Эссе "История о том, как Педагог занимался инновационной деятельностью"
материал по теме

Игнатьева Ирина Юрьевна

Материал содержит эссе на тему "моя инновационная деятельность".  Это эссе было составлено для участия в конкурс "Сердце отдаю детям", который проводится  в системе дополнительного образования. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon esse.doc61.5 КБ

Предварительный просмотр:

      История о том, как  Педагог занимался инновационной деятельностью.

Хочу рассказать вам историю о том, как один Педагог занимался  росписью по дереву, инновационной деятельностью и мечтал научить детей учиться. Но сначала давайте попробуем разобраться, что такое инновационная деятельность.

Инновационная деятельность – это деятельность, обеспечивающая превращение идей в нововведение и формирующая систему управления этим процессом. Инновации в педагогике с одной стороны стали необходимостью, а с другой крайне рискованной зоной из-за отсутствия простых и ясных критериев оценки, так как требуют сложной экспертизы, которую сегодня приравнивают к виду исследовательской деятельности и которая зависима от субъективного опыта эксперта. В дополнительном образовании нет федерального образовательного стандарта, соответственно, задача учреждений дополнительного образования самим выработать эти стандарты. В учреждениях дополнительного образования детей образовательные программы различной направленности являются основными. Так как законом установлено, что содержание образования определяется образовательной программой разрабатываемой, принимаемой и реализуемой образовательным учреждением самостоятельно, то педагогам приходится чаще всего создавать эти программы самим.

         Вот и наш Педагог  решил создать программу, которая помогла бы ему научить детей росписи по дереву. Создание собственной образовательной программы – это творческий процесс, проект, который начинается с потребности в изменениях, сбора информации и анализа уже существующего и личного, и приводит к заданным, желаемым результатам, к достижению поставленной цели в теоретическом и практическом смысле.  Имея идею  по созданию образовательной программы для росписи по дереву  Педагогу, прежде всего, оказалось необходимым сформулировать цели и задачи, определить ресурсы (информационные, материальные, технические, человеческие – количество участников проекта и т.п.).

         Много лет назад, когда Педагог работал учителем рисования и не знал такого слова как «инновация», им была предпринята попытка, создать интегрированную программу (совместно с учителем музыки) по «русскому народному творчеству». Именно тогда произошел анализ и формулирование проблемы о необходимости создать свой проект-программу о русском народном декоративно-прикладном творчестве. В этой программе рассматривались основные виды народного декоративно-прикладного искусства в комплексе с музыкальным творчеством русского народа. Тогда, в  процессе работы, были  определены Педагогом  главные принципы создания программы:

  • центральный объект – человек – его рождение, пестование, возрастание, жизненная философия;
  • фольклор, как школа творчества, как среда для проявления своей уникальности и индивидуальности;
  • доступность – учебный материал выстроен от простого к сложному, от элементов к целому, от малых форм к обрядам;
  • красота неотделима от пользы, а польза от красоты;
  • использование высокохудожественных фольклорных образцов;
  • пассивная и активная формы освоения материала;
  • основа – поисково-исследовательская деятельность обучающихся.

Эти же принципы были использованы Педагогом и сейчас, когда он оказался во Дворце детского творчества,  при создании образовательной программы по росписи.  Теперь ему нужно было проанализировать ситуацию, сформулировать задачи - создать мысленный мостик от существующего к желаемому. Идей было много, и работа пошла. Педагогу хотелось их проверить, выбрать и проверить наиболее продуктивные. Имея первые варианты решения поставленной задачи, необходимо было определить внешние условия существования проекта-программы (временные, пространственные, роль каждого ученика в его реализации). И вот все проработанное на предыдущих этапах соединилось в единую структуру, общую форму, единый образ – образовательную программу по росписи «Тарарушки». Педагог решил: «Пора! Буду пробовать, осваивать, внедрять все то, что собрал и придумал!»

Для реализации данного педагогического проекта, то есть выполнения целей и задач, поставленных при создании программы, Педагог использовал разные  методы:

  • Педагог конструировал – мысленно выстраивал варианты решения проблемы педагогическими средствами;
  • Педагог моделировал – обдумывал много вариантов конструирования развития педагогической системы;
  • Педагог проектировал – разрабатывал обоснованную форму модели педагогической системы;
  • Педагог планировал (фиксировал способ реализации проекта) – описывал функциональную и временную детализацию педагогической деятельности по реализации проекта (достижение сформулированных целей, определение порядка, последовательности, сроков, темпов распределения сил и средств);
  • Педагог программировал – составлял полное всестороннее обоснование реализации проекта с прогнозом ожидаемого эффекта, состоящее из блоков: целевого, обеспечивающего, ресурсного, организационного и результирующего;
  • Педагог создавал технологию – подготавливал к практической деятельности программу,  предусматривающую возможность достижения цели.

Педагог, при составлении программы, основной упор делал не на изучение традиционных российских промыслов по росписи и их освоение, а на пробуждение в детях желания самостоятельного творчества, создания современных изделий. В современной росписи тесно переплелись традиции старинных промыслов с новыми элементами декоративно-прикладного искусства. Традиции стали основой, своего рода канвой, которая заполнилась новыми элементами «свободной» техники. Внедряя свои идеи и используя новшества, Педагог не забывал, что народное искусство не отражение в произведении мировосприятия отдельной личности, а отражение в предметах народного творчества образного освоения мира целого народа.

Используя свои новшества, длительное время Педагог добился того, что они стали для учеников элементами повседневной практики. Все ученики стали активными участниками познавательного процесса - активной познавательной деятельности, где каждый ученик применял новые знания на практике и четко осознавал, где, каким образом и для каких целей эти знания могут быть применены. Во всех итоговых работах, выполняемых самостоятельно, ученики использовали свободную технику, где проявляли свою индивидуальность в решении художественных задач и все свои старания  направляли на  создание собственной техники росписи. В конце обучения ученики, овладев комплексом художественно-практических умений и навыков, смогли самостоятельно расписывать изделия. В течение каждого года обучения Педагог  предусмотрел проведение выставок на разных уровнях, участие в конкурсах, ярмарках. Для особо успешных детей проведение персональных творческих выставок стало хорошим стимулом. Большая отчетная выставка творческих работ учащихся завершала каждый год обучения. А еще Педагог научил учеников любить и уважать творчество других мастеров, совместно посещая всевозможные выставки, музеи декоративно-прикладного и этнографического направления. Экскурсии, праздники и мероприятия внутри коллектива и вне него тоже полюбились ученикам.

Развитие индивидуальных возможностей ребенка средствами декоративно-прикладного искусства стало для Педагога главной целью всей его работы. Ничего не укрылось от внимательных  глаз - для одаренных, талантливых детей и для детей с ограниченными возможностями он создавал программы индивидуальной работы и педагогического сопровождения. Не забыл и детей, которые освоили основной курс, но не утратили интереса к данному виду деятельности и хотели продолжать обучение. Такие программы включали в себя пояснительную записку, учебно-тематический план, творческий план, организационное обеспечение программы и анализ работы по программе (по разделам). Составляя программы для индивидуальной работы, Педагог  не повторял основной курс, а - во-первых: учитывал интересы и возможности обучающегося; во-вторых: составлял планирование на  опережение или корректировку; в-третьих: обогащал учебный материал дополнительными сведениями и информацией. Особое значение придавал Педагог творческому плану, так как индивидуальное обучение оценивается  результатами – созданием творческих работ и уровнем их исполнения.

        В дополнительном образовании педагоги чаще всего используют групповую форму занятий. Индивидуальная работа  используется для одаренных детей или детей с проблемами здоровья. О работе с такими детьми говорилось выше. Но Педагог считал, что есть еще группа учащихся, которая требует индивидуального подхода: некоторые ученики, прошли и успешно освоили основную программу.  Эти ученики принимали активное участие в подготовке праздников и других мероприятий в коллективе, продемонстрировали стойкий повышенный интерес к изучаемому материалу и желание получить углубленные знания в данном виде деятельности, а также познакомиться с основами учебно-методической работы.

        Именно для этой группы  учащихся Педагогом была создана дополнительная к основному курсу программа для инструкторов-кружковцев, которая была рассчитана на индивидуальное обучение. Главной целью этой программы стало создание благоприятных условий для формирования базовых знаний и умений, направленных на творческую исследовательско-методическую деятельность. Возможность работать совместно, в сотрудничестве при решении разнообразных проблем, проявляя при этом определенные коммуникативные умения, возможность широкого общения со сверстниками и взрослыми, возможность свободного доступа к необходимой информации с целью формирования собственного независимого, но аргументированного мнения, возможность  всестороннего исследования этой информации очень привлекали Педагога. Основной идеей этой программы Педагог сделал самостоятельное творчество на основе полученных знаний. На занятиях юные инструктора изучали основы изобразительной, художественно-оформительской (рекламный проспект, иллюстрирование карточек), учебно-методической (составление тестов, технологических карт, помощь при проведении занятий), культурно-массовой (составление сценариев, проведение праздников, копилка игр), исследовательско-поисковой деятельности (рассказы, сочинения, доклады, рефераты, составление картотек и словарей), основы декоративной композиции, выполняли практические задания.

        Также для удовлетворения познавательных интересов детей  Педагогом был создан элективный курс «Экономика и путешествия». Несмотря на название курса, основой его содержания явилась изобразительная деятельность и декоративно-прикладное  искусство разных народов. Этот элективный курс создал условия для самообразования, формирования у обучающихся умений и навыков самостоятельной работы в определенных видах деятельности, самоконтроля своих достижений  и дал возможность сформировать у учеников способность ориентироваться в мире современных профессий, познакомить их со спецификой типичных для этих профессий видов деятельности.  Курс «Путешествие и экономика» предназначался учащимся старших классов и, несмотря на кажущееся отсутствие взаимосвязи с курсом «Тарарушки» и курсом для инструкторов-кружковцев, явился их логическим продолжением, так как проектная и исследовательская деятельность есть приоритетная форма обучения во всех этих программах. А проектные, игровые, этнокультурные,  витагенные  технологии (обучение, основанное на актуализации жизненного опыта, личности, ее интеллектуально-психологического потенциала в образовательных целях) Педагог активно использовал для того, чтобы научить учеников учиться.  «Плохой учитель преподносит истину, хороший учит ее находить» - эти слова А.Дистервега он  принял как руководство к действию!

        Современную программу невозможно представить без учебно-методического комплекса, поэтому параллельно созданию образовательной программы, Педагог создавал учебные и методические пособия, пакет материалов, обеспечивающих индивидуальную поддержку учащемуся в освоении образовательной программы, его социальном и профессиональном самоопределении. Современное обучение немыслимо без использования раздаточного материала, дидактических, информационных и справочных материалов, тематических пособий, конспектов занятий, научной, специальной и методической литературы, задач и заданий, решаемых по образцу, задач и заданий творческого характера и т.п. Особое место при работе с детьми Педагог отвел дидактическим играм, ведь игра – это главное занятие, через которое дети познают окружающий мир и получают социальные и коммуникативные навыки. Такие игры как «Помогаем реставраторам», «Северодвинские росписи», «Движущиеся фигурки», «Письмена» и другие полюбились ученикам и оказались очень полезными в освоении нового материала и новых техник росписи. В помощь обучающимся оказалось необходимым создать сборник упражнений, заданий.  Такое методическое пособие для обучения содержащее теоретический материал, упражнения, учебные и творческие задания по различным темам программы Педагог оформил в сборник  в виде рабочей тетради для учащихся. При составлении заданий он  тщательно отобрал учебный материал, умело составил условия  заданий.  Подобные рабочие тетради  в помощь учащимся были разработаны  им  по всем темам программы  обучения.

        В своем инновационном  опыте Педагог использовал новые методики преподавания, новые способы организации занятий, новшества в организации и содержания образования, методы оценивания образовательного результата. Иногда Педагог разрушал традиционные системы преподавания в организации занятий и использовал метод проектов,  индивидуальные образовательные траектории, тьюторство в котором Педагог выстраивал и складывал характер занятий  исходя из познавательного интереса, склонностей, способностей восприятия ученика. А иногда Педагог использовал традиционные системы организации занятий, меняя лишь методики: создавал профильные, специальные группы для изобразительной или исследовательской деятельности,  проводил коллективные занятия с созданием ситуации взаимообучения или использованием дидактических игр, викторин, тематических праздников.

Работу Педагог направил на личность каждого отдельного ученика, на выявление его субъективного, уникального, неповторимого жизненного опыта. Он дал детям возможность выбирать способы и формы учебной работы и характер ответов, при этом оценивались не только результаты, но и сам процесс их достижения. Системная работа в этом направлении дала возможность Педагогу  создать особую образовательную среду, необходимую для реализации личностно- ориентированного подхода, организовать условия для проявления учащимися индивидуальности и охватить все ступени обучающихся.

Важным моментом работы Педагога стала диагностика, методы оценивания результатов.  Диагностика оказалась нужна Педагогу для выявления эффективных педагогических процессов и социально-педагогических проблем и прогностико-проектировочной деятельности с прогнозированием, проектированием педагогических процессов и развитием отдельных личностей и всего коллектива, как объектов педагогической деятельности.

Еще одной задачей Педагога явилась организация педагогической деятельности в сферах воспитания, профессиональной ориентации, досуга детей входящих в объединение; осуществление взаимодействия образовательных, культурных учреждений, отдельных благотворителей и благотворительных обществ и организаций. Вместе с учениками он  бывал на днях открытых дверей в средних и высших учебных заведениях, на международных  тематических форумах с защитой своих работ, участвовал в благотворительных акциях и ярмарках, проводил совместные с учениками мастер-классы для других детей.

В 2003 году программе «Тарарушки» был присвоен статус авторской на уровне учреждения. В 2004 году программа участвовала во Всероссийском открытом конкурсе «Педагогические инновации – 2004» по направлению «художественная роспись по дереву», где была отмечена дипломом лауреата конкурса и медалью имени Я. Корчака.

…Шло время. Педагог работал, менялся. Менялась и его программа - она дополнилась подготовительным курсом для детей 1 ступени, пополнилась методическими разработками для Педагога и обучающихся. Педагог снова искал, повышал свое мастерство и мечтал…

  Педагог не успокоился на достигнутом и не гордился, а продолжал движение  вперед,  как вечный двигатель – учился сам и учил учиться детей!  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методический семинар: "Самообразование и инновационный поиск, ориентация педагога на инновационную деятельность"

Цель: выявить влияние самообразования на педагогическое мастерство и профессиональный рост педагогаЗадачи: 1. Раскрыть теоретические аспекты проблемы развития способности педагога к са...

Самообразование и инновационный поиск учителя, ориентация педагога на инновационную деятельность

Самообразование – одна из форм повышения профессионального мастерства педагогаМастерство учителя – это специальность, которой надо учиться...

Мотивационная готовность педагога к инновационной деятельности.

Статья на тему "Мотивационная готовность педагога к инновационной деятельности"....

Анкеты на определение уровня готовности педагогов к инновационной деятельности

Анкеты на определение уровня готовности педагогов к инновационной деятельности...

• Анкеты на определение уровня готовности педагогов к инновационной деятельности

Анкеты на определение уровня готовности педагогов к инновационной деятельности...

• Анкеты на определение уровня готовности педагогов к инновационной деятельности

Анкеты на определение уровня готовности педагогов к инновационной деятельности...