Рабочая программа внеурочной деятельности "Лидер".
рабочая программа (6 класс) по теме

Мерзликина Татьяна Анатольевна

Данная образовательная программа позволит воспитанникам приобрести опытсоциально-значимой деятельности,активной коммуникации.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma_lider.doc149.5 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЁННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ

«Марьяновский Центр детского творчества»

        СОГЛАСОВАНО                                                                УТВЕРЖДАЮ

Протокол метод. Совета                                                        Директор_____________

№ _____ от________                                                        Приказ №______ от______

                                                        

РАБОЧАЯ  ПРОГРАММА

ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

«Лидер»

(СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ) 

Срок реализации – 1 год

Возраст детей 11-12 лет

Разработчик программы:

Педагог дополнительного образования

        Мерзликина Татьяна Анатольевна,

        высшая квалификационная категория

МАРЬЯНОВКА 2013

Пояснительная записка.

Я – лидер! Как звезда на небе,

Мне ярче хочется светить,

И, познавая мир науки,

Полезным людям хочу быть.

В настоящее время очень остро стоит вопрос о дополнительном образовании школьников. Решение задач воспитания и социализации школьников, в контексте национального воспитательного идеала, их всестороннего развития наиболее эффективно в рамках организации воспитательной (внеурочной) деятельности, особенно, в условиях системы основного общего образования. Такая возможность общеобразовательным учреждениям предоставляется Федеральным государственным образовательным стандартом нового поколения. Согласно ФГОС организация внеурочной деятельности детей является неотъемлемой частью образовательного процесса в школе, а воспитание рассматривается как миссия образования, как ценностно-ориентированный процесс. Таким образом, воспитание и социализация – процессы становления личности.

Нормативно правовая основа программы.

1.Закон «Об образовании» Российской Федерации.

2. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования.

3. Концепция духовно-нравственного воспитания российских школьников (проект).

4. Примерная программа воспитания и социализации обучающихся (начальное общее образование).

5. Базисный учебный образовательный план учреждений Российской Федерации, реализующих основные образовательные программы основного общего образования.

6. Требования к условиям реализации основной образовательной программы основного общего образования (гигиенические требования)

7. Федеральный закон от 01.12.2007г. № 309-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты в части изменения понятия и структуры государственного образовательного стандарта».

8. Перечень поручений Президента РФ по реализации Послания Президента РФ Федеральному собранию РФ от 22.11.2008г. №ПР-2505 в части реализации национальной образовательной инициативы «Наша новая школа».

9.Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа» (проект).

10. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации «Об утверждении и введении в действие Федерального Государственного образовательного стандарта начального общего образования», от 06.10.2009, №373.

11. Устав ОУ.

Перед детьми – широкая и длинная дорога жизни. В ней будет все: успехи и неудачи, победы и поражения, радости и горести, любовь и разочарования – словом, все то, что и составляет полнокровную человеческую судьбу. И, конечно, каждому хочется, чтобы  в жизни было больше успешности, побед, любви, хочется прожить жизнь счастливо и ярко.

Это зависит от многих обстоятельств, но главное – от самих ребят, от их желания, старания, способностей, от умения правильно выбрать решения, особенно в переломные моменты жизни. Они  должны не просто иметь багаж знаний, а уметь применять его, уметь работать в коллективе.

Способность человека быть лидером во многом зависит от развитости у него организаторских и коммуникативных качеств. Необходимость научить подростков самостоятельно думать, решать, действовать и чувствовать ответственность за себя и других является частью социального заказа в области воспитания. Другими словами, следует говорить о развитии у детей способности к лидерству.

 В отечественной воспитательной теории и практике в решении данной проблемы накоплен достаточно большой опыт. Такой опыт апробирован и широко используется в детских оздоровительных лагерях и центрах, где каждый ребенок, попадая в новые, отличительные от привычных для него условия, может заявить о себе как о лидере, способном вести за собой и помогать достигать определенных результатов и высот.

Предлагаемая программа развития лидерских способностей «Лидер» предназначена для реализации в условиях детского коллектива. Она основана на  программе, разработанной в Марьяновском Центре детского творчества, и является частью системной работы детской районной организации «Юное поколение».

Основные идеи программы:

  • достижение лидерского первенства в товарищеском состязании нравственными методами и способами, стимулирование желания быть первым, полезным в нужной социально-значимой деятельности;
  • идея актуальной и потенциальной успешности личности школьника в процессе самореализации;
  • идея вариативности развития и самореализации личности в процессе достижения успеха;
  • идея стимулирования стремления личности ученика к успеху.

В условиях дополнительного образования актуальность образовательной программы «Лидер» продиктована реализацией компетентностного подхода в обучении с учетом его приоритетных направлений:

  • свободный выбор воспитанниками видов и сфер деятельности;
  • ориентацию на личностные интересы, потребности, способности воспитанника;
  • возможность самоопределения и самореализации воспитанника;
  • единство обучения, воспитания и развития;
  • практико-деятельностная основа образовательного процесса.

 Данная образовательная программа позволяет воспитанникам приобрести опыт социально-значимой деятельности, активной коммуникации.

Программа рассчитана на учащихся 5-6 классов. Срок реализации – 1 год. Годовая нагрузка – 72 часа. Занятия проводятся 1 раз в неделю. Согласно санитарно-гигиеническим нормам продолжительность занятий 45+45 минут с перерывом 15 минут, один раз в неделю.

 

Цель программы: создание благоприятных условий для выявления, развития и поддержки лидерских качеств одаренных детей в различных областях интеллектуальной и творческой деятельности.

Задачи:

  • выявлять и развивать лидерские и организаторские навыки учащихся;
  • способствовать реализации творческого потенциала воспитанников;
  • повышать творческую и деловую активность воспитанников;
  • воспитывать «чувство локтя», ответственности за себя и других;
  • создавать ситуации стимулирующие проявление лидерского потенциала.

Формы работы

Формы проведения учебных занятий подбираются с учетом цели и задач, познавательных интересов и индивидуальных возможностей воспитанников, специфики содержания данной образовательной программы и возраста воспитанников:

  • Деловые и ролевые игры.
  • Упражнения на взаимодействия в группе.
  • Тренинги.
  • Творческие задания.
  • Конкурсы (участие в школьных, районных, областных и всероссийских).
  • Проигрывание ситуаций.
  • Дискуссии
  • Встречи со специалистами и интересными людьми.
  • Экспресс тесты и опросы.
  • КТД.
  • Беседы.

Поскольку программа направлена на обучение детей среднего  школьного возраста, то необходимо отметить следующие принципы организации обучения:
-
Принцип гуманизации и демократизации педагогических отношений. Личностные отношения являются важнейшим фактором, определяющим результаты учебно-воспитательного процесса и включающим в себя любовь к детям, заинтересованность в их судьбе; оптимистическую веру в ребенка, сотрудничество, мастерство общения.
-
Принцип интенсивного восприятия предполагает максимальное использование различных сенсорных каналов и разнообразных их сочетаний. Такое многоканальное восприятие дает возможность лучше узнать себя самого, что с одной стороны порождает массу вопросов, а с другой, позволяет найти способы решения ранее выявленных проблем, открывая тем самым путь к собственному развитию.
-
Принцип открытого общения. Педагог сообщает учащимся о чувствах, мыслях, ощущениях, которые вызывает у него тот или иной процесс или явление. Такая открытость способствует формированию доверительных отношений, располагает к высказыванию собственных чувств, позволяет вовлечь ребят в дискуссию, помогает созданию ситуации успеха.
-  
Принцип природосообразности – необходимо учитывать природные задатки ребенка, и, опираясь на них, создавать максимально благоприятные условия для выявления способностей.
-
Принцип психологической комфортности, предполагающий охрану и укрепление психологического здоровья ребенка.
-  Принцип систематичности, т.е. наличие единых линий развития и воспитания.

В процессе освоения программы обучающиеся получат возможность формирования Универсальных Учебных Действий.

Универсальные учебные действия в программе группируются в четыре основных блока: личностные, регулятивные, познавательные, коммуникативные действия.

Личностные действия позволяют сделать обучение осмысленным, обеспечивают ученику значимость решения учебных задач, увязывая их с реальными жизненными целями и ситуациями. Личностные действия направлены на осознание, исследование и принятие жизненных ценностей и смыслов, позволяют сориентироваться в нравственных нормах, правилах, оценках, выработать свою жизненную позицию в отношении мира, окружающих людей, самого себя и своего будущего.

Регулятивные действия обеспечивают возможность управления познавательной и учебной деятельности посредством постановки целей, планирования, контроля, коррекции своих действий и оценки успешности усвоения. Последовательный переход к самоуправлению и саморегуляции в учебной деятельности обеспечивает базу будущего профессионального образования и самосовершенствования.

Познавательные действия включают действия исследования, поиска и отбора необходимой информации, ее структурирования; моделирования изучаемого содержания, логические действия и операции, способы решения задач.

Коммуникативные действия обеспечивают возможности сотрудничества – умение слышать, слушать и понимать партнера, планировать и согласованно выполнять совместную деятельность, распределять роли, взаимно контролировать действия друг друга, уметь договариваться, вести дискуссию, правильно выражать свои мысли в речи, уважать в общении и сотрудничества партнера и самого себя. Умение учиться означает умение эффективно сотрудничать как с учителем, так и со сверстниками, умение и готовность вести диалог, искать решения, оказывать поддержку друг другу.

Овладение обучающимися универсальными учебными действиями создают возможность самостоятельного успешного усвоения новых знаний, умений и компетентностей на основе формирования умения учиться. Эта возможность обеспечивается тем, что универсальные учебные действия – это обобщенные действия, порождающие широкую ориентацию учащихся в различных предметных областях познания и мотивацию к обучению.

Планируемые  результаты освоения программы внеурочной деятельности.

Программа «Лидер» позволяет добиться следующих результатов.

Личностных:

  • Целостный, социально ориентированный взгляд на мир в его органичном единстве и разнообразии;
  • Уважительное отношение к иному мнению, готовность и способность вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания, понимание чувств других людей и сопереживания им;
  • Компетентность в решении моральных проблем на основе личностного выбора, осознанное отношение к собственным поступкам;
  • Овладения навыками сотрудничества с педагогом и сверстниками;

Матапредметных:

  • Умение самостоятельно ставить новые задачи на основе развития познавательных мотивов и интересов;
  • Формирование умения планировать, контролировать и оценивать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условием её реализации;
  • Формирование умения определять наиболее эффективные способы достижения результата;
  • Умение организовать сотрудничество и совместную деятельность с педагогом, сверстниками, старшими и младшими школьниками: определять цели, распределять функции и роли участников, взаимодействовать и работать в группе;
  • Формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникативных технологий.

Предметных:

  • Сформированность мотивированной направленности на продуктивную творческую деятельность;
  • Развитие качеств, присущим лидерам;
  • Приобретение устойчивых навыков самостоятельной, целенаправленной и содержательной деятельности, включая информационно-коммуникативные технологии;
  • Продуктивно сотрудничать с участниками объединения при решении различных социально-творческих задач, КТД.

Качество реализации программы «Лидер» состоит из 3-х уровней: высокого (80-100%), среднего (50-79%) и низкого (0-49%).

Высокий уровень (80-100%): умение бесконфликтно общаться со сверстниками и взрослыми людьми; организация и проведение социально значимых акций (мероприятий) для школьников начальных классов; разработка и реализация досуговых программ.

Средний уровень (50-79%): участие в проектной деятельности; участие в реализации досуговых программ; участие в социально значимых акциях (мероприятиях) для младших школьников; знание правил бесконфликтного общения со сверстниками и взрослыми людьми.

Низкий уровень (0-49%): участие в мероприятиях Боголюбовской СОШ и ЦДТ; знание основ оформления стенного уголка; знание основ психологии и педагогики; частичное участие в реализации проектной деятельности.

        В программе формируются следующие компетентности: презентационная, познавательная, социальная.

В результате работы по  программе внеурочной деятельности «Лидер» воспитанник научится:

  • Использовать теоретические знания для анализа и решения проблем в коллективе;
  • Сотрудничать со сверстниками, педагогами, младшими школьниками;
  • Самостоятельно организовывать творческую деятельность в рамках КТД;
  • Проявлять качества лидера в различных жизненных ситуациях.

Воспитанник получит возможность научиться:

  • Взаимодействовать со сверстниками, педагогами, младшими школьниками в ходе реализации коллективных творческих проектов;
  • Выражать своё отношение к проблеме лидерства в коллективе.

Содержание программы

«Лидерское начало»: 30часов.

Блок включает в себя знакомство с детскими движениями, с районной программой «Юное поколение», тестирование на выявление лидерских качеств, тренинги, беседы по этике и этикету.

Организация досуговой деятельности: 42 часа.

Разучивание массовых игр, тимбилдинг, деловые игры, «Школа ведущих», составление конкурсных программ и организация КТД для младших школьников.

В процессе работы программа предусматривает изменения в связи с календарными праздниками и планом работы школы и детской районной организации.

Тематическое планирование

Дата

Тема аудиторного и внеаудиторного занятия

Форма организации внеурочной деятельности/

форма занятия

Количество часов

Аудит.

внеурочные

теория

практика

1-2.

Вводное занятие.  Инструктаж по ТБ. Беседа о детском объединении «Лидер». Игры на знакомство «Знакомьтесь – это мы».

Занятие -беседа

1

1

3-4.

Детское движение  в Марьяновском районе, Детская организация «Юное поколение».

Тест «Какой я лидер». Игра-тренинг «Как вести за собой».

Занятие-тестирование

1

1

5-6.

Диагностика-тест «Лидер ли я?».

Игра «Чемодан лидера».

Диагностическое занятие

2

7-8.

Выпуск стенгазеты «Это мы!»

Практическое занятие

2

9-10.

Беседа «Сколько ребят – столько судеб».

Игра «Кораблекрушение» (выявление лидера).

Занятие-беседа

1

1

11-

12.

Игровая программа «Играем отдыхая».

Занятие - игровая программа

2

13-14.

Участие в районном мероприятии «Школа лидера».

Занятие-экскурсия

2

15-16.

«Школа ведущих». Основные навыки выступления.

Занятие-практикум

1

1

17-18.

Участие в празднике «Осенины».

Занятие-практикум

2

19-

20.

«Школа ведущих». Работа над дикцией, разучивание скороговорок.

Занятие-практикум

2

21-

22.

«Школа ведущих». Тренинг «Как вести себя на сцене».

Занятие-тренинг

2

23-24.

«Школа этикета». Деловая игра «Мы встречаем гостей».

Деловая игра

1

1

25-26.

«Школа этикета».

Тренинг «Что нужно знать организатору праздника»

Занятие-тренинг

2

27-28.

Деловая игра «В мире этикета».

Деловая игра

2

29-30.

 Инструктаж по ТБ. Промежуточная диагностика.

Массовые игры на новогоднем празднике.

Комбинированное занятие

0,5

1,5

31-

32.

Проведение новогоднего праздника в начальных классах.

Занятие-практикум

2

33-34.

Как подобрать вопросы для интеллектуальной игры?

Интеллектуальная игра «Я самый умный».

Занятие-практикум

1

1

35-36.

«Упражнение Джеффа».

Разучивание «песен у костра».

Занятие-практикум

2

37-38.

Как составить конкурсную программу?

Занятие-практикум

1

1

39-40.

Составление конкурсной программы для учащихся 1 класса.

Занятие-практикум

2

41-

42.

Проведение конкурсной программы в 1 классе.

Занятие-концерт

2

43-44.

Составление конкурсной программы для учащихся 2-3 классов.

Занятие-практикум

2

45-46.

Проведение конкурсной программы в 2-3 классах.

Занятие-концерт

2

47-48.

Участие в праздничном поздравлении в ДК к празднику 8 Марта.

Занятие-концерт

2

49-50.

Что такое «Тимбилдинг»?

Разучивание игр «Ковёр», «Обстрел».

Информационное занятие

1

1

51-

52.

Игровой практикум. «Узнай кто», «Часы», «Шляпа».

Игровой практикум

2

53-54.

Игровой практикум.

«Ручка громкости», «Перевёртыши», «Театр».

Игровой практикум

2

55-56.

Беседа «Подари другому радость».

Игровой практикум. «Фоторобот», «Иностранцы».

Занятие-беседа. Игровой практикум.

1

2

57-58.

Методика конструирования КТД.

Занятие-лекция.

2

59-60.

Участие в районном мероприятии «Школа лидера».

Занятие-экскурсия.

2

61-

62.

Разработка КТД для младших школьников.

Занятие-практикум

2

63-64.

Составление сценария проведения КТД «В гостях у сказки».

Занятие-практикум

2

65-66.

Проведение КТД «В гостях у сказки» в младших классах.

Занятие-практикум

2

67-68.

Участие в публичном отчёте в ЦДТ

Занятие-экскурсия

2

69-70.

Итоговая диагностика успешности.

Досуговая программа «Хотите верьте, хотите нет».

Диагностика

1

1

71-72.

Игровая программа «Мы – лидеры!»

Игровая программа

2

12,5

39,5

20

Система оценки планируемых результатов

В соответствии со стандартами второго поколения оцениванию подлежит опыт лидерства воспитанников. Важным показателем успешности достижения результатов является участие воспитанников в различных формах культурно-досуговой деятельности объединения, класса, школы, ЦДТ.

1. Педагогическое наблюдение.

2. Ролевые игры.

3. Участие в массовых мероприятиях.

4. Беседы с родителями.

5. Анкетирование и тестирование.

6. Открытые занятия.

7. Тренинги.

8. Диагностика.

Работа с родителями

1. Посещение семей воспитанников на дому.

2. Общие и групповые родительские собрания.

3. Консультации.

4. Занятия с участием родителями.

5. Дни открытых дверей.

6. Участие родителей в подготовке и проведении праздников, досугов.

7. Работа с родительским комитетом.

8. Беседы с детьми и родителями.

9. Тренинги.

Методическое и материально-техническое обеспечение

К реализации данной программы должны быть привлечены следующие материально-технические ресурсы:

- учебный кабинет;

-пакет диагностик;

- сборники игр и сценариев;

- дидактический материал;

-наглядный и раздаточный материал для игр;

- MP 3 проигрыватель;

- компьютер;

- мультимедийный проектор;

- аудио и видеозаписи.

Реализация программы

Большие возможности для реализации программы создают интересы воспитанников, родителей, школьных учителей, представители социума поселения. Эти интересы следует целенаправленно изучать. Также особое значение при осуществлении программы имеет социальный и профессиональный статус педагога-воспитателя. Реализация программы поможет в выявлении лидеров среди учащихся школы, что в свою очередь будет способствовать в плодотворной работе школьного самоуправления. Следует подчеркнуть необходимость целенаправленной рекламы работы детского объединения, создания собственного бренда.

Литература

  1. Ананьев В.Г. К постановке проблемы развития детского самосознания. – М., 2005
  2. Бороздина Л.В. Что такое самооценка // Психологический журнал. 2006
  3. По ступенькам лидерства, ГДДюТ, 2007
  4. Закон об образовании, 2009
  5. Ильина Т.А. Педагогика: курс лекций. – М, 1984
  6. Кон И.С. В поисках себя. Личность и ее самосознание. – М., 2006
  7. Конвенция о правах ребенка.
  8. Кукушкин В.С. Психология делового общения. – М., Ростов н/Д., 2003
  9. Липкина А.И. Самооценка школьника. – М., 2006
  10. Немов Р.С. Психология. – М., 1995
  11. Подласый И.П. Новый курс: Учебник для студентов педагогических вузов. – М., 1999
  12. Саврасов В.П. Особенности развития самосознания: Автореферат канд.дис. – Л., 2005
  13.  Шильштейн Е.С. Особенности презентации // Вопросы психологии. – М., 2008
  14. По ступенькам лидерства, Омск 2008.
  15. Программа СПО ФДО «Я сам», «Возрождение», «Игра – дело серьезное», «Лидер».
  16. Энциклопедия игр и развлечений под ред.О.Турбина.
  17. Сборник сценариев для детей «Приходите к нам на праздник». Ярославль, «Академия развития», 2001.
  18. В. Рекут «Самые лучшие игры для умников и умниц». М. «РИПОЛ – КЛАССК», 2007.

Интернет ресурсы

  1. http://www.e-reading-lib.com/chapter.php/148050/198/Shamina_-_Luchshie_igry_dlya_deteii_na_svezhem_vozduhe.html
  2. http://socpedagogika.narod.ru/igr.html
  3. http://www.tvoyrebenok.ru/kommunikativnie_igri.shtml
  4. http://www.summercamp.ru/index.php5/


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Календарно-тематическое планирование (68 ч) для рабочей программы внеурочной деятельности по географии для 5-6 классов «Моя экологическая грамотность», составленной на основе Программы внеурочной деятельности «Моя экологическая грамотность 5-6 классы. Р

Календарно-тематическое планирование (68 ч) для рабочей программы внеурочной деятельности по географии для 5-6  классов «Моя экологическая грамотность», составленной на основе Программы внеу...

Рабочая программа внеурочной деятельности «Учимся мыслить»по программе Криволаповой Н.А.

Курс внеурочной деятельности «Учимся мыслить» предназначен для формирования метапредметных УУД, развития познавательных и творческих способностей и интересов, предполагает освоение способов деятельнос...

Рабочая программа внеурочной деятельности "Первые шаги в мире информатики" + рабочие тетради

Рабочая программа составлена для учащихся 3-4 класса .Занятия проводятся по группам, по 1 часу 1 раз  в две недели. Во время занятия обязательными являются физкультурные минутки, гимнастика для г...

Рабочая программа внеурочной деятельности «Хочу все знать!» (2016-2017 учебный год) (программа направлена на развитие познавательной деятельности на период 1 год)

Данный курс имеет духовно-нравственную, познавательную, исследовательскую направленность, предлагает новые для воспитанников знания, не содержащиеся в образовательных базовых предметов.Программа рассч...

Рабочая программа внеурочной деятельности "Туосчаана" (Внеурочная деятельность по изготовлению берестяных изделий в национальном стиле)

Рабочая программа составлена на основе авторской программы "Шитье из бересты"/Оконешниковой А.Ф./: Чурапча, 2000г. План рассчитан на 1 учебный год,...

Внеурочная деятельность. Рабочая программа внеурочной деятельности "Золотое перо" для 5-9 классов.

Рабочая программа внеурочной деятельности "Золотое перо" для 5-9 классов.Авторская программа «Золотое перо» для учащихся 5-9 классов. Курс составлен в соответствии с требованиями...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ тематическая, по конкретным видам внеурочной деятельности (тип программы) Занимательная математика 2021-2022 г. (срок реализации программы) 11-12 лет (возраст обучающихся)

Примерная рабочая программа курса внеурочной деятельности «Занимательная математика» разработана в соответствии с требованиями ФГОС ООО, на основе примерной основной образовательной програ...