Рабочая программа по внеурочной деятельности в 11-м классе "Сложные вопросы русского языка" (2023-2024)
материал для подготовки к егэ (гиа) по русскому языку (11 класс)

Говор Христина Александровна

Рабочая программа по внеурочной деятельности в 11-м классе "Сложные вопросы русского языка" (2023-2024)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл slozhnye_voprosy_russkogo_yazyka_11a_klass.docx23.37 КБ

Предварительный просмотр:

СОДЕРЖАНИЕ

Аннотация к рабочей программе «Сложные вопросы русского языка» (11 класс) базовый уровень

1. Планируемые результаты освоения программы «Сложные вопросы русского языка» (11 класс)

2. Содержание программы « Сложные вопросы  русского языка» (11 класс)

3. Тематическое планирование программы «Сложные вопросы русского языка»

(11 класс)

АННОТАЦИЯ К КУРСУ

«СЛОЖНЫЕ ВОПРОСЫ РУССКОГО ЯЗЫКА « (11 КЛАСС)

Рабочая программа по курсу «Сложные вопросы русского языка» для 11а класса составлена на основе следующих документов:

1. Федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации №413 от 17.05.2012 г. (с изменении и дополнениями от 29 декабря 2014 г., 31 декабря 2015 г., 29 июня 2017 г., 24 сентября, 11 декабря 2020 г.);

2. ООП СОО (ФГОС) МБОУ СОШ 1 г. Охи им. А. Е Буюклы в соответствии с Положением о структуре, порядке разработки и утверждении рабочих программ учебных предметов, элективных курсов, курсов по выбору, факультативных занятий, учебных модулей, кружков, индивидуальных занятий во внеурочное время.

Объем часов: 1 час в неделю, всего 33 часа.

Цели:

  • освоение учащимися 11 класса норм русского литературного языка, подготовка старшеклассников к выполнению заданий экзаменационной работы на более высоком качественном уровне, формирование устойчивых практических навыков выполнения тестовых и коммуникативных задач на ЕГЭ
  • обеспечить поддержку освоения содержания учебного предмета «Русский язык» всеми выпускниками средней школы, сформировать умения и навыки выполнения тестовых и коммуникативных заданий на уровне, позволяющем и учителю, и (что самое важное) выпускникам прогнозировать положительные результаты выполнения экзаменационной работы  с учетом способностей и языковой подготовки;
  • подготовить  выпускников к успешному написанию итогового сочинения, выявить уровень речевой культуры выпускника, его начитанность, личностную зрелость и умение рассуждать с опорой на литературный материал по избранной теме

Задачи:

  • изучение нормативных и методических документов Минобрнауки, материалов по организации и проведению ЕГЭ по русскому языку;
  • совершенствование языковой грамотности учащихся, формирование умения выполнять все виды языкового анализа;
  • дифференциация освоения алгоритмов выполнения тестовых и коммуникативных задач учащимися с разным уровнем языковой подготовки;
  • обучение старшеклассников осознанному выбору правильных ответов при выполнении тестовых заданий;
  • освоение стилистического многообразия и практического использования художественно-выразительных средств русского языка;
  • совершенствование лингвистической компетенции выпускников при написании сочинения.
  • помочь учащимся максимально эффективно подготовиться к итоговому сочинению по литературе;
  • совершенствовать и развивать умения конструировать письменное высказывание в жанре сочинения-рассуждения;
  • формировать и развивать навыки грамотного и свободного владения письменной речью;
  • совершенствовать и развивать умения читать, понимать прочитанное и анализировать общее содержание текстов разных функциональных стилей;
  • совершенствовать и развивать умения передавать в письменной форме своё, индивидуальное восприятие, своё понимание поставленных в тексте проблем, свои оценки фактов и явлений;
  • формировать и развивать умения подбирать аргументы, органично вводить их в текст.

 

2. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ КУРСА

«СЛОЖНЫЕ ВОПРОСЫ РУССКОГО ЯЗЫКА» (11 КЛАСС)

Предметные:

  • Знать трудные случаи правописания
  • Понимать их роль в общекультурном развитии человека
  • Объяснять языковое явление
  • Уметь применять знания при тестировании
  • Формировать гражданскую идентичность посредством языкового материала
  • Формирование научного типа мышления, владение научной терминологией, ключевыми понятиями, методами и приёмами.
  • Активно прослушивать текст, анализировать его содержание и лингвистические компоненты, структурировать информацию, интерпретировать чужой и создавать собственный текст, аргументировать, писать сочинение.
  • Определять лексическое значение слова по различению контекстных значений многозначных слов, познакомиться с нормами лексической сочетаемости, принципами синонимической замены.
  • Работать над расширением словарного запаса.
  • Опознавать средства выразительности русской речи и их функции в тексте.
  • Работать с тестовыми заданиями .
  • Четко следовать инструкциям, сопровождающим задание.
  • Выполнять различные типы тестовых заданий.
  • Самостоятельно распределять время на выполнение заданий
  • Четко писать печатные буквы в соответствии с образцом, указанным в бланке.
  • Хорошо ориентироваться в полях заполняемого на экзамене бланка.
  • Правильно отмечать в бланке вариант ответа.
  • Вносить исправления в бланк экзаменационной работы.
  • Сосредоточенно работать в течение временного интервала, превышающего 45 минут.
  • Определять синтаксические конструкции.

Метапредметные:

  • Самостоятельность в планировании и осуществлении учебной деятельности и организации учебного сотрудничества с педагогами и сверстниками.

Личностные:

  • Готовность и способность обучающихся к саморазвитию и личностному самоопределению.

 

2. СОДЕРЖАНИЕ КУРСА

«СЛОЖНЫЕ ВОПРОСЫ РУССКОГО ЯЗЫКА « (11 КЛАСС)

Введение. Порядок проведения государственной итоговой аттестации.

Основные требования к декабрьскому сочинению. Концептуальные основы экзаменационного сочинения. Структура закрытого банка тем итогового сочинения. Комплекты тем итогового сочинения.  Разделы и подразделы банка тем итогового сочинения.

1 Духовно-нравственные ориентиры в жизни человека

1.1. Внутренний мир человека и его личностные качества.

1.2. Отношение человека к другому человеку (окружению), нравственные идеалы

и выбор между добром и злом.

1.3. Познание человеком самого себя.

1.4. Свобода человека и ее ограничения.

2 Семья, общество, Отечество в жизни человека

2.1. Семья, род; семейные ценности и традиции.

2.2. Человек и общество.

2.3. Родина, государство, гражданская позиция человека.

3 Природа и культура в жизни человека

3.1. Природа и человек.

3.2. Наука и человек.

3.3. Искусство и человек.

Общие требования к сочинению: понятие текста, темы, идеи сочинения. Критерии оценивания сочинения.

Композиция и структура  сочинения. Разновидности вступления: историческое, аналитическое, биографическое, сравнительное, обществоведческое. Основная часть.

Заключение – вывод и заключение – следствие. Порядок работы над композиционными частями сочинения. Смысловая цельность и логическая последовательность изложения материала. Логические особенности абзаца, лексические средства связи между предложениями.

Синтаксис. Нормативные и методические документы по подготовке и проведению государственной (итоговой) аттестации в форме ЕГЭ по русскому языку. Особенности ЕГЭ по русскому языку. Спецификация экзаменационной работы. Кодификатор. Демонстрационная версия. Критерии и нормы оценки тестовых заданий и сочинения.

Нормы управления. Построение предложений с однородными членами. Построение сложноподчиненных предложений. Нормы примыкания. Правильное использование деепричастного оборота. Синтаксическая синонимия. Правила преобразования прямой речи в косвенную. Типичные ошибки при нарушении синтаксических норм, их предупреждение.

Нормы письменной речи: орфографические и пунктуационные нормы.

Орфографическая грамотность. Использование алгоритмов при освоении орфографических правил. Трудные случаи русской орфографии: правописание –Н- и –НН- в суффиксах различных частей речи; правописание корней. Правописание приставок; правописание личных окончаний глаголов и суффиксов причастий настоящего времени;правописание суффиксов различных частей речи (кроме –Н-/-НН-); правописание НЕ и НИ; слитное, дефисное и раздельное написание омонимичных слов и сочетаний слов).

Пунктуационная грамотность. Использование алгоритмов при освоении пунктуационных норм.

Трудные случаи пунктуации. Пунктуация в простом предложении: знаки препинания в

предложениях с однородными членами, при обособленных членах (определениях, обстоятельствах); знаки препинания в предложениях со словами и конструкциями, грамматически не связанными с членами предложения. Пунктуация в сложных предложениях: в бессоюзном сложном предложении, в сложноподчинённом предложении; знаки препинания в сложном предложении с союзной и бессоюзной связью. Сложное предложение с разными видами связи.

Изобразительно-выразительные средства языка. Выразительные средства лексики и фразеологии. Тропы, их характеристика. Стилистические фигуры.

Требования к письменной работе выпускника. Исходные тексты, их характеристика. Композиция письменной экзаменационной работы. Формулировка проблем исходного текста. Виды проблем. Способы формулировки проблемы.

Комментарий к сформулированной проблеме исходного текста. Способы комментария проблемы. Письменное оформление комментария.

Авторская позиция. Отражение авторской позиции в тексте. Требования к формулировке позиции автора в письменной работе. Анализ оформления авторской позиции в письменных работах выпускников.

Аргументация собственного мнения по проблеме. Формы аргументации. Правила использования аргументов. Источники аргументации. Анализ письменных работ выпускников с точки зрения правильности и убедительности приводимых аргументов.

Смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения. Логические ошибки, их характеристика и предупреждение. Абзацное членение, типичные ошибки в абзацном членении письменной работы, их предупреждение.

Точность и выразительность речи.   Требования к точности и выразительности речи. Грамматический строй речи. Речевые недочеты. Фоновое оформление работы. Фактические ошибки, их предупреждение. Этическая норма. Анализ и редактирование образцов ученических сочинений. Редактирование собственных текстов.

3. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ КУРСА

«СЛОЖНЫЕ ВОПРОСЫ РУССКОГО ЯЗЫКА» (11 КЛАСС)

№№

Наименование разделов и тем

Кол-во час.

1

Ведение

2

2

Итоговое сочинение

11

3

Нормы русского литературного языка

10

4

Анализ текста

6

5

Повторение

4

Итого

33


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Дискуссионные вопросы истории»

Рабочая программа курса внеурочной детяельности "Дискуссионные вопросы истории" предусмоотрена для обучающихся 9-х классов. Составлена в соответствии с требованиями ФГОС ООО. Основу методиче...

Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Вопросы истории»

Современный этап развития современного общества предъявляет особые требования к подготовке молодого поколения, формированию достойного гражданина демократического государства. Познанная и правильно по...

Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Избранные вопросы математики" 7 класс

Рабочая программа курса внеурочной деятельности " Избранные вопросы математики" 7класс. Количество часов 35 часов в год , 1 час внеделю. Рабочую программу  составила : Маёнкова Ирина Ни...

Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Трудные вопросы обществознания"

Предлагаемая программа курса внеурочной деятельности «Трудные вопросы обществознания» рассчитана для подготовки учащихся к государственной итоговой аттестации по обществознанию в форме ОГЭ...

Рабочая программа по внеурочной деятельности «Избранные вопросы математики»

Рабочая программа внеурочной деятельности «Избранные вопросы математики» составлена на основе авторской программы Е.Э. Кочуровой «Занимательная математика», которая разработана...