение татарского ига. Развитие военной мысли и военной техники в XIV-XV веках. Тактика ведения боя.

Раздел 3. Русская армия XVI-XVII веков

4 часа

Развитие военной мысли и военной техники, вооружения этого периода.

Создание прообраза регулярной  армии.  Походы  Ивана IV.  Победа над

польскими интервентами. Создание  военного флота.  Первые шаги Петра I  в

создании регулярной армии. Азовские походы Петра I.

Раздел 4. Русская армия XVIII века

5 часов

Развитие военной мысли и военной техники этого периода. Военная реформа Петра I. Состав армии (пехота, кавалерия, артиллерия, инженерные войска, флот). История создания гвардии. Северная война. Русско-турецкие войны. История казачества. Полководцы XVIII века: Шереметев, Репнин, Румянцев, Суворов, Кутузов. Флотоводец Ушаков.

9 класс

Раздел 5. Русская армия XIX века

4 часа

Развитие военной мысли и военной техники этого периода. Состав армии (пехота, кавалерия, артиллерия, инженерные войска, флот). Отечественная война 1812 года. Крымская война. Русско-турецкая война. Технический прогресс и вооружение армии во второй половине XIX века. Полководцы XIX века: Кутузов, Багратион, Ермолов, Корнилов, Нахимов.

Раздел 6. Русская армия XX века

6 часов

Развитие военной мысли и военной техники этого периода. Техническая революция в военном деле. Первая мировая война. Гражданская война. Советско-финская война. Великая Отечественная война. Полководцы XX века: Брусилов, Жуков, Рокоссовский, Антонов, Конев. Создание новых видов и родов вооруженных сил.

Раздел 7. Армия России на современном этапе

4 часа

Виды и рода войск ВС РФ. Вооружение Российской армии на современном этапе.

Раздел 8. Символы армии

3 часа

История военной формы одежды. История военных наград. Боевое знамя.

4. Календарно-тематический план

(приложение 1)

5. Методы и формы обучения.

Большие возможности для учебно-воспитательной работы заложены в принципе совместной деятельности учителя и ученика. Занятия необходимо строить так, чтобы учащиеся сами находили нужное решение, опираясь на свой опыт, полученные знания и умения.

Для повышения интереса обучающихся к занятиям и более успешного решения образовательных, воспитательных задач рекомендуется применять разнообразные формы и методы проведения этих занятий.

     Основные виды деятельности, используемые на занятиях,  которые обеспечивают достижение поставленных целей:

     - анализ биографий исторических деятелей (ролевые игры, инсценировки)

     - разработка проекта и его защита;

     - составление хрестоматий и  карт сражений;

     - работа с дополнительной литературой (задачниками по истории, хрестоматиями, словарями);

     - работа с дидактическим и раздаточным материалом (карточками, таблицами)

     - практические работы (разработка проектов по темам), в том числе на компьютере.

     При изучении курса используются следующие формы организации урока:

     - проблемные задания с организацией обсуждений, дискуссиями, в большинстве не  предполагающие  однозначных ответов;

     - задания, раскрывающие различные стороны одной и той же проблемы;

     - семинарские занятия.

Словесные методы создают у учащихся предварительные представления об изучаемом. Для этой цели учитель использует: объяснение, рассказ, замечание, указания.

Наглядные методы применяются главным образом в виде показа наглядных пособий, презентаций, видеофильмов. Эти методы помогают создать у учащихся конкретные представления об изучаемых действиях.

Формы обучения: индивидуальная, фронтальная, групповая.

6. Ожидаемый результат изучения курса

     В результате изучения курса «История Российской армии» обучающийся должен знать:

     - историю создания и развития Российской армии;

     - историю развития военной мысли на протяжении периода российской государственности;

     - историю развития военной техники и родов войск;

     - памятные даты крупнейших военных сражений;

     - биографии видных российских полководцев.

     Программа обеспечивает воспитательный эффект, что особенно четко просматривается при изучении тем «Гражданская война в России и её особенности», «Великая Отечественная война», «Полководцы ХХ века». У учащихся воспитывается чувство патриотизма и гордости за свою Родину, что так необходимо в наше время, когда молодые ребята отказываются идти в армию.

7. Система формы контроля

уровня достижений обучающихся и критерии оценки

     Образовательные результаты изучения данного факультативного курса могут быть выделены в рамках следующих форм контроля:

     - текущий контроль (беседы с учащимися по изученным темам, во время семинарских занятий или на зачётах);

     - тематический контроль (выполнение тестовых заданий);

     - итоговый контроль в форме практических заданий (по разделам практики, выполнение заданий по анализу исторического источника, текста с развернутым ответом, где необходимо выбрать нужную информацию из текста, раскрыть его отдельные положения, соотнести сведения из текста со знаниями, полученными при изучении курса, высказывать и обосновывать собственное мнение).

     Итогом работы по данному курсу может быть самостоятельное написание реферата, научно-исследовательской работы; выполнение проекта под руководством учителя или самостоятельно.

     Оптимальными условиями  реализации данного курса являются:

     - проведение итогового тестирования на компьютере;

     - накопление банка материалов, хрестоматий, карт сражений (и т. д.);

     - использование сведений информационных банков городских, областных, российских и международных библиотек через интернет.

8. Литература

       Для учителя:

1. Н. В. Шаронова. Методические рекомендации по разработке авторской программы учебного курса, журнал «Завуч» №4, 2000.

2. Е.Е.Шестернинов, М.Н.Арцев. Методические рекомендации по разработке авторских учебных программ, журнал «Практика административной работы в школе», №5, 2003.

3. А.Г. Каспраж, Л.Ф.Иванова. Схема разработки программы авторского курса по выбору, журнал «Практика административной работы в школе», №6, 2003.

4. Плоткин Г.М. Материалы и познавательные задания по отечественной истории, Москва, 1996.

5. Можейко И.В., Сивова Н.А., Соболева Н.А. Государственная символика России. Истории и современность, Москва,  2003.

6. Кадневский В.М. История России до начала ХХв. в тестах, в двух частях, Москва, 1997г.

7. Платонов С.Ф. Русская история, Санкт-Петербург, 1994.

       Для учащихся:

  1. Военная форма. - М.: Терра, 2003.
  2. Военная энциклопедия. - М: Воениздат, 1987.
  3. История второй мировой войны. - М.: Воениздат, 1974.
  4. Награды России. - М.: Воениздат, 1996.
  5. 300 великих битв. - М.: 2002.
  6. Энциклопедия для детей. История. - М.: Терра, 2000.
  1. Энциклопедия для детей. История России. Т. 1. - М.: Терра, 1998.
  2. Энциклопедия для детей. История России. Т. 2 - М.: Терра, 1998.

Приложение №1

Календарно-тематическое планирование

занятий факультативного курса

«История Российской армии»


п/п

Раздел

Тема урока

Кол-во ча-сов

Тип урока

Элементы содержания

Требования к уровню подготов-ленности обучаю-щихся

Дата прове-дения

план

факт

1

2

3

4

5

6

7

8

9

8 класс

1

Рус-ская армия VIII-XI веков

Армия славян

1

Изучение нового матери-ала

Военное воспитание древних славян. Вооружение славян. Тактика боевых действий славян

Знать о военном воспитании славян, вооружении и боевой тактике

Походы Игоря и Олега

1

Изучение нового матери-ала

Игорь, Олег и их походы. Походы на Константи-нополь. Военные приёмы

Знать о войнах Игоря и Олега

Святослав и его войны

1

Изучение нового матери-ала

Святослав и его походы. Война с хазарами. Война с булгарами. Борьба с печенегами. Византийские походы. Военное искусство Святослава

Знать о войнах Святослава и его военном искусстве

Армия Киевской Руси

1

Изучение нового матери-ала

Структура военных формирова-ний Киевской Руси. Тактика боевых действий

Знать о структуре и военной тактике армии Киевской Руси

2

Рус-ская армия XII-XV веков

Вооруже-ние Русской армии

1

Изучение нового матери-ала

Вооружение пехоты, конницы, ополченца. Появление огнестрель-ного оружия

Знать о вооруже-нии армии этой эпохи

Борьба с шведско-немецкой экспан-сией

1

Комби-нирован-ный

Борьба русского народа с шведско-немецкими захватчика-ми. Александр Невский. Невская битва. Ледовое побоище

Знать о борьбе

с шведско-немецкой экспан-сией

Борьба с татаро-монгола-ми

1

Изучение нового матери-ала

Борьба русского народа с монголо-татарскими захватчика-ми. Битва на реке Калке. Е. Коловрат. Дмитрий Донской. Куликовская битва. Свержение татаро-монгольского ига

Знать о борьбе русского народа с татаро-монгола-ми

Развитие военной мысли в XIV-XV веках

1

Комби-нирован-ный

Военное искусство

А. Невского, Дмитрия Донского. Тактика боя в XIV-XV веках

Знать о развитии военной мысли в XIV-XV веках

3

Рус-ская армия XVI-XVII веков

Вооруже-ние русской армии

1

Изучение нового матери-ала

Вооружение пехоты, конницы, ополченца, Развитие огнестрель-ного оружия. Стрельцы. Казаки

Знать о вооруже-нии армии этой эпохи

Армия при Иване Грозном

1

Комби-нирован-ный

Реформа армии. Казанский поход. Ливонская война. Походы Ермака. Борьба с польскими интервента-ми. Минин и Пожарский

Знать о реформе в армии и войнах Ивана Грозного

Прообраз регуляр-ной армии

1

Комби-нирован-ный

Пётр I.  Потешные войска. Азовские походы

Знать о создании прообраза регуляр-ной армии

Развитие военной мысли в XVI-XVII веках

1

Комби-нирован-ный

Военное искусство в XVI-XVII веках. Тактика ведения боя

Знать о развитии военной мысли в XVI-XVII веках

4

Рус-ская армия   XVIII века

Петровс-кая эпоха

1

Изучение нового матери-ала

Северная война. Реформа армии. Полтавская битва. Гангут. История создания гвардии

Знать о Северной войне и армейской реформе

Русская армия во второй половине  XVIII века

1

Комби-нирован-ный

Семилетняя война. Русско-турецкие войны. Взятие Очакова, Измаила. Сражения при Кунесдорфе, Рымнике. Итальянские походы Суворова

Знать о военных действиях во второй половине XVIII века

Полко-водцы XVIII века

1

Комби-нирован-ный

Полководче-ский талант Петра  I, Суворова, Румянцева, Ушакова. «Наука побеждать» Суворова

Знать биогра-фии выдаю-щихся полковод-цев

Вооруже-ние русской армии

1

Комби-нирован-ный

Вооружение пехоты, артиллерии, конницы, флота. Тактика ведения сухопутного и морского боя. Казачество

Знать о вооруже-нии армии этой эпохи, тактике ведения боевых действий

Итоговое занятие по истории Русской армии VIII-XVIII

веков

1

Обобща-ющий

9 класс

5

Рус-ская армия XIX века

Русская армия начала XIX века

1

Изучение нового матери-ала

Отечествен-ная война 1812 года. Бородинское сражение. Герои войны: Багратион, Раевский, Дохтуров, Давыдов. Полковод-ческий талант Кутузова

Знать о военных действиях начала XIX века

Русская армия середины  XIX века

1

Комби-нирован-ный

Реформы Армии. Крымская война. Адмирал Нахимов и его флотовод-ческий талант

Знать о военных действиях середины  XIX века

Русская армия конца XIX века

1

Комби-нирован-ный

Реформы армии. Русско-турецкие войны. Война за освобож-дение Болгарии. Походы в Среднюю Азию. Полководческий талант Скобелева

Знать о военных действиях середины XIX века

Вооруже-ние русской армии

1

Комби-нирован-ный

Вооружение пехоты, конницы, артиллерии, флота. Тактика ведения сухопутного и морского боя

Знать о вору-жении армии этой эпохи

6

Рус-ская армия XX века

Вооруже-ние русской армии

1

Изучение нового матери-ала

Техническая революция в армии. Эволюция вооружения в армии в течение века. Создание новых вооружений

Знать о вору-жении армии этой эпохи

I Мировая война

1

Комби-нирован-ный

Ход войны. Тактика военных действий. Применение новых видов вооружений. Полководчес-кий талант Брусилова

Знать о I Мировой войне

Гражданс-кая война

1

Комби-нирован-ный

Ход войны. Тактика военных действий. Крупные военные операции

Знать о Граждан-ской войне

Советско-финская война

1

Комби-нирован-ный

Ход войны. Тактика военных действий. Крупные военные операции. Военная реформа накануне Великой Отечествен-ной войны

Знать о советско-финской войне

Великая Отечест-венная война

2

Изучение нового матери-ала

Ход войны 1941-1943 гг. Тактика военных действий. Крупные военные операции

Знать ход войны 1941-1943 гг.

Комби-нирован-ный

Ход войны 1944-1945 гг. Война с Японией. Тактика военных действий. Крупные военные операции.

Полководчес-кий талант Жукова, Рокоссовс-кого, Конева, Ватутина, Антонова

Знать ход войны 1944-1945 гг., биогра-фии выдаю-щихся полковод-цев

7

Ар-мия Рос-сии на сов-реме-нном этапе

Реформы

1

Изучение нового матери-ала

Реформы армии в период с 1950 года

Знать о военных реформах

ВС РФ на современ-ном этапе

2

Изучение нового матери-ала

Структура ВС РФ. Основные тактические действия сухопутных сил (войсковые операции, тактика боя)

Знать о военной структуре ВС РФ. Знать тактичес-кие действия сухопут-ных сил.

Комби-нирован-ный

Основные тактические ВМФ и ВВС (войсковые операции, тактика боя)

Знать тактичес-кие действия ВВС и ВМФ

Военная доктрина

1

Изучение нового матери-ала

Значение и содержание военной доктрины. Связь военной доктрины с военной наукой

Знать о военной доктрине РФ

8

Сим-волы ар-мии

Военная форма

1

Изучение нового матери-ала

История создания и эволюция военной формы

Знать о военной форме

Ордена

1

Комби-нирован-ный

История создания. Наградные системы Российской империи, СССР и РФ

Знать о наградных системах

Традиции армии

1

Обобща-ющий

Боевые традиции армии

Знать о боевых традициях

                                                                                  Приложение №2

Словарь основных понятий курса:

Аннексия – захват, насильственное присоединение территории чужого государства.

Агрессия – незаконное с точки зрения международного права применение вооруженной силы одним государством против суверенитета, политической независимости другого государства.

Авангард – часть войск (или флота), находящаяся впереди главных сил.

Арьергард – часть войск (или флота),находящаяся позади главных сил.

Аншлюс – насильственное присоединение территорий.

Воевода – должностное лицо, возглавлявшее в 17в. военную управу.

Война – вооруженная борьба между государствами или народами, между классами внутри государства.

Войско – вооруженные силы государства или часть их.

Восстание – массовое вооруженное выступление против существующей власти.

Геноцид – действия, совершаемые с целью уничтожения полностью или частично, какой-либо национальной, расовой группы населения.

Гвардия – отборная, лучшая часть войска.

Гриди – младшие, рядовые дружинники.

Декрет – постановление верховной власти.

Декларация – официальное или торжественное программное заявление.

Демобилизация – перевод армии с военного положения на мирное.

Диктатура – государство, обеспечивающее полное политическое господство определенного класса или партии.

Засечная черта – укрепленная линия из лесных завалов, защищала от набегов

Интервенция – вмешательство во внутреннюю политику страны иностранных государств.

Капитуляция – прекращение военных действий и сдача победителю на продиктованных им условиях.

Караул – вооруженные люди, назначенные для охраны военных объектов.

Контрибуция – послевоенные принудительные платежи с побежденного государства в пользу государства-победителя.

Лига наций – международная организация для поддержания и сохранения мира.

Милитаризм – политика усиления военной мощи, наращивание вооружения и активизация военных приготовлений.

Мятеж – стихийное восстание, вооруженное выступление против власти.

Набат – большой войсковой барабан.

Оборона – вид боевых действий, применяемых с целью сорвать или отразить наступление противника, удержать свои позиции.

Ополчение – освободительное движение.

Оккупация – временное отторжение, захват чужой территории военной силой.

Пакт – международный договор, соглашение.

Рапорт – служебное сообщение, донесение младшего по званию старшему военному начальнику.

Реляция – письменное донесение о действиях войск.

Рекруты – воины, проходившие службу по найму или по повинности. В России набор рекрутов шел принудительно.

Революция – коренной переворот в жизни общества, который приводит к ликвидации предшествующего общественного и политического строя и установление новой власти.

Репарации – возмещение причиненного ущерба противнику.

Сеча – битва, сражение.

Сотник – младший офицерский чин.

Соглашение – договор, устанавливающий какие-нибудь условия, взаимоотношения, права и обязанности сторон.

Сражение – крупное восстание, вооруженное выступление против власти.

Стрельцы – постоянное войско, созданное Иваном грозным в 16в.

Стяг – боевое знамя.

Тоталитаризм – социально-политическое устройство общества, при котором устанавливается всеобъемлющий контроль государства над обществом, человеком.

Фальконет – артиллерийское орудие, состоящее на вооружении армии и флота.

Фашизм – массовое движение, для него характерно: насилие, преклонение перед силой.

Фиаско – неуспех, полная неудача.

Фузея – кремневое оружие, заменившее мушкет.

Царь-пушка – артиллерийское орудие (мортира) 16в.

Чадь – младшая дружина.

Щит – вид защитного оружия.

Холодная война – политика, заключающаяся в нагнетании напряженности, враждебности в отношениях между странами.

                                                                                  Приложение №3

Список тем рефератов:

1. Невская битва.

2. Ледовое побоище.

3. Александр Невский.

4. Дмитрий Донской.

5. Полководцы XVIII века.

6. Флотоводец Ушаков.

7. Вооружение русской армии в XVI-XVII веках.

8. Вооружение русской армии в ХХ веке.

9. Отечественная война 1812 года.

10. Полководцы XIX века.

11. Первая мировая война.

12. Гражданская война.

13. Советско-финская война.

14. Великая Отечественная война.

15. Полководцы ХХ века.

16. Награды отечества до 1917 года.

17. Награды 1930-1945 годов.

18. Наградная система России.

19. Истоки военной культуры.

20. Традиции русского военного этикета и воинские ритуалы.

21. История военной формы одежды.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Факультативный курс по физике для 10 класса "Физика в задачах и тестах"

Пояснительная записка          Данный факультативный курс для 10 класса «Физика в задачах и тестах» рассчитан на 34 часа в год, 1 час в неделю....

Рабочая программа по факультативному занятию «Основы компьютерной грамотности» 11 класс VIII вид

Данная примерная программа разработана  для реализации на базе МС(К)ОУ С(К)ОШ  VIII вида. Основное содержание курса направлено на формирование умения владеть компьютером как средством решени...

Программа факультативных занятий для учащихся 7,8 классов «Практикум по физической культуре «Фартлек»

Проблема ведения здорового образа и стиля жизни тесно связана с системой воспитания в школе, семье и в конкретном социуме. Факультативные занятия «Практикум по физической культуре «Фартлек» позволят...

Рабочая программа факультативного курса "Оригами" для 5-6 классов специальной (коррекционной) общеобразовательной школы VIII вида

Программа содержит следующие разделы: пояснительная записка; содержание; учебно- тематитеский план; информационные источники; методическое обеспечение программы....

Программа факультативного занятия "Эстетика жилища" 8-9 класс

Программа факультативных занятий предназначена для учащихся 8-9 классов и рассчитана на 70 учебных часа (2 часа в неделю) в течение одного учебного года.Предлагаемая программа призвана способствовать ...

Планирование занятий факультативного курса "Основы православной культуры", 6 класс

Планирование факультативного курса "ОПК" рассчитано на 34 часа/1 час в неделю....