Рабочая программа по предмету "Сольное пение"
рабочая программа по музыке по теме

Фокина Анастасия Павловна

Данная общеразвивающая программа написана для школ дополнительного образования по предмету "Сольное пение". Рассчитана на 7-летний курс обучения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_po_solnomu_peniyu_fokina.docx62.88 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ                                       ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ                                                                                 «ДЕТСКАЯ ШКОЛА ИСКУССТВ «РОДНИК»                                                                                ЗАРАЙСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА

По учебному предмету: «Сольное пение»

город Зарайск

2016

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА

 по курсу СОЛЬНОГО ПЕНИЯ

Возраст детей: 6-14 лет

Нормативный срок освоения программы –7 лет

Настоящая дополнительная общеразвивающая программа в области музыкального искусства «Сольное пение» составлена в соответствии с Рекомендациями по организации образовательной и методической деятельности при реализации общеразвивающих программ в области искусств в Детских школах искусств по видам искусств (письмо Министерства культуры Российской Федерации от 21 ноября 2013 года № 191-01-39/06-ГИ) и устанавливает требования к минимуму содержания, структуре и условиям реализации данной программы.

Рассмотрена                                                                                    Утверждаю

на заседании Педагогического совета                               Директор МБУ ДО  

МБУ ДО «ДШИ «Родник»                           «Детская школа искусств «Родник»

протокол  № ___ от «___» ________201_ г.              ________________________                                                     Чеканова Н.В.

Составитель программы:

Фокина Анастасия Павловна – преподаватель Муниципального бюджетного учреждения дополнительного образования Детской школы искусств «Родник» Зарайского муниципального района.

Структура программы учебного предмета

  1. Пояснительная записка

- Характеристика учебного предмета, его место и роль в образовательном процессе

- Срок реализации учебного предмета

- Форма проведения учебных аудиторных занятий

- Цели и задачи учебного предмета

- Методы обучения

  1. Примерный тематический план

- Годовые требования

  1. Содержание курса «Сольное пение»

- Программа 7-летнего обучения

  1. Формы и методы контроля, система оценок
  2. Критерии подбора репертуара
  3. Рекомендуемая литература

1. Пояснительная записка

Издавна музыка признавалась важным средством формирования личностных качеств человека, его духовного мира. Фома Аквинский говорил: «Не уметь петь так же стыдно, как не уметь читать». В вокальном словаре дается такое определение: «Пение – это эмоционально-образное раскрытие содержания музыки средствами певческого голоса». Вокальная музыка, непосредственно связанная со словом, оказывает наиболее сильное стимулирующее воздействие на воспитание нравственных качеств личности. Д. Кабалевский отмечал: «Взгляды на музыку неотделимы от взглядов на жизнь вообще», поэтому для духовного развития детей необходимо отбирать лучшие образцы классической, современной и народной вокальной музыки.

Обучение пению – многогранный и очень сложный процесс, протяженный во времени, требующий многих усилий. Работа с детьми – это всегда, в некоторой степени импровизация. Хороший педагог не только эмоционально реагирует на прекрасное в искусстве, но и стремится объяснить ученику, почему это прекрасно. Следует наметить некоторые общие точки соприкосновения между творчеством мастеров различных областей искусства и стремиться научить учащихся ценить прекрасное в его различных проявлениях.  

Пение является одним из действенных методов эстетического воспитания. В процессе изучения курса вокала дети осваивают основы вокального искусства, развивают художественный вкус, расширяют кругозор, познают основы актёрского мастерства, снимается зажатость.

Пение не только способствует общему развитию, но и благотворно влияет на здоровье ребенка, улучшает характер и благотворно воздействует на его психику.

Работа с детьми может быть успешной только при условии индивидуального подхода к каждому ребенку. Преподаватель должен формировать художественно-эстетический вкус учащихся на материале народных песен, произведений русских, зарубежных классиков и современных композиторов.

Пробудить глубокий, длительный интерес к музыке – одна из самых важных задач педагога. В конечном результате это повышает работоспособность ученика, помогает добиться большей сосредоточенности, усиливает слуховой контроль, что, в целом, способствует воспитанию профессиональной саморефлексии. Большую роль в этом играют:

- концертная деятельность;

- участие в фестивалях, конкурсах;

- участие в мастер-классах;

- проведение учениками музыкальных вечеров и концертов   просветительского характера;

- поощрении в виде посещения концертов, театров и т.д.

В ДШИ класс сольного пения – одна из самых эффективных форм музыкального развития детей. Сольное исполнение открывает значительные перспективы для музыкально-эстетического самовыражения учащихся.

За время обучения по данной образовательной программе дети, разучивая и исполняя, знакомятся с интереснейшими произведениями, написанными для детского голоса отечественными и зарубежными композиторами, с лучшими образцами музыкального творчества народов мира, приобретают опыт сценического выступления.

Данная программа предполагает свободу в выборе репертуара.

Срок реализации учебного предмета

Программа представляет учебный курс по сольному пению для учащихся вокально-инструментального отделения ДШИ «Родник». Обучение детей по предлагаемой программе длится 7 лет.

Форма проведения учебных занятий

Занятия проводятся индивидуально, 1 раз в неделю по 1 академическому часу (40 минут).

Цель учебного предмета: Целью учебного предмета является обеспечение развития творческих способностей и индивидуальности учащегося, овладение знаниями и представлениями о вокальном исполнительстве, формирование практических умений и исполнительских навыков, устойчивого интереса к самостоятельной деятельности в области музыкального искусства.

Задачи учебного предмета:

  • создание условий для художественного образования, эстетического воспитания, духовно-нравственного развития детей;
  • формирование у учащихся эстетических взглядов, нравственных установок и потребности общения с духовными ценностями, произведениями искусства;
  • воспитание активного слушателя, зрителя, участника творческой самодеятельности;
  • приобретение детьми начальных базовых знаний, умений и навыков сольного пения, позволяющих исполнять музыкальные произведения в соответствии с необходимым уровнем музыкальной грамотности и стилевыми традициями;
  • приобретение знаний основ музыкальной грамоты, основных средств выразительности, используемых в музыкальном искусстве, наиболее употребляемой музыкальной терминологии;
  • воспитание у детей культуры сольного и ансамблевого пения, стремления к практическому использованию приобретенных знаний, умений и навыков вокального мастерства.

Методы обучения

Для достижения поставленной цели и реализации задач предмета используются следующие методы обучения:

  • словесный (объяснение, беседа, рассказ);
  • наглядный (показ, наблюдение, демонстрация приемов работы);
  • практический (освоение певческих навыков);
  • эмоциональный (подбор ассоциаций, образов, художественные впечатления).

2. Примерный тематический план

Годовые требования

Учебная программа по предмету «Сольное пение» рассчитана на 7 лет. В распределении учебного материала по годам обучения учтён принцип систематического и последовательного обучения.

Годовые требования разработаны с учётом индивидуальных и возрастных возможностей, интересов учащихся.

1 класс

1 полугодие

Знакомство с учащимся, диагностика исходных данных.

Строение голосового аппарата и гигиена голоса. Положение корпуса и формирование основных певческих ощущений и навыков.

Формирование общих музыкальных представлений: культура звука и речи (правила орфоэпии), структура музыкальной фразы.

Идейно-художественный анализ произведения и выразительность исполнения.

2 полугодие

Координация мышечных ощущений: большая активизация работы певческого дыхания; правильное и свободное функционирование гортани и органов артикуляции (в результате – ровность звучания на разных гласных и по всему возможному диапазону).

Постепенное расширение рабочего диапазона до септимы – октавы (по возможностям) за счет освоения головного регистра голоса.

Работа над дикцией: скороговорки, вокальные упражнения.

Изучение простых музыкальных форм (период, куплетная форма и т. п.) и выразительное исполнение произведений с плавным движением мелодии и ровным ритмическим рисунком. Стилистические особенности классического репертуара.

Поведение в сценической обстановке.

2 класс

1 полугодие

Работа над координацией всех приобретенных ощущений, укрепление навыка формирования высокой позиции, стабилизация опоры, расширение рабочего диапазона до ноны (по возможностям).

Работа над кантиленой: legato, гибкость музыкальной фразировки, развитие мелодической линии (кульминации, подъемы, спады).

Усложнение музыкального языка произведений (формы, гармонии, мелодического рисунка).

Активная подача текста и эмоциональная открытость в пении (без форсирования).

2 полугодие

Работа дыхания при разных видах звуковедения (legato, staccato).

Исполнение произведений, включающих более сложные ритмы, элементы подвижности и небольшие скачки в мелодии: сохранение ровности звучания голоса.

Работа над дикцией: скороговорки, произведения в подвижном темпе.

Вокальная терминология, как средство выразительности исполнения.

3 класс

1 полугодие

Стабилизация найденных ощущений и навыков в скоординированной работе певческого аппарата: комплексная работа дыхательной мускулатуры и органов артикуляции.

Четкость дикции и осмысленная работа с текстом.

Исполнение произведений, включающих более продолжительные фразы: распределение дыхания, свободное и осознанное управление голосом, сохранение высокой позиции, ровности звучания.

Изучение новых музыкальных форм и терминологии (в зависимости от произведений).

Стилистические особенности исполняемых произведений.

2 полугодие

Активное включение элементов подвижности в произведении.

Дальнейшее развитие кантилены, распределение дыхания в протяжных мелодиях.

Постепенное расширение диапазона (по возможностям учащихся).

Увеличение ритмической сложности в произведениях (активное использование пунктирного ритма, триолей и т.п.).

Расширение применяемого комплекса средств выразительности (в зависимости от произведений).

4 класс

Вокальная нагрузка распределяется индивидуально, в зависимости от времени начала мутации. До мутации – период расцвета детского голоса (развитие в пределах педагогической целесообразности, без перенапряжения голосового аппарата учащихся). В период мутации – ограничение вокальной нагрузки и уровня сложности произведений, продолжение занятий в щадящем режиме. Распределение по полугодиям в этот период условно, так как время протекания мутации у каждого учащегося свое. Надо иметь в виду, что мутация может начаться и в другом классе, так как темпы созревания у разных учащихся отличаются.

1 полугодие

До начала мутации

Гибкость звуковедения и распределение дыхания в развернутых мелодиях со скачками (до октавы включительно), хроматизмами, сложными ритмическими комбинациями, синкопами.

Кантилена и подвижность в пении – закрепление полученных навыков.

Элементы декламационности в пении, расширение интонационного словаря, применение речевых интонаций («вопрос», «слова от автора — прямая речь» и т.д.) на вокальной основе – с сохранением опоры, высокой позиции и соединения звуков в мелодической линии; фразировка в трехдольных размерах и в мелодиях с паузами внутри фразы.

Пение на иностранном языке.

Правильная вокальная артикуляция, дикционная выразительность, применение правил орфоэпии.

2 полугодие

Мутация

Работа дыхания (пение в положении вдоха), сохранение высокой позиции, правильная артикуляция и организация фонационного выдоха (недопустимо заглубление звука у детей с объемными голосами).

Нахождение мышечной координации и баланса в работе резонаторов в условиях мутации, пение микстовым звуком (без превалирования грудного или головного регистра), выравнивание звука на разных гласных в удобном диапазоне.

Ровность звуковедения, качественное соединение звуков в произведениях с плавным движением мелодии, ограниченным количеством нешироких скачков и относительно ровным ритмическим рисунком.

Гибкость фразировки и выразительность исполнения.

Пение на иностранных языках (преимущественно итальянском и

английском): знание подстрочного перевода, осмысленность, выразительность исполнения.

5 класс

1 полугодие

Постмутационный период

Начало формирования взрослого тембра. Работа резонаторов, поиск наилучшего звучания голоса в микстовом режиме фонации.

Активизация работы дыхания и координация артикуляционного аппарата.

Гибкость звуковедения в мелодиях, содержащих небольшие скачки (до квинты) и некоторые ритмические трудности.

Пение на иностранных языках.

Стилистические особенности исполняемых произведений.

2 полугодие

Продолжение работы над кантиленой и возобновление работы над подвижностью.

Постепенное расширение диапазона до ноны.

Исполнение небольших произведений, содержащих хроматизмы и модуляции.

Стилистические особенности русского романса.

Интонационно-логический анализ произведений, самостоятельная расстановка смысловых акцентов и выразительность исполнения.

6 класс

1 полугодие

Ровность и гибкость звуковедения, сохранение верной координации, распределение дыхания в развернутых мелодиях.

Легкость и свобода в пении на опоре, защита голоса от избыточного напряжения (недопустимо форсирование звука при растущих возможностях). Исполнение произведений, содержащих широкие скачки в мелодии (в том числе на октаву).

Исполнение подвижного вокализа (например, Б. Лютгена).

Самостоятельный идейно-художественный и интонационно- логический анализ произведений. Выразительность исполнения.

2 полугодие

Постепенное расширение рабочего диапазона до децимы (по возможностям).

Кантилена и подвижность в произведениях.

Работа над развернутыми формами.

Ощущение музыкального движения, гибкость агогики.

Анализ стилистических особенностей исполняемых произведений.

Филирование звука, пение piano на опоре, гибкость динамического развития. Выразительность исполнения.

7 класс

1 полугодие

Работа над программой выпускного экзамена.

Автоматизация скоординированной работы певческого аппарата.

Расширение рабочего диапазона до 1,5 октав (по возможностям учащихся).

Практическое применение всех динамических оттенков и видов звуковедения (в зависимости от произведений).

Исполнение развернутых произведений: распределение сил и дыхания, динамическое развитие, смысловые акценты, кульминации.

Сохранение внутреннего движения музыкальной мысли в разных темпах, ритмах и размерах.

2 полугодие

Стабилизация в применении всех полученных навыков.

Активная и скоординированная работа дыхания и артикуляционных мышц, высокая позиция, дикционная ясность, свободная гортань.

Гибкость звуковедения и сохранение мышечной координации в произведениях с широкими скачками, разнообразными ритмическими комбинациями, хроматизмами и другими вокально-техническими интонационными трудностями в диапазоне до 1,5 октав.

Точность звуковысотной и смысловой интонации.

Движение в музыкальной фразе, распределение смысловых акцентов.

Музыкальное развитие: «форма как процесс». Музыкальная терминология.

Осмысленность, соблюдение стилистических норм и выразительность исполнения.

3. Содержание курса

«Сольное пение»

Программа 7-летнего обучения

1 класс

Первый этап занятий очень важен и трудоемок, так как требует от педагога особого мастерства и такта.

Необходимо установить доброжелательные отношения с ребенком, заслужить его симпатию и доверие – без этого невозможно работать продуктивно. Вместе с тем, сразу же надо дать ученику понять, что класс сольного пения – не кружок, не место для веселого проведения времени, и работа будет серьезной, но при этом доставляющей удовольствие.

Работа в классе сольного пения начинается с формирования основных певческих навыков и ощущений, приобретения необходимых знаний в области физиологии и общих музыкальных представлений. Основные направления:

- элементарное представление о строении певческого аппарата и гигиене голоса;

- положение корпуса и головы в пении;

- основы певческого дыхания – глубокий вдох, положение диафрагмы, задержка дыхания (без зажимов!), формирование ощущений опоры, возвратного дыхательного импульса, устремленности сконцентрированной дыхательной струи в нёбный свод при помощи ряда образов (например: диафрагма — «батут» или «пружина», возвратный дыхательный импульс — «пылесос», певческий звук — «орел, парящий над степью» и т. п.);

- основы работы артикуляционного аппарата и гортани (положение мягкого нёба, языка, височно-челюстного сустава, нижней челюсти, низкая свободная гортань — при помощи зевка);

- формирование свободного льющегося певческого звука (на опоре, в высокой позиции, округленного, без напряжения в гортани);

- работа над ровностью гласных и однородностью всех звуков рабочего диапазона (как правило, в пределах септимы) при помощи сохранения высокой позиции и правильной работы артикуляционных мышц, гортани и дыхания;

- работа над дикцией (скороговорки – с акцентом на чѐткость произношения, а не на скорость), вокальные упражнения, знакомство с правилами орфоэпии;

- формирование представления о музыкальной фразе, организации звуков внутри фразы, музыкальном движении;

- начало работы над кантиленой, ровностью звуковедения (соединением звуков дыханием, протяжностью гласных и быстрым произнесением согласных);

- начало работы над подвижностью голоса (в упражнениях в пределах терции и квинты и в произведениях с элементами распеваний);

- знакомство с простыми музыкальными формами (периодом, куплетной формой);

- формирование элементарного представления о музыкальной драматургии (развитии в рамках куплетной формы) в контексте идейно-художественного анализа небольших доступных произведений;

- начало работы над выразительностью исполнения, эмоциональной «включенностью» в пении;

- основы сценического поведения.

Все навыки и ощущения должны формироваться осмысленно.

Необходимо приучать учащихся к внимательному и вдумчивому отношению к занятиям, развивать у них стремление к постоянному самоконтролю и самоанализу. Кроме того, необходимо приучать их так же вдумчиво работать с текстом, разбираться в содержании и средствах его музыкального воплощения, а не учить произведения «на слух». Педагог должен объяснить важность предметов «Сольфеджио» и «Фортепиано» ученикам и их родителям, стимулируя развитие музыкальной грамотности учащихся.

Диапазон произведений для 1 класса ограничивается, в основном, септимой – октавой. В вопросе диапазона надо исходить из принципа индивидуального подхода, так как некоторым учащимся в первые месяцы занятий следует ограничить диапазон квинтой.

В произведениях, рекомендованных для 1 года занятий, преобладает поступенное движение мелодии, хотя иногда встречаются небольшие интервальные скачки.

В конце 1 полугодия учащийся 1 класса должен интонационно чисто, выразительно и осмысленно исполнить 2 разнохарактерных произведения: народную песню и произведение на выбор (народную песню, современную песню или небольшое классическое произведение). При оценке результатов работы в 1 полугодии надо учитывать, что громкость и яркость звучания должны соответствовать естественным возможностям первого периода, когда дыхательные и артикуляционные мышцы еще не работают в полном объеме.

Совершенно недопустимо форсированное пение в речевой позиции. По решению комиссии в 1 полугодии можно оценивать учеников по системе «зачет — незачет».

В конце 1 класса учащийся исполняет 3 произведения: классическую миниатюру и 2 разнохарактерные народные или современные песни.

2 класс

Во 2 классе происходит закрепление приобретенных певческих навыков и ощущений и применение их на более сложном дидактическом материале:

- расширение диапазона до ноны – децимы;

- расширение интонационного словаря (хроматизмы, восходящие сексты и т. д.);

- исполнение скачков на широкие интервалы (включая октаву);

- разнообразие ритмического рисунка (пунктирный ритм, разные комбинации с шестнадцатыми) и агогики.

Кроме того, проводится работа по следующим направлениям:

- развитие музыкального мышления, гибкости фразировки (понимание структуры музыкальной фразы, распределение акцентов, ощущение музыкального движения);

- знакомство с более сложными формами, развитие гармонического слуха (подключение трезвучий и септаккордов побочных ступеней в аккомпанементе);

- получение представления о стилистических особенностях музыкальных произведений разных эпох, разных стран, композиторских школ и отдельных композиторов;

- раскрытие исполнительских способностей учеников, более яркая подача текста, эмоциональность исполнения (без перехода в форсированный режим фонации).

В программу зачета за 1 полугодие входят вокализ и 2 произведения: классическая миниатюра и песня по выбору (народная или современная). На экзамене в конце года так же исполняется вокализ и 2 произведения, включая классическое.

3 класс

3 класс – период расцвета детского голоса. К этому времени ученик уже обладает определенным объемом знаний, умений и навыков, осознанно может управлять вокальной мускулатурой и не должен теряться в незнакомых залах с непривычной акустикой.

В репертуар желательно включить произведение на иностранном языке. При этом обязательно знание подстрочного перевода, осмысленность и выразительность исполнения.

Задача педагога – помочь ученику разобраться в переводе и произношении. Для начала лучше выбрать итальянский язык, так как он помогает поющему найти и зафиксировать правильную работу артикуляционных мышц, в нем нет значительных трудностей в произношении, и обычно он оказывается по силам ученикам (при помощи педагога). В качестве первого опыта хорошо подходят избранные вокализы Н. Ваккаи (например, «Терции» или «Кварты»).

Основные направления работы в 3 классе следующие:

- стабилизация найденных певческих ощущений и навыков в скоординированной работе певческого аппарата;

- реализация полученных знаний на новом дидактическом материале;

- дальнейшее развитие кантилены, распределение дыхания в протяжных мелодиях;

- постепенное расширение диапазона до 1,5 октав (по возможностям учащихся);

- активное включение элементов подвижности в произведения;

- увеличение ритмической сложности в произведениях (использование пунктирного ритма, триолей и т. п.);

- гибкость звуковедения в развернутых мелодиях (сохранение мышечных координаций, высокой позиции, ровности в звукообразовании);

- расширение применяемого комплекса средств выразительности (в зависимости от произведений);

- изучение музыкальных форм и стилистических особенностей исполняемых произведений;

- пение на итальянском языке (особенности произношения, навыки перевода);

- правильная вокальная артикуляция, четкая дикция;

- выразительность исполнения.

В программу зачета за 1 полугодие входят вокализ и 2 произведения:

классическая миниатюра и песня по выбору (народная или современная). На экзамене в конце года так же исполняется вокализ и 2 произведения, включая классическое.

4 класс

4 класс – переходный этап развития детского голоса. Период расцвета и максимальных возможностей детского голоса сменяется потерей гибкости, временным ухудшением качества звуковой эмиссии, а также снижением работоспособности, перепадами настроения и другими проблемными моментами. Задача педагога – поддержать ученика в это трудное для него время, объяснить причины возникших проблем и, главное, их временный характер.

Необходимо также проводить психологическую работу с родителями ученика, побуждая их к созданию максимально благоприятного климата в семье и всесторонней поддержке своего ребенка. Учитывая трудности во взаимоотношениях между поколениями, часто возникающие в этот период, педагог может и должен сделать все возможное для их преодоления усилиями обеих сторон. Время протекания мутации у каждого учащегося свое (этот процесс может начаться классом раньше или позже), и вокальная нагрузка распределяется согласно принципу индивидуального подхода.

До начала мутации учащийся достигает высшей точки своего вокального развития в пределах возможностей детского голоса. В это время важно найти «золотую середину», чтобы не довести ученика до предела и не перегрузить его, помня о задаче не только развить, но и сохранить голос ученика, исходя из педагогической целесообразности и не допуская перенапряжения голосового аппарата.

В этот период надо стремиться к автоматизации приобретенных раньше навыков и ощущений, умению применять их в новых произведениях.

В соответствии с учебно-тематическим планом, в домутационный период работа проводится по следующим направлениям:

- закрепление полученных навыков кантилены и подвижности в произведениях;

- гибкость звуковедения и распределение дыхания в развернутых мелодиях со скачками (до октавы включительно), хроматизмами, сложными ритмическими комбинациями;

- применение декламационности в пении: расширение интонационного словаря, использование речевых интонаций («вопрос», «слова от автора – прямая речь» и т.д.) с сохранением вокальной основы (опоры, высокой позиции и соединения звуков в мелодической линии);

- изучение и применение законов фразировки в трехдольных размерах и в мелодиях с паузами внутри фразы;

- правильная вокальная артикуляция, дикционная четкость, практическое применение правил орфоэпии;

- осознанное и выразительное исполнение произведений.

В период мутации – ограничение вокальной нагрузки и уровня сложности произведений, продолжение занятий в щадящем режиме.

Внимание педагога и его ученика в это время должно быть направлено на максимальное сохранение полученных ранее навыков и ощущений в новых условиях. Основные направления работы следующие:

- работа дыхания, сохранение высокой позиции, правильная артикуляция;

- нахождение мышечной координации в условиях мутации;

- выравнивание звука на разных гласных в пределах октавы;

- ровность звуковедения, качественное соединение звуков в произведениях с плавным движением мелодии, ограниченным количеством нешироких скачков и относительно ровным ритмическим рисунком;

- реализация музыкально-исполнительского комплекса (гибкость фразировки, организация развития внутри музыкальной формы и выразительность исполнения);

- пение на иностранных языках (в паузах между пением можно работать с текстами, давая голосу отдохнуть).

В программу зачета за 1 полугодие входят вокализ и 2 классических произведения. На экзамене в конце года программа зависит от состояния ученика: если мутация еще не началась, так же исполняются вокализ и 2 классических произведения; если же началась мутация, то исполняется вокализ и 1 — 2 доступных произведения соответствующей сложности из репертуарного списка (народная песня, классическое произведение или современный романс — по выбору). В отдельных случаях лучше освободить учащегося от экзамена, чтобы не допускать перенапряжения певческого аппарата.

В репертуарных списках для 4 и 5 классов, в связи с несовпадением времени протекания мутации у разных учащихся, произведения распределены не по классам, а по соответствующим периодам.

5 класс

Постмутационный период

Как уже было сказано, переходить в постмутационный период надо аккуратно, увеличивая вокальную нагрузку постепенно, чтобы ученик мог почувствовать себя уверенней. Вопрос охраны голоса от перенапряжения в это время стоит очень остро, и забывать об этом нельзя. Постепенно начинает формироваться взрослый тембр, и, как и в период мутации, основным объектом внимания остается вокальная техника. Только на основе правильной скоординированной работы всего вокального аппарата может быть сформирован переродившийся голос ученика. Следовательно, надо сконцентрироваться на решении вокально-технических задач:

- активизации работы дыхания и артикуляционного аппарата;

- свободной работе гортани, правильной организации фонационного выдоха (сконцентрированности звуковой эмиссии, или собранности тембра);

- гибкости звуковедения в мелодиях, содержащих небольшие скачки (до квинты) и некоторые ритмические трудности;

- продолжении работы над кантиленой;

- возобновлении работы над подвижностью;

- постепенном расширении диапазона до ноны – децимы;

- включении в работу хроматизмов и модуляций.

Кроме того, продолжается общемузыкальное и исполнительское развитие ученика.

Продолжается изучение стилистических особенностей исполняемых произведений: необходимо сформировать у учащихся представления о различиях в стилистике музыки эпохи барокко, классицизма, романтизма, русского классического романса, а также современной музыки.

Более подробно, чем в младших классах, проводится интонационно- логический анализ произведений, осваивается самостоятельная расстановка смысловых акцентов. На этой основе растет осознанность и выразительность исполнения.

Программа полугодового зачета составляется в соответствии с развитием ученика: если у него период мутации, то исполняется вокализ и 1-2 доступных произведения соответствующей сложности из репертуарного списка (народная песня, классическое произведение или современная песня – по выбору); возможно освобождение от экзамена по состоянию певческого аппарата; если же мутация прошла, и начался постмутационный период, исполняется вокализ из соответствующего списка и 2 произведения: классическое произведение и произведение по выбору — народная или современная песня. На экзамене в конце года исполняется вокализ, классическое произведение и произведение по выбору (второе классическое произведение, народная или современная песня).

Переводить в 6 класс учеников, не прошедших через мутацию, нежелательно, так как в этом случае у них не будет необходимого времени, чтобы окрепнуть к окончанию школы. В этом вопросе надо исходить из конкретной ситуации, учитывая планы ученика и его родителей, но не забывая о необходимости объяснения им всех физиологических факторов, чтобы можно было принять наиболее оптимальное решение.

6 класс

Продолжается формирование взрослого тембра, постепенно увеличивается вокальная нагрузка и сложность дидактического материала.

Основные направления работы следующие:

- ровность и гибкость звуковедения, сохранение верной координации, распределение дыхания в развернутых мелодиях;

- легкость и свобода в пении на опоре, защита голоса от избыточного напряжения при обязательной активности всего певческого аппарата;

- исполнение произведений, содержащих широкие скачки в мелодии (в том числе на октаву вверх), исполнение подвижного вокализа (например, Б. Лютгена;

- постепенное расширение рабочего диапазона (по возможностям, в пределах 1,5 октавы);

- работа над кантиленой и подвижностью в произведениях;

- филирование звука, пение piano на опоре;

- работа над развернутыми формами;

- анализ стилистических особенностей исполняемых произведений;

- самостоятельный идейно-художественный и интонационно-логический анализ произведений;

- выразительность исполнения.

В программу зачета за 1 полугодие входят 2 вокализа: подвижный вокализ (для сопрано обязательно, для остальных голосов – по возможностям) и вокализ по выбору, или русский и итальянский вокализы (для всех остальных) и 2 произведения: классическое и по выбору (классическое, народная песня или произведение современного композитора).

На экзамене в конце года исполняется вокализ, 2 разнохарактерных классических произведения и народная песня.

7 класс

Задача выпускного класса – соединить в практической деятельности учащегося весь комплекс полученных знаний, ощущений, умений и навыков.

Основные направления работы следующие:

- автоматизация скоординированной работы певческого аппарата – работа дыхания и артикуляционных мышц (высокая позиция и дикционная ясность), свободная гортань;

- расширение рабочего диапазона до 1,5 октав (по возможностям учащихся);

- практическое применение всех динамических оттенков, разнообразной агогики и видов звуковедения (в зависимости от произведений);

- исполнение развернутых произведений (распределение сил и дыхания, динамическое развитие, смысловые акценты, кульминации);

- сохранение внутреннего движения музыкальной мысли в разных темпах, ритмах и размерах;

- гибкость звуковедения и сохранение мышечной координации в произведениях с широкими скачками, разнообразными ритмическими комбинациями, хроматизмами и другими вокально-техническими и интонационными трудностями;

- движение в музыкальной фразе, распределение смысловых акцентов;

- точность звуковысотной и смысловой интонации;

- осмысленность, стилевая грамотность и выразительность исполнения.

В течение года учащийся работает над программой выпускного экзамена, в которую входят:

1) песня современного композитора;

2) песня или романс зарубежного композитора;

3) классическое произведение отечественного композитора XIX —XX века;

4) народная песня.

В конце 1 полугодия и за 1 месяц до экзамена проводятся прослушивания выпускников.

На 1 прослушивании исполняется 2-3 произведения из программы экзамена (по выбору), на 2 прослушивании — вся программа. К выпускному экзамену допускаются учащиеся, продемонстрировавшие на прослушиваниях достаточную степень подготовленности, а также успешно сдавшие зачеты и экзамены по сольфеджио, музыкальной литературе и фортепиано.

4. Формы и методы контроля, система оценок

Оценка качества реализации ОП включает в себя текущий контроль успеваемости, промежуточную и итоговую аттестацию обучающихся.

В качестве средств текущего контроля успеваемости ОУ могут использоваться контрольные работы, устные опросы, письменные работы, тестирование, зачеты, контрольные просмотры, концертные выступления. Текущий контроль успеваемости обучающихся проводится в счет аудиторного времени, предусмотренного на учебный предмет.

Промежуточная аттестация проводится в форме контрольных уроков, зачетов и экзаменов. Контрольные уроки, зачёты и экзамены проходят в виде: технических зачетов, академических концертов, исполнения концертных программ, письменных работ и устных опросов. Контрольные уроки и зачеты в рамках промежуточной аттестации проводятся на завершающих полугодие учебных занятиях в счет аудиторного времени, предусмотренного на учебный предмет. Экзамены проводятся за пределами аудиторных учебных занятий.

При проведении зачета качество подготовки обучающегося фиксируется в зачетной ведомости словом «зачет». При проведении дифференцированного зачета или контрольной работы качество подготовки обучающегося оценивается по пятибалльной шкале: «отлично»; «хорошо»; «удовлетворительно»; «неудовлетворительно». По завершении изучения учебных предметов по итогам промежуточной аттестации обучающимся выставляется оценка, которая заносится в свидетельство об окончании детской школы искусств.

По окончании полугодий учебного года оценки выставляются по каждому изучаемому предмету. Оценки обучающимся могут выставляться и по окончании четверти.

Итоговая аттестация проводится в форме выпускных экзаменов. По итогам выставляется оценка «отлично», «хорошо», «удовлетворительно», «неудовлетворительно». Временной интервал между выпускными экзаменами должен быть не менее трех календарных дней.

При прохождении итоговой аттестации выпускник должен продемонстрировать знания, умения и навыки в соответствии с программными требованиями, в том числе:

  • знание основных исторических периодов развития вокального искусства во взаимосвязи с другими видами искусств;
  • знание профессиональной терминологии, вокального репертуара;
  • умение исполнять песни различных стилей: классического, народного и современного;
  • навыки публичных выступлений;
  • наличие кругозора в области вокального искусства и культуры.

 Критерии оценки для различных форм аттестации:

        Оценка «5» (отлично) выставляется при исчерпывающем выполнении поставленной задачи, за безупречное исполнение задания, в том случае, если задание исполнено ярко и выразительно, убедительно и законченно по форме. Проявлено индивидуальное отношение к материалу для достижения наиболее убедительного воплощения художественного замысла. Выявлено свободное владение материалом, объём знаний соответствует программным требованиям.

Оценка «4» (хорошо) выставляется при достаточно полном выполнении поставленной задачи (в целом), за хорошее исполнение задания, том случае, когда учеником демонстрируется достаточное понимание материала, проявлено индивидуальное отношение, однако допущены небольшие технические и стилистические неточности. Допускаются небольшие погрешности, не разрушающие целостность выполненного задания. Учащийся в целом обнаружил понимание материала.

Оценка «3» (удовлетворительно) выставляется при демонстрировании достаточного минимума в исполнении поставленной задачи, когда учащийся демонстрирует ограниченность своих возможностей, неяркое, необразное исполнение элементов задания. Требования выполнены с большими неточностями и ошибками, слабо проявляется осмысленное и индивидуальное отношение, учащийся показывает недостаточное владение техническими приемами. Выявлен неполный объём знаний, пробелы в усвоении отдельных тем.

Оценка «2» (неудовлетворительно) выставляется при отсутствии выполнения минимального объема поставленной задачи. Выставляется за грубые технические ошибки и плохое владение материалом. Выявлены значительные пробелы в усвоении темы.

5. Критерии подбора репертуара

Так как пение отличается многообразием индивидуальных исполнительских манер, то необходимо подбирать произведение, подходящее ученику по его голосу и тембру, найти индивидуальность в манере исполнения. Необходимо осуществлять дифференцированный подход к ученикам, в соответствии с их способностями, тонко чувствовать физиологию каждого ребенка – главное правило «Не навреди!». В мутационный возрастной период педагог должен быть предельно осторожен и внимателен. Формы мутации протекают по-разному: у одних мягко и постепенно, у других более ощутимо (голос срывается), но тем не менее, работу над техникой не нужно останавливать, а вот репертуар следует подбирать более внимательно, учитывая индивидуальные голосовые особенности и работая в ограниченном диапазоне.

Необходимо знать закономерности музыкально-певческого развития детей и уметь предугадать динамику развития обучающихся под влиянием отобранного репертуара, уметь гибко и полноценно реагировать в учебно-воспитательном плане на новые веяния в современной музыкальной жизни. Отбор произведений – процесс сложный: с одной стороны, в нем фокусируется педагогический и музыкальный опыт, культура преподавателя, с другой стороны, характер отбора обусловлен спецификой музыкального материала, особенностями тех, кто его усваивает.

Серьезного внимания заслуживает анализ произведения в тембровом отношении, то есть выявление особенностей выразительных средств, которые могут оказать то или иное влияние на характер певческого звучания, на тембр голоса в процессе работы над песней. В течении учебного года каждый обучающийся должен освоить несколько индивидуальных вокальных произведений.

Весь репертуар (по принципу работы с ним) можно разделить на три категории:

Первая категория (высшая) – это песни высшей сложности. Они отличаются особенно широким диапазоном (более полутора октав), может присутствовать две или более модуляцией в одном произведении. Характерно наличие сложной импровизации в произведениях, обилие голосовых эффектов (мелизмы, расщепление, фальцет, глиссандо), изощренного ритмического рисунка и других сложностей.

Вторая категория – песни достаточно сложные, характеризуются наличием больших скачков, требуют хорошей работы дыхательного аппарата. Могут присутствовать некоторые голосовые эффекты, а также непростой ритмический рисунок. Диапазон до полутора октав. Наличие простейшей импровизации в джазовых произведениях, а также модуляции приветствуется.

 Третья категория – достаточно легкая, обладает следующими характеристиками: диапазон в пределе октавы, вокальная партия не содержит голосовых эффектов, искажающих голос, мелодия легко запоминается.

6. Рекомендуемая литература

1.        Алиева Э. В. Теоретические основы гармоничного развития вокального слуха младших школьников.

2.        Апраксина О.А. Методика развития детского голоса. М., Изд. МГПИ, 1983г.

3.        Вайкль Бернд «О пении и прочем умении». М., 2002.

4.        Вокальная школа художественного руководителя эстрадно-вокальной студии «А+В» Т.В. Охомуш;

5.        Гамбицкая Е.Я. К обучению мальчиков в хоре начальной школы. Изд. Аккад. Пед.наук РСФСР, 1955

6.        Гонтаренко Н.Б. Сольное пение. Секреты вокального мастерства. Методическое пособие. Издание IV. Ростов-на-Дону, 2008.

7.        Дмитриев Л.Б. «Основы вокальной методики». М., 2000.

8.        Емельянов В.В. «Развитие голоса. Координация и тренинг». СПб-М-Краснодар, 2004.

9.        Комиссаров О.В. Фонетический метод в формировании вокально-артикуляционных навыков у учащихся младших классов.

10.        Кравченко А.М. «Секреты бельканто». М., 1993.

11.        Луканин В.М. «Обучение и воспитание молодого певца». Л., 1977.

12.        Маркова Е.С.Развитие певческого голоса у детей на начальном этапе обучения. Методическая разработка для преподавателей ДМШ и ДШИ. М., 1990

13.        Морозов В.П. «Вокальный слух и голос». М.-Л., 1965.

14.        Морозов В.П. «Искусство резонансного пения». М., 2002.

15.        Морозов В.П. «Тайны вокальной речи».Л., 1967.

16.        Музыка. Программа общеобразовательных учреждений: 1-8 классы под руководством Д.Кабалевского М., Просвещение, 2005;

17.        Носорев Ю.А. Вокальные особенности музыкальных произведений как условия певческого развития младших школьников. 1993

18.        Сафонова В.И. Некоторые особенности вокального воспитания, связанные с охраной детского голоса / Сб. ст. Работа с детским хором. М., «Музыка», 1981

19.        Симоненко В.С. «Лексикон джаза». Киев, 1981.

20.        Соболев А.С. Речевые упражнения на уроках пения. Пособие для учителей пения. М-Л., «Просвещение», 1965

21.        Сохор А.Н. «Воспитательная роль музыки». М.,1983.

22.        Стулова Г.П. Развитие детского голоса в процессе обучения пению. М., «Прометей», 1992

23.        Теплов Б.М. «Психология музыкальных способностей». М., 1961.

24.        Чернова Л.В. Совершенствование способов самоконтроля в процессе формирования вокальной интонации у младших школьников Изд. МГПИ им. Ленина, М., 1990

25.        Чишко О.С. «Певческий голос и его свойства». М.-Л., 1966.

26.        Юшманов В.И. «Вокальная техника и ее парадоксы». СПб., 2002.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по предмету хоровое пение "Хор". Срок реализации программы 7 лет.

Рабочая программа по предмету хоровое пение "Хор" предназначена для реализации ОП "Инструментальное исполнительство", ОП "Хоровое пение". Разработана на основе примерной программы к базисному учебному...

Рабочая программа "Вокально-хоровое пение"

Описание рабочей программы  по  дополнительному  образованию "Вокально-хоровое пение"....

Рабочая программа по предмету "Пение и ритмика" 5 класс для детей с тяжёлой степенью умственной отсталости

Рабочая программа по предмету "Пение и ритмика" предназначена для детей с тяжёлой степенью умственной отсталости 5 класс...

Рабочая программа по сольному пению

          Восприятие искусства через пение – важный элемент эстетического наслаждения. Отражая действительность и выполняя познавательную функцию, текст песни и мелодия...

Адаптированная рабочая программа по предмету "Пение и ритмика" для ученика надомного обучения со сложной структурой дефекта

Адаптированная рабочая программа по предмету "Пение и ритмика" разработана для ученика со сложной структурой дефекта: атипичный аутизм, глубокая умственная отсталость, грубое нарушение зрения, полное ...

Рабочая программа по хоровому пению

Рабочая программа во внеурочной деятельности по хоровому пению 2 а класса В Лицее № 82...