Главные вкладки

    Методическая разработка по теме:
    Учебно-методическое пособие "Теория музыки в таблицах"

    Ханова Альфина Байтуровна

    Появление  «Курса теории музыки в таблицах» обусловлено практическим опытом преподавания  дисциплины «Теория музыки».

      Существует достаточно большое количество учебников по теории музыки, предназначенных для изучения данной дисциплины в музыкальных школах, училищах и лицеях. Наряду с существенными отличиями все они подробно раскрывают практически одни и те же основополагающие вопросы дисциплины.  Но многим обучающимся бывает трудно ориентироваться в этом потоке теоретических сведений. Поэтому было решено составить «Таблицы».

    Темы в настоящем пособии излагаются по принципу: «Краткая теоретическая формулировка (определение) – таблица».

    Предлагаемое учебно – методическое пособие следует рассматривать, как попытку внести ряд корректив в установившийся традиционный жанр учебного пособия по теории музыки и, тем самым, в практику преподавания дисциплин музыкально – теоретического цикла.

    Буду рада, если данная работа будет полезна посетителям моего сайта.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    teoriya_muzyki_v_tablicah.doc249.5 КБ

    Предварительный просмотр:

    Учебно – методическое пособие

    «Теория музыки в таблицах»

    Автор:  преподаватель

    музыкально-теоретических

     дисциплин Ханова А.Б.

    Оглавление

    Пояснительная записка

    1. Введение. Музыкальная грамота.                                                                                                     
    1. Музыкальный язык.                                                                                    
    2. Звук.
    3. Свойства музыкальных звуков.
    4. Музыкальная система.
    5. Знаки альтерации.
    1. Нотное письмо.
    1. Слоговое и буквенное обозначение звуков.
    2. Ключи.
    1. Лад и тональность. 

    3.1Понятие о ладе. Лады мажоро-минорной системы.

    3.2 Расположение тональностей (кварто-квинтовая система).

    3.3 Особые виды диатонических ладов.

    3.4 Хроматизм.

         4.   Интервалы. 

    4.1 Простые диатонические интервалы.

    4.2 Виды интервалов. 

    4.3 Обращение интервалов.

    4.4 Составные интервалы.

    4.5 Консонирующие и диссонирующие интервалы.

    4.6 Интервалы в тональности. 

         4.7 Характерные  интервалы. 

         5.  Аккорды.

    5.1 Классификация аккордов.

    5.2 Трезвучия.  Виды трезвучий. 

    5.3 Обращения трезвучий. Строение трезвучий и их обращений.

    5.4 Септаккорды. Виды септаккордов. Обращения септаккордов. 

    5.5 Трезвучия в тональности. Главные и побочные трезвучия лада.

         5.6 Группы субдоминанты и доминанты.

    5.7 Септаккорды в тональности. D7, VII7, II7, обращение и разрешение.

          Список использованной литературы.

    Пояснительная записка

               Настоящее учебно – методическое пособие предназначено для обучающихся музыкальных школ, школ искусств, музыкальных лицеев и колледжей.

                  Появление  «Курса теории музыки в таблицах и схемах» обусловлено практическим опытом  преподавания  дисциплины «Теория музыки» в Стерлитамакском педагогическом колледже.

                  Существует достаточно большое количество учебников по теории музыки, предназначенных для изучения данной дисциплины в музыкальных школах, училищах и лицеях. Наряду с существенными отличиями все они подробно раскрывают практически одни и те же основополагающие вопросы дисциплины. Однако, многим обучающимся бывает трудно ориентироваться в этом потоке теоретических сведений. Поэтому было решено составить «Таблицы», представив материал сжато, концентрированно, и, по возможности, наглядно.

                   Темы курса в настоящем пособии излагаются по принципу: «Краткая теоретическая формулировка (определение) – таблица (схема)». В пособие не включены темы, которые целесообразно изучать на анализе конкретных музыкальных произведений, например, темы: «Мелодия» или «Модуляции и отклонения».

                    Пособие может быть использовано как в самостоятельной работе обучающихся, так и на уроке, под руководством преподавателя.

                    Предлагаемое учебно – методическое пособие следует рассматривать как попытку внести ряд корректив в установившийся традиционный жанр учебного пособия по теории музыки и, тем самым, в практику преподавания дисциплин музыкально – теоретического цикла.

    1.ВВЕДЕНИЕ. МУЗЫКАЛЬНАЯ ГРАМОТА

    1. МУЗЫКАЛЬНЫЙ ЯЗЫК – интеллектуальная логическая система, состоящая из совокупности звуков и целого ряда выразительных средств. С помощью музыкального языка создаётся музыкальный текст.

    Музыкальный язык и основные уровни его организации

    Музыкально-теоретические дисциплины




    И

    Н

    Т

    О

    Н

    А

    Ц

    И

    Я

    Уровни

    Вербальный язык

    Музыкальный язык

    Семантика

    Интонационно-лексический

    /семантический/

    Лексика

    Стилистика

    Семантические структуры

    Анализ музыкальных форм

    Синтаксический

    Синтаксис

    Период, предложение, фраза, мотив

    Гармония

    Грамматический

    Орфография

    Морфология

    Интервал

    Аккорд

    Лад

    Музыкальная акустика

    Фонетический

    Фонетика

    Звук

    1.2 ЗВУК

    Звук – результат колебаний упругого тела.




    ЗВУКИ

    Музыкальные

    (результат регулярных колебаний)

    Имеют определённую высоту

    Звоны

    Имеют относительную высоту

    Немузыкальные

    (результат нерегулярных колебаний)

    Не имеют определённой высоты

    Музыкальный звук – понятие относительное (ударные музыкальные инструменты, некоторые явления в современной музыке – сонорные эффекты, «конкретная» музыка и др.).

    1.3 СВОЙСТВА МУЗЫКАЛЬНЫХ ЗВУКОВ

    1

    Высота


    Определяется

    Частотой колебаний

    2

    Громкость

    Амплитудой колебаний

    3

    Длительность

    Периодом колебаний

    4

    Тембр

    Составом колебаний

    1.4 МУЗЫКАЛЬНАЯ СИСТЕМА

    Звукоряд – ряд звуков, расположенных в восходящем и нисходящем порядке.

    Натуральный (обертоновый) звукоряд.

    Обертоны – призвуки, входящие в состав любого музыкального звука. Образуются при делении «звучащего тела» на 2, 3, 4 и т. д. Части.

    Натуральный звукоряд от звука «до»:

    Октава – расстояние между звуком и его ближайшим повторением.

    Диапазон – общий объём звукоряда (от самого низкого до самого высокого звука).

    Регистр – отличающаяся характерной звуковой окраской часть (отрезок) всего музыкального диапазона.

    Полутон – кратчайшее расстояние между звуками (в условиях равномерно-темперированного строя).

    Тон – расстояние в два полутона.

    1.5 ЗНАКИ АЛЬТЕРАЦИИ

    /ключевые и случайные/:

    Наименование

    Функции

    1

    Диез

    Повышает звук на полтона

    2

    Бемоль

    Понижает на полтона

    3

    Дубль-диез

    Повышает на тон

    4

    Дубль-бемоль

    Понижает на тон

    5

    Бекар

    Отменяет все диезы и бемоли

    Энгармонизм – равенство звуков по высоте при различном значении и написании.


    1 Далее в тексте приняты условные обозначения: полутон – П, тон – Т.

    2.НОТНОЕ ПИСЬМО

    2.1 СЛОГОВОЕ И БУКВЕННОЕ ОБОЗНАЧЕНИЕ ЗВУКОВ

    Ступени

    звукоряда

    Основное обозначение

    Производное обозначение

    диез

    бемоль

    Дубль диез

    Дубль бемоль

    I

    До

    C

    Cis

    Ces

    Cisis

    Ceses

    II

    РЕ

    D

    Dis

    Des

    Disis

    Deses

    III

    МИ

    E

    Eis

    Es

    Eisis

    Eses

    IV

    ФА

    F

    Fis

    Fes

    Fisis

    Feses

    V

    Соль

    G

    Gis

    Ges

    Gisis

    Geses

    VI

    Ля

    A

    Ais

    As

    Aisis

    Ases

    VII

    Си

    H

    His

    B

    Hisis

    Heses

    2.2 КЛЮЧИ

    Системы

    Название


    Системы «Соль»

     Скрипичный

     Старофранцузский



    Системы «Фа»

     Басовый

    Басопрофундовый

     Баритоновый





    Системы «До»

     Сопрановый

     Меццо-сопрановый

     Альтовый

     Теноровый

     Баритоновый

    3. ЛАД И ТОНАЛЬНОСТЬ

    3.1 ПОНЯТИЕ О ЛАДЕ. ЛАДЫ МАЖОРО-МИНОРНОЙ СИСТЕМЫ

    Лад – система взаимоотношения между устойчивыми и неустойчивыми звуками, имеющая устойчивый центр – тонику.

    ЛАДЫ

    Мажоро-минорной системы

    Особые виды диатонических ладов

    Искусственные лады

    Тяготение – стремление неустойчивых ступеней лада перейти в устойчивые.

    Переход неустойчивого звука в устойчивый называется разрешением.

    СХЕМА ТЯГОТЕНИЙ В ЛАДУ

    Устойчивые ступени

    Неустойчивые

    ступени

    I



    V


               III


                I


    VII

    VI


    IV


    II

    МАЖОР – лад, устойчивые звуки которого образуют мажорное трезвучие.

    МИНОР – лад, устойчивые звуки которого образуют минорное трезвучие.

    ГАММА – звукоряд лада от тоники до её октавного повторения.

    ВИДЫ МАЖОРА И МИНОРА

    1.Натуральный. 2. Гармонический. 3. Мелодический.    

    СТРОЕНИЕ МАЖОРА И МИНОРА

    МАЖОР

    Интервальный          состав

    МИНОР

    Интервальный состав

    Т Т П Т Т Т П

    б2+б2+м2+б2+б2+б2+м2

    Т П Т Т П Т Т

    б2+м2+б2+б2+м2+б2+б2

    НАЗВАНИЯ СТУПЕНЕЙ ЛАДА

    № СТУПЕНИ

    НАЗВАНИЯ

    I

    Тоника (Т)

    II

    Нисходящий вводный звук

    III

    Медианта (средняя)

    IV

    Субдоминанта (S)

    V

    Доминанта (D)

    VI

    Субмедианта (нижняя медианта)

    VII

    Восходящий вводный звук

    3.2 РАСПОЛОЖЕНИЕ ТОНАЛЬНОСТЕЙ:

    (кварто-квинтовая система)

    Мажорные тональности

    Буквенное обозначение

    (Dur)

    Минорные тональности

    Количество знаков

    Буквенное обозначение

    (moll)

    До#

    Cis dur

    Ля#

    7

    ais moll

    Фа#

    Fis dur

    Ре#

    6

    dis moll

    Си

    H dur

    Соль#

    5

    gis moll

    Ми

    E dur

    До#

    4

    cis moll

    Ля

    A dur

    Фа#

    3

    fis moll

    Ре

    D dur

    Си

    2

    h moll

    Соль

    G dur

    Ми

    1

    e moll

    До

    C dur

    Ля

    0

    a moll

    Фа

    F dur

    Ре

    1

    d moll

    Си

    B dur

    Соль

    2

    g moll

    Ми

    Es dur

    До

    3

    c moll

    Ля

    As dur

    Фа

    4

    f moll

    Ре

    Des dur

    Си

    5

    b moll

    Соль

    Ges dur

    Ми

    6

    es moll

    До

    Ces dur

    Ля

    7

    as moll

    КЛЮЧЕВЫЕ ЗНАКИ

    Следует запомнить порядок расположения диезов и бемолей:

    фа до соль ре ля ми си

    диезы______________________________бемоли

    3.3 ОСОБЫЕ ВИДЫ ДИАТОНИЧЕСКИХ ЛАДОВ

    (лады народной музыки).

    Семиступенные лады:

    Название лада

    Наклонение и изменение расположения ступеней

    Ионийский лад

    Совпадает со звукорядом натурального мажора

    Лидийский лад

    Мажор с высокой IV ступенью

    Миксолидийский лад

    Мажор с низкой VII ступенью

    Эолийский лад

    Совпадает со звукорядом натурального минора

    Дорийский лад

    Минор с высокой VI ступенью

    Фригийский лад

    Минор с низкой II ступенью

    ПЕНТАТОНИКА

    Пентатоника – пятиступенный лад, встречающийся чаще всего в музыке тюркоязычных народов (башкирского, татарского, казахского, киргизского и других).

    Мажорная пентатоника

    Отсутствие IV и VII ступеней по сравнению с натуральным мажором

    Минорная пентатоника

    Отсутствие II и VI ступеней по сравнению с натуральным минором

     

    3.4 ХРОМАТИЗМ

    (хроматическая гамма).

    Хроматизм – полутоновое изменение ступеней диатонического лада посредством их повышения или понижения.

    Хроматическая гамма – гамма, построенная по полутонам.

    Наклонение

    В восходящем движении

    В нисходящем движении

    Мажорная гамма

    Все ступени повышаются, кроме VI, вместо неё понижается VII. Следует помнить о натуральных полутонах между III-IV и    VII-I ступенями.

    Все ступени понижаются, кроме V, вместо неё повышается IV.

    Минорная гамма

    Все ступени повышаются, кроме I, вместо неё понижается II. Следует помнить о натуральных полутонах между II-III и    V-VI ступенями.

    Все ступени понижаются, кроме V, вместо неё повышается IV.

    4.ИНТЕРВАЛЫ

    Интервал – одновременное или последовательное сочетание двух звуков.

    4.1 ПРОСТЫЕ ДИАТОНИЧЕСКИЕ ИНТЕРВАЛЫ

    Диатонические интервалы образуются между ступенями натурального мажора и натурального минора.

    Простые интервалы образуются в пределах октавы.

    Наименование

    Количественная

    величина

    Качественная

     величина

    Обозначение

    Прима чистая

    1

    0 т.

    Ч1

    Секунда  малая

    большая

    2


    0,5 т.

    1 т.

    М2

    Б2

    Терция малая

    большая

    3


    1,5 т.

    2 т.

    М3

    Б3

    Кварта чистая

    увеличенная

    4


    2,5 т.

    3 т.

    Ч4

    Ув4

    Квинта чистая

    уменьшённая

    5


    3,5 т.

    3 т.

    Ч5

    Ум5

    Секста малая

    большая

    6

    4 т.

    4,5 т.

    М6

    Б6

    Септима малая

    Большая

    7

    5 т.

    5,5 т.

    М7

    Б7

    Октава чистая

    8

    6 т.

    Ч8

     

    4.2 ВИДЫ ИНТЕРВАЛОВ

    1

    Мелодический

    Звуки интервала звучат последовательно

    2

    Гармонический

    Звуки интервала звучат одновременно

    4.3 ОБРАЩЕНИЕ ИНТЕРВАЛОВ

    Способы обращения:

    1.Перенесение нижнего звука (основания) на октаву вверх.

    2.Перенесение верхнего звука (вершины) на октаву вниз.

    Взаимообратимые интервалы:

    1. 2  3  4  5  

                                                         -------------------

    1. 7  6  5  4

    4.4 СОСТАВНЫЕ ИНТЕРВАЛЫ

    Составные интервалы – интервалы шире октавы.

    Наименование

    Количественная величина

    Качественная величина

    Нона  

    малая

    большая


    9


                  6,5

    7

    Децима

    малая

    большая


    10


    7,5

    8

    Ундецима

    чистая

    увеличенная


    11


    8,5

    9

    Дуодецима

    чистая

    уменьшенная


    12


    9,5

    9

    Терцдецима

    малая

    большая


    13


    10

    10,5

    Квартдецима

    малая

    большая


    14


    11

    11,5

    Квинтдецима

    чистая


    15


    12

    4.5 КОНСОНИРУЮЩИЕ И ДИССОНИРУЮЩИЕ ИНТЕРВАЛЫ

    Консонирующие

    Диссонирующие

    Весьма совершенный консонанс

    Ч.1

    Ч.8


    М.2

    Б.2

    Ув.4

    Ум.5

    М.7

    Б.7

    Совершенный консонанс

    Ч.4

    Ч.5


    Несовершенный консонанс

    М.3

    Б.3

    М.6

    Б.6

    4.6 ИНТЕРВАЛЫ В ТОНАЛЬНОСТИ 

    От каждой ступени мажора и минора можно построить простые диатонические интервалы – от примы до октавы. Задача заключается в том, чтобы выяснить качественную величину каждого из них.

    Интервалы натурального мажора

    Название интервала

    Количество

    интервалов

    Построение от ступеней

    I

    II

    III

    IV

    V

    VI

    VII

    Ч1

    7

    +

    +

    +

    +

    +

    +

    +

    М2

    2

    -

    -

    +

    -

    -

    -

    +

    Б2

    5

    +

    +

    -

    +

    +

    +

    -

    М3

    4

    -

    +

    +

    -

    -

    +

    +

    Б3

    3

    +

    -

    -

    +

    +

    -

    -

    Ч4

    6

    +

    +

    +

    -

    +

    +

    +

    Ув4

    1

    -

    -

    -

    +

    -

    -

    -

    Ум5

    1

    -

    -

    -

    -

    -

    -

    +

    Ч5

    6

    +

    +

    +

    +

    +

    +

    -

    М6

    3

    -

    -

    +

    -

    -

    +

    +

    Б6

    4

    +

    +

    -

    +

    +

    -

    -

    М7

    5

    -

    +

    +

    -

    +

    +

    +

    Б7

    2

    +

    -

    -

    +

    -

    -

    -

    Ч8

    7

    +

    +

    +

    +

    +

    +

    +

    4.7 ХАРАКТЕРНЫЕ ИНТЕРВАЛЫ

    В гармонических видах мажора и минора строение некоторых интервалов зависит от понижения VI ступени в мажоре и повышения VII ступени в миноре. В гармоническом миноре и мажоре образуются четыре новых интервала, которые принято называть характерными: ув2, ум7, ув5,ум4.

    ИНТЕРВАЛЫ ГАРМОНИЧЕСКОГО МИНОРА

    Название интервала

    Количество

    интервалов

    Построение от ступеней

    a moll

    I

    II

    III

    IV

    V

    VI

    VII

    Ч1

    7

    +

    +

    +

    +

    +

    +

    +

    М2

    3

    -

    +

    -

    -

    +

    -

    +

    Б2

    3

    +

    -

    +

    +

    -

    -

    -

    Ув2

    1

    -

    -

    -

    -

    -

    +

    -

    М3

    4

    +

    +

    -

    +

    -

    -

    +

    Б3

    3

    -

    -

    +

    -

    +

    +

    -

    Ум4

    1

    -

    -

    -

    -

    -

    -

    +

    Ч4

    4

    +

    +

    +

    -

    +

    -

    -

    Ув4

    2

    -

    -

    -

    +

    -

    +

    -

    Ум5

    2

    -

    +

    -

    -

    -

    -

    +

    Ч5

    4

    +

    -

    -

    +

    +

    +

    -

    Ув5

    1

    -

    -

    +

    -

    -

    -

    -

    М6

    3

    +

    -

    -

    -

    +

    -

    +

    Б6

    4

    +

    -

    -

    -

    +

    -

    +

    Ум7

    1

    -

    -

    -

    -

    -

    -

    +

    М7

    3

    -

    +

    -

    +

    +

    -

    -

    Б7

    3

    +

    -

    +

    -

    -

    +

    -

    Ч8

    7

    +

    +

    +

    +

    +

    +

    +

    5. АККОРДЫ

    Аккорд – одновременное сочетание трёх или более звуков, расположенных по терциям или по какому-либо альтернативному принципу.

    5.1КЛАССИФИКАЦИЯ АККОРДОВ

    Аккорды терцовой структуры

    (классицизм, романтизм)

    Аккорды нетерцовой структуры

    (поздний романтизм, современная музыка)

    1

    Трезвучия

    Кварто-квинтовой структуры

    («Прометеев аккорд» А.Скрябина)

    2

    Септаккорд

    Секундовой структуры

    ( кластеры)

    3

    Нонаккорд

    Сочетающие 1 и 2

    4

    Ундецимаккорд

    -

    5.2 ТРЕЗВУЧИЯ

    Трезвучие – аккорд, состоящий из трех звуков.

    ВИДЫ ТРЕЗВУЧИЙ

    Наименование

    Обозн.

    Состав

    1

    Мажорное, или большое.

    Б

    Б.3+М.3=Ч.5

    2

    Минорное, или малое.

    М

    М.3+Б.3=Ч.5

    3

    Увеличенное

    Ув.

    Б.3+Б.3=Ув.5

    4

    Уменьшенное

    Ум.

    М.3+М.3Ум.5

    5.3 ОБРАЩЕНИЯ ТРЕЗВУЧИЙ

    Обращения трезвучий образуются (как и обращение интервала) путем перемещения нижнего звука на октаву вверх или верхнего звука на октаву вниз.

    Каждое трезвучие имеет два обращения – секстаккорд и квартсекстаккод.

                     



               

    Трезвучие   

                                     

    Ступени

    Перемещение

    Образование

    обращений трезвучия


               

                  5

                  3

                  1

    1

    5

    3

    Секстаккорд

    3

    1

    5

    Квартсекстаккорд

    СТРОЕНИЕ ТРЕЗВУЧИЙ И ИХ ОБРАЩЕНИЙ

    Вид трезв.

    Обозначение

    Строение

    Образование секстаккордов

    Обозначение

    Образование квартсекстаккордов

    Обозначение

    Мажорное

    Б5

       3

       

    М.3

    Б.3

    Ч.4

    М.3

    Б6

    Б.3

    Ч.4

    Б6

      4

    Минорное

    М5

         3 

    Б.3

    М.3

    Ч.4

    Б.3

    М6

    М.3

    Ч.4

    М6

       4

    Увеличенное

    Ув5

         3

    Б.3

    Б.3

    Ум.4

    Б.3

    Ув6

    Ум.4

    Б.3

    Ув6

        4

    Уменьшенное

    Ум5

          3

    М.3

    М.3

    Ув.4

    М.3

    Ум6

    М.3

    Ув.4

    Ум6

         4

    5.4 СЕПТАККОРДЫ

    Септаккорд – аккорд, состоящий из четырёх звуков, расположенных по терциям.

    ВИДЫ СЕПТАККОРДОВ

    Название

    Состав

    1

    Большой мажорный

    Б3+М3+Б3=Б7

    2

    Большой минорный

    М3+Б3+Б3=Б7

    3

    Большой увеличенный

    Б3+Б3+М3=Б7

    4

    Большой уменьшенный

    М3+М3+Ув3=Б7

    5

    Малый мажорный

    Б3+М3+М3=М7

    6

    Малый минорный

    М3+Б3+М3=М7

    7

    Малый уменьшенный

    М3+М3+Б3=М7

    8

     Уменьшенный (или

    дважды уменьшенный)

    М3+М3+Ум3=Ум7

    ОБРАЩЕНИЯ СЕПТАККОРДОВ

    Каждый септаккорд имеет три обращения: квинтсекстаккорд, терцквартаккорд и секундаккорд.

    5.5. ТРЕЗВУЧИЯ В ТОНАЛЬНОСТИ

     ГЛАВНЫЕ И ПОБОЧНЫЕ ТРЕЗВУЧИЯ ЛАДА

    На всех ступенях мажора и минора можно построить трезвучия. Трезвучия на главных ступенях лада называются главными:

    Название

    Ступени

    Обозначение

    Тоническое

    I

    T5

      3

    Субдоминантовое

    IV

    S5

      3

    Доминантовое

    V

    D5

       3

    Трезвучия на всех остальных ступенях называются побочными, а именно: трезвучия II, III, VI и VII ступеней.

    5.6 ГРУППЫ СУБДОМИНАНТЫ И ДОМИНАНТЫ

    Ступени лада

    Вид трезвучия

    Группа

    dur

    moll

    I

    Б5

        3 

    М5

          3 

    Т


    II

    М5

         3 

    Ум5

             3 

    SII


    III

    М5

          3 

    Б5

        3

    DIII


    IV

    Б5

        3 

    М5

          3 

    S


    V

    Б5

        3 

    М5

          3

    5  в гарм.)

          3  

    D


    VI

    М5

         3 

    М5

          3 

    SVI


    VII

    Ум5

             3

    Б5

        3

    DVII


     

    В гармоническом мажоре и миноре крайние звуки вводного септаккорда образуют уменьшенную септиму, вследствие этого он называется уменьшенным вводным септаккордом.

    Натуральный мажор

    Гармонический мажор

    Гармонический минор

    м3+м3+б3=м7

    м3+м3+м3=ум7

    (понижение

    VI ступени)

    м3+м3+м3=ум7 (ПовышениеVII ступени)

    Субдоминантовый септаккорд (или II7)

    Так как септаккорд относится к функциональной группе субдоминантовых аккордов его называют субдоминантовым септаккордом.

    Обозначение.

    Название

    аккорда

    Интервальный состав в натуральном мажоре

    Строятся на ступени в тональности

    Разрешаются в D7 и его обращения


    II7


    м3+б3+б3


    II

         

    D4

         3


    II6

        5


    б3+м3+б2


    IV

       

    D2



       


    II4

        3


    м3+б2+м3


    VI

       


    D7


    II2


    б2+м3+б3


    I

           

    D6

         5

    В мажоре на II ступени образуется малый минорный септаккорд.

    В миноре на II ступени образуется малый септаккорд.

    5.7 СЕПТАККОРДЫ В ТОНАЛЬНОСТИ

     D7, II7, VII7, ОБРАЩЕНИЕ И РАЗРЕШЕНИЕ

    В музыке наиболее распространён септаккорд, строящийся в мажоре и гармоническом миноре на V ступени. Он называется доминантсептаккордом и обозначается  - D7. Доминантсептаккорд имеет три обращения.

    D7 и его обращения

    Интервальный состав

    Строится на ступени в тональности

    Разрешается в трезвучие:


    D7


    Б3+М3+М3


    V

         -5

    T5

         3

    ( Без квинты)


    D6

         5


    М3+М3+Б2


    VII

        +1

    T5

        3


    ( Трезвучие с удвоенной примой)


    D4

         3


    М3+Б2+М3


    II


    T5

        3

    (Полное трезвучие)


    D2


    Б2+Б3+М3


    IV


    T6

    (С удвоенной примой)

    ВВОДНЫЕ СЕПТАККОРДЫ

    Обозначение.

    Название

    аккорда

    Интервальный состав в натуральном мажоре

    Строятся на ступени в тональности

    Разрешаются в трезвучие:


    VII7


    м3+м3+б3


    VII

         +3

    T5

         3

    ( c удвоенной терцией)


    VII6

             5


    м3+б3+б2


    II

        +1

    T5

        3


    ( полное тоническое трезвучие)


    VII4

             3


    б3+б2+м3


    IV

        +1

    T6

    (тонический секстаккорд)


    VII2


    б2+м3+м3


    VI

           +1

    T6

         4

    (С удвоенной примой)

    Список использованной литературы

    1. Вахромеев В. Элементарная теория музыки. М.: Музыка, 2007.- 231с., нот.
    2. Виноградов Г. Красовская Е. Занимательная теория музыки.- М.: Сов. Композитор,1991.- 192с.
    3. Гейнрихс И. Музыкальная грамота: учебное пособие. Л.,1960.- 111с., нот.
    4. Гульянц Е. И. Музыкальная грамота. М.: Аквариум, 1997.
    5. Музыка. Большой энциклопедический словарь./ Гл. ред. Г.В. Келдыш.- М.: НИ «Большая Российская энциклопедия», 1998.- 672с.: ил.
    6. Способин И. Элементарная теория музыки: Учебник для муз. училищ.- 8-е изд.- М.: Музыка, 1985, 199с., нот.
    7. Фридкин А. Практическое руководство по музыкальной грамоте: изд. 6.- М.: Музыка, 1980.
    8. Хвостенко В. Сборник задач и упражнений по элементарной теории музыки. М.,1974.
    9. Шайхутдинова Д. Краткий курс элементарной теории музыки: Справочное пособие для учащихся детских музыкальных школ. Уфа, 1993.- 64с., нот.