Синтаксис сложного предложения Программа элективного курса для учащихся 10 классов
элективный курс (10 класс) на тему

Долгова Людмила Викторовна

 

 Элективный курс «Синтаксис сложного предложения» рассчитан на учащихся 10 класса общеобразовательных учебных заведений и имеет своей целью расширить и углубить содержание соответствующего раздела базового учебного предмета «Русский язык», совершенствовать практические умения и навыки учащихся в этой области, обеспечить дополнительную подготовку для сдачи ЕГЭ по русскому языку.  

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon elektivnyy_kurs.doc59 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа №53 городского округа Самара

Синтаксис сложного предложения

Программа элективного курса для учащихся 10 классов

Автор составитель:

Долгова Людмила Викторовна

учитель русского языка и литературы

МБОУ СОШ № 53

г.о. Самара

Самара - 2011


Оглавление.

Оглавление ……………………………………………………….стр. 2.

     

Пояснительная записка ………………………………………..стр. 3-4.                                                                                      

Учебный план  программы …………………………………. ….стр. 5.

Программа курса ……………………………………………….стр. 6-9.

Литература ………………………………………………………стр. 10.

Контролирующие материалы …………………………………..стр. 11.

Пояснительная записка.

Элективный курс «Синтаксис сложного предложения» рассчитан на учащихся 10 класса общеобразовательных учебных заведений и имеет своей целью расширить и углубить содержание соответствующего раздела базового учебного предмета «Русский язык», совершенствовать практические умения и навыки учащихся в этой области, обеспечить дополнительную подготовку для сдачи ЕГЭ по русскому языку.

Синтаксис сложного предложения изучается школьниками в 9 классе, является последней темой в основном курсе предмета «Русский язык», на который отведено всего 2 часа в неделю. В связи с этим учащиеся не успевают осознанно воспринять эту сложную тему. Результаты текущих и итоговых контрольных работ (ЕГЭ в 9 и 11 классах) показывают, что количество как пунктуационных так и грамматических и речевых ошибок, связанных с использованием сложного предложения в собственной речи, в целом не убывает. Это и определяет актуальность выбранной нами темы элективного курса. Отсюда его цели и задачи: элективный курс призван помочь учащимся обобщить и систематизировать полученные в 9 классе знания, умения, навыки, углубить их, показать роль сложных предложений в тексте, научить использовать их выразительно-изобразительные возможности при создании собственного текста.

 Программа строится на следующих принципах: от общего (повторение изученного в 9 классе) к частному (углубление); коммуникативная направленность (роль изучаемых явлений в тексте); доступность (углубление не предполагает введение новой терминологии, т.к. курс рассчитан на учащихся нефилологических классов); систематичность и последовательность изложения материала от простого ( известного) к сложному (новому).

В программе элективного курса изменен порядок изучения сложных предложений по сравнению с программой 9 класса. Это обусловлено иной логикой курса, во главу угла которого ставится не пунктуация, а семантика предложения и его стилистическая роль. Поэтому вначале изучаются БСП, в которых смысловые связи выступают на первый план; в начале изучается БСП, в которых смысловые связи выступают на первый план и которые учащиеся меньше всего используют в собственной речи; а позднее – СПП, в котором смысловые и грамматические связи выступают в единстве; они наиболее употребительны в речи школьников, а значит требуют к себе особого внимания.

Программа имеет спиралевидный характер, т.е. к одному и тому же типу предложений возвращается несколько раз на новом уровне.

В программу введены новые, по сравнению с 9 классом темы: синтаксическая синонимия и сложное синтаксическое целое. Отдельные упражнения на эти темы встречаются  в учебнике 9 класса, но они носят разрозненный характер и не рассчитаны на включение в активную речь учащихся. Целью изучения этих и остальных тем в элективном курсе является выработка у учащихся умения выбрать наиболее подходящий в данной коммуникативной ситуации способ выражения мысли.

С той же целью учащиеся знакомятся и с новыми для них явлениями в уже известных темах (понятие о свободных и несвободных по строению сложных предложениях; период; синтаксическая стилистика).    

Акцент в программе сделан на функционирование изучаемых явлений в тексте, поэтому она предполагает деятельный подход в изучении темы курса, т.е. изучение явлений в их функционировании в тексте и употребление их в собственной устной и письменной речи учащихся. Т.е. занятия должны носить практический характер: анализ образцов и составление текстов по заданию учителя.

В результате прохождения данной программы учащиеся должны получить следующие умения и навыки:

-    понять взаимосвязь разных синтаксических единиц в тексте;

- знать языковые норма, связанные с использованием в речи сложных предложений;

-   уметь выбирать синтаксические конструкции для эффективного речевого общения, в зависимости от стиля, типа речи и жанра, коммуникативного намерения;

-  уметь редактировать собственный текст, т.е. видеть недочеты в использовании сложных предложений и возможность замены одной синтаксической конструкции другой наиболее подходящей в данном контексте.  

Цель: 

- расширить и углубить содержание соответствующего раздела базового учебного предмета «Русский язык»,

- совершенствовать практические умения и навыки учащихся в этой области,

- обеспечить дополнительную подготовку для сдачи ЕГЭ по русскому языку.

Категория слушателей:

учащиеся 10 классов средней (полной) общеобразовательной школы.

Срок обучения:

17 недель (17 часов).

Режим занятий:

1 час в неделю (полгода).

Учебный план программы элективного курса

«Синтаксис сложного предложения»




№/п







Наименование разделов

Количество часов


  1. Виды деятельности


  1. Виды контроля

Лекции

Семинары

Практические занятия

Аналитические беседы

Работа в группах

Мини – сочинения

1.

Введение

1

1

Входной тест № 1

2.

БСП

2


1

1



Мини – тест № 2

3.

ССП

2

1

1

4.

СПП

5

1

2

1

1

Мини-тест № 3,

мини-сочинение

5.

Трудности синтаксического анализа

2

1

1

6.

Синтаксическая синонимия

2

1

1

Мини – тест №4

7.

ССЦ

2

1

1

Анализ текста

8.

Контрольный урок

1

1

Мини - сочинение

Программа элективного курса

10 класс

Раздел 1.

Введение. Сложное предложение.

Цели и содержание курса.

Понятие о сложном предложении, его строении, грамматическом значении и индивидуальном содержании (повторение изученного в 9 классе).

Понятие о свободных и несвободных по строению сложных предложениях. Средства выражения отношений между частями сложного предложения. Функции сложного предложения в речи.

Раздел 2.

Бессоюзные сложные предложения и их роль в тексте.

Общие сведения о бессоюзных сложных предложениях. Интонационные и смысловые особенности бессоюзных сложных предложений и пунктуация в них. Многочленные бессоюзные сложные предложения.

Выразительно-изобразительные возможности бессоюзного сложного предложения. Их роль в текстах разных типов и стилей речи.

Наблюдение и анализ использования БСП в текстах разных стилей.

Раздел 3.

Сложносочиненные предложения и их роль в тексте.

Общая характеристика сложносочиненного предложения. Соотношение грамматического значения и семантики в сложносочиненном предложении в зависимости от типа союза (соединительного, разделительного, противительного, присоединительного). Синонимия союзов и их стилистическая роль в сложносочиненном предложении.

Выразительно-изобразительные возможности сложносочиненных предложений. Их роль в текстах разных типов и стилей речи.

Раздел 4.

Сложноподчиненные предложения и их роль в тексте.

Общие сведения о сложноподчиненном предложении.

Средства связи в сложноподчиненном предложении (подчинительные союзы, союзные слова, указательные слова) и их функции. Составные союзы. Синонимия союзов и союзных слов и их стилистическая роль в сложноподчиненном предложении.

Позиция придаточной части.

Соотношение видо-временных и модальных планов придаточных частей.

Выразительно-изобразительные возможности сложноподчиненных предложений. Их роль в текстах разных типов и стилей речи.

Раздел 5.

Трудности синтаксического анализа сложного предложения.

 

Морфология на службе синтаксиса. Секреты сказуемого.

Двусоставные и односоставные, полные и неполные предложения в составе сложного.

Предложение простое или сложное, с бессоюзной или союзной связью.

Сравнительная конструкция – предложение или член предложения.

Грамматические значения бессоюзного сложного предложения.

Классификация сложноподчиненных предложений.

Синтаксический разбор предложения. Упражнения по преобразованию синтаксических конструкций.

Раздел 6.

Типы придаточных в сложноподчиненных предложениях.

Сложноподчиненное предложение с придаточными, распространяющими один из членов предложения или всю главную часть.

Придаточные определительные и их стилистическая роль в тексте.

Придаточные изъяснительные и их стилистическая роль в тексте.

Придаточные обстоятельственные (места, времени, условия, цели, сравнительные, причины, следствия, уступительные, подчинительно-присоединительные) и их стилистическая роль в тексте.

Уточнение в сложноподчиненном предложении.

Сложноподчиненное предложение с несколькими придаточными. Период.

Синтаксический разбор. Упражнения по использованию разных типов придаточных в речи.

Раздел 7.

Синтаксическая синонимия сложных предложений.

Понятие о синтаксической стилистике. Стилистические возможности синтаксиса современного литературного языка.

Синонимия и стилистика сложносочиненного и сложноподчиненного предложения.

Синонимия и стилистика союзных и бессоюзных сложных предложений.

Стилистические функции причастных оборотов и придаточных определительных.

Стилистические функции деепричастных оборотов и придаточных обстоятельственных.

Синтаксический разбор предложений. Упражнения по преобразованию синтаксических конструкций.

Раздел 8.

Сложное синтаксическое целое и его текстообразующая роль. 

Сложные многочленные конструкции с различными видами союзной и бессоюзной связи.

Единицы текста (предложение, сложное синтаксическое целое и абзац).

Средства связи в сложном синтаксическом целом. Структура сложного синтаксического целого. Виды сложного синтаксического целого в зависимости от содержания, стиля, авторской манеры.

Абзац как стилистико – композиционная единица.

Анализ текста. Упражнения по вычленению ССЦ и деление текста на абзацы.

Литература.

  1. Бабайцева В.В., Максимов Л.Ю. Современный русский язык. Синтаксис. Пунктуация. – М., «Просвещение», 1981.
  2. Крючков С.Е., Максимов Л.Ю. Современный русский язык. Синтаксис сложного предложения. Учебное пособие для студентов пед. институтов. – М., «Просвещение», 1977.
  3. Лосева Л.М.  Как строится текст: Пособие для учителя. (под ред. Солганика. – М., 1980).
  4. Львова С.И., И.П. Цыбулько, Ю.Ю. Гостева. Настольная книга учителя русского языка и литературы 5-11 классы. – М.: Эксмо, 2007.
  5. Общение. Текст. Высказывание. – М., 1989.
  6. Сложные синтаксические конструкции и их текстообразующие функции. – Алма-Ата, 1988.
  7. Сборник упражнений по синтаксической стилистике и культуре речи. Пособие для учителей. Под редакцией профессора Бондалетова В.Д. – М., «Просвещение», 1978.
  8. Текст. Семантика и структура. – М., 1983.
  9. Чупашева О.М. Русский язык. Трудности синтаксического анализа. Учебное пособие. – М.:  Русский язык. – Медиа, 2004.  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа элективного курса для 11 классов «Информационно-коммуникационные технологии в учебных проектах (11 класс)» (68 часов) межпредметный элективный курс

Учебная программа соответствует требованиям стандарта базового курса «Информатика и ИКТ» для старшей ступени обучения, предназначена для изучения информационных – коммуникационных технологий в 11 клас...

Программа элективного курса для 10 классов «Информационно-коммуникационные технологии в учебных проектах (10 класс)» (68 часов) межпредметный элективный курс

Учебная программа соответствует требованиям стандарта базового курса «Информатика и ИКТ» для старшей ступени обучения, предназначена для изучения информационных – коммуникационных технологий в 11 клас...

ЭЛЕКТИВНЫЙ КУРС ПО ЛИТЕРАТУРЕ «СЕРЕБРЯНЫЙ ВЕК РУССКОЙ ПОЭЗИИ» В СТАРШИХ КЛАССАХ (Авторская программа элективного курса для учащихся 10-11 класса)

РЕЦЕНЗИЯна программу элективного курса«Серебряный век русской поэзии» в старших классахучителя русского языка и литературы МБОУ « Тогурская СОШ» Ольги Георгиевны Зиновой.Элективный курс «Серебряный ве...

Авторская программа элективного курса для учащихся 9 класса "От фонетики к синтаксису"

Данный курс обеспечивает понимание системы знаний о языке, формирует стабильные навыки владения языком и совершенствование культуры. Этот курс эффективен при организации занятий, ориентированных на по...

Элективный курс для учащихся 9 класса "Русская орфография: просто о сложном"

Элективный курс предпрофильной подготовки учащихся 9-ых классов посвящён одной из важных задач филологического образования в школе - формированию навыков   грамотного письма.В данном ку...

Результаты освоения элективного курса 10-11 класс «Сложные вопросы русского языка»

Информационно-исследовательские проекты уч-ся 10-11 классов..Презентации....

Рабочая программа элективного курса для 9 класса "Функция: просто, сложно, интересно" на 2019 - 2020 учебный год

                Модернизация отечественного школьного образования привела к появлению новой формы обучения.             ...