Доклад на тему: "Особенности работы над двухголосным пением в вокальном ансамбле
учебно-методический материал по теме

Клям Ирина Юрьевна

Практические приемы работы перед началом двухголосного пения и двухголосием

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей детская музыкальная школа города Белореченска муниципального образования Белореченский район

ДОКЛАД

на тему:

«Особенности работы над двухголосием

в классе вокального ансамбля»

                                                  Подготовил:

   Клям Ирина Юрьевна,

преподаватель I квалификационной категории

            по классу эстрадного пения

                        МБОУ ДОД ДМШ г. Белореченска

         МО Белореченский район

г. Белореченск, 2013 год.

     Ансамбль – это уравновешенность, слитность и согласованность всех выразительных элементов ансамблевого звучания.

Оно подразумевает органичное слияние индивидуальностей, умение каждого певца слышать свою партию и ансамбль в целом. Приравнивать, подчинять свой голос общей звучности, гибко согласовывать свои действия с действиями других певцов.

     Задачи класса вокального ансамбля:

- знакомство с различными произведениями вокальной ансамблевой литературы, способствующее значительному расширению кругозора учеников и повышению их общего музыкального уровня;

- воспитание у учеников чувства ансамбля, умения слышать себя и партнеров;

- стремление к художественному единству при исполнении.

          Одной из особенности работы с вокальным ансамблем является разный уровень певческого развития каждого участника. При этом процесс обучение происходит на фоне возрастного роста и развития. Знание особенностей и возможностей – одно из важных условий правильной организации работы в коллективе.

          Для детей младшей группы ансамбля  характерна недоразвитость голосовых мышц, короткое дыхание, неширокий диапазон (ре1-си1-до1) Для детей основной группы ансамбля  характерно осмысленное пение, владение правильным дыханием, пение в диапазоне  (сим-ре2-ми2).

          Из данных характеристик вытекают требования к репертуару ансамбля.

Подбор репертуара должен  осуществляться с точки зрения его педагогической полезности для развития певческих способностей обучающихся. Руководитель рассматривает его в разных аспектах: идейность, художественность, качество поэтического текста, эмоциональная насыщенность, эмоциональный тонус произведения, характер мелодии или всех партий, фразировка, динамическое оттеки, особенности драматургического развития, художественного образа в целом. Кроме того, учитывается необходимость оптимального развития у детей диапазона, чистоты интонации, унисона, певческого дыхания.

Начало двухголосного пения

         

Как же следует готовить детей к восприятию двухголосия, что нужно для этого сделать?
• Прежде всего, необходимо научить детей чисто, стройно петь в один голос, добиться слитного звучания голосов. Только чистый унисон дает стройное звучание.
• Научить петь без сопровождения, такое пение является наиболее действенным средством для развития и совершенствования слуха детей, оно воспитывает навыки точного интонирования, способствует укреплению строя, развивает самостоятельность в пении.
• Необходимость развить у детей музыкальную восприимчивость, то есть умение слушать и слышать, сознательно воспринимать песенный материал. Для этого нужно научить детей разбираться в характере движения мелодии песни, в строении музыкальных фраз, находить встречающиеся повторения, подмечать изменения в мелодическом и ритмическом рисунке музыкальных фраз, находить различия в их окончаниях и т. д.
• Научить петь, чисто интонируя:

1) мажорный звукоряд в восходящем и нисходящем движении;

2) мажорное трезвучие;

3) диатонические интервалы в пределах квинты.

• Научить детей слышать и петь простые созвучия: сначала б.3 и ч.5, затем ч.4.
•  Разделить детей на две группы, причем деление можно проводить произвольно, так как в начальный период работы над двухголосием нет необходимости строгого деления на первые и вторые голоса.


        По мере освоения детьми одноголосного пения желательно постепенно вводить в их вокальные упражнения элементы двухголосия. Это удобнее всего сделать с помощью исполнения
канонов – мелодий. Канон в переводе с греческого языка означает «правило, порядок». Музыкальный канон – песня, исполняемая особым образом. Все участники канона поют одну и ту же мелодию с одним и тем же текстом, вступая поочередно разными группами, причем в каждой группе получается своеобразное «опоздание» на 2–4 такта. Тот, кто начинал петь первым и заканчивает первым. Пение каноном стало очень популярным в 16-17 веках. Накладки разных звуков мелодии один на другой позволяет воспитывать у детей навыки гармонического слуха.
        К простейшим мелодиям
-канонам относятся такие известные песни разных народов мира:

русская народная песня «Со вьюном я хожу»,

французская народная песня «Пастушья песня»,

немецкая народная песня «Музыканты»

         Упражнения-каноны помогут прийти детям к осознанию и исполнению двух- и трехголосия.

         Еще одной формой работы над двухголосием является пение параллельными интервалами. Наиболее красиво и мягко звучат параллельные терции и параллельные сексты. Лучше выбирать такие песни, в которых параллельность начинается со звуков Т53. Например, русская народная песня «Как пошли наши подружки» .

         Наиболее удобным для исполнения является песни подголосочного склада, где на одном выдержанном звуке проводится мелодия другого голоса, которая как бы вторит другому, или вточности повторяет мелодию первого голоса.

Этапы разучивания канона:

Речевая декламация. Предложить ребятам продекламировать первую строчку всем     вместе. Продекламировать еще раз, а учитель декламирует каноном. Разделить ансамбль на две группы, вторая группа теперь - вместо учителя. Таким же образом можно озвучить и 3-голосный вариант: разделить ансамбль на 3 группы или выбрать одного из учеников декламировать третий голос.

 Ритмический канон. Для усвоения формы канона можно предложить ребятам исполнить «ритмический   канон», с помощью музыкальных инструментов: 1голос – бубен, 2-голос  - маракас (с младшими детьми)

Двоим обучающимся  дать в руки музыкальные инструменты и попросить их ритмично простучать ритм. Договориться, кто будет «идти первым», а кто вторым. Если позволяет наличие  и разнообразие инструментов, вызвать большее количество        человек и еще раз исполнить канон. Исполнить ритмический канон.

 Музыкальный канон.        

Освоив исполнение ритмического канона можно приступить к пению. Для начала мелодию канона  пропеть  всем ансамблем вместе с учителем:

Довести до чистого унисона a-cappella. После того как выучена мелодия, учитель    исполняет 1-голос, а концертмейстер – 2-й.  Дети слушают. Затем выбрать сильных детей. Они начинают петь, а учитель напевает каноном. Перед пением можно предупредить детей: «У нас может не получиться, но так и должно быть». Спеть еще раз. Затем добавить еще несколько человек, методом «снежного кома». В этом процессе мелодия канона пропета уже несколько раз. Затем вместо учителя поставить сильных детей. Все петь a-cappella, в динамике р, слушать друг друга, вертикаль. Напоминать детям: «Сначала слушаю, потом пою». Обращать внимание на точные вступления голосов, умение держать темп от начала до конца.

Канон с движением.

Заключительным этапом в работе над каноном может стать его исполнение по методике В. Жилина: каждый голос (группа детей) встает в круг и поет мелодию, медленно двигаясь по кругу и взявшись за руки. Если канон 2-голосный – 2 круга, если 3-голосный – 3 круга. Первый кружок - небольшой, второй – чуть больше, а третий – больше второго. Каждый «круг» начинает двигаться только с началом пения своего голоса. Учитель помогает на моментах вступления каждому «кругу». Напоминать ребятам, чтобы они слушали друг друга и двигались «в такт музыки».

         После освоения этой  задачи, «круги» объединяются следующим образом: самый маленький круг окружает средний, а средний окружает большой. Начинает петь и одновременно двигаться маленький (внутренний) круг, затем каноном вступает средний, двигаясь в противоположном направлении, и наконец, вступает большой круг.  

         Этот этап вносит оживление  в работу над разучиванием канона и очень нравится   детям. Они с удовольствием и быстрее запоминают музыкальный материал.


                                             Литература:

            1.    Дмитревский Г. Ансамбль хора//Работа с хором. Методика. Опыт. – М.1972

  1. Жилин В. Музыка, движение, хайку. Екатеринбург. 1998

            3.    Жилин В. Орф-уроки. Екатеринбург. 1997

  1. Поплянова Е. М. Игровые каноны на уроках музыки. – М.: Гуманит. изд. центр  Владос, 2002
  2. Поплянова Е. М. Уроки господина канона. Веселые игры и всякая всячина для детей. Уч. Пос. 2009
  3. Струве Г.А. Школьный хор: книга для учителя. – М.: Просвещение, 1981


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытый урок на тему : "Особенности работы над двухголосием в классе вокального ансамбля"

Ритмические упражнения с разными метрами, пение канонов и параллельны терций...

Методический доклад на тему: «Особенности работы над кантиленными произведениями в старших классах ДМШ и ДШИ»

В работе над кантиленой важно уделить особое внимание работе над мелодией,уяснить её развитие,членение на построения большего или меньшего масштаба.Необходимо настойчиво добиваться,чтобы каждая фраза ...

Доклад на тему « Особенности научно – практической работы с учащимися общеобразовательной школы».

Докладна тему « Особенности научно – практической работы с учащимися общеобразовательной школы»....

Доклад по теме: «Особенности коррекционной работы воспитателя в специальных (коррекционных) учреждениях интернатного типа».

Доклад по теме:«Особенности коррекционной работы воспитателя  в специальных (коррекционных) учреждениях интернатного типа»....

Доклад на тему «Особенности коррекционной работы на уроках математики в классах для детей с задержкой психического развития»

—  Коррекция – система специальных и общепедагогических мер, направленных на   ослабление или преодоление недостатков психофизического развития и отклонений в поведении у детей и ...