Изучение декоративно – прикладного искусства с детьми. Рисование, изготовление куклы.
учебно-методический материал по теме

Лесун Анастасия Александровна

В статье рассказывается, как декоративно - прикладное исккусство влияет на развитие детей, на примере куклы, изготовленной своими руками.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon dpi_-_kukla.doc41 КБ

Предварительный просмотр:

Изучение декоративно – прикладного искусства с детьми.

Рисование, изготовление куклы.

В современном мире растет интерес к традиционным формам культуры -  художественным народным промыслам,  национальным видам спорта, фольклору, самодеятельному творчеству, народной медицине и педагогике, праздникам и ритуалам, этикету, кулинарии. Познавая их, человек глубже проникает в духовные истоки культуры, учится бережно относиться к самобытности народа.

Устойчивость, повторяемость, закрепление в обычаях - все это сделало традицию средством передачи культуры народа. Традиции функционируют во всех социальных системах и являются необходимым условием их жизнедеятельности. Плохое отношение к традициям приводит к нарушению преемственности в развитии общества и культуры, к утрате ценных достижений человечества.

Идея изготовления кукол появилась еще в древнее века. На Руси дети обворачивали кусочки веток лоскутками ткани, лыком, травой, из пакли делали «волосы» - получалась кукла. Игрушка эта была достаточно примитивной, но техника изготовления постепенно усложнялась.

Куклы сопровождают нас всю жизнь. В детстве это игрушки, посещение кукольных спектаклей.  Куклы развлекают, поучают, воспитывают. В жизни взрослого человека куклам тоже отведено значительное место: они украшают дом, служат объектом коллекционирования, хорошим подарком. А уж если кукла сделана своими руками, ценность и значимость такого подарка неизмеримо возрастает.

Детям важно давать патриотические уроки, которые прививают любовь к Родине и народным истокам, чтобы они осознавали эту жизненно-важную потребность. Этот урок  оказывал содействие в развитие в каждом ребенке способности к гуманности, к пониманию, к сопереживанию, сочувствию, бескорыстному стремлению к добру и красоте, любви к родной Земле: стремление человека жить в гармонии с окружающим Миром, умение видеть и понимать Прекрасное.

Искусство несет в себе богатый и удивительный духовный мир. Именно воспитание эмоций, чуткости, доброты сможет разбудить в каждом духовное начало. Каждый ребенок вкладывает в свое произведение восторг, очарование, глубину чувств, своё отношение к тому, что видит, что чувствует, что хочет передать. Его тонкое восприятие мира способно найти яркий художественный образ. Развитию духовности ребенка поможет не только знакомство с культурой славянского народа, которое имеет глубокий социальный смысл, но и дальнейшее изучение Мировой культуры и искусства.

Каждый ребенок создаёт свой маленький шедевр. Следовательно, в каждом есть те потенциальные художественные способности, которые при развитии и единении с духовной, нравственной и художественной культурой, могут реализоваться в жизни и профессиональном творчестве. Важно открыть этот потенциал способностей, найти тот художественный стержень личности, который есть в каждом человеке. И если в дальнейшем у подростка останется устойчивый интерес, работоспособность, стремление к творчеству, то в нем можно открыть графика или живописца, скульптора или керамиста, архитектора или дизайнера и т.д.

Особенность таких уроков, связанных с культурным наследием своего народа,  заключается в раскрытии перед обучаемыми социальной роли изобразительного, декоративно-прикладного и народного искусства. Всё это формирует у детей  устойчивую систематическую потребность к саморазвитию и самосовершенствованию в процессе общения со сверстниками, в тяге к искусству, истории, культуре, традициям.

Всюду, где селится и живет человек, от суровых заснеженных арктических просторов до знойных безводных песков пустынь, кукла — неизменный его спутник. Она проста, но в этой простоте таится великая загадка.

Кукла не рождается сама: ее создает человек. Она обретает жизнь при помощи воображения и воли своего создателя. Являясь частью культуры всего человечества, кукла сохраняет в своем образе самобытность и характерные черты создающего ее народа.

Полки современных магазинов радуют взор нескончаемым совершенством разнообразной кукольной продукции. Такими куклами любуются, украшают интерьеры квартир, их коллекционируют. Но самой любимой куклой всегда будет только та, которая сделана своими руками, оживлена собственной вдохновенной фантазией. Пусть в ней не будет безукоризненно симметричных линий и четко вырисованных черт многократно тиражированного лица, но зато в ней будет что-то такое, от чего теплеет взгляд и нежной волной наполняется сердце. В этом творении рук человеческих чувствуется то, что называется душой.

Народная культура во все времена была национальной культурой, ее исторической основой. Только уважая память своих предков, уважают и память своего народа.

Важными знаниями обогащаются дети, изучая декоративно – прикладное искусство. Поэтому и я на своих уроках изучаю с воспитанниками раздел, посвященный этой теме.

Народное искусство способствует глубокому воздействию на мир ребенка, обладает нравственной, эстетической, познавательной ценностью, воплощает в себе исторический опыт многих поколений. Народное искусство в силу своей специфики, заключающейся в образно-эмоциональном отражении мира, оказывает сильное воздействие на детей.

Декоративно-прикладное искусство является одним из факторов гармонического развития личности. Посредством общения с народным искусством происходит обогащение души ребенка, прививается любовь к своему краю. Народное искусство хранит и передает новым поколениям национальные традиции и выработанные народом формы эстетического отношения к миру.

Полюбив то, что его окружает, ребенок лучше поймет и оценит то, что присуще всему народному искусству, что объединяет все виды, увидит то, что отличает их друг от друга в зависимости от природных условий, занятий местных жителей, их вкусов. Такие уроки обогащают детей, воспитывают гордость за свой народ, поддерживают интерес к его истории и культуре.

Познавая красоту народного творчества, ребенок испытывает положительные эмоции, на основе которых возникают более глубокие чувства: радости, восхищения, восторга. Образуются образные представления, мышления, воображения. Все это вызывает у детей стремление передать воспринятую красоту, запечатлеть то, что им понравились, у них пробуждается и развивается  созидательная активность, формируются эстетические чувства и художественный вкус, эстетическая оценка. У детей формируются разнообразные способности – как художественные, так и интеллектуальные.

Занятия, знакомящие детей с искусством,  связаны с жизнью, систематичны и последовательны, требуют индивидуального подхода в обучении и художественном развитии детей, наглядности. Современная педагогическая деятельность предъявляет новые требования к воспитанию: не подавляя авторитарно ребенка, его волю, воспитывать самостоятельную личность, учитывая и разумно направлять потребность и интересы ребенка, стремиться понимать его внутренний мир.

Народное творчество – источник чистый и вечный. Он благотворно влияет на детей, развивает их творчество, вооружает знаниями, «несет детям красоту». Это идет от души, а душа народная добра и красива. Знакомя детей с изделиями народных промыслов, я приобщаю детей к родной культуре, помогаю им войти в мир прекрасного, учу видеть и чувствовать неповторимые сочетания красок природы, пробуждаю потребность любить и радоваться жизни.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад«Изучение декоративно-прикладного искусства на уроках изобразительного искусства»

Изучение декоративно-прикладного искусства на уроках изобразительного искусства...

Коррекционная программа для 6-8 классов Развитие осязания и мелкой моторики через изучение декоративно-прикладного искусства на основе вязания крючком

Цель коррекционной программы «Развитие осязания и мелкой моторики через изучение декоративно-прикладного искусства на основе вязания крючком» – формирование у детей с нарушением зрения умений и н...

«Использование проектных технологий в изучении декоративно-прикладного искусства»

Выступление на курсах повышении квалификации. Приволжский межрегиональный центр повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования Института психологии и образования ФГАОУ...

Программа кружковой работы "Изучение декоративно-прикладного искусства на примере деревянного зодчества. Макетирование"

Программа  кружковой работы "Изучение декоративно-прикладного искусства на примере деревянного зодчества. Макетирование" расчитана на самый широкий круг читателей не только из числа учителей...

Открытый урок по ИЗО в 5 классе "Ты сам-мастер декоративно-прикладного искусства. Изготовление тряпичной куклы-берегини Столбушка"

    Эти куклы без лица, как и другие изделия  декоративных народных ремесел, по словам русского академика  С.Д. Лихачева  «… представляют собой индивидуаль...

Презентация "Тряпичная кукла" к уроку ИЗО в 5 классе "Ты сам-мастер декоративно-прикладного искусства. Изготовление тряпичной куклы-берегини Столбушка"

      Презентация содержит материал к открытому уроку ИЗО в 5 классе "Ты сам-мастер декоративно-прикладного искусства. Изготовление тряпичной  куклы-берегини  Стол...