Познавательная деятельность как основа формирования гражданской идентичности
материал на тему

Прусова Галина Викторовна

Одна из 7 задач стратегии социокультурной модернизации образования связана с целенаправленным формированием гражданской идентичности как предпосылки становления гражданского общества и солидарности в российском обществе.

 Формирование гражданской идентичности в общеобразовательной школе позволяет обеспечить реализацию основных требований общества к образовательной системе.

  • формирование гражданской и культурной идентичности учащихся как граждан России;
  • формирование культурной идентичности и общности всех граждан и народов России;
  • духовно-нравственное развитие личности на основе усвоения общечеловеческих нравственных норм и ценностей и формирования моральной компетентности;
  • формирование у школьников правовой культуры и социально-политической компетентности;
  • формирование активной жизненной позиции, самостоятельности и умения действовать в соответствии с правовой и общественно-политической системой государства;
  • воспитание патриотизма;
  • воспитание толерантного сознания. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Выступление на РМО классных руководителей

Познавательная деятельность как основа

формирования гражданской идентичности.

(слайд 1, слайд 2)Одна из 7 задач стратегии социокультурной модернизации образования связана с целенаправленным формированием гражданской идентичности как предпосылки становления гражданского общества и солидарности в российском обществе.

 Формирование гражданской идентичности в общеобразовательной школе позволяет обеспечить реализацию основных требований общества к образовательной системе: (слайд 3)

  1. формирование гражданской и культурной идентичности учащихся как граждан России;
  2. формирование культурной идентичности и общности всех граждан и народов России;
  3. духовно-нравственное развитие личности на основе усвоения общечеловеческих нравственных норм и ценностей и формирования моральной компетентности;
  4. формирование у школьников правовой культуры и социально-политической компетентности;
  5. формирование активной жизненной позиции, самостоятельности и умения действовать в соответствии с правовой и общественно-политической системой государства;
  6. воспитание патриотизма;
  7. воспитание толерантного сознания.

Содержание системы воспитания гражданской идентичности учащихся включает следующие направления реализации воспитательных задач (слайд 4)

1. Духовно-нравственное ценностно-смысловое воспитание учащихся– формирование как приоритетных ценностей гражданственности, надклассовости, надпартийности, надкорпоративности; общенациональности; приоритета общественно-государственных интересов над личными; лояльности к основам государственного и общественного строя, к существующей политической системе; патриотизма, преданности своему Отечеству; гуманизма и нравственности, чувства собственного достоинства; социальной активности, ответственности, нетерпимости к нарушениям норм морали и права.

 2. Историческое воспитание– изучение истории Отечества в его неповторимой судьбе, формирование чувства гордости и сопричастности к героическим событиям прошлого и осознание исторической ответственности за события в обществе и государстве. Условиями развития патриотической позиции личности выступает изучение истории Отечества, ее героического прошлого, места и роли России в мировом историческом процессе, понимание особенностей традиций и культуры наших народов.

3. Политико-правовое воспитание – предполагает осведомленность и ориентацию учащихся в политических событиях в обществе и государстве, понимание гражданской и военной политики в контексте основных положений концепции безопасности страны и ее военной доктрины; роли и значения Вооруженных сил в обеспечении безопасности и обороноспособности страны; ориентацию и понимание правовых основ выполнения воинского долга.

4. Патриотическое воспитание – направлено на организацию усвоения ценностей гражданственности и любви к Родине, культурно-исторических ценностей нашего общества и государства, формирование национального самосознания; развитие чувства любви к Отечеству и гордости за принадлежность к своему народу, уважение национальных символов и святынь, готовность к достойному служению обществу и государству.

5. Подготовка к выполнению конституционного воинского долга – основывается на воспитательном потенциале таких воинских традиций как верность военной присяге, боевому Знамени и Военно-Морскому флагу, служение интересам народа, а не отдельным политическим партиям и их лидерам; массовый героизм и мужество в период борьбы за свободу и независимости Отечества; воинская доблесть, гуманное отношение к поверженному врагу, населению зарубежных стран и пленным.

6. Профессионально-деятельностное воспитание – формирование добросовестного и ответственного отношения к труду, связанному со служением Отечеству, готовность к профессиональному саморазвитию и самореализации; способность планировать и реализовывать профессиональные планы.

Необходимо дифференцировать понятия «гражданственность» и «гражданство». (слайд 5) Критерий гражданственности – целостное отношение человека к социальному и природному миру, способность устанавливать баланс индивидуальных и общественных интересов. Гражданственность не определяется политико-правовой принадлежностью, не есть лояльность или личная преданность подданного государства. (слайд 6)

Гражданственность это сознательность и ответственность личности, свобода выбора, творческая направленность, активная жизненная позиция и рефлексивно-критическое отношение к действительности, самоактуализация и самотождественность (стремление быть в согласии с самим собой). Всеобщий характер гражданственности определяется тем, что гражданственность выражает не этнические или этнокультурные, а общеродовые интересы человечества в конкретной национально-специфической форме.

Гражданская идентичность выступает как осознание принадлежности к сообществу граждан того или иного государства, имеющее для индивида значимый смысл, основанное на признаке (качестве) гражданской общности, характеризующем ее как коллективного субъекта. (слайд 7) Модель структуры гражданской идентичности личности, включающая следующие компоненты:

когнитивный (познавательный) – знания о власти, правовой основе организации общества, государственной символике, общественно-политических событиях, о выборах, политических лидерах, партиях и их программах, ориентация в их функциях и целях;

эмоционально-оценочный (коннотативный) – рефлексивность знаний и представлений, наличие собственного отношения к общественно-политическим событиям, способность четко выражать и аргументировать свою точку зрения и суждения;

ценностно-ориентировочный (аксиологический) – уважение прав других людей, толерантность, самоуважение, признание права на свободный и ответственный выбор каждого человека, умение определять влияние общественной жизни на свою собственную, готовность к принятию и анализу явлений общественной жизни; принятие и уважение правовых основ государства и общества;

деятельностный (поведенческий) – участие в общественной жизни образовательного учреждения; желание и готовность участвовать в общественно-политической жизни страны; самостоятельность в выборе решений, способность противостоять асоциальным и противоправным поступкам и действиям; ответственность за принятые решения, действия и их последствия.

значительные ресурсы формирования гражданской идентичности личности кроются во внеклассной и внеучебной работе. Воспитание гражданственности школьников  опирается на предоставление широких возможностей проявления социальной активности школьников в соответствии с ценностными ориентациями, идеалами, интересами и другими мотивами, присущими разным возрастам. Наиболее благоприятными для формирования социальных представлений являются младший подростковый (11-12 лет)

(слайд 8)Формирование гражданской идентичности личности у моего класса происходит через воспитательную программу «Я – гражданин».

Программа «Я – гражданин» основывается на общешкольной цели воспитательной работы     МОУ СОШ №2 имени И.А.Сухана: создание благоприятных условий   для воспитания личности духовно развитой, нравственно и  физически здоровой, творческой, способной на сознательный выбор  жизненной позиции, на самостоятельную выработку идей, умеющей ориентироваться в современных социокультурных условиях.

(слайд 9 )Цель программы:  Воспитание гражданина для жизни в демократическом государстве, гражданском обществе, руководствующийся в своей жизнедеятельности нравственными принципами.

(слайд 10 )Задачи программы:

 - Формирование патриотизма как чувства уважения, гордости и ответственности перед своим сообществом, своим Отечеством.

- Привитие духовно-нравственных ценностей и утверждение их в сознании и поведении старшеклассников через духовное возрождение народных обычаев, семейных традиций.

- Создание условий для нравственного самоуважения личности.

- Развитие лидерских качеств и привлечение членов классного коллектива к решению социально - значимых проблем.

- Формирование экологической культуры и здорового образа жизни.

Исходя из задач программы и в соответствии с задачами воспитательной работы школы, я строю свою деятельность классного руководителя по следующим направлениям:
(слайд 11 )- Военно-патриотическое направление;
- Духовно - нравственное;

- Трудовое воспитание;
- Экологическое воспитание;
- Воспитание по программе «Здоровье».

Программа используется  с 7 по 11 класс.

(слайд 12 )I этап: 7 класс – «Наши 29 Я»

Цель: создание комфортного морально – психологического климата, творческой атмосферы, доброжелательного стиля отношений – всего того, что способствует развитию коллектива, помогает формированию жизненной позиции.

  1. II этап: 8 - 9 класс – «Найди себя в себе»

Цель: содействие становлению и проявлению гражданских качеств учащихся через тесное взаимодействие детей, родителей, педагогов, окружающего социума.

  1. III этап: 10-11 класс – «Я – человек, но какой?»

Цель: способствовать духовно – нравственному самоопределению юношей и девушек, формированию гражданской позиции.

Данная программа реализуется через четкий план воспитательной работы в классе, в котором отражены основные направления работы классного руководителя с активом класса, родительской общественностью, со всеми членами классного коллектива.

Ориентиром ученику в строительстве своей личности и индивидуальности может служить  разработанный совместно с учащимися и их родителями «Образ современного ученика»: (слайд 13 )

- гражданин России, подготовленный к жизненному самоопределению;

- личность, постоянно повышающая свой образовательный уровень;

- человек, способный к самосовершенствованию, овладевший базовой системой знаний за     курс средней школы;

- учащийся, оставивший в школе добрый след о себе.

Принципами жизнедеятельности классного коллектива избраны четыре правила: 

(слайд 14)

1. Познай себя – это интересно!

2. Сотвори себя – это необходимо!

3. Утверди себя – это возможно!

4. Прояви себя – это реально!

Программа рассчитана на 5 лет – 2009-2014 гг.

(слайд 15)Ожидаемые результаты:

  Формирование гражданина России – социально значимой личности, которой свойственны патриотизм, развитое гражданское самосознание, законопослушность, уважение к правам и свободам человека, гуманистическое мировоззрение, ответственность перед собой и обществом за результаты своей деятельности.

В ходе реализации программы провожу много различных диагностик. Одна из них -диагностика личностного роста учащихся (методика П. В. Степанова)

Цель: Ближе узнать внутреннее состояние ребят, на какие ценности они ориентируются, какие отношения к окружающему миру, к другим людям, к самому себе сложились у них на данный момент.

 В ходе обработки данных получены следующие результаты: (слайд 16)

Устойчиво-позитивное (свыше 50%) отношение у учащихся отсутствует. Немного лучше сложилось устойчиво-позитивное отношения к семье (34%)  и Отечеству (34%). Это настораживает.

Ситуативно-позитивное отношение  к семье (55%), Отечеству (62%), Земле (природе) (66%), к труду (55%), культуре (59%), знаниям (50%), к человеку как таковому (52%), человеку как к другому, к своему телесному Я (59%).

Ситуативно-негативное отношение к человеку как к иному (66%),

своему душевному Я (52%).

Особого внимания требует устойчиво-негативное отношение (10%) к человеку как иному и (14%) к своему душевному Я.

формирование гражданской идентичности личности осуществляю через конференции (слайд 17)Цель: формирование у учащихся чувства патриотизма, гражданственности, уважения к историческому прошлому на примере исторической личности Александра Невского.

(слайд 18, 19, 20) экскурсии (Благодаря администрации у нас в школе часто бывают музеи)  и семинары во внеурочное время; организация и проведение деловых игр

(кл час: «Я - гражданин».)  и ролевых игр; «Как быть толерантным»

  обсуждений статей,  проведение диспутов во время классного часа; проведение конкурсов творческих работ (9 МАЯ) Цель: воспитать патриотизм, уважение, чувство гордости и благодарности к великим подвигам героев Великой Отечественной войны.

, просмотр фильмов и спектаклей и диспуты по ним, встречи, медиаобразование, ,  в сети Интернет;(Права человека) Цели: ознакомить учащихся с правами несовершеннолетних (Конвенция о правах ребенка); способствовать  формированию у подростков правовой культуры, общечеловеческих ценностей, воспитанию уважения к правам и свободам личности, чувства собственного достоинства, справедливости.

 организация и проведение научно-практических конференций, конкурсов, докладов и рефератов, встречи с ветеранами; подготовка и участие в походах и туристических слетах, экологическое просвещение в туристических и спортивных секциях, организация и участие в конкурсе тематических выпусков газет и многое другое.

(слайд 26)Диагностика уровня воспитанности в 7б - 8б классе

(методика И. П. Капустина и М. И. Шиловой) Цель: Проследить динамику изменения уровня воспитанности

Уровень воспитанности повысился на 0,1. Лучше всего развито чувство патриотизма – это  радует. Наблюдается положительная динамика по всем критериям. Но не смотря на положительную динамику на самом низком уровне находятся критерии долг и ответственность. Чуть выше дисциплинированность, над этим вопросом надо много работать.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование гражданской идентичности обучающихся средствами поисковой деятельности

участие в поисковой деятельности стимулирует и активизирует формирование гражданской идентичности обучающихся, а также носит практический результат реального характера....

Формирование у обучающихся личностных представлений об основах российской гражданской идентичности, патриотизма средствами школьного музея

Воспитание  патриотизма у учащихся своей страны путем показа героической борьбы, подвигов талантов российских граждан – примеров для подражания....

Формирование гражданской идентичности школьников методом проектной деятельности

Важно предусмотреть участие школьников в социально-значимых проектах с использованием ресурсов сельского социума в урочной, внеурочной и внеклассной работе, направленных на формирование УУД, необходим...

«Коррекция познавательной деятельности на основе формирование элементарных математических представлений у детей с умственной отсталостью». (4-5 класс)

laquo;Коррекция познавательной деятельности на основе формирование элементарных математических представлений у детей с умственной отсталостью»....

«Коррекция познавательной деятельности на основе формирование элементарных математических представлений у детей с умственной отсталостью». (8-9 класс)

laquo;Коррекция познавательной деятельности на основе формирование элементарных математических представлений у детей с умственной отсталостью»....

Проектная работа на тему: «Деятельность учителя по формированию гражданской идентичности на уроках истории и обществознания»

Стратегической целью социального развития России в XXI веке является формирование гражданского общества и гражданской идентичности, построение правового государства, признание прав человека и его своб...