ПРОГРАММА ФАКУЛЬТАТИВНОГО КУРСА ПО ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОМУ ИСКУССТВУ «РОСПИСЬ ПО ДЕРЕВУ, КЕРАМИКЕ, СТЕКЛУ, ТКАНИ» (для учащихся 11-16 лет) УЧИТЕЛЯ ИЗО МБОУ СОШ № 96 г КРАСНОДАРА Зубановой Светланы Викторовны.
рабочая программа (5 класс) по теме

Зубанова Светлана Викторовна

Программа факультативного курса по декоративно-прикладному искусству «Роспись по дереву, керамике, стеклу, ткани» разработана на основе Государственного образовательного стандарта, составлена в соответствии с авторской образовательной программой Б. Неменского, углубленное изучение тем 5 класса (декоративно-прикладное искусство в жизни человека). Содержание программы направлено на реализацию приоритетных направлений художественного образования: приобщение к искусству как духовному опыту поколений, овладение способами художественной деятельности, развитие индивидуальности, дарования и творческих способностей. Учащиеся приобщаются к национальной культуре, формируется любовь и уважение к русской самобытной культуре, к народному творчеству и искусству. Это искусство всегда было предельно ориентировано именно на духовную культуру, высшую культуру чувства отношений между людьми. В нем кроются великие гуманистические традиции духовности русской культуры. Приобщая к народному искусству, можно развить не только духовно-нравственную, но и творчески мыслящую личность, поэтому программа нацелена на то, чтобы ребенок с любым набором данных мог получить художественное образование. Особенностью программы является разновозрастный состав учеников- творческие работы старших школьников являются образцом для младших учеников. Программа рассчитана на детей 11-16 лет.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma.docx29.8 КБ

Предварительный просмотр:

 

ПРОГРАММА

ФАКУЛЬТАТИВНОГО КУРСА

ПО ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОМУ ИСКУССТВУ

«РОСПИСЬ ПО ДЕРЕВУ, КЕРАМИКЕ, СТЕКЛУ, ТКАНИ»

(для учащихся 11-16 лет)

УЧИТЕЛЯ ИЗО МБОУ СОШ № 96 г КРАСНОДАРА

Зубановой Светланы Викторовны.

Краснодар 2013

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.

Программа факультативного курса по декоративно-прикладному искусству

«Роспись по дереву, керамике, стеклу, ткани» разработана на основе Государственного образовательного стандарта, составлена в соответствии с авторской образовательной программой Б. Неменского, углубленное изучение тем 5 класса (декоративно-прикладное искусство в жизни человека). Содержание программы направлено на реализацию приоритетных направлений художественного образования: приобщение к искусству как духовному опыту поколений, овладение способами художественной деятельности, развитие индивидуальности, дарования и творческих способностей. Учащиеся приобщаются к национальной культуре, формируется любовь и уважение к русской самобытной культуре, к народному творчеству и искусству. Это искусство всегда было предельно ориентировано именно на духовную культуру, высшую культуру чувства отношений между людьми. В нем кроются великие гуманистические традиции духовности русской культуры. Приобщая к народному искусству, можно развить не только духовно-нравственную, но и творчески мыслящую личность, поэтому программа нацелена на то, чтобы ребенок с любым набором данных мог получить художественное образование. Особенностью программы является разновозрастный состав учеников- творческие работы старших школьников являются образцом для младших учеников. Программа рассчитана на 11-16 лет.

Количество учебных часов-38 (1 раз в неделю) включая каникулярное время.

ЦЕЛЬ ПРОГРАММЫ:

Развитие ребенка в области художественного образования как компетентной личности.

ЦЕЛЬ ОБУЧЕНИЯ:

Развитие способности к эмоционально-ценностному восприятию произведений искусства, выражению в творческих работах своего отношения к окружающему миру;

освоение углубленных знаний по технике различных видов росписей;

воспитание эмоциональной отзывчивости и культуры восприятия произведений профессиональной и народного изобразительного искусства.

ЗАДАЧИ:

приобретение знаний специфики художественной росписи и использование этих знаний;

освоение компетенций: ценностно- смысловая, ценностно-ориентационная, рефлексивная, коммуникативная, личностное саморазвитие.

использование метода свободного выбора в системе ограничений (содержание темы, цвета, формы, конструкции);

моделирование художественно-выразительных форм;

решение художественно- творческих задач на сочетание различных приемов живописи;

умение отличать технику исполнения;

развитие ассоциативного мышления, фантазии, воображения;

формирование на занятиях эмоционально-дружеской атмосферы.

МЕТОДЫ И ФОРМЫ:

Использование метода поэтапности обучения (от простых форм до сложных элементов росписей);

метод индивидуальной и коллективной работы;

метод отчетных мероприятий;

метод оформления работами учащихся интерьеров школы;

метод свободы в системе ограничений;

метод сравнений;

В тематическом плане определены виды и приемы художественной деятельности школьников с использованием разнообразных форм выражения:

изображение на плоскости и в объеме ( с натуры, по памяти. по представлению);

декоративная и конструктивная работа;

восприятие явлений действительности и произведений искусства;

изучение художественного наследия;

обсуждение работ товарищей, результатов коллективного творчества, в процессе которого формируются навыки сотрудничества.

СОДЕРЖАНИЕ КУРСА:

Программа содержит изучение художественных промыслов России-искусство Хохломы, Городца, роспись по керамике-Гжель, роспись по стеклу и роспись по ткани.

Содержание художественного образования предусматривает два вида деятельности: восприятие произведений искусства и собственную художественно-творческую деятельность. Учащиеся получают представление об изобразительном искусстве как целостном явлении, мы изучаем:

упражнения на развитие навыков художественной росписи по дереву (на примере мезенской, хохломской, городецкой росписей);

упражнения на развитие навыков художественной росписи по стеклу и керамике (метод единого мазка), изучение росписи гжельской керамики;

изучение особенностей росписи ткани, упражнения по сухому, по сырому, использование контурного состава;

изучение смешанной техники (роспись потека и мазка);

свойства красок и материалов;

изобразительный язык: линия, пятно, точка;

композиция, основные правила композиции, объединение по однородным признакам, соблюдение закона ограничения;

цвет в окружающей среде, основные сочетания в природе;

создание творческих работ.

ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОЗНАНИЯ УЧАЩИХСЯ:

       Планирование занятий предполагает этапы познания: восприятие учебного материала-осмысление-усвоение-применение усвоенного в практической деятельности. Умение проявлять свой творческий потенциал (повышается самооценка, инициатива и уверенность).

       Применение орнаментов и тематических композиций в жизни, их значение в образе художественной вещи;

изображение характерных особенностей в творческой работе;

решать творческие задачи на уровне импровизаций;

создавать творческие работы на основе собственного замысла;

выбрать и применить выразительные средства для реализации собственного замысла в художественном изделии;

анализировать содержание произведений.

ЗА КУРС ОБУЧЕНИЯ УЧАЩИЕСЯ ПОЛУЧАТ НАВЫКИ:

навык осмысления собственных эмоций;

творческий навык, умение применять художественные материалы -гуашь, акриловые краски, краски по ткани, краски по керамике;

умение выполнять виды росписей «под фон», «травная», «кудрина», «под листок»-в хохломской росписи; «украешки, рамки. отводки, листья, бутоны, розаны, купавки»-в городецкой; роспись техникой двойного мазка в гжельской керамике и росписи по стеклу; использование техники  по сухому, по сырому-в росписи по тканям.

формирование навыка общения с высоким искусством (оригиналы и авторские работы мастеров художественных промыслов);

цветоведения, использовать основных и составных, теплых и холодных цветов, получать различные цветовые оттенки (от основного цвета к белому).

                         УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ:

Вид деятельности

Часы

1

Роспись по дереву «Хохлома»

8

2

Роспись по дереву «Городец»

7

3

Роспись по керамике «Гжель»

5

4

Роспись по стеклу

6

5

Роспись по ткани

11

6

Отчетная выставка

1

                                 ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ:

Тема занятия

Кол-во

час

Оборудование

Тема   Роспись по дереву

 1

Роспись по дереву «Хохлома». Изучение видов росписей «под фон» и «кудрина». Цветоведение.

1

Бумага, карандаш, гуашь, кисти.

2

Роспись по дереву «Хохлома». Изучение видов росписей «травная» и «под листок».

1

Бумага, карандаш, гуашь, кисти.

3

Составление композиции «Золотая Хохлома» с использованием изученных видов росписей.

1

Бумага, карандаш, гуашь, кисти.

4

Подготовка деревянной поверхности к работе (шлифовка), перенос эскиза.

1

Деревянная разделочная доска, карандаш.

5

Выполнение основных элементов росписи.

1

Деревянная доска, гуашь, кисти.

6

Выполнение мелких деталей росписи.

1

Деревянная доска, гуашь, кисти.

7

Выполнение фона.

1

Деревянная доска, гуашь, кисти.

8

Завершение работы. Лакирование готового изделия.

1

Деревянная доска, гуашь, кисти, лак.

Тема   Роспись по дереву «Городец»

7

9

Роспись по дереву «Городец». Изучение элементов росписи «купавка» и «розаны» .Цветоведение .

1

Бумага, карандаш, гуашь, кисти.

10

Роспись по дереву «Городец». Изучение элементов росписи «листья» и «бутоны».

1

Бумага, карандаш, гуашь, кисти.

11

Роспись по дереву «Городец». Изучение элементов росписи «украешки», «рамки», «отводки».

1

Бумага, карандаш, гуашь, кисти.

12

Составление композиции «Городецкая роспись» с использованием изученных элементов.

1

Бумага, карандаш, гуашь, кисти.

13

Подготовка деревянной поверхности к работе (шлифовка), перенос эскиза.

1

Деревянные изделия, карандаш.

14

Выполнение основных элементов. Цветоведение.

1

Деревянные изделия, гуашь, кисть.

15

Работа над фоном и мелкими деталями. Лакировка поверхности.

1

Деревянные изделия, гуашь, кисть, лак.

Тема   Роспись по керамике «Гжель»

5

16

Роспись по керамике «Гжель». Основные приемы росписи. Двойной мазок, мелкие элементы росписи.

1

Бумага, карандаш, гуашь, кисти.

17

Составление эскиза «Сказочная Гжель». Составление сложной композиции. Цветоведение.

1

Бумага, карандаш, гуашь, кисти.

18

Роспись керамического изделия.

1

Керамическое изделие, краска по керамике, кисти.

19

Роспись керамического изделия.

1

Керамическое изделие, краска по керамике, кисти.

20

Прорисовка мелких деталей.

1

Керамическое изделие, краска по керамике, кисти.

Тема   Роспись по стеклу

6

21

Роспись по керамике «Японские мотивы». Составление эскиза.

1

Бумага, карандаш, гуашь, кисти.

22

Подготовка керамической или фарфоровой посуды (обезжиривание) и рисование без предварительного эскиза.

1

Керамическое изделие, краска по керамике, кисти.

23

Работа над мелкими элементами. Завершение работы.

1

Керамическое изделие, краска по керамике, кисти.

24

Роспись по стеклу. Изучение приемов росписи «мазок», «двойной мазок». Цветоведение.

1

Бумага, карандаш, гуашь, кисти.

25

Роспись по стеклу «Цветочные мотивы». Составление эскиза.

1

Бумага, карандаш, гуашь, кисти.

26

Роспись по стеклу «Цветочные мотивы», использование изученных приемов росписи.

1

Акриловые краски, кисти, стеклянные изделия.

Тема   Роспись по ткани

11

27

Работа над мелким декором. Завершение работы роспись по стеклу.

1

Акриловые краски, кисти, стеклянные изделия.

28

Роспись по ткани. Изучение приемов росписи по сырому.

1

Бумага, карандаш, гуашь, кисти.

29

Роспись по ткани. Изучение приемов росписи по сухому.

1

Ткань, краски по ткани, кисти.

30

Роспись по ткани. Работа с контурным составом.

1

Ткань, краски по ткани, кисти, контурный состав.

31

Составление эскиза «Каналы Венеции»

1

Бумага, карандаш, гуашь, кисти.

32

Перенос эскиза на ткань, работа с контурным составом.

1

Ткань, краски по ткани, кисти, контурный состав.

33

Работа над фоном «Каналы Венеции»

1

Ткань, краски по ткани, кисти.

34

Роспись по ткани с применением приемов росписи «по сырому», «по сухому».

1

Ткань, краски по ткани, кисти.

35

Завершение работы «Каналы Венеции».

1

Ткань, краски по ткани, кисти.

36

Роспись по шелку, свободная композиция.

1

Шёлк, краски по ткани, кисти.

37

Роспись по шелку. Завершение работы.

1

Шёлк, краски по ткани, кисти.

38

Отчетная выставка.

1

Отчётные работы.

Литература

  1. Алексеева В. В. Что такое искусство? – М., 1991.
  2. Алферов Л.Г. Технологии росписи. Дерево. Металл. Керамика. Ткани. – Ростов-на-Дону, 2000.
  3. Величко Н. Русская роспись. Техника, приёмы, изделия. – М.: АСТ-ПРЕСС КНИГА, 2011.
  4. Давыдов С.П. “Батик” М. АСТ-Пресс Книга 2005.
  5. Ерошкин В.Ф. Принципы стилизации / метод, указания. – Омск, 1993.
  6. Миловский А. «Народные промыслы» , М., 1994.
  7. Шорохов Е.В. Композиция. – М., 1985.

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Декоративно-прикладное искусство в народных традициях".(Программа факультативного курса.)

Программу могут использовать, как педагоги так и воспитатели.Разработав данную программу имею положительную динамику в развитии мелкой моторики у детей с особыми образовательными потребностями....

Адаптационная программа факультативного курса для учащихся 7,8 классов "Основы народного и декоративно-прикладного искусства"

В программе особое внимание уделяется изучению, традиционной культуры и искусства России. Русская культура предстает как часть мировой культуры, что дает большие возможности для интеграции с всем...

Адаптационная программа факультативного курса для учащихся 5,6 классов "Основы народного и декоративно-прикладного искусства"

Программа является органической частью всей системы художественного образования и эстетического воспитания школьников. В программе русская культура предстает как часть мировой культуры, что дает больш...

ПРОГРАММА ФАКУЛЬТАТИВНОГО КУРСА ПО ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОМУ ИСКУССТВУ «БАТИК» (для учащихся 11-13 лет) УЧИТЕЛЯ ИЗО МБОУ СОШ №96 г КРАСНОДАРА Зубановой Светланы Викторовны.

Программа «Батик» предполагает формирование ценностных эстетических ориентиров, вкуса и овладение основами творческой прикладной деятельности.  Данная программа позволяет воспитанникам, имеющим с...

адаптационная программа факультативного курса ОСНОВЫ НАРОДНОГО И ДЕКОРАТИВНО_ПРИКЛАДНОГО ИСКУССТВА 5, 6 классы

факультативный курс по народному и декоративно-прикладному искусству для учащихся 5-6 классов...

адаптационная программа факультативного курса ОСНОВЫ НАРОДНОГО И ДЕКОРАТИВНО_ПРИКЛАДНОГО ИСКУССТВА 7-8 классы

рабочая программа по основам народного и декоративно-прикладного искусства для учащихся 7-8 классов...

Программа учебного курса «Основы декоративно – прикладного искусства» 5 класс

Программа учебного курса рассчитана на создание условия для формирования художественной культуры обучающихся как неотъемлемой части их духовной культуры, потребности в общении с народным искусств...