Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Дискуссионные вопросы истории»
рабочая программа по истории (9 класс) на тему

Рабочая программа курса внеурочной детяельности "Дискуссионные вопросы истории" предусмоотрена для обучающихся 9-х классов. Составлена в соответствии с требованиями ФГОС ООО. Основу методического сопровождения  составляют пособия издательства "Просвещение".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл текстовый документ33.51 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение

"Средняя общеобразовательная школа №5 с углубленным изучением математики"

города Магнитогорска

Приложение № 2 к ООП ООО

от 23.08.2017

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

«Дискуссионные вопросы истории»

(общеинтеллектуальное направление)

для 9 классов

 

Составитель рабочей программы:

учитель истории высшей квалификационной категории

Шишина В. В.

Магнитогорск, 2017 г.


Результаты освоения обучающимися курса внеурочной деятельности

Личностные

Метапредметные

  • освоение национальных ценностей, традиций, культуры, знаний о народах и этнических группах России на примере историко-культурных традиций, сформировавшихся на территории России в первой половине ХХ в.;
  • уважение к другим народам России и мира и принятие их; межэтническую толерантность, готовность к равноправному сотрудничеству;
  • эмоционально положительное принятие своей этнической идентичности;
  • уважение к истории родного края, его культурным и историческим памятникам;
  • гражданский патриотизм, любовь к Родине, чувство гордости за свою страну и её достижения во всех сферах общественной жизни в изучаемый период;
  • устойчивый познавательный интерес к прошлому своей Родины;
  • уважение к личности и её достоинству, способность давать моральную оценку действиям исторических персонажей, нетерпимость к любым видам насилия и готовность противостоять им;
  • внимательное отношение к ценностям семьи, осознание её роли в истории страны;
  • развитие эмпатии как осознанного понимания и сопереживания чувствам других, формирование чувства сопричастности к прошлому России и своего края;
  • формирование коммуникативной компетентности, умения вести диалог на основе равноправных отношений и взаимного уважения и принятия;
  • готовность к выбору профильного образования, определение своих профессиональных предпочтений.

  • самостоятельно анализировать условия достижения  цели на основе учёта обозначенных учителем ориентиров  действия при работе с новым учебным материалом;
  • планировать пути достижения целей, устанавливать целевые приоритеты, адекватно оценивать свои возможности, условия и средства достижения целей;
  • самостоятельно контролировать своё время и управлять им;
  • адекватно самостоятельно оценивать правильность выполнения действий и вносить необходимые коррективы в исполнение как в конце действия, так и по ходу его реализации;
  • понимать относительность мнений и подходов к решению проблемы, учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций путём сотрудничества;
  • работать в группе — устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации, интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие со сверстниками и взрослыми;
  • формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать свою позицию и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности;
  • выявлять разные точки зрения и сравнивать их, прежде чем принимать решения и делать выбор;
  • осуществлять взаимный контроль и оказывать необходимую взаимопомощь путём сотрудничества;
  • адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, владеть устной и письменной речью, строить монологические контекстные высказывания;
  • организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками, определять цели и функции участников, способы взаимодействия, планировать общие способы работы;
  • осуществлять контроль, коррекцию, оценку действий партнёра, уметь убеждать;
  • оказывать поддержку и содействие тем, от кого зависит достижение цели в совместной деятельности;
  • в процессе коммуникации достаточно точно, последовательно и полно передавать партнёру необходимую информацию как ориентир для построения действия;
  • осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета;
  • проводить сравнение, типологизацию и классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций;
  • выявлять проблему, аргументировать её актуальность;
  • выдвигать гипотезы о связях и закономерностях событий, процессов, объектов, проводить исследование её объективности (под руководством учителя);
  • делать умозаключения и выводы на основе аргументации;
  • структурировать тексты, включая умение выделять главное и второстепенное, основную идею текста, выстраивать последовательность описываемых событий.

Предметные результаты

Обучающийся научится

Обучающийся получит возможность научиться

  • использовать историческую карту как источник информации о территории, об экономических и культурных центрах Руси, о направлениях крупнейших передвижений людей – походов, завоеваний, колонизаций и др.;
  • установление причинно-следственных связей, объяснение исторических явлений;
  • систематизировать исторический материал, содержащийся в учебной и дополнительной литературе;
  • давать оценку событиям и личностям отечественной  истории;
  •  умение ориентироваться в особенностях социальных отношений и взаимодействий социальных групп;
  •  установление взаимосвязи между общественным движением и политическими событиями    
  • определение и использование основных исторических понятий периода;
  • анализ информации, содержащейся в исторических источниках  (законодательные акты, конституционные проекты, документы революционных  обществ, частная переписка, мемуарная литература и др.);
  • анализ и историческая оценка действий исторических личностей и принимаемых ими решений, а также влияния их деятельности на развитие государств;
  • сопоставление (при помощи учителя) различных версий и оценок исторических событий и личностей;
  • определение собственного отношения к дискуссионным проблемам прошлого и трудным вопросам истории;
  • приобретение опыта историко-культурного, историко-антропологического, цивилизационного подходов к оценке социальных явлений.
  • сравнивать свидетельства различных исторических источников, выявляя в них общее и различия;
  • использовать элементы источниковедческого анализа при работе с историческими материалами (определение принадлежности и достоверности источника, позиций автора и др.);
  • использовать картографические источники для описания событий и процессов новейшей отечественной истории и привязки их к месту и времени;
  •  представлять историческую информацию в виде таблиц, схем, графиков и др., заполнять контурную карту;
  • соотносить историческое время, исторические события, действия и поступки исторических личностей ХХ века;

Содержание курса внеурочной деятельности

Содержание курса внеурочной деятельности соответствует перечню «трудных вопросов истории», обозначенных в историко-культурном стандарте.

Образование Древнерусского государства, роль варягов в этом процессе; существование древнерусской народности и восприятие наследия Древней Руси как общего фундамента истории России, Украины и Беларуси; исторический выбор Александра Невского в пользу подчинения русских земель Золотой Орде.

Роль Ивана IV Грозного в российской истории; попытки ограничения власти главы государства в период Смуты и в эпоху дворцовых переворотов, возможные причины неудач этих попыток; присоединение Украины к России (причины и последствия); фундаментальные особенности социального и политического строя России (крепостное право, самодержавие) в сравнении с государствами Западной Европы; причины, особенности, последствия и цена петровских преобразований; причины, последствия и оценка падения монархии в России, прихода к власти большевиков и их победы в Гражданской войне;  причины свертывания нэпа, оценка результатов индустриализации, коллективизации и преобразований в сфере культуры; характер национальной политики большевиков и ее оценка; причины, последствия и оценка установления однопартийной диктатуры и единовластия И.В. Сталина; причины репрессий;

оценка внешней политики СССР накануне и в начале Второй мировой войны; цена победы СССР в Великой Отечественной войне;  оценка роли СССР в развязывании «холодной войны»;  причины, последствия и оценка реформ Н.С. Хрущева; оценка периода правления Л.И. Брежнева и роли диссидентского движения;  причины, последствия и оценка «перестройки» и распада СССР;  оценка причин, характера и последствий экономических реформ начала 1990х гг. («шоковая терапия»); причины и последствия побед Б.Н.

Ельцина в политических схватках 1990-х гг.; причины, последствия и оценка стабилизации экономики и политической системы России в 2000-е гг.

Тематическое планирование

  Количество часов в неделю: 2

Наименование раздела

Количество часов

Формы организации деятельности обучающихся

1

Дискуссия по «норманскому вопросу»

2

эвристическая беседа; индивидуальная, групповая, коллективная исследовательская деятельность; конкурс ораторов; творческая мастерская; клуб аналитиков, круглый стол, диспут, деловая игра

Итог работы – публичное выступление с эссе.

2

Формирование территории и складывание древнерусской народности

2

3

Александр Невский: исторический выбор

2

4

Роль Ивана Грозного в Русской истории

2

5

Альтернативные  пути развития русского государства в период Смуты

2

6

Самодержавие и народное представительство в 15-17 веках: столкновение интересов

2

7

Присоединение или воссоединение

2

8

Крепостное право: закономерность или феномен российской истории

2

9

Преобразования Петра I

2

10

Решение крестьянского вопроса в 18-19 веках

2

11

Эволюция самодержавия в  18-19 веках

2

12

Российская империя в начале 20 века. Предпосылки революции

2

13

Роль идеологии и личности в Великой российской революции

2

14

Февральский и октябрьский этап Великой Российской революции

2

15

Революция 1917 года в оценке современников и историков

2

16

Гражданская война: альтернативы исторического пути

3

17

Экономические модели советской власти: военный коммунизм

2

18

Экономические модели советской власти: НЭП

2

19

Экономические модели советской власти: индустриализация и коллективизация

2

20

Причины, последствия и оценки установления однопартийной диктатуры

2

21

Культ личности

2

22

Оценка внешней политики СССР накануне и в начале Второй мировой войны

2

23

Причины неудач Красной армии в начальный период ВОВ

2

24

Кто и как ковал победу

2

25

Цена Великой победы

2

26

Оценка роли СССР в развязывании «холодной войны»

2

27

Хрущевская «оттепель»?

2

28

Период ресталинизации и формирование движения диссидентов

2

29

Перестройка: причины, последствия, оценки

2

30

Распад СССР

2

31

Шоковая терапия

3

32

Альтернативы изменения политической и экономической систем в начале 2000х

2

ИТОГО:

           66


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Избранные вопросы математики" 7 класс

Рабочая программа курса внеурочной деятельности " Избранные вопросы математики" 7класс. Количество часов 35 часов в год , 1 час внеделю. Рабочую программу  составила : Маёнкова Ирина Ни...

Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Трудные вопросы обществознания"

Предлагаемая программа курса внеурочной деятельности «Трудные вопросы обществознания» рассчитана для подготовки учащихся к государственной итоговой аттестации по обществознанию в форме ОГЭ...

Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Трудные вопросы обществознания» для 11 класса

Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Трудные вопросы обществознания»  для 11 класса разработана на основе программы Л.Н. Боголюбова «Обществознание» социальной...

Рабочая программа по внеурочной деятельности. Трудные вопросы истории. 10-11 класс

Содержание программы. Формы  занятий. Тематическое планирование....

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ " Сложные вопросы в мире обществознания " для 11 класса

Программа курса предназначена для теоретической и практической помощи в разборе сложных вопросов по обществознанию. Призвана помочь будущим выпускникам повторить, систематизировать и углубленно изучит...

Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Трудные вопросы математики»

Рабочая программа  курса внеурочной деятельности «Трудные вопросы математики»  предназначен  для того, чтобы учащиеся 6-9 классов получили мотивацию к обучению математики, с...

Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Трудные вопросы английской грамматики» для 10-11 классов

Рабочая программа предназначена для обучающихся 10-11-х классов общеобразовательных учреждений, проявляющих интерес к изучению английского языка, а также для тех, кто планирует сдавать экзамен по англ...