Программа дополнительного образования детей "Основы компьютерного делопроизводства"
рабочая программа на тему

Кудинова Людмила Геннадьевна

      Подготовка учащихся к общественно полезному труду, развитие у них самостоятельности, активности предполагает, наряду с другими умениями, формирование навыка владения деловой речи и делового письма. По окончании школы учащиеся сталкиваются с необходимостью оформления различного типа деловых бумаг: заявлений, характеристик, протоколов, отчета, автобиографии, расписки и т.д. именно в школе учащиеся должны познакомиться с официально-деловым стилем речи, сформировать навыки делового письма. Данная деятельность ориентирует учащихся на исследование и творчество. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma_do_osnovy_kompyuternogo_deloproizvodstva.doc88 КБ

Предварительный просмотр:

Программа дополнительного образования детей

««Основы компьютерного делопроизводства»

Кудинова Л.Г., учитель математики и информатики

МОУ «Мамоновская ООШ»

Пронского района Рязанской области

  1. Пояснительная записка.

1.1. Обоснование.

      Подготовка учащихся к общественно полезному труду, развитие у них самостоятельности, активности предполагает, наряду с другими умениями, формирование навыка владения деловой речи и делового письма. По окончании школы учащиеся сталкиваются с необходимостью оформления различного типа деловых бумаг: заявлений, характеристик, протоколов, отчета, автобиографии, расписки и т.д. именно в школе учащиеся должны познакомиться с официально-деловым стилем речи, сформировать навыки делового письма. Данная деятельность ориентирует учащихся на исследование и творчество.

     Стиль официально – делового, по преимуществу письменного общения людей необходим в различных сферах жизни человека: экономической, социально – политической и культурной, где важно излагать факты с предельной точностью, краткостью, конкретностью и однозначностью, не допуская двусмысленности. Этот стиль характерен для государственных документов: актов, директив, инструкций, канцелярско – деловой переписки и т.д. Содержание курса предусматривает изучение, как стандартных типов документов, так и относительно свободных.

Важным моментом является то, что учащиеся познакомятся с приложением ОС Windows текстовым процессором Word и компьютерной обработкой деловых бумаг в его режиме.

1.2. Цель:  познакомить учащихся с официально – деловым стилем письма, с технологией компьютерной обработки деловых бумаг.

1.3. Задачи:

  1. Приобрести знания и умения работать с текстовым процессором.
  2. Познакомиться с деловой речью.
  3. Совершенствование навыков делового письма.

   

  1. Формы и методы работы.

В процессе реализации программы реализуются следующие  

формы проведения занятий:

  • лекция;
  • демонстрация;
  • практические занятия;

     методы преподавания:

  • метод наблюдений и воспроизведения (практическая работа обучающихся по написанию деловых бумаг);
  • метод моделирования (составление моделей, форм);

информационные методы (определяющие способы взаимодействия с данными с целью получения содержащейся в них информации);

1.5. Основные способы оценивания результативности учащихся:

  1. Педагогические наблюдения за деятельностью учащихся. Анализ.
  2. Рейтинговые оценки.
  3. Выполнение индивидуальных заданий.
  4. Защита творческих работ.

  1. Знания и умения.

По завершению курса обучающиеся должны знать:

  • приметы официально-делового стиля;
  • языковые особенности официально-делового стиля;
  • термины деловой речи;
  • общепринятые условные сокращения;
  • основные типы деловых документов;
  • правила оформления различного типа документов;
  • основные правила редактирования и форматирования текста в средах текстовых процессоров.

По завершению курса обучающие должны уметь:

  • распознавать приметы делового стиля;
  • пользоваться наиболее распространенными жанрами деловых бумаг;
  • применять характерные языковые особенности делового стиля в собственной практике;
  • формы, по которым составляются те или иные деловые документы;
  • правила оформления деловых документов в среде текстового редактора.

Программа рассчитана на один год обучения.

Общее количество часов – 36 (1 час в неделю).

Возраст учащихся 14-16 лет.

2. Учебно - тематический план.

Тематика занятий

Количество часов

Всего

Теория

Практика

1.

Текстовый процессор Word

  1. Функции текстового процессора
  2. Основы ввода текста.
  3. Редактирование текста.
  4. Форматирование символов, абзацев.
  5. Создание текстового документа по образцу.

1

1

1

1

2

0,5

0,5

0,5

0,5

1

0,5

0,5

0,5

0,5

1

2.

Деловая речь и деловое письмо.

2.1.Деловая речь.

2.2. Деловое письмо. Стили делового письма.

2.3. Телеграмма.

2.4. Объявление.

2.5. Заявление.

2.6. Приглашение.

2.7. Расписка.

2.8. Правила и памятка.

2.9. Характеристика.

2.10. Резюме.

2.11. Доверенность.

2.12. Справка.

2.13. Объяснительная записка.

    2.14. Инструкция.

    2.15. Протокол.

1

2

1

1

2

1

1

1

2

2

1

1

1

2

2

0,5

1

0,5

0,5

1

0,5

0,5

0,5

1

1

0,5

0,5

0,5

1

1

0,5

1

0,5

0,5

1

0,5

0,5

0,5

1

1

0,5

0,5

0,5

1

1

3.

Оформление документов в табличном виде.

  1. Работа с табличными данными в текстовом процессоре.
  2. Создание таблицы по образцу.
  3. План.
  4. Бланки организаций.
  5. Трафаретные письма.

2

2

2

1

2

1

1

1

0,5

1

1

1

1

0,5

1

                               Итого:

36

18

18

3. Содержание учебного материала.

3.1. Текстовый процессор Word.

Функции текстового процессора.

Функции текстового процессора. Создание и сохранение документа в файле и на диске. Окно программы. Окно документа.

Основы ввода текста.

Основы ввода текста. Техника ввода.

Редактирование текста.

Редактирование текста. Перемещение по тексту. Вставка и удаление символов, строк. Параметры станицы.

Форматирование символов, абзацев.

Форматирование символов. Выделение, удаление, перемещение и копирование фрагментов текста. Форматирование абзацев.

Создание текстового документа по образцу.

Правила ввода текста по образцу. Выполнение упражнений.

3.2. Деловая речь и деловое письмо.

Деловая речь.

Деловая речь. Употребление слов в деловой речи. Способы изложения материала. Рассуждения. Служебные документы.

 Деловое письмо. Стили делового письма.

Деловое письмо. План изложения материала в деловых бумагах. Основные способы изложения: повествование, описание, рассуждение. Оформление письма.

 Телеграмма.

Телеграмма. Основной признак телеграфного стиля. Текст телеграммы. Сокращение текста телеграммы. Бланк телеграммы. Срочная телеграмма. Телеграмма – поздравление.

 Объявление.

Объявление. Типы объявлений. Специальные слова и терминалогия. Оформление объявлений.

 Заявление.

Заявление. Типы заявлений. Правила оформления заявлений.

 Приглашение.

Приглашение. План составления приглашения. Темы приглашений.

 Расписка.

Расписка. Виды расписок. Форма расписки.

 Правила и памятка.

Правила и памятка. Стили правил и памяток. Оформление правил и памяток.

 Характеристика.

Характеристика. Деловая характеристика. Художественная характеристика. Составление характеристики.

 

  Резюме.

  Резюме. Стандартное, изысканное резюме. Мастер резюме.

 Доверенность.

Доверенность. Содержание доверенностей. Форма составления доверенности.

 Справка.

 Справка. Справочные бланки. Оформление справок.

 Объяснительная записка.

 Объяснительная записка. Схема составления объяснительной записки.

     Инструкция.

     Инструкция. Виды инструкций. Составление инструкций.

       Протокол.

       Протокол. Реквизиты протокола. Написание протокола по форме.

3.3 Оформление документов в табличном процессоре.

Работа с табличными данными в текстовом процессоре.

Таблица. Введение данных в таблицу. Ячейки таблицы.

Создание таблицы по образцу.

Создание таблицы по образцу. Вставка таблицы. Способы перемещения по ячейкам таблицы. Обрамление и заливка таблиц.

План.

План. Оформление плана в виде таблицы.

Бланки организаций.

Бланки организаций. Бланк и его реквизиты. Обязательные реквизиты бланка.

Трафаретные письма.

Трафаретные письма. Шаблон. Форма. Технология создания документов с использованием шаблонов. Создание документов с использованием Мастеров пакета текстового процессора.

4. Используемая литература.

  1. С. Симонович и др. Практическая информатика. – М.: Аст – Пресс, 2001.
  2. С. Симонович и др. Специальная информатика. – М.: Аст – Пресс, 2000.
  3. М.А. Маркина Текстовый процессор Word. Практикум. – Рязань, 2002.
  4. Н.В. Макарова Информатика. Учебник 7-9. – М.: Питер, 2005.
  5. Н.В. Макарова Задачник по моделированию для 7-9 классов. – М.: Питер, 2004.
  6. К.П. Щепкина Обучение деловому письму. – М.: Просвещение, 1980.

5.   Методическое обеспечение образовательной программы.

п/п

Тема из плана

Форма занятия

Методы

 проведения занятия

Дидактические материалы

Техническое оснащение

Форма подведения итогов

1.

Основы ввода текста

Коллективная

Индивидуальная

Рассказ, беседа, демонстрация, практическая работа

Схемы и правила ввода текста

Персональный компьютер (ПК)

Оценка педагога

2.

Создание текста по образцу

Групповая

Мини-беседа, мини-диалог, практическая работа

Образцы фрагментов текста

ПК

Анализ работы учащихся, подведение итогов. Оценка педагога.

3.

Деловая речь

Коллективная

Лекция

Мини - диалог

Деловая речь (образцы)

4.

Деловое письмо

Индивидуальная  

Беседа, практическая работа

Образцы деловых писем

ПК

Анализ работы учащихся. Оценка педагога.

5.

Заявление

Групповая  

Демонстрация

Практическая работа

Заявления (образцы)

ПК

Оценка педагога.

6.

Характеристика

Групповая

Беседа, практическая работа

Эскизы характеристик

Работа на компьютере

Подведение итогов. Оценка педагога

7.

Резюме

Коллективная  

Беседа, демонстрация

Виды резюме (образцы)

8.

План

Групповая

Практическая работа

Эскизы планов, содержание планов

Работа на компьютере

Анализ работ. Оценка педагога

9.

Бланки организаций

Коллективная

Беседа, демонстрация,

Бланки организаций

10.

Трафаретные письма

Групповая

Практическая работа

Виды писем (образцы)

Работа на компьютере

Анализ работ. Оценка педагога.

11.

Создание документов с использованием Мастеров пакета текстового процессора

Коллективная

Групповая

Беседа, демонстрация

Правила работы с Мастерами

ПК

Оценка педагога.

6. Досуговые мероприятия.

  1. Конкурс «Поздравительная открытка» (к юбилейным датам)
  2. Участие и помощь в оформлении школьных деловых бумаг (в течение года).
  3. Операция «Открытка» (к празднованию Дня Победы. 9 мая).
  4. Оформление школьной копилки «Мастер» /макеты деловых бумаг/ (в течение года).
  5. Оформление школьных витражей (в течение года).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Образовательная программа дополнительного образования детей научно-технической направленности для обучающихся 5-7 классов "Юный компьютерный пилот"

Процесс стремительного насыщения современного общества техническими средствами массовой коммуникации, и, возрастание роли и места информации в жизни человечества в целом, каждого государства и каждого...

Программа дополнительного образования "**Компьютерная графика и анимация***"

Освоение навыков рисования с использованием технологии "TimeLine"  в программе Macromedia Flash....

Дополнительная образовательная программа дополнительного образования детей «Компьютерная графика»

Дополнительная образовательная программа дополнительного образования детей  «Компьютерная графика» . Возраст учащихся 13-15 лет. Срок реализации 1 год. Одним из главных аспектов во...

Программа дополнительного образования детей, компьютерный кружок "ИКТешка"

Трехгодичная программа предназначена для обучения детей 10-14 лет компьютерной грамотности. Количество часов: 1 год обучения - 144 часа, 2 и 3 г. о. - по 216 часов....

Методическая разработка занятия по теме "Работа с документами" к образовательной программе дополнительного образования «Основы метода «слепой» печати с элементами делопроизводства»

Методическая разработка  может быть полезна педагогам дополнительного образования в процессе преподавания  основ  современного  делопроизводства,  ориентированного ...

программа дополнительного образования учащихся «Использование музыкально-компьютерных технологий программы Guitar Pro»

программа дополнительного образования учащихся «Использование музыкально-компьютерных технологий программы Guitar Pro»...

Программа дополнительного образования Издательское компьютерное дело

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Издательское компьютерное дело» имеет техническую направленность. В ходе освоения программы учащиеся получают универсальные на...