Модифицированная рабочая программа по предмету хоровое пение
рабочая программа по теме

Синькова Надежда Юрьевна

 

Данная образовательная программа имеет художественно-эстетическую направленность, построена по принципу постепенности и последовательности и включает в себя три взаимосвязанных направления – обучение, воспитание и развитие. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

                                    I.  Пояснительная записка

       Данная образовательная программа имеет художественно-эстетическую направленность, построена по принципу постепенности и последовательности и включает в себя три взаимосвязанных направления – обучение, воспитание и развитие.

   Актуальность программы.

 Творчество и творческая деятельность определяет сегодня ценность человека. Развитие творческой личности, индивидуальности человека- это одна из основных задач Детской школы искусств.  Начальный этап обучения в системе музыкального образования является очень важным, а иногда решающим. От того насколько правильно были заложены первоначальные основы, зависит активность участия в музыкальной жизни воспитанников музыкальных школ - будет ли это профессиональное музыкальное учебное заведение, участие в художественной самодеятельности или домашнее музицирование.

     В детской среде за последние годы произошли кардинальные изменения, вызванные новыми реалиями общественной жизни. Дети видят мир иным, чем предыдущие поколения. Это вносит свои коррективы в деятельность музыкальных школ. Изменяются традиционные методы преподавания, создаются новые обучения. Важнейшей задачей, стоящей перед каждым педагогом, является постоянный поиск наиболее результативных путей воспитания и обучения каждого ученика. Правильная диагностика способностей, оценка сил и возможностей ученика, разнообразие методов воздействия на него- все это определяет стратегию и тактику деятельности преподавателя, логику учебного процесса.

     Задача педагога- не только передать ученику определенную сумму знаний, развить нужные умения и навыки, но и создать условия для широкого универсального развития молодого музыканта.

    Хоровое пение, как наиболее массовый вид музыкальной деятельности, занимает одно из ведущих мест в системе эстетического воспитания детей.

    Хор- отделения хорового пения  детской музыкальной школы- ведущая специальная дисциплина учебного плана.

      Центром внимания в вокально- хоровом обучении оказывается личность подростка, ее духовно- нравственное развитие. Сущность этого процесса сводится к формированию культуры мышления, творческих способностей учащихся на основе глубокого понимания всемирной истории культуры и цивилизации, культурного наследия всех народов.  

      Цель школы дополнительного музыкального образования- сделать музыку достоянием не только одаренных детей, которые изберут ее своей профессией, но и обучать всех детей, независимо от их музыкальной одаренности.

     Новизна программы.

       Данная программа составлена на основе примерной программы специального хорового класса для хоровых отделений детских музыкальных школ. Москва 1974г. Она отличается от примерной программы количеством часов и меньшим репертуарным планом. Это уменьшение часов и репертуара связано со сложившейся за последние десятилетия ситуацией (ослабление интереса детей к классическому репертуару, возросшая нагрузка в основной школе, увлечение современными техническими средствами информации). Все это значительно снижает интерес детей к обучению в ДШИ. Данная программа пытается учесть реальные возможности большинства учащихся, не снижая требований качеству обучения и воспитания.

   Цель программы: приобщение учащихся к хоровому исполнительскому искусству и расширение исполнительских возможностей учащихся за счет участия в различных по составу хоровых коллективах. Наиболее эффективно организовать учебный процесс в соответствии с современными требованиями,  предъявляемыми к музыкальной педагогике, получение начального музыкального образования для последующей практической деятельности в сфере художественной самодеятельности, профориентация.

  Задачи программы.

1.Обучающие:

- овладение вокально – хоровыми навыками;

- навыком многоголосного пения;

- навык пения «а капелла».

2.Развивающие:

- развитие художественного вкуса учащихся;

- пробуждение их творческих способностей;

- развитие голосовых данных, совершенствование музыкального слуха.

3.Воспитательные:

- воспитание чувства коллективизма, дисциплины, ответственности и сознательного отношения к овладению музыкальными знаниями;

- прививать любовь к лучшим песенным образцам русской, зарубежной классики, народным песням, песням современных авторов;

- воспитание навыков практического использования полученных знаний, открывающее путь дальнейшему самостоятельному развитию.

   Данная программа рассчитана на детей в возрасте от 7 до 16 лет.

     Учащиеся хорового отделения разделяются на три хора:

           Ученики 1 класса объединяются в отдельный хор, где получают элементарные вокально-хоровые навыки и первоначальные музыкальные знания, комплектность групп от 6 до 12 человек.

            Ученики 2-3 класса  - младший хор: комплектность групп от 12 до 16 человек.

         Ученики 4-7 класса  - старший хор: комплектность групп от 12 до 16 человек.


Занятия

Количество часов

Рабочая программа по классам

Хор 1кл.

        Мл. хор

        Ст. хор

1

2

3

4

5

6

7

групповые

68


51

51

51

51

51

51

сводные

51

68

68

68

68

68

68

Итого

119

119

119

119

119

119

119

Сроки реализации программы 7 лет.

Учащиеся, по возрасту не успевающие окончить 7-ми летний срок обучения, могут обучаться по 5-ти летнему сроку. В таком случае учащиеся 2 класса – младший хор, 3-5 класса – старший хор.

                                     Требования к уровню подготовки

                                                     1 класс

   За год должно быть пройдено 10-13 одноголосных и частично с элементами двух-голосия песен различных по содержанию и характеру.

  - следить за правильным положением корпуса при пении;

  - уметь делать короткий, спокойный, бесшумный вдох и экономный выдох;

  - иметь четкую и ясную дикцию и артикуляцию, округлый легкий звук, головное звучание;

  - тембровая слитность звучания,  чистота интонации,  ритмическая устойчивость, динамическая ровность и одинаковое произношение текста;

  - умение понимать художественный образ произведения.

                                           

                                         Младший хор( 2-3 класс )

За год должно быть пройдено 7-9 произведений двухголосных с сопровождением и без.

 - умение регулировать свое дыхание,  исходя из характера- того или иного произведения.

Освоить навык « цепного дыхания»;

-иметь свободный артикуляционный аппарат, правильное произношение согласных и единая манера звукообразования гласных, умение владеть формами звуковедения от легато до стаккато,  умение петь стройно, выстраивать интервалы в одновременном звучании;

- иметь навык пения двухголосия, пения без сопровождения;

- иметь навык пения по хоровым партитурам;

-понимать художественный образ исполняемого произведения, иметь навык работы со словом.

                                              Старший хор ( 4-7 класс)

За год должно быть пройдено 6-8 многоголосных произведений как с сопровождением,  так и без сопровождения, различного склада и фактуры изложения.

- иметь навык и потребность в коллективном музицировании;

-уметь владеть важнейшими вокально-хоровыми навыками (дыханием, в том числе «цепным», звуковедением, строем, ансамблем, дикцией,  в том числе правильным произношением гласных и согласных звуков);

-навык пения по нотам и хоровым партитурам;

- навык многоголосного пения, пения без сопровождения;

-умение понимать художественный образ исполняемого произведения, выявлять его содержательный и эмоциональный смысл;

-навык работы со словом, музыкальной и поэтической фразой, формой исполняемого произведения;

- навык анализа словесного текста и его содержания;

- умение чувствовать и выявлять кульминационные моменты целого и его отдельных частей;

- быть знакомым с приемами сочетания запевов солиста (или группы солистов) с хором, динамического развития;

- владеть навыками понимания дирижерского жеста, сознательного отношения к указаниям дирижера;

- иметь достаточный объем пройденных произведений русской, зарубежной классики и современной хоровой музыки.                    

       

 II.     Учебно – тематический план по предмету хоровое пение с 1 по 7    год обучения.

            РАЗДЕЛ

                   КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ

Хор 1 кл.

Мл. хор

Ст. хор

     1 класс

   2-3 класс

    4-7   класс

  1


  2


  3


  4


  5


  6

Организационные уроки


 Дыхание


Звукообразование


Дикция, артикуляция


Строй, хоровой ансамбль


Работа над хоровым

репертуаром

       3,5


       13


        19


        18


        28


        37,5


      3,5


       11


       19


       16


       30


       39,5


      3,5


      11


      19


      16


      30


      39,5


Итого:

        119

      119

     119

                                III.    Содержание  курса

  1. класс

Организационные уроки:  определение диапазона учащихся.

Работа над дыханием. Спокойный, бесшумный вдох,  экономный выдох,  рассчитанный на небольшую музыкальную фразу,  пение выдержанного звука в конце произведения, дыхательные упражнения.

Звукообразование.  Правильное положение корпуса для пения сидя и стоя.  Пение легким округлым звуком без напряжения,  добиваясь головного звучания.  Использовать мягкую атаку при пении.  Пение несложных вокальных упражнений- распевок.

Дикция,  артикуляция.  Ясное произношение согласных с опорой на гласные,  отнесение согласных к следующему слогу,  короткое произношение согласных в конце слова. Дикционные упражнения.

Строй,  хоровой ансамбль.  Добиваться активного унисона ( чистое и выразительное интонирование диатонических ступений лада),  слитности голосов,  умение прислушиваться к голосам поющих,  не выделяться из общего звучания.  Элементы двухголосного пения.  Усвоение дирижерских указаний.

Работа над хоровым репертуаром. Разбор текста  и музыки в доступной для учащихся форме, сопоставление музыкальных фраз по направлению мелодии и ее строению. Средства  выразительности: темп, размер, характерность ритма, динамические оттенки. Правильная передача художественного образа,  логические ударения,  мягкие окончания.

 

                                         Младший хор

                                               2-3 класс

 Организационные уроки:  распределение учащихся по хоровым партиям,  подготовка хорового репертуара.

Дыхание:  правильное расходование дыхания на более продолжительные музыкальные фразы,  смена дыхания между фразами.  Совершенствование навыка «цепного дыхания», задержка дыхания,  опертый звук. 

Звукообразование:  укрепление навыков певческой установки. Основное внимание направлять на одинаковое,  красивое формирование гласных в их чередовании.  Петь легким,  светлым,  мягким звуком,  как первым,  так и вторым голосом,  обращая внимание на становление тембра.  Пение закрытым ртом.  Постепенное расширение диапазона:  от  «до» первой октавы до «ми» второй октавы.  Пение вокальных упражнений- распевок.

Дикция,  артикуляция:  развивать свободу артикуляционного аппарата,  активизируя работу губ,  языка.  Совершенствование произношения текста,  выделение логического ударения.  Короткое произношение согласных в конце слова.

Строй,  хоровой ансамбль:  достижение гармонического ансамбля.  Двухголосное пение, двухголосные упражнения,  легкие примеры a capella.  Ровность звучания партий. Сольфеджирование двухголосных фраз.

Работа над хоровым репертуаром:  общяя характеристика содержания.  Разбор текста и музыки,  средства выразительности.   Правильная передача художественного образа, фразировка и нюансы в соответствии с общим художественным замыслом,  логические ударения,  мягкие окончания,  кульминация.

                                         Старший хор

                                            4-7 класс    

Организационные уроки:  распределение учащихся по хоровым партиям,  подготовка хорового репертуара.

Дыхание:  работа над дыханием,  как важным фактором выразительного исполнения. Дыхание при усилении и затихании звучности. Паузы между звуками без смены дыхания. Равномерное расходование дыхания при исполнении продолжительных мелодических построений. Владение дыханием на выдержанном звуке. Приемы «цепного дыхания».

Звукообразование: укрепление навыков певческой установки, приобретенные в младшем хоре. Закрепление нвыков по формированию гласных. Углубленная работа над кантиленой, владением легато, нон легато, стаккато. Добиваться филирования звука. В упражнениях акцентировать внимание на развитие многоголосных навыков, расширение диапазона голосов.

Дикция, артикуляция:  развивать дикционные навыки в быстрых и медленных темпах. Усложненные дикционные упражнения.

Строй, хоровой ансамбль:  выравнивание унисона в интонационном отношении (горизонтальный строй). Стройное пение двух, трех и четырехголосия с сопровождением и без.  Работа над чистотой интонации,  интервальной и аккордовой (вертикальный  строй). Выравнивание партий по звучанию и слитности их в аккорде.

Работа над хоровым репертуаром:  разбор художественного содержания произведения. Музыкально-теоретический разбор:  строение мелодии, ритмические особенности, интервальное соотношение голосов и др. Выразительность и эмоциональность исполнения, нюансы, кульминация. Владение различными темпами в соответствии с характером музыкального содержания. Координация метроритмических и динамических элементов в общем художественном нюансе.  

                                   IV. Формы и виды контроля.

    Вся работа хорового коллектива должна строиться по определенному плану. Планом предусматриваются концертные выступления, объединенные репетиции, отчетный показ. Каждое концертное выступление является определенным итогом в работе коллектива, поэтому их количество должно быть ограничено. Учет успеваемости учащихся по хоровому классу проводится преподавателем на основе текущей успеваемости, индивидуальной и групповой проверки знаний хоровых партий. В оценке учащегося должно быть учтено также его участие в отчетных выступлениях хорового коллектива.

Формой контроля также может быть участие хоровых коллективов в конкурсах и фестивалях.   

                            V.  Перечень учебно –методического обеспечения.

Настоящая образовательная программа может быть успешно реализована при наличии в учебном помещении:

  1. 1 пианино
  2. Соответствующих наглядных пособий

3.   Аудио и видео техники

4.  Стулья

Желательно в каждом классе иметь наглядные пособия и какую-то техническую оснащенность. Под наглядными пособиями можно понимать и схемы дирижирования, обозначение и способы исполнения штрихов, обозначение темпов и перевод их на русский язык, таблицы с двух и трехголосными упражнениями;

Хорошо иметь в классе аудио и видео аппаратуру, для того чтобы не только слушать музыку, но и иметь возможность записать урок или исполнение отдельного произведения, послушать и просмотреть эти записи и сделать анализ.

В работе с учащимися используются методические разработки В.Емельянова, Г.Струве;

                                    Методическая литература:

  1. Емельянов В.  Фонопедический метод развития голоса.-Б.Г.
  2. Струве Г. Хоровое сольфеджио. Изд. «Советская Россия»- М.,1976.
  3. Добровольская Н.Н. Вокальные упражнения в хоре подростков- М.,1959.
  4. Мальцева Т.А.  Охрана певческого голоса детей и подростков -Краснодар,2000.
  5. Власенко Л.П., Комяков С.Е.  Методика вокальной настройки хора.- Астрахань,1989.
  6. Тихеева Л.  Работа с хором- М., 1970.
  7. Шацкая В.  Развитие детского голоса. -М., 1963.

                                               VI. Список литературы.

  1. Абдуллин Э,  Майковская Л.  Хрестоматия для начальной школы выпуск1 ( 1 класс)-   Краснодар., 1999.
  2. Афанасьева-Шешукова Л.   Малыши поют классику. Русская музыка  выпуск 2 –Б.Г.
  3. Гладков Г.  « Луч солнца золотого»- М., . «Музыка» 2001 .
  4. Добровольская Н. « Вокальные упражнения в хоре подростков»-Б.Г.  
  5. Дубравин Я.  Музыка для детского хора. – Спб., 2004 .
  6. Ефимов В. « Веселые звездочки» Песни для детей - М., . «Музыка» 1986 .
  7. Кеворков В. « Радуга детства»- М., . «Музыка» 2000 .
  8. Кеворков В. « Планета кошек»- М., . «Музыка» 2000 .
  9. « Каждый класс хор!» Песенный репертуар для уроков музыки.- М., . «Музыка» 2003 .
  10. Ковалев Г. « Русская и зарубежная хоровая музыка для детей и юношества.
  11. -Краснодар  2001.    
  12. Корсакова Э.« Пчелка» Песни и хоры русских композиторов для детей -М.,
  13. « Музыка» 1996.
  14. « Композиторы – классики детям» выпуск 1- М., . «Музыка» 1986 .
  15. Марченко Л. « Детские песни о разном» выпуск 2 -Ростов – н/д., 2008.
  16. Марченко Л. « Детские песни о разном» выпуск 3- Ростов- н/д 2002.
  17. Мироненко М. « Звездная дорожка» -  Краснодар., 2001.
  18. Назарова С. Сборник хоровых произведений Назарова – Спб., 1998.  
  19. Прокопов В. « Сборник произведений» для детского или женского хора выпуск 1.-   М., 2000.
  20. Славкин М. « Песни и хоры» -М., 2003.
  21. Струве Г. « Пестрый колпачок»- М., . «Музыка» 2001.
  22. Хромушин О. « Джазовое сольфеджио»- Спб., 1998.
  23. Хромушин О. « Вот здорово» -М., . «Музыка» 1989.
  24. Хромушин О. « Добрый день»- Спб., 1993.
  25. Чустова М. «Лирический альбом» -М., . «Музыка» 2004.
  26. Шайдулова Г. « Солнышко в ладошках» Детские песни
  27. - М., . «Музыка» 2006.

                                         

                         VII.          Примерный  репертуарный  список

                                                   1 классс  

Украинская народная песня «Веснянка»

Белорусская народная песня « Савка и Гришка»

Русская народная песня « Солнышко»

Латвийская народная песня « Петушок»

А. Гречанинов «Петушок»

В. Калинников « Киска»

Ц. Кюи « У Катеньки – резвушки»

Ц. Кюи « Мыльные пузыри»

А. Аренский « Расскажи, мотылек»

Филипенко « Про лягушек и комара»  

 Бойко « Небылицы»

 Г. Портнова « Веселый старичок»

 Р. Рустамова « Мы запели песенку»

М. Старокадомский « Веселые путешественники»

Г. Струве « Новогодний хоровод»

Н. Петрова « Песенка о светофоре»

Г. Гладков « Новогодняя песенка»

М. Славкин « Почему сороконожки опоздали на урок»

А. Кудряшова « Веселые нотки

А. Наумова « Будем вместе с солнцем маму поздравлять»

Г. Шайдулова « Новый год»  

           Двухголосное пение

В. Кеворков « Никого не обижай»

Г. Струве « Пестрый колпачок»

Г. Струве « С нами друг!»

Г. Шайдулова « Солнышко в ладошках»

Г. Струве « Колобок»

Н. Мироненко « Зима»

Н. Мироненко « Солнечная песенка»

Шаповаленко « Два веселых маляра»

 и другие произведения аналогичной сложности.

       

                                          Младший хор 2- 3 классы         

Русская народная песня « Ах,  вы, сени» 

Шуточная народная песня обр.Шелеманова « Где ты был мой черный баран»

Ж.Веккерлен « Менуэт-Экзоде»

П. Чайковский обр.О Хромушин « Щелкунчик»

Ж. Бизе « Хор мальчиков» из оперы « Кармен»

М. Ройтерштейн « Про ежа»

В. Ребикова « Лягушка»

А. Гречанинов « Радуга»

П. Чайковский « Утреннее размышление»

И. Брамс обр. Н. Авериной « Божья коровка»

Л. Бетховен « Менуэт»

А. Гречанинов пер. Чустовой «Вербочки»

В. Кеворков « Песенка о песенке»

Г. Шайдулова « Песенка для мамы»

А. Кудряшова « Дружба это здорово»

Е. Крылатов « Это знает всякий»

О. Хромушин « Раз, два, радуга»

А. Заруба « Перемена»  

Ч. Анзароков « Пой Адыгея моя»

Д. Эллингтон пер. О. Хромушин « Си- джем блюз»

Г. Шайдулова « Солнышко в ладошках»

А. Дадашев « В ритме солнечных лучей»

О. Хромушин « Экологическая песенка»

В. Кеворков « Главные слова»

Я. Дубравин « Песня о земной красоте»

Е. Птичкин « Если улыбаются веснушки»

Л. Марченко « Ангел»

Л. Марченко « Каникулы»

Парцхаладзе « Снега- жемчуга»

В. Кеворков « Когда я взрослым стану»

А. Комракова « Вечный огонь»

Е. Петров « Врун»

Л. Семенова « Музыкальная школа, прощай»

                    Без сопровождения

С. Пожлаков, пер. О. Хромушин « Топ- топ»

Е. Веврик « Жили были два кота»

П. Чайковский « Святый боже»

Л. Бетховен пер. Э. Хорош « Волшебный цветок»

Р. Бойко « Утро»  

И другие произведения аналогичной сложности.

                                   

                                       

                                    Старший хор 4-7 классы

Л. Бетховен пер. С. Чернобая ред. Г.Ковалева « Лунная соната»

П. Чайковский переложение Ф. Козлова «Мой садик»

Р.Шуман пер.О. Хромушин «Веселый крестьянин»

П. Чайковский пер. С. Прокопова « Легенда»

Ф. Шуберт переложение Г. Ковалева «Gloria»

М. Славкин «Земля»

Е. Крылатов « Прекрасное далеко»

В. Кеворков « Радуга детства»

Л.Марченко « Если б не было войны»

Г. Шайдулова « Наша Родина»

А. Стефаненко «Воздушный змей»

Я. Дубравин « Про Емелю»

Р. Сиюхов « Черкеска»

Г. Понамаренко « Мы о вас не забыли»

Г. Понамаренко « Тополя»

К. Дугринов « Сказка- присказка»

Я. Дубравин « Рояль»

В. Кеворков « Здравствуй песня»

Е. Петров « Да будет музыка»

А. Селезнев «Нам дороги эти позабыть нельзя» ( фантазия на темы военных песен)

М. Минков « Дорога добра»

О. Хромушин « Бумеранг»

Е. Крылатов « Колокола»

О. Хромушин « Только брейк»

В. Чернявский «Весна»

И.Дунаевский «Колыбельная»

                    Без сопровождения

М. Легран пер. О. Хромушин « Шербурские зонтики»

Дубенский « Отче наш»

А. Третьяков « Единородный сыне»

Автор неизвестный «Спаси, владычица, Святую Русь»

К. Вебер « Эхо в лесу»

Р. Шуман « Вечерняя звезда»

И другие произведения аналогичной сложности.

                               

     

     

     

   

   

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по предмету:"Эстрадное пение"

Рабочая программа предназначена для обучающихся эстрадного отделения по классу "Эстрадное пение"...

Рабочая программа по предмету хоровое пение "Хор". Срок реализации программы 7 лет.

Рабочая программа по предмету хоровое пение "Хор" предназначена для реализации ОП "Инструментальное исполнительство", ОП "Хоровое пение". Разработана на основе примерной программы к базисному учебному...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по предмету «СОЛЬНОЕ ПЕНИЕ» (ЭСТРАДНЫЙ ВОКАЛ)

Важной эстетической задачей Детской Музыкальной школы является развитие музыкальных способностей у учащихся. Целью создания класса эстрадного вокала в Каширской ДМШ № 2 является приобщение детей и мол...

Рабочая программа по предмету "Сольное пение"

Данная общеразвивающая программа написана для школ дополнительного образования по предмету "Сольное пение". Рассчитана на 7-летний курс обучения....

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ПРЕДМЕТУ «МУЗЫКА, ПЕНИЕ (ТАНЕЦ)» ДЛЯ 5 Л (М) КЛАССА

Адаптированная образовательная основная рабочая программа общего образования по предмету «Музыка, пение (танец)» составлена для учащихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушен...

Рабочая программа по предмету "Музыка, пение,(танец)" 6 класс

Рабочая программа по предмету "Музыка, пение, (танец)" 6 класс адаптивной школы-интернат для обучающихся с умственной отсталостью (интелектуальными нарушениями)...