«Организация коррекционно - развивающей работы с детьми, имеющими нерезко выраженное недоразвитие речи».
материал по теме

Погорелова Лариса Юрьевна

 

Министерство образования и науки РФ Управление образования администрации г. Новочеркасска

Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 20

 

 

Министерство образования и науки РФ Управление образования администрации г. Новочеркасска

Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 20

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon seminar.doc162.91 КБ

Предварительный просмотр:

Министерство образования и науки РФ Управление образования администрации г. Новочеркасска

Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 20

План проведения семинара учителей - логопедов МОУ СОШ

Тема: «Организация коррекционно - развивающей работы с детьми, имеющими нерезко выраженное недоразвитие речи».

Цель: показать методы и приемы коррекционно развивающей работы с детьми, имеющими нерезко выраженное недоразвитие речи.

Дата проведения: 20 апреля 2006 г. Место проведения: МОУ СОШ № 20

г. Новочеркасск 2006 г.


Мероприятия

Место

проведения

Время

Ответственные

l.

Сбор участников семинара

Логопедический

кабинет

8.30-

9.00

Администрация МОУ СОШ № 20.

2.

Вступительное слово о целях и задачах семинара

9.00-

9.05

  1. Найденко        Л.П., учитель-логопед высшей категории МОУ СОШ

№6,руководитель ГМО учителей-логопедов.

  1. Кутнякова        Н.П., методист ГМК У О

3.

Визитная карточка

9.05-

9.15

Пахолка С.В., зам.директора по УВР МОУ СОШ № 20.

4.

Доклад «Организация коррекционно развивающей работы с детьми, имеющими НВОНР»

9.15-

9.30

Погорелова Л.Ю., учитель-логопед I квалификационной категории МОУ СОШ № 20

5.

Посещение урока

Каб. № 9

9.35-

10.15

Найденко Л.П., руководитель ГМО учителей-логопедов МОУ СОШ

6.

Обсуждение и анализ посещенного урока

Каб. № 9.

10.15-

10.25

Найденко Л.П., руководитель ГМО учителей-логопедов МОУ СОШ

7.

Подведение итогов работы семинара

10.25-

10.35

Найденко Л.П., руководитель ГМО учителей-логопедов МОУ СОШ


Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя образовательная школа № 20.

Организация коррекционно - развивающей работы с детьми, имеющими нерезко выраженное недоразвитие речи.

Доклад учителя-логопеда Погореловой Л.Ю. МОУ СОШ № 20.

г. Новочеркасск 2006 г.


Общее недоразвитие речи - это речевая патология, при которой отмечается стойкое отставание в формировании всех компонентов языковой системы: фонетики, лексики и грамматики. Поскольку этот дефект представляет системное нарушение, то в ходе коррекционного обучения логопед должен предусмотреть восполнение пробелов в формировании звукопроизношения, формировании фонематических процессов и навыков анализа и синтеза звукового состава слова, словарного запаса (особенно в плане семантических и структурных признаков лексического значения слова), грамматического строя и связной речи.

Общее недоразвитие речи у детей имеет разную выраженность, имеющую по классификации Р.Е. Левиной 3 уровня:

  1. уровень - отсутствие общеупотребительной речи;
  2. уровень - начало общеупотребительной речи;

TIT уровень - фразовая речь с элементами фонетико фонематического и лексико-грамматического недоразвития.

Дети с I и II уровнем развития речи в общеобразовательном учреждении обучаются редко. Как правило, у учащихся традиционных школ общее недоразвитие речи менее выражено. Обиходная речь этой категории детей достаточно развита и не имеет грубых отклонений в словарном запасе, грамматическом построении фраз и фонетическом их оформлении. Ребенок с данным уровнем речевого развития может ответить на вопросы, составить элементарный рассказ по картинке, фрагментарно пересказать прочитанное, рассказать о волнующих его событиях, т.е. построить высказывание в пределах близкой ему темы.

У детей выявляется недостаточное развитие языковых средств. У учащихся разных классов наблюдается различное соотношение степени недоразвития каждого из компонентов речевой системы.

Изучение проявлений речевых нарушений у учащихся начальных классов общеобразовательных школ показывает, что у части из них несформированность языковых средств менее выражена. Это касается как звуковой стороны речи, так и смысловой. Речь детей с НВОНР носит преимущественно ситуативный характер и имеет форму диалога. Детям с нерезко


выраженным ОНР доступны более или менее развернутые связные высказывания в пределах обиходно-бытовой тематики.

Основная задача логопеда общеобразовательной школы - предупреждение неуспеваемости, обусловленной различными нарушениями развития устной речи. Именно поэтому основное внимание логопед должен уделять учащимся начальных классов с ОНР и НВОНР. Чем раньше будет начато коррекционно развивающее обучение, тем выше будет его результат. Общую проблему при коррекционно-развивающем обучении первоклассников составляет своевременная и целенаправленная подготовка к обучению грамоте. В связи с этим главной задачей начального этапа коррекционно-развивающего обучения является нормализация звуковой стороны речи. Это означает, что у детей, имеющих НВОНР, необходимо сформировать:

  • полноценные фонематические процессы;
  • представления о звукобуквенном составе слова;
  • навыки анализа и синтеза звуко-слогового состава слова, а также скорригировать дефекты произношения (если таковые имеются).

На основании материалов обследования я составляю перспективный план работы для детей с НВОНР, включающий: состав уч-ся и краткую характеристику речевого дефекта; основное содержание и последовательность работы; примерные сроки каждого этапа.

Реализация содержания коррекционно-развивающего обучения на каждом из этапов возможна при строгом учете индивидуальных проявлений речевой неполноценности у учащихся данной группы. Выбор тем коррекционных занятий предопределен основной задачей каждого этапа.

Организация, содержание и методы коррекции НВОНР у уч-ся имеют ряд специфических особенностей. Прежде всего, здесь требуется такой подход к планированию коррекционного обучения, который бы в максимальной степени способствовал устранению речевого дефекта и общему развитию детей при максимальных затратах времени. Осуществить такой подход можно лишь, опираясь на совокупность основных закономерностей и принципов построения учебного процесса. Действительно, никакое коррекционное обучение не может быть эффективным без соблюдения общих дидактических процессов. Поэтому в своей


работе я использую наглядность, доступность, сознательность обучения и т.д., а также данные психологии, согласно которым развивающий и воспитывающий эффект может быть достигнут в процессе формирования учебной деятельности при соблюдении индивидуального подхода и ориентировки на «зону ближайшего развития ».

Таким образом, при организации коррекционного обучения детей с НВОНР        необходимо учитывать        определенные

специфические требования, обусловленные структурой и природой речевого дефекта, его первичными проявлениями и возможными последствиями.

Вся коррекционная работа с учащимися, имеющими НВОНР, делится на 3 этапа:

  1. этап - восполнение пробелов в развитии звуковой стороны речи.
  2. этап - восполнение пробелов в развитии лексико - грамматических средств языка.
  3. этап - восполнение пробелов в формировании связной речи. Итак, раскрою содержание работы II этапа, основной задачей

которого является, как уже сказано, восполнение пробелов в развитии лексического запаса и грамматического строя речи. Содержание занятий этого этапа направлено на активную работу

  • по уточнению значений имеющихся у детей слов и дальнейшее обогащение словарного запаса как путем накопления новых слов, являющихся различными частями речи, так и за счет развития умения активно пользоваться разными способами словообразования;
  • уточнению значений используемых синтаксических конструкций;
  • дальнейшее развитие и совершенствование грамматического оформления связной речи путем овладения уч-ся словосочетаниями, связью слов в предложении, моделями различных синтаксических конструкций.

На II этапе главная задача заключается в формировании у уч- ся полноценных представлений о морфемном составе слова и синонимии родного языка. В процессе работы над развитием морфологических обобщений у детей формируются умения и навыки образования слов посредством различных аффиксов и активного, адекватного использования их в целях устного общения в различных учебных ситуациях.


Кроме того, на логопедических занятиях отрабатываются умения устанавливать связи между формированием слова и его значением.

Восполнение пробелов в области лексических средств следует увязывать с отработкой предложенных различных синтаксических конструкций. В процессе развития устной речи постоянно осуществляю работу по овладению моделями различных предложений. Наиболее эффективно и углубленно провожу работу при прохождении темы: «Образование слов при помощи приставок и суффиксов», т.к. значение каждого вновь образованного посредством приставок и суффиксов слова уточняется, прежде всего, в словосочетаниях и предложениях.

Последовательность работы по восполнению лексических средств языка может быть такой:

  • практическое        овладение        навыками образования        слов при

помощи суффиксов и адекватное их употребление;

  • практическое        овладение        навыками образования        слов при

помощи приставок и адекватное их употребление;

  • понятие о родственных словах (в практическом плане);
  • понятие о предлогах и способах их использования, дифференциация предлогов и приставок;
  • практическое        овладение        навыками подбора        антонимов,

синонимов и способов их употребления;

  • понятие о многозначности слов.

Таким образом, суть логопедических упражнений сводится к подготовительной работе по формированию умений и навыков, необходимых для усвоения соответствующего программного материала и отсутствующих у детей с НВОНР.

В течение II        этапа осуществляется активная        работа по

совершенствованию навыков полноценного чтения и письма. Учащихся следует чаще упражнять в чтении:

  • различных слоговых таблиц, имеющих различные грамматические формы;
  • разных слов с одинаковыми окончаниями;
  • однокоренных слов;
  • слов, образующихся с помощью различных приставок от одного корня.

После прочтения слова обязательно сопоставить, выяснить их звукобуквенный состав, сходство и различие, значение слов.


Кроме того, я предлагаю детям выбирать из прочитанного текста слова и словосочетания в соответствии с темой занятия:

  • выбирать слова, отвечающие на вопросы: кто? что? и самостоятельно подбирать к ним слова, сочетающиеся по смыслу и отвечающие на вопросы «что делает и какой?»
  • подбирать к глаголам-синонимам подходящие по смыслу существительные (сделать, приготовить, изготовить: уроки, обед, лекарство). К прилагательным-синонимам подходящие по смыслу имена существительные.
  • вставлять в предложение наиболее подходящее по смыслу слово-действие;
  • составлять вопрос с опорой на действие.

При выполнении этих упражнений слежу за тем, чтобы ученик не ограничивался приблизительной догадкой, а точно определял значение каждого слова.

Что касается письменных работ, то основу их составляют различные задания, имеющие целью образование новых слов посредством аффиксов, составление с ними словосочетаний, предложений, текстов.

Итак, на логопедических занятиях II этапа коррекционно развивающего обучения продолжается работа над развитием связной речи. Отрабатываются различные виды высказываний, учебные диалоги, которые постепенно становятся все более развернутыми. Особое внимание стараюсь уделять формированию у детей способности к доказательствам, рассуждениям. Это имеет большое значение как для осуществления        продуктивной

деятельности ребенка, так и для предупреждения функциональной неграмотности, т.е. предупреждения дисграфии и дислексии.

Таким образом, по истечении II этапа        коррекционно

развивающего обучения учащиеся должны уметь:

* ориентироваться в морфемном составе слова, т.е. определять посредством каких частей слова, стоящих перед или после общей части родственных слов, образуются новые слова и как изменяется при этом их значение;

  • активно пользоваться различными        способами

словообразования;

  • правильно использовать новые слова в        предложениях

различных синтаксических конструкций (т.е. устанавливать связь между формой и значением);


■ передавать суть выполняемых упражнений, последовательно производимых умственных действий в развернутом высказывании.

Иными словами, к концу II этапа коррекционного обучения у детей должны быть заложены основы лексической системности - усвоение смысловых связей слов, сначала значительно отличающихся друг от друга по семантики, позже - между словами семантически близкими, отличающимися одним дифсемантическим признаком.

В процессе реализации содержания II этапа логопедических занятий у детей с НВОНР формируются умения и навыки полноценной речевой деятельности, в частности - построения и свободного продуцирования связного учебного высказывания (типа доказательства, рассуждения).


Литература :

  1. А.В. Ястребова «Преодоление общего недоразвития речи у учащихся начальных классов общеобразовательных учреждений».
  2. J1.H. Ефименкова, Г.Г. Мисаренко «Организация и методы коррекционной работы логопеда на школьном логопункте».
  3. Л.Г. Кобзарева, М.П. Резунова, Г.И. Юшина «Система упражнений по коррекции письма и чтения детей с ОНР».
  4. А.В. Чиркина «Основы логопедической работы с детьми».
  5. B.C. Кукушин «Логопедия в школе».
  6. Н.В. Новоторцева «Развитие речи детей».


Приложение

Ф.И.О.

класс

каб.

Тема

Форма урока

Цель

1.

Погорелова Лариса Юрьевна

2

9

Морфологический состав слова. Суффиксальный способ

образования слов. II этап.

Закрепление.

  1. Совершенствование навыков:
  • грамматического строя;
  • практического употребления суффиксов -ник-чик-щик- тель-;
  • чтения;
  • письма;
  1. Способствовать формированию памяти, внимания, мышления.
  2. Предупреждение дисграфии и дислексии.

IY. Активизация словаря по теме: «Профессии».

Y. Воспитание доброжелательного отношения к труду взрослых.


План проведения урока Тема :

«Морфологический состав слова. Суффиксальный способ образования слов. 2 этап.»

Цель :

  1. Совершенствование навыков :
  • грамматического строя;
  • практического употребления суффиксов -ник- чик- щик- тель-
  • чтения ;
  • письма ;
  1. Способствовать формированию памяти, внимания, мышления.
  2. Предупреждение дисграфии и дислексии.
  3. Активизация словаря по теме: «Профессии».
  4. Воспитание доброжелательного отношения к труду взрослых. Оборудование :

Демонстрационный материал, раздаточный материал

(индивидуальные карточки, тексты).

Ход урока :

  1. Организационный момент.
  2. Назовите человека, который...

дрессирует зверей, ходит в разведку, ремонтирует часы, вставляет стекла, водит самолеты, учит детей, пишет книги, воспитывает в детском саду.

  1. Игра «Слоги рассыпались»

мен- ка- щик, сов- щик - ча, щик - коль- сте, тель - у- чи, са- тель- пи. Записать полученные слова.

  1. Работа        с карточками.

Прочитайте слова. Выпишите слова с суффиксом -чик- в первый столбик, с суффиксом -ник- во второй, с суффиксом -щик- в третий. Обозначьте суффиксы.

Печник, стекольщик, носильщик, охотник, пожарник, возчик, грузчик, точильщик, проводник, рассказчик, водник, лесник, настройщик, садовник, наладчик, дворник, сапожник, объездчик.

Скажите от каких слов эти слова образованы.

  1. Физминутка.


  1. «Найдите лишнее слово». Объясните по какой причине.

Объездчик        Фонарщик

Прокатчик        Танцовщик

Грузчик        Ящик

Ключик        Прицепщик

  1. «Закончи предложения с помощью картинок»

Пилит дрова... Режет стекла... Тушит пожар... Учит детей...

  1. Разгадывание кроссворда.
  2. «Подбери слово по схеме».
  3. Игра «Строим новый дом». Расставить картинки в такой последовательности, в какой происходит строительство дома. Составить рассказ по серии картинок, используя слова- названия профессий.

Слова для справок: сварщик, экскаваторщик, монтажник, маляр, стекольщик, электромонтер.

  1. Итог урока.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Опыт организации коррекционно-развивающей работы с детьми с нарушениями зрения и задержкой речевого развития

Опыт организации коррекционно-развивающей работы с детьми с нарушениями зрения и задержкой речевого развития...

Организация коррекционно-развивающей работы с детьми ОВЗ в группе по коррекции нарушений устной и письменной речи.

I.  Водная часть.1.   Инклюзия - современная стратегия специального образования2.   Дети с ОВЗ (ограниченными возможностями здоровья) II. Основная часть .1.  Г...

Особенности организации коррекционно-развивающей работы с детьми с интеллектуальной недостаточностью в условиях детского дома

Выступление на Всероссийской научно-практической конференции с международным участием "Образование лиц с проблемами  интеллектуального развития: истоки и современность" с докладом на тему "Особен...

Использование компьютерных интерактивных игр в коррекционно-развивающей работе с детьми, имеющими аутистическую симптоматику.

В настоящее время практически в каждом дошкольном образовательном учреждении встречаются дети, имеющие аутистическую  симптоматику....

Использование информационно-коммуникационных технологий в коррекционно-развивающей работе с детьми, имеющими нарушения речи

Чтобы заинтересовать детей  сделать обучение осознанным, нужны нестандартные подходы, индивидуальные программы развития, новые технологии. Процесс подачи материала на логопедическом занятии долже...