Организация учебного занятия в системе ДОД
методическая разработка по теме

Белёва Наталья Геннадьевна

Материал для педагогов дополнительного образования.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rabota_po_kursam.doc181 КБ

Предварительный просмотр:

ГОУ ДПО Ростовский областной  ИПКи ПРО

Творческая  работа на тему

 «Организация учебного занятия в системе ДОД»

Автор: Н. Г. Белёва

педагог дополнительного образования

МОУ ДОД  Дом детского творчества

Ростов – на Дону

2011

2

Содержание

Введение         с. 3 - 4

Основная часть:

  1. Теория       с. 5 - 15
  2. Практика   с. 16 - 23

Заключение    с. 24

Литература     с. 25

Приложение   с. 26 - 27

3

Введение.

Современная система ДОД представляет собой специфическую ветвь в отечественной педагогике развития.

Эта система  обладает целым рядом качеств, которые отсутствуют или слабо выражены у основного:

  • личностной  ориентацией образования;
  • профильностью и многопрофильностью;
  • практической  направленностью;
  • мобильностью;
  • многофункциональностью;
  • разноуровневостью;
  • разнообразим содержания, форм  и методов образования;
  • индивидуализацией  образовательных программ и методик образования.

Именно дополнительное образование детей представляет собой гармоничное единство познания, творчества, общения детей и взрослых. В  отличие от общего образования,  система ДОД  не имеет государственных стандартов, за исключением  минимального объема социальных услуг  по воспитанию в образовательных учреждениях общего образования.

«Дополнительное образование детей — целенаправленный процесс воспитания, развития личности и обучения посредством реализации дополнительных образовательных программ, оказания дополнительных образовательных услуг и информационно-образовательной деятельности за пределами основных образовательных программ в интересах человека, государства. Дополнительное образование детей нельзя рассматривать как некий придаток к основному образованию, выполняющий функцию расширения возможностей образовательных стандартов. Основное его предназначение — удовлетворять постоянно изменяющиеся индивидуальные социокультурные  образовательные потребности детей» (См. Приложение к письму Минобразования России от 15.12.2002 г. № 30-51-914/16.)

4

Содержание образования в ОУДОД обычно  определяется образовательной программой, учебным планом и образовательными  программами  педагогов  дополнительного образования (тематической или интегрированной направленностей), разрабатываемых  педагогическими работниками  самостоятельно.

В  ОУДОД  при организации образовательного процесса педагоги дополнительного образования  реализуют собственные  индивидуально- авторские, модифицированные, развивающие программы, программы  допрофессиональной подготовки, культурно - досуговые,  физкультурно-спортивные программы, а также программы  углубленные по определенным образовательным направленностям для одаренных детей  и др. , используя  основную форму организации образовательного процесса –   занятие.

Характерным является то, что обучающиеся в  ОУДОД могут заниматься

как в одновозрастных, так  и разновозрастных объединениях по интересам

( учебная группа,  кружок, ансамбль, мастерская,  клуб, студия, секция, и др.)

Занятие в учреждении дополнительного образования  детей обладает целым рядом особенностей:

• оно менее регламентированное, более гибкое, свободное по составу участников, по чередованию форм работы, насыщению различными видами деятельности;

• в отличие от  школьного урока, основанного на стандартизованном программном материале, оно более динамично, носит элемент опережения; имеет другую систему оценивания.

Занятие в системе дополнительного образования детей  и школьный урок  находятся в  разных парадигмальных подходах этих образовательных систем.

В данной работе представлена методика и технология проведения  занятия художественно – эстетической направленности в системе дополнительного образования детей.

5

Основная часть.

  1. Теория

       Занятие - основной элемент образовательного процесса в ОУДОД, но сегодня существенно меняется его форма организации. Главное не сообщение информационных  знаний, а выявление опыта обучающихся, включение их в    сотрудничество, активный поиск необходимых  знаний.

Учебное занятие- это форма организации учебного процесса, ограниченная временными рамками, предполагающая специально организованное педагогом обучение детей (передача знаний, умений и навыков по конкретному предмету), в результате которого происходит усвоение детьми этих знаний, формирование и развитие умений и навыков».  

Занятие в учреждениях  дополнительного образования детей  занимает детей и подростков в возрасте от 6 до 18 лет, развивая их творческий потенциал. И педагог дополнительного образования, ориентируясь на гуманистические общечеловеческие ценности, на занятиях осуществляет целостный   образовательный процесс (развитие, воспитание, обучение детей  и подростков  в соответствии с их природными задатками, склонностями и  интересами).

Занятие в  ОУДОД - это время, которое проводит с детьми педагог дополнительного образования, организуя различную  образовательную и досуговую деятельность. Оно характеризуется тем, что личностный компонент является приоритетным  в содержании образовательной деятельности,  и основное внимание педагог дополнительного образования   уделяет развитию личностно-смысловой сферы ребенка (отношение к действительности, переживание, сопереживание,  осознание ценностных ориентиров в жизнедеятельности детского коллектива и пр.).

     Занятие в ОУДОД  не возникает случайно. Каждое   занятие  является запланированным и проводится  педагогом дополнительного образования  в соответствии с учебно - тематическим планом  реализуемой  образовательной программы.  Поэтому любое   занятие  представляет собой  цепочку одного

6

связующего звена  образовательной программы, реализуемой в конкретном  детском творческом объединении. Кружок «Художественное творчество» работает по модифицированной программе «Мир глазами детей». Главной задачей этой программы является приобщение детей к эмоциональному восприятию предметно – пространственного окружения и к самостоятельной деятельности по художественной организации среды. Отличие от других подобных программ в том, что художественная организация среды в данной программе рассматривается как процесс, объединяющий в себе законы изобразительного искусства, скульптуры, архитектуры, дизайна, декоративно – прикладного искусства и народного творчества в преломлении через композиционное структурное преобразование внутреннего и внешнего окружения человека. Ребёнок в данном случае – центр композиции.

      Каждое занятие в системе ДОД имеет четкую  структуру, представляющую собой взаимосвязь  ее компонентов, а также определенную логику, зависящую от поставленных целей, задач, методов, выбранной   формы.

Методика подготовки учебных занятий

Подготовка занятия в учебном кабинете

Предварительная подготовка педагога к занятию включает:

1) определение темы занятия;

2) продумывание общего хода занятия;

3) продумывание и отбор содержания теоретической части занятия;

4) продумывание и выбор методов теоретической подготовки детей;

5) подбор методических материалов по теме занятия;

6) выполнение практической работы;

7) составление плана занятия (при необходимости).

При разработке занятия педагог дополнительного образования внимательно изучает учебно-тематический план реализуемой образовательной программы, согласовывает определенный раздел и тему раздела с содержанием программы. Представленное для рассмотрения занятие на тему «Изменение

7

цветового пространства в разное время суток»  представлено в программе в разделе «Пейзаж».

 Педагогом продумывать специфика занятия, логика построения (взаимосвязь и завершенность всех частей занятия с подведением итогов каждой части по практическому и теоретическому материалу), определяется объем образовательного компонента учебного материала.

Целевые установки занятия должны быть направлены на определенные конкретные цели данного занятия (воспитательные, развивающие и обучающие), выходящие на реальный, достижимый результат.

Для системы ДОД характерным является реализация основ педагогики развития личности обучающегося, поэтому на первый план выдвигаются задачи

по развитию реальных творческих способностей детей и задачи нравственного, эмоционального воздействия путем реализуемой образовательной области. В данном занятии на развитие творческих способностей была направлена самостоятельная индивидуальная работа обучающихся при создании пейзажа. Нравственное и эмоциональное воздействие реализовывалось в процессе просмотра и обсуждения наглядного материала по теме.

  При разработке содержания конкретного  занятия надо обращать внимание на:

  • четкость в определении содержательных компонентов  занятия в соответствии с целями и возможностями, определяемыми данной возрастной ступенью развития обучающихся;
  • связь данного занятия с предыдущими и последующими занятиями
  • единство воспитательной, развивающей, обучающей   целей занятия;
  • применение принципа ценностной ориентации;
  •  применение необходимых методов образования;
  • сочетание индивидуальной, групповой и  фронтальной работы  с обучающимися.

8

     При организации занятия педагог дополнительного образования придерживается технологической цепочки:

- организация работы обучающихся  на доступном для них уровне, на пределе их возможностей и в приемлемом для них темпе;

- чёткое, поэтапное объяснение на высоком профессиональном  уровне теоретического  материала  по разделу или теме программы  или   обучение   практической операции;

- установка не на механическое  запоминание учебной информации, а на смысл и практическую значимость полученных знаний;

- обязательный контроль или итоговая проверка,  осуществляемые  в контексте объяснения новой темы, после ее изучения и как итоговая проверка;

- реализация индивидуального подхода на каждом учебном занятии

       На первоначальном этапе занятия педагог создает благоприятный морально-психологический климат, настраивая детей на сотворчество и содружество в процессе познавательной деятельности, на завершающем этапе - анализируются все выполненные детьми работы и отмечаются даже самые небольшие достижения детей.

      К занятию подготавливается учебно-методический комплекс: раздаточный материал, аудио, видеотека и  дидактические средства: наглядные пособия, учебные задания для индивидуальной и групповой работы, дифференцированные упражнения,  итоговые задания, тесты и др.  Педагогу  необходимо продумать методику наиболее продуктивного использования применяемого наглядного материала. Далее определяются индивидуальные задания для детей с опережением в развитии, определяется объем и форма самостоятельной работы с детьми.

Выбираются методы обучения.

Методы обучения - это основные виды деятельности педагога, обеспечивающие формирование знаний, умений и навыков, необходимых для

9

решения учебно-воспитательных задач. Сущность метода заключается в организуемом способе познавательной деятельности воспитанника, в его активности, развитии познавательных сил и способностей.

Методы обучения на занятии должны соответствовать:

  • задачам занятия;
  • характеру и содержанию учебного материала;
  •  уровню знаний, умений и навыков обучающихся;
  • материальному обеспечению занятия;
  • личным качествам педагога, его подготовленности и уровню методического мастерства;
  •  индивидуальным  особенностям,  возможностям и подготовленности обучающихся;
  •  бюджету времени.

Методы обучения применяются в единстве с определенными средствами обучения (учебно-наглядные пособия, демонстрационные устройства, технические средства и др.). Отбор методов и средств обучения зависит от цели

образования, конкретных дидактических задач, содержания обучения и реальных возможностей участников педагогического процесса.

 Приём – это способ действия, элемент того или другого метода. Успех деятельности зависит от арсенала приёмов педагога.

Форма – это внутренняя организация относительной самостоятельной деятельности.

В течение всего занятия педагог  ДО осуществляет психолого- педагогическую поддержку обучающихся, направленную на:

  • создание благоприятных перспектив учебной деятельности;
  • гуманизацию обучения (оптимизация нагрузки в соответствии с  индивидуально- психологическими особенностями учащихся (подбор индивидуальных заданий в процессе обучения);

10

  • оптимизацию нагрузки в связи с учетом динамики работоспособности; оптимизацию нагрузки  в соответствии с мотивацией  к обучению.

Педагог дополнительного образования обязан выполнять все государственные санитарно- гигиенические нормы, временной режим занятия для различных возрастных категорий детей, совершенствовать в своей педагогической деятельности методики здоровья - сберегающих систем.

Технология построения  занятия в соответствии с теорией педагогики сотрудничества (Л. С. Выготский,  С.Т.Шацкий):

- ознакомление обучающихся с будущими результатами занятия и объяснение практического значения учебного материала;

- составление крупных блоков основного содержания учебного материала;

дифференциация учебного материала для свободного выбора обучающимися заданий (при сохранении обязательного минимума);

- исключение принуждения  в  обучении и воспитании, свободный выбор уровня сложности; повторение   приемов   и   алгоритмов   выполнения творческих заданий;

- выполнение практических и творческих заданий с применением игровых и групповых форм работы, с использованием активных методов обучения;

- самоанализ и самооценка детьми результатов своей деятельности на занятии; выполнение заданий по культуре поведения, по воспитанию нравственности и т.д.

Особое внимание надо обращать на реализацию педагогами  принципа ценностной ориентации в работе с детьми.  Наивысшими ценностями, по Н. Е. Щурковой, являются:

  • человек;
  • жизнь, природа, общество;
  • добро, истина, красота;
  • труд, познание,
  • общение,  игра; свобода, счастье,

11

  • совесть, равенство, справедливость, братство.

Понимание и принятие  обучающимися  этих ценностей придает воспитательному процессу оптимальный характер, так как наивысшие ценности, в итоге, включают в себя весь окружающий  мир.

Каковы же способы педагогической реализации принципа ценностной ориентации? По мнению Н.Е. Щурковой таких способов насчитывается  три:

1) проявление педагогом собственного, личностного, ценностного отношения;

2) предъявление детям ценности для ее осмысления и проживания личного ценностного отношения со стороны детей;

 3) демонстрация ценностного отношения, проявленного кем-то, каким-то третьим лицом.

В представленном занятии воспитанникам предъявлялись для осмысления и проживания личного ценностного отношения следующие ценности: природа, красота, труд, свобода выбора. Так же присутствовало проявление педагогом личностного, ценностного отношения - демонстрация и рассказ о своих работах по теме занятия.

      Разрабатывается краткий конспект предстоящего занятия. При составлении плана- конспекта занятия педагог определяет:

  • основную цель, и если нужно, дополнительные цели;
  •  структуру (деление его на части или этапы работы);
  • содержание (теоретический и практический материал);
  • методы и приемы работы педагога ДО  и обучающихся, учебно- методическое оснащение, предназначенное    для каждого этапа  занятия;
  • формы организации работы обучающихся   на каждом этапе (педагог - детский коллектив, обучающиеся по группам, индивидуальная работа каждого обучающегося, обучающийся- обучающийся и др.).

12

Примерная схема плана-конспекта занятия в системе личностно – ориентированного образования.

1. Приветствие. Перед началом занятия приветствие всех участников занятия. Завершается организационная часть объявлением темы занятия и постановкой учебных задач.

2. Проверка имеющихся у детей знаний и умений для подготовки к изучению новой темы.

3. Теоретическая часть занятия включает в себя следующие элементы:

• изложение исторических данных по теме занятия;

• устное описание объекта практической работы

• объяснение специальных терминов по теме занятия;

• описание и показ основных технических приемов выполнения практической работы и их последовательности (технологии выполнения);

• правила техники безопасности.

4. Практическая часть занятия. Упражнение на освоение и закрепление знаний, умений, навыков по образцу на перенос в сходную ситуацию творческого характера.

Практическая работа разделяется  на определенные этапы, каждый из которых будет выполняться последовательно и представляет собой некую законченную часть работы.

Педагог вместе с детьми подготавливает материалы и инструменты, необходимые для выполнения конкретной практической работы.

Далее  обучающиеся приступают к выполнению  работы, а педагог контролирует их деятельность, оказывает помощь и консультирует, подводит итоги и проверяет правильность выполнения каждого этапа работы.

При выборе содержания практической работы педагогу необходимо учитывать:

• возраст детей;

• календарный период учебного процесса;

13

• тему учебного года;

• уровень подготовки детей;

• последние актуальные тенденции в данном виде творческой деятельности.

Очень важными при выполнении практической работы являются следующие правила:

• доведение каждой начатой работы до конца;

• обязательность ее «внешней отделки» (т.е. доведение практической работы до уровня, позволяющего ее демонстрировать);

• поощрение стремления детей к показу результатов своей творческой деятельности.

5. Завершение занятия включает в себя:

• подведение итогов практической работы;

• закрепление учебного материала;

• объяснение домашнего задания;

• организацию дежурства (при необходимости).

Затем педагог прощается с детьми и напоминает о дне и времени следующей встречи.

Можно выделить следующие основные аспекты, от которых зависят успех проведения занятия детского объединения и оценка профессионализма педагога:

1) организация занятия;

2) дидактическая деятельность педагога;

3) воспитывающая деятельность педагога;

4) профессионально-личностная характеристика («портрет») педагога;

5) характеристика учебной группы (разные грани проявления детей в деятельности).

Качество организации занятия в совокупности определяют:

• состояние документации детского объединения;

14

• соответствие темы занятия образовательной программе и плану работы детского объединения на учебный год;

• соответствие организации занятия санитарно-гигиеническим требованиям;

• учет уровня работоспособности детей;

• выполнение правил техники безопасности и охраны труда;

• рациональность использования времени на занятии;

• оптимальность оборудования и оснащения кабинета и учебного занятия;

• организация ведения документации учащихся.

Качество дидактической деятельности педагога определяют:

• опора на основные принципы дидактики;

• оптимальность используемых методов обучения, их соответствие логике занятия, возрасту и развитию детей;

• эффективность контроля педагога за учебной деятельностью учащихся;

• объективность оценок их деятельности;

• степень технической оснащенности занятия;

• уровень методического обеспечения занятия;

• оптимальность использования технических средств и методических материалов;

• умелое использование смены видов деятельности;

• обеспечение обратной связи;

• достижение поставленной дидактической цели занятия.

Качество воспитывающей деятельности педагога на занятии определяют:

• воспитывающая направленность содержания занятия, наличие в нем идейной составляющей;

• опора на основные принципы воспитания;

• решение задач нравственного воспитания;

• эффективность формирования у детей трудолюбия и трудовых навыков;

15

• использование педагогом возможностей занятия в профессиональной ориентации и экономическом воспитании детей;

• формирование у детей интеллектуальной культуры, потребности в знаниях, познавательной активности;

• реализация задач физического и гигиенического воспитания учащихся;

• обеспечение связи занятия с жизнью страны и самих учащихся;

• степень эстетического воздействия содержания и организации занятия на учащихся.

Профессионально - личностную характеристику («портрет») педагога составляют:

• знание им учебного предмета, свободное владение учебным     материалом;

• его речь;

• педагогическая культура и такт;

• внешний вид педагога на занятии;

• позиция педагога по отношению к учащимся;

• стиль педагогического руководства;

• степень воздействия личности педагога на учащихся.

Характеристику группы (разные грани проявления детей в деятельности) составляют:

• степень их активности и работоспособности на занятии;

• заинтересованность темой и содержанием занятия;

• сформированность у детей навыков самостоятельной работы;

• выполнение учащимися поставленных учебных задач занятия;

• коммуникативная активность детей, отношение к педагогу;

• интеллектуальное развитие обучающихся;

• сформированность навыков работы с оборудованием и инструментами, учебно-методическими пособиями.

16

3. Практика

Представленное занятие было разработано в системе личностно – ориентированного  образования и направлено на  инициирование субъективных свойств и потенциалов личности ребёнка, развитие её универсальных функций через самостоятельную творческую работу.

Использовались формы организации работы на занятии:

  • педагог – детский коллектив
  • индивидуальная работа каждого обучающегося.

Стиль в  общении  -  демократический.

Форма самостоятельной работы - изображение на плоскости по впечатлению или воображению.

    Методы работы: словесный, наглядный, практический, частично – поисковый.

Обоснованность выбора именно этих  методов - они наилучшим образом способствовали достижению поставленной цели, обеспечивали развитие познавательной деятельности. Их эффективность – усвоение нового материала стало более доходчивым и понятным. При выборе этих методов учитывались возможности учащихся:

- возраст 8 – 9 лет (дети наблюдательны, творчески активны, эмоционально отзывчивы)

Проводилась работа по развитию межпредметных связей  ИЗО, музыки и поэзии. 

На занятии была организована целенаправленная работа. Главный акцент на занятии – связь с личным жизненным опытом ребёнка, эмоциональное воздействие природы на него, красота природы родного края.

 В качестве педагогического контроля творческого развития детей использовалось наблюдение за проявлением знаний, умений и навыков в процессе работы. Важнейшая функция оценки на занятии – этическая (поддержать, стимулировать творческую активность, в тактичной форме указать на недостатки работы).

17

Структура  занятия
Педагог дополнительного образования  свободен в выборе структуры  занятия при условии, если данное занятие обеспечит высокую результативность образовательного процесса. Занятие подразделяется на ряд этапов, которые логически взаимосвязаны:

  • организационный;
  • проверочный;
  • подготовительный;
  • основной;
  • контрольный;
  • рефлексивный;
  • итоговый;

Каждый последующий этап отличается от другого  этапа  сменой видов деятельности, содержанием, конкретными задачами. На  данном занятии присутствовали следующие этапы:

1-ый этап - организационный.

Задачей этого этапа является  организация педагогом  дополнительного образования начала занятия (организационного момента),  включающего постановку целей (обучающих, развивающих, воспитательных), сообщение темы и плана занятия, а также первоначальную проверку  имеющихся у обучающихся знаний и умений по данной теме.  Обязательным компонентом этого этапа занятия является создание педагогом мажорного психологического

настроя обучающихся на познавательную  деятельность, применение им  приемов активизации внимания обучающихся к готовности восприятия информационного материала по новой теме.

В представленном занятии психологический настрой создавался приветствием в стихотворной форме (см. Прил. 3)

Содержание этапа: подготовка  обучающихся к работе на занятии.

 2- ой этап - проверочный.

18

Задачей этого этапа  является установление  правильности и осознанности  выполнения домашнего задания, если такое задание выполнялось, выявление пробелов в знаниях детей, их коррекция.

Содержание этапа:  проверка  педагогом домашнего задания (практического, творческого и др.), а также проверка усвоения знаний предыдущего этапа.

На занятии повторялись изученные термины по теме «Пейзаж».

3-ий этап – подготовительный( подготовка к новому содержанию).

Задачей этого этапа является обеспечение мотивации  и принятие обучающимися целей учебно - познавательной деятельности.

Содержание этапа: сообщение педагогом  темы, цели учебного занятия и мотивация учебной деятельности (познавательная беседа, проблемное задание, учебный кроссворд и др.)  На занятии мотивации учебной деятельности способствовала познавательная беседа.

4-ый  этап- основной

Основные задачи этого этапа:

усвоение новых знаний и  способов действия, первичная проверка понимания, закрепление знаний и способов действий, обобщение и систематизация знаний. На данном занятии новым знанием была цветовая гамма разного времени суток в пейзажах,  разбел и затемнение цвета; были закреплены знания о тёплых и холодных цветах, контрасте. После беседы и просмотра наглядного и видео - материала были сделаны выводы и обобщение, выработан алгоритм выполнения практической работы.

5 этап - итоговый.

Задачей данного этапа является:  анализ и оценка успешности достижения цели и  выработка стратегических ориентиров дальнейшей  работы.

Содержанием этапа является: педагог  анализирует образовательную деятельность обучающихся, поощряя их за определенные выполненные задания

и т. д. На занятии в качестве поощрения лучшие работы размещались на текущей выставке. 

19

6 этап- рефлексивный.

Задачей данного этапа является: мобилизация детей на самооценку их деятельности.  Педагог оценивает работоспособность, психологическое состояние, результативность работы, содержание и полезность работы.

На занятии в форме диалога проходил самоанализ детских работ. А так же самоанализ педагогической деятельности.

Распределение времени на занятии:

1 этап – 2 минуты

2 этап – 2 минуты

3 этап- 15 минут

4 этап - 20 минут

5 этап - 2 минуты

6 этап- 2 минуты

7 этап – 2 минуты

Всего занятие -45 минут

ПЛАН - КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ

Тема: «Изменения цветовой гаммы пространства в течение суток»

Возрастная категория обучающихся 8 -9 лет.

Вид занятия: учебное занятие – рисование по впечатлению (воображению).

Цели занятия:

  1. развивающая цель- развивать воображение, творческую фантазию;
  2. воспитательная - воспитывать эстетическое отношение к природе;
  3. обучающая - учить подбирать цветовую гамму для изображения разного времени суток в пейзаже, закрепить знание о контрастных цветах, об этапах создания пейзажа.

Методы проведения занятия:

словесный: рассуждение, беседа

наглядный: демонстрация репродукций картин, презентации

20

 практический: практическая работа красками

частично – поисковый: самостоятельная работа по подбору цвета

Материально- техническое оснащение:

  • презентация «Природа родного края», подготовленная педагогом
  • работы педагога по данной теме
  • пособия: «Затемнение и разбел цвета», «Цветовой круг».
  • гуашь, акварель (по выбору),
  • кисти, палитра,
  • ватман размера А 4.

Зрительный ряд: И. Куинджи «Лунная ночь на Днепре»,

А. Ромадин «Последний луч», К. Моне «Дама в саду»,

 К. Фридрих «Утро в горах».

Музыкальный ряд: К. Дебюсси «Вечер в Гренаде», Л. Бетховен «Лунная соната», Гершвин «Летний день».

Литературный ряд: стихотворения А. Кондратьева, Ф. Тютчева

Ход занятия.

  1. Организационный момент.  Приветствие. Проверка  готовности обучающихся к занятию.

Создание морально-психологического климата на занятии в детском творческом объединении (прил.3) Завершается организационная часть объявлением темы занятия и постановкой целей.

  1. Беседа об изменении цветового пространства в течение суток.

2.1   Повторение пройденного материала по теме «Пейзаж»:

      что такое «пейзаж», «линия горизонта», «воздушная перспектива»?

    2.2  Вводное слово учителя. Возбудить интерес можно через аналогии, способствующие концентрации внимания и сохранению интереса.  

-Свет и цвет – неотъемлемые элементы пейзажа. Пленяющие нас картины природы подчёркиваются особой атмосферой, создаваемой ими: рассвет, различные оттенки летних цветов, тенистые долины, вершины гор, освещённые заходящим солнцем, туман в лесу, неподвижная поверхность воды в озере ранним утром. Сегодня мы узнаем, как передать всю эту красоту красками.

  1. 21
  2. 2.3  Диалог – обсуждение цветовой гаммы, звуков, запахов утра, дня, вечера, ночи.

Звучит стихотворение А. Кондратьева (прил.2). Дети рассказывают о своих ощущениях от каждого времени суток.

-Выбирая определённое время для написания пейзажа, художник стремиться изобразить на картине игру света и цвета. Эта игра определяет связь между человеком и природой, пробуждая эмоции, которые художник пытается передать на картине.

Рассматриваем картины художников.

Примерные вопросы к картинам:

  • По каким признакам мы узнаём то или иное время суток?
  • Какие цвета для неба использовали художники на каждой картине?
  • Как изменяется цвета листвы, травы  в течение суток?
  • Какое настроение вызывает каждая картина? При помощи чего это выразил художник?
  • Какое время суток вам больше нравиться? Почему?

Слушаем музыкальные произведения и сопоставляем с картинами: какое музыкальное произведение вызывает настроение, соответствующее настроению одной из картин? Читая стихотворения Ф. Тютчева и

 И. Никитина (прил.1), воздействуем на фантазию и воображение детей. Просмотр работ педагога, его рассказ о замысле и подборе цвета для изображения определённого времени суток.

Находим общие черты в описании разного времени суток в стихотворениях и  картинах.

  1.     2.4 Просмотр презентации о природе родного края.
  2. После просмотра обсуждение с детьми природы родного края в разное время суток.
  3.  Примерные вопросы:
  • Видели ли вы подобные пейзажи?
  • В чем их красота?
  • Кому какое время суток больше нравиться? Почему?
  • Как надо относиться к родной природе?
  • Изображая природу, можем ли мы способствовать её сохранению? Каким образом?

        2.5 Игровой момент «Представь себе». Предлагаем детям закрыть глаза, представить каждому свой пейзаж- утренний (вечерний, ночной, дневной), используя полученные впечатления, и рассказать о нём. Словесные образы настроят на изобразительное повествование, подскажут цветовое решение.

  1. 22
  2.   2.6  Подводим итог беседы.
  3. Обобщение. Детям предлагается самим дать оценку информации. Подвести итог общему рассуждению. Выделить основную главную мысль, заложенную в материале, информации.
  4. Вывод: Утро, вечер, день, ночь имеют разную цветовую гамму.
  5. Так, ночь – это не черное, бесцветное пространство, это переплетение всех красок с чёрной или серой краской. Оживляется ночной пейзаж за счёт лунного света (если ночь лунная) или электрического освещения (в городском пейзаже).
  6. Утро – время первого солнечно луча, пробуждение природы. Все цвета нежные, туман как бы окутывает дымкой все краски (пособие «Разбел цвета»)
  7. День характеризуется насыщенными цветами. В солнечный день на освещённых местах цвета  немного «выбеливаются», а тени – резкие, контрастные (что такое контрастные цвета повторяем по  пособию «Цветовой круг»). Небо в такой день пронзительно ярко.  
  8. Вечер же богат тёплыми, земляными цветами, на небе оттенки от светло – жёлтого до бордового. Чем ближе к эпицентру заката, тем лучше освещены предметы, и чем дальше, тем они больше погружаются в темноту (пособие «Затемнение цвета»)
  9. 2.7 Обобщение. Итог общему рассуждению. Советы и рекомендации по практическому применению полученной информации
  1. Физкультминутка (прил.4)

4. Практическая работа.

Самостоятельная работа обучающихся. Изображение пейзажа утреннего (вечернего, дневного, ночного) по воображению или впечатлению.

Этапы работы:    

 1. Начинаем работу с выбора сюжета (что конкретно  будет изображено в пейзаже). Делаем установку на творчество, индивидуальность.

     2. Карандашом делаем разметку композиции: изображаем линию горизонта и обозначаем основные элементы пейзажа (подразумевается, что обучающиеся имеют первоначальные навыки построения пейзажа).

      3. Составляем на палитре оттенки неба, травы, листвы, водной поверхности и других объектов, соответствующие выбранному времени суток.  Вспоминаем, что теплые цвета «приближаются», холодные – «отдаляются».

     4. Работа красками над фоном неба и водной поверхностью (если она присутствует в пейзаже). Учитываем, что вода сама по себе прозрачна и приобретает цвет отражающихся в ней предметов, неба  или элементов ландшафта.

     5. Изображение других элементов пейзажа  с учётом воздушной перспективы. Вспоминаем, что по законам воздушной перспективы при удалении к линии горизонта все предметы уменьшаются в размерах, а цвета бледнеют и становятся более холодными, тени удалённых предметов – синеют.

     

23

5. Подведение итогов занятия. Выставка работ. Положительная оценка работы каждого обучающегося; самоанализ и самооценка детьми результатов своей деятельности на занятии; анализ характерных ошибок.

Выбираем наиболее удачные работы. В качестве стимулирования они будут размещены на выставке кружка.  

В заключение занятия поблагодарим детей за творчество, хорошее настроение и увлечённость живописью.

      6. Анализ эффективности занятия. Используется  методы: самоконтроля, устный контроль(вопросы), письменный контроль( опросный лист). Самоконтроль проводится с целью выявить те стороны методики и организации своей работы на занятии, которые привели обучающихся к успеху или, наоборот, к неудаче, с тем, чтобы на следующих занятиях повторять и развивать удачно найденные приёмы и методы, а неудачные – изменить.

Вопросы для детей:

  • Что узнали нового на занятии?
  • Что понравилось, что  нет?
  • Что хотелось бы сделать по – другому?
  • Был ли воспитательный эффект на занятии?

Обучающие заполняют «Опросный лист», в котором оценивается деятельность педагога (прил. 5)

Критерии оценки детских работ:

  • детский рисунок должен заключать в себе эстетическое отношение к миру, его личный выбор;
  • детский рисунок должен отражать индивидуальные особенности творческого развития автора определённого возраста в конкретно – историческом времени.
  • в детском рисунке должна  чувствоваться родственная причастность к природе.

24

Заключение.

 

     

Проанализировав занятие, можно сделать вывод, что цели занятия и запланированный объём  занятия в целом были выполнены. Дети были активны, показали хорошую работоспособность на занятии, заинтересованность темой, коммуникативность, сформированность навыков живописной работы и навыков изображения пейзажа. Научились наблюдать в природе и  подбирать цветовые оттенки для передачи разного времени суток в пейзаже, эстетически откликаться на красоту окружающего мира. Пример этому – интересные творческие пейзажи. Характер общения обучающихся  и педагога был положительно – эмоциональным. На занятии поддерживался благоприятный для обучения климат. Распределение времени на отдельных этапах было оптимальным.

Занятия художественно – эстетической направленности в ДО позволяют воспитывать ребёнка не только в сфере искусства, но и в широчайшем спектре жизнедеятельности человека, помогают формировать человека с яркой индивидуальностью. Творчество детей и творчество учителя – это путешествие во времени в мир изобразительных, реальных и представляемых образов, это гармоничная, духовная связь и деятельность поколений.

Представленное в данной работе занятие  - один из пунктов этого увлекательного путешествия.

25

Литература:

          1. Иванченко В.Н., Занятие в системе дополнительного образования    

         детей. –  Ростов- н-/Д, изд- во « Учитель».

2. Ермолинская Е.К., Педагогические технологии в дополнительном художественном образовании детей. – М., Просвещение, 2004г.

3. Лободина Н.В., Изобразительное искусство. – Саратов, Саратовский полиграфический комбинат, 2006г.

4. Материалы 5 областного конкурса авторских программ дополнительного образования детей. – Ростов- н-/Д, КМЦ «КОПИЦЕНТР», 2002г.

27

Приложение 2. Стихотворение  А. Кондратьева

Весенний лес хранит в секрете

 Что он увидел на рассвете,

КАК ЛАНДЫШ ДЕРЖИТ НА ВЕСУ

В СТЕКЛЯННЫХ ЧАШЕЧКАХ РОСУ.

День работал целый день –

Переделал много дел:

И жалел под вечер,

Что заняться нечем.

Постукивает поезд вдалеке,

Плеснула рыба в розовой реке,

 Присело солнце за притихший лес…

День погрустил немного и исчез.

Звезд полно на небе – и в небе, и в воде

На земле – ни огонька нигде.

Звери и букашки спать легли.

Тишина от неба до земли.

Приложение 3 .

Приветствие.

Проверь, дружок,

Ты готов  начать урок?

Все ль на месте?

Всё ль в порядке?

Все ли правильно сидят?

Все ль внимательно глядят?

Приложение  4 . Физкультминутка.

Я вышел в сад, осенний сад (ходьба на места),

На ветках яблоки висят (круг руками),

Качает ветер ветки (взмах руками).

Я в руки яблоко беру – (потянутся вверх на носочках)

Весёлые, как лето….

Закаты на одном боку (наклон туловища влево),

А на другом -  рассветы(наклон туловища вправо)

Приложение 5.

 Опросный лист.

1. Насколько прошедшее занятие было тебе интересно?

Баллы-           0   1   2   3   4   5

 

2. Насколько тебе понравилась организация проведения занятия?

Баллы-           0   1   2   3   4   5  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Организация учебных занятий в творческих объединениях УДОД

Сборник методических материалов  составлен с целью оказания методической помощи педагогам дополнительного образования в организации учебных занятий в творческих объединениях учреждений допо...

Рекомендации педагогу по организации учебного занятия(материал курсов повышения квалификации педагогических работников)

Рекомендации педагогу дополнительного образования по организации занятия ( материал курсов повышения квалификации педагогических работников)...

Проблемы организации учебных занятий в рамках реализации компетентностного подхода

Презентация содержит информацию об основных формах организации учебных занятий при реализации ОПОП....

Занятие как форма организации учебной деятельности в системе дополнительного образования

В статье описаны некоторые специфические особенности занятия как формы организации учебной деятельности в системе дополнительного образования детей, его отличия от школьного урока. Даны рекомендации п...

Выступление на Окружном семинаре "Инновационные подходы к организации учебного занятия в системе дополнительного образования"

В выступлении внимание уделяется ведущей тенденциии становления педагога дополнительного образования - включение педагога в инновационную деятельность. Инновационная деятельность педагога дополнительн...

Информационная карта занятия внеурочной деятельности + План – конспект учебного занятия в системе внеурочной деятельности "Лаборатория анатомии растений

laquo;Лаборатория анатомии растений» - аудиторное занятие, которое создает для развития у детей познавательного интереса, повышения интереса к исследовательской деятельности и способствует...