Результаты освоения элективного курса 10-11 класс «Сложные вопросы русского языка»
презентация к уроку по русскому языку (10, 11 класс)

 Информационно-исследовательские проекты уч-ся 10-11 классов..Презентации.

Скачать:

ВложениеРазмер
Office presentation icon frazeologizmy._osipova.ppt801 КБ
Файл olitsetvoreniya._bykovskaya_kr._1.pptx2.8 МБ
Файл demyanova.pptx97.65 КБ
Файл artemova.pptx3 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Презентация по элективному курсу русского языка ученицы 10 класса Осиповой Юлии. Учитель: Дорошева В.П.

Слайд 2

Задачи проекта: изучить теоретические сведения о фразеологизмах; узнать историю происхождения некоторых фразеологизмов; углубить свои теоретические знания по данной теме; разработать и подобрать практические задания для учащихся для лучшего усвоения данной темы; подвести итоги исследовательской работы над проектом. Цель проекта: научиться использовать данные знания о фразеологизмах на примере 22 задания в тестах по русскому языку (ЕГЭ);

Слайд 3

Объект исследования: русские народные сказки; роман М.Шолохова «Поднятая целина»; тесты ЕГЭ Предмет исследования: фразеологизмы ( теоретические сведения и история происхождения) Гипотеза: действительно ли фразеологизмы нужны в речи? Методы исследования: анализ русских народных сказок; поиск фразеологизмов в романе «Поднятая целина»; составление практических заданий

Слайд 4

План: Теоретические сведения о фразеологизмах; История происхождения некоторых фразеологизмов; Примеры фразеологизмов с иллюстрациями; Фразеологизмы в сказках и произведениях; Практические задания для лучшего усвоения данной темы; Вывод по проекту.

Слайд 5

Словарь Ожегова дает следующее определение: « Фразеологизм - устойчивое выражение с самостоятельным значением». Во многих учебниках и словарях написано, что фразеологизмы - это устойчивые сочетания, которые легко можно заменить одним словом: обвести вокруг пальца – обмануть, бить баклуши – бездельничать .

Слайд 6

По происхождению одни фразеологизмы являются собственно русскими , другие – заимствованными . Большинство фразеологизмов исконно русского происхождения. Собственно русские фразеологизмы связаны с историей и культурой России, обычаями и традициями русского народа, например: топорная работа, прописать ижицу, небо показалось с овчинку . Многие возникли из пословиц: собаку съел, стреляный воробей ; художественных произведений: тришкин кафтан, медвежья услуга, как белка в колесе, на деревню дедушке . Некоторые фразеологизмы заимствованы из старославянского языка: нести свой крест, соль земли, манна небесная, фома неверующий ; из мифов разных народов: авгиевы конюшни, прокрустово ложе .

Слайд 7

История происхождения некоторых фразеологизмов . Вот тебе, бабушка, и Юрьев день – выражение разочарования, удивления или огорчения из-за неудачи или непредвиденных обстоятельств. Выражение пришло из времен средневековой Руси, когда крестьяне могли по своему желанию переходить от одного помещика к другому. По закону, изданному царем Иваном Грозным, такой переход мог происходить только после окончания сельскохозяйственных работ, а конкретно - за неделю до Юрьева дня (25 ноября по старому стилю, когда праздновался день Великомученика Георгия – покровителя земледельцев) или спустя неделю. После смерти Ивана Грозного такой переход был запрещен, и произошло закрепление к земле крестьян. Тогда и родилось выражение «Вот тебе, бабушка, и Юрьев день» как выражение огорчения из –за изменившихся обстоятельств. Кричать во всю ивановскую – кричать очень громко. Связано это выражение с Московским кремлем. Площадь в кремле, на которой стоит колокольня Ивана Великого, называли Ивановской. На этой площади специальные люди – дьяки – оглашали указы, распоряжения и прочие документы, касающиеся жителей Москвы и всего народа России. Чтобы всем было хорошо слышно, дьяк читал очень громко, кричал во всю Ивановскую.

Слайд 8

Примеры фразеологических оборотов. Вставлять палки в колеса. Намеренно мешать кому-либо в каком-либо деле, в осуществлении чего-либо.

Слайд 9

В ежовых рукавицах. Строго, сурово, в большой строгости.

Слайд 10

Не в своей тарелке. Не в обычном для себя состоянии, положении; неудобно, стесненно; не так, как обычно.

Слайд 11

Спустя рукава. Небрежно, плохо, кое-как.

Слайд 12

Вложить душу. Отдаваться чему-либо целиком, полностью, делать что-либо увлеченно, с любовью.

Слайд 13

Фразеологизмы в сказках: Из народных сказок пришли фразеологизмы: и я там был, мёд-пиво пил, избушка на курьих ножках, Кащей бессмертный, Лиса Патрикеевна, ни в сказке сказать, ни пером описать поди туда - не знаю куда, принеси то - не знаю что; скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается. при царе Горохе , сказано – сделано, сказка – ложь, да в ней намёк сказка про белого бычка, три дня и три ночи. это всё присказка, сказка будет впереди.

Слайд 14

Фразеологизмы в «Поднятой целине» М. Шолохова встречаются очень часто, поэтому, мы будем рассматривать это роман, как пример: Спасибо за хлеб-соль , Яков Лукич !-Угощение На этом деле можно в момент свернуть голову -Потерпеть поражение Дров с такими воззрениями ты можешь наломать сколько хочешь -Наделать глупостей, ошибок «Уничтожить кулака!..» И по-жа-луй-ста! В два счета -Очень быстро Черта с два его использую !-Этому не бывать Хоть и не раз шкуру с меня сымали , а я опять ею обрастал -Строго наказать Прижмут вас коммунисты, в бараний рог скрутят -Принуждать, заставлять быть покорными Такие дела разве зараз решают?.. Тут голову под топор кладешь -Погибнуть Вы все-таки дайте кинуть умом -Подумать

Слайд 15

Тест по теме «Фразеологизмы» 1. Выпишите фразеологизм. У нее своя лошадь и новенький шарабан, купленный этим летом. Вообще живет она на широкую ногу : наняла другую дачу – особняк с большим садом и перевезла в нее свою городскую обстановку, имеет двух горничных, кучера. (А.Чехов) 2. Выпишите фразеологизм. Постоял в раздумье, сонно глядя на дверь, за которую смели прежде заглядывать только председатель, гласные да высшие члены управы; а затем, ничтоже сумняшеся , взялся за ее скобку и, затворивши на крючок, долго-долго пробыл за этой дверью. (И.Бунин)

Слайд 16

3. Выпишите фразеологизм. Сердце неугомонного старика билось тревожно, он ходил по пустым своим комнатам и прислушивался. Надо было держать ухо востро : мог где-нибудь сторожить ее [Грушеньку] Дмитрий Федорович, а как она постучится в окно…, то надо отпереть двери как можно скорее. (Ф.Достоевский) 4. Выпишите фразеологизм. Около полудня с северной стороны надвинулась черная туча с разлохмаченными краями, и ветер сделался чрезвычайно сильным. Он сломал мачту нашей метеорологической станции. К сумеркам стали опасаться за крышу дома и на всякий случай привязали ее к соседним деревьям. (В.Арсеньев) 5. Выпишите фразеологизм. Надо знать, что русский народ даже в самые трудные и тяжелые времена своей истории никогда перед врагом-захватчиком шапки не ломал , но… брал навозные вилы и порол ему брюхо. (А.Н. Толстой)

Слайд 17

Вывод: итак, все поставленные задачи и цели мы выполнили: изучили теоретические сведения о фразеологизмах; узнали значения наиболее часто употребляемых в речи фразеологизмов; узнали историю происхождения некоторых фразеологизмов; углубили свои теоретические знания по данной теме; создали фразеологический словарь значений и происхождения наиболее часто употребляющихся в речи фразеологизмов; разработали и подобрали практические задания для лучшего усвоения данной темы.

Слайд 18

. Действительно, фразеологизмы играют большую роль в нашей жизни, они украшают нашу речь, делают её ярче, лаконичнее. И если мы хорошо усвоили эту тему, то без труда выполним 22 задание на экзаменах. Удачи на экзамене!

Слайд 19

Используемая литература. Ожегов С. И. Толковый словарь русского языка: 80 000 слов и фразеологических выражений/ Российская академия наук. Институт русского языка им. В. В. Виноградова. – 4-е изд., дополненное. – М.: Азбуковник, 1997. – 944 стр.; Быстрова Е. А. краткий фразеологический словарь русского языка/Е. А. Быстрова, А. П. Окунева, Н. М. Шанский. – СПб.:отд-ние изд-ва «Просвещение», 1994. – 271 стр.; Учебник русского языка (Н.Г.Гольцова, И.В.Шамшин, М.А.Мищерина); Тесты ЕГЭ по русскому языку под редакцией И.П.Цыбулько; Русские народные сказки; Роман «Поднятая целина» (М.Шолохов)


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

на тему: “олицетворение” Подготовила ученица 10 класса МБОУ “Хиславичская СШ” Быковская Кристина Исследовательский проект

Слайд 2

План: Поставить цель Выдвинуть предположение-гипотезу Определить задачи Собирание данных Результаты исследований Вывод

Слайд 3

Цель: определить действительно ли олицетворение необходимо в русской речи. Задачи: изучить понятие “олицетворение” узнать историю происхождения подобрать примеры и задания для углубления и усвоения этой темы подвести итоги

Слайд 4

Гипотеза: действительно ли олицетворения нужны в русской речи? Объект исследования: стихи С. Есенина роман М.Ю. Лермонтова “Мцыри” Тесты ЕГЭ Предмет исследования: олицетворение (теоретические сведения и история происхождения) Методы исследований: анализ стихотворений С. Есенина поиск олицетворения в романе М.Ю. Лермонтова “Мцыри” просмотр заданий в ЕГЭ

Слайд 5

Что же такое “олицетворение”? Олицетворение - это перенесение свойств человека на неодушевлённые предметы и отвлеченные понятия.Для создания образности и выразительности речи используются различные художественные средства, среди которых можно назвать олицетворение. В основе возникновения олицетворения лежит перенос свойств и качеств человека на неодушевленные предметы и явления окружающей действительности.

Слайд 6

Откуда это пошло? Считается, что прародитель олицетворения – анимизм . Древним предкам человека было свойственно наделять неживые объекты «живыми» свойствами – так они стремились объяснить мир вокруг них. Из веры в мистических существ и богов и выросло вот такое замечательное изобразительное средство, как олицетворение.

Слайд 7

Примеры Детали, что такое олицетворение и каковы его разновидности, нас не особо интересуют. В этом пусть разбираются профессиональные литературоведы. Стихотворцам гораздо интереснее, как олицетворение можно использовать в художественном произведении и, в том числе, в стихах. Первые лучи утреннего солнца прокрадывались через луг. Снег укутал землю, как мать младенца. Луна подмигнула сквозь высь облаков. Ровно в 6:30 утра мой будильник ожил. Океан танцевал в лунном свете. Я слышал, как остров зовет меня. Гром ворчал, как старик.

Слайд 8

“Олицетворение” в творчестве С. Есенина Есенин воспринимал природу цельно, как живой организм, поэтому часто использовал олицетворение. «…Тихо льётся с клёнов листьев медь…»: «листьев медь» — метафора, медь «льётся» — олицетворение. «Отговорила роща золотая…», «О всех ушедших грезит ко­нопляник…», «нашептал ковыль…»: природные образы (роща, конопляник, ковыль) наделяются человеческими способностя­ми — говорить, грезить. «В саду горит костёр рябины красной…»: «костёр ряби­ны» — метафора, костёр «горит» — олицетворение. «…Как метель, черёмуха / Машет рукавом» — сравнение («как метель») в сочетании с олицетворением. Тихо в чаще можжевеля по обрыву. Осень - рыжая кобыла – чешет гриву… Ягненочек кудрявый-месяц Гуляет в голубой траве… Тучи с ожереба Ржут, как сто кобыл… Рыжий месяц жеребенком Запрягался в наши сани…

Слайд 9

“Олицетворения” в романе М.Ю. Лермонтова “Мцыри” “Там, где, сливаяся, шумят, обнявшись, будто две сестры, струи Арагвы и Куры”. “Поток, усиленный грозой, шумел, и шум его глухой сердитой сотне голосов подобился. Хотя без слов мне внятен был тот разговор, немолчный ропот, вечный спор с упрямой грудою камней. То вдруг стихал он, то сильней он раздавался в тишине...”. “Растений радужный наряд хранил следы небесных слёз, и кудри виноградных лоз вились, красуясь меж дерёв прозрачной зеленью листов; и грозды полные на них, серёг подобье дорогих, висели пышно...И снова вслушиваться стал к волшебным, странным голосам; они шептались по кустам, как будто речь свою вели о тайнах неба и земли; и все природы голоса сливались тут...”. “Уж луна вверху сияла, и одна лишь тучка кралася за ней, как за добычею своей, объятья жадные раскрыв”. “И миллионом чёрных глаз смотрела ночи темнота сквозь ветви каждого куста.

Слайд 10

Тест по теме “олицетворения” Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является ОЛИЦЕТВОРЕНИЕ 1. И жёлтые листы шумят под робкими шагами (М.Лермонтов). 2. Возле глаз собрав морщинки-трещины, смотрит в синий мрак седая женщина (Э.Асадов). 3. В пряже солнечных дней время выткало нить … (С.А.Есенин). 4. Дыхну - с ладони скатишься, чихну - в огонь укатишься, щелкну - мертва покатишься (Н.А.Некрасов). Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является ОЛИЦЕТВОРЕНИЕ 1. Чёрный ворон в сумраке нежном, чёрный бархат на смуглых плечах… (А.Блок). 2. Покатились глаза собачьи золотыми звёздами в снег (С.А.Есенин). 3. Мне мало звёзд - десятков, сотен, тысяч (В.Тушнова). 4. Отплясал и отрыдал вокзал (В.Жуков). Найдите в текстах олицетворения. Объясните их употребление и выразительную роль. 1) Вешних дней минутны грозы, 2) На родину тянется туча, Воздух чист, свежей листы... Чтоб только поплакать над ней. (А. А. Фет) И роняют тихо слезы Ароматные цветы. (А. А. Фет

Слайд 11

3) Знойный и душный полдень. На небе ни облачка... выжженная солнцем трава глядит уныло , безнадежно: хоть и будет дождь, но уже не зеленеть ей... Лес стоит молча, неподвижно, словно всматривается куда-то своими верхушками или ждет чего-то. (А. П. Чехов) 4) Солнце запуталось в серовато-желтых тучах за серебряной рекой. Над водой сонно клубится прозрачный туман. Тихий город спит , приютясь в полукольце леса. Утро, а грустно. День ничего не обещает, и лицо у него печальное. (М. Горький) 5) Злоба шипела змеей, извивалась в злых словах, встревоженная светом, упавшим на нее. (М. Горький) 6) Каждую ночь к Игнатьеву приходила тоска... с опущенной головой садилась на краешек постели, брала за руку — печальная сиделка у безнадежного больного. Так и молчали часами — рука в руке. (Т. Н. Толстая)

Слайд 12

Вывод: олицетворение помогает нам создать художественный образ, яркий и неповторимый, расширить возможности слова в передаче картины мира, ощущений и чувств, в выражении своего отношения к изображаемому.

Слайд 13

Источники информации: http://festival.1september.ru/articles/310030/ http://videotutor-rusyaz.ru/uchenikam/testy-i-upragneniya/327-vyrazitelnyesredstvaleksikiupragneniyaitest.html http://russkiiyazyk.ru/leksika/chto-takoe-olitsetvorenie.html http://nsaturnia.ru/kak-pisat-stixi/chto-takoe-olicetvorenie-ili-pochemu-veter-duet/ http://vsesochineniya.ru/olicetvorenie-v-stixax-esenina.html Словарь С.И. Ожегова

Слайд 14

Спасибо за внимание!


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

проект на тему: - н - и - нн - в различных частях речи Презентация по элективному курсу русского языка ученицы 10 класса Демьяновой Екатерины Учитель: Дорошева В.П.

Слайд 2

Ход работы: 1.Поставить цель 2. Поставить задачи исследования 3. Объекты исследования 4. Выдвинуть гипотезу 5. Собирание данных 6. Результаты исследования 7. Анализ результатов 8. Вывод

Слайд 3

Цели и задачи: Знать: условия выбора Н и НН в разных частях речи. Уметь: определять части речи; различать отыменные и отглагольные прилагательные, отглагольные прилагательные и страдательные причастия; использовать слова на изученную орфограмму в своей речи. Научиться выполнять задание 14 на ЕГЭ

Слайд 4

Гипотеза : действительно ли нам нужно уметь определять написание –н- и –нн-? Объект исследования : - правила русского языка - тесты ЕГЭ Предмет исследования : написание – н - и – нн - в различных частях речи. Методы исследования: - теоретический - эмпирический - практический

Слайд 5

От какой части речи образовано? От существительного Отыменное существительное (Н, НН) От глагола Причастие (НН) Отглагольное прилагательное (Н)

Слайд 6

Н-НН в отымённых прилагательных Н НН В прилагательных, образованных от существительных -ан- песчаный - ян - серебряный -ин- пчелиный 2. В притяжательных прилагательных (олений, кабаний) Искл ! Стеклянный, оловянный, деревянный Зап ! Румяный, синий, зелёный, рдяный, свиной, пряный, багряный, рьяный, юный, но юннат В прилагательных, образованных от существительных - онн - революционный - енн - безветренный Искл ! Ветреный (день, человек) Зап ! Ветряной (двигатель, мельница, оспа) Но: безветренный, подветренная 2. Если прилагательное образовано от существительного с основой на Н: карман – карманный, сон – сонный Обратить внимание ! истинный, безымянный, глубинный, старинный, былинный, равнинный…

Слайд 7

Запомнить! В кратком прилагательном, пишется столько букв Н, сколько их в полном прилагательном: ценная вещь – вещь ценна

Слайд 8

Причастие (НН) 1. Образованные от глаголов сов. вида Решить – решённый, купить – купленный, дать - данное Искл ! Раненый (но: раненный в голову, израненный) 2. Образованные от глаголов с приставками (кроме приставки не-) Покрасить – покрашенный, сделать – сделанный Искл .! Смышленый, посаженый, названый 3. Если есть зависимое слов Крашенный краской забор 4. Если есть суффиксы – ова - (- ева -), ирова Маринованный, иллюстрированный, асфальтированный Искл ! Жёваный, кованый (но: изжеванный, кованная ночью решетка)

Слайд 9

Причастие (Н) Краткое причастие: книга прочитана, свечи зажжены, дорога асфальтирована, забор выкрашен…

Слайд 10

Отглагольные прилагательные (Н) 1. Образованные от глаголов несов. Вида Бешеный, соленый, мороженый, вязаный 2. Образованные от бесприставочных глаголов (кроме приставки не-) Крашеный, золоченый, стираный, непрошеный 3. Если нет зависимых слов Крашенный забор

Слайд 11

Запомнить! Нежданный, неожиданный, нечаянный, медленный, желанный, виденный, нежданный, негаданный, невиданный, неслыханный, священный, обещанный, отчаянный, деланный.

Слайд 12

-Н- и -НН- в наречиях (как?, относится к глаголу!) В наречиях пишется столько букв Н, сколько в прилагательном или причастии, от которого оно образовано Искусственно – искусственный неожиданно – неожиданный НО: Девочка (какова?) удивлена (краткое причастие) вопросом. Лица (каковы?) всех детей сосредоточенны, сдержанны (краткое прилагательное)

Слайд 13

Задание 14 в ЕГЭ Укажите все цифры, на месте которых пишется – нн -. Причи (1) о-следстве (2) ые отношения установить не так просто. Нередко яркие, но второстепе (3) ые факты трактуются как причина, а подли (4) ая , но более «скромно одетая» причина бывает оттесне (5)а на задний план. Ответ:____________

Слайд 14

Задание 14 в ЕГЭ Укажите все цифры, на месте которых пишется – нн -. Причинно-следственные отношения установить не так просто. Нередко яркие, но второстепенные факты трактуются как причина, а подлинная, но более «скромно одетая» причина бывает оттеснена на задний план. Ответ: 1234

Слайд 15

Задание 14 в ЕГЭ Укажите все цифры, на месте которых пишется – нн -. Для получения бумаги высокого качества раздробле (1) ые , пропита(2) ые особе(3) ым составом, варе(4) ые при особой температуре стволы деревьев должны быть превраще (5)ы в текучую массу. Ответ: ______

Слайд 16

Задание 14 в ЕГЭ Укажите все цифры, на месте которых пишется – нн -. Для получения бумаги высокого качества раздробленные, пропитанные особенным составом, варенные при особой температуре стволы деревьев должны быть превращены в текучую массу. Ответ:1234 Ответ:1234

Слайд 17

Задание 14 в ЕГЭ Укажите все цифры, на месте которых пишется – нн -. Просторная терраса дачи была очень ярко освеще (1)а лампой и четырьмя стари(2) ыми канделябрами, расставле (3) ыми на дли(4) ом чайном столе. Ответ:____

Слайд 18

Задание 14 в ЕГЭ Укажите все цифры, на месте которых пишется – нн -. Просторная терраса дачи была очень ярко освещена лампой и четырьмя старинными канделябрами, расставленными на длинном чайном столе. Ответ:234

Слайд 19

Задание 14 в ЕГЭ Укажите все цифры, на месте которых пишется – нн -. Как ни густы бывают студе (1) ые осе(2) ие туманы, моряки найдут дорогу к родному берегу по размере(3) ым , неторопливым ударам стари(4)ого колокола. Ответ:_____

Слайд 20

Задание 14 в ЕГЭ Укажите все цифры, на месте которых пишется – нн -. Как ни густы бывают студеные осенние туманы, моряки найдут дорогу к родному берегу по размеренным, неторопливым ударам старинного колокола. Ответ:234

Слайд 21

Вывод: Нам нужно уметь определять, где пишется одна буква –Н-, а где две для того, чтобы: 1. Знать правописание слов с – н - и – нн - 2. Сделать 14 задание на ЕГЭ


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Подготовила ученица 10 класса МБОУ « Хиславичская СШ» Артемова Дарья Исследовательский проект на тему: «Разряды местоимений»

Слайд 2

План: Поставить цель Выдвинуть предположение-гипотезу Определить задачи Собирание данных Результаты исследований Вывод

Слайд 3

Цель : п овторение и обобщение знаний учащихся о местоимении как части речи Задачи: -изучить понятие «местоимение» -учить находить и употреблять местоимения в речи; Формировать умение определять разряды местоимений Гипотеза : действительно ли местоимения нужны в русской речи?

Слайд 4

Объект исследования: Тесты ЕГЭ Предложения из различных текстов Предмет исследования: Местоимения Методы исследований: поиск местоимения в тексте просмотр заданий в ЕГЭ

Слайд 5

Местоиме́ние — часть речи, которая указывает на предметы, признаки, количество, но не называет их.

Слайд 6

Личные местоимения я, ты, мы, вы, он (она, оно, они) – местоимения, указывающие на лица, которые участвуют в речи Пример: Вероника не придет. Она занимается русским языком с репетитором.

Слайд 7

Возвратное местоимение себя – местоимение которое обозначает, что действие, совершаемое кем-то, направлено на само действующее лицо !!! Это местоимение не имеет формы именительного падежа, не имеет рода и числа. Пример : Каждому необходимо хоть раз взглянуть на себя со стороны.

Слайд 8

Притяжательные местоимения . Мой, твой, наш, ваш, свой - эти местоимения, как и притяжательные прилагательные, обозначают принадлежность. Пример: Возьми мой учебник по русскому языку.

Слайд 9

Указательные местоимения . Тот (та, то, те), таков (такова, таково, таковы), этот (это, это, эти); такой, таковой, экий (экой), этакий (эдакий), сей, оный, столько -все эти местоимения, кроме местоимения столько , могут иметь категорию рода, числа и падежа. Местоимение столько может только изменяться по падежам. Пример: Обязательно выучи эти разряды местоимений!

Слайд 10

Вопросительные местоимения. Кто, что, какой, каков, который, чей, сколько, кой-эти местоимения используются в вопросительных предложениях для оформления вопроса. Пример: Кто готов заниматься серьезно и упорно?

Слайд 11

Относительные местоимения . Кто, что, какой, каков, который, чей, сколько, кой, каковой-э ти местоимения омонимичны вопросительным, но отличить их нетрудно: относительные используются в сложноподчиненных предложениях в качестве средства подчинительной связи придаточной части предложения с главной. Здесь они обычно называются союзными словами. Пример: Я знаю, кто готов заниматься серьезно и упорно. Иногда относительные и вопросительные местоимения объединяют в один разряд: вопросительно-относительные.

Слайд 12

Определительные местоимения . Весь, всякий (всяческий, всяк), сам, самый, каждый, иной, любой, другой. Пример: Я сам хочу всего добиться.

Слайд 13

Отрицательные местоимения . Никто, ничто, некого, нечего, никакой, ничей- з начение отрицательных местоимений не раскрывается в контексте, что является их особенностью. Все отрицательные местоимения образуются от вопросительных с помощью приставок ни- и не-. Приставка не- всегда ударная, а приставка ни- всегда без ударения. Пример : Некогда болеть, никогда не болеть. Запомните! Местоимения некого и нечего не имеют формы именительного падежа!

Слайд 14

Неопределенные местоимения. Некто , кое-кто, кто-то, кто-либо, кто-нибудь; нечто, кое-что, что-то, что-либо, что-нибудь; некоторый, который-либо, который-нибудь, какой-то, некий, кое-какой, какой-либо, какой-нибудь; чей-то, чей-либо, чей-нибудь; несколько-их значение не раскрывается в контексте. Образуются неопределенные местоимения от вопросительных с помощью приставок кое-, не- и постфиксов -то, -либо, - нибудь . Пример: Кто-нибудь поможет мне решить это задачу.

Слайд 15

Среди предложений 1-8 найдите такое, которое связано с предыдущим с помощью лексических повторов и личного местоимения. Напишите номер этого предложения. (1) Утром, когда к Сахалину подходили, на горизонте увидел я фонтан. ( 2) Посмотрел в бинокль — кашалот! ( 3) Спину изогнул, хвост показал над волнами, исчез. ( 4) Другой нырнул, третий... целое стадо . (5) Кашалоты плывут в южные моря. ( 6) Плывут они с Чукотского моря и от берегов Камчатки. ( 7) Там уже осень. ( 8) В море плавают зелёные льдины, и вулканы по ночам освещают облака розовым пламенем. Тест по русскому языку «Готовимся к ЕГЭ-2016. Задание 23. Средства связи предложений в тексте» для 11 класса 6

Слайд 16

(1)Беляк увидел человека на скале, припал меж камней, а потом, сообразив, что это не спасение, огромными прыжками, с камня на камень, пошёл наутёк. ( 2) Собака, обнаружив зайца, с визгом, а затем с лаем кинулась за ним . (3) Под вечер на выходе из леса Торопыгин встретился с охотником Коростелевым . (4) Тот был кругом обвешан зайцами и походил издали на снежного деда-мороза. ( 5) Собака Пират, взятая на поводок, важно шагала рядом со своим хозяином. Среди предложений 1-5 найдите такое, которое связано с предыдущим с помощью указательного местоимения . Напишите номер этого предложения. 4

Слайд 17

( 1) Засветив карманные фонарики, мы стали шарить по кустам, стараясь отыскать тропинку. ( 2) Но прошло более получаса, прежде чем мы на неё набрели . (3) Тропинка тянулась вдоль дороги, шагах в ста от нее, постепенно отдаляясь вправо. ( 4) Она сильно заросла травой и покрылась слоем прошлогодней листвы. ( 5) Здесь, видимо, редко ступала нога человека. ( 6) Деревья обступали её со всех сторон. ( 7) Их кроны повисали, как кровля, защищая тропинку от дождя, и Рожков напрасно искал на ней следы. Среди предложений 1-7 найдите такое, которое связано с предыдущим с помощью притяжательного местоимения . Напишите номер этого предложения. 7

Слайд 18

ВЫВОД : местоимения помогают в тексте избежать повторений одного и того же слова, что разнообразит нашу речь, письменную или устную, делает ее более красивой и грамотной.

Слайд 19

http:// www.saharina.ru/tests/test.php?name=test231.xml http:// pandia.ru/text/79/113/73019.php http:// uchim.org/russkij-yazyk/razryady-mestoimenij http:// www.tutoronline.ru/blog/mestoimenija Источники:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Элективный курс в 9 классе "Избранные вопросы математики"

В связи с введением в 9 классе государственной итоговой аттестации в новой форме  возникла необходимость в обеспечении интенсивного повторения школьного курса математики и подготовки учащихся к п...

Элективный курс "Начальная подготовка к ГИА по русскому языку в 7 классе"

Данный курс поможет подготовить учащихся 7 класса к написанию части С1 в ГИА по русскому языку....

Программа элективного курса "Сложные вопросы русского языка" (68 часов, на 2 года)

Элективный курс «Сложные вопросы русского языка» составлен в  соответствии с   требованиями Федерального компонента государственных образовательных стандартов  среднего...

Рабочая программа элективного курса для 9 класса «Практикум по русскому языку»

Программа подготовки к  государственной итоговой аттестации по русскому языку  рассчитана на обучающихся девятых классов, получивших базовые умения владения орфографией и пунктуацией в преде...

Рабочая программа по предмету (элективный курс) «Сложные вопросы русского языка» 10-11 класс 1 час в неделю

Рабочая программа составлена на основе закона «Об образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ, Федерального компонента государственного стандарта общего образования, Примерной программы с...

Рабочая программа по платным образовательным услугам Русский язык в 9 классе «Сложные вопросы русского языка»

Данная рабочая программа создана для помощи учителю в преподавании платных образовательных услуг в 9 классе по русскому языку...

Рабочая программа по внеурочной деятельности в 11-м классе "Сложные вопросы русского языка" (2023-2024)

Рабочая программа по внеурочной деятельности в 11-м классе "Сложные вопросы русского языка" (2023-2024)...