Ознакомление с жизнью и бытом славянских народов
методическая разработка по теме

Язловская Татьяна Владимировна

В методических рекомендациях говорится о том, как знакомить детей с бытом и жизнью славянских народов, как детям рассказать об оберегах, которые славяне изготавливали из природного материала для защиты своего жилища и своей семьи.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodicheskie_rekomendacii_vospitatelyam.docx545.59 КБ

Предварительный просмотр:

Методические рекомендации воспитателям

по ознакомлению дошкольников старшей группы с оберегами.

      Данную работу необходимо начинать со знакомства с бытом и укладом жизни славян, с того, чем занимались люди днём, и что делали в семье дома вечерами, то чего зависела жизнь крестьян в то время, её благополучие и комфортность. Как крестьяне относились к природе, ведь они во всех проявлениях жизни зависели от неё. Одновременно можно затронуть с детьми тему «От колоска до каравая», познакомить детей с трудом хлеборобов и «ценой» хлеба для людей во все времена.

     Рассматривая с детьми изделия из природного материала (флористика, обереги), нужно обратить внимание на их многообразие. Найти с детьми общие черты и  отличия.

    Из многих видов оберегов можно познакомить детей с оберегом – плетеньком, одновременно рассказывая о символике используемых растений, ягод природных материалов. Интересна тема «плетение из ивовых прутьев» . Старшая группа хорошо справляется с этой техникой. Воспитателю необходимо подойти в этом вопросе индивидуально, нужно показать принцип работы, как группе детей, так и каждому в отдельности. И украшение плетня должно сопровождаться объяснением символики растений, потому  как обереги – это зашифрованное тпослание.

    Необходимо обратить внимание детей на то, что каждая работа индивидуальна, не похожа на работу других детей, в каждом есть своя особенная красота. Хорошим дополнением к природному материалу будут заранее изготовленные фигурки из солёного теста (хлеб, батончики, фрукты, цветы).

     Плетень – оберег защищал людей от голода, холода и болезней. И дом и хозяйство. Аналогичным оберегом была подкова на воротах, эта традиция сохранилась по сей день.

   Детям будет интересно изготовить веничек или косу домовушку. Это самые распространённые обереги. Все эти изделия выполняются из природного  материала, чтобы в них была сила Природы.

    Хорошо привлечь родителей в помощь детям и воспитателям по заготовке семян растений, сухоцветов, орешков, крупы и других материалов. Родители с радостью поддерживают энтузиазм детей, так как работы получаются красивые и эффектные. К тому же дети с интересом рассказывают, почему выполнили работу именно с такими растениями, и что означает, какой смысл несёт в себе  его поделка.

    При работе воспитателя и детей с природным материалом, нужно обращать внимание детей на бережное отношение к этим материалам, так как это часть природы, экономное использование.

    Целесообразно обращать внимание на то, как и где произрастают эти растения, есть ли они рядом с нами, и что сними случается в разные времена года.

   С удовольствием дети знакомятся с домовым. У русского народа много преданий и обычаев, традиций с ним связанных. Работа получается очень эффектная, красивая и полна индивидуальности. Некоторые домовята просто похожи на детей, их выполнивших. Все с  разными  «лицами». Это очень увлекательное занятие для детей и воспитателей.

    Это лишь немногие примеры оберегов славянских народов. Проявив фантазию, можно развить этот вид деятельности. В работе кружка могут принимать участие дети, проявляющие наибольший интерес к этому виду деятельности. Некоторые простые в исполнении обереги, можно сделать в группе на занятиях по ручному труду.

     В процессе приобщения дошкольников к элементам народного декоративно – прикладного искусства, педагогу важно помнить, что для дошкольника приобщаться – значит действовать, а не просто смотреть и слушать взрослого.

    Можно рассмотреть с детьми изделия из талаша, познакомить с техникой изготовления и видами изделий. Рекомендую выполнить цветы (розочки, пионы), простые  в исполнении, единственное условие – заранее познакомить детей с завязыванием узелка и закреплением его дома с родителями.

     Достойной альтернативой кукле Барби являются плетённые куколки, выполненные руками самих детей. Вокруг них можно развить игровой сюжет, оформить коллективную работу.

   Интересным материалом для работы с детьми по ознакомлению с жизнью и трудом славян и жителей Кубани – казаков – является соломка.      Целесообразно посадить пшеницу и овёс на огороде, наблюдая за её ростом и развитием, стадиями созревания.  Одновременно рассматривая с детьми изделия из соломки, и изучая технику аппликации и плетения, создания объёмных композиций.

    Аппликацию из соломки хорошо дополнить сухоцветами и листьями. Для плетения – необходимое условие – индивидуальный подход к детям. А создание объёмных композиций требует некоторых навыков – больше подходит для подготовительной группы детского сада.

   По результатам работы можно подготовить выставки работ детей тематические и взрослых с целью популяризации данных художественных промыслов, привлечения к ним родителей и широкой  общественности. Возможно и проведение ярмарки для родителей и воспитанников.

   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Значение орнаментов и символов у древних славянских народов

План-конспект занятия по курсу «Мир искусств» изобразительное творчество»...

Влияние музыки славянских народов России, Белоруссии, Украины на духовное развитие младших школьников

Музыка славянских народов Украины, Белоруссии очень близка к русской музыке - та же напевность, лиричность, мягкость. Отсюда и разновидности лирической и протяжной народной песни, с образцами которой ...

Школа ГАУ МЦДСО в СОК «Камчия» (Болгария) - центр распространения русского языка, изучения и сохранения традиций культуры славянских народов.

Опыт работы русской школы за рубежом как центра изучения русского языка  в регионе. Развитие гуманистической воспитательной системы школы  ГАУ МЦДСО в СОК «Камчия» (Болгария) как центра...

ПРОЕКТ «Культура славянских народов»

Проект ориентирован на обучающихся хореографической студии «Стрекоза» и направлен на создание условий для духовно-нравственного воспитания, развития творческого потенциала, посредством изучения танцев...

Национально-психологические особенности славянских народов

Проблемы  межэтнических отношений долгое время находились вне поля внимания специалистов, а современное этнопсихологическое  знание не отвечает реальному с...

Классный час «Братство славянских народов» 8 класс

сценарий урока для учащихся 12-14 лет...