Программа дополнительного образования детей «Русские традиции и обряды»
рабочая программа (9 класс) по теме

Логинова Наталия Евгеньевна

Программа кружка преднпзначена для учащихся 7-9 классов

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kruzhok1.doc58.5 КБ

Предварительный просмотр:

Программа дополнительного образования детей

«Русские традиции и обряды»

Возраст обучающихся – 14-16 лет;

Срок реализации – полгода.

       Составитель:

                                                 Педагог русского языка и литературы

                                   Логинова Наталия Евгеньевна

                                                    Пояснительная записка

        Несмотря на то, что понятие «традиции» известно всем, далеко не полностью осознаётся их роль в жизнедеятельности общества, особенно в плане его стабильности и преемственности поколений. Традиционность – это передаваемость определённых ценностей и опыта от поколения к поколению. При этом происходит преодоление срока жизни одного поколения: народ, нация, страна – не рождается каждый раз заново с новым поколением. Особенно высоко ценить традиции следует в периоды ускоренного развития общества, значительных общественных перемен. В этот момент народ легко может утратить свою самобытность, отражённую в языке.

        Поэтому изучение русских обрядов и традиций, русской фразеологии, русского речевого этикета является необходимой и наиболее востребованной задачей.

        Современные школьники знают о своих обычаях и традициях до обидного мало, часто их знания о культурах других народов бывают более обширными. Основные темы курса «Русские традиции и обряды» знакомят с традиционной культурой русского народа, с годовым циклом праздников, обрядов, традиций. Подобраны тексты художественной литературы, в которых описаны эти праздники, есть видео- и аудиоматериалы, знакомящие с традиционным русским искусством и русским фольклором. Данные занятия рассчитаны для учащихся среднего и старшего  школьного возраста.

        

Цель программы:

 - создать условия для формирования и воспитания духовно – нравственной личности;

 - расширить  и углубить знания  учащихся о русских традициях и обычаях

Задачи:

- систематизация, закрепление и углубление знаний о культуре русского народа;

- формирование русской языковой культуры, усиление роли русского языка как средства объединения нации;

- выработка навыков коммуникативной компетентности учащихся;

-подъём общекультурного уровня.

Содержание программы

                                         

Программа рассчитана на 19 занятий.  Каждые два занятия  рассматривается один модуль, проводится 1 раз в неделю в 4 группах.  Всего программа содержит девять модулей, рассказывающих об одном из русских народных праздниках, а также вятском фольклоре. Предусматриваются различные формы реализации программы: занятия-беседы, рассказы, занятия-путешествия, игры, викторины, занятия-экскурсии, занятия с использованием видеофрагментов, занятия с использованием фрагментов литературных произведений. В конце каждого модуля детям предлагается выполнить ряд заданий, позволяющих оценить свои знания.

1 модуль

 Масленица. О празднике. Образ масленицы. Масленичные гулянья. Масленичное блюдо – блины.

Просмотр и обсуждение сцены из фильма Никиты Михалкова «Сибирский цирюльник».

2 модуль

 Пасха. О празднике. Рецепты кулича и пасхи.

Задания.

3 модуль

 Иван – Купала – главный летний праздник. Традиции, ритуальные действия. Чтение и обсуждение отрывка из повести Н.В. Гоголя «Вечер накануне Ивана Купала».

 Папоротник – растение, с которым связаны народные поверья.

Просмотр и обсуждение эпизода из фильма Павла Кадочникова «Снегурочка».

Задания.

4 модуль

 Новый год. История Нового года. Славянские названия месяцев. Первый «настоящий» Новый год в Москве. История Деда Мороза. Великий Устюг и арктическая прародина. О новогодней ёлке. А когда родилась наша песня о ёлочке?

 Новый год в русской литературе: А.С. Пушкин (чтение и обсуждение отрывка из романа «Евгений Онегин», А.А. Блок «Ночь на Новый год», С.А. Есенин «Поёт зима – аукает», Д.В. Веневитинов «К друзьям на Новый год», Р. Кудашева «В лесу родилась ёлочка».

 Сцена празднования Нового года в фильме Эльдара Рязанова «Карнавальная ночь».

 Задания.

5 модуль

 Рождество Рождение Христово. Рождественский сочельник. Колядование. Колядки.

 Рождество в литературе:  А.А. Фет «Ночь крещенская морозна..», А.А. Блок «Рождество».

 Задания.

6 модуль

 Святки. От чего происходит название праздника. Гадания. Подблюдные гадания.

Святки в литературе: В.А. Жуковский «Светлана».

 Фрагмент фильма (сцена гадания из «Евгения Онегина»). Задания.

7 модуль

 Свадьба. История праздника. Сватовство. Рукобитье. Девичник. Венчание. Свадебные столы. Причет невесты. Причет матери. Причет на девичнике. Причет подруг невесты.

Задания.

8 модуль

Вятский фольклор. Мудрость пословиц и загадок о вятских крестьянах.

Песенные игры крестьян. Опыт поиска песенной игры в своей семье и библиотеке.

9 модуль

Итоговые занятия. Без прошлого нет будущего. Знатные люди нашего посёлка. Конкурс знатоков крестьянской культуры земли Вятской.

Учебно-тематический план

Тема

Форма

1.

Масленица. О празднике. Образ масленицы. Масленичные гулянья. Масленичное блюдо – блины.

мастерская

2.

Просмотр и обсуждение сцены из фильма Никиты Михалкова «Сибирский цирюльник».

беседа

3.

Пасха. О празднике.

путешествие

4.

 Рецепты кулича и пасхи.

Задания.

игра

5.

Иван – Купала – главный летний праздник. Традиции, ритуальные действия. Чтение и обсуждение отрывка из повести Н.В. Гоголя «Вечер накануне Ивана Купала».

Деловая игра

6.

Папоротник – растение, с которым связаны народные поверья.

Просмотр и обсуждение эпизода из фильма Павла Кадочникова «Снегурочка».

Задания.

диспут

7.

Новый год. История Нового года. Славянские названия месяцев. Первый «настоящий» Новый год в Москве. История Деда Мороза. Великий Устюг и арктическая прародина. О новогодней ёлке. А когда родилась наша песня о ёлочке?

лекция

8.

Новый год в русской литературе: А.С. Пушкин (чтение и обсуждение отрывка из романа «Евгений Онегин», А.А. Блок «Ночь на Новый год», С.А. Есенин «Поёт зима – аукает», Д.В. Веневитинов «К друзьям на Новый год», Р. Кудашева «В лесу родилась ёлочка».

 Сцена празднования Нового года в фильме Эльдара Рязанова «Карнавальная ночь».

Театральный конкурс

9.

Рождество Рождение Христово. Рождественский сочельник. Колядование. Колядки.

мастерская

10.

Рождество в литературе:  А.А. Фет «Ночь крещенская морозна..», А.А. Блок «Рождество».

Театральный конкурс

11.

Святки. От чего происходит название праздника. Гадания. Подблюдные гадания.

Игра

12.

Рождество в литературе:  А.А. Фет «Ночь крещенская морозна..», А.А. Блок «Рождество».

Литературная игра

13.

Свадьба. История праздника. Сватовство. Рукобитье. Девичник. Венчание.

рассказ

14.

Свадебные столы. Причет невесты. Причет матери. Причет на девичнике. Причет подруг невесты.

Конкурс

15.

Вятский фольклор. Мудрость пословиц и загадок о вятских крестьянах.

путешествие

16.

Песенные игры крестьян. Опыт поиска песенной игры в своей семье и библиотеке.

Конкурс

17.

Вятские ремёсла и промыслы. Умельцы и мастера вятского края.

лекция

18.

Вятский диалект. Вятский характер.

тренинг

19.

Итоговые занятия. Без прошлого нет будущего. Знатные люди нашего посёлка. Конкурс знатоков крестьянской культуры земли Вятской.

конкурс

Предполагаемый  результат: дети будут знать традиции русского народа, откроют для себя смысл русских народных праздников и обрядов, приобретут сведения из истории Вятского края.

Использованная литература

1.ПоздеевВ.А. Народная культура. К., 1999,с.б.

2.Фёдорова В.С. Окно в историю. Москва «Просвещение» 1997г.

3.Бабайлова И.П. Вятка – страна деревенская.М., «Просвещение» 1998г.

4.Трушкова И.Ю. Традиционная культура русского населения Вятского региона в 19-начале 20 вв.М., «Просвещение» 2003г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ГОУ СОШ № 854 ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ «Искусство квилинга» Педагог дополнительного образования Плотникова С.Н.

В ПРОГРАММЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «Искусство квилинга» представлена пояснительная записка, в которой отражены обоснование, программы, цели и задачи, особенности возрастной группы детей, режим за...

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ «Юный музеевед» ТУРИСТСКО-КРАЕВЕДЧЕСКАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ «Юный музеевед» ТУРИСТСКО-КРАЕВЕДЧЕСКАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ

    В связи с увеличением роли патриотического воспитания школьников огромное  значение приобретает проблема организации и деятельности школьных музеев. Школьный музей обла...

Образовательная программа дополнительного образования детей «Русские узоры » Программа ориентирована на детей от 10 до 13 лет. Срок реализации – 3 года.

Программа имеет художественно-эстетическую направленность. В ходе ее освоения дети приобщаются к искусству, познают культуру своей и других стран, приобретают практические навыки изобразительного твор...

Образовательная программа дополнительного образования детей "Русский язык сквозь призму литературного наследия" (социально-педагогическая направленность)

В содержании программы "Русский язык сквозь призму литературного наследия" осуществлен принцип комплексного подхода к изучению русского языка и литературы как предметов русской словесности.Данная прог...

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ "ПАЛИТРА" (интегрированные уроки ИЗО и ДПИ) Автор – разработчик: Топилина Юлия Геннадьевна, педагог дополнительного образования Возраст обучающихся –7-18 лет Срок реализации программы – 3 года

Данная образовательная программа отличается от аналогичных программ в некоторых важных аспектах. Прежде всего, особенностью программы является то, что ведущей формой её реализации является совместная ...

Образовательная программа дополнительного образования детей "Стрелковый клуб ТРАДИЦИЯ"

Программа Стрелкового клуба ТРАДИЦИЯ создана в 2010 году в системе дополнительного образования Нахимовского военно-морского училища. Ежегодно программа редактируется. В данном случае она представлена ...

Методическая разработка «Новогодняя игрушка-открытка» (мастер-класс для детей и родителей) к дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе дополнительного образования детей "Декоративно-прикладное творчество" для детей 7-10 лет

В основу данной  методической разработки положен собственный  практический  опыт  применения  различных материалов и техник декорирования на занятиях по декоративно-прикладном...