Доклад на тему "Особенности применения воспитательных технологий на занятиях фольклорного ансамбля"
методическая разработка по музыке

Доклад из опыта педагогической деятельности

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

"Особенности применения воспитательных технологий на занятиях фольклорного ансамбля".

Своё выступление начну словами великого педагога, советского композитора Дмитрия Борисовича Кабалевского.

                                          «Значение музыки в школе далеко выходит за пределы

                                                             искусства. Так же как и литература и

                                                              изобразительное искусство, музыка

                                                          вторгается во все области воспитания и

                                                         образования наших школьников, являясь

                                                       могучим и ничем не заменимым средством

                                                              формирования их духовного мира».

                                                                                Д.Б.Кабалевский.

Тема выступления связана с многолетней практикой «Особенности применения воспитательных технологий на занятиях фольклорного ансамбля».

Понятие «воспитательная технология» многими исследователями включается в обобщенное понятие «педагогическая технология», которое еще в 60-70-х гг. XX века ассоциировалось главным образом с методикой применения технических средств обучения. 

Термин «технология» в переводе с греческого означает «наука об искусстве» tесhnе — «искусство», «мастерство»; lоgоs — «слово», «учение». Дословно «технология» — наука о мастерстве.

                                Воспитательная технология

 Воспитательная технология - совокупность форм, методов, приемов и средств воспроизведения теоретически обоснованного процесса воспитания, позволяющего достигать поставленные воспитательные цели. При этом она опирается на соответствующее научное моделирование (проектирование), при котором эти цели задаются однозначно и сохраняется возможность объективных поэтапных измерений и оценки личностных свойств и качеств человека на конкретном этапе его развития.

В любой педагогической системе «воспитательная технология» - понятие, взаимодействующее с образовательными задачами. Но если образовательная задача выражает цели обучения и воспитания, то воспитательная технология  воспитательные пути и средства их достижения. При этом в структуре образовательной задачи определенные личностные качества учащихся, подлежащие формированию и развитию, выступают как цели воспитания в конкретных условиях, что в целом определяет специфику содержания образования.

Музыкальное образование не следует ограничивать рамками только урока. Хорошим дополнением является внеклассная  работа, участие в которой открывает перед школьниками возможность углубленно заниматься тем, что их влечет.

Внеклассная музыкально-воспитательная работа естественно дополняет уроки музыки и имеет целью расширить музыкальный кругозор детей, углубить получаемые ими знания, а также совершенствовать исполнительские навыки и умения, а учитель в свою очередь имеет возможность формировать самостоятельность и творческую активность.

Организация внеклассных музыкальных занятий предполагает следование определенным методическим рекомендациям:

Соблюдать основные принципы организации внеклассной музыкальной деятельности детей: преемственность, планомерность, последовательность, увлеченность.

Разнообразить содержание занятий для накапливания музыкального опыта детей и обогащения их новыми музыкальными впечатлениями.

Подбирать художественный иллюстративный материал высокого качества и показывать его отличное исполнение, как учителем, так и учащимися.

Повышать занимательность содержания внеклассного мероприятия, новизну его элементов.

Учитывать возрастные особенности детей и музыкальный уровень их развития, подбирать соответствующие формы проведения внеклассных занятий, доступный музыкальный и литературный материал.

Направлять внеурочную музыкальную работу на развитие активности детей, их воображения и инициативы.

Соблюдать определенную продолжительность занятия в зависимости от возраста детей. Успех всей разнообразной  работы по музыкальному образованию во многом определяется тем, насколько учащиеся овладевают различными видами музыкальной деятельности и испытывают потребность в ней.

Большой интерес представляет фольклорный ансамбль. Само обращение к народной песне имеет огромное воспитательное значение. Её активное освоение способствует формированию интереса к народной музыке, что в свою очередь является важным условием воспитания чувства любви к Родине, родному краю. Кроме того, исполнение народных песен - это по своей природе творческая деятельность, где воплощение художественного образа связано с варьированием и импровизацией текста, мелодии, движений.

Ансамбль сформирован из учащихся младшего и подросткового возраста. Дети 8-9 лет с удовольствием воспринимают попевки, потешки, прибаутки, которые преподносятся в игровых ситуациях, создающих необходимый эмоциональный настрой, а использование с первых занятий простейших движений при их исполнении является началом формирования творческих умений. В репертуар ансамбля входят доступные народные песни, воплощающие в себе яркие народные традиции. Они  понятны детям по содержанию, вызывают у них интерес и вместе с тем соответствуют исполнительским возможностям.  Например: песня "Было у тёщи пять зятевей". При разучивании данного произведения младший состав не обладал большим вокальным опытом, поэтому акцент был сделан на театрализации песни, а старшему составу было поручено исполнять двухголосие вокальной партии.  Театрализация воздействует на эмоциональную сферу ученика, активизирует его внимание, воображение, фантазию. Для формирования певческих навыков в практике применяются различные упражнения, помогающие достичь естественного звонкого пения в народной манере. При освоении музыкального фольклора учащимся даются различные задания, например, варьируют мелодии, импровизируют под музыку движения. Развитию творческого воображения помогают такие приёмы: обращение к известным образам народных сказок, проведение аналогий с повадками зверей и птиц, являющихся персонажами произведений. Овладение творческими умениями способствует достижению органического единства слова, напева и движения в создании художественного образа.  С накоплением опыта учащиеся осваивают более сложные танцевальные движения. Существует опыт мастер - классов, который подразумевает вовлечение гостей в творческий процесс. Например танцевльно - игровые песни "Во саду ли в огороде", "Светит месяц", "И шёл козёл дорогою". Овладев танцевальными навыками,  ребята успешно танцуют не только в сложившихся парах, но и быстро обучают новичков в процессе совместного исполнения. К последним куплетам песни складывается впечатление, что все присутствующие данного действа являются участниками ансамбля.

Работа с фольклорным коллективом требует тщательного анализа песенного материала, прослушивания, изучение записей народных песен, поиска средств и методов активного освоения репертуара. Данная практика широко используется и нашим коллективом. Просматривается видеоряд  детских коллективов, активно обсуждается материал, ребята высказывают свои предпочтения и совместно, аккуратно корректируя выбор детей,   достигается согласованность.

В репертуаре ансамбля существуют песни "Ой, мамка печёнки болят", "Утка луговая" и другие которые исполняются только старшим основным составом. Так как ребята обладают большим опытом выступлений перед профессиональной аудиторией, мастерством исполнения вокальным и инструментальным. В этих произведениях они демонстрируют ту сумму знаний, которыми смогли овладеть за долгое время занятий. В сентябре 2017 года на базе нашей школы проходил  «Всероссийский семинар «Опыт места. Культурная мозаика». Фольклорному ансамблю  была предоставлена возможность поделиться своими наработками. Учитывая, что семинар проходил в начале учебного года 25 сентября за короткий промежуток времени ребята вспомнили, повторили свои лучшие номера из репертуара и представили гостям  разноплановую программу, наполненную самобытным народным творчеством. 

Так же в своей практике использую игру на детских музыкальных инструментах. Этот вид коллективной исполнительской деятельности на занятиях помогает быстро усваивать приёмы игры и владение инструментом. Игра на детских шумовых  инструментах особенно полезна  для музыкально-творческого развития ребят, это хорошая подготовка к освоению более сложных инструментов. Обучение игре на инструменте доступно всем детям, независимо от способностей, и задача руководителя уделять особое внимание их музыкальному творческому развитию, которое может успешно осуществляться благодаря умелому использованию различных видов работы. Например, разучивается песня, ребятам даётся задание поимпровизировать с ритмическим рисунком или подобрать его по слуху. У начинающих учеников часто проявляется стремление играть по слуху. Сначала это простой ритмический рисунок, но с накоплением опыта владения  инструментом ненавязчиво подвожу к использованию всего арсенала средств гармонизации мелодии с использованием разных видов фактуры. При подготовке к конкурсу «Светлая Пасха» выбрали песню «По лугам, лужочкам». Долго думали,  какие ввести инструменты,  но понимая, что приход весны ассоциируется с пением птиц, лучшим решением было использовать свистульки в виде птиц, которые ребята изготовили собственными руками, когда были на конкурсе в «Кенозерском национальном парке» при этом каждая свистулька отличалась своим тембром. В целом получилась гармоничная композиция.

Несколько слов хочется ещё сказать о фольклорных картинках. Показателем результата является неоднократное успешное выступление на конкурсах «Рождество Христово славим», «Светлая Пасха». Учитывая, что участниками ансамбля являются дети с разными творческими способностями, данный вид деятельности предоставляет возможность каждому ребёнку проявить себя и раскрыть  полностью свой талант, почувствовать свою значимость в работе коллектива.

В процессе своей работы приобщаю детский коллектив также к анализу исполнения произведений после выступления. Осознавая впечатления,  участники  ансамбля сами отмечают достигнутые успехи и имеющиеся недостатки. В дальнейшем это помогает избежать ошибок.  

Фольклор всегда был действенным средством воспитания национального самосознания и патриотизма. Организуя творческий процесс, руководитель занимается воспитанием певческого, хореографического и актёрского мастерства не только всего коллектива в целом, но и выявляет индивидуальные творческие способности, особенности характера у каждого исполнителя.



Предварительный просмотр:

"Особенности применения воспитательных технологий на занятиях фольклорного ансамбля".

Своё выступление начну словами великого педагога, советского композитора Дмитрия Борисовича Кабалевского.

                                          «Значение музыки в школе далеко выходит за пределы

                                                             искусства. Так же как и литература и

                                                              изобразительное искусство, музыка

                                                          вторгается во все области воспитания и

                                                         образования наших школьников, являясь

                                                       могучим и ничем не заменимым средством

                                                              формирования их духовного мира».

                                                                                Д.Б.Кабалевский.

Тема выступления связана с многолетней практикой «Особенности применения воспитательных технологий на занятиях фольклорного ансамбля».

Понятие «воспитательная технология» многими исследователями включается в обобщенное понятие «педагогическая технология», которое еще в 60-70-х гг. XX века ассоциировалось главным образом с методикой применения технических средств обучения. 

Термин «технология» в переводе с греческого означает «наука об искусстве» tесhnе — «искусство», «мастерство»; lоgоs — «слово», «учение». Дословно «технология» — наука о мастерстве.

                                Воспитательная технология

 Воспитательная технология - совокупность форм, методов, приемов и средств воспроизведения теоретически обоснованного процесса воспитания, позволяющего достигать поставленные воспитательные цели. При этом она опирается на соответствующее научное моделирование (проектирование), при котором эти цели задаются однозначно и сохраняется возможность объективных поэтапных измерений и оценки личностных свойств и качеств человека на конкретном этапе его развития.

В любой педагогической системе «воспитательная технология» - понятие, взаимодействующее с образовательными задачами. Но если образовательная задача выражает цели обучения и воспитания, то воспитательная технология  воспитательные пути и средства их достижения. При этом в структуре образовательной задачи определенные личностные качества учащихся, подлежащие формированию и развитию, выступают как цели воспитания в конкретных условиях, что в целом определяет специфику содержания образования.

Музыкальное образование не следует ограничивать рамками только урока. Хорошим дополнением является внеклассная  работа, участие в которой открывает перед школьниками возможность углубленно заниматься тем, что их влечет.

Внеклассная музыкально-воспитательная работа естественно дополняет уроки музыки и имеет целью расширить музыкальный кругозор детей, углубить получаемые ими знания, а также совершенствовать исполнительские навыки и умения, а учитель в свою очередь имеет возможность формировать самостоятельность и творческую активность.

Организация внеклассных музыкальных занятий предполагает следование определенным методическим рекомендациям:

Соблюдать основные принципы организации внеклассной музыкальной деятельности детей: преемственность, планомерность, последовательность, увлеченность.

Разнообразить содержание занятий для накапливания музыкального опыта детей и обогащения их новыми музыкальными впечатлениями.

Подбирать художественный иллюстративный материал высокого качества и показывать его отличное исполнение, как учителем, так и учащимися.

Повышать занимательность содержания внеклассного мероприятия, новизну его элементов.

Учитывать возрастные особенности детей и музыкальный уровень их развития, подбирать соответствующие формы проведения внеклассных занятий, доступный музыкальный и литературный материал.

Направлять внеурочную музыкальную работу на развитие активности детей, их воображения и инициативы.

Соблюдать определенную продолжительность занятия в зависимости от возраста детей. Успех всей разнообразной  работы по музыкальному образованию во многом определяется тем, насколько учащиеся овладевают различными видами музыкальной деятельности и испытывают потребность в ней.

Большой интерес представляет фольклорный ансамбль. Само обращение к народной песне имеет огромное воспитательное значение. Её активное освоение способствует формированию интереса к народной музыке, что в свою очередь является важным условием воспитания чувства любви к Родине, родному краю. Кроме того, исполнение народных песен - это по своей природе творческая деятельность, где воплощение художественного образа связано с варьированием и импровизацией текста, мелодии, движений.

Ансамбль сформирован из учащихся младшего и подросткового возраста. Дети 8-9 лет с удовольствием воспринимают попевки, потешки, прибаутки, которые преподносятся в игровых ситуациях, создающих необходимый эмоциональный настрой, а использование с первых занятий простейших движений при их исполнении является началом формирования творческих умений. В репертуар ансамбля входят доступные народные песни, воплощающие в себе яркие народные традиции. Они  понятны детям по содержанию, вызывают у них интерес и вместе с тем соответствуют исполнительским возможностям.  Например: песня "Было у тёщи пять зятевей". При разучивании данного произведения младший состав не обладал большим вокальным опытом, поэтому акцент был сделан на театрализации песни, а старшему составу было поручено исполнять двухголосие вокальной партии.  Театрализация воздействует на эмоциональную сферу ученика, активизирует его внимание, воображение, фантазию. Для формирования певческих навыков в практике применяются различные упражнения, помогающие достичь естественного звонкого пения в народной манере. При освоении музыкального фольклора учащимся даются различные задания, например, варьируют мелодии, импровизируют под музыку движения. Развитию творческого воображения помогают такие приёмы: обращение к известным образам народных сказок, проведение аналогий с повадками зверей и птиц, являющихся персонажами произведений. Овладение творческими умениями способствует достижению органического единства слова, напева и движения в создании художественного образа.  С накоплением опыта учащиеся осваивают более сложные танцевальные движения. Существует опыт мастер - классов, который подразумевает вовлечение гостей в творческий процесс. Например танцевльно - игровые песни "Во саду ли в огороде", "Светит месяц", "И шёл козёл дорогою". Овладев танцевальными навыками,  ребята успешно танцуют не только в сложившихся парах, но и быстро обучают новичков в процессе совместного исполнения. К последним куплетам песни складывается впечатление, что все присутствующие данного действа являются участниками ансамбля.

Работа с фольклорным коллективом требует тщательного анализа песенного материала, прослушивания, изучение записей народных песен, поиска средств и методов активного освоения репертуара. Данная практика широко используется и нашим коллективом. Просматривается видеоряд  детских коллективов, активно обсуждается материал, ребята высказывают свои предпочтения и совместно, аккуратно корректируя выбор детей,   достигается согласованность.

В репертуаре ансамбля существуют песни "Ой, мамка печёнки болят", "Утка луговая" и другие которые исполняются только старшим основным составом. Так как ребята обладают большим опытом выступлений перед профессиональной аудиторией, мастерством исполнения вокальным и инструментальным. В этих произведениях они демонстрируют ту сумму знаний, которыми смогли овладеть за долгое время занятий. В сентябре 2017 года на базе нашей школы проходил  «Всероссийский семинар «Опыт места. Культурная мозаика». Фольклорному ансамблю  была предоставлена возможность поделиться своими наработками. Учитывая, что семинар проходил в начале учебного года 25 сентября за короткий промежуток времени ребята вспомнили, повторили свои лучшие номера из репертуара и представили гостям  разноплановую программу, наполненную самобытным народным творчеством. 

Так же в своей практике использую игру на детских музыкальных инструментах. Этот вид коллективной исполнительской деятельности на занятиях помогает быстро усваивать приёмы игры и владение инструментом. Игра на детских шумовых  инструментах особенно полезна  для музыкально-творческого развития ребят, это хорошая подготовка к освоению более сложных инструментов. Обучение игре на инструменте доступно всем детям, независимо от способностей, и задача руководителя уделять особое внимание их музыкальному творческому развитию, которое может успешно осуществляться благодаря умелому использованию различных видов работы. Например, разучивается песня, ребятам даётся задание поимпровизировать с ритмическим рисунком или подобрать его по слуху. У начинающих учеников часто проявляется стремление играть по слуху. Сначала это простой ритмический рисунок, но с накоплением опыта владения  инструментом ненавязчиво подвожу к использованию всего арсенала средств гармонизации мелодии с использованием разных видов фактуры. При подготовке к конкурсу «Светлая Пасха» выбрали песню «По лугам, лужочкам». Долго думали,  какие ввести инструменты,  но понимая, что приход весны ассоциируется с пением птиц, лучшим решением было использовать свистульки в виде птиц, которые ребята изготовили собственными руками, когда были на конкурсе в «Кенозерском национальном парке» при этом каждая свистулька отличалась своим тембром. В целом получилась гармоничная композиция.

Несколько слов хочется ещё сказать о фольклорных картинках. Показателем результата является неоднократное успешное выступление на конкурсах «Рождество Христово славим», «Светлая Пасха». Учитывая, что участниками ансамбля являются дети с разными творческими способностями, данный вид деятельности предоставляет возможность каждому ребёнку проявить себя и раскрыть  полностью свой талант, почувствовать свою значимость в работе коллектива.

В процессе своей работы приобщаю детский коллектив также к анализу исполнения произведений после выступления. Осознавая впечатления,  участники  ансамбля сами отмечают достигнутые успехи и имеющиеся недостатки. В дальнейшем это помогает избежать ошибок.  

Фольклор всегда был действенным средством воспитания национального самосознания и патриотизма. Организуя творческий процесс, руководитель занимается воспитанием певческого, хореографического и актёрского мастерства не только всего коллектива в целом, но и выявляет индивидуальные творческие способности, особенности характера у каждого исполнителя.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад по теме "Применение здоровьесберегающих технологий на уроке и во внеурочное время".

Применение здоровьесберегающих технологий на уроке и во внеурочное время....

Доклад на тему: "Применение компьютерных технологий на уроках русского языка и литературы"

В докладе представлены варианты использования компьютерных технологий на уроках...

Доклад на тему:«Применение здоровьесберегающих технологии на уроках географии - фактор создания комфортных условий обучающихся».

Здоровьесберегающие технологии - совокупность приемов, способов и методов организации учебно-воспитательного процесса без ущерба для здоровья школьников и педагогов.  Особенно велика в...

Доклад по теме: «Применение педагогических технологий на уроках математики»

О педагогических технологиях, применяемых учителем на уроках математики....

Доклад на тему: Применение здоровьесберегающих технологий на уроках физической культуры, занятиях ЛФК в специальной (коррекционной) школе.

Применение здоровьесберегающих технологийна уроках физической культуры, занятиях ЛФКв специальной (коррекционной) школе....

Методическая разработка «Здоровьесберегающие технологии на уроках фольклорного ансамбля»

Методическая разработка«Здоровьесберегающие технологии на уроках фольклорного ансамбля»...