Программа внеурочной деятельности художественного направления "Очарование батика"
рабочая программа на тему

Кондратьева Надежда Николаевна

 Программа направлена на изучение и освоение различных техник художествненной  росписи ткани.   Содержит тематическое планирование и подробное описание каждого занятия.Расчитана на учащихся 6-9 классов. Срок реализации 2 года.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon ocharovanie_batika._programma.doc368 КБ

Предварительный просмотр:

    Управление образования администрации Александровского района

       Муниципальное бюджетное  образовательное  учреждение

              средняя общеобразовательная школа №11   г.Струнино Владимирской области

Согласовано

На заседании педагогического совета  

 Утверждено

Директор  школы

 Печникова И.А.

Протокол №                      от «…..»…………………2013 г.        


 

 -------------------------

«        »        …………..  2013 г.

Программа  внеурочной деятельности художественно-эстетического направления

Разработана для учащихся 6-9 классов

Срок реализации  2 года

  Автор программы:

Кондратьева Н. Н.

Учитель  ИЗО и черчения

Квалиф. категория -  высшая

                                                                                                     Год составления-2010

(ежегодно вносятся коррективы)

                                                                 

Струнино 2013 год


                                              Пояснительная записка

     Программа внеурочной деятельности «Очарование батика» разработана  в соответствии с требованиями  федерального государственного образовательного стандарта нового поколения.  Эстетическое образование, приобщение детей к творчеству - верный путь формирования человека высокой нравственности и культуры. Человек должен уметь чувствовать и ценить  прекрасное  во всем: в природе, в вещах, в человеческих отношениях, в самом себе. Поэтому важно   с детства воспитывать  стремление создавать красоту и творить добро вокруг себя. Искусство формирует и развивает человека разносторонне, влияет на его духовный мир в целом. Оно развивает глаз и пальцы, углубляет и направляет эмоции, возбуждает фантазию, заставляет работать мысль,   развивает кругозор, формирует нравственные принципы. В современном мире ребенок окружен цифровыми технологиями и познает все с помощью телевидения, интернета, а  во многих общеобразовательных школах, к сожалению, на изучение изобразительного искусства отводится ограниченное время.  Дети  практически лишены «живого творчества», поэтому дополнительные внеурочные занятия   в различных изостудиях, кружках декоративно-прикладного творчества могут в полной степени удовлетворить потребности в художественно-творческой деятельности.   

 Актуальность  и значимость данной программы  определяют следующие документы:

1.Концепция духовно-нравственного развития.

2.Федеральный государственный образовательный стандарт.

 Программа разработана на основе анализа программ дополнительного образования:

1. Стандарты нового поколения. Примерные программы   внеурочной деятельности. Начальное  и основное  образование.

2. Д. В. Григорьев «Художественное творчество». Программы внеурочной деятельности.

3. Р.А.Гильман.  Примерная программа-алгоритм  «Художественная роспись

тканей».

     Программа имеет художественно-эстетическую направленность,  является результатом  пятилетней апробации её основного содержания, реализованного в общеобразовательной школе. Программа является одной из составляющих работы по интеллектуально-художественному развитию личности ребенка.

    Художественная роспись ткани   один из самых привлекательных видов изобразительного творчества.   Роспись и украшение ткани - увлекательное занятие, которое наполняет жизнь ребенка радостью творчества.   Декоративные композиции украшают большую часть окружающих  нас вещей: мебель, посуду, одежду, текстиль, стекло и, конечно же, разнообразные ткани. Роспись по ткани открывает   широкое поле для реализации самых смелых идей по дизайну одежды или интерьера.  

    Представляемая  программа   есть попытка к наиболее полной реализации способностей и возможностей  ребенка. Создание художественно-декоративных проектов, реализация   творческих идей  в     «продукте творчества»,  использование  нестандартных приемов и способов выражения  батика, привлечение детей к исследовательской деятельности,   являются элементами новизны данного опыта.

    В целом данную  программу можно определить как совокупность традиционных и инновационных методов и форм обучения с  новыми  интересными идеями и   личным опытом, способным  адаптировать ее в школьной среде. Использование исследовательской  технологии помогает организовать поисковую, познавательную деятельность учащихся, перед которыми ставятся задачи, требующие самостоятельного творческого решения. В результате метода исследования у детей накапливаются знания и материал, который необходимо систематизировать и использовать в процессе творчества.    

    Цель данной программы: способствовать формированию художественной культуры посредством познания искусства и включения учащихся в художественно-творческую деятельность.

 

Задачи обучения:

Образовательные: 

 -развитие эстетического, эмоционально-ценностного видения окружающего мира, развитие наблюдательности, зрительной памяти, ассоциативного и абстрагированного художественного  мышления, художественного вкуса и творческого воображения;

-развитие потребности в общении с произведениями  изобразительного искусства, освоение практических умений и навыков восприятия, интерпретации и оценки произведений искусства;

- развитие индивидуальных творческих способностей, фантазии, аккуратности, формирование устойчивого интереса к художественно-творческой  деятельности;

- знакомство с видами и технологическими приемами батика, а так же с материалами и инструментами необходимыми для росписи, формирование   практических умений и навыков в процессе создания «продукта»  творчества;    

- развитие  способности к эмоциональному восприятию произведений  изобразительного искусства, умения  художественного самовыражения и потребности творческого процесса;  

- совершенствование умений и навыков в создании  произведения: законы композиции и колорита, приемы стилизации и декора, приемы создания декоративной композиции.

Воспитательные:  

-формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, взрослыми в процессе творческой деятельности;

-формирование уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, традициям, умения работать в коллективе;

- развитие нравственных и эстетических чувств, заботливого и бережливого отношения к природе.

  Развивающие: 

- воспитание стремления к разумной организации своего свободного времени, желания сделать  результат своей деятельности практически значимым;

- формирование умения организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками, работать индивидуально и в группе;

- формирование умения самостоятельно планировать порядок выполнения деятельности, выбирать наиболее эффективные способы решения поставленных задач, развивать мотивы и интересы своей познавательной и творческой деятельности;

-расширение кругозора, воспитание исследовательских качеств, желания экспериментировать.

    Этапы реализации программы.

     Начальный этап – введение в программу,  носит организационно-педагогический характер. Педагог знакомит  детей с особенностями организации внеурочной деятельности   и предлагаемой программой работы на текущий год,

с техникой безопасности. На этом занятии дети получают первичное

представление об искусстве художественной росписи тканей, о материалах и приспособлениях используемых в   процессе росписи.

     На следующем   этапе преимущественно реализуется основная часть программы.   Основная форма организации процесса это – творческое занятие, т. е. работа в мастерской, которое длится два академических часа. Это обусловлено сложностью и логической поэтапностью процесса выполнения художественной росписи ткани. Такая форма обеспечивает системность  творческого процесса, возможность повторять и закреплять пройденное. Структура занятия строится таким образом, чтобы  на нем отводилось время для усвоения и приобретения новых знаний и умений, закрепления пройденного материала и полученных ранее умений, навыков. Большое значение отводится фронтальной беседе, обсуждению произведений искусства и вариантов задания. Кроме того,   постоянно отводится  время на обсуждение детских работ с точки зрения их содержания, выразительности, оригинальности. Обсуждение работ активизирует

внимание учащихся, формирует опыт творческого общения.   Наиболее эффективной формой работы с учащимися на практическом этапе занятия является индивидуальная работа, которая способствует решению художественно-изобразительных задач. При изучении новой техники росписи педагог демонстрирует приемы работы художественными инструментами и материалами, что дает полное представление о технологии и этапах росписи. В процессе реализации программы детям предлагается выполнять творческие задания по самым различным темам,  большинство тем в отдельности предполагает множество вариантов импровизации, что пробуждает фантазию,   содействует развитию творческого воображения ребёнка. Содержание   программы составлено по принципу «от простого к сложному». На первом году обучения дети знакомятся с техникой свободной росписи, холодного батика, некоторыми несложными приемами узелкового батика. Выполняют несложные сюжетные и декоративные композиции. На втором году обучения узнают о технике горячего батика, который отличается сложностью выполнения,

предлагается различная комбинация техник, что требует особого мастерства, терпения и аккуратности выполнения.

    В середине учебного года проводится промежуточная выставка, а в конце учебного года итоговая отчетная выставка, что и является  формой контроля,      это дает возможность детям заново увидеть и оценить свои работы, ощутить радость успеха. Лучшие работы участвуют в конкурсах, районных выставках  и занимают призовые места. Приложение к программе содержит фотографии некоторых работ и выставок. 

    Данная программа рассчитана на 2 года обучения. Занятия  проводятся 1 раз в неделю по 2 часа. Объём реализации   по  70  часов на первый и второй год обучения. Программа каждого года обучения представляет собой завершающий блок   и может рассматриваться как самостоятельная программа.   Возраст обучающихся  13-16  лет, оптимальное количество детей в учебной группе 10-12  человек, так как при большем количестве   педагог не сможет работать индивидуально.

   

Для успешного освоения программы необходимы следующие материалы,

инструменты и условия:

  • помещение – хорошо проветриваемая мастерская;
  • красители для батика;
  • резервирующий состав, воск или парафин;
  • ткань для росписи - шелк,  батист, бязь и др.;
  • инструменты: кисти, тюбики для резерва, валики, тампоны, аэрограф, трафареты, карандаши простые и цветные, акварель, гуашь, бумага для эскизов, калька и др.;
  • подрамники деревянные, пяльцы;
  • клеенки на столы, подставки для кистей, марлевые повязки, емкости для разведения красителей, емкости для воды.

     Предполагаемые результаты

По итогам  1 года обучения учащиеся должны:

- знать виды и жанры изобразительного искусства, понимать   значение изобразительного искусства   в жизни человека и общества;  

-знать основные средства художественной выразительности в изобразительном искусстве: линия, пятно, колорит, мазок, тон, цвет, форма, перспектива;

- понимать значение терминов: орнамент, эскиз, композиция, колер, заливка,

ритм,  симметрия, асимметрия, композиционный центр, нюанс, контраст, замысел, декоративная композиция;

- понимать и соблюдать  процесс  работы над картиной, смысл каждого этапа этой работы, роль эскизов и этюдов;

- использовать основные приемы создания декоративных композиций (стилизация, ритм, симметрия, асимметрия, композиционный центр, орнамент);

- пользоваться  художественными инструментами и материалами, необходимыми в процессе росписи;  

- владеть различными приемами выполнения  росписи ткани в технике свободной росписи, холодного батика, узелкового батика;  

-грамотно оценивать свою работу, находить её достоинства и недостатки.

     По итогам работы 2 года обучения учащиеся должны:

- знать   выдающиеся произведения отечественного и мирового искусства и    имена   художников, архитектурные стили, некоторые направления в  изобразительном искусстве;    

 - знать виды декоративно-прикладного искусства, его задачи, закономерности, области применения;

-выявлять в произведениях декоративно-прикладного искусства (народного, классического, современного) связь конструктивных, декоративных, изобразительных элементов, а также видеть единство формы, материала и декора;

-уметь воспринимать и анализировать произведения живописи, архитектуры, дизайна и ДПИ;

-выстраивать декоративные, орнаментальные композиции на основе ритмического повтора изобразительных и геометрических элементов, создавать декоративные композиции на свободную и заданную тему;

 - уметь самостоятельно вести  процесс выполнения  росписи по ткани;

- владеть различными  техниками выполнения художественной росписи тканей,  уметь их комбинировать в зависимости от  поставленных задач.

- свободно пользоваться инструментами и материалами, необходимыми в процессе росписи,   производить их отбор в зависимости от задания.

 


                                 Учебно-тематический план программы.

Первый год обучения

 Тема занятия.

Всего

часов

Теория

Практика

1.

«Очарование батика». Вводное занятие.

2

1

1

2.

«Радуга красок». Изобразительные возможности батика.

2

0,5

1,5

3.

«Цветной туман». Знакомство с техникой свободной росписи.

2

0,5

1,5

4.

«Подводное царство». Декоративное панно в технике холодного батика.

2

0,5

1,5

5.

 «Подводное царство». Декоративное панно в технике холодного батика.

2

0,5

1,5

6.

 «Подводное царство». Декоративное панно в технике холодного батика.

2

0

2

7.

«Природа и настроение». Панно. Сочетание холодного батика и свободной росписи.

2

0,5

1,5

8.

«Природа и  настроение». Панно. Сочетание холодного батика и свободной росписи.

2

0

2

9.

«Цветы». Декоративное панно в технике холодного батика с элементами свободной росписи.

2

1

1

10.

«Цветы». Декоративное панно в технике холодного батика с элементами свободной росписи.

2

0,5

1,5

11.

«Цветы». Декоративное панно в технике холодного батика с элементами свободной росписи.

2

0

2

12.

Абстрактная композиция. Монотипия на ткани

2

0,5

1,5

13.

Абстрактная композиция. Монотипия на ткани

2

0

2

14.

«Новый год настает…» Изготовление поздравит. открыток в технике  хол. батика, свободной росписи.

2

0,5

1,5

15.

«Новый год настает…» Изготовление поздравит. открыток в технике  хол. батика, свободной росписи.

2

0

2

16.

«В мире искусства». Оформление выставки.

2

0

2

17.

«Чародейка зима». Панно в технике холодного батика с элементами свободной росписи и спецэффектами.

2

1

1

18.

«Чародейка зима». Панно в технике холодного батика с элементами свободной росписи и спецэффектами.

2

0

2

20.

«Декоративная салфетка». Техника печати штампами.

2

0,5

1,5

21.

«Декоративная салфетка». Техника печати штампами.

 2

0

2


22.

 «Архитектура Древней Руси». Декоративное панно в технике холодного батика.

 2

1

1

23.

«Архитектура Древней Руси». Декоративное панно в технике холодного батика.

2

0,5

1,5

24.

«Архитектура Древней Руси». Декоративное панно в технике холодного батика.

2

0

2

25.

Узелковая окраска тканей.

2

1

1

26.

«Астры». Панно. Коллективная работа в узелковой технике

2

0,5

1,5

27.

Узелковая окраска тканей. Изготовление декоративных платочков.

2

0,5

1,5

28.

«Узоры Востока».

Изготовление декоративной наволочки      с использованием восточных орнаментальных мотивов (холодный батик).

2

1

1

29.

«Узоры Востока».

Изготовление декоративной наволочки      с использованием восточных орнаментальных мотивов (холодный батик).

2

0

2

30.

«Узоры Востока».

Изготовление декоративной наволочки      с использованием восточных орнаментальных мотивов (холодный батик).

2

0

2

31.

«Весна». Панно. Творческая композиция в смешанной технике с использованием спецэффектов.

2

1

1

32.

«Весна». Панно. Творческая композиция в смешанной технике с использованием спецэффектов.

2

1

1

33.

«Весна». Панно. Творческая композиция в смешанной технике с использованием спецэффектов.

2

0

2

34.

«Весна». Панно. Творческая композиция в смешанной технике с использованием спецэффектов.

2

0

2

35.

«Этот чудесный батик» Итоговая выставка.

2

0

2


Содержание программы первого года обучения.

Тема занятия

Содержание занятия

1.

«Очарование батика». Вводное занятие (2 ч.)

Теория: Знакомство с историей искусства художественной росписи тканей. Япония, Китай, Индонезия, Россия (русская набойка). Виды батика.

Показ презентации «Искусство росписи тканей».

Демонстрация изделий, выполненных в разных техниках.

Практика: выполнение упражнений акварелью (отработка приемов равномерных заливок, плавный переход одного цвета в другой, сочетание цветов и т. п.)

2.

« Радуга красок». Изобразительные возможности батика

(2 ч.)

Теория: Инструктаж по технике безопасности. Знакомство с красителями, резервом и приспособлениями для батика Практика: Приготовление, смешивание и проба  красителей, отработка приемов залива на ткани. Составление колера. Проведение непрерывных линий резервом, заливка красителем.

3.

« Цветной туман». Панно в технике свободной росписи

 (2 ч.).

Теория: Знакомство с особенностями изображения пейзажа     китайскими и японскими  художниками. Показ презентации «Страна восходящего солнца» Рассматривание фотографий  произведений китайских и японских  художников. Знакомство с техникой свободной росписи. Обсуждение эскизов, выполненных дома, исправление ошибок.

Практика: Роспись панно в соответствии с эскизом в технике свободной росписи с использованием соли. Учитель контролирует процесс, проводит индивидуальную работу.

4.

«Подводное царство». Декоративное панно в технике холодного батика (2 ч.)

Теория: Знакомство с приемом стилизации, с основными законами  и правилами создания     декоративной композиции, орнамента (симметрия, композ.  центр, нюанс, контраст). Цвет в декоративной композиции.

Практика: составление несложной декоративной композиции, выполнение эскизов, творческий поиск.

5.

«Подводное царство». Декоративное панно в технике холодного батика (2 ч.)

Теория: Инструктаж по технике безопасности. Обсуждение эскизов.

Практика: Перевод рисунка на ткань, работа резервом по контуру.

6.

«Подводное царство». Декоративное панно в технике холодного батика (2 ч.)

 Теория: Вступительная беседа об этапах росписи. Знакомство с   контурами для нанесения декора на ткани. Практика: Роспись панно в соответствии с эскизом. Учитель контролирует процесс, проводит индивидуальную работу.

7.

«Природа и настроение»

Панно. Сочетание холодного батика и свободной росписи.(2ч.)

Теория: Показ презентации «Образ природы в произведениях художников». Беседа о колорите в работах художников, контрасте теплых и холодных цветов.

Практика: Выполнение эскизов, творческий поиск.   Передача    настроения в природе. Приготовление черного резерва. Перевод рисунка на ткань, работа резервом по контуру.

8.

«Природа и настроение» Панно. Сочетание холодного батика и свободной росписи

(2 ч.)

Теория: Вступительная беседа об этапах росписи. Знакомство с «эффектом мочевины», «эффектом дождевых капель». Составление колористической палитры. Роспись панно в соответствии с эскизом.   Учитель контролирует процесс, проводит индивидуальную работу.

9.

«Цветы». Декоративное панно в технике холодного батика с элементами свободной росписи.

(2 ч.)

Теория:  Демонстрация  презентации «Цветы – украшение Земли»,  рассматривание книги Вэнди Тейт «Рисуем цветы акварелью», обсуждение.  Знакомство с основными законами и правилами построения декоративной композиции, а так же цветового решения.

 Практика: Творческий поиск. Составление эскиза цветочной композиции .

10.

«Цветы». Декоративное панно в технике холодного батика с элементами свободной росписи

(2 ч.)

Выполнение эскиза в натуральную величину, перевод рисунка на ткань. Работа цветными резервами. Резервная линия-основа графического рисунка.

11.

«Цветы». Декоративное панно в технике холодного батика с элементами свободной росписи

(2 ч.)

Роспись панно в соответствии с эскизом. Вступительная беседа об этапах росписи.  Знакомство с   «эффектом жилок».  Учитель контролирует процесс, проводит индивидуальную работу.

12.

  Абстрактная композиция. Монотипия на ткани.

(2 ч.)

 Теория: Инструктаж по технике безопасности. Знакомство с техникой «монотипия».

Практика: выполнение пробников, составление композиции, работа над эскизами.

13.

Абстрактная композиция. Монотипия на ткани.

(2 ч.)

Роспись ткани в соответствии с эскизом, с последующей  графической прорисовкой. Работа выполняется ограниченной цветовой палитрой (два, три цвета).

14.

«Новый год настает» Изготовление поздравит. открыток в технике хол. батика, свободной росписи

(2 ч.)

Теория: Вступительная беседа о правилах построения композиции на открытках, шрифте. Варианты изготовления открыток(традиционная, настольная, книжка).

Практика: Сочинение композиции. Выполнение эскизов цветными карандашами.

15.

«Новый год настает» Изготовление поздравит. открыток в технике хол. батика, свободной росписи.

(2 ч.)

Роспись ткани в соответствии с эскизом, использование контуров для декора. Оформление открыток.

16.

«В мире искусства»

Оформление выставки

(2 ч.)

Подготовка к  школьной выставке. Оформление работ в багетные рамы.

17.

«Чародейка зима». Панно в технике холодного батика с элементами свободной росписи и спецэффектами(2 ч)

Теория: показ презентации «Чародейка зима».  Рассматривание репродукций картин русских художников: И Шишкин «На севере диком…», «Зима»; Г. Кондратенко «Зимний вечер»; Ю. Клевер «Закат солнца зимой», «Зима»; Н. Рерих «Синие горы на закате», «Горы»; И. Грабарь «Февральская лазурь».  Беседа о красоте зимней природы, палитре цвета зимы. Понятие центр композиции, композиционное равновесие.

Практика: Работа над сюжетной композицией. Творческий поиск, выполнение эскизов.

18.

«Чародейка зима». Панно в технике холодного батика с элементами свободной росписи и спецэффектами (2ч.)

Практика: Выполнение эскиза в натуральную величину, перевод рисунка на ткань. Работа  резервом.

19.

«Чародейка зима». Панно в технике холодного батика с элементами свободной росписи и спецэффектами (2ч.).

Практика: Роспись панно в соответствии с выбранным эскизом. Вступительная беседа об этапах росписи. Применение спецэффектов (мочевина, соль, набрызг). Акцент на холодную палитру. Учитель контролирует процесс, проводит индивидуальную работу.

20.

« Декоративная салфетка». Техника печати штампами.

(2 ч.)

Теория: Знакомство с техникой печати штампами. Беседа о правилах построения декоративной композиции, о цвете. Практика: Изготовление штампиков. Проба на ткани, натянутой на пяльцы. Составление несложной декоративной композиции для салфетки, выполнение эскиза цветными карандашами.

21.

« Декоративная салфетка». Техника печати штампами(2ч.)

Практика: Изготовление салфеток в соответствии с эскизом. Учитель контролирует процесс, проводит индивидуальную работу.

22.

«Архитектура Древней Руси». Декоративное панно в технике холодного батика.(2 ч.)

Теория: показ  слайдов «Архитектурное наследие России». Беседа о приемах стилизации и декора объекта, цветовом решении композиции. Понятие симметрии и асимметрии. Равновесие, контраст, нюанс в ДПИ.

Практика: Составление декоративной композиции на заданную тему. Стилизация объекта, выполнение орнаментального декора. Выполнение эскизов.

23.

«Архитектура Древней Руси». Декоративное панно в технике холодного батика.(2ч.)

Теория: обсуждение эскизов, выбор варианта.

Практика: Выполнение графического  эскиза  в натуральную величину, перевод на ткань, работа цветным резервом. Резервная линия-основа графического рисунка.

24.

«Архитектура Древней Руси». Декоративное панно в технике холодного батика.(2 ч.)

Практика:  Роспись панно в соответствии с эскизом. Вступительная беседа об этапах росписи. Выполнение декоративного орнамента цветными контурами в соответствии с колоритом работы. Учитель контролирует процесс, проводит индивидуальную работу.

25.

Узелковая окраска тканей.(2ч.)

Теория: Знакомство с техникой узелкового батика. Демонстрация изделий окрашенных данным способом. Показ некоторых приемов узелковой техники.

Практика: Практические упражнения по окраске ткани способом «завязывание». Получение солнечного  узора в один цвет, два и три цвета.

26.

«Астры». Панно. Коллективная работа в узелковой технике. (2ч.)

Практика: коллективная работа. Роспись панно в узелковой технике. Вступительная беседа о предстоящей работе, цветовом решении композиции. Получение цветочного мотива способом «завязывание». Использование контуров для нанесения графического рисунка.

27.

Узелковая окраска тканей. Изготовление декоративных платочков.(2ч.)

Теория: Знакомство с некоторыми способами узелковой техники: узор «волна», ромбовидный узор, узор «клетка»,

техника шибори, получение узора при помощи прошивания ткани.

Практика: изготовление декоративных платочков различными способами узелкового батика. Творческая импровизация. Учитель контролирует процесс, проводит индивидуальную работу.

28.

«Узоры Востока».

Изготовление декоративной наволочки      с использованием восточных орнаментальных мотивов (холодный батик) 2ч.

Теория: Знакомство с ДПИ Востока. Демонстрация фотографий изделий ДПИ народов Востока. Беседа о построении и цветовой палитре орнаментальных композиций.

Практика: Составление несложной орнаментальной композиции для украшения наволочки. Использование образцов. Выполнение эскизов цветными карандашами.

29.

«Узоры Востока».

Изготовление декоративной наволочки      с использованием восточных орнаментальных мотивов (холодный батик) 2ч.

Практика: выполнение графического эскиза в натуральную величину (рекомендуемый размер 30:30).

Перевод рисунка на ткань, тонирование ткани, работа цветным резервом. Учитель контролирует процесс, проводит индивидуальную работу.

30.

«Узоры Востока».

Изготовление декоративной наволочки      с использованием восточных орнаментальных мотивов (холодный батик) 2ч.

Практика: Роспись ткани в соответствии с выбранным эскизом. Нанесение мелкого декора контурами. Учитель контролирует процесс, проводит индивидуальную работу.

Пошив наволочки производится в домашних условиях.

31.

« Весна». Панно. Творческая композиция в смешанной технике с использованием спецэффектов.(2ч.)

Теория: показ слайдов с репродукциями картин художников, отражающих красоту пробуждающейся весенней природы, свежесть первой зелени, очарование цветов и цветущих деревьев. Беседа об вариантах сюжета, композиционном решение работы, правилах перспективы, колорите.

Практика: составление композиции на заданную тему, творческий поиск, выполнение эскизов. Рекомендуемый размер 50/70.

32.

« Весна». Панно. Творческая композиция в смешанной технике с использованием спецэффектов.(2ч.)

Теория: Обсуждение эскизов, выбор более удачного варианта. Беседа о этапах работы над панно.

Практика: выполнение эскиза в натуральную величину, перевод рисунка на ткань, работа резервом.

33.

« Весна». Панно. Творческая композиция в смешанной технике с использованием спецэффектов.(2ч.)

Практика: Роспись ткани в соответствии с выбранным эскизом. В первую очередь расписывается   фон, элементы дальнего плана  в пейзаже, сюжетной композиции  или  крупные детали в букете, натюрморте. Работа ведется по принципу «от светлого к темному». Использование техники свободной росписи, спецэффектов.  Учитель контролирует процесс, проводит индивидуальную работу.

34.

« Весна». Панно. Творческая композиция в смешанной технике с использованием спецэффектов.(2ч.)

Практика: Роспись ткани в соответствии с выбранным эскизом.  Работа над элементами переднего плана, на завершающем этапе прорисовываются мелкие детали. Использование  контуров. Учитель контролирует процесс, проводит индивидуальную работу.

35.

« Этот чудесный батик» Итоговая выставка.

Подготовка к выставке. Оформление готовых панно в багетные рамы.


Второй год обучения

 №

 

Тема занятия.

 Всего часов

Теория

Практика

1.

 «Лето, ах лето…». Декоративное панно в технике холодного  батика.

2

1

1

 2.

«Лето, ах лето…». Декоративное панно в технике холодного батика.

2

0,5

1,5

 3.

  «Лето, ах лето…». Декоративное панно в технике холодного батика.

2

0

2

4.

«Осенняя мелодия».  Изготовление платка с помощью распылителей.

2

1

1

5.

 «Осенняя мелодия».  Изготовление платка с помощью распылителей.

2

0

2

6.

Знакомство с техникой горячего батика.

2

1

1

7.

«Мои эмоции». Панно. Абстрактная композиция.

2

1

1

8.

«Мои эмоции». Панно. Абстрактная композиция.

2

0

2

9.

«Впечатление». По мотивам художников-импрессионистов. Панно в технике горячего батика.

2

1

1

10.

«Впечатление». По мотивам художников-импрессионистов. Панно в технике горячего батика.

2

0

2

11.

«Игрушка-сувенир» Изготовление декоративных  мягких набивных игрушек.

2

1

1

12.

«Игрушка-сувенир» Изготовление декоративных  мягких набивных игрушек.

2

0,5

1,5

13.

«Игрушка-сувенир» Изготовление декоративных  мягких набивных игрушек.

2

0

2

14.

«Игрушка-сувенир» Изготовление декоративных  мягких набивных игрушек.

2

0,5

1,5

15.

  Декоративный натюрморт в смешанной  технике  

2

1

1

16.

  Декоративный натюрморт в смешанной технике.  

2

1

1,5

17.

  Декоративный натюрморт в смешанной технике .

2

0

2

18.

«Зимушка-зима» Мини-панно в технике горячего батика.

2

0,5

1,5

19.

«Зимушка-зима» Мини-панно в технике горячего батика.

2

0

2

20.

«Сказочная страна». Декоративное панно в технике холодного батика.

2

1

1

21.

«Сказочная страна». Декоративное панно в технике холодного батика.

2

0

2

22.

«Сказочная страна». Декоративное панно в технике холодного батика.

2

0,5

1,5

 


23.

 Роспись шарфика в узелковой технике.

2

1

1

24.

Роспись шарфика в узелковой технике.

2

0,5

1,5

25.

Роспись шарфика в узелковой технике.  

2

0

2

26.

« Образ   города». Декоративное панно в смешанной  технике.

2

1

1

27.

« Образ   города». Декоративное панно в  смешанной технике  

2

0,5

1,5

28.

« Образ   города». Декоративное панно в смешанной технике.

2

0

2

29.

   Рисунки монограмм в стиле модерн для росписи декоративных вставок  для одежды.

2

1

1

30.

  Рисунки монограмм в стиле модерн для росписи декоративных вставок одежды.

2

0

2

31.

«Я рисую батик». Панно. Творческая композиция  в свободной технике.

2

1

1

32.

«Я рисую батик». Панно. Творческая композиция  в свободной технике.

2

0,5

1,5

33.

«Я рисую батик». Панно. Творческая композиция  в свободной технике.

2

0,5

1,5

34.

«Я рисую батик». Панно. Творческая композиция  в свободной технике.

2

0

2

35.

 «Очарование батика». Подготовка к итоговой выставке.

 

2

0

2


                                Содержание программы второго года обучения.

1

«Лето, ах лето…». Декоративное панно в технике холодного  батика.

(2ч.)

Теория: показ слайдов с репродукциями картин художников, отражающих красоту    летней природы, буйство красок  и разнообразие природных форм. Беседа о вариантах сюжета, композиционном решение работы, правилах перспективы, колорите.

Практика: составление композиции на заданную тему, творческий поиск, выполнение эскизов.

2.

«Лето, ах лето…». Декоративное панно в технике холодного  батика.

(2ч.)

Теория: Обсуждение эскизов, выбор более удачного варианта. Беседа об этапах работы над панно.

Практика: выполнение эскиза в натуральную величину, перевод рисунка на ткань, работа резервом.

3.

«Лето, ах лето…». Декоративное панно в технике холодного  батика.

(2ч.)

Практика: Роспись ткани в соответствии с выбранным эскизом.  Использование техники свободной росписи, спецэффектов.  Учитель контролирует процесс, проводит индивидуальную работу

4.

«Осенняя мелодия».  Изготовление платка с помощью распылителей.(2ч.)

Теория: знакомство с технологией распыления красителей по ткани, демонстрация приемов. Беседа о вариантах, особенностях  и  правилах построения композиции платка при помощи силуэтов листьев и веточек растений, о цветовом решении,  

Практика: составление композиции на заданную тему, выполнение эскизов цветными карандашами, учитывая  многослойность цвета. Сборка листьев и растений для предстоящей работы.

5.

«Осенняя мелодия».  Изготовление платка с помощью распылителей.(2ч.)

Практика: Роспись платка с помощью распылителей в соответствии с эскизом. На заключительном этапе  выполняется прорисовка мелких деталей, допускается использование декора. Учитель контролирует процесс, проводит индивидуальную работу.

6.

Знакомство с техникой горячего батика.(2ч.)

Теория: Знакомство с техникой горячего батика, инструментами и приспособлениями. Инструктаж по технике безопасности. Беседа о сложности и красоте техники горячего батика.  Показ работ, выполненных в данной технике. Виды горячего батика: простой,  сложный, батик от пятна, эффект кракле. Демонстрация приемов работы.

Практика: Выполнение упражнений разными способами горячего батика.

7.

«Мои эмоции». Панно. Абстрактная композиция в технике горячего батика.(2ч.)

Теория: Знакомство с творчеством В. Кандинского, Дж. Поллока, К. Малевича. Разновидности абстрактного искусства. Беседа об особенностях построения абстрактных, беспредметных  композиций, понятие статика, динамика, ритм.

Практика: составление абстрактной композиции, выполнение эскизов цветными карандашами.

8.

«Мои эмоции». Панно. Абстрактная композиция в технике горячего батика.(2ч.)

Практика: Вступительная беседа о этапах работы. Роспись панно в соответствии с эскизом  в технике горячего батика, допускается графич.  прорисовка.

9.

«Впечатление».

По мотивам художников-импрессионистов. Панно в технике горячего батика.

(2ч.)

Теория: Знакомство с творчеством художников-импрессионистов.

Демонстрация презентации. Беседа о особенностях изображения мира при помощи живописи.

Практика: составление композиции на заданную тему, возможно копирование работ импрессионистов. Выполнение эскизов  гуашевыми красками

10.

«Впечатление».

 По мотивам художников-импрессионистов. Панно в технике горячего батика.

(2ч.)

Практика: роспись панно в соответствии с эскизом по принципу от светлого к темному. Использование эффекта «кракле». На заключительном этапе допускается графическая прорисовка черной тушью.

11.

«Игрушка-сувенир» Изготовление декоративных  мягких набивных игрушек.(2ч.)

Теория: обсуждение задания, этапов работы. Беседа   о приемах стилизации объекта, декоре и цветовом решении. Рассматривание декоративных изображений животных, птиц, рыб ,растений.

Практика: стилизация выбранного объекта, составление декора, выбор цветовой гаммы. Выполнение эскиза для выкройки игрушки в цвете.

12.

«Игрушка-сувенир» Изготовление декоративных  мягких набивных игрушек.(2ч.)

Теория: вступительная беседа об этапах работы.

Практика: выполнение эскиза в натуральную величину, перевод рисунка на ткань, работа резервом.

13.

«Игрушка-сувенир» Изготовление декоративных  мягких набивных игрушек.(2ч.)

Практика: Роспись ткани в соответствии с  эскизом.  Использование техники холодного батика, свободной росписи, спецэффектов.  Учитель контролирует процесс, проводит индивидуальную работу.

14.

«Игрушка-сувенир» Изготовление декоративных  мягких набивных игрушек.(2ч.)

Теория: вступительная беседа о дальнейшей работе над изделием.

Практика: крой и пошив игрушки, украшение чехла бусинами, стразами, ленточками. Набивка игрушки ватой, синтепоном, крупой.

15.

  Декоративный натюрморт.

Панно  в смешанной технике.(2ч)  

Теория: беседа о жанре-натюрморт, видах натюрморта. Показ слайдов с репродукциями натюрмортов  П. Сезанна, П. Гогена, А. Матисса, работ современных художников.

Знакомство с основными законами  и правилами построения натюрморта, обсуждение колорита композиции.

Практика:  составление композиции на заданную тему, творческий поиск, выполнение эскизов  

16.

  Декоративный натюрморт.

Панно в смешанной  технике. (2ч)

Теория: Обсуждение эскизов, выбор более удачного варианта. Беседа об этапах работы над панно.

Практика: выполнение эскиза в натуральную величину, перевод рисунка на ткань, работа резервом.

17.

  Декоративный натюрморт.

Панно в смешанной  технике (2ч)

Практика: Роспись ткани в соответствии с выбранным эскизом.  Использование техники свободной росписи, холодного и горячего  батика, спецэффектов.  Учитель контролирует процесс,

 проводит индивидуальную работу.

18.

«Зимушка-зима» Мини-панно в технике горячего батика.(2ч.)

Теория: просмотр слайдов с изображением фотографий зимней природы, декоративных пейзажей, обсуждение задания, вариантов сюжета, колорита композиции (ограниченная палитра).

Практика: творческий поиск, выполнение эскизов цветными карандашами.

19.

«Зимушка-зима» Мини-панно в технике горячего батика.(2ч.)

Практика:  Роспись ткани в соответствии с выбранным эскизом.  Использование техники   горячего батика,  спецэффектов. Учитель контролирует процесс, проводит индивидуальную работу

20.

«Сказочная страна». Декоративное панно в технике холодного батика.

(2ч.)

Теория: Знакомство с творчеством художников-сказочников Ю. Васнецова, В. Васнецова, М. Врубеля, И. Билибина. Показ презентаций и слайдов с репродукциями картин. Обсуждение задания, вариантов  сюжетной композиции (допускается копирование произведений художников). Беседа об основных правилах построения сюжетной композиции, цветовом решении.

Практика: составление композиции на заданную тему, выполнение эскизов в цвете.

21.

«Сказочная страна». Декоративное панно в технике холодного батика.

(2ч.)

Практика: выполнение выбранного эскиза в натуральную величину, перевод рисунка на ткань, работа резервом.

22.

«Сказочная страна». Декоративное панно в технике холодного батика.

(2ч.)

Теория: вступительная беседа о этапах работы красителями, о применении спецэффектов.

Практика: Роспись ткани в соответствии с выбранным эскизом.  Использование техники холодного батика с элементами  свободной росписи, спецэффектов.  Учитель контролирует процесс, проводит индивидуальную работу.

23.

Роспись шарфика в узелковой технике.(2ч.)

Теория: Беседа о уже знакомой технике узелкового батика, о некоторых  способах  окраски: узор «солнышко», узор «волна», ромбовидный узор, узор «клетка», техника шибори, получение узора при помощи прошивания ткани. Обсуждение колорита изделия.

Практика: составление композиции для росписи шарфика, творческий поиск, выполнение эскизов цветными карандашами.

24.

Роспись шарфика в узелковой технике.(2ч.)

Теория: обсуждение эскизов, выбор более удачного варианта.

Практика: роспись изделия в соответствии с эскизом в узелковой технике. Просушка изделия.

25.

Роспись шарфика в узелковой технике.(2ч.)

Практика: на заключительном этапе работы выполняется графическая прорисовка цветными контурами, декорирование стразами, бусинами и т.п. Учитель контролирует процесс, проводит индивидуальную работу.

26.

« Образ   города». Декоративное панно в смешанной  технике.(2ч.)

Теория: Знакомство с  некоторыми архитектурными стилями: романский, готика,  барокко, классицизм, модерн, конструктивизм.  Показ слайдов с изображениями архитектурных сооружений, городов разных эпох. Обсуждение задания, вариантов композиции, например: «Город в пустыне», «Страна восходящего солнца»,  «Древняя Эллада», «Средневековый город», «Современный город», «Город мечты»  и т. д.  Беседа об основных законах и правилах  построения композиции городского пейзажа  (композиционный центр, фронтальная и угловая перспектива), о цветовом решении  (воздушная перспектива, колорит).

Практика: составление композиции на данную тему, выполнение эскизов цветными карандашами, допускается копирование произведений художников, использование фотографий с изображением архитектурных построек.

27.

« Образ   города». Декоративное панно в смешанной  технике.(2ч.)

Теория: обсуждение эскизов, выбор более удачного варианта.

Практика: выполнение выбранного эскиза в натуральную величину, перевод рисунка на ткань, работа резервом, если это необходимо.

28.

« Образ   города». Декоративное панно в смешанной  технике.(2ч.)

  Практика: вступительная беседа об этапах работы. Роспись ткани в соответствии с выбранным эскизом.  Использование техник  холодного и горячего батика  элементов  свободной росписи, кракле, спецэффектов.  Учитель контролирует процесс, проводит индивидуальную работу. На заключительном этапе выполняется графическая прорисовка контурами или черной тушью.

29.

Рисунки монограмм в стиле модерн для росписи декоративных вставок  для одежды. (2ч.)

Теория: Знакомство с искусством модерна, творчеством Альфонса Мухи, искусством  создания монограмм. Показ слайдов с репродукциями произведений искусства эпохи модерна. Обсуждение вариантов задания, рассматривание  замысловатых орнаментальных узоров в стиле модерн.

Практика: творческий поиск, выполнение рисунков монограмм в стиле модерн цветными карандашами.

30.

Рисунки монограмм в стиле модерн для росписи декоративных вставок  для одежды. (2ч.)

Практика: обсуждение эскизов, выбор более удачного варианта. Перевод рисунка на ткань, работа резервом, роспись  в технике холодного батика, декорирование цветными контурами.

31.

«Я рисую батик». Панно. Творческая композиция  в свободной технике.(2ч.)

Теория: Утверждение и самореализация в искусстве мастерства художественной росписи тканей, выполнение зачетной  творческой  работы в свободной технике. Обсуждение задания, вариантов композиции, колорита.

 Практика: творческий поиск, составление композиции, выполнение эскизов    в цвете, допускается копирование произведений художников, использование фотографий  необходимых для составления композиции.

32.

«Я рисую батик». Панно. Творческая композиция  в свободной технике.(2ч.)

Теория: обсуждение эскизов, внесение коррективов, выбор варианта.

 Практика: Выполнение эскиза в натуральную величину, рекомендуемый размер 50-70. Перевод рисунка на ткань, при необходимости работа резервом.

33.

«Я рисую батик». Панно. Творческая композиция  в свободной технике.(2ч.)

Теория: вступительная беседа об этапах работы над панно.  Индивидуальное обсуждение.

Практика: Роспись ткани в соответствии с выбранным эскизом. В первую очередь расписывается   фон, элементы дальнего плана  в пейзаже, сюжетной композиции  или  крупные детали в букете, натюрморте. Работа ведется по принципу «от светлого к темному».    Учитель контролирует процесс, проводит индивидуальную работу.

34.

«Я рисую батик». Панно. Творческая композиция  в свободной технике.(2ч.)

Практика: Роспись ткани в соответствии с выбранным эскизом.  Работа над элементами переднего плана, на завершающем этапе прорисовываются мелкие детали. Использование  контуров. Учитель контролирует процесс, проводит индивидуальную работу.

35.

«Очарование батика». Подготовка к итоговой выставке.

Подготовка к выставке. Оформление готовых панно в багетные рамы.


Материально-техническое и методическое обеспечение                                              программы.

                                  Первый год обучения.

Тема занятия

материально-техническое

обеспечение  

методическое обеспечение

1.

«Очарование батика». Вводное занятие (2 ч.)

-компьютер, проектор, экран;

-изделия, выполненные в разных техниках батика.

-акварель, кисти, бумага, палитра

-презентация «Искусство росписи тканей».

-книги: Р.А. Гильман «Художественная роспись тканей»; М.О. Синеглазова «Батик»; М. О. Синеглазова «Распишем ткань сами»

2.

« Радуга красок». Изобразительные возможности батика

(2 ч.)

-подрамник (пяльцы), кнопки, ткань ( бязь, батист, шелк), карандаш простой, резерв, красители, тюбик для резерва, кисти, палитры с углублениями или небольшие емкости, банки для воды, салфетки, фен

-книги: Р.А. Гильман «Художественная роспись тканей»; М.О. Синеглазова «Батик»; М. О. Синеглазова «Распишем ткань сами»

3.

« Цветной туман». Панно в технике свободной росписи

 (2 ч.).

-подрамник  30/40, кнопки, ткань ( бязь, батист, шелк), карандаш простой,   красители,   кисти, палитры с углублениями или небольшие емкости, банки для воды, салфетки, фен, соль

-презентация «Страна восходящего солнца»;

-слайды с изображениями работ японских и китайских художников, природы;

 

4-6.

«Подводное царство». Декоративное панно в технике холодного батика

(6 ч.)

 -компьютер, проектор, экран;

 -акварель или гуашь, кисти, бумага, палитра

-подрамник (30/40), кнопки, ткань ( бязь, батист, шелк), карандаш простой, резерв, красители, тюбик для резерва, кисти, палитры с углублениями или небольшие емкости, банки для воды, салфетки, фен, декоративные контуры.

-иллюстративный материал с изображением стилизованных природных форм, объектов, орнаментов;

-слайды с изображением примерных работ(из интернета);

-таблицы по цветоведению.

7-8.

«Осеннее настроение»

Панно. Сочетание холодного батика и свободной росписи.(4ч.)

 -компьютер, проектор, экран;

 -акварель или гуашь, кисти, бумага, палитра для выполнения эскизов;

-подрамник (30/40), кнопки, ткань ( бязь, батист, шелк), карандаш простой,  черный резерв, красители, тюбик для резерва, кисти, палитры с углублениями или небольшие емкости, банки для воды, салфетки, фен, декоративные контуры, соль, мочевина.

-презентация «Образ осени в произведениях художников»;

-фото осенней природы.

9-11.

«Цветы». Декоративное панно в технике холодного батика с элементами свободной росписи.

(6 ч.)

 -компьютер, проектор, экран;

 -акварель или гуашь, кисти, бумага, палитра для выполнения эскизов;

-подрамник (30/40), кнопки, ткань ( бязь, батист, шелк), карандаш простой,  резерв, красители, тюбик для резерва, кисти, палитры с углублениями или небольшие емкости, банки для воды, салфетки, фен, декоративные контуры, соль, мочевина.

- презентация «Мир цветов»;    

-книга Вэнди Тейт «Рисуем цветы акварелью»;

12-13

  Абстрактная композиция. Монотипия на ткани.

(4 ч.)

 -акварель или гуашь, кисти, бумага, палитра для выполнения эскизов;

-утюг, газеты, подрамник (30/40), кнопки, ткань(бязь, батист, шелк),     красители,   кисти, палитры с углублениями или небольшие емкости, банки для воды, салфетки, фен, декоративные контуры, черная тушь, соль, мочевина.

- образцы

-книги: Р.А. Гильман «Художественная роспись тканей»; М.О. Синеглазова «Батик»;М.О. Синеглазова «Распишем ткань сами»

14-15

«Новый год настает» Изготовление поздравит. открыток в технике хол. батика, свободной росписи

(4 ч.)

 -образцы открыток  (традиционная, настольная, книжка).

-   бумага, цв. карандаши   для выполнения эскизов;

- пяльцы, ткань ( бязь, батист, шелк), карандаш простой,  резерв, красители, тюбик для резерва, кисти, палитры с углублениями или небольшие емкости, банки для воды, салфетки, фен, декоративные контуры, соль, мочевина;

- картон, клей, акварель, ножницы, канцелярский нож, стразы и т.п. для изготовления открыток

 

-иллюстративный материал содержащий виды шрифтов, примеры открыток;

-книги: М.О. Синеглазова «Батик»;М.О. Синеглазова «Распишем ткань сами»

16.

«В мире искусства»

Оформление выставки

(2 ч.)

- багетные рамы, клей, картон для основы, ножницы.

17-19

«Чародейка зима». Панно в технике холодного батика с элементами свободной росписи и спецэффектами

(6 ч)

 -компьютер, проектор, экран;

 -акварель или гуашь, кисти, бумага, палитра для выполнения эскизов;

-подрамник (30/40), кнопки, ткань ( бязь, батист, шелк), карандаш простой,  резерв, красители, тюбик для резерва, кисти, палитры с углублениями или небольшие емкости, банки для воды, салфетки, фен, декоративные контуры, соль, мочевина.

-презентация «Чародейка зима»;

- репродукции картин русских художников: И. Шишкин «На севере диком…», «Зима»; Г. Кондратенко «Зимний вечер»; Ю. Клевер «Закат солнца зимой», «Зима»; Н. Рерих «Синие горы на закате», «Горы»; И. Грабарь «Февральская лазурь».

20.

« Декоративная салфетка». Техника печати штампами.

(4 ч.)

- бумага, цв. карандаши   для выполнения эскизов;

-рамы небольшого размера (пяльца), ткань ( бязь, батист, шелк), красители,   кисти, палитры с углублениями или небольшие емкости, банки для воды, салфетки, фен, декоративные контуры

- разнообразные приспособления для штампов   (пробки, крышечки, фломастеры, колпачки и т.п.).

-картон, ножницы, канцелярский нож, картофель, морковь  для изготовления штампов,  веточки растений, деревьев и т.п.

 

-книги: Р.А. Гильман «Художественная роспись тканей»; М.О. Синеглазова «Батик»; М. О. Синеглазова «Распишем ткань сами»

22-24

«Архитектура Древней Руси». Декоративное панно в технике холодного батика.(6 ч.)

 -компьютер, проектор, экран;

 -акварель или гуашь, кисти, бумага, палитра для выполнения эскизов;

-подрамник (30/40), кнопки, ткань ( бязь, батист, шелк), карандаш простой, резерв, красители, тюбик для резерва, кисти, палитры с углублениями или небольшие емкости, банки для воды, салфетки, фен, декоративные контуры, соль, мочевина.

- слайды «Архитектурное наследие России».

-фотографии архитектурных памятников;

-иллюстративный материал с изображением стилизованных  архитектурных объектов, орнаментов;

-таблицы по цветоведению.

25-27

Узелковая окраска тканей.

          (6ч.)

- ткань ( бязь, батист, шелк),нитки, швейная игла, перчатки резиновые,   красители,   кисти, палитры с углублениями или небольшие емкости, банки для воды, салфетки, фен, декоративные контуры для прорисовки, цилиндрические валики для техники «шиборри».

-пяльца для   заключительного этапа  прорисовки, для коллективной работы подрамник 60/80.  

    – образцы изделий выполненных в технике узелкового батика

 

 -книги: Р.А. Гильман «Художественная роспись тканей»; М.О. Синеглазова «Батик»; М. О. Синеглазова «Распишем ткань сами»

28-30

«Узоры Востока».

Изготовление декоративной наволочки      с использованием восточных орнаментальных мотивов в технике холодного батика (6ч.)

-компьютер, проектор, экран;

 - цветные карандаши, бумага,   для выполнения эскизов;

-подрамник (30/30), кнопки, ткань ( бязь, батист, шелк), карандаш простой, резерв, красители, тюбик для резерва, кисти, палитры с углублениями или небольшие емкости, банки для воды, салфетки, фен, декоративные контуры  

- слайды с фотографиями изделий ДПИ народов Востока.

-иллюстративный материал содержащий восточные орнаменты,

-схемы построения композиции для подушек.

31-34

« Весна». Панно. Творческая композиция в смешанной технике с использованием спецэффектов.

(8ч.)

 -компьютер, проектор, экран;

 -акварель или гуашь, кисти, бумага, палитра для выполнения эскизов;

-подрамник (50/70), кнопки, ткань ( бязь, батист, шелк), карандаш простой,  резерв, красители, тюбик для резерва, кисти, палитры с углублениями или небольшие емкости, банки для воды, салфетки, фен, декоративные контуры, соль, мочевина.

- слайды с изображением   картин художников: И. Левитан «Март»; К.Юон «Весенний солнечный день»; Н. Романдин «Цветущий бугор», «Весенний день»; Ван Гог «Цветущий фруктовый сад»; В. Борисов-Мусатов «Весна»; В. Саврасов «Грачи прилетели»; И. Левитан «Цветущие яблони»; П.П. Кончаловский «Сирень»; Т. Афонина «Вербы»

35.

« Этот чудесный батик» Итоговая выставка.

 - багетные рамы, клей, картон для основы, ножницы.

 

                                                Второй год обучения

Тема занятия

материально-техническое

обеспечение  

Методическое обеспечение

1-3

«Лето, ах лето…». Декоративное панно в технике холодного  батика.

(6ч.)

 -компьютер, проектор, экран;

 -акварель или гуашь, кисти, бумага, палитра для выполнения эскизов;

-подрамник (30/40), кнопки, ткань ( бязь, батист, шелк), карандаш простой,  резерв, красители, тюбик для резерва, кисти, палитры с углублениями или небольшие емкости, банки для воды, салфетки, фен, декоративные контуры, соль, мочевина.

-слайды с изображением картин художников:И. Шишкин «Перед грозой», «Рожь», «Дубы», «Утро в сосновом лесу»;И. Левитан «Березовая роща»,  «Вечерний звон», А. Дейнека «После дождя»; А. Пластов «Сенокос»; Ф. Толстой «Букет цветов»;А. Герасимов «Полевые цветы»; А. Куинджи «Лунная ночь на Днепре», «Закат»; И Айвазовский «Среди волн»,»Черное море»; М Сарьян «Ереванские цветы»; Рылов «В голубом просторе»; Ван Гог «Пшеничное поле…»; «Подсолнухи», «Звездная ночь», «Пейзаж с оливами», «Ирисы».

-слайды с фотографиями летней природы.

4-5.

«Осенняя мелодия».  Изготовление платка с помощью распылителей.(4ч.)

- цветные карандаши или пастель, бумага,   для выполнения эскизов;

-пяльцы для упражнений, подрамник (30/40), кнопки, ткань ( бязь, батист, шелк), аэрограф,   красители,  кисти, палитры с углублениями или небольшие емкости, банки для воды, салфетки, фен, декоративные контуры для завершающей прорисовки,  листья, цветы и веточки.

-иллюстративный материал, содержащий варианты построения композиции платка;

-книги: Р.А. Гильман «Художественная роспись тканей»; М.О. Синеглазова «Батик»; М. О. Синеглазова «Распишем ткань сами»

6.

Знакомство с техникой горячего батика.(2ч.)

-работы педагога, выполненные в данной технике;

-образцы видов горячего батика (простой,  сложный, батик от пятна, эффект кракле)

- пяльцы, ткань ( бязь, батист, шелк), карандаш простой,   воск, электрическая плитка, кастрюлька, красители,   кисти, палитры с углублениями или небольшие емкости, банки для воды, салфетки, фен, утюг, газеты.

-книги: Р.А. Гильман «Художественная роспись тканей»; М.О. Синеглазова «Батик»; М. О. Синеглазова «Распишем ткань сами».

7-8.

«Мои эмоции». Панно. Абстрактная композиция в технике горячего батика.(4ч.)

 -компьютер, проектор, экран;

- цветные карандаши или пастель, бумага,   для выполнения эскизов;

- подрамник 30/40, кнопки, ткань ( бязь, батист, шелк), карандаш простой,   воск, электрическая плитка, кастрюлька, красители,   кисти, палитры с углублениями или небольшие емкости, банки для воды, салфетки, фен, утюг, газеты, черная тушь, соль, мочевина.

- слайды  «Искусство абстракции» (знакомство с творчеством В. Кандинского, Дж. Поллока, К. Малевича, П. Пикассо);

-иллюстративный материал,  демонстрирующий особенности построения абстрактных, беспредметных  композиций, понятие статика, динамика, ритм.

9-10

«Впечатление».

По мотивам художников-импрессионистов. Панно в технике горячего батика.

(4ч.)

 -компьютер, проектор, экран;

-гуашь, кисти, бумага, палитра для выполнения эскизов;

- подрамник 30/40, кнопки, ткань ( бязь, батист, шелк), карандаш простой,   воск, электрическая плитка, кастрюлька, красители,   кисти, палитры с углублениями или небольшие емкости, банки для воды, салфетки, фен, утюг, газеты, черная тушь, соль, мочевина.

-презентация «Импрессионизм»;

-книги Н.Ермильченко «Импрессионизм»;Н. Геташвилли «Постимпрессионизм»; том из серии «Великие художники» Ван Гог.

11-14

«Игрушка-сувенир» Изготовление декоративных  мягких набивных игрушек.(8ч.)

 -компьютер, проектор, экран;

 - цветные карандаши или пастель, бумага,   для выполнения эскизов;

-подрамник необходимого размера, кнопки, ткань ( бязь, батист, шелк), карандаш простой,  резерв, красители, тюбик для резерва, кисти, палитры с углублениями или небольшие емкости, банки для воды, салфетки, фен, декоративные контуры, соль, мочевина.

-ножницы, нитки, игла швейная, бусины, стразы, ленточки и т.п.

- материал для набивки игрушки (вата, синтепон, крупа).

-иллюстративный материал, содержащий стилизованные декоративные изображения животных, птиц, рыб, растений;

- слайды с изображением мягких игрушек, выполненных из различных материалов.

15-17.

Декоративный натюрморт.

Панно  в смешанной технике.(6 ч)

 -компьютер, проектор, экран;

 - цветные карандаши или пастель, бумага,   для выполнения эскизов;

-подрамник необходимого размера, кнопки, ткань ( бязь, батист, шелк), карандаш простой,  резерв, красители, тюбик для резерва, кисти, палитры с углублениями или небольшие емкости, банки для воды, салфетки, фен, декоративные контуры, соль, мочевина,  воск, электрическая плитка, кастрюлька, утюг, газеты.  

- слайды с изображением натюрмортов П. Сезанна, П. Гогена, А. Матисса, работ современных художников.

- иллюстративный материал с изображением декоративных натюрмортов, цветов, орнаментов.

18-19.

«Зимушка-зима» Мини-панно в технике горячего батика.(4 ч.)

-компьютер, проектор, экран;

- цветные карандаши или пастель, бумага,   для выполнения эскизов;

-подрамник, кнопки, ткань ( бязь, батист, шелк), карандаш простой,   воск, электрическая плитка, кастрюлька, красители,   кисти, палитры с углублениями или небольшие емкости, банки для воды, салфетки, фен, утюг, газеты, черная тушь, соль, мочевина, контуры.

- слайды с изображением фотографий зимней природы, декоративных пейзажей;

20-22.

«Сказочная страна». Декоративное панно в технике холодного батика.

(6ч.)

 -компьютер, проектор, экран;

-Акварель, гуашь, цветные карандаши или пастель, бумага,   для выполнения эскизов;  

 -подрамник (30/40), кнопки, ткань ( бязь, батист, шелк), карандаш простой,  резерв, красители, тюбик для резерва, кисти, палитры с углублениями или небольшие емкости, банки для воды, салфетки, фен, декоративные контуры, соль, мочевина.

-слайды и презентации с изображением картин художников-сказочников: Ю. Васнецова, В. Васнецова, М. Врубеля, И. Билибина.

-детские книги с красочными иллюстрациями.

23-25.

Роспись шарфика в узелковой технике.(6 ч.)

- образцы, выполненные в данной технике;

- цветные карандаши или пастель, бумага,   для выполнения эскизов;  

- готовый шарф или ткань ( бязь, батист, шелк),нитки, швейная игла, перчатки резиновые,   красители,   кисти, палитры с углублениями или небольшие емкости, банки для воды, салфетки, фен, декоративные контуры для прорисовки, цилиндрические валики для техники «шиборри».

-пяльца для   заключительного этапа  прорисовки.

-стразами, бусинами и т.п. для украшения.

-книги: Р.А. Гильман «Художественная роспись тканей»; М.О. Синеглазова «Батик»; М. О. Синеглазова «Распишем ткань сами».

-иллюстративный материал содержащий варианты построения композиции шарфика.

26-28.

« Образ   города». Декоративное панно в смешанной  технике.(6 ч.)

  -компьютер, проектор, экран;

- цветные карандаши или пастель, бумага,   для выполнения эскизов;  

   -подрамник 30/40, кнопки, ткань ( бязь, батист, шелк), карандаш простой,  резерв, красители, тюбик для резерва, кисти, палитры с углублениями или небольшие емкости, банки для воды, салфетки, фен, декоративные контуры, черная тушь, соль, мочевина,  воск, электрическая плитка, кастрюлька, утюг, газеты.

 - слайды с изображениями   городов разных эпох; архитектурных построек в разных стилях: романский, готика,  барокко, классицизм, модерн, конструктивизм; работ художников.

- иллюстративный материал, содержащий основные   правила  построения композиции городского пейзажа  (композиционный центр, фронтальная и угловая перспектива),цветового решения  (воздушная перспектива, колорит).

-фотографии с изображением архитектурных построек.

29-30.

Рисунки монограмм в стиле модерн для росписи декоративных вставок  для одежды. (4 ч.)

 -компьютер, проектор, экран;

- цветные карандаши или пастель, бумага,   для выполнения эскизов;  

  - пяльцы, ткань ( бязь, батист, шелк), карандаш простой,  резерв, красители, тюбик для резерва, кисти, палитры с углублениями или небольшие емкости, банки для воды, салфетки, фен, декоративные контуры.

- слайды, содержащие изображения произведений искусства эпохи модерна, репродукции картин А. Мухи;

-иллюстративный материал, содержащий замысловатые орнаментальные узоры в стиле модерн; рисунки монограмм.

-  книги М.О. Синеглазова «Батик»; М. О. Синеглазова «Распишем ткань сами».

31-34.

«Я рисую батик». Панно. Творческая композиция  в свободной технике.(8 ч.)

-акварель,  цветные карандаши или пастель, бумага,   для выполнения эскизов;  

   -подрамник 50/70, кнопки, ткань ( бязь, батист, шелк), карандаш простой,  резерв, красители, тюбик для резерва, кисти, палитры с углублениями или небольшие емкости, банки для воды, салфетки, фен, декоративные контуры, черная тушь, соль, мочевина,  воск, электрическая плитка, газеты, утюг.  

 

-книги: Р.А. Гильман «Художественная роспись тканей»; М.О. Синеглазова «Батик»; М. О. Синеглазова «Распишем ткань сами».

-иллюстративный материал, содержащий примерные варианты панно.

35.

  «Очарование батика». Подготовка к итоговой выставке.

 - багетные рамы, картон, клей, ножницы.


Информационное обеспечение образовательной программы

  1. Гильман Р. А. Художественная роспись тканей – М: Владос, 2004 г.
  2. Рондели Л. Д. Народное декоративно-прикладное искусство- М: Просвещение, 1984 г.
  3. Синеглазова М. О. Батик- М: Изд. Дом МСП, 2005 г.
  4. Ярыгина А.А. Этот чудесный батик – Волгоград: Учитель, 2007 г.
  5. Информация с сайта «Социальная сеть работников образования - наша сеть»  
  6. Архив учебных программ и презентаций   http://www.rusedu.ru/
  7. http://metodisty.ru/m/sites/view/arhiv_uchebnyh_programm_i_prezentacii


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа внеурочной деятельности художественно-эстетической направленности "Юный художник" 5 класс (ФГОС)

Программа внеурочной деятельности по изобразительному искусству 5 класс (ФГОС)...

Программа внеурочной деятельности художественно-эстетического направления «Восхождение к истокам» (для учащихся возраста от 12 до 15 лет)

   Приобщение подрастающего поколения к национальной культуре, обычаям и традициям родного края, к эстетическим и нравственным ценностям своего народа должно осуществляться на всех ст...

Программа внеурочной деятельности "Художественная роспись"

Рабочая программа по внеурочной деятельности «Художественная роспись по дереву» разработана для учащихся  4-5 классов МОУ «Гимназия №6» города Воркуты и, составлена на основе примерной  прог...

Рабочая программа внеурочной деятельности художественно-эстетического направления "Экология рукоделия" 6 класс

Рабочая программа внеурочной деятельности художественно-эстетического направления "Экология рукоделия" 6 класс. Работа в кружке «Экология рукоделия» - прекрасное средство развития творчества, эко...

Рабочая программа внеурочной деятельности художественного направления "Знаменитые памятники мира".

Материал может быть полезен учителям, занимающимся внеурочной деятельностью в основной школе....

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА внеурочной деятельности «Художественно-творческая мастерская» направленность: художественно-эстетическая возраст: 12-13 лет

Данная программа  по ИЗО  дает возможность юным талантам попробовать свои силы также и в разных направлениях классического и прикладного творчества: рисунок, живопись, лепка, моделирова...