Авторская дополнительная образовательная программа "Праздник в нашем доме"
учебно-методический материал по теме

Гаршина Галина Викторовна

Особенностью содержания современного образования являются не только знания,  но и формирование действий в личностных, коммуникативных, познавательных, регулятивных сферах, обеспечивающих способность к  организации самостоятельной  деятельности.

       Программа «Праздник в нашем доме» предусматривает знакомство  детей младшего школьного возраста   с  народной  культурой через   знакомство с народными праздниками.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл avtorskaya_obrazovatelnaya_programma.docx115.27 КБ

Предварительный просмотр:

Структурное подразделение государственного бюджетного общеобразовательного учреждения средней общеобразовательной школы №1 «Образовательный центр» с. Борское,  реализующее общеобразовательные программы дополнительного образования детей –

 Дом детского творчества «Гармония»

                                                          УТВЕРЖДАЮ

                                                                       Директор ГБОУ СОШ №1 «ОЦ»

                                  с. Борское

                                                                     __________       В.И. Бердникова

                                                                           Начальник СП - ДДТ «Гармония»                                          

                                                                         _______________Г.В. Токмакова

                                                                                                                                                                           

                                                                  Программа принята на основании        

                                                                                          решения методическогосовета

Протокол  №___

                                                                     от «___»_____________20___г.

 Авторская дополнительная

  образовательная программа

«ПРАЗДНИК В НАШЕМ ДОМЕ»

                                                                                                    Возраст детей:  7-10 лет  

                                                                                                    Срок реализации: 3 года

                                       

Авторы-составители:

Г.В. Гаршина-

педагог дополнительного

 образования,

Л.П. Орешкина-методист                                                                                

Борское, 2012

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

1.Введение

3

2.Пояснительная записка

4

2.1 Направленность программы

4

2.2. Актуальность, новизна и педагогическая целесообразность, социальная значимость

4

2.3. Цель и задачи

5

2.4. Отличительные особенности программы

5

2.5. Связь содержания программы с учебными предметами

5

2.6.Особенности реализации программы

6

2.7.Формы и режим занятий

6

2.8. Методы обучения

7

2.9. Методы воспитания

7

2.10.Методические приемы развития творческих способностей

7

2.11.Ожидаемые  результаты

8

2.12.Формы подведения итогов реализации программы

8

3. Учебно-тематический план 1 года обучения

9

3.1. Содержание программы 1 года обучения

10

3.2.Учебно-тематический план 2 года обучения

12

3.3.Содержание программы 2года обучения

13

3.4.Учебно-тематический план 3 года обучения

15

3.5.Содержание  программы 3года обучения

16

4.Методическое обеспечение программы

18

4.1. Материально-техническое обеспечение

18

4.2. Учебно-методическое обеспечение

18

4.3.Методические рекомендации

18

5. Список литературы

19

5.1.Список литературы для педагогов

19

5.2.Список литературы для детей

19

6. Приложения

20

ВВЕДЕНИЕ

Человека делают человеком светлые воспоминания детства.

Ф. Достоевский.

            Последнее десятилетие в нашей стране произошло много сложных противоречивых событий в общественной жизни, политике, в системе государственного и местного управления.

Праздничная культура России сегодня представляет собой причудливое сочетание самых разнообразных праздников – собственно славяно-русских, и праздников народов, населяющих многонациональную страну, и отвечающих сегодняшней глобализации всего мира.

           Отошли в прошлое некоторые известные праздники, появились новые.

У каждого праздника своя история, отражающая события российского и мирового уровня , своя значимость .

           В народном творчестве заложены понятия «историческая память поколений» и «неразрывная связь времен», народное представление о мире, о месте человека в этом мире. Важную роль в приобщении детей к национальной культуре, к традициям может сыграть знакомство с народными, профессиональными, государственными праздниками. отводится важная роль на государственном уровне.

         Развитие в детях любви и уважения к народной культуре, способности к общению, уважение к родному очагу  - это приоритетное направление в воспитании и образовании детей.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

     Детство – время  стремительного духовного и физического развития человека, время приобретения знаний об окружающем мире, время формирования нравственных навыков и привычек.

     В  этом периоде идет активное накопление нравственного опыта, обращение к духовной жизни.

    Младшие школьники вступают в период  широкого освоения духовных ценностей не только русского народа, но и других народов России, разных стран мира.

     Особенностью содержания современного образования являются не только знания,  но и формирование действий в личностных, коммуникативных, познавательных, регулятивных сферах, обеспечивающих способность к  организации самостоятельной  деятельности.

       Программа «Праздник в нашем доме» предусматривает знакомство  детей младшего школьного возраста   с  народной  культурой через    рассказы о  народных праздниках, разучивание элементов народных обрядов, изготовление  тематических подарков в различных техниках декоративно-прикладного творчества, что  способствует формированию основ народной культуры, духовному, нравственному, патриотическому воспитанию школьников.

     Данная образовательная программа имеет художественно-эстетическую направленность.

    Актуальность программы

      Понятие «праздник» часто  понимается как  развлекательно-парадное мероприятие. Можно с уверенностью говорить, что в связи с этим у подрастающего поколения наблюдается падение интереса и уважения к прошлому России.  Истинные праздники - это завещание одного поколения другому, и обществу не должно быть безразлично, какие праздники унаследуют наши дети и внуки. Поэтому на современном этапе так актуальна проблема возрождения интереса к народной культуре у детей и подростков.  

  Данная образовательная программа способствует формированию у детей качеств,  необходимых  для самореализации и успешной социализации, она обеспечивает удовлетворение образовательных потребностей личности ребенка.

Целенаправленное знакомство обучающихся с разными профессиями взрослых людей закладывает основу выбора профессии из многочисленной сферы трудовой деятельности родителей и окружающих людей и  будет более эффективным, если работу построить на основе ознакомления с элементами профессиональных праздников и подготовкой к ним.

 Знакомство с народными, государственными, тематическими и профессиональными праздниками  предполагает развитие умения адекватно ориентироваться в доступном ему социальном окружении, осознавать самоценность собственной личности и других людей, выражать чувства к миру в соответствии с культурными традициями общества.     Выполняя социальный заказ школы на развивающем этапе обучения, программа  рассчитана на всех детей начальной школы, независимо от их способностей.

  Новизна программы заключается в интеграции  образовательных областей:

  • этнография и культурология (знакомство детей с типологией праздников, освоение элементов  народных обрядов);  
  • декоративно-прикладное искусство (знакомство с народными промыслами и освоение приемов художественного труда).

    Педагогическая целесообразность заключается в оптимальном сочетании педагогических условий, средств и методов обучения и воспитания в процессе реализации программы.

Социальная значимость

       Программа рассчитана как на здоровых детей, так и на детей с ограниченными возможностями здоровья. Занимаясь совместно со здоровыми детьми, дети с ОВЗ чувствуют себя равноправными членами детского коллектива, в то время как здоровые дети приобретают практический опыт сопереживания, сочувствия, поддержки и взаимопомощи.

Цель программы:

 формирование у обучающихся духовно-нравственного отношения к окружающему миру путем приобщения к истокам народной культуры, духовным традициям и обучения ремеслу.

Задачи программы

Обучающие:

  • сформировать  знания о народных, религиозных, государственных, профессиональных, тематических праздниках;
  • расширить  знания о декоративно – прикладном искусстве, народных ремеслах;
  • расширить знания о разных  профессиях взрослых людей.

Развивающие:

  •  способствовать формированию духовно – нравственных качеств личности путем ознакомления детей с народным творчеством;
  • способствовать развитию творческих способностей, творческой самостоятельности и  навыков  детей через различные виды  деятельности (инсценировки, слушание, пение, подвижные игры, декоративно - прикладное творчество).

Воспитательные:

  • воспитывать  у детей уважительное и бережное отношение к своему прошлому, к истории и культуре своего народа;
  • способствовать формированию  уважительного отношения к коллективу, друг к другу;
  • воспитывать уважение к труду взрослых, людям разных профессий;
  • способствовать формированию привычки готовиться и отмечать вместе с родителями  семейных (дни рождения, именины), календарных (Новый год, 8 марта и др.), государственных и религиозных  праздников, пониманию их исторического и жизненного смысла;
  • воспитать бережное отношение к результатам труда.

Отличительные особенности программы

  В  настоящее время в общеобразовательных школах на уроках технологии и изобразительного искусства техники декоративно-прикладного творчества  изучаются  фрагментарно,  ограниченность временными рамками урока не дает той широты возможностей, которыми владеет дополнительное образование.

   В «Концепции модернизации Российского образования» сказано: «...важно взаимодействие школы с учреждениями дополнительного образования, которые были и остаются одной из наиболее эффективных форм развития способностей и интересов, социального и профессионального самоопределения детей и молодёжи». Взаимосвязь школьного художественно-эстетического образования с системой дополнительного образования существенно увеличивает эффективность творческого развития детей.

Связь содержания данной программы с учебными предметами

   Разработанная программа усиливает вариативную составляющую общего образования: в содержании программы рассматриваются аспекты, которые предлагаются в рамках базовых предметов.

     Например, модуль «Народные  и религиозные праздники» тесно связан с предметом «Окружающий мир». Ведь именно в народных праздниках   фиксируется накопленные веками  наблюдения за характерными особенностями времён года, связанные с трудом и бытом человека во всей их целостности и многообразии. Именно здесь формируются тончайшие наблюдения за характерными особенностями времен года, погодными изменениями, поведением птиц, насекомых, растений.

       Знакомясь с такими элементами праздников, как стихи, поговорки, заклички, дети расширяют  навыки чтения. Истории праздников дают детям знания по истории России, географии. При изготовлении подарков, обучающиеся  получают начальные знания по черчению и  технологии, физике и др.

       Программа строится на основе модульной организации в цикличной системе.  Темы занятий берутся поочередно из каждого модуля. Таким образом, дата знакомства обучающихся с  конкретным праздником   совпадает с датой самого праздника и виды праздников чередуются (народные и религиозные, тематические, профессиональные, государственные).

Например, осенью  1 года обучения проводятся  традиционно осенние праздники или праздники последнего месяца  лета: народный  и религиозный праздник – Спас, тематический - День рождения смайлика, профессиональный – День лесника, государственный – День Российского флага. (Подробная очередность праздников прописывается в календарно-тематическом плане на каждый учебный год и в УМК).

Особенности реализации программы

 Срок реализации 3 года.

 Общее число часов каждого года обучения-144.

 Возраст детей 7-10 лет.

Формы и режим занятий

Набор детей   в детское объединение проводится в конце летних каникул и в начале учебного года. Группы комплектуются из  расчета 15 человек. Прием детей в группу 1-го года обучения производится на добровольной основе. Периодичность занятий  - 2 раза в неделю по 2 часа.

В работе детского объединения используются разнообразные формы учебных занятий, что позволяет педагогу сделать образовательный процесс более динамичным и интересным для обучающихся. К тому же, сочетание различных форм учебных занятий  позволяет педагогу использовать в учебном процессе реальную окружающую среду, а обучающимся создаёт условия для самостоятельного освоения социума и получения более прочных знаний. Формы учебных занятий можно разделить на две группы:

а) традиционные  занятия :

  • тематические (изучение или повторение одной  темы);
  • комплексные или интегрированные (изучение одной  темы с использованием 2 – 3 видов творческой деятельности);
  • итоговые или контрольные (проверка уровня подготовки обучающихся).

б) нетрадиционные формы организации занятий:

  • экскурсии в музей, библиотеку, Дом культуры;
  • выставки;
  • праздники.

     В проведении занятий используются  коллективные формы работы. Некоторые задания требуют объединения детей в подгруппы. Коллективная работа способствует не только разностороннему коммуникативному развитию обучающихся, но и формированию нравственных качеств детей.

    Распределять обязанности и поручения надо таким образом, чтобы статус личности и взаимоотношения между лидером, активистами, исполнителями, отдельными детьми не был ущемлён.

     Большинство приводимых в программе образцов не должно восприниматься с буквальной точностью. Их желательно рассматривать как средство побуждения и стимулирования творческого воображения детей. Речь идёт не о том, чтобы дети копировали приводимый образец, а пробовали выполнить собственную интересную поделку. Однако надо учитывать индивидуальные психофизические возможности детей, их  умения и навыки.

   Положительная оценка работы обучающихся является для него важным стимулом. Можно и необходимо отметить и недостатки, но похвала должна  и предварять, и завершать оценку.

Для полноценного освоения каждого раздела наиболее оптимальным будет  сочетание двух видов деятельности для обучающихся: игровой и учебной, при котором каждая их них привносит новые элементы в теоретическую и практическую подготовку, развитие творческих способностей обучающихся.   

 Помимо элементов рукоделия, на занятиях используются игры: сюжетно-ролевые, режиссерские, театрализованные, дидактические.

         Обязательным фрагментом почти каждого занятия является чтение и обсуждение с обучающимися  подобранного в соответствии с темой занятия небольшого литературного произведения (чаще – стихотворения), просмотр  мультфильмов, прослушивание песен  и тематическая беседа на диалоговой основе.

Методы обучения:

  • объяснительно - иллюстративный (объяснение сопровождается демонстрацией

            наглядного материала);

  • репродуктивный (воспроизводящий);
  •  проблемный (ставится проблема, и дети под руководством педагога ищут пути её

            решения);

  • эвристический (проблема формулируется детьми, ими же и предлагаются способы

           решения);

  • практический – апробирование элементов праздника, изготовление и оформление

           поделок-подарков. 

Методы воспитания:

  • беседа: «Правила безопасности дома и на улице», "Правила этики", "Какая бывает

            красота", "Дом, в котором ты живёшь", "Умеешь ли ты дружить?", «Правила поведения

           на природе» и др.;

  • пример педагога;
  • поощрение;
  • похвала.

Методические приемы развития творческих способностей обучающихся:

  •  занимательности;
  • педагогическое стимулирование;
  • создание проблемных ситуаций;
  • систематизации;      
  • приём логического запоминания;
  • художественности;
  • создание ситуации новизны

Ожидаемые  результаты

   В результате освоения программы «Праздник в нашем доме» у  детей формируются  знания по народной культуре и о изучаемых профессиях, навыки создания изделий в различных техниках декоративно - прикладного искусства.

 Обучающиеся  должны знать:

  • названия, историю  и даты проведения изучаемых праздников;
  • стихи, загадки, песни, приметы, обряды  и другие элементы праздников;
  • историю и особенности изучаемых профессий;
  • основу этики дарения подарков.

Обучающиеся должны уметь: 

  • использовать элементы народной культуры в повседневной жизни;
  • овладеть навыками общения, чувствовать себя комфортно в любой обстановке;
  • работать в коллективе;
  • доводить начатое дело до конца;
  • выполнять работу по творческому замыслу;
  • проявлять интерес к изучению новых технологий и приемам работы;
  • выполнять аккуратно и точно мелкие детали изделия.

         Предусмотренная данной программой  технология знакомства с разными видами народного творчества: устно-поэтическим, музыкально-песенным, игровым, изобразительно-прикладным по своему характеру является развивающе – обучающей и направлена на формирование эстетически развитой личности, на пробуждение духовности, творческой активности и художественного мышления.

При реализации данной программы  происходит непосредственное прикосновение детей к отечественной истории, традициям своего народа. Формируются такие понятия, как правосознание и гражданственная ответственность, раскрывается сущность основного закона государства, происходит знакомство с символикой России.  Понятия гражданственной ответственности воспитывает чувство патриотизма, в обучающихся  воспитывается семьянин, любящий своих родителей. Ими  приобретаются практический опыт чуткости, отзывчивости и доброты к окружающим людям.
Формы подведения итогов реализации программы

    При наборе обучающихся и в начале каждого года занятий в качестве вводного контроля проводится анкетирование с целью получения первоначальной информации о ребенке, выявления его способностей, интересов и наклонностей.

     Промежуточный контроль проводится на каждом занятии в форме тестирования, викторин, отгадывания кроссвордов, творческих заданий, исполнения заученных элементов праздников, проведения народных игр, мини - выставок с целью получения информации о ходе  усвоения детьми образовательной программы.

Цель выставки – стимулирование творческой активности обучающихся, привлечение внимания родителей к творчеству их детей. Непременное условие – использование работ каждого ребенка. Работы детей более высокого уровня исполнения принимают участие в районных и областных выставках. Полученные дипломы, грамоты, благодарственные письма являются прямым доказательством успешности реализации программы.

    Итоговый контроль  осуществляется  в форме игры - путешествия по станциям, на каждой из которых обучающиеся получают теоретическое и практическое задания по темам программы «Праздник в нашем доме». Цель - проверка знаний, умений и навыков полученных в течение учебного года.

    В содержании программы прописаны контрольные средства по каждому занятию.

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН 1 ГОДА ОБУЧЕНИЯ

Наименование темы

Количество часов

Теория

Практика

1.

Вводное занятие

2.

Народные  и религиозные праздники

2.1

Спас

1ч.

7 ч

2.2

Рождество Христово

1ч.

2.3

Масленица

7 ч

2.4

Хина мацури — праздник девочек в Японии

7 ч

3

Тематические праздники

3.1

День рождения смайлика

7 ч

3.2

 День яблока

7 ч

3.4

День рожденья  Матрешки

7 ч

3.5

День кошек

7 ч

4

Профессиональные праздники

4.1

День Лесника

7 ч

4.2

День работников бытового обслуживания

7 ч

4.3

День Космонавтики

4.4

День железнодорожника

7 ч

5

Государственные праздники

5.1

День Российского флага

7 ч

5.2

Новый год с мультяшками

5.3

День Защитника Отечества

7 ч

5.4

1 мая - день весны и труда

6.

 Итоговая игра  «Путешествие в Праздничную страну»

7.

Воспитательная работа

12 ч

Итого:

18ч

117 ч

Всего:

144 часа

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ 1 ГОДА ОБУЧЕНИЯ

1. Вводное занятие (2 часа)

Знакомство. Понятие праздника. Виды праздников (семейные, государственные, профессиональные, народные, религиозные). Презентация «Что такое праздник?»

2. Праздник Спас (8час.)

Теория. История праздника. Особенности   Медового, Яблочного и Орехового спасов. Народные приметы. Презентация.

Практика и контроль. Вопросы. Раскрашивание картинок. Мини – выставка.

3. Рождество Христово (8 час.).

Теория. Знакомство  детей с праздником Рождества. Презентация. Обряды и традиции этого праздника.

Практика и контроль. Слушание музыки и стихов о Рождестве. Изготовление  куклы-ангела. Мини - выставка.

4. Хина мацури — праздник девочек в Японии  (8 час.)

Теория. История и особенности праздника. Знакомство с главным атрибутом этого праздника - бумажной куклы. 

Практика  и контроль.  Вопросы. Изготовление  куколки  «Нагаси-бина». Мини - выставка.

5.  Масленица (8час.)

 Теория. Знакомство с праздничными обрядами и историей праздника.  Просмотр  репродукции картины Б.М. Кустодиева «Масленица».  Объяснение названий   7 дней Масленицы.

Практика и контроль. Разучивание закличек. Изготовление панно из пряжи «Солнышко». Мини - выставка.

6. День рождения смайлика (8 час.)

Теория. История праздника. Презентация.

Практика и контроль. Упражнения на компьютере по выбору смайликов. Тесты. Изготовление смайлика методом валяния из шерсти. Выставка.

7. День яблока (8 час.)

Теория. История  Английского  праздника яблока. Информация о яблочных  праздниках и фестивалях  в разных странах. Рассказ о полезных свойствах яблок.

Практика и контроль. Яблочная викторина. Изготовление яблока из соленого теста. Мини - выставка.

8. День рожденья  Матрешки (8 час.)

Теория. Рассказ о русской народной деревянной игрушке.

Характерные особенностями формы и росписи матрешек из Сергиева Посада, Семенова, Полховского Майдана. Презентация. Прослушивание стихов Е. Евтушенко «Сказка о русской игрушке».

Практика и контроль. Игра «Ярмарка». Выполнение панно «Матрёшечка» из крупы. Мини - выставка.

9. День кошек (8час.)

Теория. История праздника День кошки. Особенности празднования этого дня в Англии, Бельгии. Рассказ о Московском музее кошек.   Особенности некоторых пород кошек. Просмотр фотографий.

Практика и контроль.  Викторина. Игра «Кошки - мышки». Панно «Кошки» из фасоли. Мини - выставка.

День Лесника (8 час.)

Теория. Презентация «Профессии работников леса».

Практика и контроль. Работа с дидактическими карточками «Выбери профессию». Просмотр видеофильма «Что такое лес?». Изготовление композиции «Лесное хозяйство» в технике бумагопластики.

11. День работников бытового обслуживания (8 час.)

Теория. Знакомство с профессиями продавца, парикмахера, портного. Презентация. 

Практика и контроль. Чтение сказки «Чудесный парикмахер» Л. Скребцовой. Вопросы и задания к сказке. Игра «Качества продавца». Изготовление панно «Модница» в смешанной технике.

12. День Космонавтики (8 час.) 

Теория. Углубление  знаний детей об окружающем мире: о Земле, о дне космонавтики – 12 апреля 1961г; о первом космонавте – Юрии Алексеевиче Гагарине; о первых космических кораблях «Восток» и «Восход»; о первом человеке вышедшем в космос из ракеты – космонавт Леонов;  о первой женщине-космонавте – Валентине Терешковой. Прослушивание песни «Знаете, каким он парнем был?». Слова Н. Добронравова, музыка А. Пахмутовой.

Практика и контроль. Изготовление сувенира Ракета - «Стрела». Мини - выставка.

13. День железнодорожника (8 час.)

Теория.  Познакомить с профессиями железнодорожников, рассказать о том, что объединяет людей, работающих на железной дороге. Просмотр мультфильмов "Паровозик из Ромашково", "Человек рассеянный".

Чтение стихотворений «Едет поезд» В. Сута, «Поезд» С. Капутикян. Выборочное чтение глав из сказочной повести «Путешествие Голубой Стрелы» Д. Родари «Будка N 27».

Практика и контроль. Викторина о железной дороге. Рисование, аппликация , лепка на тему  «Поезда».

14. День Российского флага (8 час.)

Теория. Знакомство с понятием флага. Презентация.  Знакомство детей с историей флага России. Объяснение значений цвета.

Практика и контроль. Подвижные игры  «Передай флажок», «Пронеси флаг сквозь преграды». Выполнение Российского флажка в технике мокрого батика. Мини - выставка.

15. Новый год с мультяшками (8час.)

Теория. Традиции празднования Нового года в России.  Просмотр мультфильмов  «Снегурочка», «Зимняя сказка», «Новогодняя ночь», «Когда зажигаются ёлки», «Ну, погоди!» и др.

Практика и контроль. Викторина « Новогодняя карусель». Изготовление  елочных игрушек- героев мультфильмов в смешанной технике.

16. День Защитника Отечества (8 час).

Теория. Презентация праздника. Прослушивание стихов и песен.

Практика и контроль. «Оружейная викторина». Игра «Шифровка». Выполнение поздравительной открытки в технике «скрапбукинг». Мини - выставка.

17. 1 мая – день весны и труда (8час).

Теория. История и особенности праздника. Презентация. Рассказ о праздновании этого праздника в разных странах.

Практика и контроль. Изготовление композиции из природного материала в технике флористики. Мини - выставка.

18. Итоговая игра(2 часа)

 «Путешествие в сказочную страну. Командная игра по станциям с выполнением элементов праздничных обрядов и отгадыванием загадок и вопросов. Чаепитие и подведение итогов.

19. Воспитательная работа (12час.)

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН 2 ГОДА ОБУЧЕНИЯ

Наименование темы

Количество часов

Теория

Практика

1.

Вводное занятие

    2ч

.2

Народные и религиозные праздники

2.1

Покров Пресвятой Богородицы

       1 ч

        7 ч

2.2

Навруз

       1ч

        7 ч

2.3

Светлое  Христово Воскресенье. Пасха

       1ч

7 ч

2.4

День  Святой Троицы

1 ч

7 ч

3.

Тематические праздники

3.1

Всемирный день яйца

1 ч

3.2

День чая

1 ч

7 ч

3.3

День рожденья Деда Мороза

1 ч

7 ч

3.4

День водяного

1 ч

7 ч

4.

Профессиональные праздники

4.1

День Учителя

1 ч

7 ч

4.2

День медицинского работника

7 ч

4.3

День почтальона

1 ч

7 ч

4.1

День строителя

1 ч

7 ч

5.

Государственные праздники

5.1

День Российского герба

1 ч

5.2

Новый год по-европейски

1 ч

7 ч

5.3

День Победы

1 ч

5.4

Международный  день семьи

7 ч

6.

Итоговая игра « Путешествие по островам Счастья»

       2ч

7.

Воспитательная работа

   

      12 ч

Итого:

    18 часов

126 часа

Всего:

144 часа

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ 2 ГОДА ОБУЧЕНИЯ

1.Вводное занятие (2 часа)

Анкетирование. Беседа о семейных традициях.

2. Покров Пресвятой Богородицы (8час.)

Теория. Знакомство с историей праздника и связанными с ним обрядами и приметами.

Практика и контроль.  Вопросы. Выполнение панно «Православная Русь»  в технике сухого валяния из шерсти. Мини - выставка.

3. Навруз (8 час.)

Теория. Беседы с детьми о традициях татарского народа, рассматривание иллюстраций - национальные костюмы, изделия татарской кулинарии.

Практика и контроль. Игра «Скачки». Выполнение панно из круп «Кул Шариф».

4. Светлое Христово Воскресенье (Пасха) (8час.)

Теория. История и традиции Пасхи. Приметы и обряды Пасхи. Поздравления с Пасхой. Пасхальный стол.  Как украсить дом на Пасху.

Практика и контроль. Выполнение «Писанки» в технике папье – маше. Мини - выставка.

5. Праздник День Святой Троицы (8час.)

 Теория. История богослужения в день Святой троицы. Обычаи и  праздника. Троица в мире. Традиции празднования Троицы. Праздничный стол. Троицкие монастыри и храмы.

Практика и контроль. Выполнение поздравительной открытки в технике «скрапбукинг».

6. Всемирный день яйца (8 час.)

Теория. История праздника. Фестивали яиц в США, Венгрии, на озере Балатон.

Знакомить детей с яйцом, как продуктом питания, с методом определения свежести яиц с помощью обыкновенной воды.

Практика и контроль. «Яичная эстафета». Выполнение панно - мозаики из яичной скорлупы. Мини - выставка.

7. День чая (8час.)

Теория. Легенда о чае и буддистском монахе Дарме. Значение употребления чая  для здоровья человека. Знакомство с традициями чаепития в Китае, Туркмении, России. Знакомство с предметами  Пиала, Гайвань, Мате, Самовар.

Практика и контроль.  «Чайная Викторина». Оформление коробочки для заварки в технике декупаж. Мини - выставка.                                                       

8. День рожденья Деда Мороза  (8 час.)

Теория. Презентация. Просмотр мультфильмов «Дед Мороз и Снегурочка», «Дед Мороз и серый волк».

Практика и контроль. Разгадывание  зимних загадок. Изготовление сувенира из пряжи «Дед Мороз». Мини - выставка.

9. День воды (8 час).

Теория.  История праздника. Особенности праздника в разных странах. Знакомство с глобусом с целью оценки водных ресурсов планеты. День Водяного. Значение воды в нашей жизни.

Практика и контроль.  Игра  «Водяная Эстафета». Выполнение панно  по мотивам  сказки   «Приключение Дождевой капельки»  в технике пластилиновой акварели. Мини - выставка.

10.  День Учителя (8 час.)

Теория. История, особенности и традиции праздника. День учителя в мире.

 Практика и контроль.  Чтение стихов об учителях. Изготовление подарка-сувенира, просмотр фильма  «День учителя», режиссер С. Мокрицкий (2012).

11.День медицинского работника (8 час.)

 Теория. Знакомство с медицинскими профессиями. Презентация «Экскурсия в поликлинику». Чтение стихотворения «Наш доктор» А. Кардашовой.

Практика и контроль. Игра «Скорая помощь». Изготовление по шаблонам  медицинских инструментов из картона для игры (термометр, зеркало окулиста и т.д.)

12. День почтальона (8 час.)

Теория. Беседа о профессии почтальона, о необходимости и пользе его труда. Просмотр  мультфильма «Трое из Простоквашино».  Чтение стихотворения С.Я. Маршака «Почта».

Практика и контроль. Игра «Письмо». Изготовление конвертов. Конкурс рисунков «Марка». Мини - выставка.

13.  День строителя (8 час.)

 Теория. Знакомство с различными строительными профессиями: архитектор, плотник, маляр и т.д. Презентация «Я - строитель!». Чтение художественной литературы: русских народных сказок «Теремок», «Заюшкина избушка», С. Михалкова «Три поросенка», С. Баруздина «Строим дом», А. Маркуши «Здесь будет город».

Практика и контроль. Моделирование строительной площадки и высотного дома с помощью конструкторов.

 14. День Российского герба (8 час.)

Теория.  Понятие геральдики. История создания Российского Герба. Значение символов Герба. Презентация.

Практика и контроль. Викторина «Чей Герб?». Выполнение Панно «Герб»  в технике аппликации нитками. Мини - выставка.

15. Новый год по-европейски (8 час.) 

Теория.  История и традиции празднования Нового года в странах Европы. Прослушивание новогодних детских песен  «Новый год к нам идет», «Белые снежинки» (из т/ф «Чародеи»), «Ёлочка» (Е. Козловский), «Здравствуй, Новый год!».

Практика и контроль. Изготовление карнавальных масок из картона. Викторина «Новый год».

16. Международный день семьи (8 час.)

Теория. История и особенности праздника. День семьи в разных странах мира. Составление семейной родословной.

Практика и контроль. Работа с генеалогическим словарем. Проект «Моя семья». Игра «Мой дом». Викторина по теме «Семья».

17. День Победы  (8 час.)

Теория. Знакомство с событиями Великой Отечественной войны, воинами, одержавшими Победу. Знакомство с предметами военной эпохи (фронтовые письма-треугольники), символикой праздника (георгиевская лента). Прослушивание песен.

Практика и контроль. «Викторина Победы». Изготовление  поздравительной объемной открытки. Мини - выставка.

18.Итоговая игра (2 часа)

 «Путешествие по островам Счастья». Командная игра по станциям с выполнением элементов праздничных обрядов и отгадыванием загадок и вопросов. Чаепитие и подведение итогов.

19. Воспитательная работа (12 час.)

\

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН 3 ГОДА ОБУЧЕНИЯ

Наименование темы

Количество часов

Теория

Практика

1.

Вводное занятие

2.

Народные и религиозные  праздники

2.1

Кузьма - огородник

1 ч

7 ч

2.2

Крещение Господне

1 ч

7 ч

2.3

Ханука (еврейский праздник свечей)

1 ч

7 ч

2.4

Параскева - Пятница

1 ч

7 ч

3.

Тематические праздники

3.1

День буквы "Ё"

1 ч

3.2

 День соломинки

1 ч

7 ч

3.3

День домового

1 ч

7 ч

3.4

День телефона

1 ч

7 ч

4.

Профессиональные  праздники

4.1

День работников автомобильного транспорта

1 ч

7 ч

4.2

День библиотекаря

1 ч

7 ч

4.3

День пожарной охраны

7 ч

4.4

День милиции

1 ч

5.

Государственные праздники

5.1

День народного единства

1 ч

7 ч

5.2

День Конституции

1 ч

7 ч

5.3

Новый год по-восточному

5.4

8 марта - Международный женский день

1 ч

7 час

6.

Итоговая игра «Путешествие по планете Веселья»

7.

Воспитательная работа

12 ч

Итого:

18ч

126ч

Всего:

144час

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГАММЫ 3 ГОДА ОБУЧЕНИЯ

1. Вводное занятие (2часа). Анкетирование.

2. Кузьма - огородник (8 час.)

Теория. Знакомство с народным праздником, посвященный  огороду. Презентация. Информация об огородных работах. Приметы.

Практика и контроль. «Огородная викторина». Народные игры «Колечко». 

 «Бояре вы к нам пришли»,«В огороде, во саду». Выполнение блюда для фруктов в технике папье-маше.. Мини - выставка

3. Крещение Господне (8 час.)

Теория.  Знакомство с историей праздника Крещения. Крещенские традиции. Чтение стихов И. Лебединского «На Иордане», Ивана Бунина «Крещенская ночь».

 Практика и контроль. Выполнение панно «Крещение». Мини - выставка

4. Праздник Ханука (8 час.)

Теория. Знакомство с еврейским народным праздником. Информация об  участии  Александром  Македонским в праздновании Дня свечей.   Знакомство с еврейской  мудростью: «Немного света достаточно для того, чтобы рассеять большую тьму».

Практика и контроль. Чтение притчи о свечах.  Вопросы. Дизайн праздничной свечи. Мини - выставка.

5. Параскева - пятница (8 час.)

Теория. Знакомство с народным праздником Руси «Параскева – Пятница». Легенда о превращении Параскевой женщины в лягушку.

Практика и контроль. Народная игра с веретеном «Калечена - малечина». Выполнение  трехцветного  нитяного пояса - оберега методом дёрганья. Мини - выставка

6. День буквы "Ё" (8час.)

Теория. История  праздника.  Рассказ о памятнике букве "Ё" в Ульяновске. Интересные факты про букву "Ё".

Практика и контроль. Игра «Веселый алфавит». Выполнение  вышивки буква "Ё" стебельчатым швом. Мини - выставка.

7. День соломинки (8 час.)

 Теория. Рассказ о празднике, об истории изобретения соломинки для коктейлей.  Интересные факты.

Практика и контроль. Изготовление   подставки под фрукты из коктейльных соломинок. Мини - выставка.

8. День домового (8час.)

Теория. Знакомство с героями русского фольклора. Понятие о домовом по словарю великорусского языка Владимира Даля. Занимательный рассказ о домовом. Информация о тараканах – героях Дня Домового.

 Практика и контроль.  Заклички. Загадки. Выполнение оберега «Домовенок» из мешковины. Мини - выставка.

9. День телефона (8час.)

Теория. Знакомство с историей праздника. История изобретения телефона. Презентация «Телефон вчера, сегодня, завтра».

Практика и контроль. Игра «Испорченный телефон». Изготовление панно «Телефон» из крупы. Мини - выставка.

10. День работников автомобильного транспорта (8 час.)

Теория. История праздника. Знакомство с профессиями диспетчер, слесарь, водитель и др. История профессии водитель. Чтение  сказки «Отважная путешественница» Е. Лопатиной. Отрывок из произведения Н. Носова «Как Незнайка катался на газированном автомобиле».

Практика и контроль. Игра «Виды транспорта».  Игры «Качества водителя», «Внимание», «Глазомер», «Довези груз», «Заморочки из бочки». Изготовление модели машины. Мини-выставка.

11. День библиотекаря (8 час.) 

Теория. История  и особенности профессии. Презентация. Прослушивание песни  «Библиотечная песня» слова и  музыка - Татьяны Боковой, просмотр мультфильма «Вовка в Тридевятом царстве» (режиссёр Борис Степанцев), просмотр мультфильма «Повелитель страниц» (режиссер Джо Джонстон).

Практика и контроль. Игра «Библиотека». Викторина. Изготовление книжки-малышки.

12. День пожарной охраны  (8час.)

Теория. Презентация «Нужная профессия». Чтение  стихотворений «Пожар»  С.Я. Маршака, «Пожарная машина» Г. Лебедевой.  Просмотр мультфильма  «Пожарная бригада Микки»

( режиссер Бен Шарпстин).

Практика и контроль. Дидактические игры «Огнеопасные предметы», «Что пригодится при пожаре». Сюжетно - ролевая игра «Мы – пожарные». Творческий конкурс рисунков и поделок на тему «Пожарные». Мини-выставка.

13.  День милиции (8 час.)

Теория. Знакомство с особенностями профессий следователь, адвокат, судья и др. презентация «Профессия милиционер (полицейский)». Чтение стихотворения  «Дядя Стёпа  - милиционер» (С. Михалков).          

 Практика и контроль. Викторина. Кроссворд. Игра «Следователь». Изготовление поздравительной открытки в технике «скрапбукинг».

14. День народного единства (8 час.)

Теория. Знакомство с историей праздника. Презентация. Знакомство с фотографиями  и историей памятника Минину и Пожарскому.  Прослушивание песни «О Родине, только о Родине» (муз А. Пахмутовой, сл. Р. Гамзатова).

 Практика и контроль. Викторина  «Народное ополчение». Выполнение панно

«Моя Родина» в технике сухого валяния из шерсти.   Мини - выставка.

15. День Конституции (8 час.)

Теория. Знакомство учащихся с Конституцией России, основными обществоведческими понятиями. Продолжить знакомство с праздниками, сделать акцент на вопросах темы, дать определение Конституции РФ. Презентация.

 Практика и контроль. Игра «Сказочная конституция» Изготовление плаката

«День Конституции». Мини - выставка.

16.Новый год по-восточному (8час.)

 Теория. История и традиции празднования Нового года в странах Востока.

Практика и контроль. Изготовление новогодних игрушек для украшения елки.

Кроссворд «Новогодний карнавал».

17. 8 марта – Международный женский день (8час.)

Теория. История праздника. Презентация. Прослушивание песен.

Практика и контроль. Чтение стихов. Викторина «Мамины помощники». Выполнение поздравительной открытки в технике «квиллинг». Мини - выставка.

18. Итоговая игра «Путешествие по планете Веселья» (2 часа)

Командная игра по станциям с выполнением элементов праздничных обрядов и отгадыванием загадок и вопросов. Чаепитие и подведение итогов.

19. Воспитательная работа (12 час.)

МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

1.Материально-техническое обеспечение

     1.Учебный кабинет должен быть просторным с достаточным освещением, оснащён удобными столами, на которых можно изготавливать поделки. В кабине необходимо иметь стеллаж или дополнительные столы для организации выставок.

   2. Для занятий необходим  инвентарь для проведения народных игр, пряжа, клей, гофрированная бумага и др.

  3.  Компьютер и медиа-проектор.  

2.Учебно-методическое обеспечение

В качестве дидактических материалов при реализации программы используются:

  • иллюстративный материал;
  • раздаточные карточки с технологическими схемами изготовления подарков;
  • игровой инвентарь для проведения народных игр («Малечина - калечина», «Верёвочка», «Проворные мотальщики», «Кубари» и др.);
  • образцы поделок  в разных традициях;
  • художественные альбомы и пособия по народной культуре;
  • творческие задания о профессиях родителей.

3.Методические рекомендации

С целью проверки усвоения терминов, понятий и в качестве психологической разгрузки можно использовать:

  • подвижные игры: «Выполни движения»;
  • физкультминутки: «Как живёшь», «Как приятно в речке плавать»;

«Медвежата», «Солнце светит», «Раз, два – стоит ракета» и др.;

  • гимнастика для глаз: «Волшебный замок», «Рисуй глазами треугольник»;
  • кроссворды;
  • словесные игры;
  • жанры устного народного творчества: сказки, скороговорки, пословицы и поговорки, русские народные песни.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ ДЛЯ ПЕДАГОГА

1. Берсенева Г. К. Ткань. Бумага. Тесто. Домашнее рукоделие. – М.: Астрель, 2001.

2. Брыкина Е.К. Творчество детей в работе с различными материалами. - М.: Педагогическое  

   общество России, 2002.

3. Воспитательный процесс: изучение эффективности. Под ред. Е.Н. Степанова. - М.: ТЦ

  «Сфера», 2001.

4.Деменкович  А.,  Поплавская К., Свистунов Р. Сборник методических рекомендаций по

  организации и проведению праздников. Издательство Азбукварик  Групп, Континент-Пресс.

  2012. 

5. Дайн Г.Л. Детский народный календарь.  – М.: Детская литература, 2001.

6. Ичалов Г. Мусульманские праздники.- Махачкала:  Ихлас,2002.

7. Кислицына Т.Г. Праздники и традиции. Издательство Белый город. 2008г.

8. Кузина Т.Ф. Занимательная педагогика народов России.-2-е изд.-М.: Школьная Пресса,2001.

9. Митителло К. Аппликация. Техника и искусство. – М.: Эксмо-Пресс, 2002.

10. Министерство образования РФ. Традиционные праздники и обычаи русского народа.

   Сборник. Москва, 1994.

11. Покровский Е.А. Детские игры. – СПб.,1994.

12.Сластенин В.А. Педагогика: учебное пособие для студентов педагогических учебных

    заведений.-4-е изд.- М.: Школьная Пресса,2004.

13. Саплина Е. Историческое образование в начальной школе. Путешествие в историю. - М.,

    1998. 

14. Уткин П.И.,  Королева Н.С. Народные художественные промыслы. – М., 1992.

15. Чернова Г.Н. Чудеса из соленого теста. – М.: Скрипторий, 2005.

16. Чудакова Н.В. Праздники для детей и взрослых: в 2 кн. П68.-М.:ТКО АСТ, 1996.

17. Шмакова С.А. Нетрадиционные праздники в школе. - М.: Новая школа, 1997.

18. Щуркова Н.Е. Новое воспитание.- М.: Педагогическое общество России, 2000.

ИНТЕРНЕТ-РЕСУРСЫ

http://www.eduhmao.ru/info/1/3819/ 

http://www.ddtu.21416s29.edusite.ru

http://www.it-n.ru/

http://web.mac.com/sheishine/Site 

 www.flickr.com/photos/irregexp

http://astroscope.ru/kalendar/pravoslavnyj_2013.html

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ  ДЛЯ ДЕТЕЙ

1.Абдулаев Э.Н., Крылов В.В., Морозов А.Ю. По следам прошлого.

Книга для чтения в двух частях. - М., 1995.

2.Ганаго Б. Свеча в окне: рассказы для детей. – Минск: изд-во белорусского экзархата, 2007.

3.Лопаткина А. Притчи для детей и взрослых. Издательство: Амрита,2011.

4.Соловьев В.  Минин и Пожарский.- М.,Детгиз,2012.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Элективный курс ,,Цветы в нашем доме,,

Предлагаемая программа раскрывает основные вопросы по разнообразию комнатных растений, выращиванию, уходу за ними и их свойствам. Курс носит развивающую, деятельностную и практическую направленность, ...

Элективный курс ,,Цветы в нашем доме,,

Предлагаемая программа раскрывает основные вопросы по разнообразию комнатных растений, выращиванию, уходу за ними и их свойствам. Курс носит развивающую, деятельностную и практическую направленность, ...

Свет и цвет в нашем доме

Влияние цветов и их оттенков на человека....

Праздники в нашем доме. Именины, день ангела.

Внеклассное мероприятие для начальной школы, которое знакомит детей с православными праздниками - именинами и днём Ангела....

"Мужчины нашего дома"

Лекторий для отцов....

"В нашем доме Новый год" сценарий новогоднего праздника учащихся 8-11 классов

Этот сценарий публикуется в помощь к проведению праздников для учащихся 8-11 классов...