Школьный клуб Дебаты
методическая разработка (8 класс) по теме

Ливенцева Светлана Николаевна

Программа внеурочной деятельности "Школьный клуб дебаты"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma_vneurochnoy_deyatelnosti.doc218.5 КБ

Предварительный просмотр:

Рабочая программа

 по внеурочной деятельности

Школьный клуб «Дебаты»

                                                                                                                           

           

                         

                                                                 

Направление работы: интеллектуальное
Возраст школьников: 13-14 лет (7-8 класс).
Составитель:
Ливенцева C. Н.

Пояснительная записка.

    

В условиях современной российской действительности у подрастающего поколения необходимо формировать  личностных качеств, которые позволили бы им быть созидателями демократического общества и реализовать свои возможности в нем. Результативность обучения в современных условиях связана с переходом к развивающим технологиям, которые помогают не только приобрести знания, умения и навыки, но и сформировать компетенции, необходимые для адаптации в современном мире.

Одна из современных образовательных технологий «Дебаты» - разработанная американскими учеными. Она позволяет формировать ключевые умения, связанные с культурой спора. Умение доказывать свою точку зрения важно безотносительно к какому-либо предмету, так как умение обсуждать проблему с разных сторон, аргументировать точку зрения, достойно реагировать на мнение оппонентов необходимо в любой сфере деятельности, на разных уровнях жизни – бытовом, деловом, профессиональном и т.д.

 «Дебаты» - это интеллектуальная игра, представляющая собой особую форму дискуссии, которая ведется по определенным правилам. Суть дебатов заключается в том, что две команды выдвигают свои аргументы и контраргументы по поводу предложенного тезиса, чтобы убедить члена жюри (судью) в своей правоте. Мастерство публичной речи – непреходящая ценность, существовавшая еще в античности и сохранившаяся до сих пор.

Данная программа составлена на основе образовательной программы  «Дебаты» автора Л. А. Турик.

Педагогическая целесообразность  данной программы обусловлена высоким уровнем мотивации.  Дебаты как развивающая технология помогает личностному развитию участников программы: расширение общекультурного кругозора, развитие интеллектуальных способностей, развитие исследовательских и организационных навыков, развитие творческих навыков, развитие ораторских способностей, развитие гражданской активности.

Целью данной программы является знакомство восьмиклассников с интерактивной технологией «Дебаты» и приобретение ими значимых для личностного самосовершенствования навыков, умений и компетенций.

Программа позволяет решать следующие задачи:

-способствовать актуализации полученных ранее знаний, расширению опыта познавательной деятельности;

-способствовать формированию культуры спора, признанию вариативности подходов к решению проблемы, расширению опыта ценностно- смысловой деятельности обучающихся;

-способствовать расширению опыта реализации разнообразных способов творческой деятельности учащихся.

- способствовать формированию критического мышления, навыков системного анализа, формулирования собственной позиции, искусства аргументации.

Программа разработана для обучающихся 7-8 классов сроком реализации 1 год. Внеурочная работа реализуется через посещение занятия  кружка, наполняемостью до 15 человек.

Оптимальный режим работы 1 раз в неделю по 1 часу.

Количество часов в неделю – 1.

Количество часов в год – 34.

 Программа предполагает активное включение учащихся в проектную деятельность, организованную на основе мотивации; организацию совместной деятельности тьютора и обучаемых; обеспечение диалогического общения; повышение эффективности восприятия информации; развитие гибкого ролевого поведения.

Предполагаемые результаты реализации программы:

Прогнозируемые результаты связаны с решением поставленных задач и заключаются в овладении обучающимися определенными компетенциями в ведении дискуссии, полемики, овладении определенными форматом дебатов (формат Карла Поппера), работе в команде, создании системы аргументов и контраргументов, работе с вопросами, способами применения технологии в различных видах деятельности.

Первый уровень результатов – приобретение учащимися социальных знаний (об общественных нормах, об устройстве общества, о социально одобряемых и неодобряемых формах поведения в обществе и т.п.)

Второй уровень результатов – формирование позитивных отношений школьника к базовым ценностям общества (человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, труд, культура), ценностного отношения к социальной реальности в целом.

Результаты третьего уровня (приобретение школьником опыта самостоятельного социального действия): школьник может приобрести опыт публичного выступления по проблемным вопросам, опыт организации совместной деятельности с другими детьми.

Формы подведения итогов реализации программы:

- составление кейсов «утверждения» и «отрицания»;

-составление тематического портфолио по темам, рассматриваемым на районном чемпионате.

-участие команд в школьных и районных чемпионатах игр «Дебаты».

Учебно-тематический план.

Название раздела программы

кол-во часов

теория

кол-во часов

практика

кол-во часов

всего

1

Игра «Дебаты»: суть и основные элементы.

4

4

2

Тема в дебатах. Подбор тем для дискуссий.

1

1

3

Кейс дебатов

1

1

4

Аргументы и контраргументы.

2

2

4

5

Кейсы утверждения и отрицания в формате Карла Поппера

2

6

8

6

Перекрестные вопросы

1

1

2

7

Техника публичных выступлений.

1

2

3

8

Составление тематических кейсов по темам чемпионата игр «Дебаты».

1

5

6

9

Клубные игры «Дебаты»

5

5

12

22

34

Содержание программы

Тема 1. Игра «Дебаты»: суть и основные элементы.

История развития игры «Дебаты». Формат Карла Поппера. Принципы дебатов.  Действующие лица: спикер, тьютор, таймкипер, судья. Правила дебатов. Роли спикеров. Команда и ее роль в дебатах.

Тема 2. Тема в дебатах. Подбор тем для дискуссий.

Определение основного понятия кейса: тема. Определение и формулировка темы. Анализ темы. Сбор и обработка информации.

Тема 3. Кейс дебатов.

Актуальность. Определение основных понятий. Аспект. Аргумент. Доказательство. Факты. Цитаты. Критерий в дебатах

Тема 4. Аргументы и контраргументы.

Использование технологии мозгового штурма для разработки аргументации. Формирование пакета аргументов и контраргументов. Доказательство аргумента.

Тема 5. Кейсы утверждения и отрицания в формате Карла Поппера.        

Интепретация темы. Построение сюжета доказательства. Критерий и его роль в стратегии утверждения и отрицания. Принцип построения речи спикеров в команде утверждения и отрицания. Составление кейсов утверждения и отрицания в формате Карла Поппера.

Тема 6. Перекрестные вопросы.

Классификация вопросов. Цели перекрестных вопросов во время дебатов. Методы формулирования эффективных вопросов.

Тема 7. Техника публичных выступлений.

Техническая сторона подготовки публичных выступлений. Ключевые понятия. Предложения связки. Управление голосом (интонация, модуляция, паузы). Язык мимики и жестов. Советы спикерам. Преодоление страха перед публичным выступлением.

Тема 8. Составление тематических кейсов по темам чемпионата игр «Дебаты».

Структура игры. Схема структуры кейса. Обязанности команды утверждения и отрицания. Роли и лимиты каждого спикера.

Работа в интернете над тематическим портфолио. Составление кейсов утверждения и отрицания.

Тема 9. Клубные игры «Дебаты»

Тема

занятия

Теоретический материал

Практический

материал

Литература, интернет -ресурсы для подготовки занятия

1

Игра «Дебаты»: суть и основные элементы.

История развития игры «Дебаты». Формат Карла Поппера.

Тренинг «Горячий стул». (Человек, сидящий на стуле отвечает,  на все вопросы, задаваемые из зала).

http://ru.idebate.org/training-ru/vvedenie_v_debaty

2

Игра «Дебаты»: суть и основные элементы.

Культура публичного выступления, способ общения с аудиторией.

Зрительный контакт с аудиторией.  Жесты и движения – наши помощники или враги?

Упражнение «переводчик». Ведущий рассказывает знакомую аудитории сказку или ситуацию, а переводчик должен только с помощью пантомимы передать содержание услышанного. Аудитория потом обсуждает, какие жесты точно помогли передать содержание, а какие затруднили понимание.

http://debater.ru/materials-books15.htm

3

Игра «Дебаты»: суть и основные элементы.

Принципы дебатов.  Действующие лица: спикер, тьютор, таймкипер, судья

Упражнение «Зебра» (Ведущий называет ситуацию. Участники должны по знаку найти положительные и отрицательные моменты этой ситуации. Начинают словами: «это плохо, потому что…, это хорошо, потому что…).

Турик Л. А. Дебаты: игровая, образовательная, развивающая технология.-с.16

4

Игра «Дебаты»: суть и основные элементы.

Роли спикеров. Команда и ее роль в дебатах.

Турик Л. А. Дебаты: игровая, образовательная, развивающая технология. –с.

5

Тема в дебатах. Подбор тем для дискуссий.

Определение основного понятия кейса: тема. Определение и формулировка темы. Анализ темы.

Требования к формулировке темы.

Как формулировать антитезис отрицанию.

Упражнение 1: ребята работают с газетной статьей без заголовка, определяют основной смысл и формулируют заголовок

Упражнение 2. предлагаются разные точки зрения на одну ситуацию, учащимся предлагается сформулировать тему для дебатов.

 

6

Кейс дебатов.

Актуальность. Определение основных понятий. Аспект. Аргумент. Доказательство. Факты. Цитаты.

Критерий в дебатах

Практические занятия по выбору критерия в дебатах (учащимся предлагается убедить родителей разрешить им что-нибудь, например,  поход с ровесниками на несколько дней без взрослых. Подобрать критерий  и подтянуть к нему аргументы. Задача «взрослых» отговорить «детей» в соответствие с предложенным критерием или предложить свой.

Светенко Т. А. Путеводитель по дебатам. Практические задания №3 –с.36

7

Аргументы и контраргументы.

Поиск информации, работа с разными источниками. Правила сбора и оформления  материала.

Упражнение «Зебра» (Ведущий называет ситуацию. Участники должны по знаку найти положительные и отрицательные моменты этой ситуации. Начинают словами: «это плохо, потому что…, это хорошо, потому что…).

Светенко Т. А. Путеводитель по дебатам. Практические задания с. 21

8

Аргументы и контраргументы.

Аргументы в дебатах (слабые и сильные).

Пакет аргументов и контраргументов. Доказательство аргумента.

Применение метода мозгового штурма на разные темы.

Турик Л. А. Дебаты: игровая, образовательная, развивающая технология.-с.24-27

9

Аргументы и контраргументы.

Пакет аргументов и контраргументов. Доказательство аргумента.

Создание пакета аргументов и контраргументов по  любой теме.(Например, «Показ иностранных мультфильмов необходимо запретить»

http://gr-debates.narod.ru/topic.htm

10

Аргументы и контраргументы.

Пакет аргументов и контраргументов. Доказательство аргумента.

Создание пакета аргументов и контраргументов по  любой теме

http://allforedu.ru/debaty-v-shkolax/

11

Кейсы утверждения и отрицания в формате Карла Поппера.        

Подготовка роли первых спикеров: приветствие аудитории, формулировка темы,  раскрытие актуальности темы, выдвижение критерия. Представление аргументов.

Роль первого спикера отрицания.

Упражнение: подготовить речь, используя  формулировку темы, раскрыв актуальность, выдвинув критерий и аргументы.

Светенко Т. А. Путеводитель по дебатам. с.62-70

12

Кейсы утверждения и отрицания в формате Карла Поппера.        

Подготовка роли первых спикеров: приветствие аудитории, формулировка темы,  раскрытие актуальности темы, выдвижение критерия. Представление аргументов.

Практическое занятие: Подготовка и произнесение речи первого спикера отрицания и утверждения.

Турик Л. А. Дебаты: игровая, образовательная, развивающая технология.-с.53-62

13

Кейсы утверждения и отрицания в формате Карла Поппера.        

Особенности подготовка речей вторых спикеров

Турик Л. А. Дебаты: игровая, образовательная, развивающая технология.-с.53-62

14

Кейсы утверждения и отрицания в формате Карла Поппера.        

Особенности подготовка речей вторых спикеров

Практическое занятие по составлению и произнесения речей вторых спикеров

Светенко Т. А. Путеводитель по дебатам. с.62-70

15

Кейсы утверждения и отрицания в формате Карла Поппера.        

Особенности подготовка речей вторых спикеров

Практическое занятие по составлению и произнесения речей вторых спикеров.

Светенко Т. А. Путеводитель по дебатам. с.62-70

16

Кейсы утверждения и отрицания в формате Карла Поппера.        

Роль третьего спикера. Способы «украшения» речи.

Практическое занятие по составлению и произнесения речей третьих спикеров.

Светенко Т. А. Путеводитель по дебатам. с.79

17

Кейсы утверждения и отрицания в формате Карла Поппера.        

Роль третьего спикера. Способы «украшения» речи.

Практическое занятие по составлению и произнесения речей третьих спикеров.

Турик Л. А. Дебаты: игровая, образовательная, развивающая технология.-с.53-62

18

Кейсы утверждения и отрицания в формате Карла Поппера.        

Роль третьего спикера. Способы «украшения» речи.

Практическое занятие по составлению и произнесения речей третьих спикеров.

Турик Л. А. Дебаты: игровая, образовательная, развивающая технология.-с.53-62

19

 Перекрестные вопросы.

Классификация вопросов. Цели перекрестных вопросов во время дебатов.

Упражнение  1: задать вопросы к предложенному тексту.

Упражнение 2:  «Горячий стул»

Турик Л. А. Дебаты: игровая, образовательная, развивающая технология.-с.42-45

20

 Перекрестные вопросы.

Методы формулирования эффективных вопросов.

Практические задания по формулировке вопросов к той теме которую учащиеся разрабатывали в предыдущем разделе.

Светенко Т. А. Путеводитель по дебатам. Практические задания с. 57, 59

21

Техника публичных выступлений.

Техническая сторона подготовки публичных выступлений. Ключевые понятия. Предложения связки.

Упражнение «переводчик». Ведущий рассказывает знакомую аудитории сказку или ситуацию, а переводчик должен только с помощью пантомимы передать содержание услышанного. Аудитория потом обсуждает, какие жесты точно помогли передать содержание, а какие затруднили понимание.

http://yandex.ru/clck/redir

22

Техника публичных выступлений.

Управление голосом (интонация, модуляция, паузы). Язык мимики и жестов

Упражнение 1: дается текст без знаков препинания. Ученики расставляют знаки препинания, подбирают интонацию, делая значимыми важные, на их взгляд, слова. Текст может быть один, интересно посмотреть изменение смысла сказанного у каждого выступающего в зависимости от интонации и ударения.

Упражнение 2.: Произнеси скороговорку

Упражнение 3: подбери синоним или антоним

Светенко Т. А. Путеводитель по дебатам. практические задания с. 75

23

Техника публичных выступлений.

Советы спикерам. Преодоление страха перед публичным выступлением.

Упражнение 4:  Спикерам подготовить и произнести речь на заданную тему.

http://festival.1september.ru/articles/630795/

24

Составление тематических кейсов по темам чемпионата игр «Дебаты».

Структура игры. Схема структуры кейса. Обязанности команды утверждения и отрицания. Роли и лимиты каждого спикера.

Упражнение «Горячий стул». «Зебра».

25-29

Составление тематических кейсов по темам чемпионата игр «Дебаты».

Работа над тематическим портфолио. Составление кейсов утверждения и отрицания.

Составление кейсов линии отрицания и утверждения по заданной теме

Примеры тем:

  • Компьютерные клубы необходимо закрыть для посещения подростков
  • СМИ формируют у человека чувство страха.
  • Необходима цензура СМИ
  • Массовая культура разрушает общечеловеческие ценности
  • Подростки должны сами зарабатывать на карманные расходы
  • Богатые страны должны помогать бедным странам
  • Переход на всеобщее среднее образование в России нерационален
  • Современное телевидение способствует повышению агрессивности у подростков
  • Компьютерные игры развивают ребенка.
  • Школьную форму необходимо отменить.

30-31

Клубные игры «Дебаты»

32-33

Открытое заседание клуба «Дебаты». Разбор игры.

34

Подведение итогов работы за год

                                                                                     

Литература

http://ru.idebate.org/training-ru/vvedenie_v_debaty

  • Все для образования. Электоронный ресурс

http://allforedu.ru/debaty-v-shkolax/


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

план работы дискуссионного клуба "Дебаты"

Эта программа расчитана на учеников 9-х классов. Имеет форму факультатива....

Авторская программа школьного клуба "Юный журналист"

Программа клуба юного журналиста «Общение» рассчитана на ребят в возрасте 7 – 17 лет, интересующихся русским языком, литературой, журналистикой, делающих свои первые «пробы пера». П...

СЦЕНАРИЙ ПОСВЯЩЕНИЯ УЧАЩИХСЯ В ЧЛЕНЫ ШКОЛЬНОГО КЛУБА ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА

Девиз мероприятия: "У двоих людей  было по яблоку. Они обменялись яблоками, но у каждого по-прежнему оставалось одно яблоко. Тогда они обменялись мыслями, и каждый стал на одну мысль богаче...

Клуб дебатов «Pro et contra» ГБОУ СОШ № 700 Василеостровского района Санкт-Петербурга. Из опыта работы.

В данном материале представлено описание опыта работы клуба дебатов ГБОУ СОШ №700 Василеостровского района Санкт-Петербурга....

Формирование гражданской идентичности детей в рамках работы клуба «Дебаты».

Добрый день. Сегодня я бы хотела поговорить с вами на тему «Формирование гражданской идентичности детей в рамках работы клуба «Дебаты». Для начала давайте определим, что мы подразумеваем под фразой «Г...

Использование технологии развития критического мышления для реализации ФГОС в рамках ОДОД: Дискуссионный клуб «Дебаты»

Технология развития критического мышления (ТРКМ) основана на творческом сотрудничестве ученика и учителя, на развитии у учащихся аналитического подхода к любому материалу. Эта технология рассчитана не...

Занятия клуба "Дебаты"

Презентационное сопровождение учебного занятия интеллект-клуба "Дебаты"...