Методические рекомендации по составлению занятия с точки зрения здоровьесбережения
статья на тему

Фролова Полина Владимировна

 

В наше время все больше педагогов дополнительного образования осознают, что к числу их первоочередных задач относится задача охраны здоровья учащихся. Поскольку «ячейкой» образовательного процесса является урок - занятие, то и оценка его влияния на здоровье учащихся является наиболее важной частью общей оценки работы педагога в этой сфере. Предлагаемый  материал содержит методические рекомендации по составлению занятия с точки зрения здоровьесбережения.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Методические рекомендации

по составлению занятия с точки зрения здоровьесбережения


П.В. Фролова,  методист МОУ ДОД ДЮЦ «Сатурн» г. Томска

В наше время все больше педагогов дополнительного образования осознают, что к числу их первоочередных задач относится задача охраны здоровья учащихся. Поскольку «ячейкой» образовательного процесса является урок - занятие, то и оценка его влияния на здоровье учащихся является наиболее важной частью общей оценки работы педагога в этой сфере.

С  сентября 2009 г. введен в реализацию инновационный проект программы развития центра «Формирование навыков здорового образа жизни обучающихся МОУ ДОД ДЮЦ  «Сатурн» г. Томска.  Была создана творческая группа для реализации  проекта, в состав которой включили мою образовательную программу. Определили цель инновации по проекту - внедрение в образовательный процесс инновационной здоровьесберегающей технологии, которая  состоит в  сочетании нового комплексного подхода  к организации образовательного процесса с общепринятыми формами и методами здоровьесберегающей технологии и принципами здоровьесберегающей педагогики, а также системой  психолого-педагогического сопровождения обучающихся, которая  применяется: в виде витаминопрофилактики и формирования культуры здорового образа жизни.

В течение 2009-2010 учебного года я, как участник инновационной творческой группы изучила методическую литературу по данному вопросу, сформировала методическое обоснование здоровьесберегающей технологии в образовательном процессе, разработаны методические рекомендации по составлению занятия с точки зрения здоровьесбережения. В данных рекомендация мы постарались выделить необходимые аспекты, которые необходимо соблюдать при составлении занятия с позиции здоровьесбережения обучающихся:

  1. Обстановка и гигиенические условия в классе (кабинете): чистота, температура и свежесть воздуха, рациональность освещения класса и доски, наличие/отсутствие монотонных, неприятных звуковых раздражителей и т.п.

  1.  Число видов учебной деятельности, используемых учителем. Напомним, что к их числу относятся: опрос учащихся, письмо, чтение, слушание, рассказ, рассматривание наглядных пособий, ответы на вопросы, решение примеров, задач, практические занятия и др. Общепринятой  нормой считается 4–7 видов за занятие.. После проведенных исследований мы остановились на цифре 3-4 вида. Однообразность урока способствует утомлению детей.. Вместе с тем вам необходимо помнить, что частые смены одной деятельности на другую требуют от учащихся дополнительных адаптационных усилий. Это также способствует росту утомляемости.

  1. Средняя продолжительность и частота чередования различных видов учебной деятельности. Ориентировочная норма — 7–10 минут.

  1. Число использованных педагогов видов преподавания: словесный, наглядный, аудиовизуальный, самостоятельная работа и др. Норма — не менее трех за урок Чередование видов преподавания не позже чем через 10–15 минут

  1. Наличие методов активизации творческой активности обучающихся.
    К таким методам относятся методы свободного выбора (свободная беседа, выбор действия, его способа, выбор приемов взаимодействия, свобода творчества и т.д.); активные методы (обучающийся вместо педагога, обучение действием, обсуждение в группах, обучающийся как исследователь и др.); методы, направленные на самопознание и развитие (интеллекта, эмоций, общения, воображения, самооценки и взаимооценки) и др.

  1. Позы учащихся и их чередование в зависимости от характера выполняемой работы. Необходимо наблюдать за тем как сидят обучающиеся, чередуются ли позы.

  1.  Физкультминутки и физкультпаузы, которые сегодня являются обязательной составной частью урока. Необходимо обратить внимание на их содержание и продолжительность (норма — на 15–20 минут урока по 1 минуте из 3-х легких упражнений с 3–4 повторениями каждого), а также на эмоциональный климат во время выполнения упражнений и наличие у школьников желания их выполнять.

  1. Благоприятный психологический климат на занятии, который также служит одним из показателей успешности его проведения: заряд позитивных эмоций, полученных детьми и самим педагогом,
  2. Необходимо  включать в процесс занятия эмоциональную разрядку (шутка, улыбка, поговорка, афоризм с комментариями,  стихотворений и др. Преобладающее выражение лица учителя, к примеру, различные проявления доброжелательности или недоброжелательности, улыбчивости — угрюмости и т.д.

  1. Итоговую плотность занятия, т.е. количество времени, затраченного обучающимися непосредственно на образовательную работу. Рекомендуемые показатели — в диапазоне от 60% до 80%.

  1. Момент наступления утомления учащихся и снижения их учебной активности. Определяется в ходе наблюдения за возрастанием двигательных и пассивных отвлечений школьников в процессе учебной работы. Норма — не ранее чем за 5–10 минут до окончания  занятия.

  1. Темп и особенности окончания занятия К нежелательным показателям относятся:
    • неоправданно быстрый темп заключительной части, ее «скомканность»;
    •отсутствие времени на вопросы обучающихся;
    • необходимость торопливой, практически без комментариев, записи домашнего задания.
  2. Если это возможно, предусмотрите включение в содержательную часть занятия вопросов, связанных со здоровьем и здоровым образом жизни; демонстрация примеров, прослеживание этих связей; формирование отношения к человеку и его здоровью как к ценности; выработка понимания сущности здорового образа жизни; формирование потребности в здоровом образе жизни; выработка индивидуального способа безопасного поведения, обсуждение разных возможностей и последствий выбора того или иного поведения и т.д.

Литература;

1. Здоровьесберегающие технологии в образовательном процессе /авт.-сост. С,А. Цабыбин –

    Волгоград: Учитель, 2009.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО СОСТАВЛЕНИЮ РАБОЧИХ ПРОГРАММ УЧЕБНЫХ ПРЕДМЕТОВ.

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО СОСТАВЛЕНИЮ РАБОЧИХ ПРОГРАММ УЧЕБНЫХ  ПРЕДМЕТОВ....

Методические рекомендации по составлению занятия в системе УДО с точки зрения

В представленном материале  автор постарался выделить необходимые аспекты, которые необходимо соблюдать при составлении занятия с позиции здоровьесбережения обучающихс....

Методические рекомендации по составлению рабочих программ

Даны подробные рекомендации как составить рабочую программу по предмету....

Методические рекомендации для учащихся "Как сохранить свое зрение"

Глаза - наши окна в этот мир.Возможность видеть, читать, наслаждаться четкостью и красками всего, что вокруг... Как тяжело и страшно это утратить!Огромная нагрузка на зрение, которую испытывает соврем...

Методическая разработка урока "Русская лексика с точки зрения сферы употребления"

Цель учебного занятия: Познакомить учащихся со сферами употребления русской лексики, определить понятия «общеупотребительная лексика», «лексика ограниченного употребления»...

Методические рекомендации к программе «Обучение инвалидов по зрению пользованию персональным компьютером» (основной курс)

Пояснительная запискаЦелью предлагаемой программы, согласно общему направлению процесса социальной реабилитации инвалидов по зрению и интеграции их в обществе, является приобретение устойчивых умений ...