Доклад на тему: Великие шахматисты прошлого и настоящего. Вильгельм Стейниц".
план-конспект занятия по теме

Лебедев Александр Юрьевич

 

Доклад посвящен анализу творчества Вильгельма Стейница, первого чемпиона мира по шахматам, его идеи и подход к шахматам как науке актуален и  в наши дни.  Различные векторы  развития шахматных способностей определяют различия и в формировании навыков у начинающих шахматистов, составной частью которых является изучение и знакомство с творчеством этого великого шахматиста.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon доклад. В.Стейниц79 КБ

Предварительный просмотр:

Лебедев А.Ю.

Доклад на тему:

«Великие шахматисты прошлого и настоящего. Вильгельм Стейниц».

Вильгельм  Стейниц.

Вильгельм Стейниц (14 мая 1836, Прага — 12 августа 1900, Нью-Йорк)

- первый официальный чемпион мира по шахматам.

   Несмотря на то, что история шахмат ведет свое начало, по меньшей мере, с VI века, официальных матчей за титул чемпиона мира не проводилось. Но соревнования между игроками разных стран проводились всегда, мы знаем сильнейших игроков того времени от Греко до Филидора, и конечно Морфи.

   К концу XIX века созрела необходимость провести матч между сильнейшими шахматистами того времени за титул чемпиона мира.  Поединок Стейниц – Цукерторт состоялся в 1886 году и закончился победой Стейница, его объявили первым чемпионом мира по шахматам.

 Как все начиналось…

                               Глава I. На пути к чемпионству

О детских и юношеских годах известно очень мало. 14 мая 1836 в Праге у границы гетто и Старого Города в семье мелкого торговца скобяными товарами Йозефа Саломона Штайница родился 13й ребенок. Мальчику дали старинное имя Вольф, которое он впоследствии изменил на Вильгельм.

Вольфу, у которого обнаружились математические способности, родители постарались дать настоящее образование. После окончания реальной школы он выдерживает экзамен на аттестат зрелости и уезжает в Вену, где поступает в политехническую школу - одно из солидных высших учебных заведений.

В Вене Стейниц жил в семье бедного портного. Денег, которые изредка присылали ему из дома, едва хватало на существование. О покупке шахмат не могло быть и речи, и он изготовил их подручными средствами, вырезав фигурки из картона и подписав названия.

Поразив посетителей шахматного кафе искусством игры вслепую, Стейниц в 1858 получил доступ в Венское шахматное общество. Средства к жизни он добывал эпизодической репортерской работой и игрой на ставку. Игра шла успешно: уже в 1859 году Стейниц завоевывает третий приз в турнире Венского шахматного общества. В следующем таком турнире (1860) он был уже вторым, а в 1861 году - первым (30 побед и только одно поражение).

Политехническую школу Стейниц скоро оставил ради шахмат, хотя будущая профессия дипломированного инженера сулила ему обеспеченное положение. Выбор Стейница обнаруживал бескомпромиссность характера. Уже в те годы его отличало развитое чувство собственного достоинства.

В турнире Венского шахматного общества Стейниц вышел победителем в удачное время. В Лондоне шли приготовления к большому турниру, который Британская шахматная ассоциация решила приурочить к международной выставке 1862 года. Участвовать в турнире такого ранга для молодого шахматиста была большая честь. Все шахматные пути вели в Лондон. Отсюда начал победное шествие Морфи, здесь в I Международном турнире достиг своего триумфа Андерсен, в Лондон на второй такой турнир прибыл из Вены полный надежд 26-летний Стейниц. Условия турнира были совсем другие, чем в I Международном. Тогда игра шла по системе с выбыванием, теперь - по круговой системе. Призы получили: 1. Андерсен, 2. Л. Паульсен, 3. Оуэн, 4. Мак-Доннель, 5. Дюбуа, 6. Стейниц. Результат Стейница не был выдающимся, и все же его игра запомнилась англичанам, особенно его, резко агрессивный, бескомпромиссный стиль.

Шахматная жизнь в столице Великобритании произвела на Стейница большое впечатление. Здесь существовали специальные шахматные клубы, регулярно выходил шахматный журнал: с 1841 по 1862 год "Chess player chronicle" (под редакцией Стаунтона), а с 1863 года - "Chess player magazine" (под редакцией Левенталя). В разных газетах публиковались шахматные сообщения и существовали даже специальные отделы.

По окончании турнира Стейниц выиграл матч у С. Дюбуа (+5-3=1). В том же году поселился в Англии. В январе 1863 Стейниц играет матч с Джозефом Генри Блекберном (+7-1=2), затем с Фредериком Диконом из Брюгге (+5-1=1) и представителем старшего поколения английских мастеров Августом Монгредиеном (+7-0-0). Наиболее известные мастера - живший в те годы в Англии И. Колиш, а также редактор «Chess player magazine» и один из руководителей Британской ассоциации Левенталь - не спешили вступать с ним в бой. Стейниц уже приобрел репутацию соперника, которого стоило остерегаться.

   Успехи Стейница позволили организовать его матч (1866) с Адольфом Андерсеном, считавшимся сильнейшим шахматистом того времени. Большинство шахматных авторитетов предсказывали победу Андерсену. Сам Андерсен был уверен в успехе, сказав, что противник едва ли выиграет хотя бы одну партию. Однако, победил Стейниц (+8-6=0). Двумя основными дебютами матча были, таким образом, гамбит Эванса и королевский гамбит.

   Андерсон и Стейниц.

Состязание между Андерсеном и Стейницем считается неофициальным матчем за мировое первенство. После победы над Андерсеном шахматный авторитет Стейница был очень высок.

Затем последовал матч с английским мастером Генри Эдуардом Бердом. Стейниц победил с небольшим перевесом (+7-5=5).

  Однако взять первый приз в крупных турнирах ему долго не удавалось. В III международном турнире (Париж, 1867) Стейниц занял 3 место (1 место занял банкир И. Колиш). Все же турнир в Париже сослужил Стейницу хорошую службу. Стейниц не только приобрел ценный практический опыт, но и собрал материал для будущих теоретических обобщений.

  Летом 1870 года в немецком городе Баден-Бадене состоялся первый в Германии международный турнир. Всего было десять участников, из которых пять - представители Германии (Андерсен, Л. Паульсен, Нейман, редактор лейпцигского журнала Минквиц и молодой шахматист из Баварии Штерн). Иностранные участники: Блекберн, Стейниц, де Вер, Розенталь, Винавер. Впервые в истории шахматных состязаний ничьи не переигрывались, не аннулировались, а считались, как теперь, за пол-очка. Первый приз достался Андерсену (11 из 16); Стейниц отстал на пол-очка; 3-4 места разделили Блекберн и Нейман.

  В 1871-1872 годах Стейниц добивается значительных успехов. Осенью 1871 года он берет первый приз в гандикап-турнире, выиграв все 12 партий. В 1872 году на международном турнире в Лондоне он берет первый приз в гораздо более сильном составе, снова выигрывая все партии! Второе место занимает Д. Блекберн, а третье - И. Цукерторт. В сентябре 1872 года в Лондоне состоялся матч Стейниц – Цукерторт (+7, -1, =4).

  На большом международном турнире в Вене (1873) Стейниц разделил 1-2 место с Блэкберном, а затем победил его в микро матче за первый приз. Успех в Вене был не только крупной спортивной победой Стейница, но и триумфом новых идей. Его игра казалась шахматной публике странной, загадочной. Она была лишена внешних эффектов, и поэтому ее не понимали и не принимали. Признавая его практическую силу, шахматный мир продолжал симпатизировать представителям «старого доброго стиля» Андерсену и Блекберну.

С 1873 году Стейниц вел шахматный отдел в лондонском спортивном журнале "Филд", где проработал более 9 лет. При комментировании партий Стейниц объяснял не отдельные ходы, а все течение партии, заостряя внимание на переломных моментах борьбы. По ходу примечаний, а также в теоретических заметках он выдвинул ряд идей, ставших впоследствии составной частью его учения. Стейниц показывал, как отдельные ходы противоречат (или отвечают) его представлению о ведении игры, его идеям и принципам. В качестве корреспондента "Филд" Стейниц посетил несколько крупных международных соревнований: в 1878 году - парижский турнир, в 1880 - конгресс в Висбадене и в 1881 - конгресс Германского шахматного союза в Берлине. Наиболее интересные партии этих соревнований вскоре появились в "Филд". Стейниц подверг их серьезной критике, доказывая, что игра победителей (основная критика была направлена против Блекберна и Цукерторта, выигравших берлинский турнир), основанная на романтических традициях комбинационной школы, принципиально неправильна. Привыкшие к восторженному приему, обладатели высших призов были шокированы.

В течение 10 лет, прошедших после венского турнира 1873 года до турнира в Лондоне, завершается переход Стейница от старой комбинационной игры  к  игре позиционной в духе принципов провозглашенной позднее "новой школы".

  В 1882 на международном турнире в Вене Стейниц разделил 1-2 место с Винавером, хотя главным конкурентом считался Цукерторт. Массивная приземистая фигура, решительная осанка, большое круглое лицо, приплюснутый нос, глубоко посаженные глаза, нерасчесанная всклокоченная борода - так выглядел великий мастер в 1882 году (по описаниям корреспондента журнала "British chess magazine").

  Лондонский международный турнир (1883) собрал 14 мастеров: Стейниц, Цукерторт, Блекберн, Винавер, Энглиш, Розенталь, Мэзон, Мэкензи, Чигорин, Берд, Зельман, Ноа, Джемс Мортимер и Артур Скипуорт. В турнире впервые применялись современные двойные часы. 1 место занял Цукерторт (22 из 26), 2 - Стейниц (19), 3 - Блекберн (16,5). Итог состязания ясно говорил Стейницу: восстановить подорванный в Лондоне авторитет он может только одним путем - единоборством с Цукертортом. И сразу по окончании турнира Стейниц вызывает его на матч.

 В конце 1883 года Стейниц переехал в Америку и через год ему посчастливилось с помощью новых друзей основать собственный шахматный журнал. Всей душой отдался Стейниц этому делу. Уже в январе 1885 года вышел первый номер "International chess magazine" (в 1892 закрылся из-за нехватки средств).

             Глава II. Первый чемпион мира по шахматам

  Победив в матче 1866 года своего учителя Адольфа Андерсена (+8-6), Стейниц более чем два десятилетия считался сильнейшим шахматистом мира. Он видел своим долгом принимать любой вызов и постоянно доказывать свою силу в редких турнирах и матчах... Но только в 1884-м, после того как из жизни ушел Пол Морфи, Стейниц согласился-таки сыграть официальный матч на первенство мира, - он считал кощунством выявлять сильнейшего игрока мира, пока этот гений жив.

  За выбором претендента дело не стало. Еще в 1883-м в Лондоне, уступив победу в крупнейшем турнире тех лет, Стейниц вызвал победителя, Цукерторта, на матч! Ведь тот не только выиграл соревнование и принципиальную партию у Вильгельма, он поставил под сомнение позиционные методы борьбы, которые пропагандировал в своих публикациях чемпион. Этого он никак пережить не мог.

  Начало 1880-х годов было довольно тяжелым для Стейница: из-за конфликта с лондонскими издателями, которые лишили его заработка (передав его шахматные колонки как раз Цукерторту!), он даже был вынужден эмигрировать в США. Там он практически не играл в турнирах, сосредоточившись в основном на редакторском деле: Стейниц издавал журнал “International Chess Magazine”. А также на создании прославившей его теории позиционной игры, шахматной “таблицы Менделеева”.

  В отношении Цукерторта в ту пору Стейниц был настроен весьма решительно, и настоял: победитель матча должен будет носить титул “Champion of the World”.

  Поединок должен был проходить в Нью-Йорке (до 4-х побед одного из участников), Сент-Луисе (до 3-х), а завершиться - в родном городе Морфи Новом Орлеане. Контроль времени: 2 часа на 30 ходов, а после обеденного перерыва - еще по часу на 15 ходов. Оба соперника вносили ставку по $2,000.

  Все согласились с предложением Стейница играть до 10 побед, без учета ничьих. Важно, что при счете 9:9 матч признавался закончившимся вничью, без выявления победителя. Никто не хотел рисковать титулом чемпиона из-за одной партии!

  Стейниц начал матч с яркой победы в 1-й партии, но затем последовали четыре подряд поражения, причем в 3-й и 4-й он проигрывал грубыми зевками. Для Цукерторта это был звездный час, но... он ошибочно решил, что корабль соперника дал течь и вот-вот пойдет ко дну – и ослабил хватку. Вильгельм взял себя в руки, и после того как матч переехал в Сент-Луис, захватил инициативу.

  Он выиграл 6-ю и 7-ю партии, а после первой ничьей в матче - и ключевую в нем, 9-ю, сравняв счет и окончательно подорвав веру соперника в свои силы. Эта партия, в которой Стейниц дал классический пример игры против изолированной пешки, не давала Цукерторту покоя до конца поединка: в таких позициях он обычно «выносил» всех подряд, - а тут не только не одержал победу, но и с треском проиграл партию.

  Матч переехал в Новый Орлеан, - и пошла игра в одни ворота. Цукерторт сумел в оставшихся поединках одержать всего одну победу, а Стейниц доминировал. Иоган упустил свой последний шанс в 17-й партии матча при счете 5:7, проиграв почти что выигранную позицию. Вильгельм выиграл и последующие две партии, добив в конец изнеможенного соперника и достигнув необходимых по условиям матча 10 побед.

  Пресса без особого восторга восприняла победу Стейница, считая, что Цукерторт в матче был “совсем не тот”, что три года назад в Лондоне, что было слишком много грубых ошибок и слишком уж мало красот... Что мог ответить на это первый чемпион мира? Только то, что он сумел прекрасно приспособиться к стилю игры соперника - и вызвал у эмоционального Иогана чувство безнадежности своего положения, что выразилось в череде просмотров и зевков в концовке матча.

  Спустя годы высокую оценку поединку дал Ласкер, решившему, по его словам, спор между позиционной и комбинационной школой в шахматах: “Цукерторт верил в комбинацию, он был творчески изобретателен, но почти не мог использовать эту силу, так как Стейниц, казалось, обладал даром предвидеть комбинацию задолго до ее появления, при желании препятствовать ее осуществлению. Тот совершенно не понимал, как можно выигрывать, препятствуя комбинациям. Шахматный мир не понимал тоже, что возвещали партии Стейница, как не понимал он того, что писал Вильгельм о своей новой школе”. Его учение поняли и приняли лишь в XX веке.

Глава III. Основоположник позиционной школы в шахматах

  Своё звание Стейниц впервые отстаивал в матче против М. Чигорина (1889, Гавана): характерный для Стейница финишный рывок (3.5 очка из 4) принёс ему победу: +10, -6, =1. Следующий матч на первенство мира Стейниц выиграл у И. Гунсберга с небольшим перевесом +6, -4, =9 (Нью-Йорк, 1890/91). "Гунсберг был первым, кто боролся со Стейницем его же оружием" (З. Тарраш). Тогда же (1890/91) Стейниц сыграл 2 партии по телеграфу с Чигориным: обе партии Стейниц проиграл. Второй официальный матч на первенство мира между ними (Гавана, 1892) закончился победой Стейница: +10, -8, =5.

  В 1894 Стейниц уступил звание чемпиона Эммануилу Ласкеру: +5, -10,=4. Потеряв высшее звание, Стейниц не отошёл от шахмат. Он продолжал участвовать в различных соревнованиях: турнир американских мастеров в Нью-Йорке (1894) - 1-е место, международный турнир (1897) - 1-2-е место; международный турнир в Гастингсе (1895) - 5-е место; международный турнир сильнейших шахматистов мира в Петербурге (1895/96) - 2-е место; международные турниры Нюрнберге (1896) - 6-е место, Вене (1898) - 4-е место, Кёльне (1898) - 5-е место, Лондоне (1899) - 10-е - 11-е место. Матч-реванш на первенство мира (Москва, 1896/97) закончился с ещё большим преимуществом Ласкера: +10, -2, =5. При подготовке к матч-реваншу Стейниц сыграл небольшой матч с Э. Шифферсом (Ростов-на-Дону, 1896): +6, -4, =1. В Гастингсе (1895) Стейниц сыграл свою самую знаменитую партию против К. Барделебена (чёрные). Трудная жизнь шахматного профессионала окончилась для Стейница трагически: последние годы он тяжело болел и умер в нищете.

  Стейниц вошёл в историю шахмат не только как первый шахматист своего времени, но и как основатель учения, ставшего поворотным пунктом в развитии шахматной игры. В общих чертах он изложил свою концепцию позиционной школы в работах "Современная школа и её традиции" и "Морфи и шахматная игра его времени", которые опубликовал в журнале "Интернэшонал чесс мэгэзин" (1885). Критический анализ современной игры, а также классических партий мастеров прошлого привёл Стейница к выводу, что многие комбинационные атаки удавались лишь из-за несовершенства защиты. Характерному для мастеров прошлого неустанному поиску тактических решений Стейниц противопоставлял стратегию, основанную на оценке характера позиции. Он установил, что реальная ценность фигур, их манёвренность зависит от пешечного скелета позиции, сильных и слабых полей, и на этой основе давал оценки положения и строил планы дальнейшей игры. Предпочитая полуоткрытые и особенно закрытые позиции, стратегическая характеристика которых более устойчива, Стейниц создавал положения, где комбинационный талант соперника редко находил применение.

  Исходный пункт учения Стейница - теория равновесия: при правильной игре одно положение равновесия сменяется другим, но в результате неизбежных ошибок равновесие нарушается, что позволяет одному из партнёров захватить инициативу. Владеющий инициативой обязан активно развивать её, в противном случае она перейдёт к сопернику. Если же баланс позиции нарушен в пользу соперника, атака противопоказана. Основной принцип защиты Стейниц видел в так называемой экономии сил; защищаясь, следует идти лишь на такие уступки, которые совершенно необходимы, и по возможности избегать ослаблений пешечного расположения. Если позиция лишена органических слабостей, защищаться легче, чем атаковать. То есть, согласно Стейницу, план действий диктуется самим характером позиции.

  О вкладе Стейница в теорию дебюта свидетельствуют эпонимичные названия: защита Стейница в испанской партии, варианты Стейница во французской защите и ферзевом гамбите, в венской партии, а также разработанные им многочисленные продолжения в итальянской, шотландской, русской партиях, гамбитах - королевском и Эванса, защите двух коней. Стейниц - автор гамбита названного его именем.

  Учение Стейница, знаменовавшее принципиально новый подход к шахматной борьбе, имело свои истоки: для теории сильных и слабых полей - пешечную игру Ф. Филидора, для идеи фигурного форпоста перед изолированной пешкой (использование сильного поля) - взгляды Л. Лабурдонне. Чтобы заложить основы стратегии закрытых позиций, нужно было усвоить метод игры П. Морфи в открытых позициях. Из соперников Стейница наибольшее влияние на формирование его взглядов оказал Л. Паульсен, которого Стейниц называл "одним из пионеров современной школы".

          Библиография:

Левидов М. Ю. Стейниц. Ласкер. — М.: Жургазоб'единение, 1936. — 304 с. — (Жизнь замечательных людей).

Нейштадт Я. И. Первый чемпион мира. Москва : Физкультура и спорт, 1971. 288 с. (Выдающиеся шахматисты мира).

Каспаров Г. К. Мои великие предшественники. Т. 1. От Стейница до Алехина. Москва, 2003. ISBN 5-7905-1997-0. (Отрывок из книги)

Линдер В. И., Линдер И. М. Короли шахматного мира: Жизнь и игра - сквозь призму энциклопедии. - М.: Большая Российская энциклопедия, 2001. 973 с.

Landsberger, K. William Steinitz, Chess Champion: A Biography of the Bohemian Caesar. — McFarland & Co Inc Pub, 2006.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тест по музыке для 5 класса по программе Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева по теме "Звать через прошлое к настоящему. Кантата "Александр Невский" С.С. Прокофьева

Тест предназначен для учащихся 5 классов по программе Е.Д. Критской, Г.П. Сергеевой по теме "Звать через прошлое к настоящему. Кантата "Александр Невский" С.С. Прокофьева. Кроме теста для проверки зна...

Открытый урок по теме"Авторская песня.прошлое и настоящее" Музыка 6 класс .Критская, Шмагина.

Открытый урок по теме "Авторская песня" редакция Сергеевой,Критской,6 класс. История создания авторской песни:кто такие "барды",русские певцы-сказители-"Баян",Садко.Биографии Окуджавы,Высоцкого.Песни ...

Презентация "Пою, Богу моему". Иеромонах Роман (Матюшин) - для урока музыки в 6 классе на тему: "Авторская песня: прошлое и настоящее"

«Пою, Богу моему». Иеромонах Роман (Матюшин).Янайкина Дина Михайловна – учитель музыки МБОУ ООШ № 14 г. УльяновскаПрезентация к уроку музыки в 6 классе на тему: "Авторская песня: прошлое и настоящее" ...

Конспект урока по музыке в 6 классе с использованием структур "Сингапурской системы образования" по теме "Авторская песня:прошлое и настоящее"

Коснспект урока музыки в 6 классе с использованием структур "Сингапурской системы образования" по теме "Авторская песня:прошлое и настоящее"...

Конспект урока по музыке в 6 классе по теме: "Авторская песня.Прошлое и настоящее"

Конспект составлен по программе Критской с учётом ФГОС , расписаны все планируемые результаты и УУД....

6 класс Тема: "Авторская песня: прошлое и настоящее"

6 класс Тема: "Авторская песня: прошлое и настоящее"...

Презентация на тему: "Авторская песня: прошлое и настоящее" 6 класс

Презентация на тему: "Авторская песня: прошлое и настоящее" 6 класс...