Элективный курс "Начальная подготовка к ГИА по русскому языку в 7 классе"
методическая разработка по русскому языку (7 класс) по теме

Сергеенко Людмила Вячеславовна

Данный курс поможет подготовить учащихся 7 класса к написанию части С1 в ГИА по русскому языку.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Республика Саха    (Якутия) Муниципальное образование «Алданский район»   Муниципальное  общеобразовательное учреждение -«Средняя  общеобразовательная  школа № 8 г. Томмот»     678954 Республика Саха (Якутия)  Алданский район г. Томмот, ул. Отечественная, 1А тел. 4-11-29   факс: 4-11-29. Адрес электронной почты  schooltommot@yandex.ru

Адрес сайта    www.school8- net.3dn.ru


Утверждена на заседании НМС

МОУ-СОШ №8

31 августа 2012г

Директор школы___________

Ю.Н.Плышевский

Программа элективного курса по русскому языку для учащихся 7-го класса

"Начальная подготовка учащихся к ГИА по русскому языку" 

Разработала учитель русского языка и литературы

Сергеенко Людмила Вячеславовна

2012г

Пояснительная записка

   «Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года» и «Стратегия модернизации содержания общего образования» определили ключевые компетенции, являющиеся конкретизированными целями обучения русскому языку в школе, а именно: формирование языковой, лингвистической, и коммуникативной  компетенций, что заложено в обновленных программах и учебниках для основной и средней школы.

      Компетенции рассматриваются как осознанные человеком способности реализации знаний и умений для эффективной деятельности в конкретной ситуации.

   Новая форма аттестации по русскому языку за курс основной школы – ГИА, еще недавно рассматривавшаяся как одна из возможных, - становится преобладающей, а с 2013 года – основной и единственной.  Традиционное подробное изложение с элементами сочинения проверяет  в основном память, владение речевыми навыками и практическую грамотность. ГИА в новой форме предполагает разнообразные виды деятельности ученика: восприятие текста на слух и в напечатанном виде, выбор ответа из нескольких предложенных, сжатый письменный пересказ, создание собственного текста на одну из предложенных тем. Каждый из них нужно специально отрабатывать.

Анализ работ ГИА  показывает, что объектом контроля являются не отдельные знания, умения и навыки, а их комплексы, составляющие ту или иную компетенцию. Следовательно, контрольно-измерительные материалы надо готовить тоже в компетентностном ключе. Задания, предлагаемые учащимся на итоговой аттестации, проверяют все виды компетенций:

 1) лингвистическую, то есть умение проводить элементарный лингвистический анализ языковых явлений;

 2) языковую, то есть практическое владение русским языком, его словарем и грамматическим строем, соблюдение языковых норм;

 3) коммуникативную, то есть владение разными видами речевой деятельности, умение воспринимать чужую речь и создавать собственные высказывания.

Первая часть экзамена (С-1) состоит в написании сжатого изложения по прослушанному тексту и требует от школьника мобилизации памяти, владения норм правописания, навыков информационной обработки текста (выделить главное, отсечь второстепенное, при этом используя адекватные лексические и грамматические средства). Вряд ли кто-нибудь будет спорить, что в наш информационный век умение воспринимать и обрабатывать информацию - это отнюдь не школьно-академическое, отвлеченное требование, а действительно важное умение, постоянно используемое в жизни.

Анализ ГИА прошлых лет выявил определенные проблемы в подготовке учащихся к написанию сжатого изложения, о чем было сказано выше. Следовательно, чтобы эффективнее шел процесс подготовки, следует продумать виды тренировочных упражнений для подготовки учащихся 5-9 классов к написанию сжатого изложения..

Необходимо совершенствовать формы промежуточного контроля по русскому языку с учетом новой формы итоговой аттестации.

На уроках развития речи необходимо достаточное внимание уделять упражнениям на восприятие и воспроизведение информации в различном объеме.

Каждый учитель вырабатывает свою систему подготовки девятиклассников к написанию сжатого изложения.  Я в своей работе пользуюсь многими источниками: специальной литературой (КИМы, тестовые задания, тренировочные упражнения), Интернет- ресурсами. Далее корректирую полученный материал в соответствии с уровнем подготовки класса. Я убеждена, что подготовка к написанию сжатого изложения - процесс длительный. Начинать работу нужно не с 9 класса, а с 5-го.  

Предлагаемый подготовительно-тренировочный курс предназначен для учащихся 7 классов и рассчитан на 34 часа. Он отвечает важным целям: начиная с 7 класса, знакомит с практикой экзамена по русскому языку в новой форме (ГИА) и намечает приоритеты подготовки к ЕГЭ в 11 классе.

Данный курс обеспечивает понимание системы знаний о языке, формирует стабильные навыки владения языком и совершенствование речевой культуры. Данный курс эффективен при организации занятий, ориентированных на подготовку к итоговой аттестации, где независимо от формы проведения учащиеся должны продемонстрировать результаты овладения нормами современного русского языка, основами культуры устной и письменной речи.

Цель: обеспечение начальной подготовки учащихся 7-х классов к прохождению итоговой аттестации по русскому языку.

Задачей курса является формирование навыков, обеспечивающих успешное прохождение итоговой аттестации.

В ходе занятий учащиеся должны научиться: 

овладеть комплексом умений, определяющих уровень языковой и лингвистической компетенции 7-классников;

научиться грамотно писать сжатое изложение;

владеть формами распознавания структуры и содержания  текста;

работать с тестовыми заданиями: самостоятельно (без помощи учителя) понимать формулировку задания  и вникать в её смысл;

четко соблюдать инструкции, сопровождающие задание;

самостоятельно ограничивать  временные рамки на выполнение заданий;

На каждом занятии предусматривается теоретическая часть (повторение правил, изучение трудных случаев правописания, определение этапов создания текста) и практическая часть (выполнение различных упражнений, помогающих сформировать языковую, лингвистическую и коммуникативную компетентности; закрепить знания орфографических и пунктуационных правил, приобрести устойчивые навыки).

Учимся писать сжатое изложение

Первая часть работы  ГИА – это написание сжатого изложения по тексту публицистического или научного стиля. Сжатое изложение – это форма обработки информации исходного текста, позволяющая проверить комплекс необходимых жизненных умений, важнейшими из которых являются следующие:

— умение точно определять круг предметов и явлений действительности, отражаемой в тексте;

— умение адекватно воспринимать авторский замысел;

— умение вычленять главное в информации;

— умение сокращать текст разными способами;

— умение правильно, точно и лаконично излагать содержание текста;

 — умение находить и уместно использовать языковые средства обобщённой передачи содержания.

Чтобы хорошо справиться с этим видом работы, ученика необходимо, прежде всего,  научить понимать, что любой текст содержит  главную и второстепенную информацию. Главная информация – то содержание, без которого будет неясен или искажён авторский замысел. Следовательно, нужно научить  воспринимать текст на слух так, чтобы ученик точно понимал его общую тему, проблему, идею, видел авторскую позицию. Учащийся должен также тренироваться в определении микротем,  являющихся составной частью общей темы прослушанного текста.

Дата

Тема занятия

Виды деятельности

1

Структура экзаменационной работы в формате ГИА. Число и вид заданий. Знакомство с критериями оценки выполнения заданий.

Изучение инструкции по выполнению

 экзаменационной работы по русскому

 языку. Знакомство с критериями

оценки выполнения заданий.

Часть 1

2

Задание С1. Что такое тема, микротема. Микротемы исходного текста. Абзацное членение текста.

Работа с текстом, границы микротем

 исходного текста.

3-4

Практическая работа «Членение текста на абзацы»

Работа с текстами. Составление плана текста.

5

Задание С1. Структурные особенности сжатого изложения.

Работа с текстом, определение темы,

идеи, ключевых (опорных) слов.

 Знакомство со структурными

особенностями сжатого изложения.

6

Задание С1. Основные приёмы компрессии исходного текста.

Работа с текстом. Знакомство

 с основными приёмами

компрессии исходного текста.

7

Задание С1. Основные приёмы компрессии исходного текста. Отработка приёма исключение.

Работа с текстом, отработка

приёмов компрессии исходного текста.

8-9

Практическая работа по отработке приема исключения.

Исключение из текста подробностей, деталей; удаление лишнего.

10

Задание С1 Основные приёмы компрессии исходного текста. Отработка приёма обобщение.

Работа с текстом, отработка

основных приёмов компрессии

исходного текста.

11-12

Практическая работа на отработку приема обобщения конкретных, единичных явлений.

Обобщение конкретных, единичных явлений.

13

Задание С1. Основные приёмы компрессии исходного текста. Отработка приёма упрощение.

Работа с текстом, отработка

основных приёмов компрессии

исходного текста.

14

Сокращение отдельных членов предложения в тексте.

Работа с текстом

15

Сокращение однородных членов предложения.

Работа с текстом.

16

Сокращение сложного предложения за счет менее существенной части

Работа с текстом.

17

Разбивка сложного предложения на сокращенные простые

Работа по индивидуальным карточкам.

18

Перевод прямой речи в косвенную.

Работа по индивидуальным карточкам.

19

Пропуск предложений, содержащих второстепенные факты.

Групповая работа с предложенными текстами

20

Пропуск предложений с описаниями и рассуждениями.

Групповая работа с предложенными текстами

21-22

Практическая работа по упражнениям на восстановление текста.

Групповая работа с предложенными текстами

23-24

«Испорченный текст»

Работа с испорченным текстом..

25-26

Комбинированные упражнения на понимание текста, восстановление логических связей.

Коллективная работа с предложенными текстами

27-28

Порядок слов. Восстановление правильного порядка слов в тексте.

Групповая работа с предложенными текстами

29-30

Правильный порядок предложений в тексте.

Восстановление правильного порядка предложений в тексте.

31-32

Комплексный анализ текста как  один из  видов упражнений подготовки к сжатому изложению.

Работа с рабочей тетрадью «Комплексный анализ» индивидуально.

33-34

Итоговая контрольная работа

Создание собственного текста

 изложения, оценивание работы.

Литература:

Хаустова Д.А. Написание сжатого изложения.-М,: «Экзамен», 2012г

.Шапиро Н.А. Подготовка к ГИА по русскому языку в 9-м классе: методика и практика.- М,:Педагогический университет «Первое сентября», 2011г

.Щербина И.В. Учимся писать изложение. – М, «Школьная пресса», 2005г

4.Мишина Т.И. Практические занятия по русскому языку. Подготовка к ГИА. 7класс -М.: Астрель, 2012г

     5. Добротина И.Г. Тематические тестовые задания для подготовки к ГИА. 7 класс.- ООО «Академия развития», 2012г


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Элективный курс «Подготовка к ГИА по русскому языку в 9 классе»

Подготовить учащихся к итоговой аттестации в новой форме. Аннотации....

Элективный курс «Подготовка к ЕГЭ по русскому языку»

Элективный  курс «Подготовка к ЕГЭ по русскому языку» для учащихся 10 кл...

Рабочая программа элективного курса "Подготовка к ГИА по русскому языку" 9 класс.

Рабочая программа элективного курса "Подготовка к ГИА по русскому языку" 9 класс на 18 часов....

Рабочая программа элективного курса по русскому языку «Подготовка к ОГЭ по русскому языку» 9 класс

Рабочая программа  спецкурса «Практикум по русскому языку. Подготовка к ОГЭ» составлена на основе  ОП МБОУ «СОШ №7» с учетом  программы элективного курса С.И.Львовой «Уроки словесности»...

ПРОГРАМММА элективного курса "Подготовка к ОГЭ по русскому языку" для учащихся 9 класса (34 часа)

Программа-победитель в номинации "лучшая методическая разработка" международного фестиваля работников образования "Педагогические идеи" 2015г.АННОТАЦИЯ Элективный курс «Подготовка учащихся к ОГЭ ...

Рабочая программа по русскому языку, 11 класс, элективный курс «Подготовка к ЕГЭ по русскому языку»

Рабочая программа по русскому языку, 11 класс, элективный курс «Подготовка к ЕГЭ по русскому языку»...