Коррекционный проект "Автоматизация поставленных звуков в играх и игровых упражнениях в ДОУ и семье."
проект по теме

Галина Ивановна Гончарова

 разработанны  новые игровые упражнения

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл проект48.33 КБ

Предварительный просмотр:

Коррекционный проект «Автоматизация поставленных звуков в играх и игровых упражнениях в ДОУ и семье»

Актуальность проблемы

В последние десятилетие возрастает потребность поиска оптимальных путей и направлений оказания своевременной эффективной помощи детям с нарушениями развития . Современными клиническими исследованиями выявлена высокая частота рождаемости детей с перинатальной патологией центральной нервной системы . Практикующие логопеды и врачи – неврологи встревожены тем , что поражение головного мозга , возникающее в период интенсивного онтогенетического развития мозговых систем и сопровождающееся нарушением развития психических и неврологических функций , приводит к сложным речевым расстройствам в дальнейшем .

Лидирующее место занимают речевые нарушения , осложненные дизартрией , которая проявляется в ограниченной подвижности речевого аппарата , вследствие недостаточной его иннервации . Патогенез дизартрии определяется органическим поражением центральной нервной системы под влиянием различных неблагоприятных факторов , воздействующих во внутриутробном периоде развития , в момент родов и после рождения ребёнка . Ведущим дефектом при дизартрии является нарушение фонетической стороны речи: страдают звукопроизношение и просодика . Нарушения звукопроизношения у детей выражаются в искажениях артикуляции , смешениях , заменах и пропусках звуков, как правило , наиболее сложных по артикуляционным укладам . При этом антропофонические дефекты явно преобладают над фонологическими , так как расстройства звукопроизношения связаны с паретическими проявлениями в отдельных группах мышц органов артикуляционного аппарата . Также страдает темп , выразительность , модуляция речи , произношение в целом становится невнятным .

У детей поражение отдельных звеньев речевой функциональной системы в период интенсивного развития может приводить к сложной дезинтеграции всего речевого развития в целом . В этом процессе определённое значение имеет поражение не только собственного двигательного звена речевой системы , но и нарушения кинестетического восприятия артикуляционных поз и движений . Поскольку нарушается чёткость кинестетических ощущений , ребёнок не может воспринимать состояние напряжённости или расслабленности мышц речевого аппарата , насильственные непроизвольные движения или неправильные артикуляционные уклады .Обратная кинестетическая афферентация является важным звеном целостной речевой функциональной системы , обеспечивающей постнатальное созревание корковых речевых зон . Поэтому нарушение обратной кинестетической афферентации у детей с дизартрией может задерживать и нарушать формирование корковых мозговых структур , замедлять процесс интеграции в работе различных функциональных систем , имеющих непосредственные отношения к речевой функции . Таким примером является недостаточное развитие взаимосвязи слухового и кинестетического восприятия у детей с дизартрией .

Артикуляторные затруднения оказывают отрицательное влияние на восприятие всей звуковой системы родного языка . Смазанная , нечёткая речь не даёт возможности для полноценного формирования слухового восприятия ребёнка с дизартрией . Речедвигательный анализатор в данном случае играет тормозящую роль а процессе восприятия устной речи , создавая вторичные осложнения слуховой дифференциации звуков . В свою очередь , отсутствие чёткого слухового восприятия и контроля способствует стойкому сохранению звукопроизносительных дефектов в речи . Так трудности формирования взаимосвязанной работы речедвигательного и речеслухового анализаторов влекут за собой несформированность фонематических процессов , отставание в овладении навыками звукового анализа ….

Возросшее за последнее время количество детей с речевыми нарушениями разной этиологии и сложности требует от специалистов внимания и скрупулезной работы. Но информационная плотность дошкольной ступени обучения детей и подготовка их к школе требует от учителя-логопеда решения сложных задач поиска эффективных форм и методов работы по исправлению речевых нарушений. Чтобы повысить интерес детей к логопедическим занятиям, нужны разнообразные творческие задания, новые подходы к упражнениям по коррекции звукопроизношения.

Такой формой может быть только игра – как ведущая деятельность ребенка дошкольного возраста, - естественная среда его развития. Обучающий материал, который преподносится ребенку в игровой форме, усваивается быстрее, легче и дает более высокие результаты; сложные и порой малоинтересные логопедические упражнения становятся для ребенка увлекательным занятием. Это позволяет решить сразу несколько задач:

Пробудить в ребенке желание самому активно участвовать в процессе коррекции звукопроизношения.

Расширить и обогатить диапазон игровых умений и навыков.

Повысить познавательную активность и работоспособность.

Активизировать процессы восприятия, внимания, памяти.

Плавно регулировать поведенческие трудности детей.

Увеличить объем коррекционного воздействия, включив игровые упражнения в режимные моменты.

Проблема: как сформировать у детей с дизартрией умение правильно произносить проблемные звуки.

Цель: сформировать у детей с дизартрией умения и навыки правильного произношения звуков на специально подобранном речевом материале.

Задачи: 1. Подготовка артикуляционного аппарата к формированию артикуляционных укладов (постановка звуков) .

2. Формирование навыков правильного использования звуков в речи (автоматизация умений) .

3. Формирование умений отбирать звуки, не смешивая их между собой (дифференцировать звуки).

Участники проекта: дети, учитель-логопед.

Возраст детей: 5 – 7 лет.

Срок: проект рассчитан на 1 учебный года.

Ожидаемый результат:

1. Создано полноценное дидактическое обеспечение процесса коррекции звукопроизношения в кабинете учителя-логопеда.

2. Ребенок:

• Умеет правильно произносить звуки.

• Умеет выделять звуки в слове.

• Способен различать смешиваемые звуки.

• Проявляет речевую активность, самостоятельность, инициативу.

Принципы реализации проекта

1. Этиопатогенетический – учет этиологии механизмов речевого нарушения.

2. Системности и учета структуры речевого нарушения.

3. Возрастной адресованности – содержание дидактического пособия соответствует возможностям детей к усвоению речевого материала.

4. Поэтапности – работа с каждым дидактическим пособием начинается и соответствует задачам логопедической работы на данном этапе коррекции.

5. Индивидуально - дифференцированного подхода – учет пола, возраста ребенка, накопленного им опыта, особенности эмоциональной сферы и др.

6. Словесного сопровождения – работа с дидактическим пособием сопровождается точной и конкретной речью.

7. Взаимодействия – партнерские взаимоотношения между детьми и взрослыми.

Методы и приемы

коррекции звукопроизношения

- образец

- повторение

- объяснение

- указания

- словесное упражнение

- оценка детской речи

- вопрос

- показ

- дидактическая игра

- игра – драматизация

- напоминание

- совет

- подсказ

- исправление

- замечание

Организация предметно-развивающей среды

по коррекции звукопроизношения у детей дошкольного возраста включает в себя:

Дидактические альбомы.

Дидактические пособия.

Набор предметных картинок.

Игровые упражнения.

Дидактические игры.

Лексический материал.

Этапы проекта

I этап – подготовительный (2 недели). Диагностическое обследование детей, анкетирование родителей, обсуждение целей и задач проекта с воспитателями, родителями и детьми, создание условий, необходимых для реализации проекта.

II этап – основной (1учебный год). Реализация проекта.

III этап – итоговый (2 недели). Включает в себя сбор и обработку практических материалов, соотнесение прогнозируемых результатов с полученными. Презентация проекта.

План реализации проекта

Этап работы Виды работы Пособия Цель работы

Подготовительный • Диагностическое обследование детей.

• Анкетирование родителей.

• Информирование воспитателей и родителей о целях и задачах проекта.

• Создание условий, необходимых для реализации проекта. Альбом для обследования речи детей.

Анкеты.

Выявить проблемы в звукопроизношении.

Основной

Постановка звуков Выработать умения правильно произносить изолированные звуки. Альбом «Общая артикуляционная гимнастика».

Выработка правильных, полноценных движений артикуляционных органов.

Альбом «Сказки для язычка» (комплексы артикуляционных упражнений) .

Отработка правильных, полноценных движений артикуляционных органов, необходимых для правильного произношения звуков (соноров, шипящих и свистящих звуков).

Пособие «Полянки». Выработка умения изолированно воспроизводить звук.

Автоматизация звука Добиться постепенного введения поставленного звука в речь ребенка.

Набор предметных картинок. Автоматизация поставленных звуков в словах (свист-х, шипящих звуков и соноров) .

И/упр. «Улитка». Автоматизация звука [с] в словах.

И/упр. «Помощник». Автоматизация звука [с] в словах, в предложениях.

И/упр. «Четвертый лишний». Автоматизация звука [с] в словах.

И/упр. «Украсим елочки». Автоматизация звука [с] в словах.

И/упр. «Времена года». Автоматизация звука [с] в словах.

И/упр. «Что сделал Саня? »

Автоматизация звука [с] в словах, в предложениях.

И/упр. «Что без чего не бывает? »

Автоматизация звука [с] в словах, в предложениях.

И/упр. «Что с чем? »

Автоматизация звука [с] в словах, в предложениях.

И/упр. «Около дома сад».

Автоматизация звука [с] в предложениях и фразовой речи.

И/упр. «Прогулка Сени». Автоматизация звука [сь] в предложениях и фразовой речи.

И/упр. «Считалочка». Автоматизация звука [з] в словах.

И/упр. «Возле дома газон».

Автоматизация звука [з] в предложениях и фразовой речи.

И/упр. «Зина».

Автоматизация звука [з] в предложениях и фразовой речи.

И/упр. «Машина».

Автоматизация звука [ш] в словах, в предложениях.

И/упр. «Мишин завтрак».

Автоматизация звука [ш] в словах, в предложениях.

И/упр. «Кошка».

Автоматизация звука [ш] в словах, в предложениях.

И/упр. «Маша шла». Автоматизация звука [ш] в словах, в предложениях.

И/упр. «Измени слово». Автоматизация звука [ш] в словах.

И/упр. «Цирк Шапито».

Автоматизация звука [ш] в предложениях и фразовой речи.

И/упр. «Жужжалка».

Автоматизация звука [ж] в предложениях и фразовой речи.

И/упр. «Лужайка».

Автоматизация звука [ж] в предложениях и фразовой речи.

И/упр. «Одинаковые словечки». Автоматизация звука [ч] в словах, в предложениях.

И/упр. «Колобок».

Автоматизация звука [л] в словах, в предложениях.

И/упр. «Веселый удав». Автоматизация звука [л] в словах.

И/упр. «Парочки – ассоциации». Автоматизация звука [л] в словах.

И/упр. «Летчик».

Автоматизация звука [л] в словах, в предложениях.

И/упр. «Жильцы».

Автоматизация и диффер-ия звуков [л – ль] в словах.

И/упр. «Овощи – фрукты».

Автоматизация и диффер-я звуков [л – ль] в словах.

И/упр. «Фотограф».

Автоматизация звука [р] в словах, в предложениях.

И/упр. «Веселый удав».

Автоматизация дифференциация звуков [р – рь] в словах.

И/упр. «Прогулка Красной Шапочки». Автоматизация звука [р] в словах, в предложениях.

И/упр. «Игра со звуком -Р-».

Автоматизация звука [р] в словах, в предложениях.

И/упр. «Зоркий глаз». Автоматизация звука [р] в словах.

И/упр. «Овощи – фрукты».

Автоматизация и дифференциация звуков [р – рь] в словах.

И/упр. «Парочки – ассоциации». Автоматизация звука [р] в словах.

И/упр. «Рома – рыбак». Автоматизация звука [р] в предложениях и фразовой речи.

И/упр. «Моряки».

Автоматизация звука [рь] в словах, в предложениях.

И/упр. «Жильцы».

Автоматизация и дифференциация звуков [р – рь] в словах.

И/упр. «Прогулка на реку».

Автоматизация звука [рь] в предложениях и фразовой речи.

Д/и «Ловкий волчок».

Автоматизация поставленных звуков (свистящих, шипящих звуков и соноров) .

Д/и «Звуковые кубики».

Автоматизация поставленных звуков (свис-х, шипящих звуков и соноров) .

Д/и «Поезд звуков».

Автоматизация поставленных звуков (свистящих, шипящих звуков и соноров) .

Д/и «Рыболов». Автоматизация поставленных звуков (свистящих, шипящих звуков и соноров) .

Лексический материал (набор картинок с художественным словом). Автоматизация и дифференциация поставленных звуков (свистящих, шипящих звуков и соноров) .

Дифференциация звуков.

Научить различать и

правильно употреблять звуки сходные по звучанию.

Набор предметных картинок. Дифференциация поставленных звуков (свистящих, шипящих звуков и соноров) .

Д/и «Часы».

Дифференциация поставленных звуков.

Лексический материал (набор картинок с художественным словом). Дифференциация поставленных звуков (свистящих, шипящих звуков и соноров) .

Д/и «Рыболов». Дифференциация поставленных звуков.

Д/и «Звуковые кубики». Дифференциация поставленных звуков.

Д/и «Поезд звуков».

Дифференциация поставленных звуков .

Д/и «Урожай». Дифференциация поставленных звуков.

Д/и «Друг за другом». Дифференциация поставленных звуков.

И/упр. «Веселый удав».

Дифференциация звуков [с – з] в словах.

И/упр. «Доскажи словечко».

Дифференциация звуков [с – ш] в словах.

И/упр. «В лесу».

Дифференциация звуков [с – ш] в предложениях и фразовой речи.

И/упр. «Отгадай загадку».

Дифференциация звуков [с – ш] в словах.

И/упр. «Веселый удав».

Дифференциация звуков [ш – ж – ч] в словах.

И/упр. «Отгадай загадку».

Дифференциация звуков [л – р] в словах.

И/упр. «Белка».

Дифференциация звуков [л – р] в предложениях и фразовой речи.

И/упр. «Доскажи словечко».

Дифференциация звуков [л – р] в словах.

Итоговый • Сбор и обработка практических материалов.

• Соотнесение прогнозируемых результатов с полученными.

• Презентация проекта педагогам ДОУ и района. Выявить эффективность и результативность проекта.

Обобщение педагогического опыта.

Дидактическое обеспечение

Дидактическая игра «Звуковые кубики»

Цель: автоматизация поставленных звуков в словах (свистящих, шипящих звуков и соноров) .

Содержание работы: логопед предлагает рассмотреть один кубик и назвать все картинки, правильно проговаривая автоматизируемый звук. Можно предложить кинуть (катнуть) кубик на стол и назвать ту картинку, которая окажется сверху.

Дидактическая игра «Ловкий волчок»

Цель: автоматизация поставленных звуков (свистящих, шипящих звуков и соноров) .

Содержание работы: ребенку предлагается рассмотреть картинки. Затем в центр игрового поля кладутся шарики, ребенок вращает юлу, и шарики разлетаются, при этом попадая в специальные углубления. Ребенок называет картинки, на которых остановились шарики. Игра продолжается несколько раз, пока не будут названы все картинки.

Дидактическая игра «Подарки для матрешек»

Цель: дифференциация поставленных звуков [л - р] в словах.

Содержание работы: логопед предлагает посмотреть и назвать картинки. Ребенок должен определить, какой из двух звуков слышно в слове и «подарить» картинку соответствующей матрешке. В игре есть картинки для дифференциации звуков: [ш – ж], [с – з], [л – р], [с – ш], [з - ж].

Дидактическая игра «Ромашка»

Цель: дифференциация поставленных звуков [с - ш] в словах.

Содержание работы: на столе макеты ромашек и лепестки к ним. Ребенку предлагается называть картинку на лепестке цветка, правильно проговаривая дифференцируемые звуки, и составить ромашки. В игре есть картинки для дифференциации звуков: [ш – ж], [с – з], [л – р], [с – ш], [з - ж].

Дидактическая игра «Урожай»

Цель: дифференциация поставленных звуков [р - л] в словах.

Содержание работы: на столе ведерки и набор яблочек. Ребенку предлагается называть картинку на яблочке, правильно проговаривая дифференцируемые звуки, и складывать их в ведерки. В игре есть картинки для дифференциации звуков: [ш – ж], [с – з], [л – р], [с – ш], [з - ж].

Игровое упражнение «Подскажи словечко»

Цель: автоматизация и дифференциация звуков [л - р] в словах.

Содержание работы: логопед читает стихотворную строчку, ребенок, глядя на картинку подсказывает последнее слово, при этом определяет какой звук слышится [л ] или [р].

Игровое упражнение «Отгадай загадку»

Цель: автоматизация и дифференциация звуков [л - р] в словах.

Содержание работы: логопед предлагает рассмотреть набор картинок, выложенных перед ребенком в произвольном порядке. Затем логопед загадывает загадку, ребенок выбирает картинку и называет ее, при этом определяет какой звук слышится [л ] или [р].

Фонетические дорожки и логопедические тренажёры

На основных этапах , в процессе автоматизации поставленных звуков в слогах различного типа , а также для развития фонематического восприятия , активно применяются разработанные фонетические дорожки и логопедические тренажёры. Фонетические дорожки позволяют отработать звук в изолированном виде или ввести его в различные типы слога , сочетая с движениями пальцев рук (пальцеходы по дорожкам) , либо развивая графические навыки (соединение точек , проведение дорожек различной траектории и формы) . «Помоги кузнечику спрятаться в траву от стаи летящих птиц !» (Ребёнок направляет кузнечика по нарисованной точечной траектории произнося многократно и с различной частотой , в соответствии с характером дорожки , звук Ц и т.д

Наступает утро , а летучие мыши потеряли свою пещеру . Помоги , прошепчи куда нужно лететь (шта-што-шту-шты…) произносит ребёнок цепочку слогов по заданию педагога в зависимости от этапа автоматизации звука .

Маленькие рыбки (мальки) запутались в водорослях , поможем им выбраться ! (Ребёнок ведёт дорожки , произнося слоговые дорожки с мягким звуком Л ) .

В далёкой галактике живут жители других планет – инопланетяне . Они очень хотят познакомиться с землянами , поможем им погрузиться в летающую тарелку . Переправим их в специальной капсуле через открытое космическое пространство . Ребёнок погружает каждого инопланетянина в прозрачный марблс – сплющенный стеклянный шарик , сопровождая полёт слоговыми дорожками типа : Дро-дру-дры-дра …

Создание информативной базы , направленной на повышение педагогической культуры родителей

Результаты мониторинга 2012-2013 год

  1. Социологический анализ семей воспитанников , а также анкетирование родителей и сбор анамнестических данных показали , что на начало учебного года 50 % составили родители , которым не хватает времени на занятия с детьми дома , 40% - считающие , что развивать и автоматизировать поставленные звуки должен только логопед  , 10 % - заинтересованные и принимающие участие в результатах коррекции .
  2. В связи с результатами обследования  детей и семьи был сделан вывод – самый эффективный метод решения проблемы создание нетрадиционной формы общения с родителями : проектная деятельность .
  3. В конце учебного года был получен следующий результат : 70% родителей были заинтересованными и принимали участие в результатах коррекции . 20% родителей возложили ответственность на логопеда . 10  % не нашли времени для занятий с ребёнком .

Гончарова Г.И.

Учитель – логопед МБДОУ детского сада присмотра и оздоровления № 7


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Игры и игровые упражнения для детей с задержкой речевого развития 3- 4 лет. Из опыта работы

представлены игры и способы общения с неговорящими детьми...

«Читаем играя. Сборник игровых упражнений для обучения чтению» Татьяна Джало

Данное пособие использовалось на родительском собрании по теме "Чтение – залог успешности обучения" и послужило толчком для создания "Читалки"   вернуться на главную...

Моторно-двигательная стимуляция Игры и игровые упражнения для детей с тяжелыми множественными нарушениями в развитии

Игры на  стимуляцию моторно-двигательной сферы направлены на обеспечение и развитие не только восприятия, двигательных компонентов познавательной деятельности, но и сенсомоторных инте...

Игры и игровые упражнения на развитие навыков ориентировки в пространстве для 1-3 классов специальной коррекционной школы VIII вида

Набор игр направленных на развитие навыков ориентировки в пространстве для  1-3 классов   специальной  коррекционной школы VIII вида...

Игры и игровые упражнения на формирование толерантности

Подборка игр на формирование толерантности, а также для сплочения детского коллектива. Большинство игр и игровых упражнений ориентированы на младший школьный возраст, но некоторые могут быть использов...