Образовательная программа по хоровому дирижированию для 1 класса Хоровой школы мальчиков и юношей г. Конаково
рабочая программа на тему

Преображенская Татьяна Владимировна

Здесь я описываю свою рабочую программу, в которой я описываю актуальность этой работы, цели, задачи. учебно-методическое планирование.

Скачать:


Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ

ХОРОВАЯ ШКОЛА МАЛЬЧИКОВ И ЮНОШЕЙ г. КОНАКОВО

СОГЛАСОВАНО                                                                                Утверждено

Методический совет                                        Директор МБОУ ДОД ХШМиЮ

Протокол № __________                               ___________Кондрашенкова М.С.

От «____» ___________2012 г.                     «________»___________2012г.

                                                                                       

                                                                                 

                                                                          МП.

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА

ПО ПРЕДМЕТУ «ХОРОВОЕ ПЕНИЕ»

                                   

           

Отделение:  хоровое

Возраст детей: 7 - 8 лет

Срок реализации:   1 год

Составитель:

преподаватель по классу

Преображенская Т.В.

г. Конаково

2012 г.

Пояснительная записка

           Данная программа разработана на основе типовых учебных программ Министерства культуры РФ для Детских музыкальных школ и Детских хоровых школ. Программа составлена с учётом Государственного заказа и в соответствии с нормативами правовой базы: Законом «Об образовании», ФГОС второго поколения, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания детей. 

          Отличительная особенность данной программы состоит в том, что в процессе изучения курса хорового пения учащиеся осваивают основы и традиции русской хоровой культуры. Одной из основных задач школы является духовно-нравственное воспитание, воспитание детей в духе православных традиций и патриотизма.

  Хоровое пение в системе предметов Детской хоровой школы  занимает важное место, так как способствует развитию  художественного вкуса детей,  расширению их кругозора, выявлению и развитию творческого потенциала обучающихся.

Актуальность

 Хоровая, в том числе и вокальная музыка,  представляет собой синтез музыки и речи. Работа над формированием певческо-голосового аппарата, создание методической базы и выбор исполнительского репертуара, художественное воплощение его в пении, необходимая работа по культуре речи - всё это объективные условия для накопления новых знаний, формирования высокого уровня развития умственных способностей, развития художественного и музыкального вкуса и духовно – нравственного воспитания детей. Для воплощения работы используются следующие цели и задачи:

         

   Цель: создать условия для развития личностной, социальной и семейной культуры, возможностей  духовно - нравственного роста каждого ребёнка средствами музыкально-хоровой культуры.

     

Задача  руководителя хорового класса:

 - заложить основы духовной хоровой культуры, развивая художественный вкус; расширить музыкальный кругозор; воспитать грамотных музыкантов;

-привить детям любовь к хоровому пению как одному из важнейших видов искусства, формируя активную жизненную позицию.

             

Методы достижения поставленных целей и задач:

  1. Собственным примером вызвать интерес к предмету, создать условия для формирования необходимых умений и навыков владения голосом.
  2. Познакомить детей с русской музыкальной культурой и православными традициями.
  3. Охранять и воспитывать детские голоса по средствам развития правильных вокально-хоровых навыков, уделяя внимание постановке голоса.
  4. Организовать свою педагогическую работу так, чтобы к дальнейшему этапу своей жизни дети подошли с подготовленным голосообразованием, хорошим музыкальным слухом, заложенными основами художественно-эстетического вкуса.

Ожидаемые результаты  

В процессе  учебного процесса:

-  у детей появится интерес к музыкальной культуре и к хоровому пению;

-  мальчики приобретут необходимые знания о культуре русского народа;

-  разовьётся музыкальный слух и умение владения голосом;

-  разовьётся умение работать в коллективе.

Учебно-тематический план

Хор первого класса

Диапазон:   «до» 1 октавы -  «ми» 2 октавы

Цели и задачи

- дисциплинированное участие в коллективном  музицировании.

- спокойно стоять и сидеть во время пения;

- реагировать на основные дирижерские жесты ;

- одновременно начинать и заканчивать пение;

- слушать друг друга во время пения;

Обязательным условием на этом этапе является развитие речи путем «дикционного распевания», упражнений на основе голосовых сигналов доречевой коммуникации по методике В. Емельянова.

Оптимальное звучание в  хоре:

-  выявленные тембры хоровых партий;

-  нефорсированное пение;

- «теплые», «льющиеся» голоса;

- свободное владение певческим диапазоном;

- владение амплитудой динамических оттенков;

Дидактические задачи

 - дисциплинированное участие в коллективном  музицировании.

- спокойно стоять и сидеть во время пения;

- реагировать на основные дирижерские жесты ;

- одновременно начинать и заканчивать пение;

- слушать друг друга во время пения;

- чистый и красивый звук;

- точное интонирование;

- пение на ровном, наполненном дыхании;

- эмоциональная насыщенность хорового звучания;

- осмысленное  пропевание текста;

Обязательным условием на этом этапе является развитие речи путем «дикционного распевания», упражнений на основе голосовых сигналов доречевой коммуникации по методике В. Емельянова.

Формы реализации задач хорового класса

- коллективное пение

- индивидуальная работа

- сводные репетиции

- концертные выступления

- просветительская деятельность

- участие в творческих конкурсах

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

Наименование разделов и тем

Количество часов

I. Организация работы хорового класса.

Распевание.

2 часа

II. Работа хора над духовными произведениями.

Текущий контроль успеваемости

8 часов

2 часа

III. Работа над произведениями русской классики

Текущий контроль успеваемости

30 часов

 2 часа

IV. Работа над произведениями современных авторов

Текущий контроль успеваемости

30 часов

 2 часа

V. Подготовка к творческому отчёту

 Отчётный концерт

10 часов

 2 часа

VI. Работа над конкурсной программой

14 часов

VII. Концерты, конкурсы, фестивали

10 часов

Всего в год:

112 часов

Учет успеваемости

Контроль  за усвоением  и  уровнем хорового репертуара осуществляется руководителем в форме зачета : концерт - встреча со старшими  и младшими хорами, концерт перед родителями, концерт перед учащимися образовательных школ и детских садов.

Требования к зачету

- знание всего изучаемого репертуара;

- овладение  навыком пения без сопровождения;

- выполнение всех требований преподавателя к исполняемому произведению;

Основные направления в подборе репертуара

- классическая музыка;

- народная музыка;

- духовная музыка;

- произведения современных авторов;

Примерные вокальные упражнения

1. Речевые  скороговорки,  интонируемые  на одном звуке;

2. Имитационные упражнения «крик» чаек, «страшная сказка», «скрип»т.д…

3. Дикционные упражнения.

4. Упражнение на плавное соединение звуков.

Все упражнения на занятиях  в подготовительном классе  должны выполняться в игровой, свободной форме и иметь яркую эмоциональную насыщенность.

Примерный репертуар

1.Попевки:

«Барабан»,  «Самолет», «Труба», «Конь», «Бобик», «Корова», «Здравствуйте», «Осенние листочки», «На велосипеде», «Дудочка».

2.Песни

Рус. н. п. «Комарочек»

В.Плешак  В.Сергеева «Я стану капитаном»

Лит.н.п. «Петушки»

Т.Назарова-Метнер «Цап, цап, цап»

А.Кудряшов «Жираф»

И.Цеслюкевич «Рождественская песенка»

М.Ермакова «Фома» мини-опера

Н. Махновская  «Зимняя  песенка»

А.Кудряшов «Мячик»                              

Условия реализации программы

           

           Для успешной реализации данной программы необходимо:

  1. наличие контингента обучающихся  и профессиональных    специалистов в области хорового обучения детей;
  2. профессиональный концертмейстер;
  3. кабинет, оснащенный музыкальным инструментом (фортепиано);
  4. музыкально – дидактический материал;
  5. нотная библиотека;
  6. фонотека;

Методические рекомендации

          На протяжении всех лет обучения педагог следит за формированием и развитием вокально-хоровых навыков (дыханием, звуковедением, ансамблем, строем, дикцией), постепенно усложняя задачи, расширяя диапазон певческих возможностей детей.

В работе с детьми 7 - 8 лет следует учитывать психические и физические особенности развития. В этом возрасте появляется способность активного мышления. Интенсивно развивается музыкальное восприятие оно становиться целенаправленным.  Хормейстер на хоровых занятиях помогает детям самостоятельно определять характер музыки, слышать изменение динамики, смену темпов, направление движения мелодии, понижение и повышение звуков, различать звуки по высоте и длительности. Особое значение имеет работа над словом, музыкальной и поэтической фразой, формой всего произведения, над умением почувствовать и выделить кульминационные моменты как всего произведения, так и отдельных его частей.

           Учет успеваемости учащихся проводится в течение всего учебного года. Оценка выставляется в журнал за каждую четверть. На уроке должен иметь место как коллективный, так и индивидуальный опрос. Занятия в подготовительном классе проводятся 3 раза в неделю по одному академическому часу.

            В течение учебного года планируется ряд творческих показов: отчетные концерты школы, праздничные концерты, конкурсные выступления.  За учебный год в хоровом классе должно быть пройдено 7-9 произведений.

Основные принципы работы с подготовительным хором.

Принцип системного подхода к обучению

Этот принцип позволяет направить преподавание хоровых дисциплин на решение основной задачи – создание целостного, стройного и грамотного хорового коллектива.

Принцип профессионального универсализма преподавателей

Этот принцип проявляется в преподавании одним педагогом нескольких хоровых коллективов  ( подготовительных, старшего ) и  выполнение функции педагога организатора.

Основные направления работы в хоровом классе

  1. Певческая установка и дыхание.

     Правильное положение корпуса, головы, плеч, рук и ног при пении сидя и стоя. Дыхание брать перед началом песни и между музыкальными фразами, удерживать его до конца фразы, не разрывать слова.

  1. Звуковедение, дикция.

     Четкое, ясное произношение слов  в соответствии с характером          сочинений, короткое и одновременное произношение согласных в конце слов. Использование дикционных упражнений, скороговорок.  

  1. Вокальные упражнения-распевания.

     Систематическое использование маленьких попевок помогают                     хормейстеру выровнять звучание голоса, добиться естественного легкого пения, расширить диапазон. Очень важно, чтобы упражнения были доступны детям, имели интенсивное содержание или игровой момент, ведь именно интерес помогает учащимся осознать выразительные особенности музыкального произведения.

  1. Строй и ансамбль.

     Научить детей петь стройно в интонационном и ритмическом отношении. Достижению чистоты интонирования поможет пение по музыкальным фразам цепочкой. Этот прием даёт возможность в короткое время проверить уровень музыкального и певческого развития большого количества детей, выявить, кто поёт правильно, а кто нет. Этот прием помогает активизировать работу детей, следить за пением друг друга, вовремя продолжить песню, точно интонируя. Одна из основных задач-петь активно и индивидуально, с сопровождением и без него. Первоначальные навыки пения a capella  должны быть сформированы на маленьких несложных попевках и песнях. Исполнение a capella способствует формированию у детей ладового слуха, точного интонирования.  

5. Формирование исполнительских навыков.

    Анализ словесного текста и его содержания. Воспитание навыков понимания дирижерского жеста(указания дирижера: внимание, дыхание, начало, окончание пения), понимание требований, касающихся агогических и  динамических изменений.

6.Работа над исполнением хорового произведения.

     Хормейстер должен раскрыть художественный образ произведения, его настроение, характер. Это способствует эмоциональному восприятию песни детьми, формированию у них музыкально-эстетического вкуса.

 Перед разучиванием следует провести краткую беседу. Это поможет ребенку осознать содержание, вызвать определенное отношение к произведению, соответствующее настроение.

Литература

При разработке рабочей программы использовалась следующая литература:

 1.Федеральный государственный образовательный стандарт начального     общего образования / Министерство образования и науки Рос. Федерации. – М.: Просвещение, 2010.

 2.Концепция духовно-нравственного развития и воспитания            гражданина России. - М.: Просвещение, 2010.

 3.В. Шацкая. Детский голос. – М., 1970

 4.В.В. Емельянов. Развитие голоса. Координация и тренинг.-  С- П., 1997

 5.Г. Стулова. Развитие дет. голоса в процессе обучения пению. М., 1992

 6.Е. Пиксарская. Вокальный букварь. Москва., 1996

 7.Л.Дуганова, Л. Алдаков. Поет детская хоровая студия «Веснянка» -М.,2002          

 8.В. Попов. Хоровой класс. Коллективное музицирование. Программа для          

инструментальных и хоровых отделений ДМШ и ДШХ.- М., 1988

 9.Г.Струве. Хоровой класс.-  М., 1986


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Ансамблевое и оркестровое музицирование как средство воспитания личностных и исполнительских качеств учащихся (на примере деятельности оркестра народных инструментов Хоровой школы мальчиков и юношей г.Конаково)

В этой работе я описываю, каким образом оркестровые и ансамблевые формы работы с детьми помогли сформировать у учащихся навыки активного восприятия музыки, обогатили музыкальный опыт детей и как...

Рабочая программа преподавателя МБОУ ДОД Хоровая школа мальчиков и юношей по предмету "Инструмент (домра)"на основе типовой учебной программы Министерство культуры РФ 2012г.

Задача педагога домриста - познакомить детей с народными инструментами,их разнообразием и музыкалными возможностями,различными формами исполнительского искусства....

Развитие креативности младших школьников на уроках хора в хоровой школе мальчиков и юношей/

 По своей удивительной способности вызывать в человеке творческую активность, искусство занимает, безусловно, первое место среди всех многообразных элементов, составляющих сложную систему ...

Название работы: « Специфика деятельности концертмейстера в работе с вокалистами в хоровой школе мальчиков и юношей.»

Концертмейстер должен обладать профессиональным набором исполнительского мастерства, знать основы педагогики, психологии и физиологии, иметь необходимые разносторонние знания в вопросах эстетики, широ...

Адаптированная образовательная программа по русскому языку, 5 класс, ФГОС, коррекционная школа

Адаптированная образовательная программа составленя для учащихся 5 класса в соответствии с ФГОС....

Рабочая программа по гимнастике в старших классах (X-XI Кл.) для юношей.

    Гимнастика - один из основных и трудных разделов программы физической культуры, которая в известной степени позволяет решать многие задачи способствует развитию жизненно необходим...