Открытый урок по музыкальной литературе на тему "Форма рондо"
план-конспект урока по теме

Колесникова Татьяна Ивановна

Первый год обучения

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon otkrytyy_urok_po_muz.lit_.doc63 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Открытый урок по музыкальной литературе на тему «Форма рондо»

Первый год обучения

Цели урока:

  1. Методическая: привлечение интерактивных методов обучения как фактора                             повышения мотивации и интеллектуальной активности учащихся.
  2. Образовательная: обобщение знаний, полученных при изучении темы «Музыкальная форма», объяснение нового материала.
  3. Воспитательная: развивать эмоциональную отзывчивость на музыку.

Задачи урока:

  1. Продолжить работу по развитию навыков анализа формы музыкальных    произведений.
  2. Обогатить слуховой багаж учащихся новыми произведениями.
  3. Развивать умение «активно» слушать музыку.

Тип урока: знакомство с новым материалом.

Методические материалы: раздаточный материал (таблицы с тестами), CD-диски, музыкальный центр, DVD.

Предполагаемый результат:

  1. Осознание учащимися понятий «Музыкальная форма», «Форма рондо».
  2. Запоминание детьми новых музыкальных произведений.

План урока:

  1. Повторение

Наш урок посвящён теме «Форма рондо». В начале занятия давайте вспомним выразительные средства музыки, некоторые инструменты симфонического оркестра.

Таблица№1. Соедини стрелочками названия выразительных средств музыки с нужными определениями:

Лад

Аккорды и их последовательность

Диапазон

Громкость звучания

Гармония

Расстояние между самым низким и самым высоким звуком инструмента

Темп

Скорость исполнения музыкального произведения

Динамика

Музыкальная ткань, которая составлена из выразительных средств музыки

Метр

Согласованность музыкальных звуков, разных по высоте

Фактура

Музыкальная мысль, выраженная одноголосно

Регистр

Окраска звука

Мелодия

Равномерное чередование сильных и слабых долей

Тембр

Объединение звуков в группы по высоте и окраске

 

Таблица№2. Помоги поэту закончить строки в стихотворении:

  1. «Имя всем моё известно,

Знаменит я повсеместно,

Я в оркестре - главный бас,

Потому что (контрабас)».

2. «Не сдержав тогда улыбки,

Зазвенели сёстры – (скрипки),

Захихикали,

Запиликали».

3. «Кто-то вышел – круглый, толстый,

Словно медный самовар:

«Может быть, пою я грубо,

Но на то и есть я (туба)».

4. «Вышла дудочка точёная.

Вся изящная и чёрная:

«Я на весь известен свет,

А зовут меня (кларнет)».

5. «Не люблю я шуток странных!-

Глухо вымолвил (гобой) -

Я из рода деревянных,

Я из группы духовой.

Уважает меня

Деревянная родня».

6. «Все затихли, замолчали.

Вдруг (тарелки) застучали,

Медные, тонкие,

Звонкие-звонкие».

7. «Тут, сверкая чёрным лаком,

В наступившей тишине,

Белозубый и трёхлапый.

Подошёл (рояль) ко мне».

На прошлых уроках мы узнали, что у любого музыкального произведения есть своя  форма и познакомились с некоторыми из них. Перечислите. (период, двухчастная с репризой и без репризы, трёхчастная с репризой и без репризы, вариации).

Давайте вспомним, что такое вариации? (Вариации – это форма, которая состоит из темы и её изменённых повторений). Какие типы вариаций вы знаете? (basso ostinato, soprano ostinato, классические-строгие, романтические-свободные). Как называются вариации с такой схемой – A A1A2A3 B B1B2B3 ? ( двойные ).

  1. Объяснение нового материала

Принцип повторности лежит в основе ещё одной музыкальной формы – рондо. Здесь в старину был популярен хороводный танец с пением. Танец назывался «рондо», что и означает «круг, хоровод». В рондо есть наиболее важная тема – рефрен. Она повторяется несколько раз, чередуясь с новыми темами – эпизодами.

Возможно, музыкальная форма рондо заимствовала что-то от поэзии. Ведь ещё в Средние века были известны стихи, в которых отдельные строки повторялись, чередуясь с новыми. Они тоже назывались «рондо». Вот отрывок стихотворения-рондо французского поэта 19 века Пьера Беранже.

«Пляши, счастливый наш народ!

Скорей затейте хоровод!

Звучите стройно, не вразброд,

И флейты, и фагот!

Старик-король, укрывшись в башне-келье,-

О нём нам страшно и шепнуть,-

Решил на наше скромное веселье

Сегодня издали взглянуть.

Пляши, счастливый наш народ!

Скорей затейте хоровод!

Звучите стройно, не вразброд,

И флейты, и фагот!

Народ поёт, смеётся, веселится…

Король чурается людей.

Вельмож, народа, бога он боится,

Наследника-всего сильней.

Пляши, счастливый наш народ!

Скорей затейте хоровод!

Звучите стройно, не вразброд,

И флейты, и фагот!

Давайте то, что повторяется в этом отрывке, обозначим буквой А, а то, что изменяется,- соответственно В и С (читается ещё раз стихотворение). Получилась схема формы рондо:

А В А С А

Такое же строение будет иметь и музыкальная форма рондо. А – это рефрен, В и С – эпизоды. Причём рефрен в форме рондо должен повториться не менее трёх раз. (Записать определение: Рондо – это форма, основанная на чередовании рефрена с эпизодами).

В такой форме написана 3 часть «Сонаты Ре мажор» Й.Гайдна. Давайте послушаем её (звучит 3 часть сонаты).

Форма рондо широко используется не только в инструментальной, но и в вокальной музыке. Например, рондо Фарлафа из оперы М.И.Глинки «Руслан и Людмила». Трусливый витязь наполнен горделивой мыслью о победе над своим соперником и думать не может ни о чём другом, а потому твердит без конца: «Близок уж час торжества моего!» (звучит рондо Фарлафа).

  1. Закрепление нового материала

Ответьте, пожалуйста, на вопрсы:

1) Что означает слово «рондо»?

2) Назовите схему формы рондо.

3) Как называется главная, повторяющаяся тема рондо?

4) Какие произведения мы сегодня послушали?

5) Какое произведение вам больше всего запомнилось?

Таблица№3. В музыкальную библиотеку проник шаловливый щенок и перемешал содержимое двух ящиков. Помоги библиотекарю разложить всё по местам, соединив стрелочками разбросанные бумаги с нужными ящиками.

1ящик -                                             КРУГ             basso ostinato

                                                                     остинато

                                                          свободные

                                                                                        рефрен

                                                            эпизод

                                                                                   строгие

2ящик -                                    Фарлаф

                                                                        двойные

                                                      тема                                АВАСА

                                                                  хоровод

  1. Проверка домашнего задания

Показать схемы-картинки на форму период, двухчастная с репризой и без репризы, трёхчастная с репризой и без репризы, вариации.

  1. Домашнее задание

1) Нарисовать схемы-картинки формы рондо.

2) Записать по памяти название произведений, о которых велась речь на уроке, и их авторов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытый урок по музыкальной литературе "Вокальное творчество М.И.Глинки"

Открытый урок с учащимися третьего года обучения по музыкальной литературе....

Презентация к уроку по музыкальной литературе для учащихся 4 класса "Музыкальные жанры. Марш"

Настоящий урок предназначен для учащихся 4-х классов ДМШ и ДШИ по предмету музыклаьная литература. Цель урока - рассказать о музыкальных жанрах (марш) . Рассмотреть их разновидности, классификации с п...

Материал для открытого урока по музыкальной литературе для ДМШ и ДШИ

Материал к открытому уроку "ПЕСНИ о войне и ВЕЛИКОЙ ПОБЕДЕ", посвященному 75-летию со дня победы в Великой Отечественной войне. Цель урока - Воспитание патриотических чувств у подрастаю...

Материал к открытому видео уроку по музыкальной литературе

Презентация к открытому уроку "ПЕСНИ о войне и ВЕЛИКОЙ ПОБЕДЕ", посвященному 75-летию со дня победы в Великой Отечественной войне.Песни военных лет сопровождали солдат в походе, на привале, ...