Дополнительная образовательная программа "Мягкая игрушка" .
рабочая программа (6 класс) по теме

Петухова Татьяна Анатольевна

Дополнительная образовательная программа "Мягкая игрушка"  для детей 11-15 лет, рассчитана на 2 года обучения, 4 часа в неделю.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное образовательное учреждение дополнительного                                                                     образования детей Аннинский дом детского творчества

УТВЕРЖДЕНО        

протокол педсовета№ 1                                

от 30.08.2013 г.

приказ № 26 от 03.09.13 г.        

по МКОУ ДОД Аннинскому ДДТ

Директор__________        

         Н.А. Гоголева        

                                                                                       

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА

«МЯГКАЯ ИГРУШКА»

МКОУ ДОД Аннинского ДДТ

на базе КУВО «Аннинская специальная общеобразовательная школа»

                                                                                               Возраст: 11-15 лет

                                                                                               Срок реализации: 2 года

                                                     

           

                               Программа разработана  педагогом

                                                                             дополнительного образования

                                                                            Петуховой Татьяной Анатольевной в 2013г.

                                     

п. г. т. Анна

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

       Дополнительная образовательная   программа  «Мягкая игрушка» МКОУ ДОД Аннинского  ДДТ на базе КУВО «Аннинская специальная общеобразовательная школа»  художественно-эстетической направленности рассчитана на возрастную категорию подростков среднего школьного возраста 11 – 15 лет. Срок реализации программы 2 года.

       Всем известно, как дети любят мягкие игрушки: меховые, плюшевые, из цветных лоскутков, из сукна. Они теплые, пушистые. Но ни с чем нельзя сравнить игрушку, сшитую своими руками: в нее вложена частица души ребенка. Немного неуклюжая, косоватая игрушка очень дорога ребенку и любима им. Опыт показывает, что изготовление игрушек увлекает не только девочек, но и мальчиков.  

       Актуальность образовательной программы обусловлена тем, что изготовление игрушки – это не только игра и развлечение, это способ творческого самовыражения, приобретение жизненных навыков, развитие творческой инициативы, воображения, воспитание художественного вкуса.

       В процессе работы по данной программе обучающиеся объединения получают навыки работы с тканью, мехом, фурнитурой, осваивают определённые технологические операции, узнают об истории игрушки, её видах, о материалах и инструментах для выполнения мягкой игрушки, учатся различным видам швов, выполнению выкроек, раскрою ткани, меха, сборке игрушек.

      Мало научить детей ремесленным навыкам, способам работы с разными материалами, главное – вложить в их работы чувства, личностное отношение к задуманному произведению.

Цель данной программы: развитие художественно - творческих способностей каждого ребенка в процессе постижения мастерства пошива игрушек. Она достигается при решении ряда задач:

обучающие:

  • обучить практическим навыкам работы с разными материалами и инструментами;
  • обучить правилам безопасной работы с материалами и инструментами;
  • познакомить с назначением и областью применения материалов, экономному их использованию;

развивающие:

  • развивать воображение, наблюдательность, неординарное мышление, внимательность, усидчивость и аккуратность;
  • расширять сенсорный опыт, развивать моторику рук;
  • развивать умения и навыки работы с ручными инструментами и разными материалами;
  • формировать эстетический и художественный вкус;

воспитательные:

  • воспитывать чувство коллективизма, нравственно-этических норм межличностных взаимоотношений, умений и навыков поведения и работы в коллективе;
  • воспитывать трудолюбие, уважительное отношение к людям и результатам их труда.

     Учитывая возрастные и психологические особенности обучающихся, на занятиях сочетаются коллективная, групповая и индивидуальная формы работы.

      Программа рациональна и реалистична, потому что её содержание, формы и методы за короткий срок позволяют  получить оптимальный педагогический результат – основы востребованных на сегодняшний день качеств личности: познавательной творческой активности, навыков работы с тканью и мехом, умения выполнять выкройки, создавать игрушки, творчески мыслить.

       Наполняемость группы  регламентирует Устав учреждения.  Группа первого года обучения формируется на основе предварительного собеседования и начальной диагностики индивидуальных возможностей. Состав группы первого года обучения 12 человек. Занятия проводятся 2 раза в неделю по 2 академических часа по 40 мин., годовое  количество часов 144.

 Обязательное требование к количественному составу группы второго года обучения – сохранность 70% контингента первого года обучения.

По окончании двухлетнего программного курса обучающийся объединения «Мягкая игрушка» должен знать:

- основы построения выкройки и раскроя ткани и меха;

- порядок выполнения технологических операций по созданию игрушки;

- разновидности игрушек;

- виды швов;

- быть компетентным в выборе материала и цветового решения игрушки.

Должен уметь:

- осуществлять организацию и планирование собственной трудовой деятельности, контроль над ее ходом и результатами;

- изготавливать мягкую игрушку из доступных материалов по 2-6 выкройкам описанию;

- выбирать материалы с учетом свойств по внешним признакам;

- проектировать собственную игрушку и шить по своему замыслу;

- осуществлять декоративное оформление и отделку сшитой игрушки;

      Оценка успешности реализации возможностей, умений и навыков происходит в процессе изготовления игрушек. Методы оценки – тестирование, зачёт, конкурсы, выставки.

      Непосредственное применение полученного опыта происходит в процессе проведения школьных и муниципальных  мероприятий (выставок, отчётов, фестивалей, неделей творческого мастерства) и способствует формированию адекватной положительной самооценки.

УЧЕБНО - ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН 1 ГОД ОБУЧЕНИЯ

№ п/п

Название тем, разделов

Количество часов

Теория

Практика

Всего

1.

Вводное занятие.

1

1

2.

Направление «Я учусь».

Материал в игрушке.

1

1

2

Цвет в игрушке.

1

1

2

Инструменты, необходимые для работы.

1

1

2

Материалы, необходимые для работы.

1

1

2

Правила безопасного труда.

2

4

6

Краткий словарь терминов.

1

1

Полезные советы.

1

4

5

Работай правильно.

2

4

6

Правила выполнения различных швов.

2

4

6

Правила раскроя.

2

4

6

Правила оформления глаз у игрушек.

1

2

3

3.

Направление «Я знаю».

Инструктаж.

2

2

Тестирование.

2

2

Творческие практикумы.

2

6

8

4.

Направление «Я умею и делаю».

Плоские игрушки.

2

2

4

Полуобъёмные игрушки.

2

8

10

Бескаркасные игрушки.

2

8

10

Объёмные игрушки.

4

62

66

                                       Всего:

32

112

144

УЧЕБНО - ТЕМАТИЧЕСКИЙ ОБУЧЕНИЯ   ПЛАН 2 ГОДА  ОБУЧЕНИЯ

№п/п

Название тем, разделов

Количество часов

Теория

Практика

Всего

1.

Вводное занятие.

1

1

2.

Направление «Я учусь».

Игрушки из лоскутов.

1

2

3

Аппликация.

3

6

9

 Куклы и сказочные игрушки.

2

7

9

Полезные советы.

1

2

3

3.

Направление «Я умею и делаю».

Игрушки из  мультфильмов.

2

10

12

Объёмные меховые игрушки.

6

80

86

Игрушки – помощники.

2

5

7

Полезные игрушки для дома и семьи.

2

12

14

Всего:

20

124

144

СОДЕРЖАНИЕ РАЗДЕЛОВ И ТЕМ ПРОГРАММЫ

ПЕРВЫЙ ГОД  ОБУЧЕНИЯ

Вводное занятие.

Знакомство с программой деятельности  объединения «Мягкая игрушка». Игра «Расскажи мне о себе». Традиции объединения.

Направление «Я учусь».

Материал в игрушке.

Виды тканей. Особенности тканей. Мех. Драп. Трикотаж. Ратин. Как подобрать материал. Волшебный магазин тканей.

Цвет в игрушке. Сочетание цветов. Тёплые и холодные цвета. Оттенки цветов. Дополнение – украшение.

Инструменты, необходимые для работы.

Шкатулка «Город швейных принадлежностей». Ножницы. Иглы. Инструктаж по т\б. Булавки. Напёрсток. Нитковдеватель. Утюг. Особенности работы с этими инструментами.

Материалы, необходимые для работы.

Клей ПВА. Карандаши. Фломастеры. Бумага. Калька. Мел. Мыло. Картон. Клеёнка. Проволока. Лейкопластырь. Особенности работы и назначение этих материалов.

Правила безопасного труда.

Работа с бумагой и ножницами. Работа с иглами и булавками. Безопасность при работе с утюгом.

Краткий словарь терминов.

Особенности работы с чертежами. Условные обозначения. Специальные термины: аппликация, вспушной шов,  выкройка, вытачка,  долевая нить, каркас, крой, надсечка, обмётка, припуск, смётка, срез, стежок, утяжка, шаблон, эскиз.

Работай правильно.

Правила изготовления шаблона. Правила закрепления нити. Правила смётки деталей. Правила соединения деталей.

Полезные советы.

Как отмерить нить для работы. Как вдеть нить в иголку. Как завязать узелок. Какую иглу выбрать.

Правила выполнения различных швов.

Шов «вперёд иголку».  Шов «назад иголку». Шов « через край». «Петельный»  шов. Потайной шов. Меховой шов.

Правила раскроя.

1 способ.

2 способ.

Крой из ткани. Крой их меха. Особенности кроя.

Правила оформления глаз и носов у игрушек. Место глаз. Место носа. Особенности. Ошибки. Фурнитура.

Направление «Я знаю».

Инструктаж по технике безопасности работа с иглой и ножницами).

Тестирование  (виды швов, условные обозначения).

Творческие практикумы  пришивание носов, глаз и т.п.),

Направление «Я умею и делаю».

Плоские игрушки «Заяц, «Корова», «Птенец», «Весёлая лошадка».

Полуобъёмные игрушки: «Киса-мурыса», «Матрёшка», «Гусеница», «Рыбка».

Бескаркасные игрушки: «Кот –толстопуз», «Черепаха», Божья коровка», «Лошадка», «Зайка», «Щенок», «Собачка», «Радужка», «Пингвин», «Снеговик».

ВТОРОЙ ГОД ОБУЧЕНИЯ.

Вводное занятие.

 Анализ работы. Результаты работы за год. Ближние перспективы. Цели работы. Знакомство с планом.

Направление «Я учусь».

Игрушки из ниток и лоскутов. «Осьминожка», «Горцы», «Грибок»,

«Игольница», « Лягушка», «Мышка».

Кошелёк «Солнышко», банки-сувениры, «Лошадка», «Слоник».

Куклы и сказочные герои.

«Старичок-лесовичок», «Веснушка», «Клоун», «Кот в сапогах», «Дед мороз», «Снегурочка», «Медведь», «Вини-пух».

Полезные советы.

Набивка деталей игрушек. Крепление конечностей.

Направление «Я знаю».

Литературная викторина «В стране литературных героев».

Конкурс на лучшую игрушку к новому году, 8 марта.

Зачёт «Правила оформления игрушек».

Игра-викторина «Угадай-ка».

Выставка творческих работ «Придумаем сами».

  Направление «Я умею и делаю».

Игрушки из мультфильмов. «Лунтик», «Попугай Кеша», «Микки-Маус», «Заяц»,  «Крокодил Гена», «Козлёнок».

Объёмные игрушки.

«Медведь», «Котёнок», «Мышка», «Розовый  слон», игрушки – помощники:   прихватка, грелка «Тыква», «Нотная радуга», коврик «Лес», подушка «Щенок», подушка «Сердце».

МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ

№П\П

ТЕМА

ФОРМЫ, ПРИЁМЫ, МЕТОДЫ

ДИДАКТИЧЕСКОЕ, ТЕХНИЧЕСКОЕ ОСНАЩЕНИЕ

ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ

1 год обучения.

Материал в игрушке.

Цвет в  игрушке.

Инструменты и

материалы, необходимые для работы.

Правила безопасного труда.

Краткий словарь терминов.

Работай правильно.

Правила выполнения различных швов.

Правила раскроя.

Правила оформления глаз и носов у игрушек.

Творческие практикумы

Плоские игрушки.

Бескаркасные игрушки.

Объёмные игрушки.

   

2 ГОД ОБУЧЕНИЯ.

Игрушки из ниток и лоскутов.

Аппликация.

Куклы и сказочные герои.

Полезные советы.

В стране сказочных героев.

Игрушки из мультфильмов.

Объёмные меховые игрушки.

Полезные игрушки для дома  и семьи

Наглядность

презентация

Демонстрация

Инструктаж

Игра

Презентация

советы

Презентация

наглядность

Показ

практическая работа

Экскурсия в магазин игрушек

Конкурс

Практическая работа

Пошив

Презентация

лекция

Презентация

демонстрация

фильм

Викторина, пошив

Советы на плакате

викторина, пошив

Игра «Угадай-ка»

Объяснение

лекция

Презентация

демонстрация

Образцы тканей и меха, модели игрушек различной цветовой гаммы

Инструменты и материалы

Инструкция

плакаты

Таблички, карточки

Ноутбук

картинки

Наборы с видами швов

Лекала, набор чертёжных инструментов

Игрушки с различным оформлением глаз и носов

Наборы для выполнения

Наборы для работы

шаблоны, фурнитура

ноутбук, наборы для шитья, шаблоны

Виды игрушек, материалы для работы

Ткани, мех, шаблоны

ноутбук

Методическая разработка

Набор инструментов

Методразработка, шаблоны

Картинки

ноутбук

игрушки, наборы для шитья

Подушки-игрушки, игрушки-прихватки

Тестирование, коллективное обсуждение.

Тестирование

Зачёт

Зачёт

Тестирование

Тестирование

Выполнение выкроек

Оформление игрушек

Выставка

Выставка

Выставка

Выставка

конкурс

Викторина

Практическая работа

Викторина

Выставка

Выставка

Выставка

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Агапова И.,  Давыдова М.  «Мягкая игрушка своими руками», «Айрис – пресс», Москва, 2002 г.

2. Ефимова А.В.  «Работа с мягкой игрушкой в начальных классах», «Просвещение», Москва, 1978 г.

3. Городкова Т.В., Нагибина М.И. «Мягкие игрушки-мультяшки и зверюшки», «Академия развития», Ярославль, 1985 г.

4. Кочетова С. «Мягкая игрушка», «ЭКСМО», Москва, 2003 г.

5. Петухова В.И., Ширшикова Е.Н.  «Мягкая игрушка», Москва, 1998г.

6. ПарулинаО.В. «Мир игрушек и поделок», «Русич», Смоленск, 1999 г.

7. Петухова В И, Савельева А.М., Ширшикова Е.Н. «Мягкая игрушка», «Ступень», Москва, 1995 г.

8. Соколов Ю., Сидорович Ю. «Мягкая игрушка своими руками», «Литера», С. Петербург, 2005 г.

9. Якубова А. «Мягкая игрушка». Новые модели», «Литера», С. Петербург, 2005 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дополнительная образовательная программа дополнительного образования детей "Имидж"

Дополнительная образовательная программа дополнительного образования детей "Имидж" ( Косметология, визаж)...

Дополнительная образовательная программа дополнительного образования детей «Визуальное программирование»

Дополнительная образовательная программа дополнительного образования детей «Визуальное программирование». Возраст учащихся 16 лет. Срок реализации 1 год. В школьном...

Дополнительная образовательная программа дополнительного образования детей «Компьютерная графика»

Дополнительная образовательная программа дополнительного образования детей  «Компьютерная графика» . Возраст учащихся 13-15 лет. Срок реализации 1 год. Одним из главных аспектов во...

Требования к дополнительной образовательной программе для педагога ДО МБОУ ДОД "Центр дополнительного образования" г. Закаменск

Данные требования  разработаны на основании  «Примерные требования к программам дополнительного образования детей» (Приложение к письму Департамента молодежной политики, воспитания и со...

Образовательная программа дополнительного образования детей « Игрушки из бумаги » Для детей 9-16 лет и старше.

Детский досуг - это своеобразный потенциал общества.Одним из  видов творческой деятельности являются занятия в обьединении «Игрушки из бумаги ». Любая работа с бумагой не только увлекательна, но ...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая Программа социально-педагогической_направленности «Пресс-центр» Возраст детей, на которых рассчитана дополнительная образовательная программа: 10-12 лет Срок реализации дополнительной образовательной прог

Программа «Пресс-центр» ориентирована на активное приобщение детей и подростков к журналистскому творчеству и носит образовательный характер.Цель программы – создание необходимых усл...

Программа объединения дополнительного образования "Мягкая игрушка"

Рабочая программадополнительного образования детского объединения  «Мягкая игрушка»(5 класс)Составила учитель технологии МОУ "СОШ№4"...