Программа дополнительного образования детей по обучению грамоте.
рабочая программа на тему

Терешкевич Оксана Валерьевна

Программа предназначена для дошкольников.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon gramota.doc108 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ                                                  ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ

ДОМ ДЕТСТВА И ЮНОШЕСТВА «ПЛАНЕТА ДЕТСТВА»

г. АЛЕКСАНДРОВ ВЛАДИМИРСКОЙ ОБЛАСТИ

ПРОГРАММА

 дополнительного образования ДОШКОЛЬНИКОВ

 по 

ОБУЧЕНИЮ ГРАМОТЕ

/ модифицированная/

Срок реализации: 3 года

Возраст детей: 4,5-7 лет

Составил педагог

 дополнительного образования

 высшей квалификационной категории,

руководитель студии раннего развития для дошкольников«Почемучки»

 Терешкевич Оксана Валерьевна

Пояснительная записка

                             Дошкольный возраст  – это наиболее благоприятный возраст для развития и обучения ребёнка.  Это обусловлено ускоренным развитием необходимых для данного периода психофизиологических функций. Ребёнка отличает острота и свежесть восприятия, любознательность и яркость воображения. Важное место занимает  развитие мышления и процесс развития речевого восприятия. Конечно, важно развивать не только речь, но и способность слушать и слышать, понимать различие между буквами и звуками, умение пересказывать и самому составлять рассказы. У многих детей проявляется ранний интерес к обучению грамоте и формируются предпосылки для этого. Данная программа призвана решить проблему правильного раннего обучения грамоте. В основе  лежит авторская  Программа дополнительного образования детей по обучению чтению с использованием методики «Грамотейка» логопеда, кандидата педагогических наук Надежды Сергеевны Жуковой. Её программа  сочетает в себе традиционные и оригинальные логопедические принципы обучения грамоте.

Применение звукобуквенного принципа помогает детям быстрее познакомится и научиться различать звуки и буквы русского алфавита. Знакомству с буквой предшествует большая работа со звуком. Для того чтобы научиться читать, ребенку нужно сделать два важных открытия: сначала обнаружить, что речь «строится» из звуков, а потом открыть отношения звука и буквы. Звуковой анализ слова ребенок может с помощью интонационного подчеркивания, последовательного протягивания звуков в произносимом слове (ДДДОМ, ДОООМ, ДОМММ). Главная задача всей работы – сделать для ребенка слово, его звуковую оболочку не только ощутимой, но и привлекательной, интересной. Когда дети в игровом, звукоподражательном действии научатся протягивать, усиливать, выделять отдельные звуки в словах, различать гласные и согласные, твердые и мягкие согласные, ставится новая задача запомнить знак, которым записывается на письме данный звук. Для более легкого запоминания букв их можно конструировать из палочек, лепить из пластилина, рисовать их на листе бумаги, штриховать, обводить образец буквы и т.д.

                       Особенностью курса является использование  и слогового принципа русской графики. Слог выступает единицей письма, в котором написание (чтение) гласной и согласной букв взаимообусловлено  и представляет цельный графический элемент.

 Принцип индивидуальности .Обучение чтению предполагает научить детей читать на уровне индивидуальных возможностей каждого ребёнка. В то же время проводится и целенаправленная работа по обогащению, активизации речи, пополнению словарного запаса, совершенствованию звуковой культуры, уточнению значений слов и словосочетаний, развитию диалогической речи. Развиваются чувствительность к смысловой стороне языка, речевой слух, формируется правильное  звуко- и слово-произношение. Дети учатся правильно составлять предложения, составлять рассказы по картинке, по данному началу, грамотно формулировать ответы на вопросы и т.д. В результате этих упражнений ребенок учится переносить сформированные речевые навыки на новый материал, умению пользоваться ими в самостоятельной речи. Навыки самостоятельных связных рассказов формируются в течение довольно длительного времени и требуют терпения, настойчивости, внимания и такта со стороны взрослого. Очень важно следить за тем, чтобы самостоятельные высказывания ребенка были логичные, последовательные и грамматически правильные.

Принцип доступности. Совершенствование навыков чтения, формирование языкового чутья происходит в играх различной сложности и направленности. С помощью игр со звуками и буквами поддерживается стойкий интерес к занятиям и желание узнавать новое. Игра в дошкольном возрасте является ведущей деятельностью и обучающей средой, поэтому использование игровых технологий положительно влияет на процесс обучения грамоте.

                         Программа предназначена для детей дошкольного возраста, которые начинают обучение с 4,5 лет в учреждениях дополнительного образования. Занятия по развитию речи осуществляется 1 раз в неделю для начинающих по 15-20 минут, для детей 5-6-летнего возраста 20-25 минут, для старших дошкольников 25-30 минут. Общее годовое количество часов – 36.

Цель программы – научить детей грамоте и печатному письму.

Задачи

Развивающие:

  • Развивать желание читать;
  • Развивать потребность в грамотности;
  • Развивать фонематический слух и умение печатать буквы.

Обучающие:

  • Познакомить с терминами (звук, буква, слог, предложение, ударение);
  • Тренировать навык беглого чтения;
  • Прививать любовь к книге;
  • Обогащать словарный запас и развивать речь;
  • Научить ориентироваться на странице в тетради;
  • Ознакомить с правилами посадки за партой, владением письменными принадлежностями.

Воспитательные:

  • Воспитывать любовь и уважение к книге;
  • Воспитывать аккуратность, трудолюбие и старательность.

 Предполагаемые результаты

  • Уметь чисто и правильно произносить все звуки родного языка;
  • Упражняться в правильном звукопроизношении в процессе повседневного общения;
  • Уметь различать понятия «звук», и «буква». ( различать гласные-согласные звуки, твёрдые- мягкие звуки, звонкие-глухие звуки);
  • Знать все буквы русского алфавита, уметь передавать их графически на доске
  • Осуществлять звуковой анализ слова, используя различные средства (схема состава слова, интонационное выделение звуков в слове);
  • Определять место звука в слове;
  • Давать характеристику звуку (гласный - согласный, твёрдый мягкий, звонкий - глухой), доказывая свой ответ грамотным научным языком
  • Правильно и плавно читать по слогам с постепенным переходом к чтению целыми словами;
  • Уметь делить слова на слоги и производить звуковой анализ слова;
  • Уметь выделять ударный слог и ударный гласный звук в слове;
  • Понимать и использовать в речи термин, предложение, составлять предложение из 3-4 слов, делить предложении на слова, называя их по порядку, определять интонационно предложение и завершать его . !  ? знаками
  • Уметь работать в тетради в клетку, соблюдая все требования печатного письма
  • Уметь правильно использовать грамматические формы для точного выражения мыслей
  • Замечать грамматические ошибки в речи сверстников и исправлять их
  • Уметь образовывать слова, пользуясь суффиксами, приставками, соединением слов
  • Придумывать предложения с заданным количеством слов, вычленять количество и последовательность слов в предложении
  • Правильно согласовывать слова в предложении употреблять предлоги, пользоваться несклоняемыми существительными
  • Читая стихи, пересказывая литературные произведения, пользоваться средствами интонационной выразительности (темп, ритм, логическое ударение).

Структура образовательной деятельности:

  1. Артикуляционная гимнастика
  2. Фронтальная работа с азбукой
  3. Элементы игры или словесные игры
  4. Физкультминутка
  5. Индивидуальная работа детей с разрезными буквами
  6. Итоги

               

                  Учебно-тематический план /1 год обучения

                                           Тема раздела

Количество часов.

   1. “Мир слов, окружающих нас” (знакомство с понятиями: звук, слово,  слог, предложение, речь).


   2. “Поющие гномики” (знакомства с гласными звуками).


   3. “Чудесные превращения” (обучение звуковому анализу слова).


   4. “Готовим руку к письму”.


   5. “Учимся играть” (дидактические игры, кроссворды, ребусы).


   6. “В библиотеке”.


   

 5



6


7



12



2


4



                                                                                                     

                                                                                                         Итого: 36 часов

Содержание образовательной программы / 1 год обучения

  1. Устная речь. Письменная речь.
  2. Предложение и слово.
  3. Слог. Ударение.
  4. Звуки речи.
  5. Знакомство с буквами.
  6. Гласные звуки.
  7. Звук а.
  8. Звук о.
  9. Звук у.
  10. Звук ы.
  11. Звук и.
  12. Йотированные гласные.
  13. Согласные звуки.
  14. Твёрдые -мягкие согласные звуки.
  15. Звонкие-глухие согласные звуки.
  16. Место звука в слове.
  17. -19 Звуковой анализ слов.

20 Знакомство с тетрадью

21-23. Штриховка

24-26. Раскрашивание по контуру.

27-28 Работа с трафаретом т шаблоном.

29-30. Графические упражнения в тетради.

31. Лексические игры и упражнения.

32. Дидактические игры. Ребусы. Кроссворды.

33-36. Экскурсионная программа в библиотеку.

                                                                                       

                   

                           Учебно-тематический план /2 год обучения

                                       Тема раздела

Количес-тво часов.

   

   1. “33 богатыря” (звукобуквенный этап)


      1-й раздел (_гласные_ а, у, о, э, ы; _согласные_ м, с. х, р, л, н,

      к, т, п, з, г, в, д, б, ф, ц);


      2-й раздел (_гласные йотированные:_ и, е, е, я, ю;

      согласный: й_;

      шипящие: ш, щ, ч, ж;_ букв _ь, ъ)


   2. “Учимся писать” (печатание)


 

   3. «Как хорошо уметь читать»


 








33






3




                                                                                                                      Итого: 36 часов

             Содержание образовательной программы / 2-ой год обучения

 1 Речь письменная и устная. Звуки речи. Слова, слоги. Гласные звуки IаI, IуI; буквы А, а, У, у.

2  Гласные и согласные звуки. Гласный звук IоI, буквы О,о.

3. Согласные звуки IмI, IмI; буквы М. Деление слов на слоги, определение слогов в словах.

4  Учимся соединять буквы. Чтение слогов. Согласные звуки IсI , IсI; буквы С, с. Учить называть слова с заданным слогом.

5 Закрепление букв А. О, У, М, С. Чтение и составление слогов по разрезной азбуке. Предложение. Деление предложения на слова. Выкладывание слов: сам, сама.

6 Согласные звуки IхI, IхI; буквы Х, х. Чтение слогов и слов. Звуковой анализ слова: МУХА. Составление предложений со словом СУХО

7 Согласные звуки IрI, IрI; буквы Р, р. Заглавные  буквы, слова с этими буквами.

8 Согласный звук IшI, всегда твердый ; буквы Ш, ш. Составление предложений из трех слов.

9 Гласный звук IыI; буква ы. В русском языке нет слов,  которые начинаются на Ы. Звуковой анализ слов МИШКА,  МЫШКА.

10 Согласные звуки IлI, IлI; буквы Л, л. Точка. Схема предложений. Точка. Учить отвечать на вопросы по прочитанному тексту.

11 Согласные звуки IнI, IнI; буквы Н, н. Звуковой анализ слов. Ударный слог. Учить отвечать на вопросы по прочитанному тексту.

12 Согласные звуки IкI, IкI; буквы К, к. Закрепление написания больших букв в именах, начале предложений. Учить вычленять словесное ударение, определять его место в словах.

13 Согласные звуки IтI, IтI; буквы Т, т. Закрепить умение называть слова с заданным звуком и буквой, вычленять словесное ударение, определять его место в словах.

14 Гласный звук IиI; буквы И, и. Звуковой анализ слогов МЫ-МИ, РЫ-РИ, СЫ-СИ, ТЫ-ТИ. Учить составлять предложения со словом И.

15 Согласные звуки IпI, IпI; буквы П,п. Учить отвечать на вопросы по прочитанному тексту. Пересказ прочитанного текста.

16 Согласные звуки звонкие и глухие. Согласные звуки IзI, Iз I; буквы З, з. Закрепить умение называть слова с заданным звуком и буквой, вычленять словесное ударение, определять его место в словах. Омонимы (Слова звучат одинаково, но смысл разный).

17 Согласный звук IйI; буквы Й, й. Совершенствовать навыки чтения. Учить придумывать слова по заданной звуковой модели.

18 Согласные звуки IгI, IгI; буквы Г, г. Работа с предложением. Вопросительные предложения. Учить отвечать на вопросы по прочитанному тексту.

19 Согласные звуки IвI, IвI; буквы В, в. Вопросительные предложения. Пересказ прочитанного.

20 Согласные звуки IдI, IдI; буквы Д, Сопоставление звуков и букв Д-Т. Закрепление понятий слог, слово, предложение.

21 Согласные звуки IбI, IбI; буквы Б, б. Сопоставление звуков и букв Б-П.

22 Согласный звук IжI; буквы Ж, ж. Сопоставление звуков и букв . Познакомить с правилом написания сочетания – ЖИ.

23 Буквы Е, е. Звуковой анализ слов с буквой Е. Пересказ прочитанного текста.

24 Буква Ь. Буква Ь - показатель мягкости в конце слога или слова.

Работа с разрезной азбукой: ЕЛ-ЕЛЬ,УГОЛ-УГОЛЬ. Учить называть слова. определенной структуры

25 Буквы Я, я. Звуковой анализ слов с буквой Я. Анализ слогов  с буквой  Я: МА-МЯ, ЛА-ЛЯ, БА-БЯ. Пересказ прочитанного текста.

26Буквы Ю, ю. Анализ слогов с буквой Ю: ТУ-ТЮ,  СУ-СЮ, ДУ-ДЮ.

27 Буквы Ё, ё. Развитие речи. Звуковой анализ слов с буквой Е. Сопоставление букв Е-Е. Закрепить умение составлять предложения с заданным количеством слов.

28 Мягкий согласный звук IчI; буквы Ч, ч. Звуковой анализ слов. Закрепить знания о словоразличительной роли букв в слове.

29 Гласный звук IэI; буквы Э, э. Закрепить умение составлять предложения с предлогами (в, на. за и др.).

30 Согласный звук IцI; буквы Ц, ц.

31 Согласные звуки IфI, IфI; буквы Ф, ф.

32 Согласный звук IщI; буквы Щ, щ

33 Буква Ъ. Буква Ъ – показатель твердости. Алфавит

34-36.Игра «Как хорошо уметь читать»

 

                             Учебно – тематический план / 3-ий год обучения

                                           Тема раздела

Количество часов.

   1. «Играем и учимся»



   2. «Умные пальчики»



   3. “Говори красиво и правильно»



   4. “ Читаем сами»



   5. “Книжкины именины»


   

 4



12



10



6



4



                                                                                                  Итого: 36 часов

        

              Содержание образовательной программы / 3-ий год обучения

   1-4. Развивающие игры. Ребусы. Кроссворды. Лексические упражнения.

   5-8. Упражнение в раскрашивание мелких изображений.

   9-12.Работа с трафаретами и контурами.

   13. Графические упражнения.

   14-16. Графический диктант.

  1. Понятие о тексте ( главная мысль, кульминация)
  2.  Предложение (вопросительные, восклицательные, повествовательные)
  3. Слово как единица речи.
  4.  Деление слов на слоги. Ударный – безударный слог.
  5. Слово-предмет. Одушевлённые-неодушевлённые предметы.
  6. Слово-признак. Согласование с существительными.
  7. Слово-действие. Время действия.
  8. Слова-наоборот.
  9. Слова. Понятие «один»- «много».
  10.  Предлоги.
  11. -32. Чтение сказок, стихов и произведений детской литературы (серия книг «Читаем сами»)

33-34. Игра-путешествие «Книжкины именины»

Условия реализации программы

Программа обучения грамоте реализуется в учебной и игровой деятельности. Возрастные особенности дошкольников обязывают проводить занятия в игровой форме, что способствует лучшему усвоению материала. Кроме того широко используются игровые ситуации, сказочные персонажи, сюрпризные момент. Занятия строятся как путешествие, экскурсия, викторины. Для снятия напряжения применяются физкультминутки и малоподвижные игры.

Используются на занятиях следующие игровые упражнения, игры и задания

  1. «Кто внимательный?»                                  
  2. «Кто больше»
  3. «Тим – Том»
  4. «Слоговое лото»
  5. «Дополни слог, слово»
  6. «Перевёртыши»
  7. «Узнай звук»
  8. «Слоговой аукцион»
  9. «Найди слово в слове»
  10. «Третий лишний»
  11. «Напиши кружочками»
  12. «Слушай хлопки»
  13. «Что общего»
  14. «Бывает – не бывает»
  15. «Хорошо – плохо»
  16. «Скажи кто, что это?»
  17. «Скажи кто так?»
  18. «Что к чему?»
  19. «Кто так говорит, делает?»
  20. «Что общего?»
  21. «Назови одним словом»
  22. «Волшебный мешочек»
  23. «Крылатое слово»
  24. «Один – много»
  25. «Пишущая машинка»
  26. «Звуковая цепочка»
  27. «Чего не стало»
  28. «Раздели по группам»
  29. «Рифмы»
  30. «Чей голосок?»
  31. «Подбери пару»
  32. «Кто что подарил?»
  33. «Наоборот»
  34. «Сигнальщики»
  35. «Рассыпанное слово»
  36. «Узнай по описанию»
  37. «Подбери слово»
  38. «Синий – зелёный»
  39. «Расшифруй слово»
  40. «Повтори, не ошибись!»
  41. «Кто где живёт»
  42. «Заколдованные слова»
  43. «Найди букву»
  44. «Кто как двигается?»
  45. «Назови ласково»
  46. «Измени слово»
  47. «1-3-5»
  48. «Придумай слово»
  49. «Доскажи словечко»
  50. «Звук заблудился»
  51. «Закончи слово, предложение»
  52. «Анаграммы»
  53. «Времена года»
  54. «Дни недели»

Игровые занятия привлекают детей, вызывают у них интерес и активность, помогает преодолеть различные затруднения, организуют и повышают их самостоятельность. Таким образом, поставленная учебная задача в игровой форме становится для детей более близкой и понятной, а результат эффективнее.

Критерии достижения цели программы

  1. системность диагностики познавательного роста обучающихся в области их грамотности;
  2. изучение личного роста (нравственная воспитанность, приоритет духовных ценностей, способность проявлять чувства – сопереживание, негодование и т.д.);
  3. система оценки обученности детей и система контроля за знаниями и умениями.(графические отметки успеха – неуспеха, символы победы, отличия в проводимом конкурсе, викторине – флаг, цветок, игрушка);
  4. эффективность обучения по программе. Обретение высокого уровня освоения содержания программы (овладение навыком чтения и письма, владение грамматическим строем речи, развитой диалогической и монологической речью, знакомство со средством выразительности);
  5. повышение уровня воспитанности;
  6. интерес к занятиям, чтению, книге и грамотному письму;
  7. мотивация на дальнейшее обучение.

Механизм определения результативности программы

  1. тестирование детей с целью выявления интересов к изучению грамоты родного языка, определение направленности способностей к различным видам речевого искусства;
  2. диагностирование детей по выявлению уровня сформированности общих и специализированных умений и навыков
  3. организация практической деятельности с учётом программного содержания каждого года обучения и индивидуальных особенностей учащихся
  4. оценивание полученных знаний (в форме опроса, игры, викторины конкурса)
  5. анкетирование родителей и педагога с целью исследования динамики роста ребёнка заинтересованности к изучаемой дисциплине, изменений объёма зун в данной области научных знаний и определении позиции участия учащегося в различных внеклассных мероприятиях по различным темам («Брейн –Ринг, «КВН», «Путешествие по сказкам»)

Уровни усвоения программы

Низкийребёнок затрудняется в ответах на вопросы по программному содержанию. Пользуется помощью взрослого. Словарный запас беден. Допускает грамматические ошибки в звукопроизношении. Речь невыразительна. Допускает ошибки при звуковом анализе слов и делении на слоги. Затрудняется в определении ударения. Путается в понятиях: слог, звук, буква. Не знает точного названия букв. Не владеет навыком чтения. Быстро утомляется, поэтому работа в тетради недостаточна.

Средний – в рассказе ребёнок допускает пропуски, логические ошибки, но исправляет их сам при помощи взрослых или сверстников. Проявляет интерес к речевому общению, но недостаточно активен в нём. В построении предложений не затрудняется, грамматические ошибки редки. Речь чистая, правильная; ребёнок может испытывать затруднения в произношении отдельных звуков. Путается в понятиях Владеет навыком чтения по складам.

Высокий ребёнок владеет речевыми умениями, активен и самостоятелен. Речь чистая, грамматически правильная, выразительная. Владеет всеми средствами звукового анализа слов, определяет характеристики звуков слове (гласный – согласный, твёрдый – мягкий, ударный – безударный, место звука в слове). В общении инициативен – задаёт вопросы, делится впечатлениями, привлекает к общению детей. Замечает речевые ошибки детей, исправляет их. Имеет богатый словарный запас. Безошибочно пользуется обобщающими понятиями. Владеет навыком беглого чтения.

Работа с родителями

Работа с родителями позволяет лучше узнать потребности в приобретаемых знаниях, улучшает общую атмосферу отношений сотрудничества в системе «родитель – педагог», повышает рефлексию педагога.

Формы работы с родителями

  1. ознакомление родителей с учебно–образовательной программой, содержанием и её эффективностью

  1. проведение родительских собраний «Как приучить детей читать», «Волшебные звуки», «Будем грамотны», «В мир сказок»

  1. проведение практикумов «Как научиться правильно писать», «Ручка и карандаш – мои помощники», «Развиваем моторику рук»

  1. консультационная работа – индивидуальная, групповая. Беседа с родителями об успехах их детей

  1. проведение открытых занятий и воспитательных мероприятий с привлечением родителей

  1. разработка памяток для родителей «Как выполнить домашнее задание», «Звукобуквенный анализ слова», «Как составить рассказ по картинке» и т.п.

  1. анкетирование родителей с целью познания особенностей ребёнка и его особенностей

Техническое оснащение занятий

  1. подвижная азбука (наборное полотно с буквами)
  2. магнитная азбука (демонстрационная)
  3. касса букв и слогов (раздаточный материал)
  4. индивидуальные планшеты с клеточным пространством, маркеры, тряпочки
  5. карточки для совершенствования техники чтения с рисунком на одной стороне и названием этого предмета на другой; со словами; предложениями; текстом
  6. кубики «Мои первые буквы», «Весёлый алфавит»
  7. плакаты «Алфавит», «Алфавит для малышей»
  8. индивидуальные карточки. Каждому ребёнку даётся задание – наклеить на картон вырезки из газет со словами на заданный звук (букву) в трёх позициях
  9. наглядный материал: игрушки, муляжи, шнурочки, природный материал, бросовый материал. Таблицы со слогами и словами
  10. игры: «Читаем сами», «Звуковая цепочка», «На какую букву»,«Мамины помощники», «Сказки», «Обобщающие понятия», «Что к чему?», «Кто где живёт?», «Наоборот»
  11. наборы серий сюжетных картинок для развития связной речи

Литература

  • Авдеева Н.А.Воспитание детей раннего возраста. Пособие для      воспитателей и родителей. М., 1997
  • Арушанова А.Г. Речь и речевое общение. М., 1999
  • Белова И.К. Былич Р.В. и др.  Программно – методическое оснащение коррекционно – развивающего воспитания и обучения дошкольников с ЗПР. М., 1998
  • Бугрименко Е.А. Чтение без принуждения. М., 1993
  • Волина В. Занимательное азбуковедение. М.,1991
  • Волков Б.С., Волкова Н.Б. Психологическое общение в детском возрасте: учебное пособие. М.,1997
  • Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. СПБ., 1997
  • Выренцова А.С Подготовка к обучению. С-П., 1997
  • Дурова Н.В. Фонематика. Как научить детей слышать и правильно произносить звуки. М., 2000
  • Дьяченко О.М., Астенькова Н.Ф, Булычева А.И. и др. Дети, в школу собирайтесь: книга для воспитателей детского сада и родителей. М., 1997
  • Джежелей О.В. Помогайка М., 1994
  • - Н.С.Жукова «Букварь» Екатеринбург, 2002;
  • - Р.А.Жукова «Как научить ребёнка читать» Волгоград, 2010;
  • Зайцева Л.В., Земляченко С.В. Управление инновационным образовательным учреждением в режиме функционирования и развития. М., 1998
  • Ильина  М.Н. Подготовка к школе: развивающие упражнения и тесты. Спб., 1998
  • Игры и игровые упражнения с детьми дошкольного возраста. Киев., 1995
  • Кенеман А.В., Осокина Т.Н. Детские народные подвижные игры: книга для родителей. М., 1997
  • Колесникова Е.В. От звука к букве. М., 2008
  • Морозова П.Н. Обучение детей грамоте. Тула.,1993
  • Москаленко Н.И. Учим детей грамоте: пособие для воспитателей детских садов и учителей начальной школы. Минск.,1998
  • М.Полякова «Как научить ребёнка читать» Москва, Айрис Пресс;
  • Петерсон Л.П., Холина Н.П. Раз ступенька, два – ступенька ч. 1,2, М.,2004
  • О.М.Рыбникова «Обучение чтению и грамоте детей 6-7 лет» Волгоград, 2010.
  • Тумакова Г.А., Максакова А.И.  Учите играя. М.,2003
  • Ушакова О.С., Струнина Е.М. Методика развития речи детей дошкольного возраста М.,Владос.,2002
  • Ушакова О.С. и др. Развитие речи и творчества дошкольников (игры, упражнения, конспекты занятий) М., ТЦ  «Сфера» 2006
  • Фалькович Т.А., Барылкина Л.П.  Развитие речи, подготовка к освоению письма. М., 2007
  • Шумаева Д.Г. Как хорошо уметь читать . С.П., 2008
  • Яшина В.И., Алексеева М.М.  Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников. М., 2000


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Образовательная программа дополнительного образования детей. Обучение игре на фортепиано

Образовательная программа дополнительного образования  детей. "Обучение детей на фортепиано" предлагает обучение детей  с семилетнего возраста. Педагогу-музыканту нельзя забывать об отв...

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ «Юный музеевед» ТУРИСТСКО-КРАЕВЕДЧЕСКАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ «Юный музеевед» ТУРИСТСКО-КРАЕВЕДЧЕСКАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ

    В связи с увеличением роли патриотического воспитания школьников огромное  значение приобретает проблема организации и деятельности школьных музеев. Школьный музей обла...

Рабочая программа дополнительного образования детей "Обучение игре на баяне" на основе типовой учебной программы Министерства культуры РФ.

Программа обучения учащихся по классу баяна МОУ ДОД Хоровой школы мальчиков и юношей имеет художественно-эстетическую музыкальную направленность.       Индивидуальное обу...

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ "ПАЛИТРА" (интегрированные уроки ИЗО и ДПИ) Автор – разработчик: Топилина Юлия Геннадьевна, педагог дополнительного образования Возраст обучающихся –7-18 лет Срок реализации программы – 3 года

Данная образовательная программа отличается от аналогичных программ в некоторых важных аспектах. Прежде всего, особенностью программы является то, что ведущей формой её реализации является совместная ...

Методическая разработка «Новогодняя игрушка-открытка» (мастер-класс для детей и родителей) к дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе дополнительного образования детей "Декоративно-прикладное творчество" для детей 7-10 лет

В основу данной  методической разработки положен собственный  практический  опыт  применения  различных материалов и техник декорирования на занятиях по декоративно-прикладном...

Общеобразовательная программа дополнительного образования детей хореографической студии "Антураж" «Обучение основам хореографии детей с особенностями развития здоровья».

Программа дополнительного образования хореографической студии «Антураж» разработана  в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего и осн...

Методическая разработка раздела образовательной программы дополнительного образования детей (художественная гимнастика) по теме: "Обучение двигательным навыкам работы с предметами детей младшего возраста"

В связи с резким снижением за последние годы возраста начала занятий художественной гимнастикой, юные гимнастки уже в 8-9 лет должны выполнять соревновательную программу по четырем-шести видам многобо...