Формирование гражданской идентичности детей в рамках работы клуба «Дебаты».
статья (8, 9, 10, 11 класс) на тему

Баранова Ирина Игоревна

Добрый день. Сегодня я бы хотела поговорить с вами на тему «Формирование гражданской идентичности детей в рамках работы клуба «Дебаты». Для начала давайте определим, что мы подразумеваем под фразой «Гражданская идентичность». Гражданская идентичность – это осознание личностью своей принадлежности к сообществу граждан определенного государства на общекультурной основе. Достижение гражданской идентичности является важной задачей развития личности. В настоящее время гражданская идентичность в России очень актуальная проблема. Это можно объяснить сложной и нестабильной политической ситуацией, из-за которой возникает потребность в формировании идей, способствующих объединению российского общества. Гражданская идентичность – интегративное качество личности. Это сложная система, которая формируется на основе социокультурных характеристик общества, социально-политических, национально-культурных, религиозных и иных особенностей. Научная литература показывает, что формирование гражданской идентичности предполагает формирование следующих структурных компонентов:

когнитивного – знания о государственной символике, общественно-политических событиях страны;

ценностно-ориентировочного – уважение прав других людей, толерантность, самоуважение, признание права на свободный и ответственный выбор каждого человека, принятие и уважение правовых основ государства и общества;

эмоционально-оценочного – рефлексивность знаний, наличие собственного мнения к поступкам взрослых и сверстников, способность четко выражать и аргументировать свою точку зрения;

поведенческого – участие в общественной жизни образовательного учреждения; желание и готовность участвовать в общественно-политической жизни страны; самостоятельность в принятии решений, способность противостоять асоциальным и противоправным поступкам и действиям; ответственность за принятые решения, действия и их последствия.

Все это очень нужные качества, не так ли? И именно занятия дебатами позволит развить все эти качества, более того – развить их в соответствии с ФГОС, которые являются сейчас наиболее актуальным форматом образования. Занятия проходят в формате игры, что делает процесс освоения и усвоения новых знаний достаточно легким. При подготовке к игре ребенок: мотивирован на поиск новых знаний не ради новых знаний, а чтобы применить их на практике, в этой конкретной игре; сравнивает между собой противоречивые факты и теории, цитаты и мнения известных людей, и  на этом сравнении формирует собственное мнение; он постоянно задействован в обсуждениях; работает в группе; для поиска новой информации пользуется современными гаджетами и применяет другие формы учебной деятельности. Более того, благодаря достаточно гибкому формату игры, класс можно поделить на несколько частей. Это команда утверждения (4), команда отрицания (4), таймкипер (2), судьи (3-5), команды поддержки (весь оставшийся класс поделенный примерно пополам). И что мы видим? Весь класс занят обсуждением темы игры, а учитель отходит на второй план, лишь дает рекомендации и направляет детей по ходу подготовки. Что же получается? Дети раскрепощаются в общении друг с другом, ведь согласитесь, не каждый способен выйти и легко ответить у доски перед всем классом. Дети сами выбирают из найденной информации ту, которая кажется им наиболее значимой, а значит проводят анализ всей найденной информации. Учитель становится равноправным партнером в этой учебной деятельности и создается ощущение, что дети сами проводят урок. А ведь это здорово, не так ли? А самое главное, что во время занятий дебатами дети учатся слышать – узнавать новую информацию косвенно, расширять свой кругозор, слушать – усваивать и анализировать эту информацию, говорить – аргументировано и красиво излагать свои мысли, избавиться от слов-паразитов, перестать бояться публичных выступлений. Все эти качества обязательно пригодятся им в их дальнейшей жизни.

И тут появляется главный вопрос, каким же образом клуб дебаты может влиять на гражданскую идентичность ребенка? Тут все очень просто. Темы игр дебаты очень разнообразны, часто зависят от запросов самих детей или наиболее актуальных тем, как например: «Выгодно ли России присоединение Крыма», «Актуальна ли в наше время классическая русская литература», «Стоит ли отменить вступительные экзамены в ВУЗы», «Камеры в школе – безопасность или ограничение свободы» и другие. Но также много и политических тем, которые требуют от детей знания Конституции Рф, УК РФ, знакомство с современной политической ситуацией, чтение статей про внешнюю и внутреннюю политику, знакомство с мнением различным политических деятелей, да и со всем государственным аппаратом в целом. И вот что получается. Сначала ребенок по крупицам собирает эти знания, усваивает их, анализирует. Узнает что такое толерантность, узнает свои права и обязанности, права и обязанности своих сограждан, взрослых или сверстников. Все эти знания потихоньку складываются у него в единую картину. Он как бы накладывает эти знания на себя, осознает себя как полноправного гражданина, горожанина, ученика. И благодаря этому у него формируется собственное мнение, формируется самостоятельность в принятии решений, способность противостоять асоциальным и противоправным поступкам и действиям; ответственность за принятые решения. Он начинает участвовать в жизни школы, а позднее и в общественно-политической жизни страны. Звучит знакомо, не так ли? Естественно все это кажется нам знакомым, ведь именно эти качества в самом начале речи я назвала структурными компонентами гражданской идентичности. А значит, мы с вами можем предположить, что занятия в клубе «Дебаты» помогают формировать гражданскую идентичность ребенка. Формировать его как личность, которая осознает себя гражданином своей страны, а главное, эту страну понимает и любит.

Спасибо за внимание.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл gr.ident_.v_debatah.docx17.35 КБ

Предварительный просмотр:

Добрый день. Сегодня я бы хотела поговорить с вами на тему «Формирование гражданской идентичности детей в рамках работы клуба «Дебаты». Для начала давайте определим, что мы подразумеваем под фразой «Гражданская идентичность». Гражданская идентичность – это осознание личностью своей принадлежности к сообществу граждан определенного государства на общекультурной основе. Достижение гражданской идентичности является важной задачей развития личности. В настоящее время гражданская идентичность в России очень актуальная проблема. Это можно объяснить сложной и нестабильной политической ситуацией, из-за которой возникает потребность в формировании идей, способствующих объединению российского общества. Гражданская идентичность – интегративное качество личности. Это сложная система, которая формируется на основе социокультурных характеристик общества, социально-политических, национально-культурных, религиозных и иных особенностей. Научная литература показывает, что формирование гражданской идентичности предполагает формирование следующих структурных компонентов:

когнитивного – знания о государственной символике, общественно-политических событиях страны;

ценностно-ориентировочного – уважение прав других людей, толерантность, самоуважение, признание права на свободный и ответственный выбор каждого человека, принятие и уважение правовых основ государства и общества;

эмоционально-оценочного – рефлексивность знаний, наличие собственного мнения к поступкам взрослых и сверстников, способность четко выражать и аргументировать свою точку зрения;

поведенческого – участие в общественной жизни образовательного учреждения; желание и готовность участвовать в общественно-политической жизни страны; самостоятельность в принятии решений, способность противостоять асоциальным и противоправным поступкам и действиям; ответственность за принятые решения, действия и их последствия.

Все это очень нужные качества, не так ли? И именно занятия дебатами позволит развить все эти качества, более того – развить их в соответствии с ФГОС, которые являются сейчас наиболее актуальным форматом образования. Занятия проходят в формате игры, что делает процесс освоения и усвоения новых знаний достаточно легким. При подготовке к игре ребенок: мотивирован на поиск новых знаний не ради новых знаний, а чтобы применить их на практике, в этой конкретной игре; сравнивает между собой противоречивые факты и теории, цитаты и мнения известных людей, и  на этом сравнении формирует собственное мнение; он постоянно задействован в обсуждениях; работает в группе; для поиска новой информации пользуется современными гаджетами и применяет другие формы учебной деятельности. Более того, благодаря достаточно гибкому формату игры, класс можно поделить на несколько частей. Это команда утверждения (4), команда отрицания (4), таймкипер (2), судьи (3-5), команды поддержки (весь оставшийся класс поделенный примерно пополам). И что мы видим? Весь класс занят обсуждением темы игры, а учитель отходит на второй план, лишь дает рекомендации и направляет детей по ходу подготовки. Что же получается? Дети раскрепощаются в общении друг с другом, ведь согласитесь, не каждый способен выйти и легко ответить у доски перед всем классом. Дети сами выбирают из найденной информации ту, которая кажется им наиболее значимой, а значит проводят анализ всей найденной информации. Учитель становится равноправным партнером в этой учебной деятельности и создается ощущение, что дети сами проводят урок. А ведь это здорово, не так ли? А самое главное, что во время занятий дебатами дети учатся слышать – узнавать новую информацию косвенно, расширять свой кругозор, слушать – усваивать и анализировать эту информацию, говорить – аргументировано и красиво излагать свои мысли, избавиться от слов-паразитов, перестать бояться публичных выступлений. Все эти качества обязательно пригодятся им в их дальнейшей жизни.

И тут появляется главный вопрос, каким же образом клуб дебаты может влиять на гражданскую идентичность ребенка? Тут все очень просто. Темы игр дебаты очень разнообразны, часто зависят от запросов самих детей или наиболее актуальных тем, как например: «Выгодно ли России присоединение Крыма», «Актуальна ли в наше время классическая русская литература», «Стоит ли отменить вступительные экзамены в ВУЗы», «Камеры в школе – безопасность или ограничение свободы» и другие. Но также много и политических тем, которые требуют от детей знания Конституции Рф, УК РФ, знакомство с современной политической ситуацией, чтение статей про внешнюю и внутреннюю политику, знакомство с мнением различным политических деятелей, да и со всем государственным аппаратом в целом. И вот что получается. Сначала ребенок по крупицам собирает эти знания, усваивает их, анализирует. Узнает что такое толерантность, узнает свои права и обязанности, права и обязанности своих сограждан, взрослых или сверстников. Все эти знания потихоньку складываются у него в единую картину. Он как бы накладывает эти знания на себя, осознает себя как полноправного гражданина, горожанина, ученика. И благодаря этому у него формируется собственное мнение, формируется самостоятельность в принятии решений, способность противостоять асоциальным и противоправным поступкам и действиям; ответственность за принятые решения. Он начинает участвовать в жизни школы, а позднее и в общественно-политической жизни страны. Звучит знакомо, не так ли? Естественно все это кажется нам знакомым, ведь именно эти качества в самом начале речи я назвала структурными компонентами гражданской идентичности. А значит, мы с вами можем предположить, что занятия в клубе «Дебаты» помогают формировать гражданскую идентичность ребенка. Формировать его как личность, которая осознает себя гражданином своей страны, а главное, эту страну понимает и любит.

Спасибо за внимание.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование гражданской идентичности личности средствами социально-гуманитарного образования

Хотелось бы остановиться на формировании у обучающихся патриотизма на уроках русского языка и литературы , т.к. патриотизм имеет огромное значение в социальном и духовном развитии человека, выступае...

Познавательная деятельность как основа формирования гражданской идентичности

Одна из 7 задач стратегии социокультурной модернизации образования связана с целенаправленным формированием гражданской идентичности как предпосылки становления гражданского общества и солидарности в ...

Формирование гражданской идентичности через воспитание экологической культуры у детей

В презентации промежуточный отчет по самообразованию педагога дополнительного образования по теме. Экологическая культура является показателем образа жизни современного общества. Велико значение в эко...

Социальная совместная работа семьи и школы как средство формирования гражданской идентичности у воспитанников пришкольного интерната

Л. А. Субракова, воспитатель МБОШИ «Аскизский лицей-интернат им. М. И. Чебодаева».Социальная совместная работа семьи и школы как средство формирования гражданской идентичности у воспитанни...

Формирование гражданской идентичности в урочной и внеурочной деятельности в рамках внедрения ФГОС

Духовно-нравственное развитие учащихся на уроках литературного творчества и во внеурочной деятельности....

Проектная работа на тему: «Деятельность учителя по формированию гражданской идентичности на уроках истории и обществознания»

Стратегической целью социального развития России в XXI веке является формирование гражданского общества и гражданской идентичности, построение правового государства, признание прав человека и его своб...

Статья "Формирование гражданской идентичности у учащихся в рамках проектной деятельности и через изучение культурного пространства Санкт-Петербурга"

В статье идёт речь о возможностях использования культурного пространства Санкт-Петербурга для учителей истории и  учителей-предметников, при формировании гражданской идентичности учащихся...